Anutka111 Модератор раздела
Тверь Сообщений: 51 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 21 | Наверх ##
10 июня 2024 14:38 ОПЕКАЛОВСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Дела великие вершились в старину, Посады строили и земли укрепляли. Но расскажу я вам историю одну, Как Божьи храмы по России вырастали! (А. Горбунов).
Заядлые ржевские грибники и ягодники знают один потаённый уголок на истоке речки Бойня. Это лесное местечко находится недалеко от сельца Денежное, прямо на пограничье Ржевского и Старицкого районов. Всякий раз, как туда наведаешься, без большого лукошка лесных даров не останешься, а то и редких трав для целебных снадобий насобираешь. Да, диковато там, иной раз сумрачно и страшно бывает, будто сам леший за тобой ходит, как рассказывают бывалые охотники. И ведь есть у этой лесной сторонки свои тайны и легенды. Ведь прежде там располагалась старинная обитель, а позже – пустынь...
ЖИЗНЬ МОНАСТЫРСКАЯ Опекалов монастырь находился в верховьях р. Бойня, неподалеку от деревень Новый и Старый Рукав. Было там 8 келий и 2 деревянные церкви: тёплая – Покрова Пресвятой Богородицы, холодная – Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Одно время Опекаловский и Крестовоздвиженский монастырь в Ржеве входили в общую территорию Московского Иосифо-Волоколамского монастыря. Ещё в начале ХХ века недалеко от Мологинского казённого лесничества (ныне относится к Ржевскому району) стояла часовня, построенная на месте бывшего мужского Опекаловского Вознесенского монастыря и разрушенного, как свидетельствуют легенды, при литовском нашествии. А в 100 саженях к Мологину, близ дороги, был установлен старинный крест из старицкого известняка высотой в полтора аршина. Существует предание, что здесь похоронен настоятель монастыря, убитый литовцами (после его смерти братия покинула это место). Кстати, на Ржевской земле в разное время действовали несколько монастырей, которые являлись не только религиозными, но и культурными центрами. Из истории известно, что с XIII по XVII век жизнь в таких обителях обрастала крепкими корнями, поскольку существовали все необходимые условия для их обустройства и жизнедеятельности. О монастырской жизни в Ржеве, в частности, свидетельствует грамота Ивана Грозного, который в 1547-м отправился по святым местам: «7055 года сентября 15 выехал великий князь Иоанн Васильевич с Москвы к Троице... И оттоле по монастырям поехал на Волок и на Ржеву...». В книге «Цветущее состояние Всероссийского государства» И.К. Кириллов даёт уникальную характеристику нашему городу в конце петровского правления: «Ржева Владимирова. Город деревянный, рубленой, 2 башни проезжих, стоит на Волге, от Твери в 100 верстах... По ведомости Камор-коллегии показано в этом городе и в уезде церквей 124, монастырей – 7». При этом, согласно исторической справке 1898 года, в пределах территории нынешней Тверской области некогда действовали более 100 монастырей – обителей, где Русь духовно возрастала, и не в последнем их десятке значились ржевские святые места. В самом же Ржеве и пригороде в XVI-XVII веках действовали 4 монастыря: Воскресенский, Дмитриевский, Крестовоздвиженский и Христорождественский. Они не были столь большими и величественными, как, например, Иосифо-Волоцкий монастырь или Троицкий в Селижарове, что находился тогда на северной окраине Ржевского уезда. Как правило, это были небольшие монастыри при приходских храмах.
ИЗ ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ Но вернёмся к нашему рассказу об Опекаловской обители. В 1524 году старицкий князь Андрей Иванович подарил озеро Денежное Успенскому монастырю. Рыбную ловлю монастырь сдавал в аренду «за десять рублей и десять пудов рыбы в год». Тогда, по-видимому, и было положено начало Опекалова Вознесенского монастыря. Из документов известно, что во время Смуты (1598-1613) монастырь был разорён польско-литовскими интервентами, а затем – заброшен. Всю первую половину XVII века он находился в запустении. И лишь сорок лет спустя, начиная с 1653 года, усилиями старца Зосимы, бывшего игумена Иосифо-Волоколамского Вознесенского монастыря, Опекалова обитель стала возрождаться. Правда, из Опекаловой пустоши его перевели в село Денежное, которое всегда являлось монастырской вотчиной. Там заново отстроили церковь Вознесения Господня с двумя дополнительными приделами – Алексея, человека Божия, и Марии Египетской. В 1680-м Опекалов Вознесенский монастырь был приписан к известному ещё с XV века Иосифо-Волоколамскому монастырю, который имел статус духовного центра Руси. Его основатель, Иосиф Волоцкий, слыл талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре было собрано несколько тысяч книг (почти все они сохранились в разных библиотеках), велась подробная летопись. В ризнице, помимо уникальной драгоценной утвари, находилось значительное количество икон, где особое место занимали творения прп. Андрея Рублёва. На фоне общей высокой культуры и образованности среди монахов были настоящие самородки – таланты с литературным и музыкальным даром. Предполагаем, что лучшие традиции духовного обустройства Иосифо-Волоколамского Вознесенского монастыря настоятели Опекаловой обители возродили и на нашей земле. Новые данные подтвердили предположение о том, что расцвет обители пришёлся на вторую половину XVI века и был связан с закатом последнего удела