Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Спецпоселенцы


← Назад    Вперед →Модератор: Gala_Il
Gala_Il
Модератор раздела

Томск
Сообщений: 196
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 65
Временное положение о правах и обязанностях спецпереселенцев, об административных функциях и административных правах поселковой администрации в районах расселения спецпереселенцев. 25 октября 1931 г. // ГА РФ. Ф. P-9479. Oп. 1. Д. 3. Л. 132-141.; Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 - начало 1933 г. Новосибирск, 1993. С. 68-76.
https://docs.historyrussia.org...e/1/zoom/4

П-250

Временное положение о правах и обязанностях спецпереселенцев, об административных функциях и административных правах поселковой администрации в районах расселения спецпереселенцев

25 октября 1931 г.

СЕКРЕТНО

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Для административного управления спецпереселенцами и для организации
их труда и быта создаются в спецпоселках комендатуры ОГПУ.
2. Поселковые комендатуры в части обязанностей, возлагаемых на
них органами ОГПУ, подчиняются или непосредственно отделам по
спецпереселенцам при ПП ОГПУ, или участковым и районным комендатурам
(в зависимости от местной структуры).
3. Штаты комендатур определяются ОГПУ.
4. Назначения, перемещения и смещения работников комендатур
производятся порядком, устанавливаемым ОГПУ.
5. Комендатуры ОГПУ в спецпоселках кроме своих специальных
оперативных и хозяйственных функций осуществляют обычные административные
функции, присвоенные административным советским органам
в населенных местах, руководствуясь положением о сельсоветах.
6. Все законы СССР, отдельные распоряжения правительства и местных
органов власти, касающиеся всех граждан и, в частности спецпереселенцев,
проводятся в спецпоселках через комендатуры ОГПУ, которые
следят за точным их исполнением спецпереселенцами.

II. ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

1. Все трудоспособные поселенцы обязаны заниматься общественно
полезным трудом.
2. Выбор места и характера работы для спецпереселенцев является
правом органов ОГПУ, управляющих спецпереселенцами. Примечание:
Работы для спецпереселенцев могут быть: 1) работа по найму в государственных
и кооперативных хозорганах; 2) работа в сельском хозяйстве
на основах неуставных артелей; 3) работа в специально организуемых
кустарных предприятиях на основах неуставных артелей; 4) работа
по предложениям комендатуры по поселковому, дорожному строительству,
раскорчевке и мелиорации земель и т. д. Такие работы подлежат
оплате как работа по найму.
3. Полное освобождение от всякой работы производится комендатурой
ОГПУ в необходимых случаях через врачебные комиссии.
Примечание: освобождение от работы ввиду временной потери трудоспособности
происходит на общих существующих для кадровых рабочих
основаниях.
4. Спецпереселенцы и их семьи, прикрепленные к определенным поселкам
и домам, не имеют права без разрешения комендатуры ОГПУ
менять как место жительства, так и квартиру.
5. Спецпереселенцы и их семьи не имеют права без разрешения комендатуры
ОГПУ отлучаться за пределы поселка, в котором они проживают,
за исключением тех случаев, когда отлучка связана с посещением
мест работ, указанных комендатурой ОГПУ.
6. Спецпереселенцы и их семьи обязаны беречь государственное и
общественное имущество, которым они пользуются (дома, сельхозинвентарь
и т. п.), содержать его в порядке, поддерживать и ремонтировать
своим попечением.
7. Спецпереселенцы и их семьи обязаны беспрекословно и точно соблюдать
устанавливаемые комендатурами ОГПУ в поселках порядки и
точно проводить в жизнь все постановления и указания как поселковой
администрации, так и местных советских органов и Советского правительства.
Примечание: обязанности спецпереселенцев на производстве регулируются
существующими на этих производствах правилами и порядками.


