Этнографическое обозрение. Кн. 88-89. N 1-2
Костоловский И. В. Из свадебных и других поверий Ярославской губернии C. 248-251
1911
1. «Подножное».
Въ настоящее время среди ярославскаго крестьянства существуетъ слѣдующее повѣрье, по поводу «подножья», т.-е. того плата или куска матеріи, который стелется подъ ноги молодыхъ, въ церкви, во время вѣнчанія. Обыкновенно подножье, послѣ вѣнчанія, поступаетъ въ пользу причта (чаще - причетнику). Во многихъ мѣстахъ подножье, здѣсь же въ церкви, свахи беруть себѣ, а причетнику выдають за него деньги. Оно берется свахами для того, чтобы на молодыхъ не могла подѣйствовать порча, такъ какъ, «подножье» послѣ вѣнчанія считается священнымъ предме томъ (а все священное - отгоняетъ нечистую силу).
Въ первую ночь новобрачныхъ «подножье» кладуть подъ пери- ну, -то же изъ боязни порчи: если, подножье" постлано подъ молодыхъ для спанья, - никакая порча не можетъ подѣйствовать, говорить народъ.
2. Молодые на столованье.
По пріѣздѣ молодыхъ послѣ вѣнца изъ церкви и послѣ обычной встрѣчи ихъ родителями, на крыльцѣ дома, -молодыхъ за руки береть тысяцкій, ведетъ и сажаетъ за столъ на приготовленномъ мѣстѣ, - гдѣ для ихъ сидѣнія, на лавкѣ, постилается не бывшая еще въ употребленіи выдубленная овчина, овчину по обыкновенію накрываютъ чистымъ бѣлымъ холстомъ; но надо замѣтить, что молодыхъ въ это время отнюдь не сажають противъ окошекъ, а непремѣнно къ стѣнѣ въ такъ называемый простѣнокъ", т.-е. между окнами, такъ, чтобы молодыхъ съ улицы не было видать черезъ окошко. Ближайшее къ молодымъ окошко, въ лѣтнее время, даже и не отворяють. Любопытно также отмѣтить и то, что столы, предназначенные для столованія гостей и поѣзжанъ, должны составляться такъ, чтобы столь со столомъ, какъ говорятъ, не, стыкались - противъ сидящихъ новобрачныхъ, а если и случится необходимость соединить столы въ указанномъ мѣстѣ, то ихъ очень крѣпко соединяють, столь со столомъ, и поверхъ столовъ накрываютъ скатертью, у которой середина должна лежать на соединительномъ рубцѣ столовъ. Все это дѣлается изъ боязни, чтобы не сглазили и не испортили жизнь новобрачныхъ. Повѣріе это широко распространено. Нельзя также пройти молчаніемъ и того обычая, который намъ пришлось наблюдать въ одномъ изъ крестьянскихъ брачныхъ столованій, а именно, но- вобрачные, по обыкновенію, за столомъ вмѣстѣ съ гостями не ѣдять, а должны исполнять желаніе присутствующихъ за столомъ, т.-е. на требованіе гостей: "Горько, горько " - цѣловаться, но вмѣстѣ съ тѣмъ должны и строго слѣдить за собою, чтобы ихъ руки постоянно были закрыты столовымъ полотенцемъ - въ противномъ случаѣ, злые люди могутъ причинить порчу молодымъ.
Обычай этотъ началъ уже блѣднѣть, и часто приходится видѣть молодыхъ, сидящихъ съ руками не покрытыми.
3. Спанье молодыхъ на холоду.
Крѣпко держится и тотъ обычай, что новобрачные должны послѣ брака долгое время спать на холоду - гдѣ-либо въ холодной горницѣ или на чердакѣ, несмотря на жестокую холодную погоду. ,,Ну-у-у, пускай спять на холоду, — лучше молодуха любить мужа будеть", говорять родители новобрачныхъ. Допрежь мы и всё ка спали молодыми-то на холоду, а стужища-то какая была, -галка на лету мерзла".
4.Крутильное" и "почесное" вино.
Во время свадьбы главную роль въ угощеніи составляетъ вино. Въ сговорку, которая бываетъ въ домѣ невѣсты, женихъ, по обык- новенію, привозить изъ своего дома вина 1/4 или 1/2 ведра и сдаеть его невѣстинымъ родителямъ. Этимъ виномъ угощають гостей, присутствующихъ въ столѣ сговорки, а равно подносять т. н. «глядѣльщикамъ» — сосѣлямъ, приходящимъ посмотрѣть на жениха и невѣсту и на пріѣзжихъ новыхъ гостей. Часто приходится слышать отъ мужичковъ, собирающихся идти на сговорку, такіе разговоры: "А мы вечёрсъ на почесье были и винца, почесного" стаканчика по три выпили“. „Ужъ што и за сговорка за хорошая была, ужъ насъ честили, честили (т.-е. угощали) вином-то-просто стрась!" - Отсюда и вино получило название:
«Почесное вино».