феодальной Руси – Старицкого княжества. В это время монастырь стал оплотом боярской оппозиции жестокому правлению царя Ивана Грозного, а князь Владимир Старицкий – реальным претендентом на царский престол. Игумен Опекалова монастыря Корнилий дал согласие стать душеприказчиком богатых и знатных бояр Ивана Карамышева и Григория Вельяминова, которые завещали доходы от своих московских поместий в пользу монастыря. Крупный земельный вклад в Опекалов монастырь сделал и князь Василий Пронский, впоследствии жестоко замученный Иваном Грозным. Все трое составляли центр боярской оппозиции Ивану IV (скажем, В. Пронский принимал активное участие в работе Земского собора 1566 года и выработке требований об отмене опричнины). Тихий и отдалённый, затерянный в лесах Опекалов монастырь превратился в убежище бояр-крамольников. Здесь молились за живых сторонников старицкого князя и поминали погибших, сюда готовились на монашеский подвиг опальные бояре... Опекалов Вознесенский монастырь пользовался покровительством князей Старицких. В местной мастерской лицевого шитья трудились лучшие художники-иконописцы и мастерицы-вышивальщицы. Настоятель приглашал к себе как местных, так и московских умельцев. Благодаря богатым пожертвованиям, монастырь смог приобрести разнообразную церковную утварь, расписать многочисленные иконы и пригласить на клир талантливого распевщика. По всей вероятности, именно из Москвы и прибыл в Опекалов монастырь мастер хорового дела. Прекрасно ориентируясь в своде бытовавших распевов, он создал новые, которые заметно выделяются среди других индивидуальным почерком. Два из созданных им песнопений – «Трисвятое надгробное» и стихира на целование Плащаницы «Приидите, ублажим Иосифа» – перекликаются между собой сходными крюковыми попевками и гибким ладовым мышлением. Оба песнопения принадлежат Большому распеву. Кстати, до сих пор в Покровском храме Ржева во время богослужений исполняют эти древние старинные монодии.
ВЫХОДЦЫ ИЗ ОПЕКАЛОВСКОЙ ОБИТЕЛИ К концу XVII века Опекалов монастырь окончательно пришёл в упадок. Из архивных документов следует, что к 1734 году от него осталось лишь несколько ветхих построек; монахи оттуда ушли ещё раньше. Предки многих известных священников ржевской земли вышли из Опекаловой обители – Александрийские, Афанасьевские, Вишняковы, Рубцовы, Опекаловские. В начале XVIII века в Опекаловском Вознесенском монастыре служил первый известный на сегодня представитель этого рода, – иеромонах Ефрем, в миру Еремей. У него было два сына, два Фёдора – старший и младший. Их прямые потомки не одно столетие служили клириками (священники, дьячки, пономари) тут же, уже в приходском храме. Внуки учились в Тверской духовной семинарии. А многие правнуки стали выдающимися людьми, отмеченные государством за доблестные заслуги и верное служение Отечеству. Большую ветвь священников для Тверской земли (и не только) дал род Вишняковых. Один из первых – Яков Андреевич (1790-1812) – служил в ополчении во время Отечественной войны 1812 года, с поля боя не вернулся. Его родной брат Иван Андреевич (1797-1864), окончив Тверскую духовную семинарию, около 40 лет был священником погоста Сковоротынь Ржевского уезда (1825-1864), благочинным. Один из правнуков – Николай Михайлович Вишняков (1900-1968) – известный краевед, уважаемая личность. Родился он в д.Тупицино Гриминской волости Ржевского уезда. Окончил Сытьковскую школу. В 1919-м был призван в Красную Армию, позже учился на курсах при Тверском педагогическом институте, на историческом отделении. С 1922 года Николай Михайлович занимался преподавательской деятельностью в Ржеве. Здесь его избрали в городской совет, он возглавлял отдел народного образования. С 1931-го и до начала войны работал в горисполкоме, затем воевал. За участие в боевых действиях награждён медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в 1941-1945 годах». Вернувшись после победы в родной город, Николай Вишняков возглавил городской совет, непосредственно занимаясь восстановлением Ржева. В период с 1951-го по 1957 год работал директором литейно-механического завода, откуда и вышел на пенсию. А затем все свои силы, накопленный жизненный опыт и энциклопедические знания Николай Михайлович вложил в свои любимые детища – Ржевский краеведческий музей и книгу «Ржев». Издание увидело свет в 1968 году, тогда же Н.М. Вишняков скончался. Позже ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Ржева».
СКВОЗЬ ВЕКА В 1734 году в Опекаловской обители села Денежное числились два храма – монастыря уже не было. Само село по сей день стоит на берегу озера Денежное. Старожили и сейчас рассказывают легенды об этой таинственной местности. Так, например, происхождение названия озера объясняется тем, что во время литовского нашествия монахи Опекаловского монастыря схоронили на дне клад, который впоследствии не смогли достать. С тех пор озеро и прозвали «Денежное». Ко всему прочему вода во множестве родников в этом месте содержит большой процент серебра. В 1782-м в с. Денежное построили деревянную Вознесенскую церковь с двумя престолами – Вознесения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы. В 1901 году в приходе значились 269 хозяйств и 2521 человек (1209 мужчин и 1312 женщин). При советской власти (1937-й) местная Вознесенская церковь была закрыта, через год её перестроили под школу, а в войну она сгорела. |