Употребление терминов "черкашенин", "малороссиянин"
Употребление в Русском государстве XVI-XVIII вв
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
8 июня 2023 19:19 наполнение | | Лайк (1) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
8 июня 2023 19:22 «Челобитчик-черкашенин, который литвин, но белорусец и русская женка-полонянка»
В 7139 (1631) году на имя царя Михаила Федоровича подал челобитную иноземец, который писал о себе: «…бьет челом холоп твой Государев нововыезжей иноземец черкашенин Федка Еремеев сын Бырановской в нынешнем Государь во 139-м году выехал я холоп твой на твое Царское имя слышачи твою царскую неизреченую милость к нам иноземцом тебе Государю благоверному Царю служить вераю и правдаю». В своей челобитной черкашенин Федка Бырановский просит царя пожаловать его с женой и детьми за выход деньгами «против его братии».
В Разрядном приказе была составлена выписка о появлении, происхождении выходца и его семьи. Известно, что Федор Бирановский пришел в Русское государство из Литвы через Путивль: «…139-го сентября в 3 день писал к Государю Царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа русии ис Путивля воевода князь Ондрей Мосалской да Игнатей Уваров и прислали выходца литвина Федку Еремеева з женой и з детьми». Попав в Москву, Федор был допрошен. В допросе он рассказал о себе следующее: «…выходец Федка Еремеев в роспросе сказал литвин белорусец отец де ево бывал Брягинсково повету шляхтич а слыл отец ево Еремеи Бирановской а служил князю Вишневетцкому с именя на 2 кони а имене де за отцом ево человек с 14 а он Федка сшол от отца своего в Запороги и служил в Запорогах казацкую службу лет з 20 и болши и в Прилуках он Федка окупил у литвина у купца рускую полонянку Варку на ней женился тому ныне лет с 15 и прижил с нею 4 детей и женясь жил в Прилуках». В Русское государство Федор Бирановский с семьей пошел в 7138 году «перед Оспожиным днем».
Была допрошена и жена выходца Варка, которая сказала о себе: «…бывала ис Кром казачя дочь а тому де ныне лет с 18 взяли ее в полон литовские люди и свели в Литву и была в полону в Литве в городе Прилуках у литвина у купца к Терешки года с 3 а тому де ныне лет с 15 как ее окупя у того литвина Федка Еремеев на ней женился и прижил с ней 4 детей и на Государево имя вышла она с ним вместе». У Варки от Федора было 4 детей, дочери девка Анютка 14 лет, Анютка 8 лет, Агафьица 2 лет и сын Савка 6 лет.
О происхождении и подтверждении слов выходца Бирановского были расспрошены кормовые литовцы, жившие в Москве – Карп Хромово, Остафейка Менской, Миколай Волковицкий, Степан Будай, Иван Букшеев, Федор Лысенков и Степан Кузмин. Все они, поцеловав крест сказали, что «…они в Литве ево Федку и отца ево знали отец ево бывал Брянсково повету служил Вишневетцкому с именя на 2 кони шляхетцкую службу а слыл отец ево Еремей Бирановской а он Федка служил с ними вместе в Запорогах казатцкую службу».
На просьбу о пожаловании деньгами за выход в Русское государство была составлена справка. Согласно справки, за выход на Государево имя «литовским людям на которых знатцы есть что они служилых отцов дети и служили казацкую службу», давалось жалование от 5 до 7 рублей. При этом, их женам-пленницам (русским казачьим дочерям), давалось по 2 рубля и сукно доброе. Совместным детям возрастом 14 и более лет – по 2 рубля и по сукну доброму, детям возрастом от 7 до 8 лет – от 1,5 до 1 рубля, детям возрастом до 2 лет – по полтине.