III. ПРАВА СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

1. Все спецпереселенцы и их семьи, точно соблюдавшие установленные
для них правила и добросовестно относящиеся к порученной им
работе, имеют право на полное восстановление их во всех гражданских
правах через пять лет со дня переселения127.
2. Все спецпереселенцы и их семьи, занятые на любой работе, в вопросах
оплаты их труда и снабжения продовольствием и товарами приравниваются
к вольнонаемным рабочим. Все работающие по найму получают
на руки расчетные книжки, куда записываются их заработки.
Примечание: с заработка спецпереселенцев работодатели удерживают
15% на расходы, связанные с административным обслуживанием
спецпереселенцев.
3. Спецпереселенцы и их семьи имеют право на медицинскую и социальную
помощь:
а) спецпереселенцам и членам их семей медпомощь оказывается
бесплатно в местных и специально организованных лечучреждениях;
б) за работающих по найму спецпереселенцев вносятся страхначисления
в общем порядке. Спецпереселенцы имеют право на получение
через органы соцстраха пособия по временной утрате трудоспособности,
пенсий на рождение и погребение на одинаковых с вольнонаемными
рабочими (не членами профсоюза) основаниях;
в) беспризорным сиротам, а также старикам-инвалидам, не имеющим
родственников, оказывается социальная помощь (помещение в интернаты
или патронирование) местными органами НКЗдрава, НКПроса
и НКСобеса по принадлежности.
4. Спецпереселенцы и их члены семей имеют право на прием в местные
школы, курсы и т. д. на одинаковых условиях с вольнонаемными.
Примечание: при отсутствии или недостаточности в пунктах расселения
местных школ для детей организуется дополнительная специальная
сеть.
5. Спецпереселенцы и их семьи имеют право и должны пользоваться
всеми общественными формами наилучшей организации труда, поднятия
производительности труда и улучшения качества продукции (бригадный
и артельный методы работы, соревнование, ударничество и
т. д.).
6. Спецпереселенцы и их семьи имеют право с предварительной
санкции комендатуры ОГПУ внутри поселков создавать культурнопросветительные
организации (кружки самообразования, кружки различных
искусств и санитарные кружки).
7. Спецпереселенцы и их семьи с предварительного разрешения комендатуры
ОГПУ имеют право собираться по вопросам культурнопросветительного
характера, вопросам соревнования и ударничества и
вопросам общественно-бытового порядка в поселках.
Примечание: всякие общественные собрания спецпереселенцев проводятся
представителем комендатуры ОГПУ, и все решения этих собраний
являются действительными только по утверждении их комендатурой
ОГПУ.
8. Спецпереселенцы и их семьи пользуются неограниченным правом
получения и приобретения газет и всякой литературы, издающейся в
СССР.
9. Спецпереселенцы и их семьи пользуются неограниченным правом
обмена всякого рода корреспонденцией, посылками и денежными переводами.
10. Спецпереселенцы и их семьи имеют право возведения для себя за
свой счет жилых домов и служб, а также приобретения всякого имущества
личного обихода, скота и инвентаря.
11. Спецпереселенцы имеют право через комендатуры ОГПУ передавать
своим родственникам и знакомым на воспитание и иждивение
детей в возрасте до 14 лет и нетрудоспособных стариков-старух.

IV. ОБЯЗАННОСТИ КОМЕНДАТУР

1. Комендатуры ОГПУ в зависимости от места расположения поселка,
его величины, хозяйственных задач и признаков вырабатывают правила
его внутреннего распорядка.
2. Правила эти утверждаются отделом по спецпереселенцам при ПП
ОГПУ и после утверждения доводятся до всеобщего сведения жителей
поселка как обязательное административное постановление.
3. Комендатуры ОГПУ закрепляют за определенными домами определенные
семьи (лиц) и ведут им точный поименный учет, производя
систематическую проверку наличия прикрепленных.
4. Комендатуры ОГПУ следят за выполнением и перевыполнением
спецпереселенцами трудовых обязательств по работе в промышленности
и собственном хозяйстве, применяя в необходимых случаях меры воздействия
в рамках, указанных разделом «права комендатур».
5. Комендатуры ОГПУ следят за точным выполнением хозяйственными
организациями всех обязательств в отношении спецпереселенцев,
взятых ими на себя как по договорам, так и возложенных на них соответствующими
постановлениями правительственных органов.
По всем случаям нарушения со стороны хозяйственных организаций
комендатуры ОГПУ принимают немедленные меры на месте, а в случаях
недостижения благоприятных результатов обращаются в свои вышестоящие
инстанции (районные комендатуры, отделы по спецпереселенцам).
6. Комендатуры ОГПУ обязаны принимать устные и письменные заявления,
жалобы и просьбы от спецпереселенцев, на месте разбирать и
разрешать их в пределах своей компетенции в кратчайшие сроки.
Вопросы же, выходящие за пределы компетенции комендатур, подлежат
немедленной передаче в соответствующие инстанции.
Комендатуры ОГПУ отвечают за политический и общественный порядок
в спецпоселках, за сохранность имущества, за постановку противопожарных
мероприятий, за санитарное состояние и вообще за все мероприятия,
направленные к трудовому советскому порядку в спецпоселках.
Примечание: порядок привлечения спецпереселенцев к охране общественного
порядка в спецпоселках предусматривается особой инструкцией.

V. ПРАВА КОМЕНДАТУР

1. Комендатуры ОГПУ имеют право привлечения к ответственности
спецпереселенцев, нарушающих порядки и законы, установленные администрацией
поселков, другими административными органами советской
власти и Советским правительством.
2. Привлечение к ответственности осуществляется:
а) в административном порядке самой комендатурой в рамках предоставленных
ей прав;
б) в административном порядке вышестоящими органами ОГПУ по
спецпереселенцам по представлению комендатуры;
в) в судебном порядке Коллегией ОГПУ по представлению ПП ОГПУ;
г) в общегражданском судебном порядке по представлению органов
ОГПУ или следственных органов Наркомюста.
3. Всякое привлечение к ответственности, в том числе в административном
порядке, должно сопровождаться письменным дознанием или
следствием с опросом сторон и, в необходимых случаях, свидетелей.
4. Административные меры взыскания, налагаемые на спецпереселенцев,
после произведенного письменного дознания комендантами поселков
или районными комендантами должны иметь их письменное утверждение.
5. Органы ОГПУ, управляющие спецпоселками, имеют следующие
административные права:
а) поселковые комендатуры: подвергать аресту до 5 суток или денежному
штрафу в сумме до 5 руб. - за появление в нетрезвом виде, нарушение
обязательных постановлений о внутреннем распорядке посел-
ка (нарушение общественной тишины, антисанитария, недобросовестное
отношение к государственному имуществу и т. п.) и за прогулы;
б) районные и участковые комендатуры: подвергать аресту до 10 суток
или денежному штрафу в сумме до 10 руб. - за систематическое
пьянство, за систематическое нарушение обязательных постановлений о
внутреннем распорядке в поселках, хулиганство и повторяющиеся прогулы.
За то же, по соглашению с администрацией предприятий, переводить
на другие работы, менее удобные и хуже оплачиваемые.
Примечание: и. «а» и «б»: оштрафование одного и того же лица
больше, чем два раза за три месяца, требует санкции отделов по спецпереселенцам
ПП ОПТУ.
в) отделы по спецпереселенцам (с утверждением ПП ОГПУ): подвергать
всем вышеуказанным мерам и, кроме того, переводить в другие
поселки и снимать с работы на срок не более двух месяцев (в случаях
исправления возвращать на работу до истечения этого срока).
В случаях, содержащих в себе элементы политических и уголовных
преступлений, передавать дела для разрешения через Коллегию ОГПУ
или органы Наркомюста.
Примечание: 1) лишение права приобретения пайка ни в каких случаях
никаким органам не разрешается; 2) привлечение спецпереселенцев
к ответственности за преступления уголовного порядка предусматривается
разделом «об уголовной ответственности спецпереселенцев».

