На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
в Троицкой церкви был диаконом Иоаким Павлов(?) отец Пелагеи Иоакимовны Хавской, матери Олимпиады Алексеевны, которая жена Петра Павловича Розанова и мать Сергея Петровича, бабушка Льва Сергеевича.
В 10 км к северо-востоку от города Луховицы, на берегу Оки находится крупное село Дединово (Дедилово, Дедново). Рекой Ройкой село делится на две части – Верхний и Нижний концы. Основание населённого пункта, известного с XV века, обычно связывают с переселением туда новгородцев после присоединения Новгорода к Великому княжеству Московскому в 1478 году. Вплоть до середины XVIII века Дединово было дворцовым селом и поставляло ко двору рыбу.
В XVII веке в селе находилась верфь, где был построен и 19 мая 1668 года спущен на воду первый русский военный двухпалубный трёхмачтовый фрегат «Орёл».
Пётр I не менее двух раз бывал в Дединове. 2–3 мая 1695 года по пути к Азову караван судов останавливался в селе. «Ветры нас крепко держали в Дединове два дни», – писал позднее царь своему сподвижнику думному дьяку Андрею Андреевичу Виниусу. С этой остановкой связана одна местная легенда: якобы встречавший царский караван хлебом-солью старик по имени Макар понравился государю, Макарами оказались и другие сельчане. «От сей поры будьте вы, дедновцы, навсегда и все – Макары!», – молвил якобы государь. Долгое время в Дединове сохранялся дом, в котором, по преданию, останавливался Пётр.
Направляясь в Персидский поход, 13 мая 1722 года Пётр I посуху выехал из Москвы в Коломну. Оттуда на стругах направился к Дединову. Караван прошёл село 17 мая в 5 часов дня. Пётр на верейке заезжал в Дединово.
Первое упоминание в Дединове деревянной кладбищенской церкви датируется 1647 годом. На её месте в 1696–1700 годах на средства местного купца Никиты Фёдоровича Шустова была возведена каменная Троицкая церковь. Считается, что Троицкая церковь построена в честь взятия русской армией крепости Азов. По форме церковь представляет собой четверик с тремя рядами кокошников, увенчанный пятиглавием, с трапезной и приделом Успения Пресвятой Богородицы. Храм богато декорирован в духе «московского барокко». Резьбу по камню выполнил крестьянин Солотчинского Рождественского женского монастыря Маркел Степанов. К церкви примыкает нарядная четырёхъярусная колокольня. Изображение на её фасаде восстающих льва и единорога, по мнению исследователей, указывает на принадлежность Дединова дворцовому ведомству.
Есть сведения, что при церкви долгое время хранилось судно, к созданию которого приложил руку сам Пётр. Во всяком случае, 14 февраля 1718 года царь издал указ, согласно которому «судно, называемое коломенка [от названия Коломны – одного из центров судостроения], которое я переделал, послать в Дединов, заплатя хозяину деньги, и там оную поставить, и чтоб против ея все вновь делали под наказанием и ссылкою вечною на галеры, ежели инако станут делать <…>». В статье, помещённой в «Журнале для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» (СПб., 1844. С. 388), князь Н. И. Горчаков писал: «В Дединове в Троицкой церкви в особом здании хранится струг, данный Петром Великим дединовским крестьянам для образца в построении ими речных судов». В наши дни в храме хранится копия коломенки, сделанная местным мастером В. Н. Пивоваровым.
В 1714 году часть жителей Дединова вывезли для заселения села Рыбачьего в окрестностях Санкт-Петербурга.
В 1762 году по указу Екатерины II Дединово было пожаловано генерал-майору М. Л. Измайлову (†1797), который завещал его своему племяннику генерал-лейтенанту Л. Д. Измайлову, создавшему в Дединове усадьбу. При Измайлове в 1808 году была расширена трапезная Троицкой церкви и сооружен придел свт. Николая Чудотворца. Своё огромное состояние Измайлов завещал двоюродному племяннику генерал-лейтенанту графу Александру Дмитриевичу Толстому, в роду которого Дединово оставалось до 1917 года. В 1859 году в селе было 1017 дворов, 6595 жителей, три храма, училище, ярмарка, шесть заводов.
Вторая каменная церковь была в Дединове построена в середине XVII века и освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы (сохраняется в полуразрушенном состоянии).
В 1930-е годы Троицкая церковь была закрыта. В 1974 году признана памятником федерального значения и взята под охрану государства. В 1989 году здание передано епархии в крайне запущенном состоянии. С 2000 года ведутся реставрационные работы проектной организацией «Ильинка» (автор проекта архитектор С. П. Орловский). В Дединове находится филиал Луховицкого историко-краеведческого музея.
От усадьбы XVIII века сохранился стоящий у реки главный дом.
Литература
Влазнев В. К. Материалы для историко-статистического очерка бывших «Государевых рыбных ловцов сёл» Белоомут, Ловец, Любичи и Дединово. Рязань, 1895. С. 31–33.
Миронов А. Н. Жалованная грамота Петра I селу Дединову // Рыбоводство и рыболовство. 1969. № 1.
Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный – каталог / Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской. Вып. 3. М., 1999. С. 208–215.
Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений». СПб., 1844. С. 388.
Шаблин А. А., Кочетков С. А. Дединово – село морское. Рязань. 1996.
Стерлина В. В., Чижков А. Б., Лотарева Б. Б., Писанова А. А., Леонова Е. А. Подмосковные усадьбы: Каталог с картой расположения усадеб. М., 2018. С. 123–124.
Культурное наследие села Дединово Дом Хавских, середина XVIII-XIX вв. Исторические сведения: Автор постройки не известен. По рассказам старожилов, дом был куплен в середине XIX века семьей Хавских, живущих здесь по настоящее время.
Перестройки и утраты: Северная, в цокольном этаже кирпичная, в жилом этаже деревянная, пристройка сер. 50х годов XX века нарушила старую объемную композицию памятника.
Описание памятника: Одноэтажный рубленый «в обло» дом на высоком кирпичном подклете, расположен на красной линии Бригадной ул. (бывшей Миллионной). Здание в плане имеет прямоугольную форму и завершается четырехскатной крышей. Южный уличный фасад расчленен по вертикали деревянными пилястрами с ромбовидными филенками, закрывающими торцы срубов. С западной стороны фасад имеет два окна, с южной стороны — один, более поздний двойной оконный проем. Окна имеют деревянные наличники классической формы с мутулами. Под окнами расположены деревянные филенки. Остальные фасады повторяют декорацию южного фасада. Стены подклета сложены из кирпича размером 28-29 х 14,5-15 х 6,5-8 см. Десять рядов кладки с десятью швами составляют по высоте 93см. Перевязка кладки — обыкновенная русская, на известковом растворе. Шов обработан затирай. Подклет сохранил кирпичный карниз с набором профилей, характерных для середины ХVIII века. Подклет перекрыт коробовым сводом с распалубками над оконными и деревянными проемами с северной стороны. Деревянная лестница конца XIX века расположена в лестничной клетке, примыкающей с восточной стороны здания, забита и не используется. В настоящее время на жилой этаж ведет поздняя деревянная лестница, размещенная в северной пристройке, В помещениях первого этажа полы — дощатые, потолки плоские по балкам, все печи — поздние. Сохранились чугунная печная дверца конца ХIХ в., с классическим рисунком, а также латунная скобянка 1900-х годов.
