Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Поволжье

Генеалогические находки по Поволжью

← Назад    Модератор: d_tropin
d_tropin
Модератор раздела

d_tropin

Частный специалист

Москва
Сообщений: 397
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 479
Думный дьяк Иван Тарасьевич Грамотин

Краткий биографический очерк думного дьяка Ивана Грамотина из «Советской исторической энциклопедии» похож на политическую заметку о том, как вполне реально можно усидеть на двух стульях.
Первый стул, сытный и жирный – это Варшава, Сигизмунд III и первые два Лжедмитри. Второй стул, родной и не такой хлебный, как первый – это Москва, Шуйский и Романовы.

Грамотин Иван Тарасьевич (ум. 1638) - русский дипломат. При Лжедмитрии I с августа 1605 года стал думным дьяком Посольского приказа. При царе Василии Шуйском в 1608 году перешел на сторону Лжедмитрия II. После распада Тушинского лагеря в 1610 году - доверенный агент польского короля Сигизмунда III, по поручению которого управлял Посольским приказом в звании печатника, присутствовал в Поместном приказе и Боярской думе. В 1612 году был послан боярами-изменниками в Польшу, чтобы ускорить воцарение в Москве Владислава. Участвовал в походе Сигизмунда III на Москву. Находясь в Польше (1612-1617), видимо, сблизился с пленным Филаретом (Романовым), будущим патриархом Московским. Поэтому по возвращении в Россию сохранил звания печатника и думного дьяка. Интриги Грамотина вызвали недовольство новопоставленного патриарха Филарета. Обвиненный по делу о волшебстве, Грамотин был сослан в Алатырь в 1626-1634 годах. В 1634-1638 годы был в Москве, пользовался влиянием при царском дворе. Грамотин был крупным землевладельцем*.

В частности ему принадлежала целая бортная Толоконцевская волость в Нижегородском уезде. Бортные земли специализировались по разведению пчел и добыче меда, воска и производстве свечей. После смерти Грамотина его толоконцевская вотчина была поделена между десятками помещиками и вотчинниками. Это лишь малая часть его владений по всему Русскому государству.

Мы не знаем всех хитросплетений и интриг Смутного времени, но у человека XXI века назревает явный вопрос: как человек уровня министра иностранных дел мог вполне официально играть на две стороны. Ответ очень прост: Русской государство периода Смутного времени – это полноценное позднефеодальное государство со всеми вытекающими последствиями. Высшее признание родовитости, не только служба сюзерена, но и право на смену сюзерена с рядом оговорок.
Это с точки зрения человека XX века действия Грамотина трактуются как «измена родине» с дальнейшим применением высшей меры. А по тем временам многие действия родовитого дворянина и помещика из воинского сословия трактовались довольно древними законами, например, «право вассала на войну с сеньором, если с ним невозможно договориться». В любом случае, последствия дворцовых интриг крепко проехались катком по думному дьяку.

* РГАДА Ф.1209-1-292 – Писцовая книга Закудемского стана Нижегородского уезда, волость Толоконцевская (1626)

Прикрепленный файл: 019.jpgIMG_20220404_145539_1 - вотчина Грамотина.jpg, 2889855 байт
---
Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin
d_tropin
Модератор раздела

d_tropin

Частный специалист

Москва
Сообщений: 397
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 479
О казаках-некрасовцах и Кубанском погроме в Пензенском крае


Для людей, более-менее интересующихся историей, образ казаков-некрасовцев сформирован современными этнографами под углом материальной культуры и фольклора. Казаки и их потомки представлены как носители уникальной культуры быта со своеобразной кухней и пестрой женской одеждой.
Для некоторой же части современных казаков они являются неким романтизированным образом свободолюбия: борцы с царской властью за свою казачью свободу. Бежали в Османскую империю, чтобы остаться непокоренными царской Россией. А спустя многие десятилетия и века стали возвращаться домой из-за великой любви к родной земле. Так пишут, так сочиняют, так о них мечтают…

Люди, более искушенные в истории, знают о Кубанском погроме, обширном набеге на часть территории Юго-Восточной России в начале августа 1717 года, что был совершен ногайцами, черкесами и казаками-некрасовцами, жившими на реке Кубань. Но представление этого события явно поверхностное: пришли, пограбили и ушли. Мало ли такого бывало на юге за прошлые столетия? Разбойников всегда было в избытке на южных рубежах.

Но мотив сам по себе ужасен: одни русские люди массово(!) грабят других русских людей и уводят их в турецкое рабство. Понятное дело, что есть поправка на феодальный дух эпохи, на пренебрежительное отношение вольных казаков к помещичьим крестьянам. Но нужно понимать, что православие категорически запрещает рабство, тем более, что рабов в итоге вели на продажу магометанам, а это двойная мерзость.
О моральной стороне можно говорить сколько угодно, факты – это более интересная вещь.

