Термины "украйна", "украина", "украинец" в XVII ве
Употребление терминов "украйна", "украина", "украинный", "украинец" в Русском государстве XVI-XVII вв.
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
22 мая 2023 11:43 Содержание | | Лайк (3) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
22 мая 2023 11:46 Употребление слов "украина", "украинный" и "украинец" в XVII веке в Русском государстве (часть 1)
Делопроизводственные документы Разрядного приказа 2-й пол. XVII века сохранились в архиве РГАДА. Кроме главного их предназначения для изучения исторических событий, они могут дать большой пласт информации для изучения русского языка XVII века и его оборотов. Благодаря сохранившимся челобитным, отпискам русских служилых людей мы можем сделать статистическую выборку и наблюдения об употреблении терминов «украина»/«украйна», «украинец»/«украинный» нашими предками в XVII веке.
Рассмотрим употребление слова «украина» и «украйна». Что было «украиной» в XVII веке? Сделаем небольшую выборку ниже.
В «росписи сторож» 6 марта 7079/1571 года, которые «бояре княз Иван Дмитреевич Белской да княз Иван Федорович Мстиславскои да княз Михаило Иванович Воротынскои и все бояре приговорили…» находим раздел: «Сторожи из украиных городов от полские украины по Сосне и по Дону и по Мече и по иным полским речкам и по урочищам а стеречи на тех сторожах и стежех украиных городов казаком по приговору».
В письме от 21 мая 7154/1646 года воевода города Вольного Никифор Белосельской уведомлял царя о двух выходцах в из Литвы: Ефимке Михайлове – русском пленнике, уроженце города Михайлова, который был взят в плен «как был под Михайловым гетман Сагайдачнай с литовскими людми» и Михалке Яковлеве – литвине, который хотел стать писарем в Олешне. О допросе второго воевода Белосельский писал: «…и я холоп твой таво литвина про вести роспрашивал и тот литвин в проспросе передо мною холопом твоим сказал королевские де многие люди збираютца в городе в Каменском Подолце на турской украйне а князь Еремей Вишневецкой собрал себе многих ратных людей для тово что де себе хочет отехат краковского два города Гадич да Мирогород».
В письме царю от воеводы города Недрыгайлова Алексея Леонтьева 17 августа 7155/1647 года он содержится следующее уведомление: «…июля в 27 день писал ко мне холопу твоему в Недрыгайлов из литовского городка Костянтинова Криштоф Сеножацкой с слугою своим с Шпилевским… что де Государь княз Еремей Вишневецкой на украину будет вскоре и тех де Государь людей которые перешли на твое Государево имя на вечное жите и крест тебе Государю целовали будет свадить со всеми животы…».
В «разрядных книгах» 7161/1653 года встречаем перечень воевод по городам Русского государства с разделением на географические области: «В северских городех: во Брянску столник и воевода княз Григорй княж Данилов сын Долгоруково, в Севску столник и воевода Ондрей Василев сын Бутурлин, в Рылску Василей Василев сын Нелединской, в Путивле околничей и воевода княз Федор Ондреевич Хилков да Петр Данилов сын Протасев, в Бобрике а ныне Каменое Иван Дмитреев сын Солнцов, в Недрыгайлове Галахтион Володимеров сын Неболсин, на Олешне теленин Ондрей Василев сын Поливанов. От немецкие украйны: в Великом НовеГороде боярин и воевода княз Юрий Петрович Буйносов Ростовской да диок Исак Кудрин».
В отписке 4 сентября 7166/1657 года высыльщик Василий Секерин уведомлял, что: «…Лета 7165 августа во 2 день по Государеву Цареву и великого князя Алексея Михаиловича всеа великия и малыя и белыя росии Самодержца указу и по наказу из Розряду за приписю дияка Василя Брехова посылан я Василей Секерин на украину в четыре городы на Чернь в Новосиль на Орел в Кромы для высылки ратных людей по розбору думного дияка Семена Заборовского…».
В «сыскной книге служилых людей разных чинов украинных городов» 2 июля 7181/1673 года читаем: «…по указу великого Государя Царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя росии Самодержца и по наказу из Розряду за приписю дьяка Петра Ковелина велено жилцу Мине Семеновичю Шахову приехав в украйные городы в Белев в Болхов в Корачев на Орел в Кромы во Брянеск дворян и детей боярских всяких чинов ратных людей сыскав всех выслат…».
