6. Советско-Финская война 1939-1940 гг.
Лидер "Ленинград" во время Советско-Финской войны 1939-1940 гг.
sesameМодератор раздела  Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | В ноябре 1939 года для кораблей КБФ начались новые серьезные испытания – они получили первый боевой опыт во время зимней войны с Финляндией.
В соответствии с директивой наркома ВМФ флагмана 1-го ранга Н.Г. Кузнецова от 3 ноября 1939 г. на Балтийский флот возлагались следующие задачи: прикрытие своих сил от возможного нападения шведского флота; блокирование побережья противника, захват островов в восточной части Финского залива; высадка оперативного и тактического десантов; оказание огневой поддержки войскам Красной Армии.
Лидер «Ленинград» находился в составе группы кораблей эскадры БФ, основной задачей которой было подавление фланговых батарей противника, обстрел финского побережья и поддержка артогнем высадки десанта на острова Суурсари (Гогланд), Сескар и Лавенсари.
5 декабря 1939 года по приказу Военного совета КБФ был образован отряд особого назначения для занятия островов Лавенсари и Сескар. Командиром отряда стал капитан 1 ранга С.С.Рамишвили, который разместился на «Ленинграде»
Уже в первый день войны лидер «Ленинград» в составе группы кораблей эскадры Балтийского флота участвовал в обстреле финских островов. Огнем корабельной артиллерии была уничтожена вражеская батарея на острове Сескар и укрепленные позиции противника, что способствовало успешному завершению операции. --- Мой дневник на форуме:
https://forum.vgd.ru/7307/ | | Лайк (1) |
sesameМодератор раздела  Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Следующий боевой выход лидера «Ленинград» состоялся 10 декабря.
Еще было темно, когда около 8 час. корабли эскадры вышли из главной базы: впереди четыре тральщика, за ними линкор «Октябрьская революция», лидеры «Ленинград», «Минск», эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Артем» и, наконец, сторожевые корабли «Вихрь», «Буря» и «Циклон».
Целью боевого похода являлся обстрел финских батарей на островах Тиуринсари и Сааренпя.
От Кронштадта на запад, до меридиана маяка Толбухин, море было покрыто тонким льдом. Ветра не было. Видимость не превышала 60 кб. Небо закрывали сплошные облака высотой 200-300 м. Температура воздуха была -10°С.
Эскадра прошла фарватером № 1, имея скорость хода 12 уз, и в 10 ч 51 мин легла на боевой курс 279°.
Подойдя к намеченной точке, в 10 ч 57 мин с дистанции 102 кб, линкор открыл огонь из 305-мм орудий по финскому побережью.
Перед лидерами и эсминцем «Стерегущий» стояла другая задача. Они вышли на позицию для обстрела 254-мм батареи на острове Торсари (Тиуринсари). Позиция находилась к зюйд-весту от острова на расстоянии 115 кб.
Однако, из-за плохой видимости, выполнить поставленные задачи «Ленинград» не смог и, не открывая огня, повернул на обратный курс. В это время батарея противника, для которой, вероятно, условия видимости были лучше, открыла огонь и первым же залпом накрыла корабль. «Ленинград», иссеченный осколками от близких разрывов снарядов, вернулся в базу, где силами мастерских порта был произведен ремонт. --- Мой дневник на форуме:
https://forum.vgd.ru/7307/ | | Лайк (1) |
sesameМодератор раздела  Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | 13 декабря «Ленинград» в составе отряда кораблей под командованием капитана 2 ранга В.М.Нарыкова вновь выходил на обстрел финского побережья.
Для обеспечения операции лидеру поставили задачу подавить 254-мм батарею Сааренпя.
Погода благоприятствовала действиям отряда: море было спокойно, дул северо-западный ветер в 1 балл, температура воздуха была +4°С, видимость — около 130 кб, облачность полная.
В 10 ч 45 мин, находясь в 55 кб от острова Сескар, лидер лег на курс 329°, тут же была сыграна боевая тревога и согревающими выстрелами прогреты орудия. В этот момент расстояние до цели — острова Бьёрке — составляло 130 кб.
В 11 ч 05 минут «Ленинград» открыл огонь по месту размещения 254-мм батареи старого русского флота, где теперь стояла двухорудийная 152-мм батарея финской береговой обороны. Так как остров был покрыт лесом, корабли места падения своих снарядов не видели. Случайный снаряд попал в щит одного из 152-мм орудий, что вынудило финских артиллеристов в 11 ч 18 мин открыть ответный огонь основной 254-мм батареи.
Первоначально огонь противника сосредоточился на кораблях отряда, а в 11 ч 32 мин его перенесли на «Ленинград», который в это время был в 115 кб от батареи, и уже третьим залпом было достигнуто накрытие. Всего противник успел сделать по лидеру 20 залпов, шесть из которых легли чистыми накрытиями, а четыре — перелетами и недолетами. Падение снарядов было зафиксировано в диапазоне 30-100 м от борта корабля. Часть осколков упала на палубу и надстройки лидера, но жертв, к счастью, не было.
