Территориальные приобретения Макарьево-Унженского монастыря
Территориальные приобретения Макарьево-Унженского монастыря с 1444 по 1714 годы с указанием игуменов и архимандритов
pani_pa Модератор раздела
Москва Сообщений: 528 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
1 января 2024 11:50 1 января 2024 11:51 1634-1638 годы - игумен Макарий второй (Нижегородец). "...Среди Усть-Нейской волости, купленной монастырем у Юрия Сицкого в 1631 году, находилась деревня Андреевское, которая дана была за службу подъячему Семейке Шумалкину при царе Василии в 1610 году, а "до раздачи изстари" принадлежала к той же Усть-Нейской волости села Воскресенского. Так как "подъячего Семейки Шумалкина в Галиче не стало, а после него жены, детей и роду не осталось, а та его деревня Ондреевская порозжа, в поместье в вотчину никому не отдана", то игумен Макарий с братией били челом Государю "пожаловать велеть ту деревню Ондреевскую дать по старине к купленной их монастырской вотчине в дом Живоначальной Троицы со всеми угодьи". Грамотой от 27 мая 1635 года в Галич писцам Никите Ивановичу Беклемишеву да подъячему Ивану Елисееву предписано отдать деревню Андреевское в вотчину в монастырь...
...По данной памяти от 21 декабря 1635 года юрьевецкие посадские люди уступили игумену Макарию юрьевецкие посадские земли против церкви Сретения Господня возле перевозной избушки по 15 сажень, а поперек Волги на 12 сажень, чтобы на той данной земле поставить для монастырских дел <...> въезжий двор."
1640-1652 годы - Иосиф Норкин. "...При этом игумене заведена была школа в монастыре для обучения детей грамоте. Из записной книги прихода всякому хлебу в 1642 года видно, что за обучение некоторых детей платили хлебом: так "старец Логин дал четь ржи за то, что сын его учился грамоте в монастыре", "старец Левкей дал четь ржи" за обучение своего племянника...
...Может быть при нем же построены "за монастырем для летнего праздничного торга в рядах триста лавок", которые в описи 1652 года упоминаются в первый раз...
Еще любопытный случай из документов:
...Вкладчик дьяк Артемий Хватов с товарищами, да черной поп Иона, да старец Пахомий ложно били челом, будто в монастыре нет келаря. Вследствие этого челобитья приказом Большого дворца назначен "данным келарем" черной дьяк Чудова монастыря Серапион. Игумен Иосиф донес, что в монастыре келарь есть по братскому выбору старец Левкей, который прежде был игуменом в монастыре на железном Бору, что дьяка Артемия Хватова вклад в монастырь не большой, а черного дьяка Серапиона, черного попа Ионы и старца Пахомия вкладу совсем не бывало и "данным келарем в Макарьевском монастыре быть не у чево, монастырь скудной и вотчин нет" и что челобитной Хватова верить не следует..."
Одним из способов обогащения и приращения территорий монастырей из истории известен и такой:
"...При перемене казначеев монастыря обыкновенно составлялась опись движимого монастырского имущества, передаваемого прежним казначеем новому. От времени игумена Иосифа сохранились две таких описи: одна от 12 декабря 1642 года при сдаче монастырского имущества казначеем Черным священником Боголепом новому казначею Леониду и другая от 20 июня 1650 года при смене казначея Логина старцем Варсонофием. <...> Как в той, так и в другой описи много места занимает перечисление кабал, то есть долгов монастырю разных лиц, большей частью крестьян, которые или занимали деньги у монастыря под залог каких-нибудь своих вещей, или покупали в кредит монастырский скот, хлеб и другие предметы..."
"Из описи 1652 года видно, что в последний год игуменства Иосифа в монастыре было братии: 6 иеромонахов, включая игумена, 3 дьякона, 42 монаха (старца), 10 больничных старцев, а всего 61 человек, кроме того служек и дьячков церковных 9, да "на поварне работных людей" 8. В подмонастырской слободе числилось дворов служек, служебников и бобыльских 32. В сельце Коврове при церкви святых мучеников Флора и Лавра "на церковной земле поп Тимофей Яковлев да двор монастырской коровей, а в нем бобыль коровник Дружина Семенов", да еще 8 бобылей.
Подмонастырной вотчины деревни тяглы: Ярцево большое верхнее на реке Унже, нижнее Ярцево, деревня что был починок Филин, деревня, что был починок Савин, деревня, что был починок Уколов, деревни Гаево и Волково, деревня, что был починок Харин Заплечье тож, деревня, что был починок Горлищев Белошеино тож, деревня, что был починок Передел, деревня Полом. Во всех этих деревнях крестьянских дворов 57.
Того же монастыря Усть-Нейской волости погост Воскресенский, а на том погосте поп Григорий Степанов, дьякон Корнило Исаков, вдовая попадья Катериница Романова дочь и пономарь Ивашко Фомин. В той волости деревни монастырские тяглыя: Григорьевское, Власово на Нее, Андреевское, "а в ней келья с комнатой, живет в ней старец, да двор монастырский коровей, живет в нем дворник", деревни Вышково Старое, Якимово, Кондратово и проч., всех деревень в Усть-Нейской волости значится 43, в них крестьянских дворов 206.
