Пайгармский Параскево - Вознесенский женский монастырь
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1029 | Наверх ##
20 января 18:52 Пост №11.
ПЕВ. 1915, № 2
ПО ЕПАРХИИ
Мирно подвизавшіеся за своими стенами вдали от мірской суеты православные монастыри Пензенской епархіи горячо отозвались на нужды военнаго времени своими пожертвованіями, трудами насельников и оборудованіем и открытіем госпиталей. С начала войны до 1 декабря 1914 года Пайгармскій Параскево Вознесенскій женскій монастырь, Инсарскаго уезда, пожертвавал 1000 руб. на раненых воинов, открыл лазарет на 125 кроватей на полном монастырском иждивеніи, предоставил помещеніе для лазарета Губернскаго Земства на 25 человек, командировал 5 послушниц для ухода за ранеными, сшил для раненых воинов 2507 вещей и 500 кисетов для солдат. Кроме того монастырем оказана помощь некоторым семьям солдат деньгами и хлебом. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1029 | Наверх ##
20 января 18:55 Пост №12.
ПЕВ. 1896. №11. Стр.157. Часть офиц.
Список лицам духовнаго званія Пензенской епархіи, кои Святейшим Смнодом удостоены ко дню Священнаго Коронованія И х И м п е р а т о р с к и х В е л и ч е с т в награжденія за заслуги по духовному ведомству.
в) наперсным крестом, от Святейшаго Синода выдаваемым— настоятельница Параскево-Вознесенскаго женскаго монастыря, Инсарскаго уезда, игуменія Евпраксія;
*** Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1888–1918, 1916, выпуск № 18/19
д) золотою медалью, с брилліантовыми укращеніями, для ношенія на шее, Андреевской ленте настоятельница Пайгармскаго Параскево-Вознесенскаго женскаго монастыря, Инсарскаго уезда, игуменія Евпраксія. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1029 | Наверх ##
21 января 12:08 Пост №13.
ПЕВ. 1866. № 18. Стр. 256. Часть оф.
Святейшій Правительствующій Синод в указе своем, от 4 Іюля сего 1866 г. за № 1527, дал знать Преосвященному Антонію, Епископу Пензенскому и Саранскому, что по всеподданнейшему докладу Господина Исправляющаго должность Обер-Прокурора Святейшаго Синода ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, в 19 день Іюня сего года воспоследовало ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволеніе на учрежденіе Параскево-Возиесеиской женской общины под ведением Духовнаго Начальства и под покровительством Гражданскаго, при деревне Пайгарме, в Инсарском уезде, и об укрепленіи за нею земли, жертвуемой Статскою Советницею Киселевою и некоторыми из крестьян, в количестве 46 десятин. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1029 | Наверх ##
21 января 12:13 Пост №14. Киселева Мария Михайловна - благотворительница, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества. (1798 – 1887) 22 июня исполняется 225 лет со дня рождения Марии Михайловны Киселевой – пензенской помещицы, кавалерственной дамы, статской советницы. Ей, первой из женщин дореволюционной России, в 1881 году было присвоено звание почетной гражданки Пензы. В XIX веке сумма ее пожертвований стала самой большой в Российской империи. Имя нашей землячки было известно не только в России, но и далеко за пределами Отечества. Она была первой, кто получил высшую награду Палестины – орден с частицей Гроба Господня. О великой благотворительнице читайте в сегодняшнем выпуске рубрики «Заметки краеведа». Мария Михайловна (1798-1887) родилась в глубоко верующей , благочестивой семье саратовского губернского предводителя дворянства князя Чегодаева. Детство и отрочество ее прошли в родовом имении – селе Михайловском Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне – с. Нижняя Елюзань Пензенской области). В 30 лет она вышла замуж за Александра Григорьевича Киселева, потомка древнего дворянского рода, крупного землевладельца, чиновника Казанского учебного округа. Сердце Марии было покорено, когда она узнала, что Киселев на личные деньги построил в г. Спасске Казанской губернии уездное училище и обеспечил его всем необходимым оборудованием. Супругов роднила исключительная доброта, отзывчивость ко всем, кто нуждался в помощи. Через три года после свадьбы Киселевы переехали из Казани в Пензу, где Александр Григорьевич продолжил свою благотворительную деятельность. Он основал в Пензе первую в губернии публичную