Дав ход 34 узла, «Ленинград», поставив дымзавесу, продолжая вести огонь из кормовых орудий, стал отходить на зюйд артиллерийским зигзагом.
В 11 ч 39 мин в 10-12 м от кормы лидера были замечены следы двух торпед. Командир отряда капитан 2 ранга В.М.Нарыков посчитал, что эти торпеды выпустили торпедные катера противника, обнаруженные незадолго до того в 50 кб к норд-осту от лидера. Но, согласно финским данным, катера противника в тот день в боевых действиях участия не принимали, зато в этом районе находилась подводная лодка «Saukko» и торпеды могли быть выпущены ею.
В 11 ч 49 мин, пробыв под обстрелом 16 мин, «Ленинград» вышел из-под огня батареи и прекратил обстрел, выпустив 78 фугасных 130-мм снаряда. Расстояние до батареи было 130 кб. Отсутствие попаданий в лидер объясняется не только применением дымовой завесы и зигзага, но и плохой стрельбой противника.
Ввиду полного израсходования запланированного боезапаса операция была завершена. Лидеры выстроились в кильватер и в 15 ч 27 мин корабли вошли на Большой Кронштадтский рейд. --- Мой дневник на форуме:
https://forum.vgd.ru/7307/ | | Лайк (1) |
sesameМодератор раздела  Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Последующие события развивались довольно драматично.
Во во время очередного выхода накануне Нового года — 30 декабря, когда лед уже прочно сковал воды Финского залива, «Ленинград» в составе отряда (линкор, лидеры, эсминцы, сторожевые корабли и тральщики) в сопровождении двух ледоколов вышел на обстрел батарей островов Сааренпя и Торсаари (Тиуринсари).
Вследствие ухудшившихся погодных условий, в частности, появления тумана, видимость стала плохой: ни авиация, ни корабли действовать прицельно не могли. Командующий эскадрой перенес обстрел батареи противника на 2 января и приказал разрядить орудия по батарее острова Сааренпя. Но на следующее утро, 2 января, погода настолько ухудшилась, что продолжать операцию было нецелесообразно.
Линкор возвратился в Кронштадт, а легкие силы проследовали в Таллин и Лиепаю.
В сплошном льду, без обеспечения ледоколами, «Ленинград» начал длительный переход. Погодные условия были очень тяжелыми: сила ветра в 9 баллов, мороз до -20°С, волна в 7 баллов, а размах бортовой качки — 42°. Корабль накрывало волной, орудия, торпедные аппараты и глубинные бомбы обмерзли, ледяной покров на верхней палубе достигал 0,3 м, а на надстройках — 0,15 м.
Никакими видами оружия пользоваться было невозможно, но, к счастью, обошлось без соприкосновения с противником. В дополнение к этому, корпус лидера, действовавшего во льдах Финского залива, получил серьезную деформацию — борта были повреждены на протяжении 60 шпангоутов. Вмятины достигали площади до 3 кв.м со стрелой прогиба до 300 мм. Лишь в 17 ч 4 января корабль достиг Лиепаи.
Фото. Проводка во льдах ледоколом «Октябрь» лидера «Ленинград» во время советско-финской войны
  --- Мой дневник на форуме:
https://forum.vgd.ru/7307/ | | Лайк (1) |
sesameМодератор раздела  Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | Лидеру «Ленинград» в той войне, или, как ее тогда скромно называли «советско-финляндским вооруженным конфликтом», досталось в полной мере.
В середине января после устранения повреждений от предыдущего похода лидер был снова направлен для дозорной и блокадной службы в северной части Балтийского моря, в районе маяка Бенгтшер.
И в этот раз погода не баловала экипаж: сила ветра достигала 9 баллов, мороз доходил до -20°С. Когда лидер возвращался из дозора в базу, ему пришлось преодолевать лед толщиной 0,3 м. Корпус «Ленинграда» оказался деформированным от 0 до 140 шп. Отдельные вмятины корпуса достигали в высоту 2 м и ширину 6 м, а стрелка прогиба доходила до полуметра.
От сильного сдавливания корпуса корабля льдами во многих местах разошлись швы наружной обшивки и топливных цистерн. В таком «небоевом» состоянии лидер был поставлен в ремонт. --- Мой дневник на форуме:
https://forum.vgd.ru/7307/ | | Лайк (1) |
sesameМодератор раздела  Саратов Сообщений: 562 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 128 | В середине января 1940 года, когда установились крепкие морозы, ввиду ухудшения ледовой обстановки на Финском заливе, прекратился выход кораблей ОЛС в море.
На этом боевая деятельность легких сил флота в Советско-финляндской войне завершилась, а вскоре закончилась и война.
Остается только удивляться мужеству команды: железо не выдерживало, а люди стойко продолжали выполнять свою работу.
Фото. Лидер "Ленинград". Зима 1939-1940 гг
 --- Мой дневник на форуме:
https://forum.vgd.ru/7307/ | | Лайк (1) |
|