ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ, справочная информация
Лишенец — неофициальное название гражданина РСФСР, Союза ССР, лишённого избирательных прав в 1918—1936 годах согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов. (Википедия)
Из Конституции РСФСР 1925 года
Глава шестая
О выборах в Советы
А. Об активном и пассивном избирательном праве
68. Правом избирать и быть избранным в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда;
б) красноармейцы и краснофлотцы Рабоче-Крестьянских Красных Армии и Флота;
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в п.п. "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность.
Примечание. Из лиц, не вступивших в число граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, пользуются активным и пассивным избирательным правом лица, указанные в ст.11 настоящей Конституции.
69.
Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они и входили в одну из перечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи;
д)
служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными;
ж) лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок.
***********************************************
Лишение избирательного права влекло за собой серьезные ущемления других гражданских прав, в результате чего под вопросом оказывалось само человеческое существование.
Постоянной работы, независимо от образования и опыта, эти люди не имели. Жилья зачастую также. В 20-е годы по стране прокатилась кампания по выселению лишенцев из коммунальных квартир, а также исключению их детей из школ. Возможность учиться в старших классах и получать образование в вузах у отпрысков «эксплуататоров» и «нетрудовых» классов (ремесленники, кустари, торговцы, зажиточные крестьяне, практикующие частным образом врачи и т. д.) отобрали.
При призыве в армию на каждого призывника райвоенкоматом обязательно делался запрос о его социальном происхождении. Последнее подразумевало ответ и на то, является ли призывник сыном лишенца и, таким образом, лишенным избирательных прав. В этом случае лишенец подлежал зачислению только в штрафную роту и тыловое ополчение.
Пораженных в правах граждан и их семьи попросту не включали в систему государственного социального обеспечения продовольствием и потребительскими товарами (карточная система в СССР существовала до середины 30-х годов). В октябре 1929 года постановлениями ЦИК и СНК СССР в перечень поражения включили право носить почетные звания и даже – родительские права. Затем была отобрана возможность получать пенсию и пособие по безработице (в те годы она официально существовала). Лишенцы – люди, как правило, образованные, способные, предприимчивые, умеющие и желающие работать – по сути превратились в изгоев общества.
Доктор исторических наук, профессор Новосибирского госуниверситета Сергей Красильников в своей монографии «На изломах социальной структуры: маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917–конец 1930-х гг.)» приводит любопытную статистику.
По итогам Всесоюзной переписи 1926 года население в СССР составляло 93 млн. человек. Лишенных права голоса в стране было 1040894 человека (1,63% от общего количества избирателей). Основную массу пораженных в правах (43,3%) составляли торговцы и посредники. Затем следовали священнослужители и монахи – 15,2%; живущие на нетрудовые доходы – 13,8%; бывшие царские офицеры и другие чины – 9%. Совершеннолетние (свыше 18 лет) члены семей лишенцев также не имели права голоса. Таковых было 6,4%.
В 1927 году не имели права голоса уже 3038739 человек (4,27% избирателей), а в 1929 году - 3716855 человек (4,89% избирателей). При этом среди лишенцев заметно сократилось количество торговцев и священнослужителей, зато резко возросло число членов семей пораженных в правах – до 38,5% в 2027 году и 43,9% в 1929 году.
По истечении определенного срока право голоса возвращалось далеко не всем – только 20-25% лишенцев «заслуживали» возможность забыть о своих мытарствах.
Поражение гражданских прав по классовому и социальному признаку было отменено Конституцией СССР, принятой 5 декабря 1936 года.
И. В. Сталин, выступая на VIII Чрезвычайном съезде Советов 25 ноября 1936 г. с докладом «О проекте Конституции Союза ССР», отметил: «Советская власть лишила избирательных прав нетрудовые и эксплуататорские элементы не на веки вечные, а временно, до известного периода. Было время, когда эти элементы вели открытую войну против народа и противодействовали советским законам. Советский закон о лишении их избирательного права был ответом Советской власти на это противодействие. С тех пор прошло немало времени. За истекший период мы добились того, что эксплуататорские классы уничтожены, а Советская власть превратилась в непобедимую силу».
Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 г., законодательно установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет, независимо от их социальных различий, в том числе имущественного положения и прошлой деятельности. Избирательных прав были лишены только умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.
(из интернета)
********************************************************
СВИДЕТЕЛИ ИСТОРИИ (Сохраню себе на память. Из статьи Татьяны Богомаз
http://tvplus.dn.ua/pg/news/8/full/id=5132)Советские лишенцы 20-30-х годов – это одна из трагических страниц в жизни ушедшей в историю страны. Людей, которых непосредственно коснулась эта трагедия, уже практически не отыскать. Не только потому, что они сейчас по возрасту должны быть глубокими стариками. Лишенцы были первыми «кандидатами» для политических репрессий, в результате которых выжить удавалось немногим. Но страх перед тем, что их могут лишить элементарного, сохранился в памяти следующих поколений.
Девяностолетнему жителю Славянска Кузьме Колесникову (он – почетный председатель городского общества жертв политических репрессий) удалось избежать участи быть членом семьи раскулаченного (и заодно – лишенца) только потому, что глава семейства вовремя сориентировался.
- Я родом из села Денисковичи Брянской губернии – сейчас Гомельская область, - рассказывает Кузьма Михайлович. - Мой отец – сельский каменщик, которому во время раздела земли также досталось семь десятин. Отец был человеком грамотным (окончил церковно-приходскую школу) и трудолюбивым. Вел хозяйство культурно, выписывал сельскохозяйственные журналы. Работали все: я стал пастушком, едва научился ходить. Под конец 20-х годов нашу семью зачислили в «кулаки» и обложили непосильным налогом. Выплатить его отец не смог. Был суд, налог снова увеличили. Чтобы избежать высылки в Сибирь, родители решили покинуть село. Отвезли меня и троих сестер (старший брат тогда уже работал в Москве) к бабушке и теткам в дальнюю деревню, а сами поехали к родственникам в Славянск. У отца сохранилась справка о том, что он каменщик. Это помогло ему устроиться на работу. Через год мать приехала за нами. В сельсовете за самогон купила справку о нашем «пролетарском происхождении», и мы оказались в Славянске.
- В селах свои «лишенцы» появились одновременно с раскулачиванием и коллективизацией, - вспоминает Кузьма Колесников. - На сельских сходах, где коммунисты (главным образом из присланных городских рабочих) агитировали за колхоз, крестьяне-середняки выступали против, в частности, обобществления скота. Из-за отсутствия кормов и надлежащего ухода на колхозных дворах скот подыхал. Крестьяне поддерживали такие заявления, и тогда выступающих начали лишать голоса – права высказываться на сельских сходках. «Горлопанов», а также тех, кто их слушал, обвиняли в том, что они против Советской власти. Такого обвинения боялись, как огня.
В 30-е годы прошлого века в народе бытовал анекдот. Тонет в реке мужик, барахтается, но не зовет на помощь. Прохожий бросается в воду, спасает тонущего, а тогда спрашивает его: «Почему не кричал, не звал на помощь?» А спасенный на это отвечает: «А я голоса лишен!»
- В этом анекдоте, - говорит Кузьма Михайлович, - отражена судьба всех лишенцев: взывать о помощи было бесполезно. Лишенцу никто не имел права помогать. Даже за случайную помочь можно было жестоко поплатиться, самому став лишенцем.