Во всех приведенных фрагментах мы видим, что русские служилые люди XVII века использовали термин «украина», «на украину», «украйна», «украйные города» исключительно в географическом контексте (как обозначение пограничных земель Русского и иных государств с их соседями). Термин ни в коей мере не применялся к обозначению народности или государственности.
     | | Лайк (13) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
23 мая 2023 11:14 Употребление слов "украина", "украинный" и "украинец" в XVII веке в Русском государстве (часть 2)
Благодаря сохранившимся документам делопроизводства Разрядного приказа XVII века можно сделать выводы об употреблении терминов «украина»/«украинец» нашими предками. Рассмотрим случаи употребления данных терминов по документам XVII века.
В челобитной на имя царя 7167/1659 г. представитель служилой корпорации Хотмыжска, сын боярский Григорий Жариков писал: «…служу я холоп твой тебе великому Государю лет с восемьдесят и болши з городом всякие твои Государевы службы зимние и летние а в прошлом Государь во 166-м году по твоему Государеву указу как прибирал в украинских городех рейтар и салдат думной дьяк Семен Иванович Заборовской и меня хлопа твоего Гришку написал в твою Государеву рейтарскую службу». Здесь мы видим применение термина «украинский» к пограничному городу-крепости Белгородской черты Хотмыжску, который находился на «краю» Русского государства.
Интересны две челобитные 7174/1666 года от русских служилых людей города Чугуева и черкас (малороссиян) города Царёва-Борисова по случаю выбора их охотниками для поставки мяса зверя к царскому столу.
Так, чугуевские русские служилые люди Мелентий Зубков, Захар Зверев, Петр Красников с товарищами (7 человек) писали: «…в прошлом Государь во 173-м году по твоему великого Государя указу по приказу твоего Государева боярина и воеводы князь Бориса Александровича Репнина выбраны мы холопи твои в Чюгуеве в твою Государеву службу в охотники и будучи мы холопи твои бедные на украинном городе в Чюгуеве служим мы холопи твои твою великого Государя службу… и будучи на украинном далном городе Чюгуеве хлеба пахат нелзя для того что земля песковата а воинских людей тотар частых приходов лошади и всякую животину у нас холопей твоих отгоняют…». Здесь мы видим жалобу служилых людей Чугуева на тяжести жизни в «украинном» (пограничном) городе, с частыми набегами татар и плохой землей.
Аналогичной челобитной, поданной в том же 7174/1666 году, но уже другой группой служилых людей – черкас (малороссиян) старинного города Южнорусского порубежья Царева-Борисова (основанного царем Борисом Годуновым) видим употребление того же термина. Так, в 7174/1666 году они писали: «…бьют челом холопи твои бедные и безпомошные и от тотарских частных приходов разореннынныя твоего великого Государя далнего украинского Царева Борисова города черкасы охотники атаман Сенка Дробышевской с товарыщи четырнатцат человек… выбраны мы холопи твои в Цареве Борисове городе в твою Государеву службу в охотники и будучи Государь мы холопи твои бедные на украинном Цареве Борисове городе служим твою великого Государя службу лето и зиму в охотниках… и будучи холопи твои на украинном далнем Царева Борисове городе хлеба пахат нелзя…». Благодаря этой челобитной мы видим, что термин «украинский»/«украинный» употребляется исключительно применительно к удалённым от центральных уездов Русского государства городам, крепостям и землям. Несмотря на то, что во второй челобитной авторы были малороссиянами, они употребляют самоназвание «черкасы» а не «украинцы» для обозначения своей народности.
О раздельности употребления терминов «черкас»/«малороссиянин» и «украина»/«украинец» свидетельствует и челобитная 7178/1670 года, которая была подана находящимися в Путивле представителями служилой корпорации города Недригайлова. В 1668 году, во время измены малороссийского гетмана Ивана Брюховецкого, черкасы (малороссияне), которые пришли на царскую землю жили в Недригайлов, взбунтовались и перебили русских служилых людей уйдя в соседнюю Малороссию. Спасшиеся русские люди писали в 7178/1670 году: «…бедныя и до конца без остатку до основания разореныя недрыгайловцы дворянишки и детишки боярския и казачишки и пушкаришки рабы твои Государевы вдвовы в прошлом 156-м году по твоему великого Государя указу сведены мы бедныя холопи твои из Рылска в твой Государев новой украинной порубежной город в Недрыгайлов на вечное жите з женишками и детишками своими и жили мы бедныя холопи твои в Недрыгайлове лет з дватцат и болши и живот свой сучили от крымских и от черкас и от всяких воинских людей лето и зиму…». Здесь мы видим употребление «украинный порубежный город» применительно к городу, который находился на самой границе в 7156/1648 году Русского государства и Речи Посполитой. И снова встречаем употребление «черкасы» по отношению к малороссиянам.
