Дунюшка Чудиновская
Дунюшка Чудиновская, могилка которой находится в Чудинове,километрах в 100-130 от Челябинска.
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
7 апреля 2010 21:09 продолжение В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов прозорливицу посадили в пермскую тюрьму. Позже перевели в психиатрическую больницу, признали душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. Она побывала в тюрьме еще в 1939 году. После освобождения объяснялась лишь жестами, снова заговорила лишь после войны. Блаженная Евдокия умерла блаженная 5 марта (21 февраля) 1948 года.
В книге «Сказание о Евдокии Чудиновской» приведены многочисленные свидетельства прозорливости блаженной старицы, которую верующие очень почитали, приведём лишь несколько свидетельств: Семья Хорошиловых была знакома с Дунюшкой. В начале 1933 года блаженная Дунюшкой приехала в гости в семью Хорошиловых. Дунюшка попросила у хозяина веревку, обхватила ею несколько человек и вытащила их во двор, потом за ворота. Затем стала выбрасывать постель, посуду, другие вещи. Сидящие засмеялись: «Что это с ней?» Она ответила: «Скоро зарыдаете». Быстро собралась и ушла, сказав: «Здесь мне больше нечего делать». Вскоре многих раскулачили, выбросили из домов, в том числе и семью Хорошиловых. Вера Иванова из Троицка вспоминала, как блаженная сказала: «Напишите брату, чтобы бросил курить». Её брат Вениамин был на фронте (до этого он не курил). В письме ему рассказали о совете Дунюшки, он ответил: «Откуда вы узнали, что я курю?» В. Шнуряева из Еткульского района вспоминала, во время войны пришла ей похоронка на мужа, она расплакалась. Внезапно в дом зашла блаженная Дунюшка и утешила её: «Не плачьте, ваш муж придет живым, только раненым и на один глаз будет видеть». С фронта муж, действительно, вернулся живой и без одного глаза.
У Любови Балабановойи обнаружили камни в желчном пузыре, после УЗИ назначили день операции. Прежде чем ложиться в больницу, Любовь отправилась в село Чудиново к блаженной старице. Когда вернулась, вновь сделала УЗИ – «камни исчезли», операция не понадобилась. Паломники рассказывают, что слепая от рождения девочка стала видеть, но не глазами, а каким-то другим способом после того, как прикоснулась к изображению Дунюшки. Она так верно описала словами портрет блаженной, который ей дали, что все удивились.
Валентина Конькова из Челябинска рассказала, что с 1982 года у нее были резкие головные боли, нервные и психические срывы. К каким только врачам не обращалась. Но стоило ей только посетить могилу Евдокии Чудиновской, как она снова могла жить, работать. В настоящее время в Челябинской епархии работает комиссия по сбору и подготовке материалов для канонизации Евдокии Чудиновской как местночтимой святой, идет уточнение ее биографии. Блаженная Евдокия, моли Бога о нас! Напечатано из книги Православные старицы ХХ века --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
Эта тема была выделена из темы "православие" (27 апреля 2010 18:30)
|
IrinaChe Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 667 | Наверх ##
19 мая 2024 16:07 В Октябрьском районе Челябинской области есть старинное село Чудиново. Мало кому известно, что основано оно переселенцами из Верхнеувельской слободы в 1794 году и названо по фамилии одного из переселенцев Егора Егорова сына Чудинова . Некоторые люди связывают название села с каким-то чудом, но многим это село известно, как Святое место, где есть могилка Евдокии Тихоновны Маханьковой, почитаемой при жизни и после смерти к ней не иссякает людской поток, за веру в силу ее молитв к Богу и Матери Божией. На кресте стоят даты ее жизни 1870 – 5 марта 1948 года. Во всех источниках о Дуняше написано, что родилась она в 1870 году в бедной крестьянской семье в деревне Могильная Кочердыкской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне Октябрьский район Челябинская область). Отец Тихон Маханёк, мать – Дарья, в семье было четверо детей. Когда Дунюшке было всего семь лет, умерла мать, отец женился второй раз. Кажется, что сложного, просмотреть книги Свято-Вознесенской церкви села Чудиново и восстановиться полная дата рождения и другие метрические данные о семье. В ГУ ОГАЧО есть метрические книги Вознесенской церкви села Чудиново с 1862 по 1922 год. Просмотрены все метрики, но, по каким-то причинам метрической книги 1870 года – нет. Не нашлась и дата смерти Дарьи Маханёк, более того, изучая внимательно записи в метрических книгах не встретилось записи о втором браке Тихона и регистрации его детей от второго брака. Метрических записей Тихона Маханёк нет ни в одной книге. Были просмотрены выборочно года в метрических книгах близко расположенных церквей, никаких записей не встретилось! В метрических книгах Вознесенской церкви села Чудиново в марте 1869 года появились первые записи о переселенцах с Нижне – Тагильского завода села Воскресенского, среди которых Герасим Киприянов Маханьков и его сыновья Стефан Герасимов, Алексей Герасимов, Василий Герасимов и Семен Герасимов, все они переселились в деревню Могильное. Других Маханьковых в записях метрических книг не встретилось. В поисках Тихона были просмотрены метрические книги Воскресенской церкви села Воскресенского Верхотурского уезда Пермской губернии. В метрической книге за 1868 год в части первой о родившихся есть запись: 28 (29) февраля – Евдокия – Воскресенскаго села крестьянин Стефан Герасимов Маханек и жена его Параскева Иванова, оба православные. Восприемники - родной брат Стефану Алексей и крестьянская жена Акилина Терентиева Голованова. Метрическая книга за 1865 год Воскресенской церкви села Воскресенского: 16 (17) октября – Андрей - Воскресенскаго села крестьянин Стефан Герасимов Маханек и жена его Параскева Иванова, православные. Восприемники - родной брат Стефану Алексей и крестьянская девица Ирина Андреева Савитских . | | Лайк (1) |
IrinaChe Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 667 | Наверх ##
19 мая 2024 16:09 продолжение Метрическая книга за 1864 год Воскресенской церкви села Воскресенского: 23 сентября - Воскресенскаго села крестьянин Стефан Герасимов Маханек, православнаго вероисповедания, первым браком (19 лет), того же села крестьянская дочь девица Параскева Иванова Голованова, православнаго вероисповедания (19 лет). Поручители Воскресенского села крестьяне: Петр Егоров Оленев, Иван Яковлев Борисенок, Николай Фокин Пунтус и Козма Феодоров Мосеенок . Метрическая книга за 1869 год Вознесенской церкви села Чудинова: 13 (16) ноября – Роман- деревни Могильной крестьянин Стефан Герасимов Маханьков и законная жена его Параскева Иванова, православные. Восприемники той же деревни крестьянин Яков Агеев Андросенок и крестьянская девица Марья Филимонова Ивьченькова. Метрическая книга за 1874 год Вознесенской церкви села Чудинова часть третья о умерших: 8 (10) мая - Деревни Могильной крестьянская жена Параскева Иванова Муханькова – 30 лет – от лихорадки. Метрическая книга за 1875 год Вознесенской церкви села Чудинова часть вторая о бракосочетавшихся: 24 января - Деревни Могильной крестьянин Степан Герасимов Мухоньков, православный вторым браком (29 л.), той же деревни крестьянская дочь Евдокия Захарова Мокеенкова (19 л.). Поручители по жениху были деревни Могильской крестьяне Константин Филимонов Ивченков и Иван Яковлев Борисенков; по невесте Потап Федоров Черноштанов и Семен Иванов Голованов. Часть третья о умерших: 15 февраля - Деревни Могильной крестьянина Степана Герасимова Мухонькова сын Андрей – 2 года – от оспы (рождение в метрических книгах не найдено). В семье Степана Герасимова Маханькова на момент смерти первой жены было четверо детей. Рождение Евдокии 28 февраля 1868 года, на два года раньше, как написано на кресте. Из воспоминаний Риммы Ивановны Филиппенко (в девичестве Овчинникова): «Евдокию Тихоновну Маханькову я помню с самого раннего детства. Моя бабушка, Татьяна Арсентьевна Овчинникова, была ее подругой. Бабушка умерла в один день с тетей Дуней 5 марта, но в 1954 году, а родилась в 1870 году, на три года моложе тети Дуни». Подтверждение, что Дунюшка родилась раньше 1870 года. Все бы хорошо, но отчество у Дунюшки написано Тихоновна. | | Лайк (1) |
IrinaChe Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 667 | Наверх ##