библиотеку, принял участие в открытии благородного пансиона при Пензенской гимназии, учредил именные стипендии для учащихся - детей бедных родителей, внес свой вклад в открытие первого детского приюта в Пензе... И все 19 лет счастливого супружества Мария Михайловна была ему активной помощницей. Последние годы были омрачены тяжелой болезнью Александра Григорьевича, от которой он скончался. Мария Михайловна пережила мужа на 40 лет, и все эти годы по примеру своего супруга занималась благотворительной деятельностью. В Пензе на ее средства были построены два больших корпуса для нуждающихся, получивших название «Богадельня Александра и Марии Киселевых» (на ул. Дворянской, ныне ул. Красная). В Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре над могилой мужа она выстроила большой и богатый двухэтажный пятиглавый тёплый Троицкий храм с двумя престолами в верхнем этаже. Возвела часовню, а по сути церковь, примкнувшую к Спасскому собору с южной стороны, где находились мощи Иннокентия Пензенского, с которым она была хорошо знакома и которого очень уважала. В 1857 году М.М. Киселевой был построен храм Владимирской иконы Божией Матери в с. Кривозерье. Благодаря ей был основан Пайгармский Параскево-Воскресенский монастырь в нынешней Мордовии. Всего Мария Михайловна построила более тридцати церквей, две из них в Иерусалиме. Она много жертвовала на храм Гроба Господня и в Русскую Иерусалимскую миссию, Палестинскому обществу, на нужды прибывавших туда русских паломников. Заслуги выдающейся землячки при жизни были отмечены множеством российских и иностранных наград: Российским орденом Св. Екатерины, давшим ей титул кавалерственной дамы, сербским орденом Такова, а также Греческим орденом Спасителя, знаком Красного Креста (за участие в делах общества попечения о раненых и больных во время русско-турецкой войны (1877-78 гг.). https://vk.com/@biblioteka_na_...nie-ludyamФото: https://arhivpnz.ru/nauchnaya-deyatelnost/vystavki/5151/Мемориальная доска - https://www.ippo.ru/historyipp...let-201719
    --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1029 | Наверх ##
21 января 12:16 Пост № 15.
А. Ф. Головина. Великая благотворительница. Пенза. 2003. - 120 с.
Стр. 40 - 43
М. М. Киселева является учредительницей Пайгармского Параскево-Вознесенского женского общежительного монастыря в бывшем Инсарском уезде Пензенской губернии, близ деревни Пайгармы (ныне Республика Мордовия).
Возникла эта обитель на месте чудесного явления образа св. вмч. Параскевы — в прежде глухом и пустынном месте, покрытом густым лесом и прорезанном двумя глубокими оврагами, также заросшими деревьями и кустарниками. Вот что говорит об обретении святой иконы стародавнее предание.
Около 1780 года один солдат, родом из Рузаевки, находясь на службе в армии, тяжело заболел ногами. Он был помещен в лазарет и, не имея почти никакой надежды на выздоровление, затосковал по дому. Больной долго и горячо молился. Однажды, когда он, истомленный страданиями, забылся сном, увидел перед собой небесной красоты женщину в голубом одеянии и с крестом в руке, которая спросила: «Хочешь ли ты выздороветь и идти домой?» Очнувшись от сна, солдат недоумевал о бывшем ему видении, но, приняв его за обычный сон, никому о том не сказал. Два раза после того сон повторялся, а в последний раз явившаяся к прежним словам добавила: «Через три дня ты будешь здоров и тебя отпустят домой. Как придешь на родину, не забудь сходить в деревню Пайгарму. Пройди в лес, держась в левую сторону от деревни к оврагу, там, на полугорье, попадется тебе муравьиная куча, от нее спустись в овраг и увидишь там небольшую яму с водой, а в ней — мой образ. Яму эту вычисти, спусти в нее сруб, сделай часовню и поставь в ней мою икону». Всё исполнилось так, как было предсказано. Через три дня больной, к удивлению врачей, выздоровел и был отпущен на родину. Возвратившись домой, он первым делом отправился в деревню Пайгарму и здесь, в овраге, в яме с водой, нашел икону, на которой оказалось изображение св. вмч. Параскевы. Долго молился со слезами солдат перед иконой своей исцелительницы и потом принялся за расчистку ямы. А когда опустил в нее сруб, тотчас же хлынула в него живая струя студеной воды — открылся родник, из которого побежал по оврагу ключ.