В 7183/1675 году в городе Белгородской черты Алешне русские служилые люди вместе со священниками подали челобитную «всем городом» на своего воеводу: «…сидит у нас холопей твоих в Олешни воеводою рыленин Андрей Игнатев сын Толмочов другой год а пожалован он Андрей за твою великого Государя службу и что он взял на бои гетмана Гасевского и будучи он Андрей воеводою твой великого Государя город Алешню от неприятелских людей от неприятелей оберегает и нам холопем твоим никаких обид и налог не чинит а мы холопи твои людишка украинные бедные от воинских людей розорены…». Здесь мы видим употребление представителями служилой корпорации термина «людишка украинные» как синонима «бедности».
Благодаря сохранившимся письмам от служилых людей Русского государства и делопроизводственной документации Разрядного приказа мы видим, что термин «украина»/«украинский» применялся в XVII веке исключительно для жителей уездов удаленных от центра. Для обозначения малороссийского населения в Русском государстве применялся исключительно термин «черкас»/«черкашенин».
     | | Лайк (6) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
25 мая 2023 8:55 Употребление слов "украина", "украинный" и "украинец" в XVII веке в Русском государстве (часть 3)
В Русском государстве XVII века охраной южных и западных границ от неспокойных соседей занимался «Разрядный приказ» - орган, который можно сравнить с «Министерством Обороны». Список вопросов, которые «курировал» Разрядный приказ был огромным. Это и сбор сведений о противнике, и постройка/починка крепостей, и набор/выдача жалованья служилым людям, и вопросы наделения землей служилых людей, и снабжение оружием и т.д. Великолепно сохранившийся архив Разрядного приказа за 2-ю половину XVII века представляет ценнейший источник для изучения русского порубежья – «украйны».
Благодаря изучению данного фактического материала, возможно сделать вывод, что термин «украинец» в XVII веке в Русском государстве употреблялся исключительно как понятие территориальное, как «житель края», «житель украинного города».
Например, 13 августа 7198 (1690) года, в Разрядный приказ на имя двух царей Иоанна и Петра Алексеевичей подал челобитную рейтар из города Алешни Федотка Федоров сын Борздого. В своей челобитной рейтар жаловался царям, что размер его поместья только 10 четвертей и просил о прибавке земли. В Разряде была составлена выписка по данной челобитной по разборным книгам из Алешни. Одновременно с этим, присутствовала и ссылка на более ранний указ еще отца двух царей: «…А в указе Блаженные памяти великого Государя Царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя росии Самодержца и в уложенье 156-го году в 16 главе в 40 статье написатано, украйных городов детем боярским велено давать в поместье из диких поль и из порозжих земель окладов…». В этом отрывке мы видим, что пограничные «украйные» города населены служилыми людьми «детьми боярскими».
И здесь мы приходим к важному наблюдению, что служилые люди «дети боярские» (преимущественно великороссияне), зачастую называются «украинцами» - как жители этого самого «края», «окраины», «украйны». Такое название встречается как в документах делопроизводства Разрядного приказа в Москве, так и в качестве самоназвания в «челобитных».
Например, все в том же деле, в выписке Разрядного приказа о величине поместных и денежных окладов встречаем: «А во 194-м году белогородцкого полку в городы писцом в наказех написано в 58-й статье, что сверх дачь украинцов детей боярских и московских чинов и иных городов людей новых дачь будет примерные лишние земли и те примерные земли дават тех украинных городов дворяном и детем боярским хто по которому городу служит». «Украинцами» в 7194 (1686) году называют русских служилых людей – «детей боярских».
Самоназвание «украинец» для русских служилых людей Белгородского Разрядного приказа встречаем и в челобитных. Так, 3 января 7196 (1688) года по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей состоялось пожалование поместий в 100 четей земли в ответ на челобитье русских служилых людей Нежегольска. В своей челобитной нежегольские русские люди писали: «…бьют челом холопи ваши украинцы Нежеголского города детишко боярские Сенка Ширков Нефедка Драчов Федка Логинов служим мы вам холопи ваши вам великим Государем городовую службу а вашим великих Государей жалованем помесным и денежным окладом мы холопи ваши не верстаны». Так, дети боярские города-крепости Белгородской черты Нежегольска называют себя «украинцами».