Того ж Унежского монастыря вотчина сельцо Тимошино, а в нем церковь Вознесения Господня, при ней поп Григорий Андреев с сыном Степаном, церковный дьячек Васька Андреев, да тяглых крестьян 7 дворов, 6 деревень: Окатиха, Марково, Деяниха, Стрелки, Нестериха, Халабудиха: в них крестьянских дворов 27.
Того же монастыря вотчина погост Спасские пустыни на реке Унже, а на погосте монастырь Спасский огорожен забором, в нем церковь Преображения Спасова клецки <...>. Тяглые дворы и починки: деревня, что был починок Займище Ефино, Вылом Угор тож, что владел боярин Никита Иванович Романов, Хмелевка, Михайлов, Великуша, Марковица, Макарово и проч., всего 26 деревень и починков, а в них крестьянских дворов 102.
Таким образом, всех деревень в вотчине Макарьевского монастыря, включая сельцо Коврово, Тимошино и Спасское, в 1652 году было 90, в них крестьянских дворов 399, церковников 10 и бобылей 9. В конце описи упомянуто, что игумен и келарь с братией владеют на речке Черном Луху колесной мельницей, да другой на речке Вотгати." | | Лайк (5) |
pani_pa Модератор раздела
Москва Сообщений: 528 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
1 января 2024 13:01 1653-1659 годы - Карион. "...Несколько бумаг, касающихся Воздвиженской пустыни Ченебечихи, впоследствии при игумене Пафнутии причисленной к монастырю...
...Из бумаг, относящихся к делу о Воздвиженской пустыни Ченебечихи, видно, что в 1644 году четыре старца: Тихон, Паисий, Козма да Пафнутий - поселились в диком лесу Унженской осады Ветлужской волости Воскресенского стана за рекой Ветлугой по реке Какше в пустоши Ченебечихе. В 1654 году эти старцы обратились к Государю с челобитной, в которой писали, что "они живут на пустоши Ченебечихи десять лет, а церкви Божией и пения у них нет, а черные монастыри отдалены от Ветлужской волости верст за триста, а ныне де пришел к ним в пустыню черной священник Корнилий, да они де приискали и иные пустоши по Ветлужской падучине, по малой Какшице, по речке, да пустошку на речке на Шаре Ивняжное, а на той пустошке Ивняжной знать бывала церковь Божья и клад церковный знать и каменье на могилах есть... а до черемис от тех пустошей дикаго лесу верст сто и больше, а вдоль по Ветлуге дикаго лесу на тысячу и больше" и просили "пожаловать велеть им дать царскую грамоту на те пустоши, а на пустоши Ченебечихе воздвигнуть церковь во имя Воздвижения честнаго креста Господня и Алексея человека Божия". Грамотой 1654 года Галичскому воеводе Афанасию Михайловичу Толочанову предписано: "про пустошь Ченебечиху и про иные пустоши сыскать, не дворцовые ли, не поместные ли и не вотчинные ли и кому не отданы ли, и буде в обыску скажут, что оне... лежат в порожних землях, то тем старцам велеть ими владеть, а обыски про те пустоши прислать к Москве". После сделанного поиска пустошь Ченебечиха и другие были утверждены за вышеупомянутыми старцами и дозволено им устроить церковь во славу Воздвижения честнаго креста Господня, от чего пустынь получила название Воздвиженской."
1638-1640, 1652-1653 и 1659-1660 годы - игумен Пафнутий. "Замечательное в истории монастыря событие, относящееся ко времени игумена Пафнутия, было присоединение к монастырю помянутой выше Ветлужской Воздвиженской пустоши Ченебечихи, что на реке Какше. Строитель этой пустыни старец Тихон с братией били челом государю, что "по государеву указу и по патриаршим грамотам построили они в той пустыни церковь Воздвижения честнаго креста да Алексея человека Божия и земля им к той пустыни дана и отмежевана, а ныне чинится им от сторонних людей обида большая", и "просили пожаловать велеть тое пустыню приписать к монастырю Макария Унежскаго чудотворца..." Грамотой царя Алексея Михайловича от 28 февраля 1659 года, данной на имя игумена Пафнутия, велено "новую Воздвиженскую пустынь, что на реке Какше, приписать к монастырю и той пустыни крестьян ведать и всякими угодьями владеть... и тое пустыню от сторон ото всяких обид оберегать, чтобы им налоги и насильства и утеснения ни от кого не было". Грамотой, писанной в январе 1661 года на имя крестьян новой Возвдвиженской пустыни и прилежащих к ней слободки и починков Холкина, Хмелевицы и других дано знать, чтобы крестьяне, "которые в той пустыне, слободке и в починках живут, а на пустошах учнуть жити игумена Пафнутия с братией и по нем которые игумены и келари будут слушали, пашню на них пахали и доход монастырской платили"...
...Старинный список 17 века с грамоты царя Алексея Михайловича Галичскому воеводе от 11 декабря 1660 года... в конце находится роспись галичских монастырей, сколько за каким монастырем в вотчинах крестьянских и бобыльских дворов, по которой в вотчине Макарьева монастыря значится 348 дворов." | | Лайк (5) |
pani_pa Модератор раздела
Москва Сообщений: 528 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
1 января 2024 14:25 1661-1663 годы - игумен Сергий. "От времени игумена Сергия сохранилась тетрадь, писанная в 1661 году, со следующем заглавием: "Книги росписные черного священника строителя Иосифа Рагозина, что он дал на лицо строителю новому Петру в новом селе Макарьеве за рекою Ветлугою". Это село основано было на одной из пустошей, пожалованных в 1654 году старцам, поселившимся в Воздвиженской пустыне Ченебечихе. В других рукописях оно называется Успенским, так как здесь находился храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором упоминается уже и в настоящей тетради. Новое село состояло в ведении игумена Макарьевского монастыря, как и ранее основанная Воздвиженская пустынь..."
1663-1666 годы - игумен Нафанаил. "При вступлении игумена Нафанаила в управление монастырем в марте 1663 года "по Государеву указу и по грамоте из патриаршего разряду" Унежским губным старостой Пименом Шанским сделана была опись монастырского имущества, включая и монастырские вотчины и в них крестьян и бобылей. <...> Здесь о селе Коврове, которое впоследствии вместе с подмонастырной слободой переименовано в город Макарьев, упоминается в следующих выражениях: "сельцо Коврово, а в нем церковь во имя Св. мучеников Флора и Лавра; на церковной земле двор попов: (живет) поп Яков Тихонов, - да двор монастырской коровей, а в нем служебник Ромашко Тимофеев, да бобылей 8 (следуют имена)". В подмонастырной слободе по этой описи значится 32 двора...
...Во время управления игумена Нафанаила монастырем в 1665 году Царевношанчурского уезда луговая черемиса били челом Государю на прежнего игумена Пафнутия с братией да новой Воздвиженской пустыни, что за Ветлугой рекой, на строителя старца Варлаама с братией и на их крестьян да Варнавины пустыни на строителя Гурия, что те старцы построили вновь пустыни за Ветлугой рекой по Царевношанчурскую сторону на речках на Какше и на Нелидовке от Ветлуги реки верст за тринадцать и больше в их черемисских ясачных ухожьях и на ясачных их пустошах и крестьянскими дворами поселились, и приписаны те пустыни в Унженский монастырь внове, и их де, Черемису, в тех их ухожьях бьют и увечат и всякое поруганье чинят и стреляют по них из ружья и многую де черемису побили до смерти, и от тех де старцев многие ясачные дворы у них запустели и врозь разошлись, а и те старцы Варлаам и Гурей... пришед из Галичского уезда за Ветлугу реку в луговую сторону на их черемисскую ясачную землю, завладели рыбными ловлями и им де, черемисе, от обид и от налог стало не в мочь и великого Государя денежного ясаку и посольского хлеба и всяких оброков платить стало не с чего, да и иных де помещиков и вотчинников.... многие крестьяне поселились на их черемисских же землях и в их угодьях и насильства де и поруганье им всякое чинят же.
Черемисы просили, чтобы велено было "те пустыни и крестьянские деревни и починки, которые строены с их царевошанчурской стороны досмотреть и с тех пустынь старцев и крестьян свести за Ветлугу реку по-прежнему кто где жил". Согласно этому челобитью, 28 мая 1665 года грамотой Великого Государя в Казань боярину и воеводам, князю Григорию Семеновичу Куракину с товарищи, было предписано послать из Казани в Царевошунчарской дворянина да приказные палаты подъячего те пустыни досмотреть и сыскать, на каких землях построены, в чьих угодьях, по какому указу и проч. и "на чертеж начертить".
Прежде нежели было исполнено это распоряжение, игумен Нафанаил с братией 6 февраля 1666 года били челом Государю, что луговая черемиса говорит ложно на них, игумена с братией, будто они Воздвиженской пустыней с пустошами владеют насильством без указу великого Государя, что от них де черемисе убийства и разорения никакого не было, а хотят де их черемисы разорить и крестьян с той землей сбить с той землей завладеть напрасно, так как та земля порозжа и никто ей не владеет, и просили велеть дать им игумену с братией очную ставку с тем челобитчиками.
17 февраля 1666 года послана была в Казань новая грамота к боярину и воеводам, князю Куракину с товарищи об отправке "ково пригоже для досмотру и розыску на ту землю". Исполнение этого поручения возложено было на Петра Белавина с подъячим приказной палаты Герасимом Алексеевым. По досмотру и сыску Белавина, между прочим, оказалось, что новой Воздвиженской пустыней на большой Какше реке строитель старец Варлаам с братией не владеют, а владеют пустыней окольничий князь Данило Степанович Великоганин, что из той пустыни перешли старей Тихон с братией и поселились несколько лет тому назад на малой речке Какше на пустоши Нечаихе от большой реки Какши вниз по Ветлуге верст с тридцать по Царевошанчурскую сторону и что на пустыне Нечаихе, где живет этот старец, построена ограда, а в ограде шесть келий да часовня, да заложена церковь, да около той же пустыни три починка, а в них девять дворов и проч.
