Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Памятные даты »   14 (26) декабря 1825 г. - годовщина декабрьского восстания Вниз ⇊


14 (26) декабря 1825 г. - годовщина декабрьского восстания

М.С. Лунин. «Взгляд на русское тайное общество с 1816 до 1826 года».


<<Назад    Вперед>>
OVerner
Долгожитель форума

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1596
Регистрация: 2008
Рейтинг: 4097 

М.С. Лунин в сибирской ссылке написал серию дерзких, ироничных писем политического содержания и отправил их своей сестре открыто, по почте, прекрасно зная, что все письма декабристов перлюстрируются петербургскими жандармами. Кроме того, Лунин написал очерк истории, а главное – идей и намерений декабристов, в котором умно, метко и остроумно опровергал официальную версию, изложенную в «Донесении» Следственного комитета. За это Лунин был снова арестован и заключен в Акатуйскую тюрьму, где вскоре умер (по официальной версии, от апоплексического удара).

С сайта АРХИВЫ ШКОЛЕ

Государственный архив Российской Федерации
Ф. 109 1эксп. 1826. Д. 61. Ч. 61. Л. 107–108.
Копия рукой сибирского знакомого Лунина.

Экземпляр, изъятый при повторном аресте декабриста в 1841 г.

Взгляд
на Русское Тайное общество
с 1816 до 1826 года.

Тайное общество принадлежит истории. Правительство сказало правду: «что дело его было делом всей России, что оно располагало судьбою народов и правительств» (Ман[ифест] 13 июля 1826 года; Донесение след[ственной] ком[иссии] стр. 21). Общество озаряет наши летописи как союз Рюнимедский бытописания Великобритании. Тайное 10-летнее существование доказывает, что т[айное] о[бщество] руководилось мудростью и было по сердцу народу. В этот период среди опасностей и препятствий совершилась главная часть его работ. Действуя умственною силою на совокупность народную, оно успело направить мысли, чувства и даже страсти к цели коренного преобразования

правительства. Существенные вопросы конституционного порядка были установлены и так объяснены, но решение их в будущности более или менее отдаленной стало неизбежно. Т[айное] о[бщество] было глашатаем выгод народных, требуя, чтобы существующие законы, неизвестные даже в судилищах, где вершились по оным приговоры, были собраны, возобновлены на основаниях здравого рассудка и обнародованы, чтобы гласность заменяла обычную тайну в делах государственных, которая затрудняет движение их и укрывает от правительства и общественников злоупотребление властей, чтобы суд и расправа производились без проволочки, изустно, всенародно и без издержки; управление подчинялось бы не своенравию лиц, а правилам неизменным; чтобы дарования

без различия сословий призывались содействовать общему благу, а назначение чиновников утверждалось бы по указанию общественному для отдаления лихоимцев и невежд; чтобы назначение поборов и употребления сумм общественных были всем известны, доходы с винных откупов, основанные на развращении и разорении низших сословий, были заменены другим (побором) налогом; участь защитников отечества была обеспечена, число войск уменьшено, срок службы военной сокращен, и плата солдату соразмерна нуждам его умножена; чтобы военные поселения, коих цель несбыточна, учреждение беззаконно, были уничтожены к предотвращению ужасов, там совершенных, и пролитой крови; чтобы торговля и промышленность были избавлены от учреждений самопроизвольных и обветшалых подразделений ...



Gogin10
Долгожитель форума



Сообщений: 1909
Регистрация: 2017
Рейтинг: 498 


OVerner написал:
[q]
опровергал официальную версию, изложенную в «Донесении» Следственного комитета
[/q]
А с чем сравнивать его версию ?
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 26796
Регистрация: 2006
Рейтинг: 12777 

https://meduza.io/feature/2019...-spaseniya

Чего хотели декабристы? Почему они проиграли? Они были «иностранными агентами» lol.gif ? И такими бездарными, как показано в фильме «Союз спасения»? Стыдные вопросы о декабристах (с антрактом!)

26 декабря (14-го по старому стилю) 1825 года в Санкт-Петербурге произошло вооруженное выступление заговорщиков, которые хотели не допустить к власти нового императора Николая I, а потом провести в России конституционные реформы по западному образцу. Эти события вошли в историю как восстание декабристов, которое закончилось поражением. К годовщине приурочен выход на экраны блокбастера «Союз спасения», создатели которого держатся явно не лестного мнения о восставших и не очень хотят разбираться в их мотивах. «Медуза» попросила кандидата исторических наук Леонида Ляшенко рассказать, чего на самом деле добивались декабристы, пользовались ли они поддержкой в обществе и собирались ли убивать царя.

