Предисловие
При создании истории моей семьи я отталкивался практически от единственного документа – метрики моего деда, Ванновского Виктора Андреевича, который родился в 1880 г. в Казани.
Его отец, Ванновский Андрей (Генрих) Иванович, родился в Курляндии и был лютеранином.
Его мать, Котелова Мария Федоровна, православная, была из семьи старожилов города Казани.
Сам Виктор Андреевич участвовал в Русско-Японской войне, Его жена, Анна Леонтьевна, и ее дети жили в эпоху революции, Гражданской войны, 1-й и 2-й Мировых войн.
Мы с Зоей Марковной жили уже в другую эпоху и тоже застали новый поворот в развитии страны.
Для того, чтобы мои потомки могли понять, откуда пошел и как развивался их род, я попробовал связать развитие семьи с историей нашего государства.
Т.к. наша фамилия очень редкая, вначале я попытался найти известных однофамильцев, которые внесли существенный вклад в ход истории государства Российского.
Затем по линии прадеда я проследил историю Курляндии (Латвии), а по линии прабабушки – историю заселения Казани русскими и развитие ремесел.
В конце я хочу дать свое видение современной истории.
. В первой части я рассказал о своих однофамильцах, которые оказали существенное влияние на ход развития России. Они не являются моими прямыми родственниками, в моей семье не было выдающихся людей, но по отдельным эпизодам жизни моих предков тоже можно изучать историю
. 1. Линия прадеда. Ванновские.
На начало поиска у меня не было никакой информации о предках.
Единственным документом была метрика моего деда. Он родился в Казани, Его отец Ванновский Андрей Иванович был губернским секретарем, лютеранином, а мать, в девичестве Котелова Мария Федоровна, была православной
Из национального архива республики Татарстан пришла выписка из послужного списка прадеда, Ванновского Генриха (Андрея) Ивановича, который дослужился до помощника начальника Казанской центральной телеграфной станции. В ней приводилось, что он родился 2 февраля 1846 г. в Курляндской губернии, обучался в Митавском реальном училище, работал телеграфистом в Динабурском телеграфном отделении.
По этим сведениям я запросил Латвийский Государственный исторический архив. В ответе мне сообщили, что этих сведений недостаточно, надо знать приход.
Лютеранских приходов в Курляндии было более 200
В отличие от России, где большинство церковных книг утеряно или уничтожено, в государствах Балтии они сохранены и оцифрованы. То есть их можно прочитать через Интернет. Размер церковных лютеранских книг, в зависимости от прихода, составляет от 40 до 700 листов. Сведения написаны на немецком языке, готическим шрифтом, не каллиграфическим почерком. В части книг чернила выцвели. Но это лучше, чем ничего.
Начав идти концентрическими кругами от Митавы (Елгавы) на 30 книге, с достаточно высокой достоверностью, я определил, что Генрих Ванновский родился на хуторе Ванке мызы Видусмуйже и является сыном хозяина хутора Яна Вановского и его жены Аделины Юл. Элизабет, урожденной Шлавицкой.
Правда, имеется нестыковка с написанием фамилий в церковной книге (Ванковский) и ревизской сказке (Вановский), но это возможно. Я привык, что мою фамилию очень часто перевирают.
Также нестыковка с послужным списком Генриха Ванновского, в котором указано, что он из мещан Курляндской губернии.
Мы тоже заполняли анкеты при поступлении на работу, и социальное положение (из крестьян, рабочих или служащих) записывалось с наших слов.
В ревизской сказке за 1835 г. приведено, что в момент предыдущей ревизии (1817 г.) на хуторе Ванке проживала семья Вановских, состоящая из отца, Инге Вановского, 48 л., его жены Дарты, 36 л. и двух детей - Яна 6 л. и Петера 0,5 л.
Вместе с ними было переписано еще 2 проживавших на хуторе человека 15 и 25 лет, которые в следующую ревизию не попали.
Отец, Инге, умер в 1830 г., и в 1935 г. на хуторе зафиксированы: мать Дарте, 54 г., сыновья Ян, 24 г., Петер, 18 ,5 л, Индрик, 17 л., и дочь Фрина, 10 л.
