Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Двойнины из Аккермана

исследование по отцовской линии. Злынка, Аккерман, Четатя-Албэ, Белгород-Днестровский.

← Назад    Модератор: iagodina
iagodina
Модератор раздела

iagodina

Сообщений: 115
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 57
Папина мама, в девичестве Двойнина, родилась в 1904 г и выросла в Аккермане, пока не вышла замуж за молодого кишинёвца, чистокровного молдаванина. Он работал проводником на только открытой железнодорожной ветке Кишинёв — Одесса. И его напарник решил познакомить молодого Петра с крестницей жены — великоросской Настей.
(о железной дороге - больше у NewKent https://old-akkerman.livejournal.com/12564.html)
После свадьбы молодые довольно долго жили в Аккермане в родительском доме, пока не переехали в Кишинёв, где я и выросла под рассказы бабушки.

Она много рассказывала про своего отца и его тяжелое детство, про свою бабку, которая сбежала из крепостничества в Екатеринославской губернии в телеге под горшками и дожила до 103 лет ( поэтому она сама хотела ее хоть на год пережить, но дожила до 96), про детство и сестру. Также у нее в комнате стоял на кресле большой портрет женщины в тёмном платке, ее мамы "Марины".
Тогда я, будучи еще школьницей, в журнале Левша прочла про семейное древо и сразу взялась за его рисование. Но, к сожалению, в те времена было сложно с пониманием, как развить древо, а поддержки в семье не было, поэтому дело заглохло.

Прикрепленный файл: ДВОЙНИНА_калм_анастасия.jpgДВОЙНИНА_калм_анастасия_2.jpg, 3324618 байтДВОЙНИНА_калм_анастасия_3.jpg, 1450940 байт
iagodina
Модератор раздела

iagodina

Сообщений: 115
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 57
Когда бабушки не стало, нашлась коробка со старыми метриками, выданными румынами при оккупации, фото бабушкиного отца Федора Двойнина и еще много всего.

Моей первой удачей было обращение в Одесский архив, где довольно быстро нашлась запись о рождении Федора Михайловича Двойнина, сыны Михаила Фадеева и Василисы Ивановой в 1871 г.
Метрические книги по Аккерману — Одесский архив ГАОО: фонд 901. У меня: опись 6, дело 4 Метрическая книга по свято-Вознесенскому собору г. Белгород-Днестровский 1871 г.
По словам бабушки, у Федора была еще сестра, но более она не знала.
В Измаильском архиве в документах Благочинного І-го округа Аккерманского уезда в метрических книгах о рождении, бракосочетании и смерти Соборной Вознесенской церкви города Аккерман нашлись две записи:

№ 6 о смерти Софии 16 января 1859 года, 11/2 года, от сухоты, отец: Двойнин Михаил Фадеев.
Основание: И.а., ф. 621, оп. 1, д. 2, л. 110 об.

№ 102 о рождении Пелагеи 7 октября 1861 года, отец: Двойнин Михаил Фадеев, мать: Василиса Иванова, оба православного вероисповедания.
Основание: И.а., ф. 621, оп. 1, д. 4, л. 61 об.


Федор Михайлович прожил долгие 68 лет до 8 марта 1937 года. Он был мещанином и увидев 3 периода — Царскую Россию, СССР и Румынскую оккупацию (1918-1944), прожил всю жизнь в Аккермане, как и все Двойнины старших поколений, которых я нашла в переписи 1817 г. *

*
Журнал переписи жителей г. Аккермана 1817-1818 г Нац архив Молдовы Фонд 5, оп.2, д. 496 https://www.familysearch.org/a...cc=1985804

Ревизская сказка 1835 г Аккерманского Великороссийского общества Нац архив Молдовы Фонд 134, оп.2, д7
1 часть https://www.familysearch.org/a...cc=1985804
2 часть https://www.familysearch.org/a...cc=1985804

Ревизская сказка 1850 г Уездного города Аккермана — мещан Нац архив Молдовы Ф. 134, о. 2, д. 186 https://www.familysearch.org/a...cc=1985804

Ревизская сказка 1859 г города Аккермана (10 перепись) — Великороссийского общества Нац архив Молдовы Ф. 134, о. 2, д. 453 https://www.familysearch.org/a...9PZK?i=273

Федор работал бондарем, чему обучил своего зятя Петра. Но также арендовал землю за городом, где выращивали арбузы. Бабушка рассказывала, как оставалась дома, когда взрослые уехали на бахчу, и варила борщ. Решив добавить в него красный перец, она пробовала кончик. Перец казался ей не острым, так она пробовала и снова добавляла. Когда родители вернулись с поля и сели попробовать борщ, то в нём оказалось три острых перца, еду пришлось вылить.

