Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Колеул

Томская губерния, Мариинский уезд, Колыонская волость, Колеул

← Назад    Вперед →Модератор: KCAHDP
KCAHDP
Модератор раздела

KCAHDP

Ижморский
Сообщений: 131
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 172
Варианты: Колеул, Калиул, Калыуль, Коляйлы

Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/40/114.jpg

Неизвестный отрывок
Чулымская генетика
---
Фамилии Сибири: t.me/famsib | Заказать поиск/сканы/фото: t.me/AlexanderPapin
KCAHDP
Модератор раздела

KCAHDP

Ижморский
Сообщений: 131
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 172
"Деревня Колеул входила в Колыонскую волость Мариинского района Томской губернии. Природа этой территории была разнообразна и богата. Во времена завоевания Сибири Ермаком Тимофеевичем, в Колеуле проживали представители народностей всей Сибири. Численность этих народностей была очень маленькая. Они платили дань ясаком – пушниной. По этой причине их называли ясашные. Во время царствования Екатерины 2 (1762 – 1796 гг.) жители Колеула собрали и послали ей подарок: шкуры соболей и лисиц. Подарок она приняла с удовольствием и освободила ясашных от воинской повинности. С тех пор ясашные жили вольно. Во время крепостного права из России бежали крепостные крестьяне в Сибирь. Колеул и его природа привлекали беглых людей и они оставались жить. Также после отмены крепостного права сюда прибыли переселенцы из Томбовской области. В конце 80-90 годов 19 века Колеул населяли ясашные и крестьяне.
У ясашных был свой разговорный язык. Напрнимер: речка –вино, есть – бсер, нет – йок, рыба – балык, здравствуйте – шинякокишба, хлеб – ини, лодка – шаболя. Ясашные не ходили в солдаты, занимали лучшие земли, луга, жили вольно, зажиточно, имели лавки, торговали."

Источник?
---
Фамилии Сибири: t.me/famsib | Заказать поиск/сканы/фото: t.me/AlexanderPapin
KCAHDP
Модератор раздела

KCAHDP

Ижморский
Сообщений: 131
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 172
Российские генетики исследовали ДНК чулымцев — малочисленного народа, проживающего в Томской области и Красноярском крае. По всей видимости, после миграции в бассейн реки Чулым тюркоязычные предки современной популяции находились в генетической изоляции от хакасов, с которыми они говорят на родственных языках. Придя на новые земли, они смешались с местными самодийскими народами (с кетами и, возможно, селькупами), а позднее — с европеоидным населением. На это, в частности, указывают обнаруженные у чулымцев Y-хромосомные гаплогруппы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Russian Journal of Genetics.

Чулымцы (также можно встретить названия чулымские тюрки, чулымские татары, томские карагасы и некоторые другие) представляют собой коренной малочисленный народ, который сегодня проживает в нескольких населенных пунктах Томской области и Красноярского края, расположенных в бассейне реки Чулым и ее притоков. По данным переписи 2010 года, всего насчитывалось 355 чулымцев, хотя еще в 2002 году их численность достигала 656 человек. Чулымско-тюркский язык — бесписьменный, относится к уйгуро-огузской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. Родственными языками выступают хакасский и шорский.

По данным исследователей, предки чулымцев начали переселяться из Южной Сибири в районы, где они проживают сегодня (до прихода русских их ареал был обширнее), в XIV–XV веках. Традиционное хозяйство этого народа основывалось на рыболовстве. Кроме того, они занимались охотой, собирательством, держали домашний скот и были знакомы с мотыжным земледелием. В их культуре ученые видят влияние хакасов-кызыльцев, самодийцев (селькупов и кетов), а также томских татар. По своему антропологическому типу, чулымцы сегодня ближе к селькупам, проживающим на Нижнем Чулыме, и томским татарам.

Лариса Валихова (Larisa Valikhova) из НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ РАН совместно с российскими коллегами исследовала структуру генофонда современных чулымцев, а также изучила их происхождение в контексте генетического разнообразия автохтонного населения Сибири. Для этого ученые взяли образцы крови у 107 чулымцев, проживающих в Тегульдетском районе Томской области (n = 56) и Тюхтетском округе Красноярского края (n = 51), а также привлекли данные по другим популяциям: хакасам-сагайцам, хакасам-качинцам, южным алтайцам, кетам, томским татарам, тувинцам и хантам.

Анализ главных компонент показал, что популяции чулымцев, кетов и томских татар более гетерогенны, чем хантов, хакасов, южных алтайцев и тувинцев. По данным исследователей, это связано с тем, что в течение последних поколений первые смешивались с другими группами, включая переселенцев, имевших восточноевропейское происхождение. На графике чулымцы оказались примерно равноудалены от кетов, хакасов и томских татар. При этом хакасы-сагайцы ближе к ним, нежели хакасы-качинцы.

Затем генетики смоделировали происхождение интересующих их популяций на уровне десяти предковых компонент. Оказалось, что основная доля генофонда чулымцев приходится на енисейскую компоненту (около 92 процентов). Она также очень велика у кетов (около 65 процентов), тувинцев (около 28 процентов), хакасов-качинцев (около 25 процентов), у южных алтайцев (около 16 процентов) и томских татар (около девяти процентов). По всей видимости, ассимиляция чулымцев происходила медленней, чем кетов, хотя и последние сохранили значительную часть енисейской компоненты, несмотря на поток генов от европейцев. При этом ученые отметили, что большая доля енисейских предков у чулымцев не противоречит тому, что они генетически близки к хакасам.

Исследование идентичности по происхождению (IBD) показало, что больше всего общих сегментов чулымцы разделяют с кетами (11 процентов), затем следуют хакасы-качинцы (десять процентов), тувинцы (девять процентов), ханты (восемь процентов) и хакасы-сагайцы (семь процентов). Кроме того, генетики более детально остановились на изучении Y-хромосом 50 чулымцев, 17 из которых оказались носителями гаплогрупп европейского происхождения. Остальные чулымские мужчины принадлежали к сибирским гаплогруппам: Q1b1a3b1a (n = 13) и N1a2b1b1 (n = 20), причем одна из линий в ранее изученных популяциях еще не встречалась.

По данным исследователей, гаплогруппа Q1b1a3b в генофондах современных популяций Южной и Западной Сибири служит индикатором енисейского происхождения. Возможно, среди чулымцев она распространилась не благодаря недавнему смешению с кетами или селькупами, а из-за того, что она присутствовала в тюркоязычной предковой группе, пришедшей на Чулым. Гаплогруппа N1a2b чаще всего встречается среди самодийцев, а также хакасов и тувинцев. Тем самым ученые заключили, что чулымцы (как хакасы-качинцы и хакасы-сагайцы) по отцовской линии генетически родственны народам, говорящим на самодийских языках. Видимо, после миграции тюркоязычного населения на Чулым оно находилось в генетической изоляции от родственных хакасских групп, а также смешивалось с коренным населением — кетами и, может быть, селькупами.

N+1 Ссылка
---
Фамилии Сибири: t.me/famsib | Заказать поиск/сканы/фото: t.me/AlexanderPapin
← Назад    Вперед →Модератор: KCAHDP
Вверх ⇈