Габаритные размеры здания в плане 15,5 х 10,9 м.
Памятник имеет архитектурно-историческую ценность, как одна из наиболее ранних фрагментарно сохранившихся жилых построек ХVIII века в селе, а также как характерный памятник сельской жилой застройки в стиле провинциального классицизма XIX века.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1977 г./ Фото: Ирина Ксенофонтова #Краеведение@selodedinovo https://vk.com/wall-190908941_6843
села Раменок сын пономаря Сергей Иванов Хавский (он потом потомственный почетный гражданин села Раменок), у него брат псаломщик Иван Иванов Хавский - записи в ВОскресенской церкви села Дединово https://yandex.ru/archive/cata...=1347+2070 вообще большая связь у Раменок (Хавские) и Дединово (?) Егорьевскаго уѣзда села Раменокъ Діакона Ивана Филиппова Хавскаго сынъ Сергѣй Ивановъ и села Дѣдинова Троицкаго прихода крестьянина Николая Александрова Пономарева дочь дѣвица Клавдія (вроде бы ни при чем, но очень часто Хавский-раменки и кто-то из Дединово встречаются вместе в свидетелях. плюс Кривоносов https://yandex.ru/archive/cata...=3429+2411 Раменки-Дединово - 22 км
Дединово в 1780-е - № 204 , КОЛОМЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ ВЕДОМСТВА СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА, Г. КОЛОМНА МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ., c 1744 до 1802 ЦЕРКВИ Г ЕГОРЬЕВСКА И ЕГОРЬЕВСКОЙ ОКРУГИ https://cgamos.ru/metric-books/204/204-2/
В XVII–XVIII вв. село Дединово относилось к Зареченской десятине Коломенского уезда24. С разделением России на губернии было отнесено к Московской (1708 г.), но подчинялось Коломенской архиерейской кафедре. Около 1778 г. Зареченскую десятину переподчинили Егорьевскому уезду Рязанского наместничества25. На рубеже XVIII–XIX вв. Дединово передали в Зарайский уезд Рязанской губернии26. Изменилась и церковно-каноническая принадлежность местных приходов27. Нерешенным остается вопрос о времени перехода дединовских приходов из ведомства коломенских архиереев в юрисдикцию рязанских Преосвященных.
--- Розановы, Даниловские, Грузовы, Хавские, Юматовы, Гуляевы; Торшины, Лямины, Буровы, Смирновы, Ивановы и Ильины - Нижний Новгород, Скитевы - Орловская губ. Дневник - forum.vgd.ru/7769/
Церковь Пресвятой Троицы – приходской храм села Дединово и второй по старшинству каменный храм Луховицкого района Московской области, сохранившийся до настоящего времени. С его открытия в новейшую эпоху начиналось возрождение церковной жизни села Дединово. В астоящем очерке представлен обзор многовековой истории прихода Троицкого храма. Исследование основано на архивных документах, находящихся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, г. Москва), Государственном архиве Рязанской области (ГАРО, г. Рязань), Государственном архиве Тульской области (ГАТО, г. Тула), Документальном фонде Министерства культуры Московской области (ДФ МК МО, г. Красногорск), Луховицком муниципальном районном архиве (ЛМРА, г. Луховицы), архиве Московского епархиального управления (АМЕУ, г. Москва), Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ГИМ ОПИ, г. Москва), Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА, г. Москва), Российском Государственном историческом архиве (РГИА, г. Санкт-Петербург), Центральном государственном архиве города Москвы (ЦГАМ, г. Москва), Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО, г. Москва). Первое упоминание о Троицком храме с приделом Успения Пресвятой Богородицы встречается в переписной книге 1646 г.1 В ней сообщаются такие подробности: «В селе Дединове за ручьем вниз по Оке-реке церковь Живоначальной Троицы деревянная клецки о пяти главах»2. Как известно, клетский тип устройства храма, предполагает конструкцию из одного или нескольких прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Предположительно, ранняя Троицкая церковь именно такую квадратную срубную форму и имела. Новая каменная церковь возводилась поблизости от прежней деревянной несколько лет – с 1696 по 1700 гг. Строительство осуществлялось на средства местного уроженца – дворцового крестьянина Никиты Федоровича Шустова, представителя известного предпринимательского рода. В строительстве храма участвовали мастеровые-каменщики Богородицерождественского Солотчинского монастыря, известны их имена: Артамон Архипов, Артамон Тишин, братья Осип и Фетис Мещеркины, Гаврила Клепик, Гаврила Коровка, Григорий Фафелов, Давид Семенов, Евсей Яковлев, Иван Жимец, Иван Панихидин, Иван Юрин, Калина Яковлев, Кондрат Васильев, Семен Токмак, Степан Кочергин, Тихон Петров, Трофим Фетисов, Ульян Муратов, Яков Косатков, Яков Трифонов3. Изначально церковь имела два престола: главный – во имя Живоначальной Троицы и придельный с севера – Успения Божией Матери. Южный придел с престолом во имя святого Николая Чудотворца был устроен гораздо позже, в 1808 г.4 Географически церковь располагалась на стрелке, образованной слиянием рек Оки и Ройки, в так называемом «нижнем» конце села Дединово5. Сохранилось историческое описание ансамбля Троицкого храма, выявленное в страховых документах Святейшего Синода за 1910 г. Церковная усадьба размещалась на участке земли, обнесенном каменной оградой с железными решетками, по периметру обрамленном посадками вековых вязов6. Выстроенная из обожженного кирпича на известняковом цоколе, отштукатуренная и окрашенная белой краской церковь Пресвятой Троицы в длину достигала 17 саженей (36,3 м), ширина доходила до 8 саженей (17 м), а высота до верха карниза – 3,5 саженей (7,4 м). Над храмом возвышались 7 глав: 5 – над куполом четверика, 2 – над правым и левым приделами трапезной7. В корпусе были проделаны 25 больших окон и 7 малых световых. Северный, южный и западный входы затворялись коваными железными дверями. Оштукатуренные стены храма, выкрашенные масляной краской, украшали живописные изображения8. Иконостасы наличествовали сообразно числу алтарей: главный – в длину имел 4 сажени (8,5 м), в высоту – 7 саженей (14,9 м); придельные, равные между собой, составляли в длину по 4,5 саженей (9,6 м), в высоту по 3 сажени 2 аршина (7,8 м). Церковное здание имело покрытую железом крышу, окрашенную зеленой масляной краской. Помещения отапливались одной духовой печью9. Трехъярусная колокольня, примыкавшая к храму, возвышалась на 11 саженей. Последние ярусы имели восьмигранную форму10. Огороженную церковную усадьбу дополняло одноэтажное здание каменной богадельни с покрытой железом крышей, построенное в 1891 г.11 Длина постройки составляла 4,5 сажени (9,6 м), высота – 1,3 сажени (2,7 м), ширина – 3 сажени (6,4 м). Имелось 6 окон и 2 входные двери12. В Троицком храме хранились почитаемые святыни: серебряный вызолоченный напрестольный крест с 285 частицами святых мощей и икона Воскресения Христова с 190 частицами святых мощей; резные Распятие и образ Спасителя в темнице; Евангелие, напечатанное в 1662 г.13 Церковь имела несколько достопримечательностей. На западной стороне колокольнпо обеим сторонам входа находилась надпись «Благоволением Бога Отца Вседержителя и поспешением Единородного Сына Бога Господа Иисуса Христа и содействием Пресвятого и Животворящего Духа построися святая церковь во имя св. и нераздельной Троицы, придел во имя Пр. Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения, каменная. Благословением Преосвященнейшего архиепископа Никиты Коломенскаго и Каширскаго тщанием по обещанию. Никита Федоров сын Шустов с детьми его в вечное по себе моление и поминовение и роду своему»14. По преданию, этот храм посетил император Петр I, приказавший в память о том вытесать герб, изображающий единорога, борющегося со львом и над ними двуглавого орла с короною наверху. Еще одной достопримечательностью был речной струг петровских времен, хранившийся при церкви до полного обветшания в 50-х гг. XIX в.15 Напомним об исторических особенностях церковно-каноничской принадлежности села Дединово. В XVIII в. местные приходы относились к ведению Коломенской архиерейской кафедры. В XIX – начале XX вв. Троицкий приход находился в 4-м благочинническом округе Зарайского уезда Рязанской епархии Российской Православной Церкви16. В XVIII – первой половине XIX вв. в штате церковного причта Троицкого храма предусматривались пять единиц: два священника, диакон, дьячок и пономарь17. Штатное расписание 1885 г. не внесло существенных изменений в жизнь местного причта: полагалось иметь двух священников, диакона и двух псаломщиков18. Архивные изыскания позволили установить имена 29 человек в пресвитерском звании (священников – 28, протоиереев – 1), служивших в причте Троицкого храма села Дединово в XVIII–XX вв.
В XVIII в. священнодействовали 11 иере- ев. В начале столетия – священник Арте- мий (1718 г.) и священник Ефрем Васильев (1720 г.)19. В 1738 г. упоминаются четыре кли- рика – священник Никита Иродионов, свя- щенник Симеон Ефремов, священник Федор Григорьев, священник Иван Никитин20. Священник Иоанн Иванов встречается в документах 1762 г.21 Священник Тимофей Иванович Федоров состоял в причте Троиц- кого храма в 1738–1762 гг.22 В 1762–1779 гг. в приходе служил священник Иоанн Федоров 1733 года рождения23. Известны еще священ- ник Матвей Яковлев (1780 г.) и священник Василий Аверкиев (1784 г.)24. В метрических книгах за 1798–1805 гг. встречается священник Кирилл Софрониев25. С 1798 по 1810 гг. задокументирована служба священника Иосифа Стефанова26, в 1810 г. – священника Федора Карпова27. Более подробная информация сохрани- лась о клириках XIX в. Протоиерей Лука Иванович Стрепетов 1797 года рождения. В 1817 г. окончил Ря- занскую духовную семинарию и определен в причт Успенского собора города Пронск Рязанской губернии. В 1818 г. посвящен в сан священника. В 1823 г. возведен в протоиерейтво к Николаевскому храму города Рязани. В 1828 г. переведен к Троицкому храму села Дединово. Служил в Троицком приходе до 1834 г.28 Священник Федор Григорьевич Пустын- ский 1787 года рождения. В 1806 г. он окон- чил Рязанскую духовную семинарию и по- священ во священника к Сергиевскому хра- му Аграфениной Покровской пустыни. В 1807 г. переведен к кладбищенскому Скор- бященскому храму города Рязани. В 1815– 1852 гг. служил в Троицком храме с. Дедино- во. Был награжден крестом на Владимирской ленте (1812 г.), набедренником (1846 г.)29. Его сын, священник Арсений Федорович Пустынский, 1829 года рождения. В 1854 г. окончил Рязанскую духовную семинарию с аттестатом 3-го разряда и рукоположен во священника к Троицкому храму села Деди- ново, в котором и прослужил до 1883 г. С 1872 г. состоял в должности законоучителя в Дединовском одноклассном мужском учили- ще. Имел награды: бронзовый крест на Вла- димирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 гг. (1860 г.), набедренник (1872 г.), бархатную фиолетовую скуфью (1881 г.)30. Священник Иоанн Яковлевич Кикин 1826 года рождения. В 1848 г. окончил Ря- занскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда и степенью действительного студента. В 1850 г. рукоположен во священ- ника в причт Троицкого храма с. Дединово, в котором прослужил до 1898 г. В 1869 г. его стараниями была устроена церковная школа для крестьянских детей. Имел награды: брон- зовый крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 гг. (1860 г.), на- бедренник (1862 г.), бархатную фиолетовую скуфью (1872 г.)31. Священник Иоанн Никитич Дунаев 1824 года рождения. Сын священника с. Климово Ранненбургского уезда Рязанской губернии. В 1840 г. окончил Рязанскую духовную се- минарию с аттестатом 1-го разряда. В 1842 г. рукоположен во священника в причт Бого- явленского храма с. Ломово Ранненбургского уезда. В 1846 г. переведен к Богоявленскому храму села Климово. Вел активную мисси- онерскую работу. В 1847 г. получил архипа- стырское благословение за обращение шести человек из молоканства. В 1864–1869 гг. про- ходил должность депутата от духовенства от местного благочиннического округа. В 1868– 1879 гг. исполнял должность благочинного. В 1889 г. был определен к Троицкому храму села Дединово. Назначен законоучителем в одноклассное училище Министерства на- родного просвещения. Имел награды: брон- зовый крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 гг. (1860 г.), на- бедренник (1863 г.), бархатную фиолетовую скуфью (1867 г.), камилавку (1871 г.), сере- бряный наперсный крест (1876 г.)32. Его сын, священник Александр Иванович Дунаев, 1861 года рождения. В 1881 г. окон- чил Рязанскую духовную семинарию с атте- статом 1-го разряда. В 1881–1884 гг. состоял учителем приготовительного класса Ран- ненбургского духовного училища Рязанской епархии. В 1884 г. рукоположен во священни- ка к Троицкому храму с. Дединово. В том же году определен законоучителем в одноклассное мужское училище. За совер- шенствование преподавания Закона Божиего в 1888 г. получил архиерейскую благодар- ность. Служил на приходе до 1888 г.33 Священник Алексий Алексеевич Беляев 1868 года рождения. В 1889 г. окончил Рязан- скую духовную семинарию и определен на должность псаломщика к церкви с. Нары- шинки Рязанского уезда. Активно участво- вал в деле народного просвещения. Открыл церковно-приходскую школу, в которой в 1889–1892 гг. безвозмездно состоял учителем. В 1892–1895 гг. состоял законоучителем в Де- диновском земском женском училище. В 1892 г. рукоположен в сан диакона и опре- делен к Александро-Невскому кладбищен- скому храму села Дединово. В 1895 г. рукопо- ложен во священника и временно определен к Воскресенскому храму села Дединово. Вскоре по личному прошению переведен в селе Горетово Зарайского уезда Рязанской губернии. 