19 мая 2024 16:10 продолжение Вернувшись к поискам в архиве Свердловска, были просматрены метрические книги и ревизские сказки, но Тихона в многочисленных записях о Маханьковых не встретилось. В ревизской сказке 1850 года Нижне - Тагильского завода господ Демидовых о состоящих крепостных крестьянах, все крестьяне вписаны с указанием населенного пункта откуда переведены. Герасим Киприянов Маханьков вписан как пасынок в семье Ивана Прокопьева Жилка из села Архиповка. Семьи Жилка (Жилкин) в Чудиново и Могильное не переселялись, проверено по метрическим книгам Вознесенской церкви села Чудиново. Единственное предположение, что Евдокия Тихоновна дочь Степана Герасимова Маханькова, поэтому были продолжены поиски по изучению родословной Герасима Киприанова Маханькова. Самый дальний предок, Герасима Маханькова, которого удалось найти, жил в селе Лариновка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. В 1721 году в селе Лариновка проживали крестьяне Данила, Карп и Сидар Маханенок. По исповедной росписи Покровской церкви села Лариновки 1740 года в селе проживали семьи (крестьяне) Иоана, Захария Леонтьева и Данило Мохонко. В 1740 году Данила уже не было. Записана его вдова Пелагея - 60 лет и их дети, среди которых предок Герасима – Мартин Данилов Мохонко и его жена Февронья. В исповедной росписи 1763 года есть запись (поселяне) Мартын Данилов Мохонко - 48 лет, его жена Февронья Григорьева - 46 лет, их сын Никита. Исповедные росписи 1792 г. – (поселяне) Никита Мартынов - 49 лет, его жена Анастасия Максимова - 48 лет, их сын Киприян - 6 лет. В метрической книге 1819 года, есть запись 4 марта у крестьянина, графа Алексея Кирилловича Разумовского, Киприяна и его жены Федоры родился сын Герасим. В 1822 году Киприян - умер , его вдова вышла замуж в село Архиповку Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, за вдовца Ивана Прокопьева Жилка, Герасим Киприянов вписан в семье как пасынок. В 1826 году граф П. А. Разумовский продал имения Шептаковской экономии, куда входили и села Лариновка и Архиповка, Н. Н. Демидову, который в 1827 - 1828 годах перевел крестьян на Нижне -Тагильские заводы. По ревизской сказке 1834 года 5 семей Маханьковых было переведено из села Лариновка. Герасим Киприянов был записан как пасынок в семье Жилка (Жилкин) из села Архиповка. Поселены они были в селе Воскресенском Верхотурского уезда Пермской губернии. От второго брака у матери Герасима Федоры были дети. В роду есть фамилия Жилка, но Тихона среди них нет. Герасим жил и женился в селе Воскресенское, жена Анна Ананьева. В некоторых метрических книгах Воскресенской церкви при рождении детей Герасим Киприянов записан как Жилкин. После отмены крепостного права в деревню Могильное переехал из всех Маханьковых только Герасим с сыновьями. Переселились Ременец, родственники по линии первой жены Герасима, Головановы – родственники по линии жены Степана Герасимова. | | Лайк (1) |
IrinaChe Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 667 | Наверх ##
19 мая 2024 16:12 продолжение От второго брака у Степана Герасимова и Евдокии Захаровой Маханьковых родились дети: 27 (28) января 1876 г. - Василий 26 (27) октября 1877 г.- Козма 10 (13) сентября 1878 г. – Параскева 13 (15) августа 1880 г. - Наталия 14 (16) июня 1882 г. - Леонтий 10 (11) декабря 1883 г. - Анастасия 28 (29) июля 1886 г. - Петр 3 (5) ноября 1888 г. - Павел 23 (24) марта 1890 г. - Захарий 18 (19) ноября 1897 г. - Анна Герасим Киприянов Маханьков умер 25.09.1869 года в возрасте 50 лет от лихорадки в деревне Могильное. Степан Герасимов Маханьков умер 12.03.1921 года в возрасте 80 лет – от старости в деревне Могильное. При таком количестве родственников, после смерти матери, Дунюшка познала всю соль и горечь сиротства. Мачеха невзлюбила падчерицу, и отец отдал ее в село Чудиново работать нянькой. С детских лет она находила силы в молитве и предалась Богу и его Святой воле. Все тяготы жизни она принимала как испытания ее веры к Всевышнему, всегда прощала своих обидчиков, утешение находила в молитве. Жила Дуняша у чужих людей, кто приютит, выполняла работу непосильную для детского возраста. Испытания и страдания от них шли чередой, кто - то жалел и просил у Бога терпения для Дуни, но были и такие, кто оговаривал ее. Пройдя испытания душевным страданием, наступило испытание