В данной челобитной и разрядной выписке особый интерес представляет неразбериха в употреблении слов «черкашенин», «литвин», «белорусец». Выходец Федка Еремеев сын Бирановский называет себя в челобитной «нововыезжим иноземцем черкашенином». Воеводы в Путивле и в самом Разряде его называют «литвином» по месту выхода (из литовского города Прилук). При расспросе в Москве Бирановский уже называет себя «литвином беларусцом Брягинского повету шляхтичем». В этом случае мы видим, что четкого различия между «литвином», «черкашенином» и «белорусцем» в Русском государстве не существовало и один и тот же человек называется всеми тремя наименованиями. Однако, это не распространяется на его жену – пленницу из Кром. Её везде называют «русская женка, казачья дочь». Несмотря на 18 лет, прожитых в Литве и мужа-«белорусца», в делопроизводственных документах Варку не называют «литовкой». Оказала ли русская жена влияние на мужа в принятии решения о переходе в Русское государство? Вероятнее всего да.
  | | Лайк (5) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
12 января 2024 23:16 «1658 год… в черкасской земле под Варвою…»
В сохранившихся документах Разрядного приказа часто встречаются челобитные, разрядные выписки, справки, отписки, касающиеся служилых людей, обратившихся по тому или иному вопросу на имя царя. Челобитные могли касаться просьбам о пожаловании за выход из плена («полона»), за полученные ранения («на лечбу»), за долгую службу, о поверстании поместным и денежным окладами т.д. Несмотря на всю лаконичность и сжатость пересказа событий в челобитных, в них встречаются интересные обороты, слова и выражения.
Таким очередным интересным документом, стала челобитная от вдовы донского кормового казака Еремея Леонтьева из Донкова Анны Павловны. Анна Павловна просит царя Алексея Михайловича пожаловать её и невестку за смерть на царской службе мужа и пленение сына Власа: «Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белыя росии Самодержцу бьет челом бедноя и безпомочноя раба твоя горькоя вдова верстонова кормовово донскова козака Еремеевскоя женишка Левонтьева Аннища Павлова дочеришка сома третя с невесткою с Оксинею в прошлом Государь во 167-м году на твое великого Государя службе в черкаской земле под Варвою на приступе мужа моего убили а сына моего Власа в полон взяли Милосердый Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя росии Самодержец пожалуй меня бедною и безпомочною и доконца розореною рабу свою горкою вдову саму третю для ради всемирныя радости Государя нашего благоверного Царевича и великого князя Федора Алексеевича и для ради своего Царского многоздравия на милостину чем тебе великому Государю Бог известит Царь Государь смилуйся пожалуй».
Муж Анны Павловны был убит при осаде города Варвы (7-30 ноября 1658 г.), где запёрся от Г.Г. Ромодановского и Ивана Беспалого изменивший царю нежинский полковник Гришка Гуляницкий. В челобитных и документах Разрядного приказа повсеместно встречаются тремины «черкас», «литва», «белорусец». Однако употребление словосочетания «черкасская земля» (в отличие от «черкасских городов» и т.д.) является редким. На западноевропейскую карту «Ukrania quae et Terra Cosaccorum» («Украина или казацкая земля») нанесен г. Варва Прилуцкого полка.
  | | Лайк (4) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
30 января 2024 20:27 О наказании стародубского сына боярского Клима Александрова за ношение "черкасского платья" и оселедца (1657 г.)
Любопытный случай приключился летом 1657 г. 28 июля. В тот день в съезжую избу Севска явился сын боярский стародубец Клим Александров и привез местному воеводе письмо от глуховского атамана Семена Тарасова. Внимание подьячих привлек необычный вид сына боярского: "пришел ка мне... в съезжую избу... в литовском платьи с черкаским хахлом" - писал впоследствии в своей челобитной на имя царя местный воевода. Более того: в данном письме от глуховского атамана Александров был указан как "черкашенин". В расспросных речах стародубец сказал о себе следующее: жил он ранее в Карачевском уезде при дяде своем Иване Александрове, а в прошлом году пошел он на государеву службу в Киев. Из Киева (по каким-то непонятным причинам) он подался к родственникам в Нежин.