Вскоре на том роднике поставлена была часовня, а в ней - образ св. вмч. Параскевы. Молва о чудесных явлениях святой великомученицы солдату и об обретении ее святой иконы быстро разнеслась по окрестным селениям, и к часовне стал ходить православный народ, и многие, по вере своей, получали исцеление. Жаждущие исцелений ютились в избах местных жителей. Тогда-то и родилась мысль об открытии монастыря.
Крестьяне, освободившиеся от крепостной зависимости, купили этот участок земли у помещиков Струйских и, вырубив лес, решили на этом месте основать женский монастырь. За помощью в этом деле они обратились к известной им своей высокой благотворительностью Марии Михайловне Киселевой, которая охотно приняла на себя все хлопоты по учреждению этой обители. Благодаря ее ходатайству, в июне 1865 года было получено Высочайшее разрешение на открытие обители под названием Параскево-Вознесенской общины, а 18 апреля 1884 года по указу Святейшего Синода община была переименована в Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь
При открытии общины Мария Михайловна пожертвовала ей 20 десятин земли и 20 000 рублей. Она выкупила все строения и находившуюся под ними усадьбу, принадлежавшую прежним владельцам - помещикам Струйским, и подарила монастырю. Из кирпича от разломанных строений был выстроен большой двухэтажный корпус с домовой церковью и кельями для инокинь. Ею пожертвовано 245 десятин плодородной земли для устройства монастырского хутора, дорогая церковная утварь, иконы и многое другое.
11 сентября 1866 года впервые раздался звон небольшого колокола, созывавшего окрестных крестьян на торжество освящения первого деревянного монастырского храма в честь Вознесения Господня и св. вмч. Параскевы. Поначалу храм был небольшой и очень скромный, но постепенно обитель разрасталась и укреплялась, деревянные сооружения заменялись каменными, и со временем она превратились в благолепный монастырь. Обитель получала всё большую известность в России. Из Афонского монастыря в нее была прислана икона св. мч. Параскевы с частицами ее мощей и иконы других святых.
Мария Михайловна была избрана первой почетной попечительницей этой обители и до конца своей жизни не переставала заботиться об ее благоустройстве, живо принимая к своему доброму сердцу все ее нужды.
Ныне Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь вновь возрождается. Реставрируются храмы, выстроена новая деревянная часовня над святым источником св. вмч. Параскевы, вновь обретена икона с частицами мощей этой святой великомученицы, и опять, как в давние времена, со всех концов России едут сюда паломники. Как и встарь, вновь происходит здесь множество чудес и исцелений. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1029 | Наверх ##
21 января 12:26 Пост №16.ПЕВ. 1895. №17. Стр. 646 – 654. Часть неофиц. Игуменья Параскево – Вознесенскаго женскаго монастыря Параскева (Некролог). 11-го марта сего 1895 года скончалась настоятельница Параскево-Вознесенскаго женскаго монастыря, Писарскаго уезда, игуменія Параскева на 72-мъ году жизни после продолжительной и тяжкой болезни. В 9 ч. утра 11 марта покойная в последній раз пріобщилась Свят. Христовыхъ Таин и не смотря на крайне ослабевшія телесныя силы, сохранила полное сознаніе до последних минут жизни. Напутствовавшему ее. Духовнику покойная сказала: „батюшка, я в полном сознаніи, но говорить мне очень трудно”, и при этом своей слабой рукой указала на грудь. После принятія Св. Таии покойная пожелала выслушать отходный канон и затем ровно в 11 ч. тихо и мирно скончалась. Покойная матъ игуменія, сознавая неизлечимость своей болезни, уже давно пріучила себя к мысли, что ей скоро придется оставить сей мір, и готовилась к этому истинно-христіански: она за время своей болезни