смертью. На третий день после смерти начали отпевать, перед окончанием отпевания Дуняша ожила, в руках ее оказался букет райских цветов. Когда из храма выносили гроб, только Дунюшка видела присутствие святителя Николая Чудотворца, которому она молилась и поклонялась с тех пор как жила в лесу у разбойника. После этого испытания, на всех фотографиях, которые сохранились она всегда с букетиком цветов в руках. По воспоминаниям, она много потом рассказывала о том, что она слышала и видела в том мире, там она приобрела знания и умения, которые всю свою жизнь использовала для исцеления душевных и телесных недугов людей. Могла предсказывать события наперед. О грядущей революции, о разорении храмов и судьбе, приходящих к ней за советом и помощью. | | |
IrinaChe Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 667 | Наверх ##
19 мая 2024 16:14 продолжение Мне довелось познакомиться с Александрой Васильевной Саксоновой, которая знала Дунюшку и сама была очень набожной. Сразу же при знакомстве Александра Васильевна сказала: «А ты знаешь, меня ведь Дунюшка замуж благословила, она была моя крестная, после войны сватались двое, она и сказала, - за этого выходи, он был вдовец с двумя детьми. Я прожила хорошую жизнь, продолжала Александра Михайловна, мой первый муж через месяц после свадьбы ушел на фронт и не вернулся, у меня родился сын, а потом от второго родились дети, мы жили дружно вырастили семерых детей, благодаря помощи Дуняши». Мое знакомство с Александрой Васильевной состоялось, когда ей было уже около 90 лет, вечная труженица, она и в таком возрасте сама садила огород, говорила: «Что я ведро картошки сама себе не выращу?». А еще она мне сказала: «Хворь то придет, так ты не лежи, а вставай и иди, она сама от тебя и отстанет». Александра Васильевна Саксонова умерла в августе 2014 года, на 92 году жизни, пока могла ходила пешком из села Маячного Октябрьского района к Дунюшке (расстояние около 50 км.). Вспоминала: «Иду из последних сил, а на обратную дорогу, как будто силы прибавятся – Дунюшка помогала!» Дунюшка много путешествовала, побывала в Иерусалиме, была у гроба Господня, у мощей святого Николая, во многих монастырях, встречалась с царем Николаем II, жила в городе Троицке, деревне Деньгино, что находятся в Челябинской области. Долгие годы жила в селе Чудиново вместе с матушкой Ириной Павловной Степановой, которая опекала ее до последних дней. Ирина Павловна Степанова похоронена рядом с Дунюшкой. Годы жизни Дуняши в г. Троицке совпали с периодом нового решительного наступления большевиков на Православную Церковь. Мной не изучены документы этого периода и нет доказательств со ссылкой на документы, но возможно отчество у Евдокии по отцу не кровному, а духовному. Кратко о событиях того времени: После Октябрьской революции отношения новой власти и Православной Церкви приобрели характер острого конфликта, уже первые декреты советской власти коренным образом ломали и церковную, и народную жизнь. В 1918 году Патриарх Тихон (интронизация патриарха Тихона состоялась 21 ноября 1917 года (4 декабря по новому стилю) выпустил послание известное, как «анафематствование Советской власти». Он разъяснял народу смысл происходящего с церковной точки зрения и предостерегал от участия в грехах и преступлениях, в которые втягивали простой народ большевики. В послании Патриарх выступил против разрушения храмов, захвата церковного имущества, гонения и насилия над Церковью, осуждал политику кровопролития и призывал к прекращению междоусобной брани, отвергал участие Церкви в борьбе против советской власти и звал к примирению, стремясь сохранить нейтралитет в гражданской войне и окончательно определить позиции аполитичности Церкви. В 1921 году начался страшный голод в Поволжье. Летом 1921 года Патриарх Тихон опубликовал послание, которое называлось «Воззвание Патриарха Московского и всея Руси Тихона о помощи голодающим», в котором он предложил собрать необходимые для голодающих средства «в объеме вещей, не имеющих богослужебного употребления». В феврале 1922 г. по инициативе Л. Д. Троцкого был опубликован декрет об изъятии церковных ценностей, и положивший начало ограблению православных храмов и монастырей России. За весь период новой власти в России Патриарх Тихон неоднократно подвергался допросам и заключением под домашний арест. | | Лайк (1) |
