Нарышкино (Юшино, Саратовская губерния, Сердобский уезд)
Родовое село Живовых
iriliva Модератор раздела
Москва Сообщений: 99 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 58 | Наверх ##
20 января 2023 11:20 25 января 2023 10:50 Сердобский уезд, с.Нарышкино, 1912г. (карта) Река Хопер (фото) В ОК есть отличная краеведческая группа, посвященная рп Беково (в т.ч. с.Нарышкино и др. небольшим населенным пунктам Бековского края) - https://ok.ru/group55787195990111Также много полезной информации в группе ВК районной Бековской библиотеки - https://m.vk.com/biblio_bek
  --- Ермиличевы, Воеводины(с.Курбатово,Рязанская обл.), Кочетковы, Сорокины(д.Леньково,МО), Геренковы, Парахины(д.Нехочи,Орловская обл.,п.Вельяминово,МО), Живовы, Обыденновы(с.Нарышкино,г.Сызрань), Стародубцевы, Титовы(д.Козье,Тульская обл.), Цалко, Астапович (РБ,Гомельская обл.,Боровое) | | |
iriliva Модератор раздела
Москва Сообщений: 99 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 58 | Наверх ##
21 января 2023 19:11 21 января 2023 19:22 НАРЫШКИНО (Богоявленское, Миткирей, Юшино, Юшин поселок), бывшее русское село, центр сельсовета, ныне южная часть Беково. В 1622 г. места, где позднее оно появилось, назывались Хопёрским бортным ухожаем. В 1691 г. эти земли пожалованы дяде Петра I боярину Льву Кирилловичу Нарышкину. Основано между 1705 и 1720 гг. как Юшин поселок сходцами из вотчин Александра Львовича Нарышкина, пришедшими сюда под предводительством старосты Авраама Клементьевича Маркова-Юшина. В 1744 году А.Л. Нарышкин ходатайствовал о построении церкви в сельце Миткирее, Юшино тож. В 1748 г. сельцо показано за его женой, графиней Екатериной Ивановной (урожденной Разумовской), по разделу с теткой А.Л. Нарышкина Еленой Александровной Нарышкиной, и ее сыном, камер-юнкером Александром Александровичем Нарышкиным. В 1748 г. построена церковь во имя Богоявления Господня. С 1780 г. – Сердобского уезда Саратовской губернии. В 1795 г. – село Богоявленское, Миткирей, Юшин Поселок тож, владение ее графини Елизаветы Кирилловны Апраксиной, 151 двор, 756 ревизских душ (РГВИА, ф. ВУА, д. 19014, Серд. уезд, №36). Перед отменой крепостного права с. Богоявленское показано за графом Г.А. Кушелевым-Безбородко, у него в этом селе 1032 ревизских души крестьян, 12 р.д. дворовых людей, 248 тягол на барщине, 159 тягол частью на барщине, часть на оброке (платили в год по 25 руб. с тягла, обрабатывали в поле по ½ дес., с уборкой урожая), у крестьян 274 двора на 128,22 десятины усадебной земли, 2820,25 дес. пашни, 261,47 дес. сенокоса, 141,9 дес. выгона, у помещика 4297,72 дес. удобной земли, в том числе леса и кустарника 2248,54 дес., сверх того 594 дес. неудобной земли (Прил. к Трудам, т.3, Серд. у., №33). После отмены крепостного права крестьяне выкупили у графа землю в собственность. В 1877 г. – волостной центр Сердобского уезда, 414 дворов, церковь, богадельня, лавка, в полутора верстах – поташня (добыча соли). В 1886 г. у крестьян на 554 двора насчитывалось 467 рабочих лошадей, 348 коров, 739 овец, 220 свиней, 24 двора занимались пчеловодством; 247 дворов без лошадей, 151 двор – без всякого скота, на 1 двор приходилось 6,5 десятины надела; 70 дворов без собственного посева, в 27 дворах имелись сады; 1 изба была кирпичная, 11 крыто тесом, остальные – соломой; 4 кабака и трактира, 3 лавки; 14 поташных заведений. Неимущие крестьяне работали поденно в помещичьей экономии (92 чел.) и постоянно – 83 чел. В это время в селе было 32 плотника, 10 пильщиков теса, 37 пастухов, 28 поташников, 14 портных, 12 сапожников, 22 караульщика, 15 кровельщиков, 8 садовников, 7 кирпичников, 23 торговца, 5 приказчиков, 18 нищих. В 1889 г. в селе было открыто 5 винных лавок. В 1910 г. – в Бековской волости. В 1911 г. – 69 дворов, церковноприходская школа, земское двухклассное училище (в 1916 г. – 227 учеников и 4 учителя). 22.12.1925 г. саратовский уголовный розыск настиг в Нарышкино банду Соловьева и Демидова, которая занималась убийствами, конокрадством. Оба бандита были убиты в перестрелке, а их сообщник Абрамкин убит самосудом крестьян в с. Григорьевке, ныне Белинского района. В 1955 г. – центр сельсовета, 3-е отделение свеклосовхоза. В 1985 г. село оказалось в черте р.п. Беково. В окрестностях села расположено 5 курганов эпохи бронзы.
На фото: быт крестьян с.Нарышкино н. 20в., мельница, Подозерская артель Суходолова 20-е гг. 20в., здание неполной средней школы.
     --- Ермиличевы, Воеводины(с.Курбатово,Рязанская обл.), Кочетковы, Сорокины(д.Леньково,МО), Геренковы, Парахины(д.Нехочи,Орловская обл.,п.Вельяминово,МО), Живовы, Обыденновы(с.Нарышкино,г.Сызрань), Стародубцевы, Титовы(д.Козье,Тульская обл.), Цалко, Астапович (РБ,Гомельская обл.,Боровое) | | Лайк (1) |
iriliva Модератор раздела
Москва Сообщений: 99 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 58 | Наверх ##
21 января 2023 19:19 25 января 2023 11:58 Храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери (ранее Богоявленская церковь). Церковь каменная, с такою же колокольнею, построена в 1859 году, тщанием помещиков графа Александра Петровича Апраксина и Григория Александровича Кушелева-Безбородко, однопрестольная: в честь иконы Ахтырской Божией Матери. Штат причта: священник, диакон и псаломщик. Дома церковные. Жалованье священнику 141 р. 12 к., псаломщику 35 р. 28 к. земли 36 д. 1073 кв. саж. Капитал причта 600 р. От Саратова в 210 в., от г. Сердобска в 35 в., от жел.-дор. станц. Беково в 1 в. Адрес: Беково, Серд.у. Дворов 714, муж. 2282, жен. 2288. Церковная и земская школы. Священник Александр Николаевич Доровлев, 42 л., о.к. в дух. сем., законоучитель и помощник благочиннаго. На епархиальной службе с 1892 г. На настоящем месте с 1907 г. Последняя награда: набедрен. 1906 г. Диакон Петр Семенович Крашенинков, 32 л., из 2 кл. дух. сем. На епархиальной службе с 1899 г. На настоящем месте с 1911 г. Псаломщик Андрей Федотович Шугаев, учился в сел. училище. На епархиальной службе с 1902 г. На настоящем месте с 1905 г. «Справочная книга Саратовской епархии», составлена по распоряжению Преосвященнаго Алексия, Епископа Саратовскаго и Царицынскаго. Саратов. Типография Союза Печатнаго Дела. 1912г. Жизнь русского крестьянина испокон веков начиналась и оканчивалась церковью. В храме крестьянина крестили, в храме отпевали. Так было до советской власти, которая вдруг решила, что Бог – это пережиток прошлого и новые поколения, вступившие в жизнь при большевиках, должны жить без него. Акцией устрашения, призванной отбить веру в Бога, стало разрушение храмов – его домов. В Бековском районе, как и во всей стране, она пришлась на годы первых пятилеток. Показной демократизм большевиков не позволил им разрушить церкви прямым насилием. Поэтому сельсоветы получили четкие указания закрывать храмы только при поддержке большинства. «Вопрос о закрытии церкви в селе Никольском поставьте перед населением (избирателями), — приказывалось председателю Никольского сельсовета, — закрытие должно быть при 80% избирателей, желающих закрыть церковь. Необходимо оформить акт об отсутствии желающих верующих взять ее в пользование, все это должно быть заверено подписями верующих. Весь материал вышлите в райисполком. В случае не высылки материала в срок, вопрос о Вас поставим на президиуме». Государственная машина давила беспощадно, но сопротивление ей все-таки было. Крестьянство просто так не сдавалось. Формой протеста стали прошения, направляемые в высшие органы власти. Одно из них составили жители села Нарышкино (1934). Его адресат — Нижне-Волжский краевой исполнительный комитет. «Некоторые неверующие, партийцы и комсомольцы давным-давно имеют поползновение закрыть наш приходской храм, — говорится в письме, — но, к сожалению, не было к тому никаких уважительных причин». «Нынешней осенью в Бековском районе скопировалось очень много хлеба и будто бы совершенно нет мест поместить его. В селе Нарышкино и Бекове очень много свободных зданий, сколько пустуют колхозных амбаров, кладовых и жилых домов раскулаченных жителей, в которых очень много можно поместить хлеба. Укажем хотя бы на 2-3 свободных места, например: в селе Нарышкине на улице Воробьевка имеется гражданина Воробьева громадный жилой каменный дом, крытый железом и при нем такой же величины кладовая, в этих двух зданиях можно поместить не менее 15-20 тысяч пудов. Потом в селе Бекове пустует бывший трактир на базарной площади, который больше в два раза нашего храма и других очень много свободных зданий. Бековский районный партактив и исполком поднимали вопрос просить коллектив верующих церкви села Нарышкино и Сосновки отдать храмы под ссыпку хлеба и у верующих добиться полного их согласия. Представитель Бековского РИКа товарищ У. (из этических соображений фамилия опущена – Д.М.) и заведующий Бековским элеватором товарищ Н. (в прошении — фамилия полностью – Д.М.) предложили нарышкинскому церковно-исполнительному органу собрать общее церковно-приходское собрание из верующих относительно сдачи храма под ссыпку хлеба. 16 сентября с. г. общее собрание единогласно постановило: не дать храма под ссыпку хлеба. При сем прилагается копия с протокола. Означенные представители наглядно убедились в том, что верующие храм не отдадут под ссыпку хлеба, боясь, как бы не случилось такое же печальное явление, как с Бековским храмом, у которого разломали колокольню, а храм оставили на произвол судьбы, храм был в два раза больше нашего. Бековский партактив, местный сельсовет и другие неверующие повели дело уже снова и другим способом, а именно: поехали по полям в бригады и отобрали там на местах подписи у тех лиц, которые попадались под руку, там были большая часть люди неверующие и несовершеннолетние, которые по закону не имеют права подписываться не достигши 18-ти летнего возраста. Потом делали подписи в Бековском элеваторе, союзе служащих и рабочих, где был народ странник из разных мест, большая часть неверующих, которые вообще не знали сути дела. Бековский партактив и исполком вынес свое постановление такого содержания, просить коллектив верующих под ссыпку хлеба отдать храм временно и заручиться полного их согласия, а тут совсем обошли коллектив верующих, а сделали подписи не знай кто и почти в административном порядке хотят закрыть наш приходской храм. Бековский районный президиум, пользуясь материалом нарышкинского расширенного президиума сельсовета о закрытии нашего храма и собранными подписями по разным местами и учреждениям, выносит свое постановление такого содержания: нарышкинскую церковь временно на два месяца закрыть и разрешить в церковь ссыпать хлеб. Телеграфно просить крайисполком санкционировать закрытие церкви. Последние строки протокольного постановления Бековского районного президиума нас верующих сильно смущают, здесь речь идет не о временном пользовании храмом сроком на два месяца по ссыпку хлеба, а совсем желательно закрыть его почти в административном порядке и без согласия верующих. «Мы, верующие церкви села Нарышкино в числе 1200 домохозяев (считая по 2-3 человека с дома более 3000 человек мужского и женского пола) протестуем против такого постановления. Ибо за нашим храмом никаких задолженностей нет и служба в нем продолжается ежедневно. Со дня октябрьской революции наш храм существует и мы, верующие, платили все причитающиеся с нас налоги аккуратно и своевременно. Ввиду вышеизложенного нашего безвыходного положения, мы, верующие, и решились обратиться с покорнейшей просьбой в Нижне-Волжский крайисполком. Содержим своего приходского священника и помогаем ему при уплате все государственных и местных налогов, причитающихся с него в течение года. Поэтому засыпку хлеба в наш храм сроком на 2 месяца не возражаем, а по истечении срока и выгрузки хлеба, просим возвратить коллективу верующих храм в том виде, в каком он был и принят, т.е. в полной целости и сохранности. Председатель коллектива верующих: Мусатин. Подписи: Дарья Чуланова, Федор Аравин, Евдокия Бирюкова, Степан Бочкаров, Ольга Любина, Надежда Сулеманова, Настасья Земцова, Елена Бярцова, Федосья Гречуш, Димитрий Щепетков, Евдокия Бегичева». Прошение не помогло отстоять церковь. Каменный храм в честь иконы Ахтырской Божией Матери, возведенный еще до отмены крепостного права, в 1859 году, стараниями помещиков села графов Александра Апраксина и Григория Кушелева-Безбородко, по решению рабоче-крестьянской власти в 1935 году был продан на слом. Многочисленные письма нарышкинских крестьян (1936-1937), с просьбой разрешить открыть в селе хотя бы молитвенный дом ни к чему не привели. Под этими письмами стояли подписи Анны Васильевны, Прасковьи Тарасовны и Анастасии Васильевны Юровых, Алексея и Анны Лобановых, Аксиньи Петровны Лагуткиной, Марфы Тимофеевны Нефедовой, Егора Степановича и Натальи Афанасьевны Бокоревых и многих других жителей села. Но советская власть была строга. Религиозным привычкам при новом порядке места не было. Аналогичная судьба была и у других церквей района: Покровская церковь, Беково. Закрыта в 1931, продана на стройматериалы (1933). Рождественский молитвенный (старообрядческий) дом, Беково. Продан на стройматериалы (1933). Казанская церковь, Миткирей. Переоборудована под нардом (1930). Молитвенный (старообрядческий) дом, Миткирей. Переоборудован под ветеринарный пункт (1930). Покровская церковь, Яковлевка. Передана под школу (1930). Никольская церковь, Ивановка. Передана колхозу под склад (1934). Никольская церковь, Никольское. Переоборудована под клуб (1936). Информация с сайта Межпоселенческой центральной районной библиотеки Бековского района Пензенской области http://beko.liblermont.ru/index.php?page=kray&id=16
 --- Ермиличевы, Воеводины(с.Курбатово,Рязанская обл.), Кочетковы, Сорокины(д.Леньково,МО), Геренковы, Парахины(д.Нехочи,Орловская обл.,п.Вельяминово,МО), Живовы, Обыденновы(с.Нарышкино,г.Сызрань), Стародубцевы, Титовы(д.Козье,Тульская обл.), Цалко, Астапович (РБ,Гомельская обл.,Боровое) | | Лайк (2) |
iriliva Модератор раздела
Москва Сообщений: 99 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 58 | Наверх ##
21 января 2023 19:27 21 января 2023 19:27 Один из последних крупных владельцев земли и усадьбы в с.Нарышкино (примерно с 1901-1903гг.) - Г.С.Макаров - хлеботорговец-миллионщик, выходец из крестьян.
На фото - усадьба Макарова, сохранилась и в наши дни.
   --- Ермиличевы, Воеводины(с.Курбатово,Рязанская обл.), Кочетковы, Сорокины(д.Леньково,МО), Геренковы, Парахины(д.Нехочи,Орловская обл.,п.Вельяминово,МО), Живовы, Обыденновы(с.Нарышкино,г.Сызрань), Стародубцевы, Титовы(д.Козье,Тульская обл.), Цалко, Астапович (РБ,Гомельская обл.,Боровое) | | Лайк (2) |
iriliva Модератор раздела
Москва Сообщений: 99 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 58 | Наверх ##
23 февраля 2023 19:05 23 февраля 2023 19:06 --- Ермиличевы, Воеводины(с.Курбатово,Рязанская обл.), Кочетковы, Сорокины(д.Леньково,МО), Геренковы, Парахины(д.Нехочи,Орловская обл.,п.Вельяминово,МО), Живовы, Обыденновы(с.Нарышкино,г.Сызрань), Стародубцевы, Титовы(д.Козье,Тульская обл.), Цалко, Астапович (РБ,Гомельская обл.,Боровое) | | |
iriliva Модератор раздела
Москва Сообщений: 99 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 58 | Наверх ##
23 февраля 2023 19:46 6 октября 2023 16:53 Священномученик Василий ГорбачевСвященномученик Василий родился 4 апреля 1885 года в селе Нарышкино Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Василий окончил церковноприходскую школу и до двадцати лет жил с родителями. В детстве Василий Горбачев был прихожанином церкви с. Нарышкино, где служил священником Михаил Павлович Лебедев. Отец Михаил заметил Василия, который выделялся приятным голосом, и стал привлекать его для работы в храме, алтаре и на клиросе. Обладая музыкальными способностями, он с детства полюбил пение в церковном хоре и впоследствии посвятил служению Церкви всю свою жизнь.В 1905 году умерла мать, и отец хотел женить сына, так как в семье не стало хватать рабочих рук, но Василий не захотел жениться и поступил в Храм во имя Страстей Господних в городе Саратове, а оттуда попал в Москву в Свято-Данилов монастырь, где был в течение восьми лет певчим на клиросе. В 1913 году епископ Верненский Иннокентий (Пустынский) пригласил Василия Григорьевича в город Верный, и в течение года он был экономом при архиерейском доме. В 1914 году он был назначен псаломщиком Александро-Невской семинарской церкви в городе Ташкенте. В 1915 году Василий Григорьевич был мобилизован в армию и служил псаломщиком при полковой походной церкви. В 1917 году, когда он ехал в поезде, исполняя какое-то поручение полкового священника, поезд был остановлен бандитами, которые, распознав по внешнему виду в Василии Григорьевиче церковнослужителя, хотели его расстрелять. Василий Григорьевич взмолился ко Господу, чтобы Господь помиловал его. В это время вблизи появились части регулярной армии, и бандиты, оставив псаломщика, скрылись. В 1918 году Василий Григорьевич женился на девице Вере Трофимовой и в августе того же года был рукоположен во диакона. Перед рукоположением Василий Григорьевич подписал документ с перечнем своих обязательств перед Церковью, который он бережно хранил всю свою жизнь как памятку, стараясь во всем следовать обещанному. В документе, в частности, было записано: «Всякое священнодействие и молитвословие совершать по чиноположению церковному, с благоговением, довольствуясь добровольным за то даянием от своих прихожан, а в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни без уважительной причины не опускать богослужений — не только литургий, но и прочих, положенных по уставу, служб; Божественную литургию совершать с приготовлением. Утверждать своих прихожан в истинах веры и благочестия и всеми способами содействовать обучению детей их сим истинам чрез преподавание Закона Божия под руководством священника. Дом свой правити, то есть воспитывать своих детей и содержать домашних своих, как то подобает служителю алтаря, и не давать их поведением поводов к соблазну прихожан, а также иметь попечение о вверенном мне клире, вдовах и сиротах. В святом алтаре и храме держать себя, как того требует святость места, внушая уважение к святыне и другим. В проходимом служении вести себя благочестно, достойно высокого своего звания, опасаясь, как бы не уронить оное или не причинить верующим соблазна своим недостойным поведением. Одежду носить только присвоенную духовному званию, скромную и приличную, волос и бороды не стричь, соблюдать установленные Православною Церковью посты, никаких зазорных поступков — нетрезвости, картежной игры, табакокурения, посещения театров, вымогательства и тому подобных — не допускать». В 1923 году диакон Василий решил вернуться на родину в Саратовскую губернию, отчасти и потому, что хотел примириться с отцом, испросив у него прощение за то, что без его воли уехал из дома. Отец его, Григорий, остался недоволен сыном за то, что тот выбрал путь священнослужителя, который при безбожном правительстве был опасен и для него самого, и для его родственников, недоволен он остался и супругой сына, так как та была неискусна в крестьянском труде. Отец Василий уехал с семьей в Саратов и стал служить диаконом в Петропавловском кафедральном соборе. В 1929 году началась коллективизация и связанный с нею голод, не первый уже в Поволжье; в это время усилились и гонения на Церковь, и если властям не удавалось сразу закрыть храм, то они требовали с него уплаты все больших и больших налогов. Повсюду вводились хлебные карточки, которые священнослужители и их семьи не получали, так что хлеб приходилось добывать, изыскивая иногда дополнительный заработок. Отец Василий, как крестьянский сын, наученный всему с детства, клал печи, крыл крыши, чинил часы. Однажды пришедший к нему в дом налоговый инспектор застал отца Василия за перетягиванием матраса. Заметив, с какой сноровкой диакон занимается этим делом, налоговый инспектор спросил, почему он в такое тяжелое время не бросит церковь да при таких руках не устроится на другую работу. Отец Василий ответил, что он посвятил себя церковному служению в соответствии со своими убеждениями и с этого пути никогда не сойдет. Дети отца Василия рассказывали, что он отличался щедростью и милосердием и мирным устроением духа. В начале 1930 годов наступивший в Поволжье голод вынудил отца Василия выехать с семьей из Саратова. Он поселился в Московской области и получил назначение в храм в селе Марково. Здесь была только начальная школа, детям негде было учиться, и диакон Василий, попросив архиерея перевести его в другой приход, был назначен в церковь села Ильинский Погост Куровского района. В 1936 году отец Василий был переведен в Никольскую церковь в село Парфентьево Коломенского района. Осенью 1936 года был арестован священник Никольского храма и, поскольку служить было некому, храм был закрыт; прихожане упросили диакона Василия принять сан священника, и в октябре 1937 года он был рукоположен во священника и в храме возобновилось богослужение. Власти, однако, не оставляли намерения закрыть храм, и в начале 1938 года храм все же был ими закрыт. 13 января 1938 года отец Василий был назначен в Преображенскую церковь в селе Большие Вяземы Звенигородского района. В начале февраля сотрудники Можайского НКВД допросили свидетелей, которые показали, что по случаю годовщины смерти священника, служившего раньше в Преображенской церкви, состоялись поминки у его вдовы, где был священник Горбачев, диакон, церковный староста и кое-кто из верующих. «На поминках вдова священника стала плакать и обижаться на жизнь и говорила: “Это не власть, а грабители, жить невозможно”. На что Горбачев, также расплакавшись, сказал: “Вы будьте осторожны и не называйте их грабителями, а то ведь знаете, какое время сейчас, моментально заберут”». Отец Василий был арестован на праздник Сретения Господня вечером 15 февраля 1938 года. Священника после службы пригласили совершить требы в домах прихожан. Когда он вернулся домой, его уже ждали сотрудники НКВД, которые устроили обыск, но ничего не нашли, так как у священника только и было, что несколько книг богослужебных и с нотами церковных песнопений. Супруга предложила ему одеться для тюрьмы в светскую одежду, но отец Василий на это сказал: «Нет, я пойду в рясе. Я этому посвятил всю свою жизнь». Уходя, он надел зимнюю рясу и скуфью и сказал супруге, чтобы она нигде его не искала, и если он будет жив, то подаст о себе весточку. Отец Василий был заключен в можайскую тюрьму и здесь сразу же допрошен. — С кем вы поддерживаете связь? — спросил его следователь. — Я лично прибыл в Большие Вяземы только в январе и не смог познакомиться ни с кем из граждан указанного прихода, в настоящее время связь ни с кем не поддерживаю, знаю только церковного старосту, ныне арестованного органами НКВД. — Вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью и распространяете клевету против советского правительства. Требую от вас правдивого показания по предъявленному обвинению. — В предъявленном обвинении в контрреволюционной деятельности и распространении клеветы в отношении советского правительства виновным себя не признаю. На этом допросы были закончены. 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москву. Священник Василий Горбачев был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Семья отца Василия узнала о его мученической кончине лишь в 1989 г. Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 17.7.2001 г. Память совершается в день мученической кончины (13/26 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших (4-я суббота по Пасхе).   https://azbyka.ru/days/sv-leonid-viktorovЛетом 2023 г. побывала в усадьбе Голицыных Большие Вязёмы. Там, в Храме Преображения Господня, служил перед арестом отец Василий Горбачёв. Храм построен ещё при Борисе Годунове. Благодатное место! У входа установлена памятная табличка.   --- Ермиличевы, Воеводины(с.Курбатово,Рязанская обл.), Кочетковы, Сорокины(д.Леньково,МО), Геренковы, Парахины(д.Нехочи,Орловская обл.,п.Вельяминово,МО), Живовы, Обыденновы(с.Нарышкино,г.Сызрань), Стародубцевы, Титовы(д.Козье,Тульская обл.), Цалко, Астапович (РБ,Гомельская обл.,Боровое) | | Лайк (1) |
iriliva Модератор раздела
Москва Сообщений: 99 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 58 | Наверх ##
26 февраля 2023 19:58 26 февраля 2023 20:34 «Сердобский уезд был населен еще в 1680г., как район наименее подверженный набегам ордынцев, причем заселен в основном помещичьими крестьянами. Тут добились себе земли подмосковные бояре, по фамилиям их названы многие селения, например, Хованщина, Салтыково…часть нынешних государственных крестьян раньше были крепостными и перешли в казну как выморочные или раньше принадлежали духовенству». «В Сердобском уезде было около 71% помещичьих крестьян. Большинство находилось на барщине. Однако в с.Нарышкино у гр.Кошелева-Безбородко оброчные владели более на 2/3 против барщинных..ранее у Нарышкиных оброк был по 10р. с души при 10 дес. земли на душу..». «В 1840г. наследники гр. А.П.Апраксина владели более 2292д. крестьян…великоросы» «с.Беково существовало уже в 1671г., волостное, образовавшись из крепостных крестьян, вывезенных из разных губерний, помещиком был М.А.Устинов. Устиновская усадьба занимала 1/3 часть села Беково. На ней находилось 5 каменных жилых домов, сад, оранжерея, каменная кладовая, хлебный деревянный амбар в 2 этажа, деревянный птичий двор, 2 каменных конюшенных двора, каменный лесопильный завод. На Хопре имелась деревянная мукомольная водяная мельница (она продолжала работать и в Советское время, но была смыта во время сильного наводнения в 50-х годах). В Бековских и других угодьях Устинова возделывались зерновые хлеба, крупяные культуры, лен. На собственных винокурнях получали спирт. 20 десятин занимал яблоневый сад, было молочное стадо, отары овец, табун лошадей. В 1877 году Устинов открыл кумысно-лечебное заведение у горы Шихан. В лесу были выстроены дачи, вокзал кумысного заведения, где имелись бильярд, кегли, играла музыка и 2 раза в неделю устраивались танцевальные вечера. Вблизи находился большой пруд с легкими лодками для катания, а на берегу кумысное заведение. Ежегодно осенью в Беково проводилась ярмарка, доходы от которой шли в пользу Устинова. Барская усадьба тянулась вдоль берега Хопра в ширину 150 метров, в длину около километра. Усадьба была огорожена забором. В северо-восточном углу, близ реки, высилась каменная Покровская церковь с колокольней. В 1876 году было основано церковно-приходское попечительство под председательством сына Андриана Михайловича – Михаила Андриановича. Оно приносило много пользы. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Беково был открыт для раненых лазарет. В 1872 году Михаил Андрианович построил в Беково элеватор, в 1896 году — железнодорожную ветку от Вертуновки до Беково, на затоне открыл рыбное заведение. Им также была построена больница — 2-х этажное деревянное здание на ул.Советская (сейчас это жилой 3-х квартирный дом) и белую гостиницу (сейчас дом детского творчества и музей), а также 2-х классное училище (сейчас здание ПТУ на ул.Ленина). С 1875-1904 гг. Беково, благодаря ему, превратилось в большой культурный и торговый центр. В 1912 году семья Устиновых покидает Беково, а кумысные лечебницы и конные дворы покупает у них Г.С. Макаров. Но и он в 1914 году уезжает из с. Нарышкино. В 1917 году он присылает новой революционной власти документ, в котором говорится, что и свою усадьбу, и кумысные лечебницы, и конные дворы он безвозмездно отдает советской власти». «с.Нарышкино в ранний период своей истории село имело название Богоявленское. Земли, на которых возникло село Нарышкино, впервые упоминаются в 1691 г. Тогда они назывались Хоперским бортным урожаем. Свое название село получило по имени владельцев Нарышкиных, первым из которых был Лев Кириллович — дядя Петра I, родной брат его матери царицы Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной. Ему были пожалованы бескрайние владения на Хопре (от Тамбова до Саратова) и до границ реки Дон и крестьян общим количеством 30 000 человек мужского пола. Краевед Михаил Плубояров, исследуя Пензенский край, считает, что Нарышкино возникло как раз на земле родного дяди императора Петра I Льва Кирилловича Нарышкина между 1705 и 1720 годами. Так как поселок основал староста Нарышкиных Авраам Клементьевич Марков-Юшин, его и стали называть Юшино. Он привел сюда множество крестьян из вотчин Нарышкиных из Рязанской области. Их было примерно 420 мужчин (женщин по ревизии не считали). Помещиками в то время были двоюродный брат Петра I сенатор Александр Львович Нарышкин и его племянница Екатерина Ивановна Нарышкина. Екатерина Ивановна вышла замуж за президента Российской академии наук графа Кирилла Разумовского. Поселок Юшин перешел в род Разумовских. Это было в 1748 году, а в 1744 г. Нарышкины построили в поселке церковь во имя Богоявления Господня. И поселок Юшин стали называть Богоявленским. Иногда п. Юшин называли сельцом Миткирей. Вероятно, староста Юшин, когда привел крестьян из владений Нарышкиных, разместил их на берегу реки Миткирей, где возникла деревня Миткирей. Когда эти крестьяне перебрались в поселок, они называли его Миткирей. Графиня Екатерина Разумовская владела Нарышкином до смерти, а в 1771 г. оно перешло к ее дочери Елизавете, вышедшей замуж за Петра Федоровича Апраксина. Их сын Александр Апраксин стал следующим владельцем Нарышкина с 1813 по 1845 годы. В 1845г. владения были проданы последнему крепостному графу Кушелеву-Безбородко Илье Андреевичу. Граф за высокие выкупные платежи, закабалявшие крестьян на многие десятилетия, передал жителям с. Нарышкино худшую часть своей земли без лесных угодий и луговых покосов, тянувшихся узкой полоской почти на полтора десятка километров, и поэтому не позволявшей правильно организовать севооборот и лишавшей крестьян возможности нормально использовать свой земельный надел под выпас скота. На этой почве весной и летом 1861 года в Нарышкино происходили крестьянские волнения, быстро подавляемые властями, а в апреле 1863 года, в связи с окончанием первоначально установленного двухгодичного срока несения повинностей у помещиков, волнения возобновились с большей силой и не только во владениях Кушелева-Безбородко, но и у помещиков Устиновых. На этот раз усмирять непокорных в Нарышкино пожаловал губернатор с двумя ротами Бутырского полка. Трудно жилось нарышкинцам. После ликвидации крепостного строя много помещиков из дворянского сословия, привыкшие вести паразитический образ жизни на дармовом труде крепостных, оказались плохими хозяевами и быстро разорились. На смену им шла более хищная порода угнетателей - выходцы из купеческого сословия. В руках таких новых помещиков, выходцев из моршанского купечества, братьев Платицыных, и оказались обширные и богатые владения Колешева-Безбородко. После смерти Платицина старшего, его сыновья продали имение в 1901-1903 г. Его новым владельцем стал Григорий Сергеевич Макаров. По происхождению Макаров был крестьянином (В.И.Серегина «Нарышкино-ушедшее село»)».                 --- Ермиличевы, Воеводины(с.Курбатово,Рязанская обл.), Кочетковы, Сорокины(д.Леньково,МО), Геренковы, Парахины(д.Нехочи,Орловская обл.,п.Вельяминово,МО), Живовы, Обыденновы(с.Нарышкино,г.Сызрань), Стародубцевы, Титовы(д.Козье,Тульская обл.), Цалко, Астапович (РБ,Гомельская обл.,Боровое) | | Лайк (2) |
iriliva Модератор раздела
Москва Сообщений: 99 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 58 | Наверх ##
28 февраля 2023 16:31 29 марта 2023 14:19 Бековский краеведческий музей Быт крестьян  Народный костюм  Ткацкое дело    Утварь   Советское время   Бековский край  Группа ВК https://vk.com/id593490428 --- Ермиличевы, Воеводины(с.Курбатово,Рязанская обл.), Кочетковы, Сорокины(д.Леньково,МО), Геренковы, Парахины(д.Нехочи,Орловская обл.,п.Вельяминово,МО), Живовы, Обыденновы(с.Нарышкино,г.Сызрань), Стародубцевы, Титовы(д.Козье,Тульская обл.), Цалко, Астапович (РБ,Гомельская обл.,Боровое) | | Жалоба (1) |
perix Начинающий
сердобск Сообщений: 25 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 16 | Наверх ##
Сегодня в 19:24 Подскажите,пожалуйста,есть ли у Вас сведения о евреях ювелирах из Беково/Нарышкино?Также подскажите,пожалуйста,где найти сведения о эвакогоспитале в кумысолечебнице .моя бабушка будучи школьницей стирала бинты для раненых солдат. Интересуют фамилии Носковы,Соловьевы --- хомяковы,носковы,никитины,замотины,пензенская область,хомяковы под тулой | | |
|