Этот спор за право владения землями по реке Какше окончился мировой челобитной, поданной в конце 1666 года преемником Нафанаила игуменом Никитой." | | Лайк (5) |
pani_pa Модератор раздела
Москва Сообщений: 528 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
1 января 2024 15:11 1666-1675 годы - игумен Никита. "...Первым делом его по вступлении в должность настоятеля было прекращение спора с "луговой черемисой" за право владения Воздвиженской пустыней Ченебечихой и другими землями за рекой Ветлугой. 30 августа 1666 года "в приказе Казанского дворца игумен Никита, да Царевошанчурского уезду разных волостей вместо сотников и десятников и всей рядовой черемисы челобитчики... подали мировую челобитную..."
1675-1682 годы - игумен Святой Митрофан. "...В числе мельниц, с которых получались "вымольные деньги", кроме трех существовавших и прежде на речках Аннице, Лух и Вотгати, упоминается еще мельница дворница. С этой мельницы в 1681 году принято "у крестьянина у Афоньки Шоши 22 алтына 4 деньги"...
...Грамота на имя игумена Митрофана от 10 февраля 1682 года, в которой говорится, что в приказе большого дворца в приходной полоняночной книге 1679 года за Макарьевым монастырем в вотчинах крестьянских и бобыльских дворов записано 348...
...Опись старосты Верховской волости поместья Ивана Федоровича Пояркова Клима Афанасьева Рагозина об отдаче в кортому [аренду] пустоши Хребты игумену Митрофану с братией 1680 года...
...Копия 18 века с выданной ему же [Митрофану] в 1677 году выписи с галичских переписных книг переписи Андрея Сонина да подъячего Бориса Протопопова 1646, 47 и 48 годов. По этим книгам в Понизовской, Усть-Нейской и Спасской волостям и в отхожем селе Тимошине вотчины Макарьева монастыря значилось 348 дворов, людей в них 1017, - служных и служебниковых и дьячковых дворов 27, людей в них 55, - в монастырских дворах 3 человека дворников, - 12 дворов да 3 кельи нищих, людей в них 23 человека, опричь вдов..." | | Лайк (4) |
pani_pa Модератор раздела
Москва Сообщений: 528 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
1 января 2024 17:57 5 марта 2024 17:13 1682-1688 годы - игумен Иона первый. "...Из расходной книги 1684 и 5 годов видно, что при игумене Ионе была приписана к монастырю Великая Пустынь, находившаяся около Чухломы. Так, под 25 августа 1684 года есть следующая запись: "посланы в Великую Пустынь на Чухлому черной священник Иосиф, да черной священник Леонид для досмотру, дано им на дорогу 2 гривны". <...> Вероятно эта пустынь не долго находилась в зависимости от Макарьева монастыря, так как впоследствии о ней не упоминается в монастырских бумагах.
Игумен Иона особенно заботился о заселении монастырской вотчинной земли за Ветлугой, где находилось село Успенское. Многие крестьяне из Тимошина, Заречья и других деревень, ближайших к монастырю, по предложению настоятеля, переселялись в это село, строили там себе дворы, секли лес, расчищали и распахивали поля и проч. Сохранилось 15 поручных записей разных лиц, которые ручаются, что известный крестьянин, "подрядившийся ехать в новое село жить в крестьянстве", исполнит свое обязательство в назначенный срок. В расходных книгах встречается много записей расхода денег, данных поселенцам, "на завод", и устроителю нового села "про сельской обиход", или уплаченных за купленные для них припасы..."
Цитата ниже весьма интересна, но показывает скорее масштабы церковного влияния монастыря:
"...Список с выписи из Галичских писцовых книг 7161 (1653) года с дополнением из книг 7135-38 и 43 (1627-30 и 35) годов, данный в 1685 году по указу патриаршему Паисиева монастыря архимандритом Сильвестром и поповским старостой Воскресенским попом Лазарем Макарьева монастыря келарю старцу Феодосию. Здесь переписаны все церкви нынешних Ветлужского и Варнавинского уездов и отчасти Макарьевского и Кологривского, входившие в состав Унженской десятины, которою заведывали игумены Макарьева монастыря, означено количество земли, данной церквям по писцовым книгам патриаршего казенного приказа письма и оклада Романа Киреева 1653 года, Никифора Мещерского 1627-30 гг., Никиты Беклемишева 1631 и 35 гг. и Никиты Ласкарева 1628 года и названы лица, живущие дворами на церковной земле.
