Село возникло в период интенсивного заселения Северной Таврии после присоединения Крыма к России. В 1778 г. в долине степной речки Белозерки осели 30 семей государственных крестьян, которых переселили на новые земли с Полтавщины и Черниговщины. Основанное ими поселение получило название по наименованию реки, вдоль берегов которой переселенцы поставили 30 хат-мазанок. В отличие от одноименного села, расположенного выше по течению реки, они стали называть свое село Нижней, или Великой, Белозеркой. Вскоре последнее название прочно закрепилось за новым селом. В 1785—1786 гг. в Великой Белозерке, как и во всем Днепровском уезде, куда она входила, поселилась большая группа старообрядцев-раскольников. Приток новоселов на незанятые плодородные земли не прекращался и в последующие годы. В 1804 г. в село прибыли переселенцы из Загрудной и других слобод Зиньковского уезда Полтавской губернии, позднее селились новые группы крестьян.
В 1845 г. здесь образовалась сельская община. Основным занятием местного населения было овцеводство, развитию которого благоприятствовали бескрайние степные просторы. Занимались жители села и хлебопашеством. Однако в первой половине XIX в. оно играло второстепенную роль в хозяйственной жизни крестьян Великой Белозерки, т. к. нехватка рабочего скота и земледельческих орудий затрудняла распашку целины. К 1858 г. земельный надел на ревизскую душу составлял 8 десятин.
Растянувшееся почти на 25 верст село застраивалось глинобитными хатами с камышовыми или соломенными крышами. Улицы села были пыльными, осенью и весной здесь стояла непроходимая грязь. Почти все население не знало грамоты. В открывшемся в 1844 г. приходском училище работал один учитель, здесь обучалось 45 мальчиков, преимущественно из зажиточных семей. Дети бедняков, как правило, не учились из-за тяжелого материального положения и в связи с необходимостью работать по хозяйству.
Согласно закону от 24 ноября 1866 г. о поземельном устройстве государственных крестьян за жителями Великой Белозерки были закреплены наделы, которые находились в их пользовании до реформы. Крестьяне должны были ежегодно платить государственную оброчную подать, размер которой был значительно больше прежних налогов. На основании закона от 12 июня 1886 г. государственные крестьяне переводились на выкуп. По этому закону оброчная подать, уплачиваемая ими, преобразовывалась в выкупные платежи, которые увеличились по сравнению с оброчной податью на 45 проц. В 1886 г. в Великой Белозерке насчитывалось 1510 дворов, в которых проживало 9,5 тыс. человек. Они обрабатывали 34 тыс. десятин надельной земли. В конце 80-х годов из общего числа хозяйств 105 совсем не имели посевов, 113 засевали менее 5 десятин, 302 — до 10 и 722 — до 15 десятин. В то же время 234 кулацких хозяйства сосредоточили в своих руках от 25 до 50 десятин, а 34 — более чем по 50 десятин каждое.
Количество обнищавших или полностью разорившихся крестьян увеличивалось с каждым годом. К концу XIX в. многие хозяйства не располагали ни рабочим скотом, ни инвентарем, а 455 — имели его в недостаточном количестве и при обработке земли вынуждены были прибегать к супряге. Беднякам приходилось сдавать свои мизерные наделы в аренду или за бесценок продавать их и идти в батраки к местным кулакам. Пользуясь бедственным положением основной массы жителей, 268 кулацких хозяйств, каждое из которых имело по 6—7 лошадей и волов и необходимые земледельческие орудия, непрерывно увеличивали производство хлеба, предназначавшегося для продажи. До тысячи десятин было занято под садами и огородами, принадлежавшими сельским богачам.
Ходоки-разведчики из Таврии Артем Кривохвост, Иван Лиходед и Платон Лизюра в 1898-99 гг.
отправились на поиски лучших мест для переселения и дальнейшего проживания.