⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Ачкасовы древние они же Очкасовы
|
← Назад Вперед → | Страницы: 1 2 3 Вперед → Модератор: aleksgooo |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | Попытка собрать и обобщить информацию по всем Ачкасовым максимально ранних периодов истории - до 17 века. К 17 веку Ачкасовы уже живут как в Южном Порубежье (Мценск, Орел, Курск, Елец и тд), так и в северных регионах - Кострома/Ярославль. Кроме того известны упоминания о них в Казани и Торопце. Цель - установить хоть какую-то генеалогию тех периодов и понять, есть ли связь между всеми ними. Список персон, описанных в данном разделе: Тимофей Ачкасов, великоняжеский дьяк, 1420е - основатель новгородско-торопецкой линии Володя Ачкасов, Москва, 1440е - неизвестно, возможно родственник Тимофея Михаль Рыжок - дьяк у князя Ивана Юрьевича Патрикеева в 1490е Васюк Преснец Никонец Чмут Савва Томило Анкудиновы дети - предположительно внуки Тимофея, служители князя Ивана Юрьевича Патрикеева в 1490е, новгородцы? Пятой и Федор Яковлевы дети Ачкасовы - костромские, в 1505 году Прокофий, Леонтий Алексеевы и Чулок Ачкасовы - помещики Вотской пятины в 1500 году П.А.Лобан Ачкасов - возможно он же Прокофий Алексеев Ярославские Ачкасовы - Кузьма Очкасов, холоп у Торпанова, в 1473 году Борис Чмутов Ачкасов - торопецкий помещик в 1550е Ачкасовы из Водской пятины, в 1582 году Ачкасов Курбат Васильев, из Боровска, в 1550е Невежа Тимофеев Ачкасов - из костромских 1550-1580, основатель казанской линии Яков Борисов Ачкасов, помещик в Эстляндии в 1565, возможно сын Бориса Чмутова Нехороший Очкасов, послан в Казань в 1552 году, возможно он же Курбат Васильев из Боровска Кузьма Иванов Ачкасов, 1571 год Григорий Ачкасов, 1577 год Иван Ачкасов, казанский, 1616 Лаврин (Лавр?) Федорович Очкас - витебчанин в 1606 Тимофей, Андрей, Ивану Андреевы дети Очкасова - мценские, в 1596-99 Салтан Очкасов - новгородский, Деревская пятина 1584-1606 Федор Очкасов - неизвестный стрелецкий голова, в 1554 Константин Очкасов - решеточный приказчик в 1591 Семой Иванов, Васька Васильев, Воин Афанасьев Ачкасовы из Водской пятины начала 17 века Карта населенных пунктов с названиями Ачкасово/Очкасово (в том числе уже не существующие) ![]() Карта с местами жизни/поместий упомянутых Ачкасовых ![]() |
Лайк (2) |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | Публичная информация возводит происхождение Ачкасовых к дворцовому дьяку Великого князя Василия Дмитриевича Тимофею Ачкасову. Василий I Дмитриевич https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D1%87 Васи́лий I Дми́триевич (30 декабря 1371, Москва — 27 февраля 1425, Москва) — великий князь московский и владимирский с 1389 года, старший сын Дмитрия Ивановича Донского и великой княгини Евдокии, дочери великого князя нижегородско-суздальского Дмитрия Константиновича. Документальным источником его существования является Вторая духовная грамота (завещание) Василия Первого, датированная примерно 1417 годом Ознакомиться с ней можно здесь (стр 57): https://istmat.org/files/uploa...xvi_vv.pdf ![]() Стоит обратить внимание на указанного первым в числе послухов (свидетелей) князя Юрьи Патрикеевича, с связи с ним (его сыном) Ачкасовы еще встретятся. Небольшой анализ происхождения и статуса Тимофея Ачкасова встречается в диссертации САВОСИЧЕВ Андрей Юрьевич ДЬЯКИ И ПОДЬЯЧИЕ XIV – XVI ВЕКОВ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ http://www.science.vsu.ru/diss...в_А.Ю..pdf https://www.prlib.ru/item/1149227 Постепенный процесс превращения дьяков из холопов в свободных людей можно заметить, начиная с первой четверти XV столетия. Эпоха Василия I также представлена тремя дьяками великокняжеской канцелярии. Аникей в 20-х – 40-х гг. XV в. писал полную грамоту, доложенную кн. Юрию Патрикеевичу. Тимофей Ачкасов писчик второй духовной великого князя Василия Дмитриевича, примерно в 1416 – 1417 гг. участвовавший вместе с боярином Юрием Васильевичем в межевании вотчин Чудова монастыря. Алексей Стромилов, писавший текст последней духовной Василия I в марте 1423 г. +новый факт: участие в межевании вотчин Чудова Монастыря источник: АСЭИ. Т. 3. № 31; ДДГ. № 21;. https://vk.com/wall-56611080_180793 ![]() Свободным, по всей видимости, был и Тимофей Ачкасов. Участие его в межевании вместе с боярином, в последующие годы, когда дьяки уже были свободными людьми, становится одной из обычных дьяческих служб. О социальном происхождении Тимофея Ачкасова ничего определённого сказать нельзя. Во второй половине того же столетия обнаруживаются ещё 8 Ачкасовых. Среди них пятеро холопов и два новгородских помещика АРГ. № 65; - разыскивается АСЗ. Т. 1. № 278; - смотри ниже АСЭИ. Т. 1. № 483; - ошибка? см ниже АФЗХ. Ч. 1. № 46а; - смотри ниже ДДГ. № 86; - приведено тут НПК. Т. 3. Стб. 95-99, 414-416. - см ниже |