Аналогично съ, «почеснымъ» виномъ, существуеть еще названіе:,крутильное вино“. Названіе, «крутильное» получилось отъ слѣдующаго обычая: обыкновенно, когда свадебный поѣздъ съ женихомъ отправляется къ церкви для вѣнчанія, то берется и вино 1/4 или и болѣе.
Здѣсь невѣсту въ былое время свахи раздѣвали, т.е. снимали головной уборъ и наряды, распускали у новобрачной на головѣ волосы, и здѣсь же свахи одна по правую, другая по лѣвую сторону заплетали у новобрачной двѣ косы и при этомъ старались, выражаясь ихъ языкомъ,, покрѣпче закрутить косы"( 1) Въ настоящее время обычай закручивать косы у новобрачной вывелся. Невѣста и среди крестьянскаго сословія уже вѣнчается, подъ увалью", но названіе,крутильный обычай" сохранился только въ одномъ выпиваніи вина.) Здѣсь же на новобрачную надѣвали и повойникъ на голову; подносили ей зеркало и говорили: "ну-у-у, ты теперь, голубушка, ужъ баба". Въ это время поѣзжане пьютъ т. н. „крутильное вино". На крутильное приходить дозволено кому угодно. Здѣсь можно встрѣтить и нищаго, и прохожаго, и прилично одѣтаго поселянина. «Гдѣ сватъ былъ?» -, да на крутильное вино пить ходилъ", говорить встрѣтившійся крестьянинъ крестьянину.
5. О грѣхѣ втыканія желѣзныхъ шпилекъ въ головную косу.
Большимъ и непростительнымъ грѣхомъ считается для женщины втыканіе въ голову желѣзныхъ шпилекъ, особенно грѣшно въ шпилькахъ, находящихся въ головѣ, приступать къ св. причастію: т. к., по повѣрію народа, Іисусъ Христосъ терпѣлъ мученія отъ желѣзныхъ гвоздей, то, чтобы не быть подражателями тиранамъ Іисуса Христа, женщинѣ отнюдь не дозволяется носить въ головѣ желѣзныхъ и другихъ шпилекъ (2) Многія женщины совершенно не носять въ головѣ желѣзныхъ шпилекъ.). "Женщина, говорятъ, должна имѣть двѣ косы и завязывать ee т. н. „косоплёткой". Молодое поколѣніе этого обычая не придерживается — шпильки носять.
VI. Потѣніе лошади отъ грѣховъ хозяина.
Въ Мышкинскомъ уѣздѣ существуетъ слѣдующее повѣріе. Одинъ зажиточный крестьянинъ былъ привезенъ своею лошадью къ своему дому мертвымъ. Народъ говорилъ, что передъ этимъ несчастьемъ лошадь умершаго крестьянина, — куда бы онъ на ней ни поѣхалъ, всегда пріѣзжала съ нимъ не только потная, но даже вся мокрая, несмотря на то, что на лошади ѣздилъ онъ съ большой аккуратностью. Это потѣніе было какъ будто предзнаменованіемъ большого несчастія семьѣ хозяина. Такъ и вышло: хозяинъ умеръ. По повѣрію народа, лошадь потѣетъ отъ везенія большого груза, а грузъ есть: грѣхи хозяина. По тому же повѣрію, всѣ лица, умершія внезапно, есть грѣшники, т. к. Псалмопѣвецъ говоритъ, что „смерть грѣшниковъ люта“.
Умершій внезапно есть грѣшникъ; „безъ причасія умеръ, да его и животъ-то (лошадь) едва могла возить, т. к. на немъ много грѣховъ сидитъ». Аналогичное повѣріе о потѣніи лошади существуетъ еще и по слѣдующему поводу: если мужъ и жена имѣли coitum, да послѣ этого не помылись, то они считаются нечистыми, грѣшными, и вотъ если они куда-либо въ такомъ видѣ поѣдутъ, лошадь встаетъ въ пути, устанетъ и придетъ мокрая: «вонъ у меня вечорсь окаянные-то всю лошадь измучили, — да что, голова, поѣхали „поганые“ (т. е. не мытые), — ну и не везетъ: вѣдь живото-тъ вона, всё понимаетъ, только не говоритъ».