Работая с материалом РГАДА Ф.350 оп. 1 д. 308 «Книга переписная крестьян Узинского стана Пензенского уезда от 1717-1718 годов», встречаешь массу таких фактов.

//л.544об «…взяты в полон а Павлова жена Василиса Дмитриевна выведена после Кубанского разорения в другую помещика их вотчину в Пензенскую же губернию в село Богородцкое»

«Андрей Семенов 50 лет у него дочь Ульяна 17 лет а жена ево Андреева Агафья Юдина взята в полон да из того крестьяна Петр Алексеев з женой Натальей, иваном сын его Марка з женой Василисой Семеновой з детьми с Петром з дочерью Матреной. Иван Федоров с женой Василисой з детьми с Автотьей с Федосьей и так далее плюс 18(!) человек в прошлом 717 году в приход кубанских татар взяты в полон».

«По переписи прежней Никита Трофимов убит. Остап Звонников
//л.550 а жена ево Анна з детьми з Григорием Татьяною с Прасковьей с Агафьей з Дарьей да воротной человек Моисей Астафьев с женой Натальей з детьми з Григорием с Селиверстом взяты в полон…».

«А по смотру та деревня пуста дворовое строение выжжено без остатка».

//л.553 «Абросим Ларионов 50 лет вдов у него дочь Катерина а жена ево Марья Минеева взята в полон».
«Андрей Иванов з детьми с Василием с дочерьми Маврою са Ксенею взяты в полон а жена ево Фекла умре
».

//л.553об «Дворовое место Сидора Силантьева а Сидор умре а жена его Анна Нестерова и дети ево Григорей да Иван взяты в полон. Дворовое место Якима Федорова а он Якима со снохой сына ево Григорьевою женой Ульяною Назаровой от кубанцов побиты».

«Дворы выжжены а по скаске Пензенского уезду
//л.586об Шукшенсокму стану евож Борисова села Богородицкого прикащика Спиридона Иванова да крестьянской староста Терентий Савостянов (перечисление крестьян) Давыда Аврамьева с товарищи и в прошлом 717 году оное село Спасское кубанскими татары разарили и ево помещиков крестьянские дворы выжгли безостатку. Людей крестьян мужчин и женщин пол в поле побрали и побили досмерти а именно …».

//л.587об «А по скаске человек ево крестьянской двор разорили и выжгли в прошлом 717 году воровские кубанские татары. Иво дворовые люди и крестьяне взяты в полон а именно…»

//л.588об «Сенка Лазарев взят в полон а жена ево Аксинья Федорова умре. Илья Петров з женой Федосьей Михайловою з братом Степаном взяты в полон».

И это лишь малая доля примеров той массовой резни и грабежа, который учинили казаки-некрасовцы со своими ногайскими коллегами по опасному бизнесу. Выше указано около сотни убитых и взятых в полон. Суммарно же, исходя из труда Чекалина Ф. Ф. «К истории большого кубанского погрома в 1717 году» (1893), изверги увели с собой до 18.000 ясырей.
Согласно работе Хвощева А. Л. «Очерки по истории Пензенского края» (1922) узнаем: «Для всей губерний Кубанский погром обошелся очень дорого; убито 174 чел., взято в плен 3402 чел. Но нужно думать, что статистика эта недостаточно точна, — не подсчитаны все потери в уездах, а главное, переписные книги не исчисляют потерь по городам Пензе и Мокшану и пригороду Рамзаю».

Казаки-некрасовцы в данном случае заиграли совсем некрасивыми красками. Вся их романтизация у части современного казачьего общества имеет под собой заведомо вымышленную основу.
И итоге же любое окологосударственное формирование или группировка, живущая грабежом, обречено на уничтожение. Не могут быть светлым образом те исторические общности людей, кто продавал в рабство единых себе по крови и вере.

Денис Тропин, генеалог
denis-tropin@yandex.ru

Прикрепленный файл: .Казаки.jpg554об.jpg, 2566799 байт
---
Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin
d_tropin
Модератор раздела

d_tropin

Частный специалист

Москва
Сообщений: 397
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 479
Деревня долгожителей или возраст «на глаз»?

В деле* ф.350 РГАДА от 1719 года работал по деревням Нижегородского уезда. Одна оказалась весьма примечательной.

