Устьянцево
с. Устьянцево, Барабинский р-н Новосибирской области
Dim-evМодератор раздела  Сообщений: 2084 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2527 | Наверх ##
16 апреля 2022 22:19 18 декабря 0:41 Материалы по истории села УстьянцевоВедётся работа по написанию истории села. Подготовлена серия статей. В данной теме будут по мере возможности и сил систематизироваться результаты и новые находки. Справочные материалы: Домохозяева по переписи 1916 г. здесьВременный (устаревший) текст по истории изменения АТД здесь. Группа в ОдноклассникахКарты Устьянцево за 1856, 1902 и 1909 гг.Хозяйственное описание Устьянцево за 1840 г.О соседнем селе Круглоозерном. Жители:Фамилии первых жителей здесьГрамотные на 20-30-е гг. XIX в. здесьИз "Книги учёта членов колхоза им. Тимирязева и их семей" за 1949 год здесьИсследования о происхождении первых поселенцев: Гутовы, Кетовы (временное), Митрохины, Убоговы (Убогих), ЧечулиныКолхозы:Председатели колхозов 1936 г. здесьЛичное дело секретаря с/с Митрофанова А.И. здесьСписок административно аппарата колхоза им. Тимирязева за 1934 г. здесьИстория церкви:Населённые пункты прихода на 1840-е и 1869 гг. Статьи:О ранней истории села и первой Николаевской церкви: «К вопросу о присоединении старообрядцев Томской епархии к единоверию (на примере учреждения единоверческого прихода в селе Устьянцево Каинского уезда)» (события 1-й пол. XIX в.) О второй церкви: «К истории Успенской церкви села Устьянцево Каинского уезда» (период с 1851 г., в т.ч. имена священников) О церковно-приходской школе: «Церковно-приходская школа в Устьянцево»О событиях 1870-х гг.: «Об отказе единоверцев села Устьянцево крестить детей в православие» (о смешанных браках с православными невестами) Тезисы конференции в г. Куйбышев: «Комплексный подход в изучении истории населённого пункта (на примере села Устьянцево Барабинского района)» Об Устьянцевском целительном озере: «Горькое озеро»Обзорная статья «Обзор источников по истории населённых пунктов Каинского уезда (на примере села Устьянцево)» Статьи также выложены на Куйбышевском форуме здесьО наших предках - жителях села: «Чечулины – крестьяне-старожилы села Устьянцево, Каинского уезда, Томской губернии»Лекции:13.10.2022 Межрегиональная научно-практическая конференция, г. Куйбышев подробнее15.10.2022 Круглый стол Новосибирского историко-родословного общества «Мозаика судеб» подробнее17.10.2022 Церковно-краеведческая конференция «Краеведение и церковная история нашего края» подробнееНовости:Восстановлен штат священнослужителей за 1841-1918 гг. Обнаружен оттиск печати Успенской церкви с. Устьянцево за 1913 г. Получено фото креста из церкви, хранящегося в одной из семей бывших жителей села Найдена фотография грязелечебницы Беляева Найдены новые артефакты - фрагменты складней, нательный крест (см. здесь) Найдены карты 1856-1909 гг. с изображением с. Устьянцево Проведена лекция перед учениками школы с. Устьянцево Открыта серия публикаций "Жизнь села 100 лет назад" подробнееВышел 3 том "Родословной книги Сибири" со статьёй о Чечулиных - жителях села Устьянцево Оказывается самый большой колокол пожертвовал для Успенской единоверческой церкви Каинский купец Иван Митрохин в память посещения Его Императорским Величеством в 1891 году города Томска (вес 102 пуд. 15 фун., стоимость 1,663 руб. 50 коп.)! | | Лайк (3) |
Dim-evМодератор раздела  Сообщений: 2084 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2527 | Наверх ##
16 января 2023 10:07 17 января 2023 21:54 Dim-ev написал: [q] 13 октября выступил на Межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию города Куйбышева / Каинска Новосибирской области, 240-летию присвоения Каинску статуса уездного города, а также 85-летию образования Новосибирской области. Подробнее о конференции
Масштабное событие для Новосибирской области, организованное Управлением архивной службы НСО, началось с пленарного заседания, на котором выступили ведущие учёные Новосибирской области, затем работа была продолжена на 7 (семи!) площадках – тематических секциях – до 12 докладов в каждой. Видеозаписи с пленарного заседания (а также, возможно, секционные) будут размещены здесь.
