Архивные источники для генеалогического поиска по Дмитрову
elena_krd![elena_krd](https://forum.vgd.ru/resize/resize.php?fid=51701&x=80&key=1&upd=-195742553) Сообщений: 6803 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11089 | Наверх ##
24 июля 2010 19:24 24 июля 2010 20:10 4 (17) января Священномученик Павел (Фелицын)Священномученик Павел родился в 1894 году в селе Карпово Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Фелицына. В 1910 году Павел окончил Дмитровское духовное училище, а в 1914 году училище имени Шелапутина в Москве и поступил псаломщиком в Воскресенскую церковь в селе Карпово. В 1915 году он был мобилизован в действующую армию и во время боев в 1916 году попал в плен. Вернувшись на родину в 1918 году, он был назначен псаломщиком в Воскресенскую церковь. 15 ноября 1920 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) рукоположил Павла Ивановича во диакона к этой церкви. В 1923 году диакон Павел был хиротонисан во священника к Николаевской церкви в селе Горки Дмитровского уезда. 4 апреля 1931 года отец Павел был переведен в Москву в храм Ризоположения в Леонове и поселился у Александры Ивановны Смирновой, муж которой, священник Владимир Смирнов, служил в Леонове до своей кончины в 1929 году. Дом принадлежал церкви, и здесь жил весь причт храма Ризоположения. Отец Павел был арестован во время кровавых гонений на Русскую Православную Церковь 15 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Спустя десять дней Александра Ивановна, вернувшись с работы, застала у себя в доме ожидавших ее сотрудников НКВД. Они предъявили ей ордер на обыск, затем прошли по комнатам, пересмотрели вещи в комоде, достали пластинки и патефон и завели его. Для сотрудников НКВД обыск был развлечением, и они стали требовать от Александры Ивановны и ее дочери, чтобы те поиграли им на фисгармонии. Дочь категорически отказалась, а Александра Ивановна, уступая насилию, немного поиграла. Сотрудники НКВД попросили, чтобы она подписала бумагу, что у нее нет к ним претензий, и предложили проследовать за ними. На вопрос, зачем и куда, один из них ответил: «Вы нам нужны для кое-каких сведений. Через час вы будете дома». В районном отделении НКВД сотрудник попросил Александру Ивановну назвать свои анкетные данные, а затем сказал: «У нас есть сведения, что у вас в доме проходят собрания контрреволюционного характера, следствием этих собраний стала агитация против выборов в Верховный Совет». Услышав навет, Александра Ивановна с возмущением его отвергла. Тогда следователь, заполнив протокол допроса, сказал: «Вы не волнуйтесь, значит, донесли на вас. Дело будет разбираться у следователя, будут вызваны свидетели, и все выяснится». Александру Ивановну перевели в тюрьму в Москве и больше уже на допросы не вызывали. Вернулась она домой с каторги лишь через восемь лет. Священник Павел Фелицын был арестован вместе с другими священниками и мирянами, жившими в Леонове. Один из них, священник Александр Кедров, живший в Леонове, но служивший в обновленческой церкви на Пятницком кладбище, показал: «Я служу священником с 1919 года, раньше был тихоновской ориентации, а сейчас, с 1935 года, стал постепенно отходить от тихоновцев, но Фелицын является убежденным тихоновцем и проявляет большую злобу к советской власти». 23 ноября 1937 года следователь допросил отца Павла. – К Церкви какого направления вы принадлежите? – спросил он. – Я принадлежу к тихоновской церкви, – ответил священник. – Следствию известно, что вы на квартире встречались... и проводили контрреволюционную агитацию... Признаете, что это было? Так или нет? – Нет, этого не было, ибо таких встреч на квартире и где бы то ни было не было, кроме как встреч мимоходом, и никакой контрреволюционной агитации против советской власти я не проводил. По завершении следствия, 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Павла к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Павел Фелицын скончался в заключении 17 января 1941 года и был погребен в безвестной могиле. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005. С. 49-51 Библиография Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь–Май. Тверь, 2002. / Составитель жития С.Н. Романова. С. 14–15. Архив Московской Патриархии. Послужной список. ГАРФ. Ф. 10035, д. П-30358.http://www.fond.ru/index.php?p...ame_id=210 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