Лайк (2) |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | Хронологически следующий Ачкасов упоминается в период 1440-45 годов - это Володя (Владимир) Очкасов Упоминание о нем как о послухе (свидетеле) встречается в в первом томе АСЭИ (ссылка выше), ![]() 167 [Ок. 1440-45 гг.]. - Купчая Никиты Конст. Добрынского на землю Кругловскую на р. Клязьме, в Москов. у. Список сер. XVI в. Кн. 518, л. 162. Список с купчие грамоты К[р]угловские земли. Се яз, Микита Констянтиновичь, купил есми у Ивашка да у Огафона, да у Онтона, да у Власа, да у Судора, да у Федорца, да у Иванца на Клязме Кругловъскую землю, с лесы и с пожнями, и что к ней потягло, куды коса и соха и топор ходил. Дал есми на ней десять рублев, да овцу пополнка. А купил есми собе и своим детем. А земля им отвести на весне. А на то послухи: Федор Александровичь Белевутов, Юрьи Головленок, Михайло Телебугин, Василь Панин, Володя Очкасов, Онтон Вырубов. А грамоту писал Демех Трегубов. Списки: АТСЛ, кн. 518, л. 183? (2-й список); перед этим списком стоит заголовок: «Списки с Ростокинских грамот с даных». Юрий Головленок был убит в бою 1445 г. под Суздалем (Др. росс. вивл. VI, 458). Никита Конст. Добрынский скорее всего мог совершать покупки на Воре в нач. 1440-х гг.-до его перехода на сторону Шемяки или раньше. Демех Трегубов - подьячий в. князя, писал грамоту № 100 в 1432-45 гг. Интерес представляет Демех Трегубов, еще один великокняжеский писец, а так же сам Никита Константинович Добрынский. Это поможет понять социальный круг в котором находился Володя Очкасов. https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D0%B5 Константин Добрынский жил во второй половине XIV века, его прозвище, согласно некоторым родословцам, дано по селу, владельцем которого он был. Согласно родословцам, у него был один брат, Андрей Одинец, родоначальник Белеутовых, но по мнению С. Б. Веселовского его братом мог быть также Семён Иванович Добрынский, который, согласно летописному рассказу, погиб во время похода великого князя Дмитрия Ивановича Донского на Тверь в 1375 году. О службе Константина Добрынского в источниках не сообщается, даже частные родословцы не называют его боярином, однако на основании богатства и карьере, которую сделали его сыновья, он, по мнению Веселовского, занимал достаточно видное место. Константин был дважды женат. От первого брака у него известно 4 сына: Дмитрий Заяц, Андрей Сахарник, Василий Гусь и Павел. От второго брака у него было 5 сыновей: Фёдор Симкий, Пётр Хромой, Иван, Владимир и Никита. От этих сыновей пошли разные ветви рода, усвоившие различные родовые прозвания. https://www.bibliotekar.ru/2-7...sii/41.htm Карьера младших Константиновичей, Петра Хромого, Ивана и Никиты, представляет полную противоположность карьере Федора Симского и его сына Василия. Они не довольствуются высоким положением, занятым при великокняжеском дворе, как будто не понимают исторического значения борьбы великокняжеского единодержавия с удельными княжатами, переходят, под влиянием честолюбия или по недомыслию, в решительный момент на сторону княжат, терпят вместе с ними поражение и сходят со всем своим потомством с исторической сцены. Поскольку опала и конфискация вотчин Петра Константиновича стоят в связи с опалой, постигшей его братьев Ивана и Никиту, то выяснение указанных выше загадок надо вести одновременно. В числе жалованных грамот вел. кн. Василия Троицкому монастырю на имя игумена Зиновия (1432—1445 гг.) есть две, ва которых стоит боярская подпись Никиты Константиновича, и одна за подписью Ивана Константиновича . Приблизительно в то же время Никита Константинович упоминается как наместник в Переяславле (недатированная докладная купчая из троицкого архива). Измена и переход Константиновичей на сторону княжат относятся к 1446 г., когда Никита принял на себя одну из первых ролей в драме ослепления вел. кн. Василия. События этого времени хорошо освещены в литературе . Возобновляя их в памяти читателя, отмечу только то, что характеризует роль Константиновичей и, в частности, Никиты. ... Очевидно, что в основе похода вел. кн. Василия на кн. Ивана и бегства кн. Ивана в Литву было какое-то дело, которое было сочтено вел. кн. Василием достаточно серьезным поводом, чтобы согнать с престола кн. Ивана и наказать его ближайших соумышленников и сторонников. Конфискация вотчин распространялась на Петра, Ивана и Никиту. Списка конфискованных вотчин мы не имеем. Только в первом договоре вел. кн. Василия с кн. Василием Ярославичем, написанном вскоре после бегства кн. Ивана в Литву, быть может в том же 1454 г., упоминается с. Башарово в Бежецке, бывшее владение Никиты Константиновича, проданное великим князем Федору Михайловичу Челядне . В первой духовной вел. кн. Василия (1462 г.) упоминаются в Юрьеве с. Добрынское, очевидно то самое, которое принадлежало Добрынским, и села Петра Константиновича — на Шексне, на Истре, в Юрьеве — Матвейцево, Ворогово и другие. Наконец, во второй духовной упоминаются дворы в Москве Петра, Ивана и Никиты Константиновичей В известном сборнике митрополичьих посланий есть рассказ о побеге Никиты Добрынского в Литву. Великий князь «опалился» на Никиту и дал его за приставы держать своему введеному дьяку Алексею; «и Алексей великому князю изменил: сговоря с Никитою, да побежали ко князю Ивану Андреевичу в Можайск. И Никита, и с детьми, в Литву побежал» . Из этого рассказа видно с несомненностью, что Никита был арестован и успел бежать до похода вел. кн. Василия на Можайск, что в свою очередь дает основание предполагать какое-то дело и расследование по нему, результатом которых был поход на Можайск «ратью». Одновременно ли с Никитой были замешаны в дело Петр и Иван, неизвестно. Возможно, что они подверглись опале несколько позже, когда сын Петра, Семен, боярин кн. Ивана Андреевича, бежал вместе со своим князем или вслед за ним в Литву. |