Мой доклад, представленный в рамках секции "История населённых пунктов НСО", назывался "Комплексный подход к изучению истории населённого пункта (на примере села Устьянцево)". Подробнее. Видеозапись выступления: Rutube, Youtube
На фото сертификат участника вручают Константин Артёмович Голодяев - историк, краевед, научный сотрудник МАУК «Музей Новосибирска» и Симонов Дмитрий Геннадьевич - директор ГКУ НСО «Государственный архив Новосибирской области», а благодарность Колганова Наталья Владимировна - первый заместитель главы администрации Куйбышевского муниципального района НСО.[/q]
По материалам прошлогоднего исследования истории села вышла статья в сборнике Сибирский архив, посвящённая событиям 70-х гг. XIX в. Привожу аннотацию к первой версии этой статьи, в том виде, как она была направлена в другой сибирский журнал (не научный), который не принял её к публикации из-за несоответствия формату журнала (нужен был литературный очерк, а не научная статья). КАК ЕДИНОВЕРЦЫ СЕЛА УСТЬЯНЦЕВО ДЕТЕЙ В ПРАВОСЛАВИЕ КРЕСТИТЬ ОТКАЗАЛИСЬ
Аннотация. История села Устьянцево Барабинского района Новосибирской области в своём роде уникальна. Основанное в конце XVIII века выходцами из другой деревни того же Каинского уезда, село вскоре стало центром первого единоверческого прихода во всей Томской епархии. Старообрядцы, пришедшие сюда из Пермской и Оренбургской губерний, соорудили часовню прямо во дворе одного из крестьян, а затем убедили других жителей перестроить её в единоверческую церковь, что и было сделано не без помощи епархиального начальства в лице епископа Агапита.
Особенностью единоверческого прихода являлось то, что в самом Устьянцево проживали лишь четверть всех прихожан, остальные же были рассредоточены по нескольким десяткам селений не только Каинского, но и соседних Барнаульского и Омского округов. Некоторые из них располагались за 100 и более вёрст от приходского центра. Такое положение вынуждало единоверцев брать в жёны православных невест из ближайших деревень. В конце 60-х гг. XIX века эта практика в Томской епархии была ограничена принятием особых указов, по которым предписывалась детей от таких смешанных браков обращать в православие. Указы вызвали недовольство прихожан, так как вели к разъединению их семей. В результате крестьяне Устьянцево саботировали требования епархиальных властей, что положило начало длительной переписке между ведомствами и с губернским центром с целью понуждения их к этому через Каинское полицейское управление.
В ходе этого разбирательства благодаря своей стойкости в вопросах веры и несмотря на сопротивление Томской консистории жителям Устьянцево удалось отстоять свои убеждения. Они добились ответа на своё прошение от самого Святейшего Синода в Санкт-Петербурге и получили для себя особое разрешение на крещение своих детей в своей же церкви, в результате чего их семьи были восстановлены. При этом в российском законодательстве навсегда остался этот прецедент, как относящийся только к прихожанам Устьянцевской церкви, хотя о том же просили и единоверцы других церквей Томской епархии. Статья доступна на сайте журнала, а также в научной электронной библиотеке eLIBRARYПрилагаю текстовую и интерактивную версии.
Прикрепленный файл (ЕвсюковДЕ(интерактив).pdf, 3931052 байт) Прикрепленный файл (Об отказе единоверцев села Устьянцево крестить детей в православие».pdf, 291508 байт) | | |
Dim-evМодератор раздела  Сообщений: 2084 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2527 | Наверх ##
17 января 2023 23:48 А вот и долгожданная статья про раннюю историю села Устьянцево. Полное название статьи такое: "К вопросу о присоединении старообрядцев Томской епархии к единоверию (на примере учреждения единоверческого прихода в селе Устьянцево Каинского уезда)". В статье подробно прослежено, как крестьяне недавно возникшей деревни "Усьянцево" в начале XIX в. постепенно стали старообрядцами и соорудили старообрядческую часовню во дворе у одного из жителей, которую в 1835 г. всем миром перестроили в единоверческую церковь. После освящения церкви в 1836 г. в селе был открыт первый во всей Томской епархии единоверческий приход, который со временем стал одним из образцовых во всей епархии. Единоверцы отмечали, что их «храм процветает противу не только других единоверческих, но и православных церквей». Повествование сопровождается комментариями о происходивших в стране событиях, в частности изменениях в законодательстве, касающегося старообрядцев ("раскольников"), о контактах со старообрядцами и священниками Пермской губернии, о бюрократических перипетиях и длительных уголовных делах. Преодолеть все эти сложности позволило особое мировоззрение прихожан, проявившееся в устойчивости их убеждений и стойкости в своей вере. Статья опубликована в журнале Новосибирской православной духовной семинарии "Новосибирский временник" (№2 за 2022 г.) и вскоре будет доступна в научной электронной библиотеке eLIBRARY. Файл с текстом прилагаю.