У них был дом по той же улице, что и Свято-Вознесенский Собор*. По спискам 1906-1907 годов выборцев в Государственную Думу в Аккермане жили с семьями: Ерофей Михайлович (владел домом оцененном для целей налогообложения в 121 рубль - скорей всего это был небольшой дом на окраине города, из камня-ракушняка или глиняных пац с соломеннной крышей) и Феодор Михайлович (жил в доме, оцененном в 55 рублей).
https://www.jewishgen.org/data...iaduma.htm
Это не был огромный дом, но в нём жила его семья и мать, а часть он даже сдавал. В семье, снимавшей часть дома, глава был полицейским, а жена — швеёй. По договорённости, она должна была учить Анастасию шить, а та приглядывала за ребенком квартирантки. Квартиранты за 2 года задолжали и не собирались съезжать. Конфликт дошёл до серьезных разборов с топором, после чего Фёдора даже арестовали.

*(Свято-Вознесенский Собор 1832 г.— Назван в честь Вознесения Христова. Когда-то на этом месте находилось турецкое кладбище. Строился храм местными мастерами в греко-русском стиле на пожертвования верующих. Строительный материал для будущего собора – камень-дикарь – свозился местными жителями в течение 30 лет. )

Со временем, Федор открыл универсальную лавку, в которой после замужества работала и моя бабушка Анастасия с мужем Петром. Бабушка была наивной и давала продукты под честное слово, накопив большой долг. Лавку пришлось закрыть.
Когда бабушка вышла замуж — молодые остались в Аккермане, где муж Петр работал в строительной бригаде на стройке коттеджей на Лимане. Он был смышленым, сам научился читать чертежи, и вскоре стал бригадиром. Также он учился у тестя бондарскому делу. После смерти Федора Михайловича семья продала дом и переехала в Кишинев на родину Петра.


Жена его, Макрина Трифоновна, была тихой женщиной, как говорила бабушка — из липован [липованами в Молдове называют переселившихся старообрядцев из России.], отец ее был молдаванин из села Молдовка (Вэдень), а мать — русской (из села Ивановка, из переселенцев Курской губернии). К моменту свадьбы Федору было уже 30 лет, а Макрине — 23 года. Умерла она на 3 года раньше мужа, 21 февраля 1934 г.
Федор чуть позднее женился повторно на Ирине в 1935 и прожил с новой женой всего 2 года.

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 734275 байт3.jpg, 1118655 байтx_9a4ff6a0-Colorized.jpg, 561018 байтz_0db0e923-Colorized.jpg, 195239 байтСвято-Вознесенский Собор 1832 г.-Colorized.jpg, 133562 байт
---
Злынка, г.Аккерман: Двойнины /Аккерманский уезд: Продан, Буколов / Кишинёв: Калмацуй / Старообрядцы Пилипы-Хребтиевские Подольская губерния: Ягодины, Повозниковы, Демьяновы, Щегловы / Оргеевский уезд: Унтила, Донос, Киселица, Чоботарь/ Орловский, Курский уезд: Буколов/ Свищ: Новоалександровка/ Пицяк
iagodina
Модератор раздела

iagodina

Сообщений: 115
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 57
Я знала только о троих детях:
бабушка моя, Анастасия — 1904 г. рождения,
сестра ее Фаня 1907 г.р.— (в метрике рождения, выданной румынами в 1962 г — Феофания, но в церковной записи Вознесенского собора — Феврония), которую увезли в Румынию в период оккупации на работу, и так она и вынуждена была там остаться на всю жизнь,
и брат Тарасий 1917 г.р.

Но при изучении в ГАОО метрик по Вознесенскому собору (Фонд 901, опись 6)
нашлись еще 4 детей:

Матрона Фёдоровна (умерла в 1902 г. в возрасте 8 месяцев)
Михаил Фёдорович (умер в 1902 г. в возрасте 5 дней sad.gif )
Гликерия Фёдоровна (родилась 12 мая 1903 года, но после 7 лет о ней нет информации)
Харитина Фёдоровна (в 1917 году умерла в 4 года от тифа)

Трое выживших детей разбросало, бабушку в Кишинёв, бабушку Фаню - в Румынию, она приезжала разок в период Союза. А дед Тарас остался жить в Белгороде Днестровском, воевал и даже получил награду За отвагу. У него остались дети, которые продолжили фамилию в Белгороде.
Когда мы приезжали в 1994 в Белгород -Днестровский, она сказал, что отчий дом уже ветхий. Фото дома у меня нет.