Сначала значатся церкви: 1. Воскресенская города Унжи 2. Вознесенская в Понизовской волости 3. Успенская в Мерзлой слободке в вотчине князя Василия Дулова. Потом 4. о нынешнем Макарьевском Христорождественском соборе записано так: "церковь Св. мучеников Флора и Лавра в вотчине Преподобного Макария Унженского монастыря в селе Коврове д(вор) попа Якова Тихонова, да к той же церкви Святых мучеников Флора и Лавра делено церковной земли в селе Коврове из вотчинной земли Преподобного чудотворца Макария Унженского монастыря из того же села Коврова под пашню, пашни пахатные середние земли десять четвертей в полне, а в дву потому ж, и та пашенная церковная земля с вотчинною монастырскою землей размежевана и в межевых книгах та межа написана. Да к той же церкви сена за рекой Унжей луг в Наволоке, да по сю сторону реки Унжи, всего пятнадцать копен. А у меры были чудотворца Макария Унежского келарь черной поп Боголеп, да Флоровской поп Яков Тихонов" и проч. (следуют имена крестьян). Далее переписаны церкви в волостях Усть-Нейской, Спасской, Нейской, Солтоновской, Коткишевской, Ветлужской, Верховской и Межской.
Кроме названных четырех, значатся следующие церкви: 5) в Усть-Нейской волости - Воскресенская, 6) в Спасской волости - Прображенская, в Нейской волости 7) Покровская в вотчине князя Одоевского и 8) Богоявленская в погосте Никольском на Нее в вотчине Петра Годунова, 9) в Солтоновской - Троицкая в вотчине Измайловых, 10) в Коткишевской - Рождества Христова в селе Коткишеве в вотчине Салтыкова, - в Ветлужской волости: 11) Знаменская в вотчине дьяка Дурова, 12) Благовещенская на Ветлуге в Варзубовских починках, 13) Ильинская в поместье князя Засекина, 14) Рождества Богородицы в селе Баках в поместье окольничего князя Дмитрия Львова, 15) Богоявленская в поместье князя Семена Львова, 16) Рождества Богородицы в Притыкине, 17) Троицкая в Варнавинской пустыни, 18) Вознесенская в Никольском на Лапшанге, в вотчине князя Буйносова, 19) Никольская на Шудцких починках, 20) Богоявленская на Волу, 21) Ильинская на Белышеве на Пыщуге, 22) Георгиевская в Жегрине на Волу в вотчине Никиты Тараканова, 23) Троицкая на Туране, 24) Вознесенская в селе Боярке на Вятской дороге на Ветлуге, 25) Никольская в Белышеве на речке Нужне, 26) Воскресенкая в селе Шупликове, 27) Преображенская в селе, что была деревня Ульянова, в вотчине боярина Зузина, 28) Макарьевская на Ветлуге, 29) Никольская и 30) Троицкая в вотчине князя Одоевского, 31) Рождественская на озере Дароватом, в вотчине боярина князя Репнина, 32) Никольская на Шанге, 33) Ильинская в деревне Ключевке, 34) Никольская на Шангском Городище, 35) Рождества Богородицы на Ветлуге, 36) Архангельская в Михайлове, в вотчине князя Василия Львова, 37) Воздвиженская на Ветлуге, в вотчине княгини Сицкой, 38) Никольская в деревне Ивакине на Пыщуге, в вотчине той же княгини, 39) Георгиевская на Хорошем и 40) Покровская в Заветлужских починках в вотчине князя Лухомского, в Верховской волости в вотчине князя Никиты Ивановича Романова, 41) Никольская в селе Никольском Градылево тож, 42) Благовещенская в Ануфриемском погосте, 43) Преображенская, 44) Рождества Богородицы в погосте Пречистенском на Ухтубуже, 45) Покровская в Торине, 46) Спасская на реке Меже, 47) Воскресенская в Писцовских починках, 48) Зосимо-Савватьевская и 49) Георгиевская, 50) в вотчине Макарьева монастыря в селе Тимошине Воскресенская, 51) в Ветлужской волости Никольская на Кажирове, 52) Воскресенская в Кропачевой слободке на реке Меже в вотчине боярина Бутурлина, 53) Никольская в Кропачевой же слободке Межской волости, 54) Троицкая на Керженце в вотчине Дмитрия Петровича Львова, Ружная, 55) Никольская и 56) Макарьевская на Унже на посаде и 57) Воскресенская, поставленная внове в деревне Степурине Верховской волости, в вотчине боярина Романова.
Далее список с выписи из книг Мещерского, Беклемешева и Ласкирева 1627-31 и 35 годов, в котором значатся 35 церквей из числа вышеупомянутых. О некоторых замечено, что они поставлены внове". | | Лайк (4) |
pani_pa Модератор раздела
Москва Сообщений: 528 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
1 января 2024 18:08 1688-1690 годы - игумен Феодосий.
1691-1694 годы - игумен Спиридон. В продолжение большой цитаты о влиянии монастыря на церкви: "...Несколько приемных денежных книг 1693 и 1694 годов поповских старост Понизовской волости, Унженской десятины, Преображенского попа Илариона, Рождественского попа Тимофея Григорьева, закащиков Покровского попа Якова Никитина, Воскресенского попа Никифора Корнилова, Шангского городища Николаевского попа Андрея Матвеева и многих других. Здесь переписаны церкви Унженские, Ветлужские, Варнавинские и частью Кологривские и означено, сколько с них получено разных сборов: дани, заезда, венечных пошлин и проч. В книгах закащиков поименованы все свадьбы, венчанные в каждой церкви, а книги поповских старост не что иное, как общие ведомости о сумме, поступившей от церквей..."
"...Досмотр променному наволоку, что под Спасом, поступившему в монастырь от крестьянина деревни Малого Горюшкина Васьки Онисимова. Досмотр делали (доезжали) конюшенный монах Макарий да посельский монах Иосиф в 1693 году..."
1694-1699 годы - игумен Иона второй.
1699-1700 годы - игумен Трифиллий. | | Лайк (4) |
pani_pa Модератор раздела
Москва Сообщений: 528 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
1 января 2024 21:11 1 января 2024 23:23 Тенденции развития государства (например, укрепление центральной власти и соответствующие экономические изменения) к началу 18 века кардинально перевернули жизнь монастырей и подорвали влияние настоятелей на жизнь в своих вотчинах. Безусловно, определенную роль в этом сыграла и Северная война. В 1721 году Петром I был создан Синод, а в 1764 году по секуляризационной реформе монастыри были лишены своих вотчин. Основной причиной этих событий, по большей части, стали чрезмерные налоговые льготы монастырей, а, учитывая масштабность их вотчин и другие традиционные правила владения, получалось, что солидная часть территорий (и крестьян) по сути управлялись без какого-либо контроля со стороны светских властей. Последним более менее самостоятельным настоятелем в истории Макарьево-Унженского монастыря был игумен Леонид. Перелом во взаимоотношениях со светскими властями проходил в Макарьевском монастыре сложно и скандально, но для данной темы времена более поздних игуменов уже не представляют интереса ввиду того, что территориальное приращение вотчины монастыря к этому времени уже, по сути, было закончено. Для себя я чуть позднее сделаю другую тему, посвященную больше жизни монастыря и окружающих его земель, т.к. "Летопись" монастыря предоставляет возможность поискать в ней и генеалогически-биографические подробности, которые мне интересны и очень ценный пласт информации о жизни местных монастырских крестьян в середине 18 века, т.е., как раз тех людей, которых я смог внести в свое древо. 1700-1714 годы - игумен Леонид."...Во время управления монастырем игумен Леонид, как и его предшественники, ведал духовные дела Унженской десятины, в состав которой входили церкви нынешних Ветлужского и Варнавинского и отчасти Макарьевского и Кологривского уездов. При Леониде начались перемены в заведывании монастырскими имуществами и взаимных отношениях начальства монастыря и вотчинных крестьян, окончившиеся впоследствии в 1764 году полным отчуждением от монастырей принадлежавших им вотчин. Известно, что в 1701 году Петром Великим возобновлен уничтоженный в 1677 Монастырский приказ, который принял в свое ведение имущества патриаршего и архиерейского домов и монастырей. Для управления монастырскими имениями, сначала приказом назначились стольники; они обязаны были переписать имения и собирать государственные подати и монастырские доходы при помощи особых лиц, называвшихся приказчиками, которые заменили прежних посельских старцев. Из доходов с монастырских имений часть была отделена на содержание монастырей и монашествующих и часть расходовалась на разные общегосударственные потребности. На содержание братии сначала назначено было по 10 рублей денег и 10 четвертей хлеба в год на каждого, но вскоре эта "указанная дача" была уменьшена наполовину.
Указами 1721 и 22 годов монастырские имения снова были переданы в ведение духовного начальства, но еще и ранее случалось, что управление ими было предоставлено вместо стольников и других чиновников приказа, самих настоятелях. Последние, как и светские управители, обязаны были деньги, собираемые с вотчин, а также и другие монастырские доходы отсылать в назначенные правительством места, кроме указанной части, следовавшей на содержание монастыря..."Вот пример того, как новый управитель монастыря поставил дела и к чему это привело: "...Первым управителем и переписчиком имущества Макарьевского монастыря, по поручению монастырского приказа в 1701 году, был стольник Иван Леонтьевич Нелидов. Из одной сохранившейся челобитной крестьян вотчины Макарьева монастыря на имя царя видно, что Нелидов внес в перепись не только дворы тех крестьян, которые от "хлебной скудости разбрелись кормиться в низовые города до его стольникова приезду", но и "вдовьи дворы: у которой (вдовы) останется один сын лет пяти и меньше писал також дворами". Таким образом, по переписи Нелидова за Макарьевым монастырем записано было 668 дворов. Впрочем монастырским приказом положено было в оклад для сбора податей только то число дворов, какое значилось по переписи 1678 года, именно 467.*
[q] *В указе 4 февраля 1707 года говорится, что за монастырем по переписным книгам 186 (1678) года значилось крестьянских и бобыльских дворов 436, а в указе 12 ноября 1713 года - 467. В последнем записано следующее: "по справке в монастырском приказе за вашим Макарьевским монастырем по переписным книгам 186 году крестьянских бобыльских 467 дворов; доходу с них по окладу: оброчных денег 262 рубля, масла коровьего 5 пуд с полупудом, дров 220 сажень; хлеба крестьяне на монастырь сеют: ржи 149 четвертей, ярового всякого 422 четверти; да сверх того, крестьяне на монастырь всякую работу работают. У того ж монастыря во время ярмарки в торговые дни в сборе бывало таможенных пошлин по 300 рублев; с лавок наемных денег по 37 рублев; свечных и прикладных денег по 68 рублев и больше и меньши в год...[/q]
Братии в монастыре Нелидовым записано и приказом положено 48 человек. Принимать сверх этого числа настоятель не имел права. После Нелидова в 1702 году управителем монастырского имения был назначен стольник Василий Дмитриевич Сабуров..."
...В ноябре 1703 года вместо светских управителей велено было самому игумену Леониду до нового указу ведать монастырских слуг, служебников и вотчинных крестьян и по переписным книгам 1678 года с тех крестьян на будущий 1704 год взять и впредь во все годы сбирать по рублю со двора "для того, что их по нынешним (Нелидова) переписным книгам явилось и написано многое число, а оброчных денег на перед сего они в монастырь не платили, жили все на льготе". Далее с 1705 года управителями были подъячий монастырского приказа Филипп Алексеев и потом Никита Чагин... В 1707 году управление монастырским имением снова было поручено игумену Леониду...
...Положение монастырских крестьян с введением нового порядка управления или по учреждении монастырского приказа ухудшилось. Когда в 1704 году объявлен был вышеозначенный сбор с крестьян Макарьевского монастыря по рублю со двора, то они били челом Государю об освобождении их от этого налога, так как после переписи Нелидова 1701 года "многие крестьяне от хлебные скудности разбрелись в мире кормиться Христовым именем, из монастыря им никакой денежной и хлебной ссуды не стало, а игумену с братией от денег и от хлеба отказано", между тем как "на перед сего, пишут они в своей челобитной, для великой нашей нужды деньгами и хлебом нас ссужали". Из челобитной видно, что крестьянам Макарьевского монастыря приходилось платить разных сборов "вдвое против помещиковых и вотчинниковых", потому что много было пустых дворов, за которые требовали с них денег. Этих пустых дворов было много в 1701 году, когда переписчик стольник Нелидов включил в перепись и вдовьи дворы, о чем было выше упомянуто. В 1703-4 годах число пустых дворов увеличилось даже против переписи 186 года, когда, "по государеву указу посланы были на службу великого Государя в лопатники шестьдесят семь человек и то люди волею великого Бого на той службе померли, а которые и возвратились в домы свои, и те в домах своих померли ж, а дворы их стали быть впусте, а жены и дети их разбрелися в мир и ходят в мире кормятся Христовым именем" (челобитная крестьян в сборе).
По досмотру подъячего монастырского приказа Герасима Лушнева пустых крестьянских дворов в 1704 году оказалось 174, и с это числа дворов оброчные деньги на 1704 год приказ сложил, а велел в том году доправить оброк только на жилых дворах (указ 4 февраля 1707 года). К июля 1710 года монастырским приказом по указу Государя было предписано выслать с вотчины Макарьева монастыря в С.-Петербург для городового строения по человеку с 13 двора с тем, чтобы у каждого был топор, а у десятка долото, бурав, пильник и скобель.. Деньги на продовольствие в пути рабочих, посланных в Петербург, велено было собрать с прочих крестьян, оставшихся на месте, по 8 алтын 2 деньги со двора. В это время крестьяне Макарьева монастыря терпели от неурожая и, так как настоятель не имел права дать им в долг хлеба, хранившегося в монастырских житницах, то староста Никита Иванов с мирскими людьми били челом в монастырский приказ о ссуде. Памятью из приказа от декабря 1710 года разрешено игумену дать крестьянам хлеба в заем, а долг велено получить "с первых снопов".
Вследствие обеднения крестьян, было затруднительно собирать с них деньги, назначенные на содержание монастыря; другие же монастырские доходы больше частью отошли в казну: таможенные сборы были отданы правительством на откуп, рыбные ловли так же; свечные, прикладные, лавочные и другие деньги отсылались на содержание войска и прочие государственные расходы. Стеснительное положение монастыря относительно средств содержания увеличилось еще от того, что в 1710-12 годах пал весь монастырский рогатый скот. В октябре 1713 года игумен Леонид с братией били челом Государю в монастырский приказ, что "монастырские крестьяне оскудели и обеднели и от скудости разбрелися врозь..." | | Лайк (2) |
pani_pa Модератор раздела
Москва Сообщений: 528 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
17 декабря 2024 20:00 Дополню эту тему списком населенных пунктов, который размещен в книге "Описание Макарьево-Унженского монастыря" (1834). Список составлен в виде таблицы, но я привожу его, опуская форматирование и запись количества населения в буквенном виде. Скорее всего, при печати допущена ошибка в датировке, и следует считать, что список этот составлен по второй ревизии (1748) или чуть позднее, по третьей (1763).
Ведомость учиненная в Макарьево-Унженском монастыре июля [...] дня 1783 года о том, сколько за оным монастырем по последней ревизии вотчин состоит и в каком уезде именно.
1. Унженского уезда в Понизовской волости показано в Подмонастырной слободе жителей и находящихся в монастырских службах служителей в селе Коврове 318 душ.
Крестьян: 2. В деревне Гаеве 33 души 3. В деревне Уколове 28 душ 4. В деревне Филине 34 души 5. В деревне Нижнем Ярцеве 48 душ 6. В деревне Верхнем Ярцеве 53 души 7. В деревне Заречье 137 душ 8. В деревне Поломе 18 душ 9. В деревне Киселихе 19 душ 10. В деревне Белой 32 души 11. В деревне Григорьевском 103 души 12. В деревне Голодаихе 16 душ 13. В деревне Горниной Юркино тож 64 души 14. В деревне Большом Ивакине 73 души 15. В деревне Малом Ивакине 41 душа 16. В деревне Новоселки 42 души 17. В деревне Панфилове 31 душа 18. В деревне Ивановской Быстров починок тож 33 души 19. В деревне починок Команский 26 душ 20. В деревне Никулихе 30 душ 21. В деревне Вышкове 23 души 22. В деревне Якимове 93 души 23. В деревне Кондратове 58 душ 24. В деревне Власове 62 души 25. В деревне Старове 14 душ 26. В деревне Манылове 28 душ 27. В деревне Большой Куриловке 33 души 28. В деревне Высоково 24 души 29. В деревне Хребтове 35 душ 30. В деревне починок Безсонов 24 души 31. В деревне Долгиреве 20 душ 32. В деревне Плейкине 26 душ 33. В деревне Карабанихе 32 души 34. В деревне Сосновке 38 душ 35. В деревне Ефине 86 душ 36. В деревне Большом Выломе 22 души 37. В деревне Малом Выломе 13 душ 38. В деревне Хмелевка 31 душа 39. В деревне Салово 39 душ 40. В деревне Великуша 58 душ 41. В деревне Марковицы 65 душ 42. В деревне Завражье 26 душ 43. В деревне Косуево 12 душ 44. В деревне Аксентьево 38 душ 45. В деревне Могилево 67 душ 46. В деревне Осиево 28 душ 47. В деревне Горюшино 27 душ 48. В деревне Осиновка 54 души 49. В деревне Козлово 39 душ 50. В деревне Макарово 69 душ 51. В деревне Сокольская 58 душ 52. В деревне Трощаткино 62 души 53. В деревне Лаптево 23 души 54. В новопоселенных починках Покровских 41 душа 55. В починке Афимьеве 12 душ 56. В селе Спасском 2 души 57. В селе Тимошино 154 души 58. В деревне Окатово 5 душ
Приписных церковников: 59. В селе Воскресенском 31 душа 60. В селе Тимошино 4 души 61. В селе Никольском 21 душа 62. В селе Спасском 52 души Итого в Понизовской волости сел и деревень 62, в них по последней ревизии 2828 (душ).
В том же Унженском уезде в Ветлужской волости Воскресенского стана за рекой Ветлугой показано: 1. В деревне Завражье 53 души 2. В деревне Оладихе 86 душ 3. В деревне Солоденихе 31 душа 4. В деревне Крутце 41 душа 5. В деревне Макарихе 52 души 6. В деревне Осиновке 31 душа 7. В деревне Щекино 140 душ 8. В деревне Полом 27 душ 9. В деревне Никитихе 64 души 10. В деревне Короваихе 34 души 11. В деревне Миронихе 37 душ 12. В деревне Дьячихе 39 душ 13. В починке Целогородке 32 души 14. В деревне Хмелевице 182 души 15. В починке Мураеве 27 душ 16. В починке Дыхалихе 52 души 17. В починке Красногорье 79 душ 18. В Нищетской слободке 3 души
Приписных церковников: 19. От церквей Успения Пресвятой Богородицы что за рекой Ветлугой (и) преподобного Макария что на реке Какше 7 душ
Итого в оной вотчине деревень 19 со слободкой и приписными церковниками, в них по последней ревизии 1017 душ. Приписных после ревизии в Понизовской волости в прошлых 1750 явшихся избегов 2 души. В 1752 явшаяся избегов 1 душа. В 1759 приписных за перегодностию в церковной причете церковников 4 души. В 1761 году прописных отданных из платежа подушных денег 2 души. В Ветлужской волости в прошлом 1755 году явшихся избегов 4 (души). Итого 15 (душ). Всего в вотчине показанного монастыря по второй ревизии и с приписанными показано 3858 душ. | | Лайк (2) |
pani_pa Модератор раздела
Москва Сообщений: 528 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
17 декабря 2024 20:03 29 декабря 2024 23:28 | | Лайк (2) |
|