Поволжье
Генеалогические находки по Поволжью
d_tropin | Наверх ##
24 мая 2022 15:55 25 мая 2022 0:02 Думный дьяк Иван Тарасьевич Грамотин
Краткий биографический очерк думного дьяка Ивана Грамотина из «Советской исторической энциклопедии» похож на политическую заметку о том, как вполне реально можно усидеть на двух стульях. Первый стул, сытный и жирный – это Варшава, Сигизмунд III и первые два Лжедмитри. Второй стул, родной и не такой хлебный, как первый – это Москва, Шуйский и Романовы.
Грамотин Иван Тарасьевич (ум. 1638) - русский дипломат. При Лжедмитрии I с августа 1605 года стал думным дьяком Посольского приказа. При царе Василии Шуйском в 1608 году перешел на сторону Лжедмитрия II. После распада Тушинского лагеря в 1610 году - доверенный агент польского короля Сигизмунда III, по поручению которого управлял Посольским приказом в звании печатника, присутствовал в Поместном приказе и Боярской думе. В 1612 году был послан боярами-изменниками в Польшу, чтобы ускорить воцарение в Москве Владислава. Участвовал в походе Сигизмунда III на Москву. Находясь в Польше (1612-1617), видимо, сблизился с пленным Филаретом (Романовым), будущим патриархом Московским. Поэтому по возвращении в Россию сохранил звания печатника и думного дьяка. Интриги Грамотина вызвали недовольство новопоставленного патриарха Филарета. Обвиненный по делу о волшебстве, Грамотин был сослан в Алатырь в 1626-1634 годах. В 1634-1638 годы был в Москве, пользовался влиянием при царском дворе. Грамотин был крупным землевладельцем*.
В частности ему принадлежала целая бортная Толоконцевская волость в Нижегородском уезде. Бортные земли специализировались по разведению пчел и добыче меда, воска и производстве свечей. После смерти Грамотина его толоконцевская вотчина была поделена между десятками помещиками и вотчинниками. Это лишь малая часть его владений по всему Русскому государству.
Мы не знаем всех хитросплетений и интриг Смутного времени, но у человека XXI века назревает явный вопрос: как человек уровня министра иностранных дел мог вполне официально играть на две стороны. Ответ очень прост: Русской государство периода Смутного времени – это полноценное позднефеодальное государство со всеми вытекающими последствиями. Высшее признание родовитости, не только служба сюзерена, но и право на смену сюзерена с рядом оговорок. Это с точки зрения человека XX века действия Грамотина трактуются как «измена родине» с дальнейшим применением высшей меры. А по тем временам многие действия родовитого дворянина и помещика из воинского сословия трактовались довольно древними законами, например, «право вассала на войну с сеньором, если с ним невозможно договориться». В любом случае, последствия дворцовых интриг крепко проехались катком по думному дьяку.
* РГАДА Ф.1209-1-292 – Писцовая книга Закудемского стана Нижегородского уезда, волость Толоконцевская (1626)
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | |
d_tropin | Наверх ##
27 января 2023 18:06 5 февраля 2023 20:08 О казаках-некрасовцах и Кубанском погроме в Пензенском крае
Для людей, более-менее интересующихся историей, образ казаков-некрасовцев сформирован современными этнографами под углом материальной культуры и фольклора. Казаки и их потомки представлены как носители уникальной культуры быта со своеобразной кухней и пестрой женской одеждой. Для некоторой же части современных казаков они являются неким романтизированным образом свободолюбия: борцы с царской властью за свою казачью свободу. Бежали в Османскую империю, чтобы остаться непокоренными царской Россией. А спустя многие десятилетия и века стали возвращаться домой из-за великой любви к родной земле. Так пишут, так сочиняют, так о них мечтают…
Люди, более искушенные в истории, знают о Кубанском погроме, обширном набеге на часть территории Юго-Восточной России в начале августа 1717 года, что был совершен ногайцами, черкесами и казаками-некрасовцами, жившими на реке Кубань. Но представление этого события явно поверхностное: пришли, пограбили и ушли. Мало ли такого бывало на юге за прошлые столетия? Разбойников всегда было в избытке на южных рубежах.
Но мотив сам по себе ужасен: одни русские люди массово(!) грабят других русских людей и уводят их в турецкое рабство. Понятное дело, что есть поправка на феодальный дух эпохи, на пренебрежительное отношение вольных казаков к помещичьим крестьянам. Но нужно понимать, что православие категорически запрещает рабство, тем более, что рабов в итоге вели на продажу магометанам, а это двойная мерзость. О моральной стороне можно говорить сколько угодно, факты – это более интересная вещь.