была несколько раз соборована, с августа месяца прошлаго года каждую неделю пріобщалась Св. Таинъ, а с января месяца настоящаго года пріобщалась почти каждый день. По молитвам и вере своей покойная сподобилась христіанской кончины живота своего: кончина ея была мирная и тихая, она, по словам лицъ, бывших окодо ея смертнаго одра, какъ-бы заснула. Покойная игуменія Параскева по происхожденію своему дочь священника села Константиновки (Баруковка тож), Николаевскаго уезда, Самарской губерніи. Мірское имя ей было Пелагія Степановна Смирнова. В семье своего родителя она прожила недолго. В 1837 г. на 13 году своей жизни она поступила в Керенскій (Пенз, губ.) монастырь. Здесь юная послушница, проходя разныя свойственныя ея возрасту послушанія, ностененно готовилась к более трудной жизни взрослых послушниц. В 1855,г. П. Ст. Смирнова была пострижена в рясофор. Впоследствіи в Керенском женском монастыре ей пришлось некоторое время исправлять должность казначеи. В этом монастыре покойная находилась до сентября месяца 1865 г. В 1865 г. 4-го сентября по ходатайству М. М. Киселевой, попечительницы и жертводательнищы только что открывшейся в то время Параскево-Вознесенской женской общины, П. Ст. Смирнова была определена настоятельницею в эту обитель. В этой обители покойная пробыла с 4-го сентября 1865 г. по день своей смерти— 11-е марта 1895 года,— сначала на должности настоятельницы Параскево-Вознесенской женской общины, а потом в сане игуменіи Параскево-Вознесенскаго женскаго общежительнаго монастыря.Мѣстность, в которой теперь находится монастырь, во время крепостнаго права, принадлежало помещикам Струйскимъ. Здесь, по преданію, была обретена икона св. мученицы Параскевы.— Обретшій ее уволенный по болезни от службы солдат получил исцеленіе. Православный народ стал массами ходить к этому месту на поклоненіе, что очень не нравилось помещикам, потому что приходившіе мяли покосы, молодые побеги леса, словом— наносили владельцам земли такой или иной матеріальный ущерб. Владельцы этой земли вздумали было даже уничтожить родник и взят отсюда икону *) Икона действительно была унесена, но засыпать родник не удалось. С теченіем времени эта земля перешла в руки другого помещика, а от него— в руки крестьян— мордвов. Эти крестьяне решили часть своей земли пожертвовать под женскій монастырь. С изъявленіем такого своего желанія крестьяне обратились къ М. М. *) По преданію икона была перенесена в приходскую сельскую церковь, но оттуда опять переходила на родник.Киселевой, при содействіи и помощи которой и было исходатайствовано Высочайшее разрешеніе на открытіе общины, в которую настоятельницей и была назначена П. С. Смирнова. Часть земли была пожертвована и М. М. Киселевой. Крестьяне—жертводатели назначеніем П. Ст. Смирновой были очень недовольны по той причине, что, жертвуя под общину землю, они думали поместить сюда начальницами своих родственниц— дѣеиц, которыя хотя и не были в монастыре, но жили по монашески, одевались в черное платье, не употребляли мяса и пр. *). Несбывшіяся надежды заставили этих жертводателей охладеть к делу устроенія общины и многія их обещанія о помощи остались только обещаніями. Прибыв к месту своего назначенія в сентябре 1865 г., П. Ст. Смирнова нашла только две келейки, построенныя под горой около леса и недалеко отсюда часовню и родник, в котором, по преданію, был обретен чудотворный образ св. мученицы Параскевы; за келейками подымалась довольно высокая гора, когда-то покрытая строевым лесом, а в то время усеянная только оставшимися от него пнями. Надобно было не мало труда, энергіи и веры в возможность достиженія лучшаго. И вотъ П. Ст. Смирнова вместе с своей помощницей начали неустанно трудиться. Их смиреніе, ласковость, уменье радушно обойтись с каждым стали пріобретать мало-по-малу любовь окрестных жителей. Начали появляться лица, желавшія посту * ) В окрестны х селах такия девицы есть и в настоящее время. Оне живут отдельно от семьи, въ особыхъ кельяхъ, одеваются в черное платье, пищу употребляют постную и среди народа известны под именем богомолок.