БУКМЫЖ Бабья доля-бабье поле "Распрекрасный Букмыж-
Место населенное:
Кругом -горы.
кругом -горы
И тайга зеленая".
Так рассказывают, пели когда-то о своей деревеньке голосистые букмыжские девчата, дочери супругов Киток. Четверо их у Марии с Валерианом было (на снимке) - Нина, Зинаида, Антонина, Валентина. Старшая из сестер была счетоводом в колхозе "Красный сибиряк", считалась самой грамотной в деревне, закончила Итатскую среднюю школу. Младшие тоже были членами колхоза, вместе с матерью трудились за "палочки"- трудодни.
Да что там Мария Киток, всем женщинам не сладко в колхозе досталось, особенно в военное время. Возьмем к примеру, Магдалену Адамовну Чекстер, теперь уже восьмидесятипятилетнюю старушку. Проводила на войну Альфонса Станиславовича, а сама, как говориться, "в борону", одна с пятью детьми осталась.
- И я не только ребят, даже всю домашнюю скотину, сколько мне муж оставил, до его прихода сохранила, - признается мне в разговоре. - А уж работали мы, как мужики. Начинается весна, наше дело - заготовка дров для колхоза. Тут тебе и с корня дерево-то надо свалить, и распилить- расколоть и сложить в кубометры. А там и прополка хлебов подходит, целый день согнувшись ходишь, сорняков в те годы много было, особенно осота, от которого руки всегда черными были.
В сенокос, уборочную в зимние работы тоже женщины "впрягались". Текля Вигуль, Юзефа Обухович, Аделя и Вера Гришины, Варвара Лубган, Марентя и Нина Муран, Степанида Грибуст. Господи, никого бы не забыть, наших деревенских! Да-да, еще Ульяна Карканица, Анна Кушнер, Настя Лещинская. И еще добавлю - Регина Абухович, Салумея Дундо, Валя Майсей. И из молодежи кое-кого помню (вернее тех ,что на фотографии вижу). Это они с поля возвращались.
Из пожилых здесь Мария Приставка, Анна Богомазова с сыном Иваном, из молодых - Петя Карканица, Витя, Зина, Броня Обуховичи, Надя Геруцкая, Валя Лейтан, Володя Лещинский. Ох и работящие были ребята, молодежь-то наша! Да, у Марии и Василия Приставки их было шестеро - Мария, Михаил, Рая, Володя, Петя, Нина. У Анны и Ульяна Немиро - пятеро. Богатыми на детей были Петр и Мария Геруцкие - шестеро, Ульяна и Александр Карканица - семеро. Всех их помню только добром.
ИЗ РОДА ОБУХОВИЧЕЙ - А вот перед вами, продолжает Магдалена Адамовна, семья Адама Францевича Обуховича (на снимке). Люблю смотреть на старинные фото с босоногими ребятишками да спокойными и уверенными взглядами их родителей! Но здесь они еще не в полном составе. Всего то их десять детей было - семь сыновей и три дочки. А вообще-то два брата обуховичей - Адам Францевич с Ольгой Тихоновной и Ульян Францевич с Региной Ивановной приехали в Букмыж из России, в числе первых поселенцев. И разрослись в нашей деревне их корни.
На улице Пушкина в Тяжине теперь живут сродные братья Обуховичи. Один из них - Иосиф Адамович, Лидия Адамовна Лейтан, а также Станислав и Текля Вигуль последними в 1965 году покинули Букмыж и переехали в Бороковку, а кто - в Итат. Что интересно, Иосифу Адамовичу Обуховичу - первому трактористу Букмыжского колхоза "Красный сибиряк" - в жизни пришлось четырежды строиться.
Первый дом он построил в родном Букмыже, когда повенчался со своей деревенской Броней Дундо, дочерью Сидора и Салумеи Дундо. Построили домик небольшой, думали что хватит. Пять лет у них не было детей, а потом пошли, черед год-два, шестеро народилось. Пришлось Иосифу Адамовичу строить, еще один, более просторный, который затем перевезли и поставили в Бороковке. А когда подошел пенсионный возраст, семья Обухович решила поселиться в Тяжине, ближе к дочери Зинаиде. И снова - стройка. И живут сейчас отец с дочерью в одном большом, красивом особняке, держат хозяйство, растят детей и внуков.
НИКОЛАЙ - СЫН КРЕСТЬЯНСКИЙ Широкий лог. Да, да, именно таково было название первого поселения, затем уже Букмыжа. И действительно, широко раскинулся он среди бугров и тайги, в две улицы - польская и латышская, где красовались дома Варпаховского и Лемешонка, Платыча и Скуковского, Карповича и Скрипкина, братьев Петра, Бориса, Павла Гришиных. Тюхтетский тракт уводил в глубь тайги, в сторону Беляковки. Каменная гора, рядом с ней был небольшой, в три дома высел. Здесь жили бабушка Василевич, семьи Тишковы, Козловы. Дрова, в основном, они заготавливали, строевой материал, подсобным хозяйством жили.
А немного дальше, вглубь тайги, был кордон - с неизменным хозяином, лесником и пасечником Александром Донником. И был у старика любимый внук Николка, сын его погибшего на фронте сына Петра. С детства знаком был парнишка с крестьянским трудом,. а потому, повзрослев и отслужив в армии, он навсегда связал свою судьбу с профессией механизатора. Долгие годы Николай Петрович Донник работал и ходил в передовиках в совхозе "Берчикульском", сейчас трудится в Тяжинском автохозяйстве, рядом со своим сыном Юрием. Младшего Евгения, тоже выпускника СПТУ, на днях проводили на службу в Советскую Армию.
Широкой души человек Николай Петрович Донник, как его букмыжская тайга, добродушный и веселый. Нужна, допустим тебе помощь - не откажет. И даже денег ни в коем разе не возьмет. А ненароком спросите у Николая Петровича, откуда он родом, Неизменно и с достоинством ответит: "С Широкого лога".
Нынешней осенью мне несколько раз пришлось побывать на месте бывшего Букмыжа. Нарвали много опят, ведро свежего шиповника, калина красная попалась и совхозное стадо Бороковки, с черно-пестрыми буренками встретилось. Но какая-то щемящая грусть все же непрошенной ношей легла на сердце. От звенящей тишины, что осталась в память от бывшей деревеньки. И еще от пустоты, от поросшей крапивы над подпольями домов. Как же все это так несправедливо...
Н. ДУДИНА
На снимках: жители Букмыжа.
[Тяжинская районная газета "Призыв" 19 ноября 1991г. стр. 2]скан источника в прикрепленном файле:
Файл Bukmujza Tiajin Prizyv.PDF, 1481 Кб