Чего хотели декабристы?
Собственно, на этот вопрос коротко и ясно ответил декабрист Дмитрий Завалишин, написав: «Либеральные гуманные идеалы были заимствованы с Запада, а революционные были свои, доморощенные».
Иными словами, дворянские революционеры намеревались сделать то, о чем мечтал и император Александр I, — прежде всего, отменить крепостное право и дать стране конституцию.
Их организация «Союз благоденствия» потому и являлась далеко не тайной, что скрывать эти цели им было ни к чему — сам хозяин Зимнего дворца выступал в данном случае гарантом их безопасности.


Позже, разочаровавшись в действиях Александра I, дворянские прогрессисты переходят к подготовке военной (исключительно силами армии) революции. Однако даже в 1820 году их руководители (в частности, Павел Пестель) хотели ехать в Таганрог, чтобы предложить отдыхавшему там императору следующий обмен: отказ от революционных действий с их стороны в ответ на начало давно задуманных реформ. Более того, декабристы намеревались в случае успеха переговоров стать верными сторонниками власти и активно участвовать в проведении реформ.

Правда ли, что они хотели отмены крепостного права, но сами не отпускали своих крестьян?

Да, чисто внешне именно такое впечатление и складывается. Но давайте разберемся. Николай Тургенев опубликовал книгу «Опыт теории налогов», в которой резко критиковал крепостное право. Его начали обвинять в том, что сам он своих крепостных даже на оброк не переводит. Дело же заключалось в том, что имение принадлежало не Николаю Ивановичу, а всей семье Тургеневых, и его мать, без того напуганная скандальной славой сына-экономиста, ничего слышать не хотела о прогрессивных переменах в своей деревне.

Другой декабрист, Иван Якушкин, попытался договориться с крестьянами о том, что он сделает их свободными по Указу о вольных хлебопашцах, при этом пахотная земля остается за помещиком, а бывшие крепостные берут ее у него в аренду. Крестьяне, выслушав предложение, ответили Якушкину: «Ну так, батюшка, оставайся все по-старому: мы ваши, а земля наша». Подобная позиция была характерна для большинства тогдашних крепостных, считавших пашенную землю своей (сданной верховной властью вместе с крестьянами дворянам за их службу в аренду на длительный, но не бесконечный срок).
.........
Единого общепризнанного лидера у декабристов не было. Может быть, потому, что для них слишком жив и нагляден оказался пример Франции времен Наполеона, которого именно революция вознесла наверх, а потом он расправился с ней, сделавшись в итоге императором. Во всяком случае, обвинение в бонапартизме или цезаризме всегда воспринималось декабристами как одно из самых страшных и непростительных. и т.д.

https://meduza.io/feature/2019...et-ih-kazn

«Союз спасения» — монархический блокбастер о восстании декабристов, который осуждает и не жалеет бунтующих интеллигентов
Место и время ли в России 2019 года фильму о декабристах — романтиках, интеллектуалах и блестящих офицерах, решивших свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и ввести конституцию? Да еще и в формате новогоднего блокбастера? Да еще и снятого продюсерами Анатолием Максимовым и Константином Эрнстом, а также режиссером Андреем Кравчуком (втроем они делали и «Адмирала», и «Викинга»), при участии Первого канала? Но авторы просили не тревожиться: их декабристы — не те, к которым все привыкли. Более того, они обещали первыми рассказать всю правду о случившемся. За это министр культуры Владимир Мединский со сцены на премьере даже назвал декабристами их самих. «Не дай бог», — быстро отреагировал Эрнст.

В самом деле, вольтерьянством тут не пахнет (хотя Вольтера однажды цитируют). «Союз спасения» — эпическая хроника заслуженного провала. Ее герои — наивные выпивохи и невротики, ради благой цели готовые утопить Россию в крови. По счастью, император Николай Павлович безобразий не допустил и пресек смуту на корню. Во всяком случае, именно такими увидят события декабря 1825 года зрители, не слишком искушенные в истории. Их, надо думать, в кинотеатрах будет большинство.