пить в общину, стали поступать пожертвованія, была устроена церковь и постепенно возникли разныя постройки; обитель, на глазах ея строительницы, росла и благоукрашалась все более и более. Теперь, чрез 30 лет своего существованія, обитель неузнаваема: в ней более 300 монашествующих, несколько храмов, много корпусов для сестер обители, около 1000 десятин земли с лесом и лугами, различныя хозяйственныя заведенія и т. п. Параскево-Вознесенскій женскій монастырь есть один изъ лучших благоустроенных монастырей нашей губерніи. Почившая мать игуменья за благоустройство обители неоднократно получала благодарности от наших Архипастырей, награждена была саном игуменіи, потом наперсным крестом отъ Св. Синода и, наконец, таковым же крестом из Кабинета Его Императорскаго Велнчества.Многотрудная понечительность покойной не ограничилась одним только внешним устройством обители. Много потрудилась покойная и по устройству внутренней жизни вверенных ея попеченію и руководству сестер обители. Подавая им собою пример точнаго исполненія обетов жизни монашеской, она не ограничивалась одним только, так сказать, начальственным отношеніем к своим сестрам. Она входила в жизнь своих сестер, как мать; оказывала им великую помощь; умела печальных утѣшить, ослабевающих поддерживать, научить, наставить; ея беседы с сестрами отличались тою задушевностью, сердечностью и искренностью, после которых обычно становится так легко, пропадают всякія сомненія. Покойная была очень отзывчива к нуждамъ не только своих сестер, по и окрестных поселян и, можно сказать, всех нуждающихся и неимущих. Так, в монастыре в настоящее время есть школа с общежитіем, где обучаются и воспитываются девицы— сироты духовнаго званія; есть церковь-школа для детей окрестных поселян, в этой школе обучаются мальчики и девочки, для бедных при ней есть также общежитіе. Уже за одно это окрестные поселяне чтили и любили покойную. А сколько помощи было оказано окрестному населенію в прошедшія голодовки! В обители в то время была открыта столовая и, кроме того, очень многим хлеб выдавался прямо на руки. Похороны матери игуменіи были 15-го марта. К этому времени весть о ея смерти успела уже облететь окрестности монастыря, вследствіе чего на похороны собралось не мало представителей мѣетной интеллигенціи и особенно много простого народа. Заупокойную литургію совершали 2 протоіерея, 8 священников и 2 діакона. Пели два хора из монашествующих сестер. На литургіи после заамвопной молитвы священником о. I. Белозерским было произнесено приличное случаю поученіе, в котором, между прочим, начертан нравственный образ почившей. На отпеваніи, по прочтеніи евангелія, священником о. В. Виноградским, пред гробом почившей, была сказана речь, в коей изображена деятельность ея по благоустройству обители. Затем ученик церковно-приходской школы, Л. Мочалкин, облаченный в стихарь, от лица всех своих товарищей, сказал пред гробом матери игуменіи последнее прощальное приветствіе, тоже было сделано и девочкой, ученицей школы для девиц— сирот духовнаго званія, В. Демидовой. Питомцы школы благодарили мать игуменью за оказанныя им благодеянія и выражали надежду, что и по смерти ея они не будут оставлены милостями обители. После всего было прочитано духовное завещаніе, оставленное матерью игуменіею сестрам обители. Тело почившей было погребено против одного из алтарей каменнаго собора. Духовное завещіаніе настоятельницы Параскево-Вознесенскаго женскаго Общежительнаго монастыря, игуменіи Параскевы сестрам обители. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Возлюбленныя мне о Господе сестры и дщери духовныя! Вы видите и знаете, какія скорби и болезни угнетают меня, и день от дня все более и более. Я чувствую, что скоро оставлю эту земную и переходящую жизнь. Нередко я вас называла: „любимицы мои“. И теперь, на конце жизни моей говорю вам: „Любимицы мои, примите от меня с любовію, как от любящей матери, последнія завещанія и советы мои! Веруйте в Господа Бога, Пречистую Матерь Его и Св. угодников Божіих. Чтите, поучайтесь жизнію и примерами их веры сильной и крепкой, которая может и горы преставлять. Правило молитв церковных и келейных не оставляйте; чтеніе псалтири и синодиков не измѣняйте; молитесь ежедневно за благодетелей и благотворителей обители нашей. Храните, как я хранила, обетъ нестяжательности монашеской. Заботясь о благосостояніи обители, призреніи безродных стариц, сирот и детей, я для себя ничего не пріобрела, так что после меня не найдется даже лишней одежды. Имейте послушаніе во всем безропотное к настоятельнице, преемнице моей. Младшія сестры повинуйтеся старшимъ в кротости и смиреніи, поступайте во всем с благословенія по совету и наставленію старших и не делайте ничего от них тайно. Старшія учите младіших кротости и миролюбію, да не будет между вами ссор и раздоров, да не зайдет солнце во гневе вашем. Будьте целомудренны не телом только, но и душею; будьте тверды против искушеній, и вы будете истинными невестами Небеснаго Жениха-Христа. Завещаю вам помогать нуждающимся, принимать странных, безпріютных и безродных станиц, а также детей и сирот—в пріют, мною устроенный, и детей поселян учиться в Церковь-школу. Учите их словом и примером всем христіанским добродетелям. Всех несчастных и печальных утешайте и Господь не оставит вас своею милостію. Вот, при помощи Божіей и по молитвам св. мученицы Параскевы, нашими общими трудами и жертвами благотворителей обитель наша в короткое сравнительно время благоустроилась. В продолженіе почти 30 лет с помощію Божіею управляла я обителью сею и теперь, отходя в иную жизнь, молю Вседержителя— Господа, да почіет благословеніе Его над симъ св. местом и надъпреемницею моею. Пусть она будет вам матерью и любящею сестрою. Помогайте ей в дальнейшем благоустроеніи обители. Прошу вас непрестанно молиться о мне, да иростит мне Господь мои согрешенія вольныя и невольныя. По смерти моей, завещаніе сіе прошу прочитать пред моим гробом в поученіе и назиданіе всем сестрам обители. Буди милость и благословеніе Божіе с вами ныне и присно и во веки вѣков! Аминь. Мать ваша многогрешная и недостойная игуменія П а р а с к е в а --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1029 | Наверх ##
21 января 12:31 Пост №17.Игумения Евпраксия (1846 – 02.12.1916; в мире Евдокия Петрова) ПЕВ.1917. №1. Стр. 26. Часть неофиц. Памяти настоятельницы Пайгармскаго монастыря игуменіи Евпраксіи. 2-го декабря сошла в могилу на 71 -м году своей жизни одна из старейших и почитаемых настоятельниц обителей Пензенской епархіи игуменія Евпраксія — настоятельница Пайгармскаго Параскево— Вознесенскаго монастыря. Покойная матушка Евпраксія стяжала себе высокое почитаніе среди сестер управляемой ею обители, как равно и отменное уваженіе местной епархіальной и высшей церковной власти своими строго иноческими личными высокими качествами души и житія, а равной выдающимися административными способностями. Из простой крестьянской семьи мать Евпраксія (в міре Евдокія Петрова, села Лемжи, Инсарск. у .) вступила в 1865 году— на 20 -м году своей жизни— послушницей в число сестер Пайгармскаго монастыря (тогда еще общины), где проходила разные виды монастырскаго послушанія. Юность— самую