Работая с материалом РГАДА Ф.350 оп. 1 д. 308 «Книга переписная крестьян Узинского стана Пензенского уезда от 1717-1718 годов», встречаешь массу таких фактов.
//л.544об «…взяты в полон а Павлова жена Василиса Дмитриевна выведена после Кубанского разорения в другую помещика их вотчину в Пензенскую же губернию в село Богородцкое»
«Андрей Семенов 50 лет у него дочь Ульяна 17 лет а жена ево Андреева Агафья Юдина взята в полон да из того крестьяна Петр Алексеев з женой Натальей, иваном сын его Марка з женой Василисой Семеновой з детьми с Петром з дочерью Матреной. Иван Федоров с женой Василисой з детьми с Автотьей с Федосьей и так далее плюс 18(!) человек в прошлом 717 году в приход кубанских татар взяты в полон».
«По переписи прежней Никита Трофимов убит. Остап Звонников //л.550 а жена ево Анна з детьми з Григорием Татьяною с Прасковьей с Агафьей з Дарьей да воротной человек Моисей Астафьев с женой Натальей з детьми з Григорием с Селиверстом взяты в полон…».
«А по смотру та деревня пуста дворовое строение выжжено без остатка».
//л.553 «Абросим Ларионов 50 лет вдов у него дочь Катерина а жена ево Марья Минеева взята в полон». «Андрей Иванов з детьми с Василием с дочерьми Маврою са Ксенею взяты в полон а жена ево Фекла умре».
//л.553об «Дворовое место Сидора Силантьева а Сидор умре а жена его Анна Нестерова и дети ево Григорей да Иван взяты в полон. Дворовое место Якима Федорова а он Якима со снохой сына ево Григорьевою женой Ульяною Назаровой от кубанцов побиты».
«Дворы выжжены а по скаске Пензенского уезду //л.586об Шукшенсокму стану евож Борисова села Богородицкого прикащика Спиридона Иванова да крестьянской староста Терентий Савостянов (перечисление крестьян) Давыда Аврамьева с товарищи и в прошлом 717 году оное село Спасское кубанскими татары разарили и ево помещиков крестьянские дворы выжгли безостатку. Людей крестьян мужчин и женщин пол в поле побрали и побили досмерти а именно …».
//л.587об «А по скаске человек ево крестьянской двор разорили и выжгли в прошлом 717 году воровские кубанские татары. Иво дворовые люди и крестьяне взяты в полон а именно…»
//л.588об «Сенка Лазарев взят в полон а жена ево Аксинья Федорова умре. Илья Петров з женой Федосьей Михайловою з братом Степаном взяты в полон».
И это лишь малая доля примеров той массовой резни и грабежа, который учинили казаки-некрасовцы со своими ногайскими коллегами по опасному бизнесу. Выше указано около сотни убитых и взятых в полон. Суммарно же, исходя из труда Чекалина Ф. Ф. «К истории большого кубанского погрома в 1717 году» (1893), изверги увели с собой до 18.000 ясырей. Согласно работе Хвощева А. Л. «Очерки по истории Пензенского края» (1922) узнаем: «Для всей губерний Кубанский погром обошелся очень дорого; убито 174 чел., взято в плен 3402 чел. Но нужно думать, что статистика эта недостаточно точна, — не подсчитаны все потери в уездах, а главное, переписные книги не исчисляют потерь по городам Пензе и Мокшану и пригороду Рамзаю».
Казаки-некрасовцы в данном случае заиграли совсем некрасивыми красками. Вся их романтизация у части современного казачьего общества имеет под собой заведомо вымышленную основу. И итоге же любое окологосударственное формирование или группировка, живущая грабежом, обречено на уничтожение. Не могут быть светлым образом те исторические общности людей, кто продавал в рабство единых себе по крови и вере.
Денис Тропин, генеалог denis-tropin@yandex.ru
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | |
d_tropin | Наверх ##
11 мая 2023 17:23 11 мая 2023 17:38 Деревня долгожителей или возраст «на глаз»?
В деле* ф.350 РГАДА от 1719 года работал по деревням Нижегородского уезда. Одна оказалась весьма примечательной.
