| Maikll Модератор раздела
Сообщений: 273 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 250 | Наверх ##
6 ноября 21:41 6 ноября 22:05 Большое значение для лесосплава имел функционировавший после 1879 г. участок водного пути, называвшийся в начале XX в. «Коротецко-Онежским соединением», который описывался в 1914 г. следующим образом: «Путь от пристани Коротецкой до озера Лаче включительно и далее по р. Онеге до 10-ой версты от истока – судоходный. После 10-ой версты вплоть до села Турчасово, т.е. на участке протяжением 244 версты существует в высокую воду лишь сплавное судоходство и рассыпной сплав брёвен, шпал, балансов, дров, оплоток и жердей. Свободного судоходства на этом участке не имеется, благодаря значительным порогам, отдельным большим камням и значительному числу мельниц с искусственными запрудами от берега вглубь реки (На р. Онеге близ Каргополя на 22 верстах устроено 19 таких мельниц с разрешения лишь местных сельских обществ). Далее от с. Турчасова до с. Порог на протяжении 100 верст р. Онега составляет сравнительно глубокое и тихое место и на этом участке существует свободное судоходство. От с. Порог на протяжении около 10 верст снова идут пороги и снова появляются отдельные большие камни, что препятствует свободному судоходству. Затем далее р. Онега на протяжении 15 верст до г. Онеги и 6 верст до устья свободна от порогов и во время прилива с моря по этой части ходят суда с большою осадкою». Далее в этой справке о состоянии судоходства и сплава на реке Онега отмечается, что лес по этой реке сплавляется, главным образом, для последующей продажи через поморов норвежским фирмам и что «от исключительного использования р. Онеги лишь для рассыпного сплава для трёх крупных иностранных фирм страдают интересы местного 200 000 населения» В Справочной книжке Вытегорского округа путей сообщения: Система Герцога Александра Виртембергского и Северные реки, изданной в 1916 г., рассмотренная нами система описана как действующее судоходное Коротецко-Онежское сообщение от истока из озера Долгого через пристань Коротецкую, соединяющееся с рекой Модлоною (у деревни Погостище, на 17-й версте), далее – соединение с рекой Еломою (на 19 версте), через озера Мальское, Пихтозеро, Долгозеро, Еломское, Воже, устье реки Вандонги, исток реки Свиди, река Свидь с пристанями Афоники, Лавровская, Хотеновский, впадение Свиди в озеро Лаче, река Онега. Опасные для судоходства участки на реке Свиди были в это время обозначены плавучими и береговыми знаками судоходной обстановки, хотя в расписании рейсов по этому маршруту не указано. Водный путь начинался из Белого озера, проходил по р.Ухтомке в оз.Волоцкое, откуда существовал «Красный волок» в оз.Долгое и оттуда по р.Ухтомица через пос.Коротец в р.Модлону и оз.Воже. Далее путь шел по р.Свидь в оз.Лача, р.Онега в Белое море. Значение водного пути резко усилилось в конце XIX в. в связи с быстрым промышленноэкономическим развитием России. К этому времени условия судоходства на р.Свидь, основе водного пути, перестали соответствовать возросшим требованиям навигации. Осенью 1875 г. Каргопольское уездное земское собрание возбудило ходатайство о соединении местных водных систем с центральными районами России для сбыта своей продукции. В том же году МПС России направило в Каргополь помощника начальника II Округа путей сообщения, инженера, действительного статского советника Людвига Станиславовича Мысловского. Под его руководством велись все изыскательские исследования и работы по регулировке р. Свидь – первому участку проектируемого Лаче-Кубенского соединения. На проект было выделено свыше 800000 руб. Летом 1878 г. проведено сооружение шлюза и плотины на реке Свидь у д. Горки (выделено 60000 рублей), а также работы по очистке фарватера. Благодаря подъему уровня воды стало возможно судоходство по всему течению р. Свидь и открыто регулярное движение пароходов по маршруту Каргополь, Тихманга, Ноккелы, Свидский Бор, Порог, Чаронда, Путема, Коротец (180 верст). Однако фарватер в районе свидских порогов оставался извилистым и требовал от лоцманов особой сноровки. Поэтому в 1895-1896 гг. плотина и шлюз были перестроены. Уровень подпора вод увеличен. Пароходы получили возможность проходить над порогами по спрямленному фарватеру на протяжении всей навигации. Пароходство продолжалось до 20-х гг. ХХ в. В 1930-х гг., когда Свидь и ее притоки стали активно использоваться системой ГУЛАГ, плотина была взорвана саперами для облегчения молевого сплава, и с тех пор на реке сохранились лишь ее ряжевые устои и остатки стенок шлюза. Исторические водные пути Севера России (XVII-XX вв.) и их роль в изменении экологической обстановки. Экспедиционные исследования: состояние, итоги, перспективы. Типография "Парадиз" ISBN: 978-5-98547-038-3