Несложно предсказать: основные баталии вокруг «Союза спасения» будут касаться фактографической точности предъявленного на экране. Историки станут разбирать анахронизмы и ловить сценаристов на слове, те — защищаться, ссылаясь на источники и заслуживающие доверия исследования. Первая ласточка уже налицо: кто-то уличил создателей фильма в том, что восстание на Сенатской у них происходит на снежном фоне, тогда как снег в Петербурге в ту пору выпал только в январе! Не смешно ли спорить о мелочах? Помнится, классическую советскую картину о декабристах, снятую к 150-летию восстания, «Звезду пленительного счастья» Владимира Мотыля, ведущий специалист по этой теме Натан Эйдельман критиковал за выдуманные детали и при этом называл «высочайшим достижением кино».

Всерьез обсуждать имеет смысл лишь два пункта. Во-первых, художественные достоинства и недостатки фильма. Во-вторых, его содержание — то, что он сообщает зрителю.

Первый аспект вызовет разночтения. Зрелище по любым стандартам впечатляющее. Картина снималась долго и дорого. Массовка огромная. В главных ролях — все лучшие молодые актеры: Максим Матвеев (Трубецкой), Леонид Бичевин (Муравьев-Апостол), Павел Прилучный (Павел Пестель), Антон Шагин (Кондратий Рылеев), Иван Янковский (Бестужев-Рюмин), Игорь Петренко (некий майор Баранов), Артем Ткаченко (Амфельт), Павел Баршак (Соловьев). Особенно выделим красавца Ивана Колесникова (баскетболист-красавец Белов из «Движения вверх»), эдакую идеальную версию Николая I. Из старшего поколения — Виталий Кищенко (Александр I), Александр Лазарев (Бенкендорф), Сергей Колтаков (Мордвинов), Александр Домогаров (Милорадович), Алексей Гуськов (Щербатов). Мужское царство, а как вы хотели? Единственная женщина, чье имя можно хотя бы запомнить, — невеста Муравьева-Апостола Анна, роль которой выдумали специально для Софьи Эрнст. Канонический, красивый сюжет о декабристских женах сценаристов интересует меньше всего. В картине мы видим его перевертыш: бездумные эгоистические мужчины бросают свои семьи и возлюбленных, чтобы заняться политическим протестом. В фильме только два идеальных семьянина: заботливый муж Александр I (супруга, кажется, в кадр не попала) и нежнейший отец Николай I.

Вернемся от содержания к форме. Хороших артистов в фильме так много, что им тесно — и, кажется, нечего играть. Пустые или растерянные глаза особенно хорошо видны в многочисленных крупных планах. Главный недостаток «Союза спасения», безусловно, сценарий (Никита Высоцкий, Олег Маловичко). Не то чтобы были особенно плохи диалоги, беда в другом. Авторы будто не выбрали, чью историю пытаются рассказать. В результате мы практически ничего не знаем и не понимаем ни об одном из двух десятков персонажей. Неясны ни общие мотивы, ни причины конкретных поступков. Действие движется скачками. Флешбэки не помогают, а только запутывают. Признанием в беспомощности выглядят всплывающие титры: некоторые персонажи подписаны, другие — нет. Кто есть кто и кем кому приходится, забываешь моментально. А тут еще и обильные подсказки с подробными объяснениями, какие события не поместились в фильм. Режиссер будто честно признает, что о некоторых вещах рассказать языком кинематографа он не в состоянии. Но зачем тогда было браться?

Неизвестно, собирается ли Первый канал выпускать на основе «Союза спасения» сериал, но полнометражный фильм выглядит именно как многосерийный телефильм, торопливо ужатый до двух часов с хвостиком. Сугубо российский формат «два в одном», увы, крайне редко срабатывает. Здесь эта эстетика нивелирует и усилия артистов, и даже очевидное дарование оператора Игоря Гринякина («Бумер», «Движение вверх», «Братство»). Лихорадочно перепрыгивая от эффектных общих планов, на которых хорошо видны вложения инвесторов, к псевдопсихологическим этюдам на крупных, фильм никак не может усидеть на двух стульях: интимной, по замыслу, драмы и размашистого эпоса. Единственный неизменно безупречный персонаж в кадре — болезненно красивый зимний Петербург. Ну и костюмы великолепной Екатерины Шапкайц («Трудно быть богом») грех не отметить.