VI. О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В УГОЛОВНОМ ПОРЯДКЕ
ЗА УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

1. Спецпереселенцы подсудны в обычном для всех граждан порядке
за имущественные и против личности преступления.
2. Комендатуры ОГПУ в этих случаях являются первичными органами
дознания применительно к функциям, выполняемым милицией.
3. Порядок производства дознаний и дальнейшее их направление
производится комендатурами на основании существующих положений
об органах дознания (милиции).

VII. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Прокурорский надзор над спецпоселками осуществляется на основании
положения о прокурорском надзоре за органами ОГПУ.

VIII. РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

1. Регистрация актов гражданского состояния в спецпоселках проводится
по общим существующим правилам и формам.
2. Как правило, организация ЗАГСов лежит на обязанности тех райисполкомов,
на территории которых расположены спецпоселки.
3. Там, где договоренность об организации ЗАГСов райисполкомами
еще не достигнута, работу эту проводят комендатуры ОГПУ, передавая
материалы в райисполкомы или сельсоветы по указанию райисполкомов.

ИНСТРУКЦИЯ О ФОРМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ К ОХРАНЕ ПОРЯДКА
В ПОСЕЛКАХ И К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ
И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ

1. Соблюдение устанавливаемых в поселке порядков осуществляется
при широком содействии самих же спецпереселенцев.
2. Каждый поселок распоряжением комендатуры ОГПУ делится на
определенное количество участков.
3. Спецпереселенцы каждого участка выбирают из своей среды старшего
участкового и установленное комендатурой ОГПУ число участковых
исполнителей.
4. Старшие участковые объединяются в поселковую группу содействия
комендатуре ОГПУ и работают под руководством (в качестве председателя)
одного из помощников поселкового коменданта.
5. Старшие участковые и участковые исполнители считаются избранными
только после утверждения их в этих должностях комендатурой
ОГПУ.
6. Выбранные лица не освобождаются от работы, а выполняют свои
общественные обязанности в свободное время и безвозмездно.
7. Основными обязанностями старших участковых являются:
а) выполнение лично и через исполнителей всяких поручений комендатуры
ОГПУ и в том числе по учету населения своего участка;
б) своевременное сообщение комендатуре о побегах переселенцев
данного участка;
в) своевременное сообщение комендатуре о всяких непорядках и
происшествиях на участке;
г) обращение в комендатуру по поручениям спецпереселенцев с заявлениями,
жалобами, ходатайствами;
д) наблюдение за чистотой территории участка, квартир и служб;
е) наблюдение за исполнением обязательных постановлений, издаваемых
комендатурой ОГПУ;
ж) доведение до сведения переселенцев (лично или через исполнителей)
всяких распоряжений комендатуры ОГПУ;
з) наблюдение за соблюдением установленных правил при созыве и
проведении общих собраний спецпереселенцев;
и) несение в случае надобности караульной службы.
Участковые исполнители являются помощниками старших участковых.
Поселковая группа содействия, состоящая из старших участковых,
собирается для совместной работы только по созыву председателя
группы (один из пом. комендантов).
Группа содействия никаких решений выносить не имеет права. Она
является совещательным органом при комендатуре и организованно
проводит в жизнь все мероприятия администрации поселка.
Старшие участковые и участковые исполнители в случае, если они
недобросовестно работают, или в отношении их у комендатуры имеются
другие отрицательные данные, должны отстраняться от общественных
обязанностей. На их место населением данного участка выдвигается
другая кандидатура.

Начальник Главного Управления

лагерями ОГПУ Л. КОГАН

Опубликовано по экз. ГА РФ. Ф. P-9479. On. 1. Д. 3. Л. 132—141 в сб.:
Спецпереселенцы в Западной Сибири: весна 1931 - начало 1933 г. С. 68-76.
---
Локтевский район Алтайского края Группа в ТГ https://t.me/loktvol
Томск
Ильиченко, Колтовский - Бражкино
Авдеев - Малое Протопопово; Хайдуков - Хайдукова
Сивуха (Сивухин) - Николаевка (Алтайс.край), Несвоевка (совр. Брянс.обл.)
Прокопец - Новенькое (Алтайс.край), Рублевка (Полтавс.губ.)
Gala_Il
Модератор раздела

Томск
Сообщений: 196
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 65
Доклад комендантского отдела в президиум Запсибкрайисполкома о положении расселенных в комендатурах спецпереселенцев (с приложением). 25 февраля 1931 г. // ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 125, л. 39-51. Подлинник.
https://docs.historyrussia.org...e/1/zoom/4

ДОКЛАД КОМЕНДАНТСКОГО ОТДЕЛА
В ПРЕЗИДИУМ ЗАПСИБКРАЙИСПОЛКОМА
О ПОЛОЖЕНИИ

РАССЕЛЕННЫХ В КОМЕНДАТУРАХ
СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
(с приложением)

25 февраля 1931 г.