Лайк (2) |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | К прямому родству от Тимофея Ачкасова возводятся следующие зафиксированные в истории Ачкасовы - сыновья Никиты (Анкудина) Ачкасова По самого Никиту-Анкудина неизвестно ничего, кроме упоминания как отчества у них. Сами же они встречаются в духовной грамоте (завещании) князя [bИвана Юрьевича Патрикеевича, сына самого Юрия, что был указан первым в числе бояр в завещании Василия Первого, написанного Тимофеем Ачкасовым. Отец Юрия, князь Патрикей Наримунтович, в 1408 году выехал из Великого княжества Литовского на службу к великому князю Московскому Василию I вместе с князем Свидригайлой. Благодаря близкому родству с великими князьями литовскими Патрикей был встречен с почётом. А его сын Юрий пользовался уважением Василия I и в 1418 году породнился с великим князем, благодаря чему занял первое место среди московских бояр. По сообщениям источников, Юрий Патрикеевич при этом «заехал» многих бояр Василия I. В 1425 году Юрий Патрикеевич упомянут одним из свидетелей в завещании великого князя Василия I Патрикеев, Иван Юрьевич Гвоздь - Представитель княжеского рода Патрикеевых. По отцу прямой потомок великого князя литовского Гедимина. Его дед Патрикей Наримунтович — внук Гедимина, давший имя для этой отрасли рода. Кроме Патрикеевых от него происходят Хованские, Булгаковы, Голицыны, Корецкие и другие знатные фамилии. Его отец, князь Юрий Патрикеевич, женился на Марии (или Анне), дочери или внучке Дмитрия Донского и сестре Василия II. Князь Иван Юрьевич был, таким образом, двоюродным братом Ивана III и одним из его ближайших помощников, главой боярской думы. Ачкасовы упомянуты в числе "людей" Ивана Патрикеева, которых он завещает своей жене, примерно до 1499 года, вероятно 1490е. https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B4%D1%8C Духовные и договорные грамоты великих князей, номер 86, стр 345 ![]() http://rurik.hostenko.com/2020/03/24/patrikeeva-knjazja/ А жене своеи Овдотье даю сел своих: в Юлках и во Пневичах слободку Захоровскую да Нижнюю слободку; и с деревнями, со всем с тем, как были за мною. Да eи ж даю в Володимере село Микитцкое Скрябина, да селцо Мячково, да селцо Митрополское, и c деревнями, со всем с тем, как были за мною. Да eи ж даю у Москвы село Туриково да Манамахово, с селцы и с деревнями, со всемс тем, как были за мною. А людеи своих даю жене своей Овдотье: Алексея Васильева сына Палицына да его детеи, Юшка, да Федорца, да Митую Андреева сына Козодавлева с женою и с детми, да Якуша моръдвина Тимофеева сына Пятина с женою и с детми, и с землею, да Александра да Андрея Телехтемеревых с женами и с детми, и с землями, да Офонаса Павлова сына Телешова с женою и с детми, да Ивашковъскую жену Федосьина Машу и с детми, да жонку Матренку Андрееву жену Хинского с меншыми детми, да Нефедья Белкова сына с женою и c детми, да Михаля Рыжка да Васюка Преснеца да Никонца Чмута Онкудиновых детеи Ачкасовых, да Васюка Перепечу да Ивашка Мяхково, да Федка Кулича Андреевых детеи Оринина и с женами и с детми, да Алексеика Сухово с женою, и с детми, да Гридю домоткана Якушова сына с женою, да Онисима с женою H с детмн да брата его Степана да Игната Васильевых детеи Сеченого и с землею, да Микиту с женою и с детми да брата его Степана Малафеевых детеи Литвинова, да Ивашка Подосена, да поваров Сенку Созонова сына Лутоснина с женою и с детми, да Савку Савраса Онтонова сына, да Иванца Ермолина сына Пашукова с женою, да Омбросца хлебника, да Леву c женою и с детми, да Андреица Булгакова сына Конюхова, да Куземку Булгакова сына плотникова, серебряного мастера, да Останка Максимова сына, порътного мастера, с женою и с детми, да Куземку Ермолина сына Пашукова, портного мастера, с женою и с детми, да Фатьянца да Митицу Манторовых детеи, да Ивашка Беляя Белетова сына, да Павла Алексеева сына Лупандина, да Гаврилка Лукина сына Недерова, да Филицу Якушова сына Володина. А страдников: Давыдка Нечая с женою и с детми, да Ивашка Кузмина сына c женою и с детми, да Левку Филимонова сына с женою и с детми, да Ивашка плотника Казакова сына, да Гридицу Михалкова сына истобникова Чючелина, да Тарасца Фомикина сына. Упомянуты сразу трое Ачкасовых: Михаль Рыжок Васюк Преснец Никонец Чмут Анкудиновы дети Ачкасовы. Стоит отметить другие фамилии людей Патрикеева - Палицины, Телехтемировы, Козодавлевы, Телешовы, Хинские, Белковы, Аринины. Помимо трех упомянутых детей Анкудина известно упоминание еще одного - Саввы Томило. Информацию о нем, а также о том что Ачкасовы были испомещены в Деревской пятине, как люди князя Патрикеева, находим в исследовании Бенцианова "ИЗ КНЯЖЕНЕЦКИХ И ИЗ БОЯРСКИХ ДВОРОВ СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ». ПОСЛУЖИЛЬЦЫ СРЕДИ НОВГОРОДСКИХ ПОМЕЩИКОВ В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVI в." http://www.spbiiran.nw.ru/wp-c...