Таким образом, в делопроизводстве Русского государства понятие «украинец» употреблялось исключительно в отношении жителя «окраин», «приграничного края», «Государевой украйны» и «украинцами» назывались великороссияне, русские люди, несшие службу «на украйне».
    | | Лайк (4) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
17 июля 2023 18:52 18 июля 2023 6:18 Украинец – житель окраины Русского государства
В Русском государстве XVII века термин «украинец» употреблялся исключительно по отношению к жителям пограничья – «украйны», «окраины», «украинных городов». Такими «украинскими» городами были населенные пункты Белгородской черты. Русские служилые люди, представители духовного чина называли себя в челобитных «украинцами» а свою жизнь и службу «украинной».
Таким «украинцем» был и подавший в 7181 (1673) году на имя царя Алексея Михайловича челобитную житель Нового Оскола. В своей челобитной он писал: «Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белыя росии Самодержцу бьет челом богомолец твой украинец Нового Оскола богодельской старец нищей неимущей бедной и увечной срамной и дряхлой Спаской богодельни Кузьма горбатой Иванов сын Ушаков по миру ходить не силю а на месте сидеть не прокормлюсь и помираю голодною и стюденою смеритию...». Обладая физическими недостатками и болезнью, челобитчик жалуется на то, что его не пускают в Новом Осколе к письменному делу. Единственное что он может и умеет – это писать. Но в Новом Осколе все места площадных подьячих заняты детьми служилых людей, которые и занимаются письмом. Челобитчик просит царя дать указ, чтобы он был допущен к письму на площади, поскольку «…мне увечному оприч писмишка кормитца нечим и Государева жалованя на мне не указана на одеженки и на прокормленя». Жалуется царю «нищий богомолец» и на подьячих и площадных дьячков Нового Оскола, которые не допускают его к письму.
12 апреля 7181 (1673) года царь пожаловал нищего «украинца» Кузьму Иванова сына Ушакова – велел дать грамоту в Новый Оскол к приказному, чтобы тот пожаловал ему писать на площади.
Очередной интересный факт применения русскими людьми по отношению к себе термина «украинец» как обозначения крайней скудости, бедности и тяжести жизни на Юге России при обращении к царю за милостью. В приведенном случае челобитчик для усиления эффекта своей бедности, наравне с «неимущий», «бедный», «увечный», «горбатый», «срамной», «дряхлой» применяет термин «украинец».
 | | Лайк (1) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
13 августа 2023 12:22 13 августа 2023 12:23 «Мятеж Брюховецкого и разбитый колокол в Чугуеве»
События 1668-69 гг. в Малороссии, связанные с мятежом боярина и гетмана И.М. Брюховецкого, затронули и юго-западные города Белгородского Разряда (Слободская украйна). Черкасы из малороссийских полков совершали рейды в Чугуевский уезд. Ранее перешедшими на царскую землю в города Белгородского Разряда (Харьков, Недрыгайлов, Маяки, Змиев и т.д.) черкасами, были совершены попытки переноса восстания на юг России, местами закончившиеся уничтожением русских служилых людей в гарнизонах городов.
1 января 7178 (1670) г. в Москве была получена отписка от чугуевского воевода Герасим Рагозин с просьбой о присылке нового вестового колокола. О событиях черкасского мятежа воевода писал: «…змиевские и цареборисовския и мояцкия и иных городов черкасы тех городов воевод и приказных людей побили и руских людей в тех городех и по селам в уездах вырубили и в то число званили в Чюгуеве городе по тем вестям в вестовой колокол и тот твой Государев вестовой колокол по тем вестям розбили». Разбитый вестовой колокол 14 августа 7176 (1668) г. был послал из Чугуева в Москву с сыном боярским Игнатом Севрюковым. Проезжая через Белгород разбитый 22,5 пудовый (368,6 кг) вестовой колокол был забран у чугуевца митрополитом Белгородским и Обоянским Феодосием «в церковные колокола на сливку». В своей отписке от 1 января 7178 (1670) г. воевода Рагозин просил скорее прислать новый вестовой колокол, поскольку «…званить нечим а к Чюгуеву городу воинских людей тотар изменников черкас приходы частыя а вести подать без вестового колокола чюгуевцом впред будет нечим и город Чюгуев за чертою в степи». О новом вестовом колоколе просил и сменивший Рагозина 30 декабря 7178 (1669) года новый воевода Семен Борисович Милков.
В письме, полученном в Москве в январе 7178 (1670) года, воевода Милков писал: "...а в то место с Москвы в Чюгуев вестового колокола не прислано а Чюгуев город украинной на степи за валом а приходы воинских людей татар и измен ников черкас под Чюгуев частые а вестового колокола в Чюгуеве нет вести подать чюгуевцом градцким и уездным людем нечим".
 | | Лайк (2) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
29 августа 2023 19:09 "О различии терминов "украинский" и "черкасский"
В делопроизводстве Русского государства XVI-XVII вв. по отношению к малороссиянам употреблялся термин "черкасы" а по отношению к пограничным землям и городам (например Курск, Белгород, Воронеж, Салтов и т.д.) применялся термин "украинские".
