Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Жизнь и быт крестьян Череповецкого уезда

Тема посвящена описанию быта крестьян Череповецкого уезда по материалам различных книг, статей в этнографических журналах и сборниках

← Назад    Модератор: pani_pa
pani_pa
Модератор раздела

Москва
Сообщений: 537
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 170
Эта тема посвящена описанию быта крестьян Череповецкого уезда по материалам различных книг, статей в этнографических журналах и сборниках.
Domovoy25

Санкт-Петербург
Сообщений: 221
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 123
Люблю своих предков, обожаю!
biggrin1.gif

5. Похищение часовни.

В очень давнее время у двух соседних деревень, Бора и Клопузова, Уломской волости, была одна общая деревянная часовня во имя св. Николая, которая стояла на Боровской земле. Однажды клопузовцы в одну ночь похитили часовню, т. е. разобрали и перевезли к себе в деревню. Боровские крестьяне поругались и махнули рукой, выстроив у себя другую часовню. Но теперь иногда ругаются: "клопузовцы воры, украли, часовню Николы".
(От к-на д. Бор, Василия Матюшина).


Из книги "Этнографическое обозрение " - 1898 г., №4, стр. 130

eo_xxxix_189801.jpg eo_xxxix_1898_01351.jpg
Лайк (1)
Domovoy25

Санкт-Петербург
Сообщений: 221
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 123
Обряды Чистого Четверга перед Пасхой

Домохозяин до восхода солнца трясет сохой, чтобы хлеб лучше родился (д. Бор, Уломской вол.).

Чешут лошадей, чтобы чище и здоровее были. (Там же).

Замечают, какой ветер дует, или вообще, какая погода бывает в великий четверг: якобы погода будет стоять без перемены вплоть до "Семика". (Там же).


Из книги "Этнографическое Обозрение". 1894 г. № 1-й.

etnograficheskoe_obozrenie_1894_(kn0.jpg etnograficheskoe_obozrenie_1894_(kn.jpg
Лайк (1)
Domovoy25

Санкт-Петербург
Сообщений: 221
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 123
Почитание рощ, деревьев и камней.

Окружающая природа имела вообще на человека в языческие времена значительное влияние, и мир растительный пользовался в то время значительным почитанием и обожанием. С течением времени, под влиянием христианства, древнейшие верования коренными образом изменились, но заветы старины, передаваемые из рода в род, все таки дошли до нашего времени в виде смутных суеверий или в форме одних обрядов, без понимания сущности их, так как причины возникновения того или другого обряда затерялись в ряде поколений, и сам народ проделывает всё это теперь бессознательно, в силу предания и привычки, обязательно приурочивая исполнение этих обрядов к христианству.

Подтверждением этому служит, между прочим, сохранившееся до сего времени в разных местах России явное религиозное почитание различных предметов окружающей природы, напр. деревьев и целых рощ, камней, источников и т. д. По этому вопросу мне пришлось обратить внимание в южной части Череповецкого уезда, Новгородской губ., на обилие рощ, тщательно охраняемых. Такие рощи состоят большей частью из сосновых больших деревьев величественного вида и служат в настоящее время даже некоторым украшением местности. При многих из них выстроены часовни.

Существуют такие рощи в Уломской, Дмитриевской и Горской волостях и в следующих селениях: Елехове (часовня, а в дупле одного дерева рощи находится явленный крест), Спирове, (часовня), Степанове (часовня), Кокореве, Кондаше (часовня), Бору (часовня), Острову, Завражье, Карпове, Задние Чуди (часовня), Ягнице (часовня), Язине (часовня), Большом Дворе (часовня), Глинском Мышкине (часовня).

Признаками почитания этих рощ служат: во 1-х, их неприкосновенность, т. е. они по общему согласию общества "заповеданы" подобно священным рощам древних народов. Во 2-х, около многих рощ, как я сказал, выстроены в новейшее время часовни, причем не нужно думать, что рощи насажены после устройства селения и получили свою святость от часовни, так как эти рощи состоят из вековых великанов, в сравнении с которыми на-стоящие леса кажутся молодями. В 3-х, существует много рассказов о том, что кто покушался срубить хоть одно дерево из этих рощ, то с ним вскоре же случалось какое-нибудь несчастье: либо ослепнет, либо захворает и умрет. В 4-х, молодежь, из уважения к этим рощам, никогда не собирается под ними веселиться и водить хороводы в весеннее время.

Почитание же отдельных деревьев выражается в более слабой степени. Так, напр.: вешают на деревья тряпочки или полотенца с нашитыми на них черными или красными крестиками, которые были перед тем прибиты к наружной стене дома в течение шести недель, на основании поверья, что душа умершего в продолжение 40 дней прилетает в свое бывшее жилище, умывается водой и утирается вывешенным полотенцем.