ABYСветлая память! ![ABY](https://forum.vgd.ru/resize/resize.php?fid=45891&x=80&key=1&upd=-32776271) Мои предки из Говенова Сообщений: 1646 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1527 | Наверх ##
25 июля 2010 7:20 25 июля 2010 9:45 feliciya2Людмила, в данном случае для Вас 3 "беды": 1. Мой предок покинул Дмитровщину в 1836. Его мать с младшей дочерью в 1851. Там оставалась дальняя родня, в основном, без потомства. 2. В ЦИАМ фонд Дмитровского духовного правления № 821 составляет 413 ед. хр. (1778–[1919]), а фонд Волоколамского духовного правления № 207 - 3920 ед. хр. (1738–1917). Хотя в первом было больше приходов и места более намоленные... 3. Вы так и не знаете село, где служил предок. Попробую после 1 сентября заказать исповедки за 1864. Может, там по фамилии что-то зацепится. Особо учитывая ссылку Елены на с. Карпово. И в 1830 старший Павел и здесь Павлы. У моих более века, игнорируя святцы, первенцев называли Николаями. Возможно, и Фелицыны блюли подобную традицию? feliciya2 написал: [q] Однажды в интернете промелькнула информация про это, но я ее к сожалению не сохранила.[/q]
Вы так расточительны к информационным крупицам? Информацию о сгоревшей церкви следует считать дополнительной. Почти все церкви, где служили мои, горели. А 14 июня 1735 в Говеново сгорели все дома, но деревянную церковь отстояли. --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
feliciya2![feliciya2](https://forum.vgd.ru/resize/resize.php?fid=157217&x=80&key=1&upd=184438460) Сообщений: 232 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 398 | Наверх ##
25 июля 2010 20:32 Спасибо Елене за информацию про свщ.муч. .о. Павла Фелицына. Я в принципе изучила в инете все, что касается его, да и других тоже. Мой намного старше. И, Александр, вы правы относительно имен. В семье моего деда имена были те же: Павел, Николай, Алексей. Буду ждать , что после первого сентября у Вас все получилось с исповедальными переписями, и Вы не забудете про МОИХ Фелицыных | | |
feliciya2![feliciya2](https://forum.vgd.ru/resize/resize.php?fid=157217&x=80&key=1&upd=184438460) Сообщений: 232 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 398 | Наверх ##
28 августа 2010 13:44 28 августа 2010 13:47 Александр, здравствуйте! Покопалась в инете по вопросу о канонизированных или о причисленных к лику святых. Как я ранее и предполагала, они дествительно делятся на категории, в том числе и на всероссийских и местночтимых.. И дествительно в честь них нередко освящали часть церкви.Это я про своего прадеда Павла Фелицына. Он все- таки относится к местночтимым святым. Это ответ на вопрос № 2 от 22.06.10 | | |
ABYСветлая память! ![ABY](https://forum.vgd.ru/resize/resize.php?fid=45891&x=80&key=1&upd=-32776271) Мои предки из Говенова Сообщений: 1646 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1527 | Наверх ##
28 августа 2010 17:32 29 августа 2010 6:35 feliciya2, здравствуйте! feliciya2 написал: [q] Как я ранее и предполагала, они дествительно делятся на категории, в том числе и на всероссийских и местночтимых.. И дествительно в честь них нередко освящали часть церкви.Это я про своего прадеда Павла Фелицына. Он все- таки относится к местночтимым святым. Это ответ на вопрос № 2 от 22.06.10[/q]
Прошу Вас привести совершенно КОНКРЕТНЫЙ пример такого освящения. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ. Моих за веру не расстреливали, юродивыми они не были, видел десятки, если не сотни консисторских дел (живых), но НИ разу с этим не сталкивался. Возможно, не там смотрел. Буду признателен. feliciya2 написал: [q] Буду ждать , что после первого сентября у Вас все получилось с исповедальными переписями, и Вы не забудете про МОИХ Фелицыных [/q]
Придется подождать и, возможно, долго, т. к. ABY написал: [q] Попробую после 1 сентября заказать исповедки за 1864. Может, там по фамилии что-то зацепится. [/q]