28 декабря 1898 г. перемещен к Троицкому храму села Дединово. В 1899 г. советом братства свт. Василия утвержден в должности миссионера по 4-му Зарайскому округу. В 1900–1903 гг. состоял членом отдела Рязанского епархиального попечительства. Служил на приходе до 1905 г. За учительскую службу награжден премией от Святейшего Синода (1891 г.). Имел награды: набедренник (1896 г.), темно-бронзовую медаль за труды по 1-й всеобщей переписи (1897 г.), бархат- ную фиолетовую скуфью за миссионерскую деятельность (1898 г.)34. Священник Сергий Михайлович Моде- стов 1877 года рождения. Из семьи диакона села Вакино Зарайского уезда. В 1898 г. окон- чил Рязанскую духовную семинарию. В 1899 г. определен на место псаломщика к Александро-Невскому храму города Его- рьевска Рязанской губернии. В 1906 г. руко- положен в сан священника и переведен к Троицкому храму села Дединово. Определен законоучителем женского отделения Деди- новского образцового одноклассного учили- ща. Служил на приходе до 1908 г.35 Священник Симеон Михайлович Ябло- нев 1866 года рождения. Из семьи диакона Вознесенского храма города Рязани. В 1887 г. окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1888 г. определен на должность псаломщика в село Петрушино Скопинского уезда Рязан- ской губернии. Там он в 1889 г. открыл школу грамоты и состоял в ней учителем. В 1890 г. рукоположен в сан священника и определен к Троицкому храму села Дединово. В том же году назначен законоучителем в Дединовское образцовое одноклассное училище Мини- стерства народного просвещения. В 1897 г. определен законоучителем Дединовского женского одноклассного училища. В 1899 г. назначен заведующим Дединовским женским одноклассным училищем. Последовательно занимался пропагандой трезвого образа жиз- ни, 16 декабря 1901 г. при Троицком храме учредил приходское общество трезвости. В 1904 г. был избран членом Рязанского Епар- хиального попечительства по 4-му благо- чинию Зарайского уезда, а в 1907 г. избран на второе трехлетие. В 1905 г. избран на долж- ность председателя Дединовского церков- но-приходского попечительства. Служил на приходе до 1909 г. Его активная пастырская и общественная деятельность была отмечена множеством наград: набедренником (1895 г.), темно-бронзовой медалью за труды по 1-й всенародной переписи населения (1897 г.), фиолетовой скуфьей (1898 г.), камилавкой (1906 г.), благодарностью от попечителя Мо- сковского учебного округа (1898 г.), благо- дарностью Дирекции народных училищ Ря- занской губернии (1901 г.), благодарностью за труды по народному образованию (1904 г.)36. Священник Иоанн Иванович Кедров 1874 года рождения. В 1897 г. закончил Ря- занскую духовную семинарию и определен псаломщиком в причт Николаевского хра- ма города Касимов. В 1899 г. рукоположен во священника к Покровскому храму села Гавриловское Зарайского уезда. Состоял за- коноучителем и заведующим Гавриловской церковно-приходской школой. В 1909 г. пере- веден на священническое место в причт Тро- ицкого храма села Дединово. С 1910 г. состо- ял законоучителем в образцовом однокласс- ном училище. Имел награды: набедренник (1901 г.), скуфью (1907 г.). Служил в приходе до 1915 г.37 В 1910 г. на приходе служил священник Петр Федотьев38. Его сменил священник Сергий Дмитриев (1911–1913 гг.)39. В 1914 г. упо- минается священник Александр Дмитриевич Артемов40. В 1916–1918 гг. настоятелем Тро- ицкого храма состоял священник Василий Горбунов41. Последним, в 1930–1937 гг., в Троицком храме служил будущий священномученик Константин Георгиевич Немешаев 1879 года рождения42. Расстрелян 21 ноября 1937 г. (по- лигон Бутово, Московская область). Установлены имена и прочих клириков Троицкого прихода (30 священнослужителей и церковнослужителей), служивших с XVIII по начало XX вв., в их числе: в сане диако- нов – 10 чел. (см. Приложение 1), церковнос- лужителей в звании дьячка и псаломщика – 13 чел. (Приложение 2.), пономарей – 7 чел. (Приложение 3). Сообразно церковно-государственным постановлениям к ведению выборных цер- ковных старост относились хозяйственные вопросы. По клировым ведомостям установ- лены имена только двух лиц, занимавших эту должность в Троицком храме села Дединово. В 1874–1899 гг. церковным старостой служил крестьянин Михаил Афанасьевич Миляков 1819 года рождения. Награжден за службу двумя золотыми медалями на Ста- ниславской ленте (1879 г., 1893 г.) и золотой медалью на Аннинской ленте (1889 г.)43. Ему «наследовал» сын – Иван Михайло- вич Миляков, 1850 года рождения, бывший церковным старостой в 1900–1915 гг. В 1902 г. за пожертвования на благоустройство мест- ной школы и ревностное прохождение в должности ее почетного блюстителя (по- печителя) Иван Миляков был награжден серебряной медалью на Аннинской ленте. 4 января 1905 г. за пожертвование на благо- устройство храма получил благословение Святейшего Синода с выдачей грамоты44. Ознакомимся с особенностями при- ходской экономики. Клирики прихода про- живали в собственных деревянных домах, выстроенных на церковной земле45. Ввиду того, что на содержание церковного причта никакие оклады никем не назначались, финансирование осуществлялось известными способами. Источниками доходов служили требы, кружечные сборы и средства от сдачи церковной земли в аренду46. В XIX – началеXX вв. во владении Тро- ицкого храма села Дединово находилось: 1,5 десятины земли под церковью и погостом, 1,5 дес. усадебной земли и 33 дес. луговой. Так как качество последней было низким («бу- гровая, песчаная и суходольная»), то и доход с нее не был высоким. В 1915 г. он составил 300 руб.47 С развитием кредитных учреждений важ- ным источником дохода для причта стано- вятся процентные начисления с банковского капитала, формировавшегося из частных пожертвований, обычно «на поминовение души». Церковный капитал Троицкого храма села Дединово размещался в Государственном банке и Рязанском общественном банке48. Примечательно, что ежегодные доходы от процентного начисления и требно-кру- жечных поступлений были примерно со- поставимы. Так, в 1869 г. процент с вкладов составил 134 руб. 6 коп., а наличным сере- бром поступило 145 руб. 25 коп. Подобная пропорция в доходах наблюдалась и в начале XX в. В 1915 г. кружечного и требного до- хода было получено 575 руб., а процентов с капитала 565 руб.49 При этом сумма вкладов постоянно возрастала. В 1878 г. общий цер- ковный капитал составлял 1 455 руб. 85 коп., в 1890 г. – 5 305 руб. 85 коп., в 1908 г. – 15 055 руб. 85 коп. (см. Приложение 4)50. Впрочем, как отмечали сами местные клирики, средств на содержание многосо- ставного причта явно было недостаточно: «Содержание причтов зависит от прихожан, которое к продовольствию их в связи с воз- высившейся дороговизной на жизненные продукты, недостаточно»51. Помимо собственно нужд причта, деньги с вкладов расходовались на социальное слу- жение. При Троицком храме действовало Де- диновское образцовое одноклассное сме- шанное училище – начальная школа, подведомственная Министерству народного просвещения. Учительствовали в этом за- ведении обычно клирики Троицкого храма, бывшие вместе с церковными старостами прихода основными попечителями школы52. В Троицком приходе действовала народная библиотека, открытая в 1902 г. Об опреде- ленных успехах приходской просветитель- ской деятельности наглядно свидетельству- ет статистика – высокая доля грамотных в структуре приходского населения. Так, в конце XIX – начале XX вв. число грамотных среди мужчин достигало 70 %, среди жен- щин – 50% (см. Приложение 6). В одном из зданий, принадлежащих Тро- ицкому приходу, 1 января 1891 г. была от- крыта женская богадельня на шесть койко- мест, обеспечивавшаяся из вклада в 7 300 руб., сделанного крестьянином села Деди- нова Николаем Алексеевичем Миляковым. Учреждена была богадельня в честь чудесно- го спасения императора Александра III и его семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г.53 Анализ приходской статистики свиде- тельствует об относительной стабильно- сти социальной структуры и численности местного приходского населения. В период с конца XVIII до начала XX вв. крестьяне составляли основную группу населения – от 89% до 98% от числа жителей. Доля от- ставных и действующих военных чинов с семьями колебалась от 1% до 3%. До 20-х гг. XIX в. документально засвидетельствовано проживание в приходе Троицкого храма представителей купеческого сословия. На- чиная с 30-х гг. XIX в. купеческая группа больше не прослеживается, а вместо нее появляются представители мещанства. Тем не менее, данные изменения никак не от- разились на пропорциях этих сословных групп. Их численность колебалась от 0,8% до 6%. Примечательной особенностью Тро- ицкого прихода можно считать постоянное незначительное преобладание женского на- селения над мужским, в среднем 51–52%. Общая численность населения непрерывно ведомственная Министерству народного просвещения. Учительствовали в этом за- ведении обычно клирики Троицкого храма, бывшие вместе с церковными старостами прихода основными попечителями школы52. В Троицком приходе действовала народная библиотека, открытая в 1902 г. Об опреде- ленных успехах приходской просветитель- ской деятельности наглядно свидетельству- ет статистика – высокая доля грамотных в структуре приходского населения. Так, в конце XIX – начале XX вв. число грамотных среди мужчин достигало 70 %, среди жен- щин – 50% (см. Приложение 6). В одном из зданий, принадлежащих Тро- ицкому приходу, 1 января 1891 г. была от- крыта женская богадельня на шесть койко- мест, обеспечивавшаяся из вклада в 7 300 руб., сделанного крестьянином села Деди- нова Николаем Алексеевичем Миляковым. Учреждена была богадельня в честь чудесно- го спасения императора Александра III и его семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г.53 Анализ приходской статистики свиде- тельствует об относительной стабильно- сти социальной структуры и численности местного приходского населения. В период с конца XVIII до начала XX вв. крестьяне составляли основную группу населения – от 89% до 98% от числа жителей. Доля от- ставных и действующих военных чинов с семьями колебалась от 1% до 3%. До 20-х гг. XIX в. документально засвидетельствовано проживание в приходе Троицкого храма представителей купеческого сословия. На- чиная с 30-х гг. XIX в. купеческая группа больше не прослеживается, а вместо нее появляются представители мещанства. Тем не менее, данные изменения никак не от- разились на пропорциях этих сословных групп. Их численность колебалась от 0,8% до 6%. Примечательной особенностью Тро- ицкого прихода можно считать постоянное незначительное преобладание женского на- селения над мужским, в среднем 51–52%. Общая численность населения непрерывно возбуждения его против советской власти, ввиду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям местного совета рабочих и крестьянских депутатов относительно рас- порядка пользования колокольнями»57. В 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей храм лишился укра- шений весом в 6 пудов 52 фунта 82 золотни- ка (119 кг 925 г) серебром и 3 золотника 64 доли (14,8 г) золотом58. В фондах Центрального государственно- го архива Московской области сохранилось постановление президиума Московского областного исполнительного комитета со- вета рабочих и крестьянских депутатов от 28 декабря 1939 г. за №2884 «О закрытии Троицкой церкви в с. Дединово, Луховицкого района». Согласно документу, решение о за- крытии было принято по причине того, что «церковь в селе Дединово бездействует, груп- па верующих распалась». Здание было пред- писано «использовать на культурно-бытовые цели»59. Как и повсеместно, несомненно, за- крытие было вызвано административным давлением на общину верующих. Возрождение религиозной жизни села Дединово приходится на конец советской эпохи и знаменуется открытием Троицкого храма. В январе 1989 г. по многочисленным просьбам верующих исполнительный ко- митет Дединовского сельского совета сооб- щает в Московскую патриархию: «Более 100 жителей села обратились с просьбой ока- зать содействие в открытии действующей церкви»60. В декабре 1989 г. уже самостоятельно группа верующих пишет письмо Святейше- ству Патриарху Московскому и всея Руси Пимену (Извекову) с просьбой о содействии в открытии храма: «Стоит церковь в центре села, а село наше большое, от одного конца до другого 7 км. Церковь не требует боль- шого ремонта, можно сразу служить»61. Учредительное собрание, состоявшее- ся 9 декабря 1990 г. под председательством благочинного церквей Коломенского округа протоиерея Николая Качанкина, приняло решение об учреждении православного прихода церкви Пресвятой Троицы села Дединово Луховицкого района Московской области62. Примечателен состав учредительного собрания из 18 чел. – все женщины пенсион- ного возраста: Бронина А.