Из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей». Том III. Озерная область. СПб, 1900. С. 164-165, 377.
«…Далее по своему значению следует разработка известковых залежей для строительных целей, сосредоточенная главным образом в Петербургской губернии. Центром промысла в последней служит Путиловская волость Шлиссельбургского уезда, все решительно селения которой посылают в большем или меньшем числе рабочих на плитные ломки; для крестьян села Путилова и трех тесно прилегающих к нему деревень – Горной Шальдихи, Валовщины и Петровщины плитный промысел составляет единственный источник средств существования, так как земледелием жители этих селений не занимаются; кроме Путиловской вол. промысел довольно развит еще в Порецкой и Ивановской волостях того же уезда.
В работах на плитоломнях принимает участие все местное население – взрослое и малолетки обоего пола; работа распадается на несколько стадий; сперва снимается верхний слой почвы, и очищается таким образом место для ломки (“очисть”), далее происходит самая ломка плиты, затем вывозка ее из “очистей” и, наконец, вывозка на канал; все работы над плитой вредно отзываются на здоровье рабочих, вызывая специальные болезни глаз и легких.
Размеры путиловских ломок, как и всех соседних, за последнее время еще более разрослись вследствие строительной горячки в Петербурге; промысел здесь получил совершенно капиталистический характер; хозяевами всего плитного дела является несколько десятков плитопромышленников разной степени состоятельности, причем у нескольких оборотный капитал доходит до 200 тысяч рублей.
Ломщики, т. е. крестьяне, давшие высшую цену на торгах и тем получившие право на добычу плиты (торговаться могут только местные крестьяне-общественники), представляют собою бесплатных приказчиков плитопромышленника, по распоряжению которого торгуются на участки, нанимают рабочих “полетчиков”, наблюдают за работами, несут расходы на ковку и пропитание лошадей и при всем этом несут весь риск предприятия, так как получают вознаграждение только в том случае, если им удастся выработать плиты на сумму, большую против исчисленной промышленником. Рабочие же “полетчики” находятся в еще более тяжелой кабале у плитопромышленников, так как оплату за труд они получают не деньгами, а плохим и дорогим товаром из лавки промышленника или обязательством со стороны последнего уплатить повинности и подвергаются целому ряду иных злоупотреблений.
Плиту ломают еще в некоторых местностях Новоладожского уезда, где крестьяне, как и в Шлиссельбургском у., работают на ломках плитопромышленников, предпочитая сдавать плитные залежи на своих надельных землях в аренду, так как добытую ими самостоятельно плиту, за неимением средств для доставки ее в Петербург, все-таки приходится сбывать тем же промышленникам за дешевую цену… Для обжига на известь идет Тосненский известняк, находящийся близ с. Никольского на р. Тосне…
Верстах в 10 от Шлиссельбурга по Ладожскому каналу (каналу Имп. Александра II) лежит с. Нижняя Назья, при р. Назье, с населением более 800 человек, близ которого находятся прекрасные ломки силурийского известняка.
В 5 в. от Назьи, при старом Ладожском канале находится дер. Шельдиха, в просторечии называемая Канавной Шельдихой, в отличие от лежащей менее чем в двух верстах к югу с. Горной Шельдихи. Шельдиха расположена при речке Шельдихе, в устье которой производится главная нагрузка путиловской плиты; жителей в ней более 400 человек.
В Горной Шельдихе имеется около тысячи жителей. В версте от последней деревни находится громадное волостное село Путилово, с населением более 2 ½ тысяч человек; следовательно, по населенности этот пункт имеет большие размеры, чем многие даже уездные города нашей области, напр. чем Олонец, Повенец, Пудож, Лодейное Поле, Демянск, Гдов и др.; в селе бывают зимой и летом ярмарки. Жители села Путилова и окрестных его деревень, кроме уже вышеупомянутых Шельдихи и Горной Шальдихи, еще Петровщины, Валовщины, Троицкого, Мучихина, Замошья, Никольского и др. занимаются ломкой пластов силурийских известняков, залегающих уступом близ юго-западного берега Ладожского озера. В гребне высот известняк залегает под слоями песка и глин, имеет мощность до 1 сажени и делится на две толщи – верхнюю серовато-белого цвета, обладающую большой плотностью и нижнюю – зеленовато-красного цвета; в обеих толщах встречаются окаменелости. Путиловский известняк идет преимущественно для цоколя; плиты отправляются в Петербург для настилки им тротуаров и закладки фундаментов.
Верстах в 9 от Шельдихи, при канале Петра I расположена на р. Лаве д. Лаврова, уже в пределах Новоладожского уезда; в селении более 300 жителей, и существует лесопильный завод г-жи Исполатовой, распиливающий досок, при 30 рабочих, на 12 тыс. рублей.
У д. Лавровой Шлиссельбургско-Новоладожский почтовый тракт, до сих пор шедший вблизи и притом совершенно параллельно каналам, сворачивает в сторону и продолжает идти по более прямому направлению на Ладогу, по уступу силурийских известняков. Р. Лава известна своими обнажениями силурийских известняков с характерными окаменелостями. Верстах в 18 от д. Лавровой к востоку, при р. Юте расположен Теребужский погост, который существовал уже в 1500 г., находясь в Вотской пятине и имея к себе приписанными 129 деревень.
В 6 с небольшим верстах от Лавровой расположено, при Ладожском озере, двух каналх и р. Кобоне волостное село Кобона (Кабона), имеющее около 400 жителей. При селе находятся два большие лесопильные завода; один – торгового дома “Карл Граап”, распиливающий досок на 75 тыс. рублей, при 65 рабочих, а другой – гр. Мусина-Пушкина, вырабатывающий различных древесных материалов слишком на 45 тыс. р. И кроме того выручающий на распилке 25 т. рублей (рабочих на последнем заводе 85 ч.).
Верстах в 28 от Кабоны, при канале имп. Александра II, в том месте, где канал начинает уже спускаться к югу, находится село Лигово, с населением более 300 чел.; лиговская церковь заменяет плавающим по озеру маяк…»
источник: группа ВК Путилово, далекое и близкое