СЕКРЕТНО.

Копия: ПП ОГПУ, ваковскому

Выселение кулачества в необжитые районы севера,
перемешивание там с административно- и судебноссыльными
и высланными61, задержка на работах хозорганами,
разрыв с семьями, затруднения с продовольствием, посевами,
жилстроительством и пр. при естественном антагонизме
этих элементов создают довольно сложную обстановку,
разрешение которой затрудняется отсутствием
ясных перспектив системы дальнейшего управления. В
связи с чем считаю необходимым обрисовать важнейшие
моменты этой обстановки.

I. КОЛИЧЕСТВО, ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕБРОСОК

В данное время подавляющее большинство спецпереселенцев
размещено в районах: Чаинском, Каргасокском,
Парабельском, Кривошеинском, Ново-Кусковском, Зырянском,
Колпашевском, Сусловском, Баксинском, всего
8847 семей, 44 316 едоков, из них 2148 одиночек, к коим
семьи еще не прибыли.

При малочисленности коренного населения в некоторых
районах спецпереселенцы стали уже преобладающим
контингентом (Чаинский 131 %, Парабельский 98 %), в
остальных количество их постоянно возрастает (в данное
время в Сусловском 27,5 % коренного населения,
Н [ово ]-Кусковском 14 %, Кривошеинском 9,4 %, Колпашевском
4,7 %, Каргасокском 17,8 %). Это обстоятельство
диктует необходимость перенесения центра тяжести
политического внимания в эту сторону с соответствующей
перестройкой самой структуры районного управления.

Кроме этих компактных групп, размещенных на севере,
имеются группы спецпереселенцев в системе “Союззолото
“: Саралинские прииски 3460 семей, Егоро-Салаирские
(Краснинский р-н) 200 одиночек, в с. Таштыпском
200 одиночек, Ольховке 225 семей.
В Сарале, Ольховке спецпереселенцы находились еще
до возникновения ком. отдела. В остальные места заброшены
с санкции директивных органов. Наконец, третья
группа — это спецпереселенцы из числа бежавших, временно
переданные, согласно предложениям ЗСКИК, на
работы хозорганов: Сибжелдорстрой (Бочаты) 131 чел.,
Заобского лесничества (Новосибирск) 188 чел., Новосибирское
Погрузбюро 50 чел., Кузнецкстрой 562 чел. Этих
людей с началом навигационного периода предполагаем
забросить в Александро-Ваховский район (1000 км к северу
от Томска). Несомненно, что при попытках реализовать
это решение мы встретим (и уже встречаем) резкое
противодействие со стороны данных организаций.

Основной базой временной концентрации спецпереселенцев
является Томский лагерь, через который всего
прошло 20 000 человек, 15 000 переброшено, оставалось
на 16/П с.г. 5000 чел., из них занято ца работах 460, в
том числе на лесозаготовках 280. Остальные нетрудоспособные
(женщины, старики, дети, инвалиды).

II. УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ
СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

По характеру размещения спецпереселенцев, как видно
из вышеизложенного, можно разделить на четыре группы:

а) сельскохозяйственную (районы — Парабельский,
Каргасокский, Сусловский, Баксинский);

б) лесную (работающих в системе леспрома) — районы
Кривошеинский, Зырянский, Ново-Кусковский, частично
Колпашевский, Парабельский, Каргасокский;

в) горно-приисковую (работающих в системе “Союззолото
“) в районах Ольховском, Курагинском, Краснинском,
Таштыпском;

г) строительную (занятую на работах в Кузнецкстрое,
Желдорстрое, Погрузбюро, лесничестве г. Новосибирска).

Как показывают самые названия, уклон деятельности
определяется характером размещения.

Наиболее сложной задачей последнего времени являлось
соединение прибывших семей с их главами. Чрезвычайная
разбросанность последних, условность нахождения
в ряде пунктов (Кузнецкстрой и проч.), сложность
персонального учета в обстановке постоянных передвижений
создают огромные затруднения при разрешении
этого вопроса и в целом, и в отношении отдельных семей.
Положение усугубляется прибытием семей лиц, высланных
в Архангельск, Мурман, Усть-Сысольск, Соловки,
Вологду, Пермь и пр. (6675 чел.). Всего в неопределенном
положении около 7500 чел. В основном же задача
соединения семей с главами разрешена. В данное время
все семьи находятся в зоне работ их глав (от 15 до
70 км), размещены преимущественно в деревнях, имеют
ту или иную связь друг с другом. В отдельных комендатурах
(Тоя, Парбик и др.) живут совместно, размещаясь в
бараках, построенных домиках, землянках и т.п.