в моем сообщении нет клятвенного обязательства, а с 25 июля много воды утекло. У меня открылись только по новым родовым веткам 2 направления + масса вопросов по старым. Полагаю, это понятно, что, в первую очередь, я буду решать насущное. А правила ЦИАМа "несколько" хуже библиотечных (поищите на форуме - я о них писал), что может привести в Вашем случае к длительной паузе. Рассчитываю на понимание. --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
AOL Дмитров Сообщений: 135 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 87
| Наверх ##
29 августа 2010 11:53 Александр, а вам не встречались материалы, касающиеся священника Петра Ивановича Канардова (1870 - 1937) ? В интернете кое-какие материалы есть - он служил в храме Вознесения на Гороховом поле, в 1837г. был расстрелян по стандартному обвинению в церковно - сектантской деятельности. Канонизирован как священномученик в 2000г. Дело в том, что это мой дальний сводный родственник. Его сын Иван Петрович и младший брат моего деда Никанор Константинович были женаты на родных сёстрах Пономарёвых. Я специально священнослужителями никогда не интересовался, а Вы на этом поприще давно трудитесь, может встречали. | | |
ABYСветлая память! ![ABY](https://forum.vgd.ru/resize/resize.php?fid=45891&x=80&key=1&upd=-32776271) Мои предки из Говенова Сообщений: 1646 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1527 | Наверх ##
29 августа 2010 13:26 29 августа 2010 13:32 AOL написал: [q] не встречались материалы, касающиеся священника Петра Ивановича Канардова (1870 - 1937) ? В интернете кое-какие материалы есть - он служил в храме Вознесения на Гороховом поле, в 1837г. был расстрелян по стандартному обвинению в церковно - сектантской деятельности. [/q]
В смысле в 1937? Нет, Александр, я "технически" не мог его увидеть. Уже писал, что моя прапрапра уехала из Дмитровщины в 1851. Оставались лишь дальние и бездетные. Самый "молодой" документ по Дмитровскому уезду смотрел ДО 1870. Увы. Вот пробью своих прямых рязанских предков до середины 18 в. и, возможно, "вернусь" разобраться со Скворцовыми, Цветковыми и Соколовым. Если жизни хватит. --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
AOL Дмитров Сообщений: 135 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 87
| Наверх ##
29 августа 2010 15:39 Цветковы были нам соседями по нашему старому "родовому" дому на Кропоткинской (быв.Сретенской) улицы Дмитрова (где, кстати жил мой двоюродный дед Никанор). Эти Цветковы были из дмитровских церковнослужителей. Правда, я не знаю, были ли они потомками Цветкова дьчка Тихвинской- Троицкой ц. Дмитрова. Да и Соколовы жили неподалёку. | | |
feliciya2![feliciya2](https://forum.vgd.ru/resize/resize.php?fid=157217&x=80&key=1&upd=184438460) Сообщений: 232 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 398 | Наверх ##
30 августа 2010 14:18 Для ABY. Александр, здравствуйте. Хочу представить Вам документальное упоминание о месночтимых святых:
Цыпин Владислав протоиерей. Церковное право. Глава: 48. КАНОНИЗАЦИЯ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ
48.1. Канонизация святых в Православной Церкви. Суд над усопшими творит Господь, Он один ведает участь, уготованную каждому из нас. Но Церкви, которая является «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15), открывается, что некоторые из усопших угодили Богу своим святым житием, достигли вечного блаженства и предстательствуют за нас перед Его Престолом. Признание Церковью того или иного из ее усопших членов состоящим в сонме угодников Божиих называется канонизацией. ----- 48.2. Общечтимые и местночтимые святые. Святые Православной Церкви разделяются на общечтимых и местночтимых. Местные святые почитаются только в отдельной части Церкви. По мнению Е. Е. Голубинского, среди местночтимых святых, в свою очередь, различаются чтимые в пределах целой епархии, и - только в одном монастыре или приходе. Но Ε. Ε. Голубинский не различает святых Вселенской Церкви и святых, чествуемых только в одной Поместной Церкви, - у него речь идет о Русской Церкви, и общечтимыми он называет святых, почитаемых всей Русской Церковью. ----- По этому поводу Темниковский писал: «Что... следует понимать под канонизацией к общему празднованию, предпринятому Русской Православной Церковью; имеется ли здесь установление празднования в пределах Русской Православной Церкви или это акт, распространяющийся и на другие автокефальные Церкви Восточного Православия... Если канонизация к общему празднованию, совершенная в одной автокефальной Церкви Восточного Православия, имеет юридические последствия и в других автокефальных Церквах, то возникают ли эти следствия в силу самого акта канонизации или в силу особого правительственного акта каждой данной Церкви? Если же канонизация к общему празднованию имеет силу только в пределах данной автокефальной Церкви, то святых, почитаемых во всей Русской Церкви, с точки зрения территории, на которую распространяется их культ, следовало бы разделить на два вида: 1) почитаемых во всех Церквах Восточного Православия и 2) почитаемых только в Русской Церкви»407. ----- Что же касается характера почитания, то он одинаков и для местночтимых святых, и для святых Вселенской Церкви. Святые призываются в общественных церковных молитвах, в их честь составляют службы, во имя их освящаются престолы и церкви, им устраиваются ежегодные празднества, их изображения почитаются как иконы; почитаются также их мощи. ----- В истории канонизации святых особую эпоху составили Соборы 1547 и 1549 годов. Плодом деятельности этих Соборов, созванных по инициативе царя Иоанна Грозного и святого митрополита Макария, явилась канонизация 39 русских святых; из прежних местночтимых причислены к лику общечтимых 23, сразу канонизировано к общерусскому почитанию 7 и к местному - 1 святой.
Во второй половине XVI столетия и в течение XVII века в святцы было внесено до 150 имен новопрославленных святых для общецерковного и местного почитания. ---- Синодальный период в Русской Православной Церкви характеризуется значительно меньшим количеством актов канонизаций. Так, от Собора 1549 года до учреждения Святейшего Синода в 1721 году было канонизировано 146 святых, а от учреждения Синода до восстановления патриаршества в 1917 году канонизировали как общецерковных только 10 святых, а как местночтимых - 15. ---- При этом большая часть канонизаций приходится на царствование святого императора Николая II. При предшественниках императора Николая II, от Петра Великого до Александра III, канонизировано было для общероссийского почитания 4 общечтимых святых, а за годы последнего царствования к лику святых было причислено 6 угодников Божиих. ---- Архиерейскими Соборами 1992 и 1994 годов были прославлены девять новых мучеников, и среди них священномученик Владимир, митрополит Киевский, и Вениамин, митрополит Петроградский, преподобномученица великая княгиня Елисавета. Архиерейский Собор 1997 года канонизировал трех священномучеников, включая Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра. Кроме того, еще несколько мучеников и исповедников прославлены были в 1990-е годы как местночтимые святые в отдельных епархиях Русской Церкви.
| | |
feliciya2![feliciya2](https://forum.vgd.ru/resize/resize.php?fid=157217&x=80&key=1&upd=184438460) Сообщений: 232 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 398 | Наверх ##
30 августа 2010 14:25 Для ABY. Пример освещения отдельных престолов церкви в честь святых.: "В 1808 году жителями села Самарово было принято решение о сборе средств на постройку каменной церкви. Об этом же свидетельствует приказ, подписанный 1 апреля 1808 года Тобольским благочинным соборным иереем Петром Фелицыным Самаровскому духовенству: «Об отобрании с жителей подписки на предположенное ими построение новой каменной церкви». Однокупольный храм со встроенной колокольней. Главный Престол освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы (престольный праздник 14 октября), Престол северного придела храма освящен в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца (Престольный праздник 19 декабря, 22 мая), Престол южного придела храма освящен в честь Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение» (Престольный праздник 2 августа). Храм расположен в южной части города (район Самарово) на центральной площади. Храм восстановлен в 2000 году. Автор проекта Студия «КИФ», г.Новосибирск, главный архитектор проекта Казаков Н.З.
История восстановления храма Покрова Пресвятой Богородицы". В моем случае в честь Святого Павла (Фелицына) , насколько я помню, был освещен престол северного предела, а вот церковь не запомнила.
| | |
|