Вместе с ними в ревизской сказке отмечено еще 14 человек (2-3 семьи?), из них два взрослых мужчины и три женщины, остальные дети от новорожденных до 13 лет.
Чтобы разобраться, кем был мой предок, пройдемся по истории Латвии, и, в частности, Курляндии.
В 1583 г. в результате проигрыша Россией Ливонской войны, территория Ливонии была разделена между Польшей-Литвой, Швецией (север нынешней Эстонии) и Данией (ей достался остров Эзель, ныне Сааремаа). Латвийские земли к северу от Даугавы стали Задвинским герцогством, напрямую управлявшимся Польшей, а земли к югу стали вассальным государством Речи Посполитой — Курземским (Курляндским) герцогством. Оно было даровано последнему магистру Ливонского ордена Готхарду Кеттлеру, ещё в 1561 г., в поисках защиты от России признавшего себя вассалом польского короля.
В 1617 г. Курземе и Земгале были объединены под властью одного короля, которым стал Фридрих. Столицей герцогства стала Митава (Елгава).
В 1617 г. специальной комиссией были выработаны основные законы герцогства – «Формула правления» и свод уголовных и гражданских законов – Курляндские статуты.
Законы 1617 г. дали курляндским дворянам огромную власть в государстве. Дворяне были освобождены от всех налогов, имели свои войска и своих послов в Варшаве и Петербурге. В пределах своих имений дворяне могли издавать особые законы для своих крепостных. Единственной обязанностью дворян было выставлять 200 вооруженных всадников в случае войны.
Курляндские статуты фактически приравняли крепостных к рабам. Крестьян можно было продавать, дарить, обменивать, закладывать, переселять с одного двора на другой. Им было запрещено иметь оружие, торговать на своих дворах, охотиться на крупных животных. Основной формой эксплуатации крестьянства была барщина.
Польско-шведская война 1600–1629 г.г. нанесла герцогству существенный урон. Особенно пострадала Верхняя Земгале и столица – Елгава, занятая шведами в 1621 г. Несмотря на перемирие, заключенное в 1629 г., шведские и польские войска продолжали заниматься грабежами на территории герцогства вплоть до 1635 г. Целые районы были совершенно опустошены, экономика находилась на грани полного развала.
Во время Северной войны в судьбу герцогства вмешалась Россия. Во время свидания Петра I с прусским королем Фридрихом I было решено, что молодой герцог Фридрих-Вильгельм должен жениться на одной из родственниц русского царя. В 1710 г. состоялось венчание Фридриха-Вильгельма на племяннице Петра I – Анне Иоанновне. Она фактически и управляла герцогством после скоропостижной смерти супруга, случившейся по дороге из Петербурга в Елгаву.
Став Российской императрицей, она посадила на Курляндский престол своего фаворита, Эрнста Бирона. Последний, оставаясь в Петербурге, вкладывал много денег в Курляндию. По заказу Бирона архитектор Растрелли построил роскошные дворцы в Митаве (Елгаве) и Рундале. Рундальский дворец Находится недалеко от мызы Видусмуйже, и не исключено, что она в свое время могла принадлежать Бирона. В 19 веке мызы была государственной.
Рундальский дворец с садом и фонтаном
http://i058.radikal.ru/1106/05/6cf0c12b3851.jpghttp://s48.radikal.ru/i121/1106/62/25334b0b8a2d.jpghttp://s14.radikal.ru/i187/1106/99/3dc3703cf6e5.jpg В 1740–1763 г.г. Бирон находился в ссылке и за это время Польше удалось посадить на Курляндский престол своего кандидата – Карла (1759–1763 г.г.). Однако Екатерина II вновь признала права Э.Бирона на Курляндию.
Последним курляндским герцогом был Петр Бирон (1769–1795 г.г.). В Елгаве он основал Петровскую академию и подарил ей библиотеку в 15 000 томов. Однако в период его правления вновь обострились отношения с дворянством. Усилилось влияние России в герцогстве. В этих условиях делегаты курляндского дворянства начали переговоры о возможности подчинения Курляндии России.
28 марта 1795 герцог подписал отречение от престола. Бывшее Курляндское герцогство стало Курляндской губернией Российской империи. Ранее, в 1792, после первого раздела Польши, в состав России вошла Латгале.
В 1801 Лифляндская, Курляндская и Эстляндская губернии были объединены в одно генерал-губернаторство с центром в Риге (такой порядок сохранялся до 1876 г.), а в 1845 г. за этими провинциями было закреплено известное самоуправление, дававшее преимущество немецкому дворянству. Основным языком был признан немецкий. В качестве представителей дворянства сохранили свою роль ландтаги, а также церковные приходы, как органы местного самоуправления
Включение в состав Российской империи обеспечило Латвии более чем 200-летний мирный период развития, не считая эпизодического вторжения Наполеона в 1812. В предшествующие 150 лет по территории Латвии прошли 4 разрушительные войны. Мирное существование способствовало развитию экономики и культуры, стабильному приросту населения.
В 1804 царь Александр1 утвердил разработанный специальной комиссией закон «Положение о лифляндских крестьянах». В соответствии с этим законом крестьяне делились на две категории: дворовых и хлебопашцев. Хлебопашцев помещик не имел права дарить, продавать, закладывать без земли, на которой они жили. Хлебопашцев, в свою очередь, подразделяли на крестьян-дворохозяев и батраков. Хозяева могли передавать свою усадьбу по наследству, их можно было наказать только по решению волостного суда. Обязательства крестьян по отношению к помещикам были строго нормированы.
После разгрома Наполеона и отмены континентальной блокады наступила благоприятная рыночная конъюнктура, что побудило помещиков к расширению своих владений. Однако этому мешал закон 1804 г., запрещавший ликвидацию крестьянских хозяйств. Поэтому Александр I пошел навстречу эстляндскому дворянству, которое еще в 1810 г. подняло вопрос об освобождении крестьян без земли.
В 1816 г. царь утвердил разработанный эстляндским дворянством соответствующий проект. В 1818 г. сходный закон был принят для Курляндии, в 1819 г. – для Лифляндии. Крестьяне объявлялись лично свободными, но свобода передвижения и выбора занятий была ограничена. Вся крестьянская земля становилась собственностью помещика. Отношения крестьянина и помещика регулировались "добровольными" соглашениями об аренде земли. Крестьянские волостные общества находились под строгим надзором помещиков.
Процедура "освобождения" длилась 14 лет.
Возможности для капиталистической перестройки в крестьянском хозяйстве были весьма ограниченными. Лишь незначительная часть крестьян получила пользу от освобождения. Это - корчмари, мельники, перекупщики, сельские старосты, которые, разбогатев, зачастую брали в аренду имения. Именно в этот период начался процесс формирования латышской сельской буржуазии.
9 июля 1849 года правительство было вынуждено издать "Лифляндское крестьянское поземельное уложение ". Закон должен был обеспечить перерастание барщинного хозяйства в капиталистическое.
Вся земля оставалась в собственности помещиков, но восстанавливалось разграничение помещичьей (мызной) и крестьянской (вакковой) земли; последнюю помещик мог сдать в аренду или продать только крестьянину, но не имел права присоединить к имению.
Закон побуждал помещиков к переходу на денежную аренду и использованию вольнонаемного труда.
Был основан крестьянский арендный банк, который выплачивал помещикам большую часть стоимости продаваемой земли; крестьяне оплачивали банку и ее стоимость, и проценты. Закон разрешал помещикам отделять приблизительно пятую часть крестьянской земли (т. н. квотная земля) якобы для вознаграждения батраков, которые заменяли труд крестьян на барщине. Закон вступил в силу 20 нояб. 1850 г.
В период правления Николая I началась постепенная русификация латышских земель. Министр просвещения граф С.С.Уваров разработал специальный проект, предусматривающий поэтапную русификацию школ и Дерптского университета. Первым шагом должна была стать смена руководства школами.
В 1832 г. был принят закон, включавший лютеранскую церковь прибалтийских провинций в общую церковную систему Российской империи и признававший за ней лишь право религиозного меньшинства. Учрежденный в 1836 г. православный епископат в Риге начал активно способствовать переходу латышских крестьян в православие. Этому способствовали и распространяемые среди крестьян слухи, что те, кто примет новую веру, получат кусок «теплой земли» на юге империи.
С приходом к власти Александра II русификаторская политика несколько ослабла, однако в 1867 г. был принят закон о введении русского языка в качестве основного языка во всех государственных учреждениях прибалтийских провинций.