Анастасия унаследовала от отца светлые волосы и голубые глаза. Сестра Феофания, напротив, была брюнеткой. Различия были и в характере. Фаня была общительной, гуляла с подружками, не сказав родителям. Отец даже оставлял ее без ужина в наказание. Анастасия была домоседкой и одиночкой.


Прикрепленный файл: 00.jpg01.jpg, 233936 байт02.jpg, 262273 байт03.jpg, 355954 байт04.jpg, 318889 байт05.jpg, 190478 байт06.jpg, 296163 байт
---
Злынка, г.Аккерман: Двойнины /Аккерманский уезд: Продан, Буколов / Кишинёв: Калмацуй / Старообрядцы Пилипы-Хребтиевские Подольская губерния: Ягодины, Повозниковы, Демьяновы, Щегловы / Оргеевский уезд: Унтила, Донос, Киселица, Чоботарь/ Орловский, Курский уезд: Буколов/ Свищ: Новоалександровка/ Пицяк
iagodina
Модератор раздела

iagodina

Сообщений: 115
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 57
По матери Федора Вассе я знала семейную легенду, что она была крепостной в Екатеринославской губернии, и ее вывезли в телеге под горшками в Аккерман, где братья выдали ее замуж за русского учителя. Она была повитухой и прожила до 103 лет, так как не могла никак у мереть из-за проклятья своего сына.

Еще ребенком она отдала сына на пять лет на обучение бондарскому делу к мастеру. Хозяин использовал труд мальчика, изнуряя его домашним трудом, а не учением. Федор так устал, что при встрече с матерью просил забрать его домой, иначе он сбежит. На что мать пригрозила, что если Федор сбежит, она его повесит. И для подтверждения своих слов начала сооружать подобие виселицы, поставив сына на стул и перевесив над ним веревку. На счастье, зашла соседка и криками прекратила это. Но Федор затаил обиду на всю жизнь, пожелав своей матери, чтобы она умерла на его руках. Васса прожила 101 год, жила в доме сына и никак не могла умереть. И только когда Федор простил ее, она положила голову на его колени и умерла. Васса была повитухой, и на ее похороны пришло много людей, которым она помогла появиться на свет.

Я долго искала подтверждение легенде про 103 года, но все-таки нашла в ГАОО запись при румынах 1920 года*: умерла от старости вдова Васса Иванова Двойнина 101 год
* Фонд 901, опись 6, дело 105 Метрическая книга о рождении, браке и смерти по св. Вознесенскому собору, г. Белгород-Днестровский 1919 (01.01.1919-27.12.1920)

Хотя этот возраст вполне может быть реален, но меня не покидает мысль, что и имя, и возраст могли быть подделаны, так как многие сбегавшие в Бессарабию из крепостничества покупали себе новые документы. И такие документы могли жить не одной жизнью.
Ее вывезли под горшками, нелегально, преодолев две губернии — Екатеринославскую и Херсонскую (а может - Таврическую, кто знает точнее). Можно только представить этот длинный путь на свободу. А бизнес продажи документов был поставлен на широкие рельсы.
Как говорила бабушка, в Аккермане ее за русского выдали замуж братья. Смотря на восприемников сына Федора, закрадывается мысль, что этот солдат в бессрочном отпуске Степан Даниилов Бондаренко вполне мог быть ее братом, которого занесло в Аккерман после турецкой войны, а потом он вызволил сестру...Но это уже только мои фантазии.





Прикрепленный файл: 01.jpg02.jpg, 77315 байт03.jpg, 106456 байт04.jpg, 1086724 байт
---
Злынка, г.Аккерман: Двойнины /Аккерманский уезд: Продан, Буколов / Кишинёв: Калмацуй / Старообрядцы Пилипы-Хребтиевские Подольская губерния: Ягодины, Повозниковы, Демьяновы, Щегловы / Оргеевский уезд: Унтила, Донос, Киселица, Чоботарь/ Орловский, Курский уезд: Буколов/ Свищ: Новоалександровка/ Пицяк
iagodina
Модератор раздела

iagodina

Сообщений: 115
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 57
Отец Федора Михайловича указан в метрике рождения, как Михаил Фадеевич. И он — загадочная личность.

В этот период в Аккермане уже жил довольно большой клан Двойниных. Они переехали сюда еще до 1817 года и присутствуют во всех доступных переписях.