«л.170 – в деревне Выползове пахотных крестьян
Еремей Борисов 93 лет у него брат Иван 90 лет /.../ //л.170об Василей Григорьев 80 лет у него два брата Василей 62 лет, Григорей 45 лет /.../ Семен Иванов 125 лет у него три сына Иван 90 лет, Алексей 80 лет //л.171 Алексей (второй) 80 лет. У Ивана 3 сына Иван 60 лет, Игнатей 52 лет, Михайла 32 лет /.../
А в лета От 70 до 80 – 3 человека От 80 до 90 – 5 человек От 90 до 100 – 3 человека От 120 до (1)30 лет – 1 человек Итого 72 человека»
Первая мысль: писарь явно намудрил. Или не намудрил? Конечно, древнего 125-летнего деда не проверишь по второй ревизии. Двум братьям Григориям Васильевым сыновьям писарь в 1748 году приписал «всего лишь» по 92 года. Ранее им было 80 и 45. А вот Иван Иванов сын, которому было 60 лет на 1719 год, во второй ревизии имеет свои законные 90 лет. Вот и непонятно, то ли прав был писарь в 1719 году, то ли «на глаз» определял возраст. Даже, если древнему 125-летнему деду и приписали 10-15 лет, то он всё равно невероятно крут по здоровью. Вероятно, имел хорошие зубы, а в итоге и неизношенный желудочно-кишечный тракт. С другой стороны, если в той деревне многие родственники, то и гены могут быть одинокого крепкими.
*РГАДА Ф.350-2-1944 - Сказки помещичьих крестьян Нижегородского уезда (1719-1720).
Денис Тропин, генеалог denis-tropin@yandex.ru
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | |
d_tropin | Наверх ##
5 июня 2023 19:55 5 июня 2023 19:57 Воевода, ставший монахом
История знает примеры, когда родовитые или высокие должностные лица Русского государства и Российской империи в силу ряда причин принимали монашеский постриг. Самые известные примеры – это св. князь Александр Невский и патриарх Филарет (Федор), отец царя Михаила Романова, был дворцовым воеводой. Менее известный пример: кольский воевода Аверкий (Авраамий) Палицын.
Вот и мне, работая с делом* 1209 фонда РГАДА, удалось соприкоснуться с жизнью такого человека. Речь пойдет о царском стольнике Семене Константинове Дмитриеве. В 1677 года он назначен воеводой в Черный Яр, в 1686-1687 годах был воеводой в Пензе. Участвовал в Крымских походах 1687 и 1689 годах под руководством В.В. Голицына. Воевода Симбирска в 1708-1709 и комендант Сызрани 1715-1716 годах.
Из мемуаров потомка воеводы, поэта и писателя, Михаила Александровича Дмитриева (1796-1866) «Главы из воспоминаний моей жизни»:
«В один и тот же день, 16 февраля 1684 года, Семён Константинов получил три похвальные грамоты, с пожалованием при том немалого количества земель». Там же: «В 1704 году он был уже стольником и 27 февраля получил четвертую похвальную грамоту: за службы предков его и отца его, которые службы, ратоборство и храбрость, и мужественное ополчение, и крови, и смерти нежаление, предки и отец его и сродники показали в прошедшую войну в коруне Польской и в княжестве Литовском». И далее: «В старости своей, около 1712 года, построил он в Симбирской губернии, в Сызранском уезде (ныне отошло к Самарской губернии), на собственной земле Кашпирской Благовещенский монастырь; а в 1730 году, вероятно, вместо прежней деревянной церкви, соорудил каменную церковь, а на пропитание монашествующих дал несколько душ своих крепостных крестьян с землею, поселив их в особой при монастыре слободке. Там он принял и сам пострижение, где в монашеском чине и скончался».
Согласно изученной челобитной, царский стольник Дмитриев передает часть своей вотчины в земли церковные:
(л.660об) «Державнейший Царь Государь Милостлевейший По благословению преосвященнейшаго Тихона митрополита Козанского и Свияжского по моему обещанию построена церковь Божия во имя Пресвятой Богородицы чистага ея Благовещения на вотчине моей земле в Синбирском уезде ниже города Кашпира на отхожем месте на берегу Волги реки. А к той церкви Божией попу с причетники на прокормление даю я из вотчиной своей земли на пашню 20 четвертей в поле в дву по тому ж. Да сенных покосов на 20 копен. И та моя данная земля к той церкви Божией не отказана. Всемилостлевейший Государь прошу вашего величества. Вели Государь тоей вышеописаною землю к той церкви Божией справит(ь) и для ведения отказ послать свой Государев указ в Архиерейский казенный приказ.
Вашего Величества нижайший раб Семен Дмитриев Декабря в 4 день 711 года».
В последующем 1712 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы стал центром Кашпировского монастыря. По оставлению службы Семен Дмитриев принял там же монашеский постриг. Позже этот монастырь так и станут называть по имени его благодетеля: Симеоновский Кашпирский Благовещенский мужской монастырь.
* РГАДА Ф.1209 Дела молодых лет д. 6559 - Присланные дела по городу Казани (1622-1700) Изображение: Воевода Русского царства, автор - Сергей Олейник.
Денис Тропин, генеалог denis-tropin@yandex.ru
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | |
|