О явном различии употребления терминов свидетельствует чертеж начала 1670-х годов, находящийся в Национальном архиве Швеции. Верхний картуш гласит: "Чертежъ украинскимъ и черкаскимъ городамъ от Москвы до Крыма".
 | | Лайк (4) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
9 марта 2024 15:46 "Царские города на Юге Русского государства - "украинские"
10 марта 7176 (1668) года в Разрядный приказ в Москву привез письмо от воеводы города Змиёва змиёвский черкашенин Ивашко Долгин. В своем письме воевода Дей Анненков жаловался на пришедших черкас, которые стали ему «непослужны»: «...во 176-м году по твоему великого Государя указу велено мне холопу твоему быт на твоей великого Государя службе на украинском Змиеве городе и твои Государевы всякие дела и змиевских всяких чинов людей ведать и межи змиевскими жильцы всякие росправы чинит против твоего Государева указу и в прошлом Государь во 175-м году многие змиевские черкасы пописалися в козаки к полковнику к Ывану Серку и в Змиеве городе многих людей побивают и озорничеют чинятца своевольны…». Здесь мы видим частую для украинных городов за Белгородской чертой картину: пришедшие черкасы сначала составляют общину из «пашенных мужиков» и «мещан», но затем переходят в разряд «казаков» под непосредственное управление формирующейся старшины будущего Харьковского полка.
 | | |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
12 апреля 2024 19:06 «Перепись Украйны 1722 года»
6 февраля 1722 года состоялся указ императора Петра Первого о проведении переписи на Украйне. Перепись следовало провести со всей тщательностью: «…на Украйне во многих местах где на великоросийских землях поселились малоросийцы, а под их имянем множество великоросиян, также и в слободцких полках помещичьи деревни все росписать, по указу необходя никого». 24 июля из Сената был прислан указ о выборе на Украйну для переписи должностных лиц за подписями канцлера графа Головкина, графа Якова Брюса, князя Григория Долгорукого и барона Петра Шафирова.
Понеже по Его Императорского величества указу, велено где поселились малоросийцы, а под их имянем и росияне во владенье, всяких чинов людей, тех всех переписать поголовно, и для того посланы штап и обер афицеры и даны им ис канцелярии Правителствующаго Сената следующия инструкции, по которым им и исполнять велено, "1" Привехав на Украйну, а имянно маэором Дмитрею Лихареву, в слободцкие в Ахтырской в Харковской, Василью Шишкину в Острогожской полк да Азовской губернии в Танбовскую в Воронежскую в Елецкую првинцыи, Семену Головину в Ызюмской полк, да в Белогородцкую и в Бахмуцкую провинцыи, капитану Афонасю Хрипунову, в Сумской полк, да в Севскую и в Орловскую провинцыи учинить по нижеписанному во всем неотменно;
 | | Лайк (3) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
19 сентября 2024 11:10 «Употребление слова «украинец» в Русском государстве XVII века»
В конце 7191 (1682) года в Москву по своим делам приехали с челобитными русские служилые люди южных и пограничных городов – Коротояка, Усерда, Новосиля, Недрыгайлова. Служилые люди приехали по своим личным делам и, проживая в Москве, сильно истратились, оставшись без средств к существованию в столице. 12 ноября 7191 (1682) года, челобитчики решили подать коллективную просьбу на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей о своем бедственном положении, чтобы Государи «…велели нас холопей своих накормить напоить для своего великих Государей многолетнего здравия».
В челобитной, для усиления эффекта «бедности» и «мытарств» по отношению к себе, русские служилые люди употребляют термин «украинцы»: «…бьют челом холопи ваши украинцы розных городов коротояченя да усердяня да новосилцы да недрогайловцы служилые люди солдаты и рейтары Автомошко Алтухов Игнатка Толмочев Лучка Седелников…».
Уже 14 ноября последовал царский указ боярину и дворецкому Василию Федоровичу Одоевскому, чтобы «…пожаловали украинных городов служилых людей велели из дворцов накормит и напоит доволно».
Здесь мы видим традиционное для делопроизводства Русского государство использование терминов «украинные города» для населенных пунктов Южного порубежья. Население этих городов себя называет «украинцами» или «украинными жителями». Термин носит исключительно региональный характер и не применялся в Русском государстве к жителям Малой России, для которых в тот момент единственным определением было «черкасы» или «черкашенин».
 | | Лайк (3) |
|