А. (1924 г.р.), Баки- на Т.П. (1927 г.р.), Горшкова Л.И. (1926 г.р.), Есина Н.Д. (1926 г.р.), Козлова А.В. (1914 г.р.), Королева Л.И. (1917 г.р.), Кулакова З.И. (1914 г.р.), Кулакова К.И. (1923 г.р.), Обухова Т.Г. (1914 г.р.), Обухова Л.И. (1926 г.р.), Си- макова В.А. (1925 г.р.), Соломатина А.И. (1915 г.р.), Сосова Ф.М. (1930 г.р.), Сырнико- ва А.И. (1915 г.р.), Татарникова З.А. (1923 г.р.), Туровская А.П. (1918 г.р.), Украинцева А.И. (1912 г.р.), Чеканова Н.И. (1921 г.р.)63. Решением исполнительного комитета Луховицкого районного совета от 24 марта 1991 г. приход был зарегистрирован, а храм предоставлен для молитвенного использо- вания64. Окончательно церковное здание было передано в безвозмездное пользова- ние приходу Троицкого храма села Дедино- во в декабре 1998 г.65 Первым настоятелем новоучрежден- ного прихода стал священник Александр Александров. В феврале 1994 г. его сменил нынешний настоятель священник (ныне – протоиерей) Валерий Гарнов66. Настоятель и прихожане своими сила- ми пытались отреставрировать Троицкий храм 1990-е гг. В 1998 г. Министерство фи- нансов Российской Федерации выделило на его реставрацию 200 000 руб.67 Выделенные средства оказались ничтожно малы для вос- становления уникального памятника архи- тектуры, на них удалось провести лишь не- сколько противоаварийных работ. В первые десятилетия XXI в. приход Троицкого храма села Дединово продолжил свое историческое развитие. Настоящей публикацией мы заверша- ем свое обращение к историческому про- шлому церквей села Дединово – древнего поселения, расположенного на двух берегах реки Оки, административно относящегося к Луховицкому муниципальному району Мо- сковской области. Указанное село известно своим исклю- чительным вкладом в гражданскую исто- рию России: именно здесь был построен первый морской корабль «Орел» и впервые поднят триколор, позже ставший государ- ственным флагом. По нашему мнению, не менее уникально и духовное наследие села Дединово. В на- чале XX в. в его границах действовали пять храмов – Александро-Невский, Богородице- рождественский, Воскресенский, Казанский и Троицкий, составлявшие четыре приход- ских округа. Каждый из названных храмов по-своему необычен. Построенный в сельской местности в качестве кладбищенского, Александро- Невский храм – по факту самый маленький приход Зарайского уезда Рязанской губер- нии, ибо имел самостоятельный церков- ный причт и богадельню с приписным на- селением. Богородицерождественский храм – ста- рейшая по дате постройки из сохранивших- ся каменная церковь Луховицкого района. Воскресенский храм вместе с Богороди- церождественским издавна образовывал приход из двух каменных церквей, исполь- зуемых посезонно для совершения богослу- жений. Исключительная для сельских при- ходов особенность. Интересен Казанский храм, его можно назвать «кочующим», в предыдущие сто- летия он трижды менял принадлежность к сельским населенным пунктам и дважды – свое географическое местоположение. Что касается Троицкого храма, то выше уже упоминалось, что это второй по стар- шинству каменный храм Луховицкого рай- она и один из самых первых, переданных для возрождения богослужебной жизни Русской Православной Церкви в конце со- ветской эпохи. Такое церковное многообразие, то есть нахождение нескольких церквей в одном селе – безусловно, большая редкость, и объясняется следующими причинами: на- личием зажиточной и достаточно много- численной прослойки местного населения; значительным числом успешных и состо- ятельных выходцев из местного крестьян- ского общества, зачастую живших в других регионах, но не забывавших о своей малой родине. Именно опека и дружная поддержка местных церквей со стороны дединовских купеческих родов и богатых крестьянских семей обеспечивали их благолепие и при- носили достойное содержание многочислен- ным церковным причтам
СВященники: Артемий (1718 г.) и священник Ефрем Васильев (1720 г.)19. В 1738 г. священник Никита Иродионов, священник Симеон Ефремов, священник Федор Григорьев, священник Иван Никитин20. Священник Иоанн Иванов встречается в документах 1762 г.21 Священник Тимофей Иванович Федоров состоял в причте Троицкого храма в 1738–1762 гг.22 В 1762–1779 гг. в приходе служил священник Иоанн Федоров 1733 года рождения23. Известны еще священник Матвей Яковлев (1780 г.) и священник Василий Аверкиев (1784 г.)24. В метрических книгах за 1798–1805 гг. встречается священник Кирилл Софрониев25. С 1798 по 1810 гг. задокументирована служба священника Иосифа Стефанова26, в 1810 г. – священника Федора Карпова27. Протоиерей Лука Иванович Стрепетов 1797 года рождения Священник Федор Григорьевич Пустынский 1787 года рождения (восстановлена могила) Священник Иоанн Яковлевич Кикин 1826 года рождения Священник Иоанн Никитич Дунаев 1824 года рождения. Сын священника с. Климово Ранненбургского уезда Рязанской губернии. Его сын, священник Александр Иванович Дунаев, 1861 года рождения Священник Алексий Алексеевич Беляев 1868 года рождения Священник Сергий Михайлович Модестов 1877 года рождения. Священник Симеон Михайлович Яблонев 1866 года рождения Священник Иоанн Иванович Кедров 1874 года рождения. В 1910 г. на приходе служил священник Петр Федотьев38. Его сменил священник Сергий Дмитриев (1911–1913 гг.)39. В 1914 г. упоминается священник Александр Дмитриевич Артемов40. В 1916–1918 гг. настоятелем Троицкого храма состоял священник Василий Горбунов41. Последним, в 1930–1937 гг., в Троицком храме служил будущий священномученик Константин Георгиевич Немешаев 1879 года рождения42.
Приложение 1. Диаконы Троицкого храма села Дединово Диакон Георгий Федоров (1765–1798 гг.)68. Диакон Петр Максимов (1805–1810 гг.)69. - до этого (1787 г.) пономарь в другом Дединовском храме - https://mosmit.ru/library/vedomosti/87/2049/ Диакон Иоаким Петрович Попов (1820–1834 гг.)70. - 1792 г.р. в МК Воскресенского храма Дединово, где служил Петр Максимов Диакон Ефим Степанович Олегов (1848–1863 гг.)71. Диакон Василий Степанович Рождественский (1867–1883 гг.)72. Диакон Александр Николаевич Голицын (1885–1894 гг.)73. Диакон Герасим Васильевич Колосов (1867–1908 гг.)74. Диакон Артемий Степанович Балашов (1895–1897 гг.)75. Диакон Пармен Степанович Бальзамов (1895–1908 гг.)76. Диакон Иоанн Пехлицкий (1916–1918 гг.)77.
