На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
« сыскивал всякими сыски, накрепко, большим повальным обыском, тутошними и сторонними, многими людьми »
Фраза регулярно пишется в документах делопроизводств о поместьях: в царских указах воеводам, воеводских наказах отказчикам и, наконец, в самих Отказных книгах. Но несмотря на то, что сегодня она кажется ужасно уморительной, это слаженная и юридически выверенная фраза, наделенная смыслом…
По актам Поместного приказа видно, что фраза укрепилась в бюрократическом языке еще до Соборного Уложения. Отличительной особенностью ведения дел в XVII веке было то, что часто акты одного и того же делопроизводства цитируют предшествующие. Поэтому и наша фраза так часто встречается.
Чтобы беспоместному, например, сыну боярскому в XVII веке получить землю, должна была быть проведена следующая процедура (вкратце. Разберем на примитивно простом примере):
1. Просителю (челобитчику) надо было приехать в Москву, подготовить заручную челобитную с прошением и подать ее в Кремле, в Поместном приказе. 2. Далее уже в приказе должно было пройти делопроизводство, где брали челобитную и начинали разбирательство: смотрели, имеет ли право этот человек запрашивать поместье, кто он, какой статус земли, которую он просит, и можно ли ей его жаловать. Другими словами, в Москве по московским документам отслеживали юридический статус челобитчика и просимой им земли. Если все было по документам в порядке, дьяк Поместного приказа по «скрепам» (ставам столбца) и в конце делопроизводства ставил свою «припись», то есть решение по данному делу. 3. После того дело «вершилось», то есть получало окончательное решение, указом царя. Царский указ повторял суть всего делопроизводства от челобитной до «приписи» и являлся по сути грамотой к уездному воеводе (города, где находится запрашиваемая земля) с четкой инструкцией. Суть указа сводилась к тому, что воевода должен был найти авторитетного и добросовестного человека, послать его на запрашиваемые поместья, где тот, опросив людей, измеряв землю, оформлял Сыскные и Мерные книги, которые по указу присылались в Поместный приказ. Ситуация «на бумаге» в Москве могла сильно отличаться от реального положения вещей в уезде, поэтому эта процедура своеобразной проверки была необходима. 4. Если по итогу этой проверки вся информация, поданная просителем, оказывалась верной, нередко тут же формировались (по указу) и т.н. Отказные книги - это такой документ, который окончательно «укреплял» за помещиком землю, окончательно закреплял за ним права пользования. 5. Документы «сыска, меры и отказу» должны были быть присланы в Поместный приказ, откуда помещик получал т.н. Отказную выпись, документ-копию с самих Отказных книг, которым, при необходимости, помещик подтверждал свои права на землю
Так вот, по ходу делопроизводства именно в царском указе впервые появлялась, и всегда писалась эта фраза, там же был наказ воеводе, чтобы тот поручил добросовестному человеку провести проверку, меру (иногда и межевание). И «буде спора не будет» (если не возникнет земельный спор, предписывалось оформить «отказ» земли.
Процедура проверки сведений, предоставленных челобитчиками и подьячими Поместного приказа, называлась «сыском», от слова «сыскать». Сыскные мероприятия предполагали под собой «повальный» опрос множества местных и «сторонних» (соседи) лиц разных сословий, которые должны были ответить, верны ли слова челобитчика о земле или нет. Результат опроса закреплялся в т.н. Сыскных книгах, где были записаны ФИО/ФИ всех опрошенных и подписи ответственных лиц (чаще всего это подписи священников).
Так вот, « сыскивать всякими сысками накрепко, большим повальным обыском, тутошними и сторонними, многими людьми» означало приехать на землю, осмотреть ее и изучить, опросить местных и живущих по соседству.
Дело «сыска всякими сысками, накрепко, большим повальным обыском, тутошними и сторонними, многими людьми» живо и сейчас. В наши дни добросовестные генеалоги часами и сутками работают с НСА архивов, находят дела по описям, заказывают их и изучают лично, а если находят проблемы, то прибегают к опросам «тутошних и сторонних»
Теперь вы знаете, откуда взялась эта смешная фраза у меня в подписи )) И что она обозначает
--- сыскивал всякими сысками, большим повальным обыском, тутошними и сторонними, многими людьми (с)
Без комментариев... Так вот умел ругаться воронежский посадский человек Сенька Чиненой (также Чинной). А носителем диалектизма, судя по всему, является воронежский же посадский человек Аникей Горденин или человек, писавший за него челобитную.
Ист.: РГАДА, Фонд 143, опись 2, дело 698
--- сыскивал всякими сысками, большим повальным обыском, тутошними и сторонними, многими людьми (с)
В наши дни нередко можно наблюдать в интернете, как мамочки мучаются с выбором имени сыну. Скажу честно - сердце кровью обливается, чувствую надрыв души и еле сдерживаю свои советы, ведь раньше было столько славных мужских имен!.. Женщины XVII века (хотя вообще порой ощущение, что скорее мужчины) были очень изобретательны в имянаречении сынов, раньше было только так. А сейчас с этим наблюдаются проблемы… Так что, давайте решать проблему, вспоминаем вместе и составляем список некрестильных имен XVII века и ранее
Другими словами, сегодня у нас ономастическое упражнение на тему «как назвать мужика?». Собираю коллекцию некрестильных имен, которые встречались в документах мне и товарищам
Вострая Сабля. Известны такие дети боярские из Летуново и Берсеневки Окологородного стана Рязанского уезда. Упоминаются с XVI века как минимум. Поговаривают, что эти люди являются предками Востросаблевых. Но я не проверял)
Каменное Ожерелье. Откуда - пока секрет. Но есть подсказка - атаманы
Красная Овца. Пока секрет...
Кривое Дерево. Атаманская фамилия из села Большая Усмань Усманского стана Воронежского уезда. Ныне это село Новая Усмань, что под Воронежем, а потомки носят фамилию Березкин
Пегой Конь. Как-то раз в марте 1653 года старина (цитата) «Матюшка Пофомов сын Пегова Коня» вместе с Мызниковым получил поместья «в диком поле под Сновским лесом по реке Нереже». Вскоре они основали там село Нережу в Засосенском стане Елецкого уезда, Матвей Пегой Конь в этом деле принял свое деятельное участие. Потомки Матвея носят фамилию Конев, а село по сей день существует в Задонском районе Липецкой области
Песьяуков. Как вы думаете, раньше фамилия звучала как Песье Ухо или это просто случайное совпадение? Были у нас такие помещики в Елецком уезде в починке Бартеневе (сейчас это местность у села Яблоново Краснинского района), а также селе Хмелинец, деревнях Колесово, Ливенской и рядом (ныне Задонского района)
--- сыскивал всякими сысками, большим повальным обыском, тутошними и сторонними, многими людьми (с)
В продолжение к "наругался всякими наругательствами"... В данном случае идет речь о курчанине сыне боярском Нестере Мезенцеве и том, как случилось ему словесно охаживать Гришку да Видейку Сафоновых.
Ист.: Пока секрет
--- сыскивал всякими сысками, большим повальным обыском, тутошними и сторонними, многими людьми (с)
>>> Оставить комментарий можно тут <<<