Новый российский император, Александр III, вступив на престол, впервые отказался подтверждать права и привилегии провинций. В 1885–1890 г.г. во всех школах было введено преподавание на русском языке, с 1891 г. все приходские книги лютеранской церкви также должны были вестись по-русски. В 1888 г. на прибалтийские провинции была перенесена российская полицейская система, в 1889 г. – судебная.
Вернемся к семье
Данные первой ревизии по хутору Ванке (1817 г.) приходятся за год до принятия закона об освобождения крестьян от крепостного права (на 43 года раньше Российского).
Мыза Видусмуйжа принадлежала государству и внутри нее имелись хутора дворохозяев. В их число входил и хутор Ванке. Уже тогда у них были работники (батраки, бобыли). Государственные крестьяне имели больше прав и свобод, чем крепостные помещиков. За 18 лет после реформы, вероятно, дела у хозяев шли неплохо, и они увеличили число работников.
К моменту рождения Генриха (1846 г.) Яну, хозяину хутора, было 33 года, а его братьям 29 и 28, соответственно. Учитывая новые законы Российской империи, они вполне могли выкупить землю.
Конечно, это мои предположения. Что было потом с хутором, как сложилась судьба его хозяев, неизвестно. Никаких данных ревизий за периоод после 1835 г. Латвийский Государственный исторический архив не предоставил.
Реформа системы образования 1786г. подготовила почву для появления большого числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища.
. В 70-х гг. появились реальные училища, которые давали значительно меньший объем общеобразовательных знаний и отличались выраженной специализацией.
В V-VI классах реальных училищ существовали два отделения – основное и коммерческое, а в дополнении семилетки три отделения:
1)общее – преимущественно для подготовки учащихся для поступления в высшие учебные заведения; 2)механико-техническое; 3)химико-техническое.
В 1888 г реальные училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения были упразднены, и сами училища превращены в средние общеобразовательные учебные заведения, дававшие учащимся по математике, физике и естествознанию значительно больший объем знаний, чем классические гимназии.
Всего в системе народного образования в России начала ХХ века имелись различные типы общеобразовательных учебных заведений: гимназии, реальные и коммерческие училища, духовные семинарии, кадетские корпуса, лицеи, школы правоведения, институт благородных девиц, епархиальные училища.
Сын Яна, Генрих, учился в реальном училище, и, наверное, там получил новую для того времени специальность телеграфиста. После учебы он с 24 ноября 1864 г. служил младшим телеграфистом на Динабургском (ныне Даугавпилс) телеграфном отделении. Это была промежуточная станция на первой в России телеграфной линии Варшава - Санкт-Петербург.
Он не вернулся на хутор, а был переведен телеграфным ведомством в Пруссию, сначала на Эндкуненскую, затем на Инстербургскую телеграфные станции (на стажировку?), а 31 декабря 1871 г. в Казань. В Казани он работал на телеграфной станции, и часто выезжал в длительные командировки (от нескольких месяцев до 1-2 лет) на Екатеринбургскую, Центральную Московскую, Одесскую, Уфимскую телеграфные станции. Цель командировок – «усиление личного состава». Он проработал на телеграфе 50 лет, из них в Казани почти 45 лет, до 1915 г. Вырос в должности до помощника начальника Казанской телеграфной станции ( с 1906 по 1915 г.), коллежского советника. Награжден орденами: Св. Станислава 3 и 2 степени, Св. Анны 3 и 2 степени, Св. Владимира 4 ст., Бронзовой медалью на Александровской ленте в память священного коронования в мае 1883 г. и серебряной медалью для ношения на груди на ленте Св. Александра Невского в память царствования Александра 3.
Орден Св. Станислава 2-й степени — золотой крест, подобный установленному для 1-й степени, но меньшей величины. Носился на шее на орденской ленте шириной 4,5 см.
Орден Св. Станислава 3-й степени — крест, подобный знакам 1-й и 2-й степени ордена, но еще меньшего размера. Носился в петлице или на груди на ленте шириной 2,8 см.
Кавалерам ордена Св. Станислава - назначаются пенсии: 30 кавалерам 1-й ст. по 143 руб., 60 кавалерам 2-й ст. по 115 руб., 90 кавалерам 3-й ст. по 86 руб.