Приложение 2. Дьячки и псаломщики Троицкого храма села Дединово Дьячок Никифор Семенов (1766 г.)78. Дьячок Иван Стефанов (1779 г.)79. Дьячок Захар Иванов (1805–1810 гг.)80. Дьячок Яков Иванов (1805–1810 гг.)81. Дьячок Андрей Васильевич Петропавлов (1834 г.)82. Дьячок Никанор Иванович Беляев (1866–1869 гг.)83. Дьячок, псаломщик Александр Прохорович Фелонин (1844–1893 гг.)84. Псаломщик Петр Алексеевич Орлов (1858–1897 гг.)85. Псаломщик Герасим Васильевич Кашасов (1878–1897 гг.)86. Псаломщик Гавриил Павлович Скворцов (1898–1906 гг.)87. Псаломщик Иоанн Григорьевич Стабников (1906–1908 гг.)88. Псаломщик Петр Миловидов (1916–1918 гг.)89. Псаломщик Сергий Арбеков (1916–1918 гг.)90.
Приложение 3. Пономари Троицкого храма села Дединово Пономарь Лука Федоров (1738 г.)91 Пономарь Иван Егоров (1766–1798 гг.)92 Пономарь Никита Алексеев (1766–1779 гг.)93. Пономарь Федор Аникитин (1805 г.)94. Пономарь Василий Кириллов (1805–1810 гг.)95. Пономарь Иван Федоров (1810 г.)96. Пономарь Александр Афанасьевич Крылов (1837–1863 гг.)97.
Пётр (Дмитриев). Из истории кладбищенского Александро-Невского храма села Дединово // Московские епархиальные ведомости. — 2015. — № 7. — С. 113—119. Пётр (Дмитриев). Из истории Богородицерождественского и Воскресенского храмов села Дединово // Московские епархиальные ведомости. — 2015. — № 9. — С. 121—133. Пётр (Дмитриев). Из истории Казанского храма села Дединово // Московские епархиальные ведомости. — 2016. — № 10. — С. 104—112. Пётр (Дмитриев). Троицкий храм в селе Дединово // Московские епархиальные ведомости. — 2016. — № 12. — С. 103—117.
--- Розановы, Даниловские, Грузовы, Хавские, Юматовы, Гуляевы; Торшины, Лямины, Буровы, Смирновы, Ивановы и Ильины - Нижний Новгород, Скитевы - Орловская губ. Дневник - forum.vgd.ru/7769/
ИОАКИМ ПЕТРОВИЧ ПОПОВ (ранее думала, что Павлов) - отец Пелагеи Иоакимовны, жены Алексея Михайловича Хавского диакон церкви Троицы Живоначальной в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии
\"дьячек Иоаким родом из Полтавской губернии, последние годы жил у тестя в Москве. Сестра его была замужем за художником Зорянко, Сергеем Константиновичем, оставившим много семейных портретов. В частности у Сони (София Петровна Розанова) сохранился портрет прапрадеда Иоакима, на котором Зорянко изобразил его по дьячковски с косичками в светло-коричневом полукафтане.\" из воспоминаний Л.С. Розанова
судя по записи в Исповедной ведомости ц. Флора и Лавра на Мясницкой за 1853 г, составленной Алексеем Михайловичем Хавским, теща его Анна Филиппова - вдова дьякона Троицкой церкви села Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии. Значит до переезда в Москву Иоаким служил дьяконом в Рязанской губернии. https://cgamos.ru/images/IV_FS...001266.jpg
КНИГИ БРАЧНЫХ ОБЫСКОВ РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ ЗАРАЙСКИЙ УЕЗД ДЕДИНОВО СЕЛО, ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ 30 октября 1808 — 8 февраля 1835 ЦГА Москвы, фонд №2130, опись №1, дело №146, стр. 100
ДУМАЮ, ЧТО ЭТО ОН - https://cgamos.ru/metric-books/204/204-2/204-2-10/ лист 49 - запись о рождении у пономаря Воскресенской церкви села Дединова Петра Максимова в 1792 году сына Иоакима - 1 сентября. Крещен 2 сентября, восприемники той церкви священник Матфей Яковлев да священника Мартина Терентьева жена Агриппина Иванова Фонд: № 204, КОЛОМЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ ВЕДОМСТВА СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА, Г. КОЛОМНА МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. c 1744 до 1802 Опись: № 2, Метрические книги церквей г. Егорьевска и уезда c 1780 до 1796 Дело: № 10, МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ. ЦЕРКВИ Г. ЕГОРЬЕВСКА И ЕГОРЬЕВСКОЙ ОКРУГИ 1792
(посмотреть еще - мне уже встречались рядом Петр Максимов и Иоаким Петров) в 1795 году 4 января у Петра Максимова родилась дочь Домника https://cgamos.ru/metric-books/204/204-2/204-2-12/ лист 77 - восприемники свящнник Мартин Терентьев и священника Никиты Варфоломеева жена Марфа Иванова
село Дединово - вначале было в Коломенской окруше (уезде), затем в Егорьевской - Московской губернии, и потом уже в Зарайской Рязанской губернии
Запись о смерти МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ МОСКВА СРЕТЕНСКИЙ СОРОК ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЕВСКАЯ В ЗВОНАРЯХ (НА РОЖДЕСТВЕНКЕ). МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА О РОДИВШИХСЯ И УМЕРШИХ 1 января 1847 — 31 декабря 1850 ЦГА Москвы, фонд №2126, опись №1, дело №565, стр. 125
13 апреля 1848 года Рязанской епархіи Зарайскаго Уѣзда Троицкой, что въ селѣ Дѣдиновѣ, церкви Діаконъ Іоакимъ Петровъ Поповъ https://ya.ru/archive/catalog/...r=1188+789 54 года от каменной боезни похоронен на Калинтниковом кладбище
Сообразно порядку заселения в Дединове сложилось три прихода – Петропавловский, Троицкий и Казанский. есомненно, главными памятниками Дединова являются его храмы. Их количество и внутренняя структура на протяжении пятивековой истории села менялись. К началу XXI века осталось 4 церкви: Троицкая, Воскресенская, именуемая в быту Петропавловской, Богорождественская и Казанская. В Троицком храме ныне ведётся постоянная служба.
Основание села на Оке предание связывает с переселением сюда новгородцев великим князем Иоанном. Исстари Дединово было дворцовой рыболоветской вотчиной. В семнадцатом веке здесь находилась верфь, где строились суда для гаштинского посольства в Персию, а в 1669 году был спущен на воду первенец русского военного флота корабль «Орел». Верфь использовалась и Петром, неоднократно посещавшим Дединово. В 1762 году село было передано графу М.Л. Измайлову, в роду которого находилось до 1830-х годов. В 1836-1861 годах Дединово принадлежало Толстым.
Деревянный трехпрестольный храм впервые упоминается в 1647 году. В нескольких метрах от прежней церкви в 1697-1700 годах на средства дединовского купца Никиты Федоровича Шустова был возведен каменный храм во имя Святой Троицы с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Его строила артель каменщиков, работавшая несколькими годами ранее в Солотчинском монастыре. Маркел Степанов из того же монастыря богато украсил храм белокаменной резьбой. Изображенные на колокольне единорог и лев указывают на то, что Дединово было государевым селом. Кроме того, церковь была украшена наружной декоративной росписью. Синтез архитектуры, пластического искусства и живописи позволяет рассматривать церковь как уникальное художественное произведение.