прекрасную пору в жизни человека, когда он наиболее чист душевно и телесно,— мать Евпраксія принесла в дар Богу в житіи иноческом, и Господь принял сей дар в жертву благопріятную, благословил его и пріукрасил: юная девица во инокинях восходит от силы в силу и, наконец (в 1895 г .), поставляется во главе обители. Еще при жизни первой настоятельницы, по болезни устранившейся от дел, мать Евпраксія, будучи казиачеей (с 1886 г . в этом же году посвящена и в мантію), фактически уже управляла монастырем, и за 30 лет управленія ею Пайгармскою обителью монастырь этот достиг высокой степени своего роста и процветанія. Построены два собора— холодный и теплый, трапезная для сестер; построены корпуса: сестриченскій, архіерейскій с прекрасною церковью, игуменскій, для духовенства, построены четыре гостинницы; все старыя деревянныя зданія заменены новыми каменными; построено много хозяйственных каменных служб; в 1/2 вер. От обители—среди леса— построен скит с деревянною церковью, а в г. Инсаре построено прекрасное подворье с великолепною каменною церковью. (В настоящее время, подворье это самостоятельный монастырь). Неутомимая энергичная и предпріимчивая мать Евпраксія, при той массе работы, которая выпала на ея долю, не забывала просветительныя и благотворительныя цели. Помимо школы — пріюта для девочек— сироток при самом монастыре, выстроены три церковно — приходскія школы: две—при деревнях-—Пайгарма и Быкова и в сел Лемже, полное содержаніе первых двух школ, до внесенія их в сеть, было от обители, в настоящее же время школы эти получают от монастыря учебныя пособія, отопленіе и прислугу. В тяжелыя годины народных испытаній, как то было в Русско— Японскую войну, пожертвовано 2000р. на Красный Крест, а в нынѣшнюю великую войну единовременно деньгами 1000 руб., лучшая гостинница отведена под лазарет и оборудована совместно с Инсарским земством на 200 коек, больные и раненые воины пользуются от обители хлебом, молоком, овощами и прислугой. Приходила она с своею помощію и окрестным крестьянам; в неурожайные годы она раздавала им хлеб, муку, зерно и открывала столовую для голодающих; в случаях пожаров выдавала готовые срубы и лес для сеней и двора. За свою высокополезную службу церкви покойная игуменія была награждена синодальнымъ крестом, двумя золотыми (один с украшеніями) крестами из Кабинета Его Величества и 6-го мая с. г. золотою медалью с брилліантовыми украшеніями на Андреевской ленте для ношенія на шее.И теперь святая обитель Пайгармсьая, благодаря неусыпным трудам покойной матушки Евпраксіи, достойно занимает почетное место среди славнейшихъ обителей православно— русской земли, крепка послушаніем, сильна молитвой неусьпаюіцей, являет образец побѣды над мірскими соблазнами, знает цену благословеннаго Богом труда и распространяет лучи света ученія Христова и любви окрест себя. Мир душе твоей, всечестная матушка Евпраксія, с любовію относившаяся к своим высокимъобязанностям, истинная мать воспитывавшихся тобою девочекч-сироток! Вечная ей память! Священник Антонин Европейцев --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1029 | Наверх ##
21 января 12:51 Пост №18.
ПЕВ.1911. №12. Стр.371. Часть офиц.
Список лиц духовнаго званія, кои Святейшим Синодом удостоены награждения за заслуги по духовному ведомству ко дню рожденія Его Императорского Величества по Пензенской епархии
е), благословеніем Святейшаго Синода с граматами
Пайгармскаго IІараскево-Вознесенскаго женскаго монастыря, Инсарскаго уезда, монахиня Марія.
*** ПЕВ. 1917. №5. Стр. 174. Часть неофиц.
По Епархии
- Настоятельницей Пайгармскаго Параскево— Вознесенскаго общежительнаго монастыря Св. Синодомъ назначена избранная сестрами казначея сего монастыря монахиня Марія, с возведеніем ея в сан игуменіи.