  • Действительно, жил Фадей Семенов сын Двойнин.
    Он присутствует в первой переписи Аккермана 1817 года, он сын Семена и Марии Двойниных. И у него в доме живет племянник Михаил Петров.
    Михаил не был усыновлен Фадеем, так как в следующей переписи у него своя семья и та же фамилия.

  • В переписи 1836 года у Фадея (46 лет) есть сыновья: Федор 19, Авраам 11, Остапий 8, Иван 6.
    Но ни в одной переписи семьи нет сына Михаила.


    Возможно, он не попал в перепись семьи, так как между переписями 1817 г и 1836 го жил уже отдельно. Но далее он нигде в перепись Аккермана не попал, хотя в метриках детей — Аккерманский мещанин.

  • Михаил есть, но с другим отчеством — Ларионович. И вторую жену Михаила Ларионовича как раз зовут Васса Ивановна.
    У него был сын Ерофей Михайлович, он тоже есть в списке избирателей Думы 1906 г.

    Если предположить, что в метрике ошибочное отчество, то возраст Вассы Ивановны все равно не подходит.
    В переписи 1859 года возраст жены Михаила Ларионовича — Вассы Ивановны —28 лет. А, исходя из возраста в метрике смерти матери Федора Вассы Ивановны — должно было быть 40.



То, что он Михаил — Фадеевич, показывают и две записи его детей:
в Измаильском архиве в документах Благочинного І-го округа Аккерманского уезда в метрических книгах о рождении, бракосочетании и смерти Соборной Вознесенской церкви города Аккерман ф. 621, оп. 1, д. 2 и 4:

№ 6 о смерти Софии 16 января 1859 года, 11/2 года, от сухоты, отец: Двойнин Михаил Фадеев.
№ 102 о рождении Пелагеи 7 октября 1861 года, отец: Двойнин Михаил Фадеев, мать: Василиса Иванова, оба православного вероисповедания.

Значит, он должен быть в ревизии Аккермана за 1859 год. Но его нет. smile_030.gif

Метрики брака пока не нашлось. Возможно, из-за не совсем легального положения его невесты. Либо женились не в Аккермане. Например, Федор Фадеевич и еще пара человек из клана фигурируют в метрических книгах Шабо, предместья Аккермана.
В Измаильском архиве просмотрены были почти все доступные фонды по Вознесенской цервки:
Ф. 625 (1850-1858 гг.), Метрические книги. г. Аккерман, Соборная Вознесенская церковь
Ф. 621 оп1 (1865-1870 гг). Метрические книги. г. Аккерман, Соборная Вознесенская церковь
Ф. 414 (1850-1864 гг.),
Ф. 414, Вознесенський собор, г. Акерман – 1832 – 1916 рр., 29 од. зб. Исповедные росписи за 1833-1836 годы, метрические книги. Крайние даты 1832-1869,1916



Поэтому, вопрос с отцом Федора — Михаилом Двойниным — пока открыт.

Прикрепленный файл: 00.jpg01.jpg, 106316 байт02.jpg, 2437590 байт03.jpg, 1944900 байт04.jpg, 1421582 байт
iagodina
Модератор раздела

iagodina

Сообщений: 115
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 57
Несмотря на то, что я не могу пока четко связать своего предка с кланом Двойниных, я решила все равно изучить их историю, как они оказались в Аккермане, кто они были и откуда.
Ведь Двойнины, можно сказать, коренные аккерманцы.

Учитывая, что изначально Аккерман был просто крепостью с форштадтом, где с переходом Бессарабии к Российской Империи в 1812 году, стоял в русский гарнизон, в Аккермане числилось всего 342 хозяйства с населением в 1727 человек*, из которых великороссийская община в 1817г насчитывала всего 255 человек: 171 мужчину и 84 женщины. *Многонациональный город был населен греками, болгарами, румынами, цыганами, евреями, греками и русскими, выходцами из разных губерний.

И из этого количества аж три домохозяйства Двойниных:

- Двойнин Антон и его жена Катерина. У них был взрослый сын Тимофей с женой Василиссой. Они жили в собственном доме в Аккермане и занимались хлебопашеством.
- Семен Двойнин с сыном Фадеем и женой Фадея Аккилиной.
- и Стефан Двойнин с женой Агафьей и дочерью Авдотьей.