Вопрос с жилстроительством является кардинальным.
Можно определенно сказать, что, пока не будет жилищ,
говорить о стационарном закреплении спецпереселенцев
можно только относительно. В данное время около 40 %
живут в отстроенных самими халупах, землянках, бараках
и т.п. Наиболее обеспечены жилищами в Тегульдете,
Кулае, Шегарке, отчасти Тое, Парбике, Галке. Хуже —
в Могочинской, Кусковской, Шерстобитовской группах.
Из стройматериалов острая нужда в железе. В земледельческих
комендатурах дома возводятся хозяйствами непосредственно.
В лесных — выделены группы (15—20 % от
работающих на лесозаготовках) для постройки uобезличенных
“ домов, переходящих потом в собственность
отдельных семей. Цо РИКам разассигновано на жилстроительство
(превышаем кредит) 800 000 рублей, заключены
соответствующие договоры, спецпереселенцам
выдаются персональные ссуды. В связи с принятыми мерами
наблюдается определенный перелом в сторону быстрейшего
возведения жилищ со стороны самого кулачества.
Если раньше оно смотрело на высылку как на временное
явление, то сейчас пришло к убеждению, что придется
жить “всерьез и надолго“. Прежнее безразличное
отношение сменилось довольно интенсивным стремлением
к захвату усадеб, 4юрмированию построек.

Этот перелом более определенно выражен у сибирских
кулаков. Украинские в общем занимают выжидательную
позицию и еще не потеряли надежды на перемену в своей
судьбе. Приходится отметить, что в условиях севера, в
особенности на лесных работах, украинцы приспособляются
плохо. Вопрос их акклиматизирования, очевидно, не
может разрешиться в течение одного-двух лет, а потребует
более длительного периода.

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА РАБОТАХ

1. Спецпереселенцы. В соответствии с постановлением
правительства и ЗСКИК в сентябре месяце 1930 г.
большинство спецпереселенцев было брошено в предел
бывшей Томской губернии для колонизации севера и
значительная часть (около 3500 чел. трудоспособных)
размещена для работ в системе Лестреста .

Прочность закрепления спецпереселенцев на севере
зависит в значительной мере от степени их хозяйственного
устройства. Поэтому, казалось бы, что организации, в
этом деле заинтересованные, в частности Лестрест, Земуправление,
рассматривали бы это дело под соответствующим
углом зрения. Между тем Лестрест по всему направлению
своей политики ограничивается эксплуатацией
рабсилы на “сегодняшний “ день, совершенно не
заботясь о том, что будет завтра. Непроизводство расчетов
в течение 2—3 месяцев, в отдельных случаях в
течение 5—б месяцев (Ново-Кусково, Зырянка),
отсутствие элементарной помощи в инструментах, тягловой
силе, технической помощи, полная заброшенность
семей, находящихся до настоящего времени на
иждивении комендатур, порождают естественное тяготение
к бегству, снижению производительности труда.
Если добавить сюда отсутствие спецодежды, неснабжаемость
промтоварами, то фактическое использование рабсилы
в данных условиях, по донесениям комендантов, не
превышает 50 % общего количества. Остальные лежат
раздетыми на нарах, являясь обузой предприятий и комендатур.
Сама система работ поставлена так, что при
отсутствии денежных выдач спецпереселенцы лишены
возможности приобрести что-либо, не говоря уже о помощи
семьям. Для урегулирования этого вопроса мы принуждены
были взять на себя проработку до деталей системы
безналичных расчетов, принятой Лестрестом в готовом
виде. Однако проведение в жизнь затирается бюрократическими
дебрями самого Лестреста и его филиалов.
Положение здесь настолько напряженное, что мы принуждены
определенно заявить, что при дальнейшем сохранении
этой политики Лестрестом это приведет снова к
массовым побегам, как и летом прошлого года. Для характеристики
отношения к рабсиле можно привести
Минусинский леспром (работает третья категория), ще
из 800 человек осталось только 225 и то разысканных
нашим комендантом, а леспром не только не вел дифференцированного
учета, не говоря о классовой линии, но
даже не знал, что в его системе работают кулаки.

Что касается крайЗУ, то нам потребовалось более 3
месяцев для того, чтобы принудить заняться нарезкой
земельных участков на местах, несмотря на решение
ЗСКИК (еще в октябре). В настоящее время заключен
договор, и из Томска от Земтреста поехали люди для
производства землеустройства. Если раньше на местах
что-либо и делалось, то отнюдь не по “вине" крайЗУ, а
скорее по инициативе райЗО, под напором наших комендантов.
Не лучше дело обстоит с заброской всевозможных
фондов. Большинство из них застревает в пути, перехватывается
различными организациями, наконец, по прибытии
просто обезличивается в местах потребкооперациях.

Нам приходится тратить немало энергии и средств для
продвижения этих вопросов. Несомненно, что отсутствие
координирующей руки в этих вопросах вызовет в связи с
ликвидацией комендантского отдела63 ряд серьезнейших
недоразумений.

В отношении сельскохозяйственных комендатур нами
намечены перспективы обжития и разработаны производственные
планы с уклоном на полеводство и животноводство,
последнее при наличии заливных лугов имеет определенную
будущность. В отношении промышленных комендатур
нами берется установка на огородные культуры,
посевы по 1/2 га на семью, с основным переключением
на работы массового характера (лесозаготовки и
проч.).

В несколько особых условиях находятся спецпереселенцы
в Томском лагере. Основное назначение последнего
— направлять и распределять по комендатурам прибывшие
семьи и бежавших одиночек. Передача на работы
хозорганов здесь производится лишь “попутно", впредь
до определения маршрута и отправки в комендатуры, и,
естественно, что это не вполне совпадает с планами
хозяйственников, претендующих на использование кулаков,
вне зависимости от их основного назначения. Поэтому
претензии хозяйственников, в частности Лестреста,
Госречфлота и др., мы рассматриваем как требования
частного порядка, идущие вразрез с общей политикой в
этом вопросе. В данное время на работах хозорганов
находится 460 человек, из них 280 чел. на лесозаготовках.
По плану намечена выработка 19 000 куб. метров.

Дальнейшие перспективы использования спецпереселенцев
и их размещения нами предполагаются в следующем
виде:

а) всех размещенных в северных комендатурах закрепить
на постоянное местожительство;

б) переброшенных недавно одиночек в систему “Союззолото
": с. Таштып, Егоро-Салаирские прииски — закрепить,
соединить с семьями. Таким образом, в горно-
приисковой группе с Саралой и Ольховкой будет четыре
комендатуры;

в) временно работающих на Кузнецкстрое, Желдорстрое
(Бочаты), Заобском л [есничест ]ве, Погрузбюро снять
и с началом навигационного периода забросить в Александро
-Ваховский район.

Здесь, несомненно, мы встретим бурные протесты всех
решительно организаций, в особенности Кузнецкстроя.
Оставление в неопределенном положении этих людей,
имеющих предназначения к высылке при наличии семей,
находящихся в Томске на иждивении комендантского
отдела, день ото дня становится затруднительней.

Остающиеся в Томском лагере 5000 человек предполагаем
распределить следующим образом: [в] Шерстобитовскую
комендатуру — 500 чел., Галкинскую —
2500, Тегульдетскую — 700, 1300 человек — в систему
Лестреста (Обь, Чулым).

2. Третья категория. Параллельно с использованием
спецпереселенцев ком. отделом в соответствии с директивами
ЗСКИК была произведена мобилизация для важнейших
работ кулаков 3-й категории, а позднее — тылоополченцев.

Первоначально было мобилизовано около 9000 человек,
в данное время работает 3657 (при них же 1322 2-й
категории), всего 4979 чел. Причины убыли: отпуск раздетых
в ноябре месяце — около 1000 чел., переключение
на тылоополчение — около 1000 чел., побеги (главным
образом с предприятий Лестреста, в частности,
Минусинска — 600 чел., Каргата — 400 чел., всего около
2,5 тыс. человек). Остальное падает на отпущенных по
болезни, восстановленных в избирательных правах и пр.

Пункты размещения видны из прилагаемой при сем
дислокации. В данное время эти контингенты довольно
прочно обосновались в предприятиях, получили квалификацию,
в отдельных случаях сделались “незаменимыми
". Сроки их пребывания неопределенны. Взяты они
в августе — сентябре под знаком временности. В данное
время необходимо разрешить вопрос об их дальнейшем
оставлении на строительствах, т.к. снятие их в связи с
острым дефицитом рабсилы, несомненно, отрицательно
отзовется на темпах и вызовет решительные возражения
всех строительных организаций, в особенности Кузнецкстроя,
ще работает около 2000 человек. От разрешения
этого вопроса будут зависеть и планы некоторых строительств,
частично затронутся интересы посевкампании,
определены формы дальнейшего администрирования.
3. Тылоополченцы. В декабре — январе месяце был
произведен призыв тылоополченцев 1903—1908 гг. По
учетным данным, их количество определялось в 10 000
человек. Призвано 3650, или 37 % учетных данных.
Причина разрыва между явкой и учетом заключается в
несовершенстве последнего, в отсутствии последующего
отражения результатов выселения на север, пересмотра
списка лишенцев и пр. Все 3650 чел. тылоополченцев
размещены в Кузбассе в системе Востугля. Из них
2650 чел. в каменноугольной промышленности, 1000 чел.
в лесной.

Тылоополченцы по положению обязаны трудповинностью
на два года. Это делает их как рабсилу наиболее
определенным, устойчивым элементом, в силу чего они
являются предметом домогательства целого ряда хозяйственников.
Производительность труда в данное время не
отстает от норм выработки вербованных рабочих. Тылоополченцы
размещены казарменно, сведены в отряды,
команды, находятся в условиях полувоенного режима.
Командный состав над ними исключительно начсостав
запаса РККА. Условия горных работ требуют особой
бдительности и внимания к оборудованию, в силу чего во
избежание возможных попыток к порче машин, отлынивания
от работ тылоополченцы поставлены в жесткие
рамки и насыщены командным составом приблизительно
на каждые 70 чел. по одному начальнику.