IrinaChe Участник
Сообщений: 52 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 667 | Наверх ##
19 мая 2024 16:15 продолжение 19 мая 1922 г. Патриарх Тихон был заточен в Донской монастырь в одну из квартир маленького двухэтажного дома рядом с северными воротами. Теперь он находился под строжайшей охраной, ему запрещалось совершать богослужение. Только раз в сутки его выпускали на прогулку на огороженную площадку над воротами, напоминавшую большой балкон. Посещения не допускались. Патриаршая почта перехватывалась и изымалась. Патриарх Тихон был объявлен контрреволюционером, белогвардейцем, и Церковь, которая осталась ему верна, была названа «тихоновщиной». К началу тридцатых годов Русская Православная Церковь была разделена на три части: большая часть осталась верна Патриарху Тихону, часть ушла в обновленчество, послушное новой власти, часть ушла в подполье. В это время большевики начали новое наступление на Православную Церковь, волна репрессий не обошла и город Троицк Челябинской области, в те годы здесь был центр «тихоновского» православного движения на Южном Урале. Следствие стало обвинять священнослужителей за связь с почитаемой к тому времени в народе Дунюшкой. Ее обвинили, в том, что ее прозорливость и предсказания, которые привлекали народ, настраивают против существующего строя. Дунюшка наложила на себя обет молчания, 12 лет молчала и заговорила только во время войны. К Дуняше шли при жизни и идут за исцелением души и тела ее молитвами, ее прозорливость всегда поражала людей и укрепляла веру в ее силу. Во всех воспоминаниях о ней отзываются с любовью, теплом и верой в ее помощь. 5 марта 1948 года Евдокия Тихоновна Маханькова отошла к Богу. В день похорон была метель, и не все смогли приехать, как и предсказывала Дунюшка, народу было много. Из воспоминаний Р. И. Филиппенко: «Я работала в райисполкоме машинисткой, с утра приехал секретарь райкома партии к нашему председателю с возмущением: «Все село не работало, потому что умерла Маханькова». Николай Иванович Година, известный прозаик и поэт свое детство и юность прожил в селе Чудиново, в свою повесть Царенок включил рассказ «Дуня Святая»: «Лёля Дуня, так ее звали в селе, все на похороны ходили, ее через все село на полотенцах несли». Дунюшка говорила: «Я не умру, но усну. И как ходили ко мне живой, так и ходите на могилу. Вы меня видеть не будете, а я вас буду видеть и слышать, буду появляться в храмах. Кто достоин – увидит. Просите все, что нужно, я там буду близко у престола Божьего и все полезное для вас выпрошу». Так и есть едут паломники издалека, приезжают люди из соседних сел, чтобы побывать в храме, куда ходила Дунюшка и побывать на ее могиле, попросить о помощи, поблагодарить ее. Место это, давно уже прихожане признали Святым. 5 марта – день памяти Евдокии Тихоновны Маханьковой. Каждый год в этот день все больше и больше собирается верующих в селе Чудиново. Совершается крестный ход от храма до могилки. После службы, в храме поминальный обед. 5 марта 2024 год, помолиться, помянуть Дунюшку приехало около 500 человек, приезжали батюшки с области. Неизвестно пока, будут приняты или нет эти факты биографии Евдокии Тихоновны Махоньковой, необходимые для её канонизации. Из воспоминаний В. Ф. Кашиной (Карелиной): «Дунюшка предсказывала, что когда умрет последний человек, который ее знал при жизни, тогда ее мощи выйдут на поверхность».
| | |
sergeys161 Уездный город Сообщений: 139 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 125
| Наверх ##
25 июня 2024 21:33 >> Ответ на сообщение пользователя IrinaChe от 19 мая 2024 16:07 Я когда то изучал МК с. Чудиново и с.Буланово в поисках своих предков, отслеживая так же фамилию Маханьковых, по Маханьковым результат был такой же как у вас, Тихона я не нашел. Из всех МК с. Чудиново отсутствует только за1870г и убедится нет возможности. Я согласен с вашей версией, что у Дуни было отчество Степановна и родилась она в 1868г. Вот если бы на кресте была бы указана полностью дата рождения, а не просто один год. | | Лайк (1) |
|