Исторический очерк Осташковского уезда
из книги «Историко-статистическое описание города Осташкова»,
изданной в Твери в 1880 году
Первоначальные жители местности, в которой расположен город Осташков, были, по догадкам современных археологов, финны. Но в IX уже веке при верховьях Волги и Западной Двины, следовательно на западной стороне Осташковского уезда, жили славяне-кривичи, а на северной и восточной — отрасль того же славянского поколения кривичей — новгородцы, частью оттеснившие финнов к северу, частью смешавшиеся с ними. Славяне и финны враждовали друг с другом за лучшие места для жительства.
Несмотря на множество болот и лесов, прибрежье озера Селигера и в очень отдаленные времена не было совершенно глухим местом. По озеру издавна пролегал водный путь из Новгорода во Владимир Залесский. Этим путем ехал к великому князю Всеволоду Юрьевичу в августе 1199 года архиепископ Новгородский Мартирий просить на Новгородский престол кого-нибудь из сыновей Всеволодовых. Селигером же лежал и зимний путь из Новгорода на юг России.
Во времена удельно-вечевые местность нынешнего Осташковского уезда входила по частям в состав нескольких уделов. В начале XIII века южная часть озера Селигера и его прибрежья состояли во владении торопецких князей; в 1225 году западная сторона тогдашнего Осташковского уезда принадлежала Суздальскому князю Владимиру Всеволодовичу, а
северная и восточная стороны уезда оставались во власти Новгорода.
Погром Татарский в 1238 году, охвативший берега озера Селигера, не изменил владетельных прав, существовавших в этой местности. Татары оставили по себе след только грабежом и опустошениями; они шли в марте 1238 года «путем Селигерским» к Новгороду, «посекая людей, яко траву». Вторжение Михаила Ярославича Тверского в Новгородские владения в начале XIV века также не имело влияния на государственную жизнь этой местности. Князь Михаил, возвращаясь из Новгорода и сбившись с дороги, только на время застрял со своим войском в озерах, болотах и лесах близ нынешнего Осташкова.
Большее значение для жителей Осташковского уезда имели нападения литовцев. Литовцы в 1225-1227, 1245 и 1258 годах вторгались в западные и южные местности нынешнего Осташковского уезда, овладевали Ржевом и для упрочения своей власти построили в этих местностях несколько городков: Вселук, Горышин, Туд, Осечен, Сижку и Рясну. Северная же часть Осташковского уезда, волости Березовец, Стерж, Велиль, Лопастицы, Глубокое, Цна остались во власти Новгорода, обязавшись однако платить небольшую дань Литве.
Со времени княжения Московского Великого Князя, собирателя Руси Ивана Калиты в местности нынешнего Осташковского уезда начинается преобладающее распространение Московского владычества. Иван Данилович Калита начал уничтожать литовские городки в Ржевском и Осташковском уездах. Внук Ивана Калиты Дмитрий Донской отнял у Литвы Ржев, а вместе с ним, несомненно, и некоторые литовские городки Ржевского и Осташковского уездов. Так известно, что городки Сижка, Вселук, Горышин в конце XIV и в начале XV веков принадлежали уже Москве. Несомненно, что в XIV веке на острове Кличне был Московский городок с полным устройством управления окрестными селениями и с церковью Георгия Победоносца. Новгородцы некоторое время терпели существование этого города, но в 1393 году, по раздорам с князем Василием Дмитриевичем, разорили Кличен; после чего город уже не возникал.
В княжение Василия Темного литовцы пытались снова овладеть Ржевом и волостями нынешнего Осташковского уезда. Но при Иоанне III князь Литовский договорной грамотой обязался ко Ржеву «с волостьми не вступаться». Дольше сохраняли власть новгородцы в своих, особенно северных, владениях Осташковского уезда. Они старались воспрепятствовать стремлению Москвы к преобладанию и с этой целью заключали союз с литовцами. Но с потерею Новгородом самостоятельности в 1478 году и с подпадением его под власть Москвы бывшие во власти новгородцев волости Осташковского уезда также отошли к Москве.
Но и после объединения всей местности Осташковского уезда под одной властью Московских Князей были попытки со стороны Польско-Литовского государства возвратить принадлежавшие ему владения в Осташковском уезде. Так Стефан Баторий в 1581 году напал на верховья Волги, пытаясь возвратить себе принадлежавшую ему западную сторону Осташковского уезда и овладеть принадлежавшей прежде Новгороду северной его частью, но безуспешно. Во время междуцарствия Польско-Литовскому государству также не удалось захватить владений в Осташковском уезде; Поляновским договором 1634 года Осташковский уезд, входивший тогда в Ржевский уезд, и пригород Осташков утверждены за Россией. Но это смутное время ознаменовалось для Осташковского уезда великими бедствиями. После поражения Московского войска под Клушином поляки немедленно двинулись на Осташковский уезд, внося с собой пожары, кровопролития и опустошения, память о которых доселе живет под именем Литовского разоренья. Поляки выжгли слободу Рожковскую в Кличенской волости, разорили сельцо Тухачево и деревни Большую и Малую Девичьи в Волговской волости, деревни Голенковского прихода в Горышинской волости; целые села Сухошины Волговской волости и Дмитрово Горышинской волости обратили в пустоши. Многие крестьяне от страха бежали, и целые деревни в разных волостях стояли пустыми. Большая часть земель оставалась необработанной и зарастала лесом. Прямым последствием Литовского погрома было уменьшение населения Осташковского уезда. Множество людей было перебито и разогнано со своих мест, а заселение опустевшего края шло довольно медленно. Появились, особенно по Волге и большим дорогам, разбои, опасные и для деревень, и для городов; к тому же свирепствовавшее в России в первой половине XVII века моровое поветрие действовало, хотя и не сильно, и в Осташковском уезде. Во второй половине XVII века помещики заселяли свои опустошенные селения польскими выходцами, и по переписным книгам таких выходцев значится не мало в поместьях Осташковского уезда. С постепенным водворением порядка в опустевших местностях население увеличивалось; так что в конце XVII века в Ржевском уезде с большей частью Осташковского считалось уже четыре тысячи семьдесят дворов, кроме дворцовых крестьян, между тем как в половине XVII века дворов было вдвое менее.
В первой половине XVIII века население Осташковского уезда снова испытало смуты и беспокойства. Таковы факты побегов крестьян во многих поместьях Осташковского уезда. Эти побеги вызваны были частью тягостными последствиями прикрепления крестьян к земле, частью притеснениями властей; так в царствование Анны Ивановны вместо взыскания недоимок с крестьян дозволено было полкам самим получать с крестьян все необходимое для своего содержания, что нередко производилось с разными жестокостями.
В 1772 году озерная и верхневоложская области с городом Осташковом выделились в независимый от Ржевского Осташковский уезд.
https://forum.vgd.ru/post/5835/127587/p4168947.htm#pp4168947