⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
10. Подготовка к эвакуации из Таллина. Таллинский прорыв. Подготовка к эвакуации из Таллина.
|
← Назад Вперед → | Модератор: sesame |
sesame Модератор раздела Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Подготовка к эвакуации из Таллина 00.15 26 августа началась разработка документов по организации отвода войск, погрузки их на транспорты и формированию отрядов и конвоев. Флоту предстояло пройти 321 км Финским заливом, где на протяжении 250 км оба берега были заняты противником. Все корабли, находящиеся в Таллине, были распределены по нескольким группам: лидер "Ленинград" включили в первую для прикрытия с кормы крейсер "Киров". На лидере весь экипаж, кроме 35 человек, посланных на сухопутный фронт, был собран на корабле до 6 часов утра 28 августа. Все это время артиллерия главного калибра лидера прикрывала своим огнем посадку войск и эвакуируемых, подрывные работы, минирование гаваней. Переход кораблей задерживался из-за неутихающего шторма и усилившегося ветра, что затрудняло работу тральных сил. Лишь в 12 часов дня, когда стихия успокоилась, поступил приказ начать движение! Германское командование, в свою очередь, издало директиву №33, предписывавшую не допустить отхода русских морским путём и эвакуации Балтийского флота в Кронштадт. На южном берегу Финского залива вдоль маршрута перехода Балтийского флота из Таллина в Ленинград была развёрнута береговая артиллерия, на северном берегу уже имелись две стационарные финские береговые батареи. В Финском заливе были установлены 36 минных заграждений (в общей сложности около 2000 морских мин), на ближайших аэродромах сосредоточены большие силы немецкой авиации. Эвакуация проводилась под обстрелом немецких батарей, когда полевая артиллерия уже вела огонь по стоявшим в Таллинском порту советским кораблям. С воинами 10-го корпуса 8-й армии, оборонявшими Таллин, и моряками-балтийцами уходили беженцы, в том числе члены правительства Эстонии. Всего Таллин покинули 41992 человека на 225 кораблях (из них 163 военных и 20 гражданских транспортных). Фото. Порт Таллина 1 сентября 1941 года, после занятия его немецкими войсками |
sesame Модератор раздела Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Таллинский переход или Таллинский прорыв Таллинский переход или Таллинский прорыв 1941 года был вынужденным шагом, отчаянной попыткой спасти основные силы Балтийского флота от полного разгрома и попадания в руки противника. Это одна из самых трагичных страниц в истории КБФ, которая подробно и с разных точек зрения освещена в многочисленных статьях и книгах, пересказывать их нет смысла, главной своей задачей считаю хотя бы кратко дать информацию о тех событиях и об участии в них лидера эскадренных миноносцев «Ленинград». Всего из Таллина в поход 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов (в том числе 151 военный корабль, 54 вспомогательных судна, 20 транспортов). До Кронштадта дошли 163 из них (132 военных корабля, 29 вспомогательных судов, 2 транспорта), а также неустановленное число малотоннажных гражданских судов и плавсредств, не подчинённых Военному совету флота. Во время перехода погибли 62 корабля и судна (19 боевых кораблей и катеров, 25 вспомогательных судов, 18 транспортов). |
sesame Модератор раздела Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Командование флота выбрало для прорыва центральный фарватер, отказавшись от северного вблизи финского побережья из-за угрозы вражеских подводных лодок и лёгких сил и от южного фарватера вдоль эстонского побережья из-за угрозы немецкой артиллерии. Многие исследователи полагают, что все эти угрозы были сильно переоценены, зато наиболее опасные - минные заграждения и действия вражеской авиации (от которых флот к тому времени уже понёс большинство своих потерь в кораблях на Балтике) — недооценены. Прорыв флота предполагалось совершить в следующем порядке: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. В Отряд главных сил входили: флагманский корабль — крейсер «Киров», лидер эсминцев «Ленинград», 3 эсминца («Сметливый», "Гордый", «Яков Свердлов»), 5 подводных лодок (С-5, С-4, «Калев», «Лембит», Щ-405), 4 катера «малый охотник», 3 сторожевых катера, 7 торпедных катеров, 5 базовых тральщиков, 1 ледокол («Суур Тылл»). Всего 30 вымпелов (29 боевых кораблей и 1 вспомогательное судно), командир отряда главных сил — контр-адмирал В. П. Дрозд. На крейсере «Киров» находился командующий флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц с группой основных работников штаба флота. ________________ По некоторым последним исследованиям, в прорыве участвовали 153 боевых корабля и катера и 75 транспортов и вспомогательных судов. Погибли, по разным источникам, от 19 до 22 кораблей и катеров, от 34 до 43 транспортов и вспомогательных судов. Всего 65 кораблей, катеров и вспомогательных судов. Корабли и суда приняли в Таллине около 30 тыс. бойцов и командиров, раненых и гражданского населения, в Кронштадт доставлено 12 225 человек. Потери составили почти 18 тысяч. Фото. Караван из девяти судов, вышедший из Таллина 25 августа |