Прикрепленный файл (ЕвсюковДЕ_Новосибирский_временник(№2,2022).pdf, 635395 байт) | | |
latgalecантрополог бытового уровня, беженец информ.войны  Новосибирская область Сообщений: 1139 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 796 | Наверх ##
17 января 2023 23:55 А национальный состав удалось установить? --- В Армии Колчаковской прадедушка служил
В холодной Сибири порядок наводил.
Мой дневник: https://forum.vgd.ru/7996/
Все сведения о латгальских колчаковцах размещены мной добровольно и без согласия их патриотически настроенных потомков | | |
Dim-evМодератор раздела  Сообщений: 2084 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2527 | Наверх ##
18 января 2023 0:02 18 января 2023 0:03 latgalec написал: [q] А национальный состав удалось установить?[/q]
Великороссы. Если речь о начале XIX в. Или в каком плане? | | |
latgalecантрополог бытового уровня, беженец информ.войны  Новосибирская область Сообщений: 1139 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 796 | Наверх ##
18 января 2023 0:30 Я имею ввиду не указанную в переписях, а реальную, т.е. по языку и культуре. Это могут быть пермяки? --- В Армии Колчаковской прадедушка служил
В холодной Сибири порядок наводил.
Мой дневник: https://forum.vgd.ru/7996/
Все сведения о латгальских колчаковцах размещены мной добровольно и без согласия их патриотически настроенных потомков | | |
Dim-evМодератор раздела  Сообщений: 2084 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2527 | Наверх ##
1 февраля 2023 10:56 latgalec написал: [q] Я имею ввиду не указанную в переписях, а реальную, т.е. по языку и культуре. Это могут быть пермяки?[/q]
В этой области я не специалист, такими исследованиями не занимался... Да и как это теперь сделать?... Основали местные из соседних сел (проживали там по меньшей мере с 1-й половины 18 века). Потом пришли старообрядцы как раз из Пермской и Оренбургской губерний (но это записано не в переписях, которых, к сожалению не сохранилось, а в периодике 19 века). Потом ещё откуда-то приходили в 30-х гг. (также информации нет). В 20-30-е гг. 19 века было много ссыльных. В советское время ещё и немцы. Так что теперь на мой взгляд сложновато как-то выделить отдельные места выхода по антропологическим признакам... Хотя может быть есть какие-то исследования 19 века на этот счёт, но я не сталкивался... | | Лайк (1) |
Dim-evМодератор раздела  Сообщений: 2084 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2527 | Наверх ##
1 февраля 2023 18:53 Комплект статей по истории села с аннотациями размещён на местном форуме. | | |
Dim-evМодератор раздела  Сообщений: 2084 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2527 | Наверх ##
24 февраля 2023 17:27 Вышла обобщающая статья по источникам для изучения истории населённых пунктов Каинского уезда по результатам конференции НИРО в ноябре 2022 г.
Прикрепленный файл (Евсюков Д.Е.pdf, 248581 байт) | | Лайк (2) |
Dim-evМодератор раздела  Сообщений: 2084 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2527 | Наверх ##
16 марта 2024 14:24 Открываю новую серию публикаций. Жизнь села 100 лет назад. Публикации из районной газеты, которая в 1924 году носила называние "Крестьянская правда".
 | | Лайк (1) |
Dim-evМодератор раздела  Сообщений: 2084 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2527 | Наверх ##
16 марта 2024 14:25 Номер за 13 марта 1924. Про кулака Соколова.
 | | Лайк (1) |
|