Такое дерево из породы можжевельника редких размеров находится, напр., в д. Ягнице; оно все увешено полотенцами. Другие, по истечении указанного срока, вывешивают эти тряпочки на придорожные кресты. Далее, девушки в день весеннего Егория привязывают красные лоскуты на березы, вверяя им свою судьбу и загадывая о своей будущей доле, а в Троицын день пускают эти лоскутки на воду.

Известен обычай протаскивать больных сквозь дуплистые деревья; хотя здесь он не сохранился, но зато наблюдается такой способ лечения больных детей: именно, их протаскивают между ступенями сквозной лестницы (д. Бор, Уломской вол.). Далее, целебная сила придается дереву еще в некоторых случаях, напр. при боли в пояснице: чтобы получить облегчение, больной должен потереться обнаженной спиной о деревянные подпорки, стоящие около заборов, или же о среднюю стенку овина (д. Клопузово, Удом. вол.).

Маленьких детей при бессоннице стукают пятками о стенку в нежилой хоромине (с. Мороцкое, Мороцкой вол.). Хотя в этих случаях играет роль не стоящее на корню дерево, а только сооружения из него, но вера в какую то силу, происходящую именно от дерева, ясно выражается в выше приведенных фактах.

Почитание камней и вера в их чудодейственную силу наблюдается в одном известном мне случае, а именно: при болезни "озык", происходящей от "дурнаго глазу" (признаки: недомогание и легкое лихорадочное состояние), собирают в поле "камешки-брякунки" из мелких валунов, которые обмывают в какой-нибудь посудине водой и этой водой окачивают больного с произнесением молитв (д. Коротнево, Петриневской волости).

Сообщил И. К. Герасимов.

Из книги "Этнографическое обозрение" - 1895 г. №4.

etnograficheskoe_obozrenie_1895_(kn._24-27)04_stranica_1.jpg etnograficheskoe_obozrenie_1895_(kn._24-27)04_stranica_2.jpg
Лайк (1)
Domovoy25

Санкт-Петербург
Сообщений: 221
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 123
Поговорки.

Улома железная, а люди каменные.

Улому к Петрову дню ветром шатает.

Обе вышеприведенные поговорки характеризуют Уломский край, т. е. южную часть Череповского уезда, население которого исстари занимается железным производством и преимущественно выковкой различных сортов гвоздей, и о выносливости и тяжелом труде кузнецов, работающих от 16 до 18 час. в сутки. Вторая пословица говорить о недостатке своего хлеба, который приходится почти всем покупать, а некоторым даже с осени или с начала зимы; на круглый год своего хлеба мало кому хватает.

Где рожь тут и мера, где народ — тут и вера.

В девках курочка — в бабах дурочка.

Девушку по родам — коровушку по рогам.

Сват на коне, а разсват на коле.

Жених по месту — в три дня невеста.

Старый гошись, а молодой не плошись.

Богу молись, а к берегу гребись.

Шкалички да косушечки доведут до плетюшечки.

Свой праздник как гора валит, а чужой-то как сокол летит.

Шуба лежит, а кожа дрожит.

Сем пересем, лишь бы день перешел.

Коровьяго-то молока плошка, а материнаго ложка (о кормлении детей).

Счастья не найдут, от беды не уйдут.

Нечего на зубы положить, так идешь ворожить.

Тяжба не деньги, потрава не хлеб.

Где воды — тут и роды.

Щеки не колочу, зубы не точу, говорить не хочу.

На топоре плена, потому и цена.

Подумка — хуже порчи.

Поманиха подождихе — сестра родная.

Печка дрочит — дорожка учит.

Душа не сосед — не вышлешь.

И худ торжок, да не пуст горшок.

Земский фельдшер М. К. Герасимов.

Лайк (1)
pani_pa
Модератор раздела

Москва
Сообщений: 537
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 170
Последние две статьи в "Этнографическое обозрение" написал земский фельдшер М.К. Герасимов. Вот, что про него удалось найти:

Среди череповецких краеведов ХIХ – нач. ХХ вв. выделяется фигура земского фельдшера Михаила Кондратьевича Герасимова. О его жизни известно немного: родился в г. Весьегонске, окончил Санкт–Петербургскую военно–фельдшерскую школу, шесть с половиной лет прослужил военным фельдшером, принимал участие в русско–турецкой войне 1877–1878 гг., имел награды.