в-2017.pdf Завещание князя И. Ю. Патрикеева показывает, что бывшими «людьми» этого вельможи был целый ряд помещиков Деревской пятины. В платежной книге 1543 г., основа которой была составлена в первое десятилетие XVI в., фигурировал Некрас Маланьин. С Микифором Истомой Ивашковым Баскакиным успешно сопоставляется Истома Иванов Бакакин. Поместьями здесь владели также Никон Чмут и его брат Савва Томило Анкудиновы (Никитины) Ачкасовы, Андрей Телехтемиров и Иван Васильев Мятива Шамшов. Сам Иван Патрикеев: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2324169 П. был очень богатым человеком: в его завещании (ок. 1497–98) упомянуто св. 40 вотчин в 16 уездах, только взрослых холопов и холопок в его нескольких дворах в Москве насчитывалось более 200 чел. (не считая находившихся в загородных владениях и заранее отпущенных на волю). В 1492, во время строит. работ в Московском Кремле, именно на двор П. временно переехал со всей семьёй вел. кн. московский Иван III. Непосредств. политич. причины опалы П. и членов его семьи остаются неясными, но вероятна их некая связь с борьбой двух придворных «партий» – вел. кн. Дмитрия Ивановича Внука и кн. Василия Ивановича (будущего вел. кн. московского Василия III Ивановича). Первые признаки падения П. проявились в последние месяцы 1498. В янв. 1499 пострижен в монахи с именем Иосиф в Троице-Сергиеве мон. (16 февр. дал вкладом 200 руб., скорее всего, в связи с принятием монашества). Был женат на дочери боярина В. Г. Ховрина Евдокии Владимировне (гг. рождения и смерти неизв.). Ачкасов Савва Никитич Томило (1543) в 1543 пом-Новг.-Дерев.пят. rosgenea.ru/familiya/achkasov/page_2 |
Лайк (1) |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | Следующие Очкасовы, появляющиеся в Галичском уезде (Костромские земли) в 1504-1505 годах Пятой и Федор Яковлевы дети Очкасовы АСЭИ том 2, стр 473-474. документ 430 ![]() послухи в сделке Волоцких по покупке части села Демьяново Другие лица: Савостьяновы, Козловы, Ястребцовы примерно тоже самое в документе 431. В будущем, в этом районе упоминается деревня Ачкасово: http://rurik.hostenko.com/2019/12/06/vadbolski/ 1643, июня 23, (Л. 56) Боярину …> сказал жилец князь Семен князь Данилов сын Вадбалской В Чёрном ст. Галиц.у. сельцо Фоминское, дер. Фенево, 2/3 дер. Ильинской на р. Соти, дд. Григорово, Игумново, Ачкасово, Никитино, Сергейцево, Пустырь. |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | Еще одни Ачкасовы в новгородских землях упоминаются в том же исследовании Бенцианова http://www.spbiiran.nw.ru/wp-c...в-2017.pdf Однофамильцами «людей» князя И. Ю. Патрикеева были Прокофий, Леонтий Алексеевы и Чулок (если это не прозвище Леонтия) Ачкасовы, получившие поместья в первые годы XVI в *Новгородские писцовые книги, том 3, стр 414 Новгородские писцовые книги. Том третий. Переписная оброчная книга Вотской пятины, 1500 года 95-99 Левинское поместіе Трусова сына Воробина отдано Прокошу да Леве, Олексеевимь детем Ачкасова; а Леви не стало *. 414 ![]() они же ![]() Необходимо отметить, что Савосичев в своей диссертации (см Тимофей Ачкасов) указывает на них тоже: Следует отвести, как не имеющее опоры в источниках, утверждение П.В. Долгорукова*, что Тимофей Ачкасов, якобы, был дедом новгородских помещиков Левы и Прокоша (которых исследователь именует Львом и Прокофием) Алексеевых Ачкасовых *Долгоруков П.В. Российская родословная книга. СПб., 1857. Ч. 4. С. 257. ![]() |
Лайк (1) |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | Вероятно, эти новгородские Ачкасовы, имеют отношение к упоминающимся Бенциановым: http://www.spbiiran.nw.ru/wp-c...в-2017.pdf К. Ачкасов был писцом грамоты у костромского вотччинника Т. А. Синего (АСЭИ. Т. 1. № 483. С. 365). - к сожалению, тут в указании источника ошибка - в АСЭИ нет такого факта и такого документа. Надо искать .... Новгородский помещик П. А. Лобан Ачкасов упоминался в завещании его сына, Д. Т. Синего. (АРГ. № 65. С. 70). - Акты Российского государства, надо искать оригинал записи в книге. Допускаю, что П.А.Лобан Ачкасов - это Прокофий Алексеев Очкасов из Вотской пятины. Ачкасов Прокофий Алексеевич Лобан (1510) в 1510 помещ. Ачкасов Яков Прокофьевич (1543) в 1543 помещ.-Новг.-Дерев.пят. Ачкасов Федор Прокофьевич (1543) в 1543 помещ.-Новг.-Дерев.пят. - здесь интересный момент, поместье в Деревской пятине, в то время как эта ветвь была в Водской, и явной связи с Деревскими не выявлено. rosgenea.ru/familiya/achkasov/page_2 |