Монахиня Марія 57 летъ, поступила в Пайгармскій монастырь в 1870 году малолетней девочкой, в теченіе 33 лет несла клиросное послушаніе, была старшей регентшей и письмоводительницей; в 1902 году пострижена въ монашество, в 1906 году назначена казначеей монастыря. В 1895 году ей было преподано Архипастырское благословеніе, в 1910, 1911, 1912 и 1913 годах за отлично усердную и полезную службу было преподано благословеніе Св. Синода с грамотою, а в 1916 году награждена наперсным крестом от Св. Синода выдаваемым; с 1912 года монахиня Марія состоитъ членом сотрудником Императорскаго Православнаго Палестинскаго Общества. ***
ПЕВ. 1917. №7/8. Стр. 79. Часть офиц.
Указы Святейшаго Синода.
Указом Св. Синода, от 22 февраля с. г. за N1927, дано знать, что, согласно ходатайству епархіальнаго начальства, избранная сестрами обители казначея Пайгармекаго Параскево-Bознесенскаго женскаго монастыря, монахиня Марія утверждена в должности настоятельницы сего монастыря, с возведеніем въ сан игуменіи. --- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1425 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1029 | Наверх ##
21 января 12:55 Пост №19.
ЦГА РМ, фонд №57, опись №4, дело №1214, лл. 215об. – 216. стр. 278 – Метрическая книга Часть третья О умерших данная из Пензенской Духовной Консистории в Параскево Вознесенский женский монастырь Инсарского уезда на 1915 год
№ 1
30 Января / 1 Февраля 1915 года
Схимонахиня монастыря Олимпиада, 65 лет
От паралича
Исповедовал и приобщал: протоиерей Иоанн Белозерский Погребали: Протоиерей Іоанн Белозерский с диаконом Павлом Николаевским на Монастырском Кладбище
*** Лл. 217 об. - 218
№18
29/31 мая 1915 года
Того же монастыря Монахиня Феоктиста, 70 лет
от паралича
Исповедовал и приобщал: протоиерей Иоанн Белозерский Погребали: Священник Александр Никольский с диаконом Павлом Николаевским ка Монастырском кладбище
*** №9
22 / 24 Июня 1915 года
Того же Монастыря Монахиня Любовь, 65 лет от водянки
Исповедовал и приобщал: протоиерей Иоанн Белозерский Погребали: Протоиерей Іоанн Белозерский с диаконом Павлом Николаевским на Монастырском Кладбище
*** №11
7 / 9 Августа 1915 года
Того же Монастыря Монахиня Валентина, 66 лет
От водянки
Исповедовал и приобщал: протоиерей Иоанн Белозерский Погребали: Протоиерей Іоанн Белозерский с диаконом Павлом Николаевским на Монастырском Кладбище
*** Лл. 218об. - 219
№12
2 / 4 Ноября 1915 года
Того же монастыря Монахиня Вера, 68 лет
От удушья
Исповедовал и приобщал: протоиерей Иоанн Белозерский Погребали: Протоиерей Іоанн Белозерский с диаконом Павлом Николаевским на Монастырском Кладбище
*** Лл. 218об. - 219
№13
5 / 7 Декабря 1915 года
Послушница Агрипина Федорова Ильина, 53 лет
От водянки
Исповедовал и приобщал: Священник Александр Никольский Погребали: Протоиерей Іоанн Белозерский с диаконом Павлом Николаевским на Монастырском Кладбище
--- Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая | | |
Leontiya | Наверх ##
21 января 21:04 РГИА Шифр Ф. 796 Оп. 166 Д. 1359 Заголовок По представлению Преосвященного Пензенского об укреплении за Пайгармским Параскево-Вознесенским женским монастырем земли, жертвуемой крестьянкой Марфой Кунцовой. Крайние даты 13 октября 1885 г.
* Шифр Ф. 796 Оп. 186 Д. 2840 Заголовок По представлению преосвященного Пензенского о принятии Пайгармским Параскево-Вознесенским женским монастырем земли, жертвуемой священником того же монастыря Василием Виноградским. Крайние даты 11 июля 1905 г.
* Шифр Ф. 796 Оп. 187 Д. 3145 Заголовок По представлению преосвященного Пензенского о продаже земельных участков, принадлежащих Вьясскому и Пайгармскому монастырям. Крайние даты 2 февраля 1906 г. | | Лайк (1) |
|