«Телевизионнее» всего звучит музыка Дмитрия Емельянова: громкая, назойливая, редко дающая от себя отдохнуть. Недолго думая, композитор переработал популярные хиты. Некоторые с позволения правообладателей, другие — вряд ли: взять хоть «Астурию» Исаака Альбениса. Но куда более дико звучат мелодии песен Виктора Цоя, Ильи Лагутенко и Вячеслава Бутусова. Лейтмотивом и вовсе оказались «Прогулки по воде» «Наутилуса». Интересно, это потому, что героем песни в оригинале был апостол, а в фильме фигурирует Муравьев-Апостол? Звучание саундтрека ближе всего к сельскому караоке. Возможно, так авторы пытались подкупить массовую публику.

Но перейдем к внутренней идее фильма. Если что-то и может всерьез удивить в «Союзе спасения» по-настоящему, то это дисбаланс между разболтанностью, приблизительностью драматургии — и идеологической программой, которая как раз выстроена чеканно, холодно, безошибочно эффективно и умно. Трудно сказать, планировали ли авторы проводить прозрачные параллели с современностью. Может, и нет: фильм задумывался шесть лет назад, страна тогда была другой. Но, как известно, любое историческое кино прежде всего говорит о современности, хотят того создатели или нет. Так устроено зрительское восприятие.

Мягкосердечный и вечно усталый Александр I, не желающий наказывать злоумышляющих на него смутьянов, — чистый Ельцин; в его прощальном разговоре с наследником слышится ельцинское «берегите Россию». Статный, мужественный, бесстрашный, но чувствительный Николай I — конечно, Путин; недальновидные советники намекают ему, что в ситуации междуцарствия после смерти монарха его могут признать узурпатором — но для него важнее всего соблюсти дух и букву закона. Человек он бескомпромиссный, честный. Насилия не любит, но, когда нужно, не поморщится, замочит врага в сортире — в смысле, выстрелит из пушки по живым людям (расправа на Сенатской подана в фильме чуть ли не как героический акт). Граф-демократ в штатском Мордвинов представляет либеральное крыло в правительстве. Вирильный Милорадович — собирательный образ силовика, которому подлые революционеры и наносят первый удар — конечно, в спину.

Впрочем, все государственные мужи желают одного: счастья и преуспеяния своей отчизне. Откуда взялись и чего хотят революционеры, толком понять невозможно. По меньшей мере, из фильма. Не показаны воинские подвиги будущих декабристов на войне 1812 года. Не упомянуты их интеллектуальные достижения: «Конституция» Муравьева, «Русская правда» Пестеля, манифест «К русскому народу» Трубецкого. Неясно, что вообще их не устраивает в Российской империи: нарядной, праздничной, пряничной стране, где всем живется хорошо. Крепостное право не всплывает даже в разговорах. Сравнений русского политического уклада с европейским на всякий случай тоже нет. Конституция? Кто это вообще такая? Наверное, сестра великого князя Константина, за воцарение которого ратуют эти балбесы? Милорадович, Мордвинов, Александр и Николай постоянно задают смутьянам вопрос, который нынешние лоялисты ставят перед оппозицией: вам-то лично чего не хватает? Чего не нравится? С жиру беситесь? Выходит, что с жиру, других объяснений «Союз спасения» не дает.

Авторы фильма с удовольствием фокусируют внимание на радикальном «Южном обществе», которое — очевидно, как любая смута, — возникает на Украине. Символом революционных настроений становится разжалованный в солдаты майор-пьяница, поджигающий трактир. Смакуется сцена воображаемого убийства государя — жестокого, без суда и следствия, — после которого убивают и непосредственного исполнителя, чтобы спрятать концы в воду. Такого допускать нельзя, ежу ясно! «Вы что, хотите, как на Сенатской?» — непроговоренный лейтмотив и слоган «Союза спасения». Да, вешать живых людей нехорошо, но не повесь их вовремя, они бы еще худших делов натворили.

Да и они сами, кажется, одобряют собственную казнь. Сорвавшийся с виселицы Муравьев-Апостол вспоминает в последний миг перед смертью лишь один эпизод из жизни. Угадайте какой! Близких, возлюбленную, друзей? Не угадали. Перед мысленным взором преступника проносится тот момент, когда после победы над Наполеоном ему повезло пить шампанское с самим императором. «Виктория!» — сказал самодержец ласковым голосом. Вот и рецепт: своего царя почитать надо, а воевать — с врагами отечества. Тогда бы наступила благодать и казнить бы никого не пришлось.