Лайк (1) |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | Ярославские Очкасовы в 1473 году числятся как холопы у ярославского вотчинника Якима Алексеева Торпанова АСЗ N 278 Ок. 1473 г. сентября 27. - Духовная ярославского вотчинника Якима Алексеева сына, с явочной записью 1473 г. сентября 27 архиепископу ростовскому и ярославскому Вассиану Рыло и приговорной записью 1473-85 гг. суда в. кн. Ивана Васильевича Фетинье, вдове Якима Алексеева сына, на холопов мужа Список з духовной слово в слово. Во имя святыя живоначалные Троицы отца и сына и святого духа. Се яз, раб божий Яким Олексеев сын, пишу сее грамоту душевную при своем животе своим целым умом, кому ми что дати и у кого ми что взяти. Дати ми архимариту Христофору спаскому в Ярославле рубль. Дати ми Васку Федорову сыну четыре гривны. Дати ми попу Терентью воскресенскому рубль. Взяти ми у Ивашка Оксенова сына да у ево сына у Евсевия пятдесят алтын по кабале. Взяти ми у Фомы у Михайлова сына да у ево жены у Василисы да у ево дочери у Пологеицы да у Варварицы три рубли по кабале. Взяти ми у Онцы- форика у Иваношкова сына рубль по кабале. Взяти ми у Михаила у Иваншакова ж сына полтина по кабале. Взяти ми у Федки у Петрова сына да у ево жены у Фе- тиньи да у ево сына у Федотка рубль по кабале. Взяти ми у Демида Иванова сына у Воронина да у ево сына у Дементья полтину по кабале. Взяти ми у Денисья у Иванова сына у Сабурова восмь гривен. Взяти ми у Мартенина у Михайлова сына полтину. Взяти ми у Клима у Иванова сына у Елхозина десять чети овса да пять чети ржи. Взяти ми у Клима у Трусова сына семь чети ржи. Взяти ми у попа у Фомы у Мокеева сына рубль по кабале. Взяти ми у Ондрейка у Исакова сына да у ево жены у Лукерьи да у ево сына у Романца рубль по кабале. Взяти ми у Олешка у Митрошина сына у Страдилова полтора рубля. Взяти ми у Оселка у Яковлева сына у Тиунова сорок алтын по кабале. Взяти ми у Соски у Иванова сына у Тютмехова три рубли по закладной грамоте. Взяти ми у Иевца у Ивашкова сына два рубли по кабале. Взяти ми у Левка у Федотьева сына пол пять гривны по кабале. Взяти ми у Павла у Наумова сына да у Ондрея Федорова сына четыре чети ржи. Взяти ми у Васки у Хорошево сына четыре гривны. А что мои холопи и рабы полные Климко Онфимков сын с своими сыновьями с Мартьянцом да с Терентьицом, да Обакумик Потрекейков сын с своими сыновьями с Ондреем да с Ыванцом да с Карпецом, да Фофанец Патрекейков сын с своею женою с Овдоткою да с своею дочерью с Овдотьицею, да Кузмица Очкасов сын с своею женою с Анницею да с своими детми с Спиридонцом да с Мартынцом да с Ыванцом да з дочерью с Котериницею, да Гридка Ермолов сын с своею женою с Офросиньицею да с своею дочерью с Овдотьицею да с своим сыном з Ильинком, да Савкинская жена Зиновица с своею дочерью с Татьяни- цею да с Онисьицою да с своим сыном с Ыгнатцом, да Овдотьица Семенкова дочь, да Огафьица Филкина дочь, да Васюк Федотьев сын с своим сыном с Ос- тафьецом, а теми холопи и робами благословил есми свою жену Фетинью до ее живота, а по своем животе, и моя жена Фетинья тех холопов и раб отпустити на слободу по моей душе и по своей. А что мои холопи Онфимец Павликов сын, да Обакумковы два сына Фалелейко да Савица, да Ушакову дочерь Анницу, да Ильинцова сына Насонца, да Фофанцову патчерицу Варварицу, да Фофанцову дочерь Овдотьицу, да Гридкину дочерь Оленицу, да Ивашко Куземкин сын, да Яковец Карпиков сын, да Гридкин сын Яковец, а тех холопов и раб отпустил есми на слободу, не надобны моей жене Фетинье и моим племянником. А что мой холоп Семенко Зеновков сын да с своим сыном Федосьицом, и яз благословил тем Семенком да ево сыном Федосьицом своево шурина Першу Тарпанова сына. А что мое селцо Темиревское з деревнями Темирево Малое, да Зиновов- ское, да Петрянцово, да Шепелево, да Шадринское с пустошью с Тявигин- скою, а теми землями благословил есми свою жену Фетинью да ее брата Першу, а своево шурина, Тарпанова сына. А по себе есми велел дати своей жене Фетинье да своему шурину Перше к Спасу в Ярославль одонье ржи, да к Пречистой в Ярославль ж да к Пречистой на торгу одонье ржи, на Борок к Воскресенью рубль, к Ивану святому в Коровнике полтину, к Якиме и Анне полтину, к Веденью полтина, к Воздвиженью в Прохорском полтину, к Пречистой в Ростов опошень лунской дверядень, к Троице Всесвятей два рубля. Приказываю свою душу и свою жену Фетинью и сию душевную грамоту Ивану Борисовусыну Телешаву да своему шурину Перше. И те по мне приказ-щики Иван Борисов да Перша зберут по душевной моей грамоте да дадут моей жене Фетинье, и моя жена роздаст по церквам. А у душевной сидел отец мой душевной поп Терентей воскресенской. А на то послухи Гаврило Урпенев да Леонтей Левош Мишкин сын. А душевную грамоту писал Окул Мосеев сын. А сию подлинную духовную являли архиепископу Васияну4 Ростовскому и Ярославскому приказщики с отцем духовным и з грамотными послуси и с дьяком, и такнули по ней вси. А у архиепископа был протодьякон Силуян, да Борис Некрасов сын Кустерского, да Истома дьяк Михайлов сын. А подписал архиепископль дьяк Федор, лета 82-го сентября в 27 день. Да у подлинной духовной назади пишет: По сей духовной князь великий Иван Васильевич Климка Онфимкова сына, да Обакумка Потрекейкова сына, да Фофанца Патрекейкова сына, да Куземку Очкасова, да Гридку Ермолова, да Васюкова Федотьева и в жон и в детей их место, кои в сей грамоте писаны, да Огафьицу Филкину дочерь обвинил и выдал их Фетинье Якимове жене Олексеева до ее живота. Потому что духовная перед архиепископы была, и