Императорский орден Св. Анны установлен в награду подвигов, совершаемых на поприще государственной службы.
II степень — Крест на шее на ленте шириной 4,5 см («Анна на шее»[2]); 150 или 120 руб. ежегодной пенсии;
III степень — Крест на груди на ленте шириной 2,2 см ; 100 или 90 руб. ежегодной пенсии;
С 1845 года награждённые только орденами Св. Владимира и Св. Георгия любых степеней получали права потомственного дворянства, в то время как для других орденов требовалось награждение высшей 1-й степенью.
Однако Указом от 28 мая (10 июня) 1900 г. награждённый орденом 4-й степени получал права только личного дворянства. (Генрих Иванович был награжден 6 декабря 1904 г.)
Орден Св. Владимира 4-ой степени - крест в петлице или на колодке; 100 руб. ежегодной пенсии.
Получал Генрих Иванович 1800 руб. содержания в год, из них жалование – 1000 руб., столовые – 500 руб., квартирные – 300 руб. За работу на аппарате дополнительно получал 150 руб. в год, за английскую корреспонденцию – 300 руб. в год.
По случаю 50-летнего юбилея назначена премия 400 руб. (выдано на руки 360 руб.), а в январе 1916 г., после увольнения, назначено 75 руб. на лечение.
Средний заработок российского рабочего в 1913 году составлял 24 руб. в месяц (288 руб. в год), заработок квалифицированных рабочих – 350-540 руб. в год. Что касается людей умственного труда, то известно, что еще в конце XIX века годовой оклад учителя гимназии составлял от 746 до 1440 руб. в год.
Сделаю отступление.
В советское время все деятели. добившиеся успехов на том или ином поприще, заявляли, что это стало возможным только благодаря Советской власти. Судьба Генриха показывает, что и в старые времена не было препятствий активным и трудолюбивым людям дла социального роста. Ведь коллежский советник - это 6-й чин в табели о рангах Российской империи и приравнивается к полковнику. Известно, что, уже начиная с 8-го чина – коллежского асессора (вспомните майора Ковалева из Гоголевского «Носа»), давали личное дворянство.
Его дети учились в гимназии и получили образование, позволявшее им реализовывать себя на любом поприще.
И другой миф, разошедшийся с подачи Ленина, что Россия - тюрьма народов. Крестьянскому мальчику с окраины России, не православного вероисповедания, не чинилось препятствий для роста, в соответствии с его способностями.
Можно предположить, что второе имя, Андрей, Генрих получил во время бракосочетания с Марией Котеловой. Однако в служебных документах он до конца назывался Генрихом.
Ниже приведу несколько иллюстраций мест, которые посещали мои предки.
Мыза Видусмуйжа
http://s013.radikal.ru/i322/1106/e0/28ea4f1f3bf0.jpgСесавская Евангелическая Лютеранская церковь
http://s60.radikal.ru/i170/1106/69/9cab0a6748a4.jpg Лютеранская церковь, в которой квартировал Генрих после переезда в Казань
http://upload.wikimedia.org/wi...luther.JPG http://radikal.ru/F/i005.radik...f.jpg.htmlhttp://radikal.ru/F/s57.radika...c.jpg.htmlКак и в православных храмах в России, никакой информации о прихожанах за дореволюционный период в Лютеранской кирхе Казани не сохранилось. Я впервые в жизни посетил службу в Лютеранской церкви. Молельный зал находился на реставрации, поэтому служба проходила в небольшом помещении. В отличие от православных соборов, поражающих богатством и пышностью, все было очень скромно: пианино, кафедра для проповедника и стол, на котором установлен крест с распятием и 2 свечи. На стульях лежат программы службы и библии с закладками нужных страниц. Прихожане не просто слушают проповедника, но и участвуют вместе с ним, распевая отмеченный текст на русском и немецком языках.
В Казани Генрих (Андрей) женился на православной Котеловой Марии Федоровне, дочери потомственного почетного гражданина Котелова Федора Ивановича, и у них родились дочь Мария и сын Виктор. Дети учились в гимназиях, а потом Виктор уехал в Петербург и поступил в Императорскую Военно- Медицинскую Академию.