Посмотрев фильм, решительно невозможно понять, что в этих хипстерах, да еще вооруженных, находили Пушкин, Некрасов или Лев Толстой, намеревавшийся записать Пьера Безухова в декабристы. Не говоря о советской интеллигенции: Тынянове, Окуджаве, тех же Мотыле и Эйдельмане. Россия вспрянет ото сна? Как бы не так: наше спасение — вечный сон. Если верить финальному титру «Союза спасения», после казни декабристов император правил долго и счастливо — о прозвище «Николай Палкин», репрессиях, цензуре, России как жандарме Европы фильм стыдливо умалчивает. Зато не забывает сообщить, что либеральничавший Александр II Освободитель был убит террористом. А потому что нечего с революционерами нянькаться.

Без всяких шуток: вполне возможна и такая точка зрения на восстание декабристов. Хотя за весь монархистский XIX век и за весь, по преимуществу советский, XX уважавшие себя художники в России ее ни разу не высказывали. Однако трудно не заметить, как она звучит сегодня. В разгаре «московское дело», где реальные сроки получают люди, бросившие в росгвардейца пластиковый стаканчик или случайно схватившие его за руку, и президент вслух это одобряет («А потом стрелять начнут!» — ну прямо как декабристы). Сфабрикованное дутое дело «Нового величия» могло бы показаться пародией на процесс декабристов — если бы только не унижения и пытки, которым подвергаются ничего не совершившие молодые люди. В этой ситуации «Союз спасения», хотят того его авторы или нет, звучит как одобрение политики государственного террора по отношению к несогласным. Одобрение добровольное, о котором власти, кажется, не просили: пока с подавлением смуты (тем более когда она воображаемая) они неплохо справляются без помощи кинематографа.

На выходе из премьерного зала ряженые гренадеры и дамы вручали гостям прощальные подарки к Новому году — картонные елочные игрушки, гвардейцев с аккуратно приклеенными петельками. «Акция „Повесь своего декабриста“», — невесело шутили зрители. Я тоже взял две фигурки, на память.



Только что позвонила племянница, сказав, что смотрела Союз спасения и что не поняла зачем снимали такой фильм, еле досмотрела до конца...

---
Я уже не работаю в архивах, поэтому с просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
OVerner
Долгожитель форума

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1596
Регистрация: 2008
Рейтинг: 4097 

Валерия, а Вы сами, как я понимаю, фильм не смотрели, но осуждаете?
Вы присоединяетесь к мнению Долина о том, что
valcha написал:
[q]
«Союз спасения» — монархический блокбастер о восстании декабристов, который осуждает и не жалеет бунтующих интеллигентов
[/q]
?
Причем, разве не любопытно, что Ваша племянница ничего такого в фильме не увидела, раз сказала, что "не поняла зачем снимали такой фильм".
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 26796
Регистрация: 2006
Рейтинг: 12777 


OVerner написал:
[q]
что Ваша племянница ничего такого в фильме не увидела,
[/q]


Она вообще еле высидела, только из-за упрямства.

OVerner написал:
[q]
Валерия, а Вы сами, как я понимаю, фильм не смотрели, но осуждаете?
[/q]

Нет, не осуждаю, пусть снимают Викингов, Св. Владимиров, Иванов Грозных, И. Сталиных, ВВП + ДАМ и пр.державные сюжеты..... a_003.gif
Только на свои продюссерские деньги, а не на "из госбюджета".

Вчера на "голубом глазу" у Галкина было широкое обсуждение, посмотрела немного.....впечатление двойственное..
Были все "декабристы" из этого фильма и из "Звезды пленительного счастья"

Может быть и пойду посмотреть, очень все красочно. yahoo.gif ..

А дала ссылку на медузу,ру потому, что "державные" и православные сайты читаю редко

Кстати, читали книжку С. Мироненко "Александр I и декабристы. Россия в первой четверти XIX века. Выбор пути" 2016 г. ?




---
Я уже не работаю в архивах, поэтому с просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
<<Назад    Вперед>>
Генеалогический форум ВГД »   Памятные даты »   14 (26) декабря 1825 г. - годовщина декабрьского восстания
RSS