подписал ее архиепископль дьяк, а отец духовной и приказщики и послух и дьяк, которой духовную писал, сказали, что перед ними ся духовная писана. А подписал великого князя дьяк Микита. А по сей духовной грамоте заплатил Васка Нехорошев Якимове жене четыре гривны. По сей душевной заплатил Ондрей Онцыфоров Иванов сын Фетинье Якимове рубль. По сей душевной Михаль Иванов же сын полтину заплатил Фетинье. По сей душевной заплатил Ивашко Оксенов да ево сын Евсевейко Фети- нье Якимове пятдесят алтын. По сей духовной заплатил Денис Иванов сын Сабуров Перше Торпанову весмь гривен. По сей душевной заплатил Мартьянец Михайлов сын полтину. По сей духовной заплатил Ондрей Исаков сын и за свою жену сына рубль. и за своево По сей духовной заплатил Клим Трус Максимов сын семь чети ржи. По сей духовной заплатил Ивашко Балуев в Екиминово место в Темехова три рубли. По сей духовной заплатил Осей Яковлев Фетинье Якимове сорок алтын, а кабала ся утерялась, а явится кабала, и по той кабале на Осеи5 сорок алтын не править. A Клим заплатил Фетинье десять чети ржи и овса да пять чети ржи. А по сей духовной заплатила Марья Климовская восмь гривен. А по сей духовной заплатил Левка Желутков пять гривен. А по сей духовной заплатил Фома Михайлов сын да с своею женою с Ва- силисою да с своими детми заплатили три рубли. По сей духовной Федор с своим сыном заплатил рубль. По сей духовной Демид Воронин и с своим сыном з Дементьем Перше Торпанову заплатил полтина. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 4. Кн. 5991. Л. 127 об. - 134. Список 1625 г. Примечания: В ркп. читается неуверенно: ос. В ркп. пропущено. 3В ркп.: Отбакумовы (т - выносное). 4В ркп.: Василяну (л - выносное). 5В ркп. пропу- щено:О. |
Лайк (1) |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | Михаил Рыжок Анкудинов сын Очкасов Упоминался выше в духовной князя Ивана Юрьевича Патрикеева https://forum.vgd.ru/post/6053/156533/p4963311.htm#pp4963311 Отдельное упоминание его находится в 1495-96 году (то есть, до составления духовной) в Актах Феодального землевладения, том 1, дело 46а, стр 60 1495-1496 гг. - Разъезжая грамота митрополичьего сына боярского И. Парфеньева и А. Палицына на землю с. Киевского кн. И. Ю. Патрикеева с митрополичьей Троицкой землей, Селецкой волости, Московского у. По государя своего грамоте Симона митрополига всеа Русии, Иван Парфеньев да княж Иванов Юрьевича Алексей Палицын розъежжали митрополичю Троецкую землю Селецкую с княж Ивановою Юрьевича землею Киевскою от Горяиновы земли Елдегина с осека с межи к дубку, а на дубе грань, а под дубом яма, да от дуба прямо к двемя осинам на грань и на яму, да от дву осин к дубу к сухому на грань, да от дуба от сухово кь ели на грань и на яму, да от ели к осине на дуб и на грань, да от осины и от дуба к березе на грань, да от березы к двема осинам на грань и на яму, да от дву осин к дубу на грань, да от дуба к березе на грань, да от березы к березе на грань и на яму, да от березы к дубу на грань, да от дуба к березе на грань, да от березы к виловатой березе на грань, да от виловатые березы к осине да к дубу на грань, да от осины и от дуба к березе к сухой на грань, да от березы от сухие к осине к горелой на грань, да от осины от горелые к березе ко врагу на грань и на яму во враг к речке ко Вздерише к вольхе к суховерхой на грань, да от вольхи речкою Вздеришею вверх, да из речки из Взде- риши налево к горе к осине на грань и на яму, да от осины к осине на грань, да от осины поперег пожни кь ели на грань и на яму, да от ели к березе на грань, да от березы к осине на грань и на яму, да от березы ко пни к березовому на яму, да ото пни от березового к осине к сухой на грань, да от осины от сухие к березе на грань, да от березы к осине на грань и на яму через осек прямо кь ели на грань и на яму, от ели к осине на грань, да от осины к осине на грань и на яму, да от осины к двема осинам на грань, да от дву осин кь ели на грань, да от ели к осине на грань и на яму, да от осины к березе на грань, да от березы к березе ж на грань, да от березы кь ели на грань, да от березы кь ели на грань и на яму, да от ели к двема березам на грань, да от дву берез к березе на грань, да от березы к осине на грань, да от осины к осине на грань, да от осины к осине ж на грань и на яму, да от осины к осине ж на грань, да от осины к березе на грань, да от березы к березе на грань и на яму, да от березы к березе на грань, да от березы к виловатой березе на грань, да от березы от виловатой к дубу на грань, а под дубом яма, по осек, а осеком по ямам к перегороде, да перегородою по ямам мимо Мишуков прудец, а прудец налеве, в паточину по ямам в паточину к той меже, что розводил Шолох Чертов да Алексей Палицын, левая сторона митрополича Троецкая и Селецкая земля, а правая сторона князя Ивана Юрьевича земля Қиевская. А на розводе были: волостель селецкой Семен Якшилов, да Окул Васильев сын Деревлева, да Андрей Глебов, да Карп Останин, да Заня Качаловской, да Невер Березинской. А княжих Ивановых было на роз- воде: Терех Плешивой, да Нефед Левин сын, да Симон Старой, да Ивашко Нехаев, да Ивашко Семенов, да Ивашко Иевлев. А розводную писал княж Иванов Юрьевича диак Михал Рыжко Очкасов сын лета 7004-го. А к сей грамоте князь Иван Юрьевич печать свою приложил. Отсюда мы видим, что Ачкасовы продолжают служить в дьяках. |