Чаронда была крупным промыслово-торговым центром, занимавшим важное значение на древнейшем Белозерско-Онежском торговом водно-волоковым пути, связывавшим Новгород и Волгу через Белое озеро с Поморьем. С 15 века Чаронда принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю, контролировавшему водные торговые пути. Основной водно–волоковый путь проходил: из Новгорода по реке Волхов в Ладожское озеро, из него по реке Свирь в Онежское, затем по реке Вытегре, волоку между озерами Матко и Ковжа, по реке Ковжа – в Белое озеро. Из Белого озера далее как на карте внизу: — по реке Ухтомке в озеро Волоцкое — Старый или Ухтомский или Красный волок — озеро Долгое — река Ухтомица — река Модлона — озеро Воже — река Свидь — озеро Лаче — река Онега — Белое море. Согласно исследованиям археолога Н.А. Макарова, начало Ухтомскому волоку было положено в 10 веке [1]. В 16 веке был освоен новый волок по Пидьме. В документе 1585 года [2] сказано о новом отрезке пути по Пидьме: «городецкие белозерские посадские люди учинили было себе волок новой рекой Педьмою, да в реку Шексну». Возможно, волок выводил с Долгого озера к Палшемскому, связанному с Пидьмой короткой протокой [1]. Волок назывался «на Коротком» по названиию Коротецкого погоста, бывшего в то время сравнительно крупным торговым центром. Грамота 1592 года [4] указывает, что сюда приезжали «изо всех городов и изо всех волостей Московской земли», причем особо перечисляет новгородцев, псковичей, тверичей, рязанцев, нижегородцев, балахонцев, казанцев и, наконец, «всяких иноземцев». Соль поступала «ис поморских из разных городов и усолей». Около села находилась пристань, особый участок берега носил характерное наименование – «гостин берег». Церковь у пристани была посвящена Параскеве-Пятнице, покровительнице торговли. На «гостине берегу» стоял «двор государев» и таможня. Здесь же находились соляные амбары, число которых во второй половине 16 века превысило семьдесят [3]. Грамоты конца 16 века упоминают товары, привозимые и провозимые транзитом: рыба, соль, воск, хмель, лён, пшеница, солод, рожь, ячмень, разные крупы, свинец, олово, зола (поташ) и другие (более мелкие) товары, а также меха (белки, куницы, бобры и соболя), заграничные сукна. Новый волок рекой Пидьмой постепенно приобрел значение главной дороги из Белозерья к Онеге, и в конце 16 и начале 17 века возобладал над более коротким путем через Волоцкое и Долгое озера [1]. Из писцовых книг по Чарондской округе следует, что здесь в 17 веке, при следовании от моря к Волге, кончался главный водный путь. Река Ухтома не могла пропускать крупных судов, и в Коротецкой приходилось перегружать товары на более мелкие суда для доставки к волоку, причем самые мелкие из этих судов перетаскивались через волок по сухому пути. Так как от Коротецкой пристани до волока было всего около 20 верст, то часть товаров, сгруженных с крупных судов, перевозилась через волок на телегах непосредственно от самой пристани. Торговый путь Белозерск — Поморье продолжал функционировать даже в 18 веке. Судя по Коротецкой таможенной книге, еще в 1713 году по нему велась торговля рожью, овсом, салом, рыбой. В XIX веке водный путь сохранялся только на участке Каргополь — Коротецкая. [4]. Царская таможенная грамота боярину Дмитрию Годунову 1592 г. // Акты, собранные в библиотеках иархивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. Т. I. 1294-1598.Санкт-Петербург, 1836 № 356 С. 431 Екатерина Козлова. ПИДЬМА - СУДОХОДНАЯ РЕКА
Из озера Долгого попадаем в другую Ухтому (Ухтомицу) кирилловскую, где находилась знаменитая Коротецкая пристань, о которой немного известно, а где она стояла – не совсем ясно. Сюда приезжали торговцы из разных городов: Москвы, Новгорода, Пскова, Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Казани и других городов. Если бы вы попали сюда в 14-16 веках, то могли бы увидеть по берегам Ухтомы амбары с солью и рыбой, привезенной с Белого моря. Складировали здесь и другие товары, пользующиеся спросом: воск, хлеб, лён, пшеницу, солод, рожь, ячмень, крупы, свинец, олово, золу и многое другое. Среди торговых людей были и иноземцы. Имели свои амбары Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Эта Ухтома (кирилловская) впадает в реку Модлону рядом с деревней Погостище, деревней с говорящим названием. Здесь останавливались гости – купцы. Их лодки швартовались к берегу и в устье реки Еломы, которая вытекает из реки Модлоны и точнее из озера Перешного. По ней можно попасть в озеро Воже, а из него по реке Свидь, озеру Лача (Лаче), реке Онеге и в Белое море. Можно из Модлоны попасть в озеро Воже и минуя Елому. Моя цель – найти место, где была Коротецкая пристань. Известно, что пристань находилась на берегу кирилловской Ухтомы, ниже деревни Олютинской и ниже устья речки Давы-довки, в луговом месте, где обошла речка Ухтома около того места лукою, немного не кругом. А на той пристани часовня Великомученицы Параскевы, а в часовне образов нет. Святая Параскева Пятница считается покровительницей торговли, помогает предпринимателям в их деле. Старожилы могут указать место, где стояла часовня, место это до сих пор называют часовенка. Здесь же рядом местечко Монастырское, где, наверное, стояли амбары Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Итак, мы нашли место, где стояла Коротецкая пристань. До сих пор от этого места по правому берегу кирилловской Ухтомицы мы можем видеть дорогу, ведущую на современную – Чарозеро-Ферапонтово-Кириллов. По ней товары с пристани увозились раньше в Кирилловский и Ферапонтов монастыри. На пересечении кирилловской Ухтомы и Модломы есть местечко Старые Исады. Исады – от глагола иссадить, высадить. Здесь приставали суда, ожидая своей очереди. Другие Исады – на реке Модлоне, где начинается дорога к деревне Росликово с выходом опять же на кирилловскую дорогу. Обратная дорога с Белого моря разбивается на несколько рукавов, один – по знакомому нам пути – в озеро Долгое. От него было ответвление на озеро Палшемское и дальше по Пидьме на Шексну, а по ней - в разные города. Другая дорога - по реке Перешной в озеро Перешное и волоком, ведущим к озеру Кубенскому. Эта дорога шла к Вологде. На другие дороги, по которым продвигались купцы, указывают названия болот Волкушинское, Волкуши и озеро Волкушное. Все они также вели к Вологде. О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ТОПОНИМЫ Леонтьев Николай Николаевич, краевед |