Что это были за родичи - сообщал Клим так: "и тетка де ... отцу ... сестра радная, вдова Пелагея, полковника Иванава мать Залатаренка". Задержался Клим в Нежине дольше положенного, отпустили незадачливого вояку "и велели де... учинить себе хахол по черкаски и он де по их велению хохол себе учинил". Далее путь его лежал в Комарицкую волость через Глухов, где местный атаман дал ему "проезжий лист", где "имя свое велел написать черкашенином от простоты ума своего" чтобы "в Комарицкой волости в селех и деревнях да Севска ево пропустили".
Далее Александров был заключен под стражу (до получения указа из столицы), ответ из Разрядного приказа пришел достаточно быстро: службы "не пустошить", служить в Севске, а за такой проступок - "бить <его> кнутом", впредь "так не воровать, в черкасские города не съезжать, а по черкаски хохла у себя не делать"
 | | Лайк (4) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
22 ноября 2024 20:11 «Родом я – черкашенин»
Важным источником генеалогической информации для потомков однодворцев 2-й четверти XVII и начала XVIII веков являются сказки о службе, составе семьи и поместьях, подаваемые солдатами, рейтарами, городовыми и т.д. перед разборщиками на съезжих дворах своих служилых городов. Сказки собирались в Севском и Белгородских столах Разрядного приказа в 1675, 1697 и 1700 гг. Поданные сказки носят характер индивидуальных повествований служилых людей в 1-м лице и интересны генеалогам в первую очередь ввиду указания состава семей служилых людей (имен, возрастов сыновей, братьев, племянников и т.д.). Отдельно сказки по казакам черкасских полков Белгородского Разряда не собирались, но в ряде случаев в листы сказок попадали черкасы-мещане, черкасы, живущие «в работе» за русскими служилыми людьми или черкасы, вошедшие в состав служилых городов посредством браков с дочерями русских служилых людей. Но в большинстве подобных случаев эти люди отмечают свою происхождение, говоря о себе «я – черкашенин», «родом из черкаских городов», «черкаской земли выходец», «черкаской породы» и т.д.
Например, в сказке, поданной 22 февраля 7183 (1675) года в Белгороде перед дьяками Семеном Титовым и Сидором Скворцовым, белгородский сын боярский Самойла Трофимов сын Выродов говорил о себе: «…великого Государя службу учел я служить городовую службу со 179-го году родом я черкашенин помесным и денежным окладом я не верстан… а Государева жалованя поместья за мною в Белогородцком уезде в Коренском стану в селе Ушакове четыре чети».
26 января 7205 (1697) года в Судже, на съезжем дворе, перед стольником Алексеем Романовичем Хоныковым подал о себе сказку суджанец городовой службы Григорий Борисов сын Поречной, который говорил о себе: «…служу я городовую службу детей у меня нет толка у меня во дворе деловой человек Анисим Кирсанфов сын Медведев черкаской породы… поместья за мною в Судженском уезде в селе Поречном триста четий».
22 февраля 7205 (1697) года в Рыльске, на съезжем дворе, перед стольником Василием Лаврентьевичем Обуховым подал о себе сказку не служащий никакой службы Семен Яковлев сын Гусаков, который сказал о себе: «…отец мой Яков был черкаской породы а службы никакой неслужил и ныне я неслужу… поместья за мною в Рылском уезде в Свапском стану в селе Нижних Деревенках одна чет а живу я в том же селе в соседстве у Петра Заничкова».
В отличие от «черкаской породы» встречаем в сказках служилых людей и формулировку «русской породы». Так, в сказках, поданных в декабре 1697 года на съезжем дворе в Тополях, перед разрядным подьячим Василием Баженовым, люди, служащие в казаках Изюмского полка и служащие городовую службу употребляют по отношению к себе определения «русский человек», «русской породы». Например, подавший о себе сказку Данила Макеев сын Ушаков сказал: «…служу я в Тополях городовую службу а уроженец я руской породы а в Тополи пришол я из Волуиского уезду».
Сказки 1675, 1697 и 1700 годов являются массовым источником, позволяющим делать статистические и персональные выборки по служилым городам. При этом, данный источник является более универсальным (с точки зрения информативности), по сравнению с более ранними десятнями.
  | | Лайк (2) |
|