sesame Модератор раздела Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Немцы и финны предполагали, что флот будет прорываться в Кронштадт, другого пути у него не было, и также готовились к этому. Они усиливали минное заграждение на меридиане Юминды (с 11 июля по 28 августа к северо-западу, северу и северо-востоку от мыса Юминда немцами было выставлено более 2500 мин и минных защитников). На самом мысе они установили 170-мм батарею, создав классическую минно-артиллерийскую позицию, форсировать которую было весьма сложно. На аэродромы Прибалтики немцы стягивали штурмовую и бомбардировочную авиацию. Тральщиков на Балтийском флоте явно не доставало, тем более что треть их была потеряна в июле-августе 1941-го. Командование Балтфлота больше боялось немецких и финских кораблей и немецкой артиллерии, чем немецких мин и самолетов. Поэтому из трех фарватеров во избежание обстрелов со стороны вражеской артиллерии был выбран центральный — удаленный от вражеских берегов, но и самый миноопасный. Авиационного прикрытия по большей части флот был лишен. Самолеты, оборонявшие Таллин, улетели пред тем, как немцы захватили последние аэродромы. До 22 августа еще была надежда на помощь авиации Северо-Западного фронта, но после захвата немцами Усть-Нарвы и прорыва Нарвского рубежа были утрачены последние аэродромы, находившиеся в радиусе действия истребителей, способных прикрыть конвой. Карта минных полей Финского залива |
sesame Модератор раздела Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Все это явилось предпосылками трагедии. Но было еще одно роковое обстоятельство — шторм на море. Волнение на море усилилось до 7 баллов, тральщики не могли идти с поставленными тралами. Пришлось всем отрядам (прикрытия, главных сил и арьергарду) и четырем конвоям встать якорем у островов Найссар и Аэгна уже в 22 часа — вместо планового начала движения первого конвоя. В результате этого форсировать минное заграждение «Юминда» пришлось в ночное время, а не в дневное, как предусматривалось планом, что привело к многочисленным жертвам. Около восьми часов вечера, при наступлении темноты, отряд главных сил вошёл в плотное минное заграждение «Юминда», буквально нашпигованное немецкими и финскими минами. Сразу начались беды: погибли два тральщика, три — потеряли тралы. Подорвалась подлодка С-5, почти весь ее экипаж погиб. Затем подорвался на мине и погиб с большей частью экипажа эсминец «Яков Свердлов». |
sesame Модератор раздела Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Переход пришлось совершать через многочисленные плотные минные поля. С наступлением темноты, когда подорвался на мине и погиб эсминец «Яков Свердлов», шедший с левого борта крейсера, командующий флотом вице-адмирал В.Ф.Трибуц отдал приказание лидеру «Ленинград» занять место погибшего эсминца. Лидер попытался в темноте подойти к месту гибели эсминца. В это время течением мимо корабля проносило множество плавающих мин, сорванных с якорей прошедшим штормом. Эти мины экипажу лидера приходилось баграми и шестами отводить от корабля, а матрос Козлов прыгнул в воду и руками отталкивал «рогатую смерть» от борта. Несмотря на все усилия экипажа, в темноте оба паравана лидера захватили по мине. Создалась угрожающая обстановка. Не имея возможности маневрировать в такой ситуации, командир корабля приказал обрубить буксирные тросы параванов и задним ходом вывел «Ленинград» из опасной зоны. Остановив корабль, Г.М. Горбачев распорядился поставить новые параваны. В этот момент по лидеру, стоявшему без хода, с мыса Юминда открыла огонь батарея противника. Тут же артиллеристы «Ленинграда» открыли ответный огонь и заставили ее замолчать. Фото. Прикрытие крейсера «Киров» дымовой завесой. Август 1941 года |