IV. ВНУТРИРАЙОННОЕ РАССЕЛЕНИЕ

Предметом ведения ком. отдела является также 3-я
категория, расселенная внутри районов. Всего, по данным
90 районов, там выселено на специальные поселки около
30 тыс. человек, управляемых комендантами, с /советами,
милицией, ГПУ, РИКами и т.д. Единой системы
управления, нормативных положений нет. Вопрос осложняется
тем, что ряд округов произвело расселение всяк
по-своему. В Бийском округе, примерно, выселены только
из районов сплошной коллективизации, в Барнаульском
— из всех районов, в бывшем Томском округе никакого
выселения не производилось, в ряде других мест выселение
ограничилось экспроприацией домов и вселением
кулаков в бани, дома бедноты и проч., в отдельных
районах расселенные на поселки кулаки возвращены
РИКами “временно" обратно ввиду неснабженности их в
свое время фондами. Трудоспособный элемент используется
РИКами и управляющими кулаками органами на
работах местного значения, а также в системах Лестреста,
Лесхима, отчасти совхозах и т.п.

Проведение сплошной коллективизации ставит вопрос
вообще о целесообразности дальнейшего существования
внутрирайонного расселения, т.к. нахождение кулацких
поселков в качестве чужеродных островков среди колхозного
моря делает их положение и перспективу существования
чрезвычайно неопределенными. Вопрос этот требует
специального разрешения, т.к. эти поселки до сих пор
являются наиболее обременительным местом во всех отношениях
и для РИКов и для ком. отдела.

V. ПЕРСПЕКТИВЫ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
С ПЕЦПЕРЕС ЕЛ ЕНЦЕВ

В 1930 г. всеми комендатурами весной было посеяно:

Посеяно осенью:

пшеницы 119 га
гречихи 18
овса 807
ячменя 73
полбы 2
проса 118
льна 210
гороха 1
картофеля 11
ИТОГО 1368 га (яровых)
ржи 1170 га
пшеницы 18
ИТОГО 1188 га
ВСЕГО 2556 га

Это количество, по существу, явилось провалом посевкампании
1930 г. и поставило перед нами задачу во что
бы то ни стало избежать заброски фондов в 1931 г., для
чего потребовалось разрешить зерновую проблему на месте.
В соответствии с чем на 1931 год нами запроектировано
следующее количество:

пшеницы яровой 567 га
овса 2525
ячменя 1075
гречихи 170
проса 142
гороха 118
льна 1100
конопли 159
трав кормовых 330
картофеля
ржи (осенью)
1740
2986
ИТОГО 10 912 га

Кроме того, убрать сенокоса 10 018 га, раскорчевать
под пашни 7737 га. Проведение этого плана всецело зависит
от своевременной заброски семян, которых требуется:

пшеницы 1128 ц льна 1278 ц
овса 3650 конопли 190
ячменя 1720 клевера 41
гречихи 210 тимофеевки 18
проса 72 картофеля 24 000
гороха 207

Вопрос с семенами чрезвычайно острый. В отношении
пшеницы, овса, ячменя, проса, гречихи, гороха Союзхлеб
сообщил, что отпуск семзерна для спецпереселенцев может
быть удовлетворен только Наркомземом, в соответствии
с чем через московское представительство
ЗСКИК нами возбуждено ходатайство об отпуске необходимых
количеств. Лен и коноплю крайЗУ обещает
отпустить, огородные и травяные семена отпускаются
Сортземтрестом. Картофеля совершенно нет. Придется
заменять другими культурами. Противоцинготные растения
(лук, чеснок), имеющие большое значение для
Севера, пока исключены из плана ввиду их полного
отсутствия.

В сельскохозкомендатурах имеется в среднем на два
хозяйства одна лошадь (всего 3743 лошади). Для выполнения
производственного плана этого количества не достаточно.
Лошади преимущественно старые, истощенные.
Весной в связи с отсутствием кормов и усиленными работами,
несомненно, падет значительное количество. В
большой изношенности сбруя.

VI. ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ
СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

На фоне изложенных выше обстоятельств говорить о
полном психологическом переломе спецпереселенцев в
сторону отказа от противодействия, конечно, не приходится.
По-прежнему основной чертой настроения является
классовая непримиримость, надежда на скорое избавление.
Имеются характерные разговоры вроде того,
что американцы собирают к себе спецпереселенцев (например,
на Кузнецкстрой), дают им одежду, снабжают
пайком и т.п. или ожидания “желтого коня“, который
придет на смену красным и принесет избавление, а пока
“лучше идти в горы, там мы нужнее44 (Тегульдет). В
связи с недостаточным пайком женщины нередко при*
носили своих детей в комендатуры и говорили: 44 Дайте
нам хлеба или мы побьем детей, тоща Вы отвечайте44.
Наиболее активные из кулачества ушли в группировки.
Последнее обнаружено в Тегульдете, Зырянке, Шерстобитове.
Особенно активных действий не проявляют. По
некоторым данным, ждут войны, чтобы выступить открыто.
Однако поддержкой это движение не пользуется.

Наибольшие упования возлагаются на легальные возможности
к возвращению, в частности на некоторые изменения
в самой политике. В ряде районов нашими обследователями
обнаружены сотни писем с документами о
восстановлении в избирательных правах на имя родственников.
Оперируя этими документами в качестве своих,
спецпереселенцы нередко получают справки и документы
на обратное возвращение. Меры в этом отношении
приняты. В отношении побегов можно сказать, что они
уже не носят того стихийного характера, который наблюдался
до сентября. Розыск и возвращение обратно, невозможность
вернуться в прежнее местожительство без риска
быть выявленным, наконец, серьезность мероприятий
в отношении хозяйственного устройства создали определенный
перелом в сторону закрепления на отводимых
участках. Как только прекратится блуждание с одного
места на другое и почувствуется твердая уверенность, что
с данного участка земли его не сорвут, перелом будет
полный и окончательный.