Прикрепленный файл: 02.jpg
---
Злынка, г.Аккерман: Двойнины /Аккерманский уезд: Продан, Буколов / Кишинёв: Калмацуй / Старообрядцы Пилипы-Хребтиевские Подольская губерния: Ягодины, Повозниковы, Демьяновы, Щегловы / Оргеевский уезд: Унтила, Донос, Киселица, Чоботарь/ Орловский, Курский уезд: Буколов/ Свищ: Новоалександровка/ Пицяк
iagodina
Модератор раздела

iagodina

Сообщений: 115
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 57
За свою историю Белгород-Днестровский сменил множество названий, большинство из которых означают «Белый город» — предположительно, от цвета берега, полного белых ракушек.
В VI веке до н. э. древнегреческими колонистами из города Милета был основан город Тира. В середине I века до н. э. город разрушили геты.
В I веке н.э. город был восстановлен римлянами. Они называли его Alba Iulia, а после гибели города от гуннского нашествия последней четверти IV века, византийцы восстановили и назвали Маврокастро — «Чёрный замок».
В XIII веке город был завоёван ханом Золотой Орды Берке и назван Ак-Либо. Позднее генуэзцы, арендовавшие город у Золотой Орды для торговли, называли его Монкастро, исказив греческое название Маврокастро.
В XIV веке в составе Молдавского княжества город получил название Четатя-Албэ «Белая крепость». В 1438—54 годах под руководством мастера Федорка построена крепость.
В Османской империи назвали Аккерман — «Белая крепость». После аннексии Бессарабии Румынией (1918) город вновь получил название Четатя-Албэ (рум. Cetatea Albăa_003.gif — «Белая крепость». Это название является официальным на румынском языке и в настоящий день. В ХХ веке город получил название Белгород-Днестровский.
Изначально Аккерман был просто крепостью с форштадтом, где с переходом Бессарабии к Российской Империи в 1812 году, стоял в русский гарнизон. Многонациональный город был населен греками, болгарами, румынами, цыганами, евреями, греками и русскими, выходцами из разных губерний. В Аккермане числилось всего 342 хозяйства с населением в 1727 человек.

Почитать про Аккерман: Батюшковъ П.Н Бессарабія. Историческое описаніе https://disk.yandex.ru/d/VflnmGQaviSzyA

Журнал переписи жителей г. Аккермана 1817-1818 г Нац архив Молдовы Фонд 5, оп.2, д. 496 https://www.familysearch.org/a...cc=1985804

Ревизская сказка 1835 г Аккерманского Великороссийского общества Нац архив Молдовы Фонд 134, оп.2, д7
1 часть https://www.familysearch.org/a...cc=1985804
2 часть https://www.familysearch.org/a...cc=1985804

Ревизская сказка 1842 г Нац архив Молдовы Фонд 134, оп.2, д762 о жителях г. Аккерман, без документов, не имеющих никакой оседлости и не вошедших в родство с коренныами жителями
1) https://www.familysearch.org/a...cc=1985804 https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:33SQ-G5YR-84Y?i=694&cc=1985804&cat=1231446
2) продолжение https://www.familysearch.org/a...at=1231446
3) https://www.familysearch.org/a...at=1231446

Расшифровка сказки: https://disk.yandex.ru/i/gDAoYEpDLgnQuQ

Ревизская сказка 1850 г Уездного города Аккермана — мещан Нац архив Молдовы Ф. 134, о. 2, д. 186 https://www.familysearch.org/a...cc=1985804

Ревизская сказка 1859 г города Аккермана (10 перепись) — Великороссийского общества Нац архив Молдовы Ф. 134, о. 2, д. 453 https://www.familysearch.org/a...9PZK?i=273

Прикрепленный файл: 1883.jpg76208_900.jpg, 104485 байт834524-Colorized.jpg, 252922 байт15419187042d1.jpg, 269166 байтCL242L53eMQ.jpg, 224178 байтz_0db0e923-Colorized.jpg, 195239 байтz_9b52eaf7.jpg, 174896 байтz_849d2eaa.jpg, 107255 байтz_b6f5a8e3.jpg, 138264 байтz_bac66f65.jpg, 215801 байтСвято-Вознесенский Собор (1832 г.).jpg, 188591 байт
---
Злынка, г.Аккерман: Двойнины /Аккерманский уезд: Продан, Буколов / Кишинёв: Калмацуй / Старообрядцы Пилипы-Хребтиевские Подольская губерния: Ягодины, Повозниковы, Демьяновы, Щегловы / Оргеевский уезд: Унтила, Донос, Киселица, Чоботарь/ Орловский, Курский уезд: Буколов/ Свищ: Новоалександровка/ Пицяк
← Назад    Модератор: iagodina
Вверх ⇈