В 1808 году к церкви пристроили южный придел во имя святителя Николая. У его алтаря похоронен иерей Феодор Григорьевич Пустынский, чьими трудами и построен придел.
В советское время храм закрыли. Последним священником был свмч. Константин Немешаев. В октябре 1937 года он был арестован и 21 ноября 1937 года расстрелян на полигоне в Бутово.
После долгих лет запустения храм в крайне разрушенном состоянии был передан общине верующих.
С 1989 года началась реставрация. За это время покрыты почти все купола храма, восстановлена кровля. Восстановлены оконные рамы и решетки, отопление и т.д. Полностью отреставрирован южный придел. При реставрационных работах обязательно учитывается значимость храма как памятника архитектуры и поэтому всегда присутствует стремление реставраторов вернуть храму его первоначальную красоту. При храме есть сторожка, которая тоже полностью отремонтирована стараниями прихожан. Благоустроена территория вокруг храма.
Прихожане храма, в основном, жители села, т.к. река делает село несколько закрытым для приезжих.
В праздничных богослужениях принимает участие хор, организованный из молодых прихожан храма.
Сегодня жизнь прихода тесно связана с жизнью села. Сотрудничество церкви и школы позволяет проводить регулярные занятия со школьниками по «Основам православной культуры». Педагогический коллектив школы и детского сада хорошие помощники в проведении детских православных праздников на Рождество и Пасху. Благодаря помощи специалистов Дома культуры стала возможна постановка небольших спектаклей и концертов на Рождество и Пасху.
При больнице села живут инвалиды находящиеся на социальном попечении. Сотрудничество врачей и прихода дает возможность общения их со священником, регулярного причащения и соборования.
Продолжается реставрация.
Напоминанием о далёком боевом прошлом местного сообщества является сочетание престолов церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Флора и Лавра XVII века. В день святых мучеников Флора и Лавра князь Дмитрий Донской получил благословение от преподобного Сергия Радонежского на битву с Мамаем, а в праздник Рожества Пресвятой Богородицы одержал победу на Куликовом поле. С той поры эти даты в сознании русских людей неразрывно связаны с защитой Отечества, а почитание Флора и Лавра как заступников Русской земли получило большое распространение там, где борьба с врагом велась с активным и значительным привлечением крестьянства
--- Розановы, Даниловские, Грузовы, Хавские, Юматовы, Гуляевы; Торшины, Лямины, Буровы, Смирновы, Ивановы и Ильины - Нижний Новгород, Скитевы - Орловская губ. Дневник - forum.vgd.ru/7769/
есть ли брат? почему жена Зарянко названа в воспоминаниях сестрой Иоакима Петровича?
МАКСИМ ИВАНОВ
в 1782 году в селе Дединово в Воскресенской ц. служит дьячок Максим Иванов (в 1796 все еще служит, и пономарем там Петр Максимов в 1796) https://cgamos.ru/metric-books/204/204-2/204-2-2/ кадр 72 тут запись о рождении у него дочери Евдокии
также в этой же церкви служит пономарем Петр Максимов в 1782 году - два авторграфа на 82 кадре стоят рядом - Максим Иванов дьячок и пономарь Петр Максимов (вполне может оказаться, что это отец и сын)
(В Воскресенской церкви в 1782 году три иерея, два диакона, три дьячка и три пономаря)
надо пройтись по метрикам https://cgamos.ru/metric-books/204/204-2/ за 1781 - 1796 - везде в Воскресенской ц служат Максим Иванов и Петр Максимов, есть ли у Максима Иванова еще дети, кроме Евдокии и Петра - искать Павла и смерти надо искать - выяснить возраст Петра Максимова и Максима Иванова
--- Розановы, Даниловские, Грузовы, Хавские, Юматовы, Гуляевы; Торшины, Лямины, Буровы, Смирновы, Ивановы и Ильины - Нижний Новгород, Скитевы - Орловская губ. Дневник - forum.vgd.ru/7769/
https://mosmit.ru/library/vedomosti/87/2049/ В первой половине XVIII в. в причте прихода состояли восемь человек: священник Симеон Васильев (1737–1746 гг.), священник Иларион Иосифов (1718–1754 гг.), священник Алексий Петров (1737–1743 гг.), священник Косма Иванов (1737–1748 гг.), священник Иоанн Алексеев (1744–1755 гг.), священник Ермил Иванов (1747–1758 гг.), священник Иоанн Павлов (1750–1751 гг.), священник Иаков Алексеев (1753–1758 гг.)38.
Из священников второй половины XVIII в. особо известен протоиерей Иаков Титов. Ранее, с 1757 г., бывший священником в причте Успенского собора города Коломны39. По прошению, в 1764 г. он был переведен в штат Богородицерождественского храма, где служил до выхода на покой по старости в 1784 г. Скончался в 1786 г.40
Не менее трех пресвитеров служили на приходе на рубеже XVIII–XIX вв.: священник Матвей Яковлев (1784–1810), священник Иоанн Иванов (1782–1887 гг.)41, священник Мартин Терентьев (1787–1810 гг.)42.
Приложение 1. Диаконы
Диакон Алексий Силуанов (1742–1753 гг.).
Диакон Сергий Григорьев (1742 г.).
Диакон Григорий Алексеев (1753–1755 гг.)74.
Диакон Тимофей Тарасов (1770–1787 г.)75.
Диакон Феодосий Никитин (1770–1810 г.)76.
Диакон Михаил Матвеев (1810 г.)77.
Диакон Феодор Иванович Марков (1826 г.)78.
Приложение 2. Дьячки и псаломщики
Дьячок Тимофей Иродионов (1742 г.).
Дьячок Иоанникий Иродионов (1742 г.).
Дьячок Иоанн Иродионов (1742 г.).
Дьячок Иоанн Ермилов (1771–1774 гг.).
Дьячок Ефим Прохоров (1776 г.)87.
Дьячок Алексий Яковлев (1787–1810 гг.)88.
Дьячок Максим Иванов (1772–1787 г.)89.
Дьячок Петр Никитич Лебедев (1807 г.)90.
Дьячок Иоаким Петров (1810 г.)91.
Дьячок Димитрий Иванов (1810 г.)92.
Приложение 3. Пономари
Пономарь Феодор Иванов (1774–1776 гг.)101.
Пономарь Сергий Кондратов (1771–1787 г.)102.
Пономарь Петр Максимов (1787 г.)103.
Пономарь Иаков Яковлев (1776–1787 гг.)104.
Пономарь Иоанн Яковлев (1810 г.)105.
Пономарь Леонтий Андреев (1810 г.)106.
Пономарь Петр Никитин (1810 г.)107.
--- Розановы, Даниловские, Грузовы, Хавские, Юматовы, Гуляевы; Торшины, Лямины, Буровы, Смирновы, Ивановы и Ильины - Нижний Новгород, Скитевы - Орловская губ. Дневник - forum.vgd.ru/7769/