С 1882 г. М.К.Герасимов служил фельдшером в Уломской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии. 6 лет работал фельдшером в Коротовской больнице, 4 года – в Клопузове, 9 лет – в Кисово. Участок, обслуживаемый им, насчитывал около 29 тысяч жителей и был разбросан на 24–25 верст от больницы.
Во время празднования 25-летия его медицинской деятельности о нем с благодарностью писали: “Всегда, даже при утомлении, ровное и спокойное отношение к пациентам, одинаково внимательное отношение как к богатым, так и к бедным, постоянная готовность помочь всякому, кто нуждается в помощи - отличают фельдшера Михаила Кондратьевича Герасимова”.

Несмотря на большую профессиональную занятость, М.К.Герасимов находил время для сбора и изучения диалектного, фольклорного, этнографического материала, истории края, изучение условий жизни крестьян. Для журналов «Этнографическое обозрение», «Живая старина», газеты «Новгородские губернские ведомости» им было подготовлено более 20 статей, а географическое общество дважды награждает его именными серебряными медалями.
Материалы, собранные Герасимовым в Череповецком уезде, уникальны и чрезвычайно интересны, как с житейской, так и с научной точек зрения.

Михаил Кондратьевич написал работу, которая называется “Цветник, или травник, собранный в д. Хмелины Череповецкого уезда”. В нем содержится информация о 178 травах, растущих в наших краях в 19 веке, даются их названия, описания, действия, которыми они обладают. Так, например, “Царевы очи – растение в бору, на сухих местах, кустиками, очень малая трава, в нитку. Жар от нее, как от злата. Листу на ней нет; цвет имеет багровый. Хорошо держать при себе, у кого глаза болят, то болезнь выйдет. Если жена мужа не любит – имей траву - любить станет”. Многие слова, имеющиеся в травнике, в современных череповецких говорах не отмечены (буковица, излюдень).

Об отголосках языческой религии свидетельствуют записи краеведа о почитании культа деревьев, рощ, камней, источников: «Почитание отдельных деревьев выражается в более слабой степени, вешают на деревья тряпку или полотенце с нашитыми на них черными или красными крестами, которые перед тем были прибиты к наружной стене дома в течение 6 недель, на основе поверия, что душа умершего в продолжение 40 дней прилетает в свое жилище, умывается водой, вытирается полотенцем (д. Ягница).
Девушки в день весеннего Егория привязывают красные лоскуты на березы, вверяя им свою судьбу и загадывая о будущей доле, в Троицу пускают их в воду»

Любопытны и авторские заметки о народной медицине. Некоторые из них также свидетельствуют о древнем культе деревьев: «Способ лечения больных детей: их протаскивают между ступенями сквозной лестницы (д.Бор, Уломская волость). При болях в пояснице: больной должен потереться обнаженной спиной о деревянные подпорки, стоящие около заборов или о серединную стенку овина (д.Клопузово)».
Оказывается, наши земляки в 19 веке называли не только сами болезни, но и способ избавиться от них, например, лихорадка называлась осенуха, а детская болезнь от дурного глаза – озеп. Что означали слова "прощаться с местом", когда речь шла о какой-либо болезни? Расшифровывалось просто: “прощаться с местом - при некоторых болезнях нужно припомнить место, где заболел, и сходить проститься с ним”.

Но главное заслугой Герасимова является составление “Словаря уездного череповецкого говора”, который был опубликован в 1910 году. Материалы для этого словаря собирались в течение 23 лет жизни.
Словарь включает комментарии более 3000 слов. Выясняется, что в нашей местности народ любил дать прозвище тому, кто особенно ярко проявлял себя с какой-либо стороны: Базенокъ (трусливый), Бача (любитель много поболтать), Каламонь (бездельник), Яровитый (охотник до женщин), Басалай (озорник), Гашило (запасливый), Заваря (зачинщик), Тюкалко (драчун).
М.К.Герасимовым зафиксирован микротопоним Вопча (пустошь), изменения (вопча – вопчая – общая). Происхождение вероятно, связано с социальными явлениями в жизни деревни: деля и размежевывая земли, крестьяне постоянно оставляли некоторые угодья неразделенными, в общем пользовании. Такие угодья назывались «обчихами», «вопчихами», «вопчими землями».

Словарь Михаила Кондратьевича , несмотря на некоторые его недостатки, явился одним из лучших диалектных словарей, которые были созданы на рубеже ХIХ–ХХ вв. До настоящего времени он остается незаменимым источником различных сведений как для лингвистов, так и всех тех, кто интересуется историей Череповецкого края.

Источники: Тихомирова Н.П. (г.Череповец) Краевед М.К.Герасимов;
https://www.cpv.ru/ , Автограф времени - 37

Лайк (1)
← Назад    Модератор: pani_pa
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник pani_pa » Фамилии » Еремины » Жизнь и быт крестьян Череповецкого уезда [тема №148649]
Вверх ⇈