Лайк (1) |
aleksgooo Модератор раздела Moscow Сообщений: 1075 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 585 | Торопецкие Ачкасовы Борис Чмутов и отец его Чмут (Никон) Служба у князя Патрикеева сформировала некий клан "послуживцев", которые впоследствии стали новгородскими помещиками. Бенцианов в статье "ДЕТИ БОЯРСКИЕ "НАУГОРОДСКИЕ ПОМЕЩИКИ". НОВГОРОДСКАЯ СЛУЖИЛАЯ КОРПОРАЦИЯ В КОНЦЕ XV — СЕРЕДИНЕ XVI В." отмечает этот факт: Другим источником для выявления бывших послужильцев среди новгородских помещиков может служить духовная грамота князя И.Ю.Патрикеева, составленная между 1495 и 1499 гг. В этой духовной грамоте упоминаются явные родственники новгородских помещиков. Причем, если некоторые из этих новгородских помещиков давно известны как бывшие послужильцы, то другие не фигурируют в писцовых книгах в этом качестве. Из них всех к концу 90-х гг. XV в. собственным поместьем уже владел только Л. И. Вараксин. Все остальные помещики, в том числе и брат Л. И. Вараксина — Никита, имя которого было приписано к тексту писцовой книги Деревской пятины, получили свои поместья уже после опалы князя И.Ю.Патрикеева. В писцовой книге Вотской пятины конца XV — начала XVI в. упоминается послужилец князя И.Ю.Патрикеева Одинец Шамшов, родственник И. Мятивы и А., дьяка В. Шамшовых из завещания этого князя. В новгородских писцовых книгах конца 30-х — начала 40-х гг. XVI в. можно обнаружить имена других потомков послужильцев И.Ю.Патрикеева. Очевидно, их предки получили поместья уже после окончания переписи конца 1495-1504 гг.,так как их имена не известны соответствующим писцовым книгам этого времени. В писцовой книге Шелонской пятины фигурируют П. и С.В.Тонково Жиборовы, В. и Я. А. Палицины, Б. Т. Пятин, его дети Н., А. и И., а также Б. Ф. Пятин, И. Телехтемиров, Г., Ф. и И. А. Туровы и их дядя Г. Туров. В писцовой книге Бежецкой пятины упоминается целый клан Шамшовых (всего 25 человек), получивших в поместья волость Гостыничи и часть волости Добрыни, а также У. и М.В.Тонково Жиборовы Некоторые из послужильцев этого завещания позднее были известны также как торопецкие помещики. Торопецкая писцовая книга 1540 г. при перечислении "боярских" дворов в городе Торопце называет двор П . Мятивого Шамшова, сына И . Мятивы — холопак нязя И.Ю.Патрикеева, который, подобно большинству торопецких помещиков, скорее всего, перебрался сюда из Новгородской земли. Еще несколько послужильцев князя И.Ю.Патрикеева позднее служили на восточных окраинах Русского государства. В частности, явными потомками его послужильцев Алешки Мерлеица, Иванца Трубника, Осташа, Федки Трубника, Бориски Скурата и Савы Андреевых Хинских были коломенские и каширские помещики Хинские и Трубниковы-Хинские. Возможно, этот список можно расширить за счет Ачкасовых, Козодавлевых и Щербининых. Некоторые представители этих родов служили князю И.Ю.Патрикееву. Другие продолжали владеть своими вотчинами и находились на великокняжеской службе. Откуда они попали на новгородские поместья — неизвестно. -- 40 Торопецкая писцовая книга 1540 г. // АЕ за 1963 год. М.,1964. С.283. 41 По позднейшим родословным пасквилям, из числа послужильцев происходили также коломенские и каширские дворовые дети боярские Лихаревы. Очевидно, в конце XV в. Иван III действительно переселил в Коломенский уезд достаточное число бывших послужильцев, хотя Лихаревы определенно не входили в их число. 42 Новгородские помещики Палицины(Палицыны) неизвестны родословной росписи этого рода. В отличие от своих однофамильцев, они служили среди новгородских городовых детей боярских. То же самое можно заметить и относительно Козодавлевых. Подобно Шамшовым, по Торопцу позднее служили также Ачкасовы. --- Сложнее обстоит вопрос с Торопцом, отвоеванным у Великого княжества Литовского. Большое число имен торопецких помещиков содержится в дошедшем до нашего времени отрывке торопецкой писцовой книги начала 40-х гг. XVI в. Анализируя этот источник, В. Б. Кобрин насчитал всего 70 помещиков. Это число можно увеличить, если принять во внимание владельцев "боярских" дворов в самом городе Торопце, с помощью чего устанавливаются имена некоторых не- известных отрывку писцовой книги помещиков. В частности, к списку торопецких помещиков можно добавить имена Т. Ф. Рожнова, Н. Лопатина, Ф. и М. Подчертковых, П. Мятивого Шамшова, И. Семичова, И., Г. А., Н., Ф. Л. Арбузовых, И. и Л. Объедовых, П. Лопухина, Н. Хрипунова, И. Вороного, Ф. Бедринского, С. Мартюхина, Е. и А. Чихачевых, К. и Д. С. Дюкиных, П., В. Г., Я. И. и Д. Языковых, С. Ощерина, И. Пуляева. В. Б. Кобрин полагал, что большинство торопецких помещиков происходило из старых вотчинных родов центральных уездов. Не оспаривая в целом этот вывод, можно, однако, уточнить, что многие торопецкие помещики имели близких родственников среди новгородских детей боярских. В частности, это относится к известным писцовой книге Рожновым, Лопатиным, Подчертковым, Семичовым, Обиняку Сабурову, Голенищевым-Кутузовым, Лопухиным, Бедринским, Объедовым, Дюкиным, Кушелевым, Ушаковым, Игнатьевым, Козловым, Чеглоковым, Лутковским, Безскунниковым, Чихачевым, Зеленого, к которым можно добавить князей Шаховских и Ачкасовых, которые уже в конце 30-х гг. XVI в. служили по Торопцу. Это говорит о том, что основной поток поместной колонизации Торопецкого уезда шел из Новгородской земли. В 1509 г. именно новгородский наместник князь Д.