Нужно сказать, что контингент в местах расселения
спецпереселенцев чрезвычайно пестрый. Здесь не только
кулаки 2-й категории из Сибири и Украины, не только
семьи глав, находящихся в Вологде, Архангельске, Мурмане
и т.п., но и высланные из погранполосы бывшие
петлюровцы, махновцы, деникинцы, лица, имеющие подозрение,
но не уличенные ни в чем определенно преступном,
рецидивисты, судебно-ссыльные и высланные,
прежде находившиеся в ссылке и т.п. В данное время все
они находятся в условиях одного режима и рассматриваются
как спецпереселенцы. Этот вопрос комендантским
отделом совместно с заинтересованными ведомствами
подрабатывается и стоит на очередном разрешении. Во
всяком случае известная дифференциация этих категорий
в системе будущего управления должна иметь место. В
данное же время, учитывая общее недовольство кулачества,
их количественное преобладание, возможность повышения
враждебности организующими центрами (петлю-
ровцы, махновцы), считаем необходимым ставить вопрос
о достаточно твердом и дифференцированном режиме
управления со стороны РИКов и увеличении кадров местной
милиции для подавления могущих возникнуть эксцессов.

Наплыв спецпереселенцев произвел сдвиг и в самом
населении. С одной стороны, мы имеем случаи сочувствия,
с другой — ярко выраженного недовольства, в особенности
в местах размещения семей, поселяемых у старожильческого
населения. Теснота, грязь, антисанитария,
скудность и ограниченность продовольствия, бедствующее
положение семей вынуждало наиболее сердобольных
делиться своим, а других — отказывать во всем,
вплоть до выселения из дома, отказа в варке пищи и т.п.
Одновременно в ряде комендатур (особенно Шерстобитово,
Чае) местное “кержатское“ население, жившее изолированно
ряд десятилетий и сохраняющее до сих пор
старообрядческие традиции, снимается с мест (из боязни
осквернения) и движется далее на север,образуя свои
заимки и поселки. В общем освоение севера через спецпереселенцев
вызывает не только хозяйственные изменения,
но и производит частичное оттеснение и структурные
сдвиги среди коренного населения.

Обширность районов, периодические разрывы связи,
трудно проходимая местность исключают возможность
управления спецпереселенцами в рамках обычных условий
и требуют особых методов и особых форм, которые,
по нашему мнению, должны быть достаточно жестки и
централизованы и находиться не в ряде отдельных ведомств,
а в одном определенном, имеющем преемственную
связь от ком. отдела, если паче чаяния его существование
все же разрешится отрицательно.

VII. выводы

В связи с изложенным необходимо проведение следующих
мероприятий:
1. Полное выселение на север всей 2-й категории,
разбросанной в данное время в разных хозорганизациях
(еще до начала существования ком. отдела);
2. Возведение жилищ спецпереселенцами с таким расчетом,
чтобы к лету они были вчерне закончены;
3. Обеспечение весенней и осенней посевкампании;
4. Решительные меры в отношении Лестреста в части
выполнения условий договора;
---
Локтевский район Алтайского края Группа в ТГ https://t.me/loktvol
Томск
Ильиченко, Колтовский - Бражкино
Авдеев - Малое Протопопово; Хайдуков - Хайдукова
Сивуха (Сивухин) - Николаевка (Алтайс.край), Несвоевка (совр. Брянс.обл.)
Прокопец - Новенькое (Алтайс.край), Рублевка (Полтавс.губ.)
Gala_Il
Модератор раздела

Томск
Сообщений: 196
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 65
Доклад начальника комендантского управления ПП ОГПУ по Запсибкраю И.И. Долгих полпреду Л.М. Заковскому «о ходе расселения спецпереселенцев по Нарымскому краю». 22 июня 1931 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Oп. 120. Д. 26. Л. 233-248. Машинописная копия, заверенная секретарем ГУЛАГ ОГПУ Прушакевичем.
https://docs.historyrussia.org...e/1/zoom/4
---
Локтевский район Алтайского края Группа в ТГ https://t.me/loktvol
Томск
Ильиченко, Колтовский - Бражкино
Авдеев - Малое Протопопово; Хайдуков - Хайдукова
Сивуха (Сивухин) - Николаевка (Алтайс.край), Несвоевка (совр. Брянс.обл.)
Прокопец - Новенькое (Алтайс.край), Рублевка (Полтавс.губ.)
Gala_Il
Модератор раздела

Томск
Сообщений: 196
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 65
Доклад начальника крайадмуправления наркому внутренних дел РСФСР тов. Толмачеву о хозяйственно-административном устройстве спецпереселенцев. Начало июля 1930 г. // ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 106, л. 45-63. Заверенная копия.
https://docs.historyrussia.org...e/1/zoom/4
---
Локтевский район Алтайского края Группа в ТГ https://t.me/loktvol
Томск
Ильиченко, Колтовский - Бражкино
Авдеев - Малое Протопопово; Хайдуков - Хайдукова
Сивуха (Сивухин) - Николаевка (Алтайс.край), Несвоевка (совр. Брянс.обл.)
Прокопец - Новенькое (Алтайс.край), Рублевка (Полтавс.губ.)
← Назад    Вперед →Модератор: Gala_Il
Вверх ⇈