Нетрудоспособные женщины, дети, старики, больные (122 тыс.) были «размещены в бараках по линии Вологда—Архангельск и Вятка—Котлас»: «Теснота невероятная. Есть места, где на че¬ловека приходится 1/10 м2 площади при постройке нар в несколько эта¬жей (кубатура меньше гробовой). Полов в бараках нет, крыша сделана из жердей и слегка присыпана тающей и осыпающейся землей. Температура не выше 4°, как правило. Вшивость. При скверном питании, а для мно¬гих при почти полном его отсутствии, все это создает колоссальную забо¬леваемость и такую же смертность среди детей».
В письме приводится «Справка о заболеваемости и смертности среди высланных». Вот некоторые данные из этой справки: «По г. Архангельску за март и 10 дней апреля из 8000 детей заболело 6007... Умерло детей — 587.
По Севере-Двинскому округу на 12 апреля 1930 г. всего умерло — 784, из них детей — 634.
По Вологодскому округу с 29 марта по 15 апреля болело детей — 4850, из них умерло — 677, в том числе только за 12—13 апреля умерло 162... Причем болеют и мрут младшие возраста...»
Еще одно место из письма Толмачева: «...с высланными обращаются, как с опаснейшими заключенными, подлежащими строжайшей изоляции. Это исключает возможность использования их собственной инициативы и самодеятельности и налагает на нас совершенно непосильную обязанность их полного обслуживания. Это ведь не ящики, не тюки груза, который сам о себе не думает, а живые люди...»
Все сказанное в письме Толмачева о бедствиях выселенных семей под¬тверждается в произведениях поэта Семена Милосердова, десятилетним мальчиком оказавшегося в одном из северных спецпоселений и спасенно¬го приехавшим за ним крестным (благодаря письму Толмачева). Приве¬дем здесь стихотворение «Бараки» как подлинное свидетельство спецпосе¬ленца:
Незрячие, в метельном полумраке, Средь вологодских елок и снегов Я помню те холодные бараки Для спецпереселенцев, кулаков.
13
Январь. Трещали сосны на морозе.
Гуляли по баракам сквозняки.
На нарах умирала тетя Фрося,
И с голодухи пухли старики.
Улыбки стерла и согнула плечи
Тоскливая таежная судьба.
И только в снах еще топились печи,
Стояла под березами изба...
И нам была, мальчишкам, непонятна
Такая жизнь. И мы на весь барак
Скулили, как паршивые щенята,
Что брошены хозяином в овраг.
И я не написал бы эти строки,
Когда б не крестный, не его приезд...
Болота. Мох. Вороны да сороки.
Унылое безлюдье ссыльных мест.
И высились угрюмые, как знаки
Эпохи разоренья мужиков
Дощатые, щелястые бараки
Средь вологодских елок и снегов-^.
с
http://sovetskaya-derevnya-gla...3-1-1.htmlСемён Семёнович Милосердов
(1921 - 1988)
http://odb.tamboff.ru/tambov/liter_miloserdov.htmlБиографические данные
Фамилия: МИЛОСЕРДОВ
Имя: СЕМЕН
Отчество: ФЕДОРОВИЧ
Дата рождения: 1895
Место рождения: П.СЕМЕНОВСКАЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛ.
Место жительства: Г.СОКОЛ,СУХОНСКАЯ ЛЕСОБАЗА,УЛ.2-ОЙ ПЯТИЛЕТКИ
Дело
Дата ареста: 13.07.1937
Дата осуждения: 25.07.1937
Дата прекращения дела: 01.06.1989
Архивный номер дела: П-14477