В. Щеня Патрикеев приводил торопчан к присяге. В Торопце нередко стояли новгородские полки, и именно новгородцы стали первыми осваивать эту новозавоеванную территорию. Первоначально этот процесс был самовольным ... Впоследствии, после присоединения Полоцка и значительной части Прибалтики, новгородские дети боярские перебираются и на эти земли, расширяя тем самым границы своей служилой корпорации - это интересный факт, который далее так же будет связан с Ачкасовыми. Достоверно можно говорить о том, что торопецкие Ачкасовы являются потомками все те же детей Анкудиновых, дьяков Патрикеева - по крайней точно в отношении как детей Чмута (Никона) Ачкасова, так и его самого. Подтверждение этому находим в документе 1555 мая 15 — 1556 августа 20. Грамоты по делам поместным // Из первой официальной книги Новгородских грамот, XVI века, доставленной, в Археографическую Коммиссию из Новгородского Губернского Правления. https://docs.historyrussia.org...e/7/zoom/4 Отъ царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русіи, въ нашу отчину в Великій Новгородъ, діакомъ нашимъ Ѳедору Сыркову да Казарину Дубровскому. Билъ намъ челомъ Бориско Чмутовъ сынъ Ачкасова, а сказываетъ, что деи за отцемъ его за Чмутомъ было нашего жалованья старого помѣстья двадцать обежь, а въ помѣстное деи верстанье, въ лѣтѣ 7000 четыредесять въ седмомъ году, отецъ его и онъ у смотрѣнья были, да велѣно деи отцу его да ему съ отцемъ служити старого помѣстья безъ придачи; и писцы деи наши Торопецкіе Олександръ Ульянинъ съ товарищи того отца его старое помѣстье написали за ними двадцать двѣ обжы съ полуобжею и съ пустыми селищи, приписали деи писцы за ними въ старомъ ихъ помѣстьѣ пол трети обжы; а въ окладномъ спискѣ написано, окладу боярина нашего Михайла Яковлевича Морозова, лѣта 7059, что онъ, по нашему наказу, смотрѣлъ и окладывалъ помѣстье дѣтей боярскихъ Торопленъ: билъ намъ челомъ отецъ его Чмутъ Ачкасовъ, а сказалъ, что онъ старъ и впередъ ему нашіе службы служити немочно, и мы его отъ службы для старости отставили, а въ его мѣсто, съ его помѣстья, велѣли есмл служити ему Бориску; и онъ деи Бориско тогды о помѣстьѣ къ вамъ діакомъ нашимъ грамоты не взялъ, и отца деи его не стало, и вы деи послѣ отца его отписали на меня царя и великого князя двѣнадцать обежъ съ полуобжею^ да того деи помѣстья шестнадцать обежъ съ четвертію обжы отдѣлено Ивашку Малѣеву, а пять деи обежъ отдѣлено мачехѣ его Чмутовѣ женѣ на прожитокъ, а обжа деи съ четвертію обжы въ роздачю еще не отдана никому: и намъ бы его пожаловати тѣмъ отца его помѣстьемъ двадцатью двѣма обжами съ полуобжею, чтобы ему было съ чего, до помѣстного верстанья, наша служба служити.—И оже будетъ такъ, какъ намъ Бориско билъ челомъ, за отцемъ будетъ его за Чмутомъ было старого помѣстья двадцать обежъ, а въ помѣстное деи верстанье отецъ его и онъ у смотрѣнья были, да велѣнобудетъ отцу его и ему служити старого помѣстья безъ придачи, а писцы будетъ наши Торопецкые написали за отцемъ его да за нимъ всего двадцать двѣ обжы съ полуобжею и съ пустыми, и отца будетъ его не стало, и вы будетъ, послѣ отца его, отписали на меня царя и великого князя двѣнадцать обежъ съ полуобжею, да того будетъ помѣстья Ивашку Малѣеву отдѣлено шестнадцать обежъ съ четвертію, а мачехѣ его Чмутовѣ женѣ отдѣлено на прожитокъ пять обежъ, а осталося будетъ того помѣстья обжа съ четвертію обжы, а въ роздачю будетъ не отдано никому: и вы бы всего того сыскали явчимъ спискомъ, и писцовыми и отдѣливши книгами и приправочными, и нашими посылными грамотами, и всякими сыски; да будетъ такъ, какъ намъ Бориско билъ челомъ, и вы бъ послали кого пригоже, а велѣли бы есте Бориску отдѣлити обжу съ четвертію обжы, которые еще въ роздачю не роздапы; а какъ мачеха его замужъ пойдетъ, или пострижетца, или ее не станетъ, и вы бы тѣ пять обежъ велѣли тогды отдѣлити Бориску жъ Чмутову; а какъ ему тѣ обжы отдѣлятъ, и онѣ бы за нимъ въ отдѣлные книги написали, да тѣ бы книги къ вамъ привезли, а вы бы съ тѣхъ книгъ велѣли списати книги, противень слово въ слово, да тѣ бы есте книги своими приписми и запечатавъ прислали къ намъ на Москву, не нарокомъ, съ иными нашими дѣлы. Писана лѣта 7064, сентября въ 30 день Ачкасов N Никитич Чмут (1543) в 1543 помещ.-Новг.-Дерев.пят. Ачкасов Борис Чмутов-сын (1561) в 1561 помещ.-Новг.-Дерев.пят. rosgenea.ru/familiya/achkasov |
Лайк (2) |
← Назад Вперед → | Страницы: 1 2 3 Вперед → Модератор: aleksgooo |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник aleksgooo » Фамильные темы » Ачкасовы древние [тема №156533] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |