https://vk.com/@gkutogato-mate...h-prav-licКораблёва А.В. Ведущий архивист отдела информации, публикации и научного использования документов ГКУ ГАТО
Аннотация. В статье приведены основные методы поиска сведений о лицах, лишенных избирательных прав и раскулаченных на территории Тверской губернии-Калининской области с 1918 по 1936 гг. по документальным материалам архивных фондов Государственного архива Тверской области (ГАТО).
Ключевые слова: репрессии, лишение избирательных прав, раскулачивание, социальная политика, избирательная система, ГАТО.
Социальная политика в первые годы советского власти была направлена на создание лояльного классового общества[1]. В ходе её реализации значительная доля населения по тем или иным причинам была лишена части политических и экономических прав и свобод[2]. При этом введенная первоначально как временная мера для удержания власти большевиками, система политического и трудового избирательного ценза просуществовала на протяжении почти 20 лет и стала важной особенностью избирательной системы и советского общества в целом периода 1918–1936 годов[3].
Процесс лишения граждан избирательных прав проходил параллельно со становлением советской избирательной системы, которая была обусловлена политической и экономической конъюнктурой. За период 1918-1936 гг. был сформирован целый пласт документальных материалов, в которых нашли отражение аспекты процедуры лишения избирательных прав и раскулачивания. В настоящее время данные документы востребованы как источник по политической и социальной истории государства, регионов, а также частной истории семьи.
Статистические данные, нормативно-правовые акты, инструкционные материалы по указанной тематике могут быть использованы в исследовании социально-политической истории Тверского региона, определении региональной специфики процессов лишения граждан избирательных прав и раскулачивания. Однако при поиски сведений частного характера (подтверждение факта применения репрессий в отношении конкретного лица), как правило, возникает ряд трудностей.
Цель данной статьи – определить общие методы архивного поиска сведений о лицах, лишенных избирательных прав и раскулаченных на территории Тверской губернии/Калининской области и части сопредельных территорий в 1918-1936 гг.
Перед началом архивного поиска документов исследователю необходимо произвести сбор первичных сведений:
1) определить лицо, лишенное избирательных прав/раскулаченного;
2) уточнить время и место применения к данному лицу репрессивных мер.
Хронологические рамки поиска определяют сразу несколько важных моментов. Во-первых, за период 1918-1936 гг. процесс лишения избирательных прав был законодательно закреплен и завершен. Во-вторых, 1936 г. является своеобразной границей перехода к новым дискриминационным мерам (второй волне репрессий) – от ограничения в ряде политических прав к выселению и уголовному преследованию[4].
Кроме того, от точного определения административно-территориальной принадлежности населенного пункта - места лишения гражданина его избирательных прав и раскулачивания зависит успех архивного поиска. С 1918 по 1936 годы территория Тверской губернии преобразовалась в Калининскую область, учреждения органов государственной власти и управления были реорганизованы в соответствии с изменениями территориального устройства[5]. Однако при отсутствии уточняющих сведений о времени применении репрессий в отношении конкретного лица поиск необходимо проводить за весь обозначенный период.
Таким образом, хронологический и географический принципы являются первоочередными в поиске сведений о лицах, лишенных избирательных прав и раскулаченных.
При поиске сведений о репрессированных лицах стоит также учитывать этапы институционализации органов власти, включенных в избирательную систему. Становление института лишения граждан избирательных прав проходило довольно медленно. Отправной точкой принято считать принятие Конституции 1918 г. В статье 65 значились семь категорий граждан, подлежащих ограничению в избирательных правах: 1) лица, прибегающие к наёмному труду, с целью получения прибыли; 2) лица, живущие на нетрудовые доходы (процент с капитала, доходы с имущества и пр.); 3) торговцы; 4) представители духовенства; 5) служащие царской полиции и охранных отделений; 6) душевнобольные; 7) осужденные за корыстные и порочащие преступления[6].
Согласно Декрету СНК от 23 сентября 1919 года обязательному учёту подлежали чиновники административного, военного и судебного ведомств, владельцы предприятий с численностью задействованных рабочих не менее 20 человек, председатели и члены правлений с капиталом не менее полмиллиона рублей, землевладельцы (не менее 10 десятин земли в собственности). При этом при регистрации в анкете необходимо было указать прежнее и нынешнее общественное положение, состав семьи (вплоть до приемных детей, родных братьев и сестер)[7]. Однако никаких последующих действий в Декрете не было прописано. Производилась первоначальная регистрация «помещиков, капиталистов и бывших эксплуататоров» с целью устранения «заговора в самом центре Советской России»[8]. Ответственность за сбор данных возлагалась на губернские и уездные исполкомы.
Кроме того, в дополнение к Конституции 1918 г. местные органы власти подготавливали уточняющие инструкции о проведении выборов в городские и сельские Советы, волостные, уездные и губернские съезды Советов. Согласно одной из инструкций отдела управления Тверского губисполкома первоначальные списки лиц, лишенных избирательных прав, составлялись в сельсоветах за семь дней до перевыборов. Один экземпляр направлялся в вышестоящую избирательную комиссию для утверждения и публикации[9].
Согласно статье 20 Конституции 1918 г. иностранным гражданам, «проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к непользующимся (так в документе) чужим трудом крестьянству» предоставлялись все политические права[10]. Иные категории иностранцев данными правами пользоваться не могли и, соответственно, меры по лишению избирательных прав на них не налагались. Однако, в данной системе встречались казусы. В материалах архивного фонда Исполнительного комитета Ржевского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов имеется дело по жалобе китайского подданного Юй Фа Фан о неправильном лишении его избирательных прав как «неимеющего стажа общеполезного труда»[11]. Стоит отметить, что Юй Фа Фан на момент лишения его избирательных прав в 1930 г. уже не занимался торговлей с 1927 г. и состоял старшим мастером при Ржевской конторе связи.
В Конституции 1918 г. также не были указаны сроки действия ограничений, а изменение сферы деятельности не гарантировало изменение правового статуса. Отсутствие конкретики давало власти возможность изменять круг лиц, лишенных избирательных прав, в соответствии с политической конъюнктурой[12]. В описанном выше деле китайского подданного Юй Фа Фан примечательно также то, что лишение избирательных прав происходило за прошлые «заслуги», а не за текущее положение. Подобные случаи стали повсеместной практикой.
В целом, наличии сведений о социальном (классовом) статусе лишенца не способствует упрощению процесса поиска, что связано с первую очередь с принципом документирования учета граждан-лишенцев.
Монахи, духовные служители церквей и религиозных культов были включены в список категорий лиц, подлежащих лишению избирательных прав, ещё в начале становления советской избирательной системы как лица, живущие на нетрудовые доходы. Однако кроме «стандартной» процедуры лишения избирательных прав бывшим священнослужителям приходилось дополнительно публично отрекаться от своей предыдущей сферы деятельности и образа жизни. Так, бывший дьякон села Градницы Бежецкого района Тверской губернии А.С. Архангельский был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. В подтверждение приверженности советской власти в газете «Знамя Коммуны» была опубликована заметка от лица Архангельского следующего содержания: «Около двух лет прошло с тех пор, как я покончил со службой религиозного культа и занимаюсь сельским хозяйством… Сейчас я снимаю свой дьяконский сан и говорю, что он мне не нужен… Везде и всюду буду защищать интересы пролетарской диктатуры, чтобы тем самым заслужить себе доверие и быть равноправным гражданином». В вырезке из указанной газеты содержатся заявления других бывших священнослужителей похожего содержания, в которых шаблонно звучат слова поддержки советской власти и желание стать «честным тружеником»[13].
Материалы газет нередко служат дополнительным источником для поиска сведений о лицах, лишенных избирательных прав. Например, в приложении к газете «Тверская правда» публиковали именные списки лишенцев и членов их семей по городу Твери[14].
Составление первоначальных документов в процедуре лишения избирательных прав – списков – возлагалось на местные органы власти, т.е. фиксация велась по территориальному (а не классовому) принципу. Списки лишенцев до избирательной компании 1926/1927 гг. представлены в фондах исполнительных комитетов волостных и сельских, городских, уездных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а также в фонде Тверского губисполкома[15].
Важно отметить, что согласно циркуляру Президиума ВЦИК от 30 октября 1929 года ведение постоянного учёта лиц, лишенных избирательных прав, было возложено на административные органы (милицию)[16]. Сотрудники органов милиции проводили сверку списков лишенцев и, что более важно, осуществляли документальную проверку правомерности лишения граждан избирательных прав[17]. Данные мероприятия с одной стороны упорядочили процедуры лишения избирательных прав и обжалования данного решения в вышестоящих комиссиях, а с другой стороны внесенным в списки лицам стало гораздо сложнее скрывать свой правовой статус. С введением паспортной системы в 1932 году фиксация социального положения стала обязательной для всех граждан, что лишь подтвердило значимость данных сведений для государства[18].
Само по себе избирательное право не имело особого значения. Однако лишенцы были ограничены в доступе к социальным благам и экономическим ресурсам. При этом особенностью института лишения избирательных прав был «генеалогический» подход к решению классовой принадлежности, т.е. дети «чуждых элементов» автоматически признавались таковыми[19]. Однако до 1925 г. подобной практики не было. Члены семей лишенцев как отдельная категория появились лишь инструкции о выборах городских и сельских Советов и созыве съездов Советов от 13 октября 1925 г. Но вместе с тем вводился запрет на дополнение круга лиц, подлежащих лишению избирательных прав, сверх указанных в Инструкции[20].
Обязательная фиксация (в других случаях и обоснование) своего социального положения, привели к спекуляции личными данными в документах рассматриваемого периода. Кроме того, нередки были злоупотребления должностным положением при оформлении документов для лиц, лишенных (или потенциально могущих быть лишенными) избирательных прав. В докладе заместителя уполномоченного Бельского уисполкома о работе аппарата исполнительной власти в уезде содержатся многочисленные свидетельства о фиксации противоречащих действительности сведений при составлении справок в сельсоветах по всему Бельскому уезду. Например, председателем Белогородского сельсовета Нелидовской волости Унгеровым была указана заведомо ложная информация об имущественном положении крестьянина Дроздова, которому справка необходима была для вступления в комсомол[21]. Граждане всеми силами старались не стать включенными в категорию «социально-чуждых», скрывая от учета часть имущества, количество земли и источники дохода[22]. Следовательно, при анализе материалов о лишении избирательных прав и раскулачивании стоит учитывать тот факт, что зафиксированные в документах сведения могли расходиться с реальными.
Как уже говорилось выше, материалы о лишении избирательных прав преимущественно содержатся в архивных фондах органов государственной власти и управления и фондах охраны общественного порядка. Кроме указанных списков лиц, лишенных избирательных, состав документов можно разделить на: 1) документы, содержащие общие сведения – инструкции, циркуляры – присланные высшими органами власти для ознакомления и исполнения на местах (и переписка по уточняющим вопросам), и 2) документы, содержащие персональные сведения о лишенцах и раскулаченных – отдельные дела, протоколы и выписки из протоколов, заявления граждан о восстановлении в избирательных правах.
Важно отметить, что в фондах ГАТО имеются персональные дела лишенцев и раскулаченных. Однако ключевой особенностью их составления является их вторичный (по отношению к спискам) характер: дела составлялись в процессе делопроизводства, ход которому давал сам гражданин в жалобе на неправомерное с его точки зрения применение избирательного ценза. В случае, если гражданин не имел претензий по поводу лишения его избирательных прав, то личное дело не формировали. Только с передачей функций учета лишенцев органам милиции в 1929 году делопроизводство о лишенцах стало более основательным, а количество заявлений о восстановлении в избирательных правах выросло в разы[23]. Таким образом, в 1930- гг. акцент с определения круга лиц, лишенных избирательных прав, и последующего лишения сместился в сторону восстановления в правах[24].
Отдельно стоит выделить материалы архивного фонда Московской областной комиссии по рассмотрению жалоб лиц, лишенных избирательных прав, при Президиуме Московского областного исполкома (Ф. Р-2069) за 1927-1934 гг. Описи фонда сформированы преимущественно из личных дел лишенцев, жителей районов, включенных в состав Калининской области в 1935 г. из Московской области.
Дополнительной сложностью при выявлении сведений о репрессированных является нечеткое разделение раскулаченных и лиц, лишенных избирательных прав[25]. Оба процесса протекали одновременно, а лишенцы ассоциировались прежде всего с принадлежностью к кулакам. Однако в инструкциях 1920-1930-х гг. о проведении выборов не было указаний о лишении избирательных прав кулаков[26]. Причем смешение понятий отмечается не только на бытовом уровне. В рапорте от 12 февраля 1930 г. о покушении на жизнь председателя Пожарского сельсовета Голубева «кулаками и лишенцами» (разделение понятий) начальник административного отдела Бежецкого окрисполкома сообщает о деятельности «кулака-лишенца» (объединение понятий) А. Форманове[27]. Граждане могли быть одновременно лишены избирательных прав и раскулачены[28]. В связи с чем, проводить поиск по конкретной социальной группе репрессированных нецелесообразно.
Провозглашение полной победы над эксплуататорским классом и введение всеобщего избирательного права в Конституции 1936 г. являются окончанием деятельности института лишения избирательных прав и политики раскулачивания.
Резюмируя, стоит отметить, что материалы о лишении избирательных прав и раскулачивании фиксируют факт применения репрессий в отношении конкретного лица (иногда его семьи). В связи с чем, не следует полагаться на данные документы как информативный источник в генеалогическом поиске. Как отмечалось ранее, процесс документирования был хаотичным, иногда и вовсе без документального подтверждения, акцент был смещен в сторону фиксации лица, а не правомерности применения ценза.
Материалы о раскулаченных и лишенных избирательных прав лицах периода 1920-1930-х гг.: состав документов и методика поиска (на основе документов ГКУ ТО «Государственный архив Тверской области»), изображение №1
[1] Исходя из марксистского понимания класса как социальной группы с общим сознанием и отношением к средствам производства.
[2] К 1925 г. численность лиц, лишенных избирательных прав, зафиксирована в районе 1 млн. 40 тыс. человек, к 1929 г. – 3 млн. 716 тыс. человек (ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 20. Д. 918. Л. 60).
[3] Саламатова М.С. Советская избирательная система 1918 – 1936 гг.: преемственность и новации // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2013, № 6. С. 148-150.
[4] На хранении в ГАТО содержатся сведения о лицах, лишенных избирательных прав и раскулаченных, по Тверской губернии/Калининской области и части сопредельных территорий за 1918-1936 гг. Для поиска документальных свидетельств о применения репрессий уголовного порядка (выселенных, осужденных и отбывающих наказание, расстрелянных) необходимо обращаться в региональные отделения ФСБ и МВД.
[5] Справка об административно-территориальном делении Тверской губернии-Калининской области представлена во 2-й части Путеводителя Государственного архива Тверской области (С. 661-683). Тем не менее, в каждом отдельном случае необходимо выявлять принадлежность населенного пункта к конкретному уезду/району и волости/сельсовету в соответствии с изменением АТД.
[6] Конституция РСФСР // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582
[7] ГАТО. Ф. Р-277. Оп. 1. Д. 7. Лл. 370-371 об.
[8] Там же. Л. 370.
[9] ГАТО. Ф. Р-275. Оп. 1. Д. 26. Лл. 7-9.
[10] Конституция 1918 г. [Электронный ресурс]:
https://constitution.garant.ru...block_1020[11] ГАТО. Ф. Р-2505. Оп. 2. Д. 1149. Л. 8.
[12] Саламатова М.С. Определение круга лиц, лишенных избирательных прав в РСФСР: законодательство и практика реализации (1918-1925 гг.) // Проблемы истории общества, государства и права. Выпуск 7. Новосибирск, 2019. С. 273.
[13] ГАТО. Ф. Р-2044. Оп. 2. Д. 33. Л. 5.
[14] Тверская правда, 1927 г., № 14 от 20 января.
[15] Ознакомиться с описями имеющихся на хранении в ГАТО фондов органов государственной власти и управления можно в Путеводителе ГАТО (часть 2).
[16] Саламатова М.С. Лишение и восстановление в избирательных правах в Советской России (1918-1936 гг.): эволюция правового регулирования // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2015. № 12. С. 127.
[17] В архивных фондах административных отделов губернского и уездного уровней, а также в архивных фондах уездной милиции имеются списки лиц, лишенных избирательных прав.
[18] Постановление СНК СССР от 27 декабря 1932 года № 1667 «Об утверждении Положения о паспортах» [Электронный ресурс] URL:
https://ru.wikisource.org/wiki...%85_(1932) (дата обращения: 19.12.2022)
[19] Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 1930-е гг. М., 2008. С. 142-143.
[20] Саламатова М.С. Определение круга лиц, лишенных избирательных прав…С. 278.
[21] ГАТО. Ф. Р-2645. Оп. 5. Д. 25. Л. 106.
[22] ГАТО. Ф. Р-2645. Оп. 5. Д. 25. Л. 106-108 об.
[23] Саламатова М.С. Губернские и уездные избирательные комиссии РСФСР: составы и полномочия (1921-1934 гг.) // Сто лет Уральскому государственному юридическому университету. Т. 1., Екатеринбург, 2019. С. 850.
[24] Саламатова М.С. Лишение и восстановление в избирательных правах … С. 133.
[25] Имеется в виду не описание понятий «лишенец» и «раскулаченный» в историографии, где деление обозначено довольно четко, а в документах периода конца 1920-1930-х гг.
[26] Федорова Н.А. Лишенцы 1920-х годов: советское сословие отверженных // Журнал исследований социальной политики. Т. 5. № 4. М., 2007. С. 491-492.
[27] ГАТО. Р-214. Оп. 2. Д. 5. .
[28] Пример: ГАТО. Ф. Р-2504. Оп. 2. Д. 11.