«л.170 – в деревне Выползове пахотных крестьян

Еремей Борисов 93 лет у него брат Иван 90 лет /.../
//л.170об
Василей Григорьев 80 лет у него два брата Василей 62 лет, Григорей 45 лет /.../
Семен Иванов 125 лет у него три сына Иван 90 лет, Алексей 80 лет
//л.171 Алексей (второй) 80 лет. У Ивана 3 сына Иван 60 лет, Игнатей 52 лет, Михайла 32 лет /.../

А в лета
От 70 до 80 – 3 человека
От 80 до 90 – 5 человек
От 90 до 100 – 3 человека
От 120 до (1)30 лет – 1 человек
Итого 72 человека»

Первая мысль: писарь явно намудрил. Или не намудрил?
Конечно, древнего 125-летнего деда не проверишь по второй ревизии. Двум братьям Григориям Васильевым сыновьям писарь в 1748 году приписал «всего лишь» по 92 года. Ранее им было 80 и 45. А вот Иван Иванов сын, которому было 60 лет на 1719 год, во второй ревизии имеет свои законные 90 лет. Вот и непонятно, то ли прав был писарь в 1719 году, то ли «на глаз» определял возраст.
Даже, если древнему 125-летнему деду и приписали 10-15 лет, то он всё равно невероятно крут по здоровью. Вероятно, имел хорошие зубы, а в итоге и неизношенный желудочно-кишечный тракт.
С другой стороны, если в той деревне многие родственники, то и гены могут быть одинокого крепкими.

*РГАДА Ф.350-2-1944 - Сказки помещичьих крестьян Нижегородского уезда (1719-1720).

Денис Тропин, генеалог
denis-tropin@yandex.ru

Прикрепленный файл: f766c308d4a1ac6c719b8b4cd8bd8a02.jpgIMG_20230214_130325_1.jpg, 1424365 байт
---
Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin
d_tropin
Модератор раздела

d_tropin

Частный специалист

Москва
Сообщений: 397
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 479
Воевода, ставший монахом

История знает примеры, когда родовитые или высокие должностные лица Русского государства и Российской империи в силу ряда причин принимали монашеский постриг. Самые известные примеры – это св. князь Александр Невский и патриарх Филарет (Федор), отец царя Михаила Романова, был дворцовым воеводой. Менее известный пример: кольский воевода Аверкий (Авраамий) Палицын.

Вот и мне, работая с делом* 1209 фонда РГАДА, удалось соприкоснуться с жизнью такого человека. Речь пойдет о царском стольнике Семене Константинове Дмитриеве.
В 1677 года он назначен воеводой в Черный Яр, в 1686-1687 годах был воеводой в Пензе. Участвовал в Крымских походах 1687 и 1689 годах под руководством В.В. Голицына. Воевода Симбирска в 1708-1709 и комендант Сызрани 1715-1716 годах.

Из мемуаров потомка воеводы, поэта и писателя, Михаила Александровича Дмитриева (1796-1866) «Главы из воспоминаний моей жизни»:

«В один и тот же день, 16 февраля 1684 года, Семён Константинов получил три похвальные грамоты, с пожалованием при том немалого количества земель».
Там же: «В 1704 году он был уже стольником и 27 февраля получил четвертую похвальную грамоту: за службы предков его и отца его, которые службы, ратоборство и храбрость, и мужественное ополчение, и крови, и смерти нежаление, предки и отец его и сродники показали в прошедшую войну в коруне Польской и в княжестве Литовском».
И далее: «В старости своей, около 1712 года, построил он в Симбирской губернии, в Сызранском уезде (ныне отошло к Самарской губернии), на собственной земле Кашпирской Благовещенский монастырь; а в 1730 году, вероятно, вместо прежней деревянной церкви, соорудил каменную церковь, а на пропитание монашествующих дал несколько душ своих крепостных крестьян с землею, поселив их в особой при монастыре слободке. Там он принял и сам пострижение, где в монашеском чине и скончался».

Согласно изученной челобитной, царский стольник Дмитриев передает часть своей вотчины в земли церковные:

(л.660об) «Державнейший Царь Государь Милостлевейший
По благословению преосвященнейшаго Тихона митрополита Козанского и Свияжского по моему обещанию построена церковь Божия во имя Пресвятой Богородицы чистага ея Благовещения на вотчине моей земле в Синбирском уезде ниже города Кашпира на отхожем месте на берегу Волги реки. А к той церкви Божией попу с причетники на прокормление даю я из вотчиной своей земли на пашню 20 четвертей в поле в дву по тому ж. Да сенных покосов на 20 копен. И та моя данная земля к той церкви Божией не отказана.
Всемилостлевейший Государь прошу вашего величества. Вели Государь тоей вышеописаною землю к той церкви Божией справит(ь) и для ведения отказ послать свой Государев указ в Архиерейский казенный приказ.

Вашего Величества нижайший раб Семен Дмитриев
Декабря в 4 день 711 года
».

В последующем 1712 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы стал центром Кашпировского монастыря. По оставлению службы Семен Дмитриев принял там же монашеский постриг. Позже этот монастырь так и станут называть по имени его благодетеля: Симеоновский Кашпирский Благовещенский мужской монастырь.

* РГАДА Ф.1209 Дела молодых лет д. 6559 - Присланные дела по городу Казани (1622-1700)
Изображение: Воевода Русского царства, автор - Сергей Олейник.

Денис Тропин, генеалог
denis-tropin@yandex.ru

Прикрепленный файл: 01.jpg02.jpg, 308113 байт03.jpg, 280061 байт
---
Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin
← Назад    Модератор: d_tropin
Вверх ⇈