sesame Модератор раздела Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | В 21 ч 40 мин на «Ленинграде» получили радиосообщение о подрыве на мине лидера «Минск», который входил в состав второй группы. «Ленинград» был направлен к нему на помощь и подбирал по пути из воды погибающих. Рано утром 29 августа он подошел к «Минску», на котором в результате взрыва мины вышли из строя все навигационные приборы. С рассветом оба корабля двинулись в сторону Кронштадта — головным шел «Ленинград», игравший роль «поводыря», а в кильватер ему «Минск». Во время движения рядом с «Ленинградом» обнаружили три плавающие мины, которые расстреляли огнем из 45-мм орудий. Прохождение зоны мин, однако, ещё не означало спасения. С рассвета свои массированные атаки начала немецкая авиация. Средств ПВО на большинстве кораблей конвоя не хватало, а советская авиация не могла обеспечить надёжного прикрытия. Поэтому гитлеровские лётчики били по транспортам, словно по мишеням в тире. При переходе в Кронштадт лидеру «Ленинград» приходилось неоднократно отражать атаки самолетов противника. Чтобы не подвергать корабли опасности, было принято решение увеличить скорость хода с 12 до 27 уз. В 17 ч 5 мин 29 августа оба корабля отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Фото Переход из Таллина в Кронштадт. Художник: А. Блинков |
sesame Модератор раздела Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | 30 августа в Кронштадт вошли все уцелевшие корабли, а также суда со спасенными с Гогланда. Какова цена Таллинского перехода? Было потоплено 62 корабля, из них 19 — боевых. Погибло 15 тысяч 111 человек (8600 военнослужащих и 143 вольнонаёмных флота, 1740 бойцов сухопутных войск, 4628 гражданских лиц). Наибольшее число людей погибло на транспорте «Балхаш» (3815 человек), штабном корабле «Вирониа» (2259 человек), транспортах «Алев», «Атис Кронвальдис», «Карпакс» и «Ярвамаа» (на всех четырёх — 2528 человек), транспортах «Эверита» (1550 человек), «Найссаар» (1500 человек), поврёждённом транспорте «Казахстан» (не менее 600 человек), транспорте «Элла» (602 человека). Это — одна из самых страшных морских катастроф. На «Титанике» погибло 1900 человек, при Цусимском сражении — 5000. Однако если Цусима завершила поражение в Русско-японской войне, то последствия Таллинского перехода оказались совершенно иными. Таллинский переход — не только летопись ужаса, но и летопись героизма. Благодаря самоотверженным усилиям моряков было спасено почти девять с половиной тысяч тонущих человек. Спасшиеся солдаты и матросы пополнили ряды защитников Ленинграда и отстояли его. Корабельная артиллерия Балтийского флота благодаря своему плотному огню остановила немецкие войска на ближних подступах к городу. Не исключено, что если бы Балтийский флот не дошел до Ленинграда, город мог пасть. Дальше под Москвой пришлось бы разворачивать еще один фронт с северо-запада, что было уже не по силам. Участники перехода своим мужеством и жертвами спасли не только флот, но и град святого Петра, а с ним — и Россию. |
sesame Модератор раздела Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Действия командования Балтийского флота во главе с вице-адмиралом Трибуцем многими историками рассматриваются как ошибочные, приведшие к большим потерям. В то же время нужно признать, что в труднейших условиях командующему флотом удалось привести в Кронштадт большинство кораблей флота и спасти большинство людей. Приказ Гитлера о недопущении прорыва сил Балтийского флота из Таллина немецко-финским подразделениям выполнить не удалось. Несмотря на потери, Балтийский флот сохранил свою боеспособность. Фото 1. Памятная доска, посвящённая морякам, погибшим при героическом прорыве из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. Фото 2. Мемориал на мысе Юминда Мемориал на месте трагедии Великой Отечественной: мыс Юминда недалеко от Таллина Военный мемориал Юминда в память о Таллинском переходе – памятник погибшим в ходе бомбардировки каравана судов, следовавшего из Таллинна в Кронштадт 28-29 августа 1941 года. Скульптурная композиция включает в себя памятный камень, возле которого располагается гранитная мемориальная табличка, и заграждение из разряженных морских мин. Кроме того, на одном из камней, лежащих на морском берегу за мемориалом, высечена дата бомбардировки судов – 28.VIII.1941. |
← Назад Вперед → | Модератор: sesame |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник sesame » КБФ, Лидер "Ленинград" » 10. Подготовка к эвакуации из Таллина. Таллинский прорыв. [тема №168067] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |