Духовенство Саранска и окрестных сел.
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1538 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1101 | Наверх ##
7 февраля 2022 11:38 ПЕВ. 1899. №10. С.89. Часть офиц.
III. Изъявлена признательность Епархіальнаго Начальства и преподано Архипастырское благословеніе:
1) діакону Троицкой церкви г. Саранска Стефану Боголюбову, 2) псаломщику Спаской Соборной церкви г. Саранска Александру Палладову, 3) діакону с. Алькина, Наровч. у., Матвѣю Гугенотову 4) діакону с. Посопы Саран, у., Стефану Артоболевскому.
| | Лайк (1) |
karseralКраевед-любитель  Россия, Чебоксары Сообщений: 2512 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 460 | Наверх ##
26 июля 2022 20:31 gutta57 написал: [q] №3.
Аполлон Можаровский. К истории переписи на Руси: перепись состава Нижегородской Духовной Семинарии в 1766 году.
Стр. 32-33.
В Школе началов Фары
Нижняго Нова Града
Саранской Десятины
125. Города Саранска Трехсвятительск. Церк. диакона Иоанна Иванова сын Иван Траянов читать и писать умеет. 16 лет.
126. Того же града Успенской церкви диакона Стефана Иванова сын Афанасий Успенский читать и писать умеет. 14 лет.
127. Села Рождественскаго Сыраи тож Иерея Герасима Петрова сын Лаврентий Сыряевский читает и пишет посредственно. 13 лет. Свидетельство Его Преосвященства – В бегах.
!28. Села Сергиевскаго Саловка тож иерея Григория Михайлова сын Иван Саловский читает нехудо, пишет посредственно. 13 лет. Свидетельство Его Преосвященства – В бегах.
Постскриптум.
С 1764 года храмы Саранской десятины находились в подчинении Нижегородских и Алатырских епископов. На указанный период времени Нижегородской епархией правил Феофан (Чарнутский).
[/q]
и до какого периода времени? до вхождения в Пензенскую губернию и создания ПДС? меня интересует вопрос по дьяку Чуфарвского монастыря Виртуозову Андрею Иосифовичу, который в 1835 там служил. непонятно когда, где тот родился, в какой семинарии учился он и его сын Иван Андреевич 1829 г.р., который был сначала дьячком, а потом священником. понятно, что они не заканчивали ПДС, поскольку их нет в списках учащихся с 1801 по 1916 годы. полагаю, что те учились в иной семинарии, и неизвестно, указывалось ли в журнале, откуда родом учащиеся. --- Ищу сведения о:
Пеньковских, Ястржемских (с.Поляки, Седлецкой губернии), Карташовых, Аллагуловых, Дубровских
Духовенство - Добронравовы, Снежницкие, Виртуозовы, Преображенские, Дубровские, Славины, Смирновы, Засецкий
Генеалогия церковного прихода с. Блохино
(Пензенская, Тамбовская губернии) | | Лайк (1) |
karseralКраевед-любитель  Россия, Чебоксары Сообщений: 2512 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 460 | Наверх ##
26 июля 2022 20:45 gutta57 написал: [q] №9.
Буква Д
Добронравов Алексий священник Саранск 1912 5 170 офиц. Добронравов Алексий священник Саранск 1913 12 360 офиц. Добронравов И. священник Саранск 1912 9 269 офиц. Добронравов Иоанн священник Саранск 1901 11 97 офиц. Добронравов Иоанн священник Саранск 1902 13 81 офиц. Добронравов Иоанн священник Саранск 1903 5 32 офиц. Добронравов Иоанн священник Саранск 1904 18 207 офиц. Добронравов Иоанн священник Саранск 1905 5 46 офиц. Добронравов Иоанн священник Саранск 1906 6 90 офиц. Добронравов Иоанн священник Саранск 1914 7 160 офиц.
[/q]
насчет Добронравова Алексея. то его отчество известно??? пытаюсь понять чей он сын и брат, того же Иоанна, или нет. отец св. Иоанна, был псаломщиком, затем дьячком церкви с .Блохино Саранского уезда в 1870-е - 1880-е. он же отец жены псаломщика (после 1901г) той же церкви Преображнского Владимира Алексеевича. пока пытаюсь понять происходит ли данный Преображенский из священнического рода, поскольку по данным с/х переписив гоородищенском уезде в то же время служил священник с таким же отчеством, и примерно того же возраста. подобная картина и с Иоанном Снежницким, про которого полагаю также, что он из священнического рода, что у него были братья служившие в разных уездах ПГ. но по Православной энциклопедии Бахмустова о нем вообще нет никаких описаний, кроме что служил в Адашево в 1887 году. --- Ищу сведения о:
Пеньковских, Ястржемских (с.Поляки, Седлецкой губернии), Карташовых, Аллагуловых, Дубровских
Духовенство - Добронравовы, Снежницкие, Виртуозовы, Преображенские, Дубровские, Славины, Смирновы, Засецкий
Генеалогия церковного прихода с. Блохино
(Пензенская, Тамбовская губернии) | | |
karseralКраевед-любитель  Россия, Чебоксары Сообщений: 2512 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 460 | Наверх ##
26 июля 2022 20:56 gutta57 написал: [q] №29.
ПЕВ. 1898. №5. С. 174 – 180. Часть неофиц.
Историко-статистическое описаніе Вознесенской церкви города Саранска.
Вознесенская церковь гор. Саранска такъ же, какъ и всякая другая церковь, имѣетъ свою исторію, съ которою мы и намѣрены познакомить читателей нашего епархіальнаго органа.
[/q]
хорошая статья. Иоанн Михайлович был женат на дочери дьячка, затем священника Андрея Ивановича Виртуозова, Екатерине. которая была родной сестрой моей пра-прабабушке Александре, по линии моей прабабушки по отцовской линии. --- Ищу сведения о:
Пеньковских, Ястржемских (с.Поляки, Седлецкой губернии), Карташовых, Аллагуловых, Дубровских
Духовенство - Добронравовы, Снежницкие, Виртуозовы, Преображенские, Дубровские, Славины, Смирновы, Засецкий
Генеалогия церковного прихода с. Блохино
(Пензенская, Тамбовская губернии) | | Лайк (1) |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1538 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1101 | Наверх ##
27 июля 2022 11:23 Karseral, довольно интересное переплетение фамилий: Виртуозовы, Добронравовы, Преображенские и Карташовы. Конкретно почти ничего не могу сказать, поскольку представители данных родов не попадали в пространство моих интересов. Однако благодаря Вашим вопросам размещаю имеющуюся информацию, почерпнутую из ПЕВ.
ПЕВ. 1885. №12. С. 14. Часть оф.
Известия по епархии Определены: диакон села Блохина. Саранск, уезда, Іоанн Виртуозов определен штатным діаконом при церкви того села, а діакон того села Михаил Добронравов оставлен на псаломщическом месте;
***
ПЕВ. 1898. №2. С. 28. Часть оф.
Распоряжения Епархиальнаго Начальства. Определены: бывший псаломщик Константин Преображенский на псаломщич. место при Троицкой церкви г. Саранска 22 декабря;
***
ПЕВ. 1899. №12. С. 465 – 477; №13. С.504 – 513; №14. С. 554 – 563. Часть неоф. П.А. Архангельский. Село Новошишкеевская Слобода в его прошлом и настоящем. (Историко-статистический очерк).
Пономарями же при сей церкви были:…Иван Андреевич Виртуозов (1850 – 1851).
***
ПЕВ. 1912. С. 934. Часть неоф. 17 сентября сего года торжественно праздновался пятидесятилѣтній юбилей маститаго старца,— служителя церкви села Суворова, Мокшанскаго уезда, протоіерея Алексея Андреевича Виртуозова. А. А. Виртуозовъ, по окончаніи Пензенской духовной семинаріи, прямо со скамьи поступилъ священникомъ въ село Суворово и полвѣка прожилъ въ этомъ, можно сказать, маленькомъ, малодоходном приходе. Это одинъ из пастырей Пензенский епархіи, который может быть примеромъ для тѣхъ собратий іереевъ, которые за малое время своего служенія перемѣняют приходы изъ матеріальныхъ разчетовъ. Духовенство 3 Мокшанскаго округа поднесло юбиляру икону святителя митрополита Алексія, а отъ прихожанъ поднесенъ наперсный крест и, кроме того, поднесена икона Спасителя, собственноручно написанная одними, священниеком, родственником юбиляра.
Послесловие. Не уверена, что заметка о юбиляре относится к обозначенному роду Виртуозовых. Однако и сей пастырь заслуживает должного внимания. О нем имеются сообщения в следующих номерах ПЕВ:
Виртуозов Алексий священник Суворово Мокшан. 1903 11 63 офиц. Виртуозов Алексий священник Суворово Мокшан. 1903 14 96 офиц. Виртуозов Алексий протоиерей Суворово Мокшан. 1907 14 195 офиц. Виртуозов Алексий протоиерей Суворово Мокшан. 1909 11 297 офиц. Виртуозов Алексий протоиерей Суворово Мокшан. 1913 5 141 офиц. Виртуозов Алексий протоиерей Суворово Мокшан. 1913 20 563 офиц | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1538 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1101 | Наверх ##
27 июля 2022 11:31 №30.
ПЕВ. 1907. №20. С. 983 – 998; №21. С. 1022 – 1041.
К.П. Столыпин. Село Блохино Саранского уезда. (Историко-статистический очерк).
Фрагмент из №21. Стр. 1022 – 1025.
ІІричт. Съ открытіем самостоятельнаго прихода, въ село Блохино былъ опредѣлен и причт въ составѣ четырехъ лицъ: священника, діакона, дьячка и пономаря. Таковой состав причта держался до 1847 года, когда при церкви положено быть трем лицамъ: священнику и двум причетникам. В 1885 году место штатнаго діакона было возстановлено, и причт въ составе священника, діакона и псаломщика остается до настоящаго времени. .
Точныхъ историческихъ свѣдѣній о первомъ приходскомъ священникѣ не сохранилось; извѣстно только, что его звали Иваномъ Андреевымъ; въ приходѣ онъ служилъ довольно продолжительное время. Его мѣсто занялъ сынъ Петръ Ивановъ, изъ неученыхъ, священствовалъ до 1798 г. О службѣ послѣдующихъ священниковъ свѣдѣнія имѣются въ церковныхъ документахъ.
3-й Адріанъ Іосифовъ Алмазовъ; обучался въ синтаксическомъ классѣ Саранской гимназіи (так называлась духовная школа при Саранскомъ Ильинском монастыре); до опредѣленія въ приходъ былъ псаломщикомъ при Нижегородском каф. соборе; рукоположен во священника 14 марта 1798 г. Преосвящ.Павломъ, еп. Нижегородскимъ; священствовалъ до 1844 г.; въ этомъ году былъ уволенъ за штатъ и проживалъ до своей смерти (в 1852 г.) въ этомъ же приходѣ,— въ домѣ зятя діак. Симеона Климентова.
4-й Николай Михайловъ Рамзайцевъ, изъ окончившихъ курсъ богословскихъ наукъ въ ІІенз. дух. семинаріи; къ церкви с. Блохина рукоположен 12 октября 1844 г.; въ іюнѣ 1863 г. былъ уволенъ за неисправность по службе; 24 октября того же года умеръ въ г. Саранскѣ. 5-й Петръ Петровъ Гвоздевъ, съ полнымъ семинарскимъ образованіемъ; 1 іюля 1863 г. былъ перемѣщедъ сюда изъ с. Дѣвичьяго Рукава Красносл. у.
6 -'й Димитрій Іоанновъ Охотинъ, кончилъ курсъ въ дух. семинаріи; рукоположенъ къ здѣшней церкви 20 іюля 1865 г.; въ 1879 г. перемѣщенъ къ Іоанно-Богословской Саранской церкви; нынѣ— протоіерей г. Саранска.
7-й Василій Васильевъ Остроумовъ, студентъ семинаріи; въ с. Блохино переведенъ изъ с. Гремячевки, Городищ, уѣзда, 9 марта 1881 г.; въ 1882 г. перешелъ въ с. Безсоновку Пенз. у. 8-й Николай Александровъ Покровскій, изъ окончившихъ курсъ семинаріи, рукоположенъ къ сей церкви 6 декабря 1892 г.; въ декабрѣ 1894 г. переведенъ въ с.Знаменское, Керен. у, 9-й Клавдій Павловъ Сталыпинъ, студентъ семинаріи; къ настоящей церкви перемѣщенъ 25 января 1895 г. изъ с. Нерлей, Саран, у.
Діаконы., дьячки и пономари. Въ духовной росписи за 1780-й год (это предѣльный годъ; болѣе, ранняго періода никакихъ документовъ при церкви не сохранилось) діакономъ значится Аѳанасій Ивановъ. Принимая во вниманіе его глубокую старость, можно допустить, что онъ служилъ очень долго и былъ первымъ діакономъ въ ириходѣ. На его мѣсто въ томъ же году поступилъ Климентъ Никитинъ, изъ неученыхъ, раньше служившій здѣсь же пономаремъ; въ 1815 г. вышелъ за штатъ, сдавши свое мѣсто сыну Симеону, у котораго и жилъ до своей смерти (въ 1822 г.). Симеонъ Климентовъ нигдѣ не учился, умеръ въ 1844 г. отъ холеры. Въ этомъ году діаконское мѣсто, за сокращеніемъ штатовъ, было закрыто вплоть до 1885 года, когда на вновь открытую вакансію штатнаго діакона поступилъ бывшій здѣсь дьячкомъ Иванъ Андреевъ Виртуозовъ, который въ слѣдующемъ году посвященъ во священники къ церкви с. Бекетовки Инсар. у. До 1895 года діаконское мѣсто оставалось празднымъ. Въ этомъ году діакономъ поступилъ изъ окончившихъ курсъ Семинаріи Іоаннъ Михайловъ Добронравовъ, но служилъ не болѣе полугода. Съ его уходомъ діаконское мѣсто въ приходѣ остается празднымъ до настоящаго времени.
Изъ дьячковъ, служившихъ въ Блохинѣ, впервые упоминается въ церковныхъ документахъ Денисъ Андреевъ, котораго постигла довольно печальная участь: въ 1796 году онъ былъ отданъ въ военную службу, не смотря на свой слишкомъ сороколѣтній возрастъ *). На его мѣсто поступилъ сынъ Григорій, умершій въ 1839 г. Сынъ послѣдняго Александръ Григорьвъ служилъ дьячкомъ до 1844 года. Въ этомъ году дьяческое мѣсто переходитъ изъ рода Дениса къ Андрею Михайловичу Поспѣлову, который въ 1857 г. выбылъ въ другой приходъ. Послѣднимъ в званіи ,,дьячка“ служилъ въ приходѣ Иванъ Андреевъ Виртуозовъ; съ 1882 года— діаконъ.
Именъ первыхъ пономарей ни народная память, ни церковные документы не сохранили. Съ 1783 года на пономарской должности значится сын іерея Петра Иванова-Андрей. Дальше грамматическаго класса онъ не пошелъ, па должность опредѣленъ почти отрокомъ и въ теченіе 15 лѣтъ служилъ вмѣстѣ съ отцомъ; умеръ въ 1809 г., предварительно сдавши свое мѣсто сыну Николаю. Послѣдній нигдѣ не учился, служилъ въ приходѣ до 1848 года. Въ этомъ году былъ уволенъ за штатъ, хотя не лишился права пользоваться доходами какъ земельными, такъ и братскими. Чрез три года онъ сдалъ мѣсто зятю дьячку Виртуозову, умеръ въ глубокой старости въ 1865 году. С 1857 года три года онъ сдалъ место зятю дьячку Виртуозову, умеръ въ глубокой старости въ 1865 году.
Съ 1857 года пономарское мѣсто занималъ діаконъ Григорій Андреевъ Победоносцев, а затѣмъ (съ 1865 г.) его сынъ Павелъ. Въ приходѣ онъ былъ послѣднимъ пономаремъ: съ его уходомъ (въ 1872 г.) пономарское мѣсто нѣсколько времени числилось вакантнымъ, а потомъ окончательно было закрыто, и самыя названія „дьячка “ и „пономаря” вышли изъ употребленія. Послѣдующіе причетники носили званіе „псаломщиковъ". Вмѣсто Побtдоносцева поступилъ Илья Ивановъ Магницкій, который чрезъ два года выбылъ изъ прихода, а въ 1887 году вторично перешелъ въ Блохино и служилъ до 1894 года, когда на его мѣсто былъ переведенъ низведенный на причетническую должность діаконъ Федоръ Андреевъ Яхонтовъ. Дьяческое мѣсто послѣ Виртуозова переходитъ къ его зятю Михаилу Иванову Добронравову, рукоположенному въ санъ діакона съ оставленіемъ на псаломщической вакансіи. Со смертію послѣдняго, па свободное псаломщическое мѣсто былъ опредѣленъ Иванъ Александровъ Чернозерскій, прослужившій около двухъ лѣтъ.
С 1897 года в этой должности до настоящаго времени служитъ Владиміръ Алексѣевъ Преображенскій.
Стр. 1028.
Дьячки, напр., из рода Дениса (с 1780 г.) служили до четвертаго поколенія; пономарь Андрей Петровъ (с 1783 г.) былъ родоначальникомъ причетниковъ, преемственно служившихъ въ Блохинѣ въ теченіе целаго столетія; в третьемъ поколѣніи его дом переходит к потомкам— причетникам но женской линии; послдній изъ нихъ (М. И. Добронравовъ) умеръ въ 1895 г. | | Лайк (1) |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1538 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1101 | Наверх ##
27 июля 2022 11:33 №31
ПЕВ. 1912. №5. С.170. Часть оф.
Перемещены: священник села Новосильцева, Саранскаго уезда, Алексій Добронравов к Казанской церкви города Саранска, 31 января;
***
ПЕВ. 1913. №12. С.360. Часть оф.
Список лицам духовнаго звания, кои Святейшим Синодом удостоены награждениями, за заслуги по духовному ведомству ко дню Рождения Его Императорскаго Величества по Пензенской епархии:
г ) благословением Святейшаго Синода, с грамотами: гор. Саранска, Казанской церкви священник Алексій Добронравов | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1538 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1101 | Наверх ##
27 июля 2022 12:37 №32. Добронравов Иван МИхайлович А.В. Тюстин. Пензенский некрополь XVII - XX вв. Фрагмент статьи. "...Саранский священник, действительный член Пензенской учебной архивной комиссии, ученик профессора А.Л. Хвощева и воспитанник Пензенской духовной семинарии (окончил в 1895 году) Иван Михайлович Добронравов(1873 - ?) в начале ХХ в. обследовал все городские кладбища Саранска, опубликовав в 1908 – 1910 гг цикл статей, посвященных отдельным захоронениям". Источник: https://d1825.ru/viewtopic.php?id=5069*** Большая биографическая энциклопедия Добронравов, Иван Михайлович — писатель (родился в 1873 г.), священник. Главные его работы: "Краткие поучения на церковные ектении" (Саранск, 1900), "Н.В. Гоголь, как христианин" (ib., 1901), "Очерки и рассказы" (ib., 1903 — 1908), "Собеседник пастыря" (ib., 1906), "Краткая церковная история" (6-е издание, ib., 1913). Источник: https://gufo.me/dict/biography...0%B8%D1%87*** Две полновесные статьи этого пастыря, касающиеся Духосошественской и Вознесенской церквей уездного города Саранска, размещала ранее на страницах своего дневника. Считаю возможным дополнить выше приведенный список еще одной работой И.М. Добронравова. *** ПЕВ. 1902. №22. С.889-894 К вопросу о благочинническихъ библіотекахъ. Указомъ св. Синода отъ 15 февраля 1832 года предписано, чтобы при всѣхъ приходскихъ церквахъ были заведены библіотеки. Покойный Митрополитъ Филаретъ составилъ даже списокъ книгъ для таковыхъ библіотекъ и предписалъ Московской дух. консисторіи обязать священниковъ къ выпискѣ ихъ по церквамъ. Св. Синодъ, признавая, что принятая Митр. Филаретомъ мера можетъ быть с пользою примѣнена и къ другимъ церквамъ, циркулярнымъ указомъ далъ знать епархіальнымъ преосвященнымъ, чтобы они сдѣлали подобное же распоряженіе и по своимъ епархіямъ 1). Въ виду этого наше духовное начальство неоднократно дѣлало распоряженія о заведеніи при церквахъ подобныхъ библіотекъ. Тамъ, гдѣ была возможность, духовенство старалось обзавестись книгами духовнаго содержанія, но это наблюдалось лишь въ приходахъ съ большимъ населеніемъ, бѣдныя же церкви не могли пріобрѣсти себѣ и десятка книгъ. Въ 1868 году г. О беръ-Прокуроръ св. Синода циркулярно отнесся къ епархіальнымъ преосвященнымъ, чтобы они побуждали священниковъ сочувствовать такому учрежденію, которое даетъ имъ возможность расширить богословскія познанія, и повсемѣстно, по мѣрѣ средствъ, распространять церковныя библіотеки 2). Вслѣдствіе сего отношенія, Пензенскимъ епархіальнымъ начальствомъ тогда же собраны были реестры книгъ и духовныхъ журналовъ, имѣющихся по церквамъ епархіи. По изъ этихъ реестровъ усмотрѣно было, что только 1) См. „Пенз. Епарх. Вед. 1868 года; оф. ч. стр. 19 -—2 0 . 2) Отнош. г. Оберь-П рок. 21 аир. 1 8 6 6 г. № 2 3 2 2 ; см. Ценз. Епарх. Вѣд. 1866 г., № 11.— 890 — весьма немногія церкви имѣли библіотеки, состоящ ія изъ 100 — 300 книгъ; во всѣхъ же остальныхъ церквахъ библіотеки состояли не болѣе, какъ изъ 10 — 30 книгъ. Такъ и въ настоящ ее время наши церк. Библіотеки отличаются крайнею скудостію. Если и имѣются при нѣкоторыхъ церквахъ довольно богатыя но своему составу и содержанію библіотеки, то онѣ составляютъ счастливое исключеніе. Обычный же составъ церк. библіотекъ ограничивается нѣсколькими богословскими книгами и повременными изданіями духовно-оффиціальнаго содержанія, обязательными для выписки. Главною причиною этого печальнаго явленія служитъ недостатокъ средствъ въ церквахъ, и безъ того обремененныхъ разными налогами. При той скудости матеріальныхъ средствъ, которая паблюдается въ большей части нашихъ церквей, очень трудно, а иногда прямо невозможно бываетъ завести при церквахъ болѣе или мепѣе сносныя библіотеки. Поэтому епархіальное начальство, чтобы улучшить библіотечное дѣло и дать духовенству возможность безпрепятственно удовлетворять одну изъ пасущныхъ своихъ потребностей, опредѣленіемъ отъ 24 а п р .— 14 мая 1869 года сдѣлало постановленіе объ открытіи по благочиніямъ центральныхъ библіотекъ. Въ постановленіи этомъ говорится, „чтобы благочиние, по соглашенію съ подвѣдомыми имъ причтами, озаботились заведеніемъ благочинническихъ библіотекъ, выписывая для нихъ, по мѣрѣ возможности, духовные журналы и другія полезныя книги духовнаго содержанія. Общій складъ этихъ книгъ постарались бы устроить въ такихъ селахъ, которыя находятся среди благочинія. Если же по обширности какого либо благочинія, будетъ найдено неудобнымъ имѣть одинъ общій складъ благочиннической библіотеки, то съ общаго согласія священно - служителей могутъ - 891 — устроить склады книгъ въ другихъ м ѣстахъ подъ надзоромъ избранныхъ ими лицъ и по временамъ переносить книги изъ одного склада въ другой. На выписку же этихъ книгъ разрѣш ить имъ... употреблять часть церковной кошельковой суммы *). Начиная съ этого года въ нашей Пензенской епархіи стали открываться такъ называемыя благочинническія библіотеки. Въ г. Саранскѣ, напр. благочиническая библіотека была заведена въ 1871 году. Бывшій въ то время прот. Алмазовъ доставилъ въ Пензенскую дух. консистонію даже правила для этой библіотеки. По пересмотрѣ и исправленіи этихъ правилъ, консисторія постановила напечатать ихъ для руководства въ Пензенскихъ Епархіальны хъ Вѣдомостяхъ. Согласно этому распоряженію, правила и были напечатаны въ оффиціальной части этихъ вѣдомостей за 1873 годъ № 17, стр. 3 7 1 — 3 7 4 . При жизни священника А. Масловскаго библіотека эта была доведена до возможной степени совершенства. Преждевременная и несчастная смерть о. М асловскаго (онъ умерь отъ холеры) заставила нѣкоторыя находящіяся на дому у него книги предать сожженію. Съ тѣхъ поръ библіотека эта находится какъ бы въ нѣкоемъ пренебреженіи. За послѣднее время, въ нее выписывается одинъ лишь духовный ж урналъ „Странникъ11, да и тотъ мало кѣмъ читается, въ виду того, что пользованіе однимъ журналомъ всегда бываетъ сопряжено съ нѣкоторыми неудобствами. То же самое можно сказать и про многія другія благочинническія библіотеки. Захудалость и заброшенность ихъ— явленіе, въ настоящ ее время, обычное. Это объяс- *) „Пенз. Епарх. Вѣд“. 1869 года, № 11 , стр. 1 8 6 — 1 8 7 — 892 — няется тѣмъ, что благочинные, отвлекаемые многоразличными обязанностями и разъѣздами, почти не имѣютъ возможности позаботиться объ улучшеніи и приращ еніи своихъ библіотекъ. Между тѣмъ хорош ая библіотека намъ так ъ же необходима, какъ и школа. Всѣ мы, безъ сомнѣнія, признаем ъ этотъ вопросъ вопросомъ первой важности, такъ что непростительно было бы съ нашей стороны отворачиваться отъ него и ограничиваться полумѣрами. В то время как разныя учрежденія озабочены нынѣ изысканіемъ средствъ на устройство народныхъ аудиторій, читаленъ, публичныхъ библіотекъ н т. д., духовенству слѣдуетъ подумать объ улучшеніи центральныхъ благочинническихъ библіотекъ, которыя давали бы намъ возможность восполнять наши знанія, получевныя въ духовной семинаріи. Как же решить этот вопрос в желательном для нас смысле? По нашему мнѣнію, складъ книгъ благочиннической библіотеки слѣдуетъ передать тому из священниковъ, который живет въ центре благочинническаго округа и который, за свободою отъ церковно-приходскихъ дѣлъ, имѣетъ возможность удѣлять ей больше времени. На обязанности завѣдывающаго должны лежать— выписка повременных духовных журналовъ и книгъ въ библіотеку, выдача этихъ книгъ духовенству округа, веденіе приходо-расходной книги и вообще всѣ дѣла, относящияся до библіотеки. Для записи отпускаемыхъ книгъ и журналовъ у завѣдующаго должна быть особая книга съ указаніемъ лица, взявшаго книгу, времени полученія, названія книги и времени возвращенія. — 893 — Кромѣ этой книги у него должны быть 1) каталог книг для благочиннической библіотеки и 2) книга для записи поступающихъ въ оную пожертвованій. Каталогъ долженъ быть обязательной настольной книгой каждой библіотеки. Опредѣленіемъ св. Сѵнода отъ ?.2 1890 года за № 2 7 0 0 , предписано завести эти каталоги духовныхъ книгъ для всѣхъ благочинническихъ библіотекъ. Перечень книг, долженствующихъ войти в этот каталог составлен Братствомъ св. Петра митрополита и помѣщенъ въ № 52 Церковныхъ Ведомостей за 1890 год. Всѣ книги, долженствующія войти въ составъ церковноприходскихъ библіотекъ, необходимо должны находиться и въ библіотекѣ благочиннической. Что касается денегъ, потребныхъ на выписку ж урналовъ въ библіотеку, то онѣ могутъ быть собираемы, какъ съ церквей округа въ суммѣ хотя бы трехъ рублей въ годъ, такъ и изъ личныхъ средствъ причта приблизительно въ томъ же размѣрѣ. Тогда доходность для библіотеки средняго благочинническаго округа въ 15 церквей вы разится въ суммѣ 90 рублей. Сумма эта ежегодно можетъ пополняться средствами со стороны. Здѣсь разумѣю тся подписчики изъ лицъ свѣтскихъ, изъявившихъ на то свое согласіе. Въ настоящ ее время, какъ извѣстно, лица свѣ тскаго званія совсѣмъ не пользуются книгами изъ благочиннической библіотеки, въ виду того, что эта послѣдняя замкнута сама въ себѣ и ограинчиваетя только кругомъ духовныхъ лицъ; между тѣмъ и среди свѣтской публики встрѣчаю тся любители духовныхъ книгъ и ж урналовъ. Умѣренная плата, взимаемая съ таковы хъ лицъ за пользованіе библіотекой, составила бы небольшую сумму, которая съ преж де показанной была бы вполнѣ достаточна какъ на — 394 - выписку духовныхъ журналовъ и книгъ, такъ и на переплетъ ихъ въ концѣ каждаго года. Остается открытым вопрос о томъ, какъ удобнѣе пользоваться книгами изъ центральныхъ библіотекъ.. Вопросъ этотъ для духовенства не можетъ быть практически не разрѣшеннымъ, и . затрудненій въ этомъ дѣлѣ, думается, быть не должно. По нашему мнѣнію, для достиженія этой цѣли не лишне было бы войти въ соглаш еніе съ почтовымъ учрежденіемъ, гдѣ оно есть; а также и с волостными правленіями, которыя за небольшое вознагражденіе врядъ ли откажутъ въ этомъ нашему духовенству, такъ что разсылка и полученіе книгъ для духовенства при ихъ посредствѣ могла бы быть вполнѣ обезпечена. При такой постановкѣ и рѣшеніи вопроса легче всего можетъ быть восполненъ и существенный пробѣл в нашемъ библіотечномъ дѣлѣ, какой указанъ выше. При болѣе обширныхъ средствахъ наши благочинническія библіотеки могли бы пріобрѣсти и болѣе серьезныя произведенія, знакомство с которыми для нас так необходимо и благотворно. И можно надѣяться, что благочинническія библіотеки наши въ недалекомъ, будущемъ могли бы достигнуть крупныхъ размѣровъ и развить свое дѣло довольно широко. Само собою понятно, что каждый благочинническій округъ на съѣздѣ своемъ можетъ разработы вать этотъ вопросъ частнѣе и всесторон н іе. Ц ѣль нашей замѣтки состоитъ лишь въ томъ, чтобы вызвать на подобныя размыш ленія само духовенство. Взаимный обмѣнъ мыслей, какъ извѣстно, полезенъ во всемъ, а особенно необходимъ онъ въ таком ъ важномъ дѣлѣ, каков поднятый нами вопрос, рѣшеніе коего в положительном смыслѣ крайне необходимо. Свящ . И. Добронравовъ | | Лайк (1) |
karseralКраевед-любитель  Россия, Чебоксары Сообщений: 2512 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 460 | Наверх ##
27 июля 2022 17:18 gutta57 написал: [q] Karseral, довольно интересное переплетение фамилий: Виртуозовы, Добронравовы, Преображенские и Карташовы. Конкретно почти ничего не могу сказать, поскольку представители данных родов не попадали в пространство моих интересов. Однако благодаря Вашим вопросам размещаю имеющуюся информацию, почерпнутую из ПЕВ.
ПЕВ. 1885. №12. С. 14. Часть оф.
Известия по епархии Определены: диакон села Блохина. Саранск, уезда, Іоанн Виртуозов определен штатным діаконом при церкви того села, а діакон того села Михаил Добронравов оставлен на псаломщическом месте;
***
ПЕВ. 1898. №2. С. 28. Часть оф.
Распоряжения Епархиальнаго Начальства. Определены: бывший псаломщик Константин Преображенский на псаломщич. место при Троицкой церкви г. Саранска 22 декабря;
***
ПЕВ. 1899. №12. С. 465 – 477; №13. С.504 – 513; №14. С. 554 – 563. Часть неоф. П.А. Архангельский. Село Новошишкеевская Слобода в его прошлом и настоящем. (Историко-статистический очерк).
Пономарями же при сей церкви были:…Иван Андреевич Виртуозов (1850 – 1851).
***
ПЕВ. 1912. С. 934. Часть неоф.
17 сентября сего года торжественно праздновался пятидесятилѣтній юбилей маститаго старца,— служителя церкви села Суворова, Мокшанскаго уезда, протоіерея Алексея Андреевича Виртуозова. А. А. Виртуозовъ, по окончаніи Пензенской духовной семинаріи, прямо со скамьи поступилъ священникомъ въ село Суворово и полвѣка прожилъ въ этомъ, можно сказать, маленькомъ, малодоходном приходе. Это одинъ из пастырей Пензенский епархіи, который может быть примеромъ для тѣхъ собратий іереевъ, которые за малое время своего служенія перемѣняют приходы изъ матеріальныхъ разчетовъ. Духовенство 3 Мокшанскаго округа поднесло юбиляру икону святителя митрополита Алексія, а отъ прихожанъ поднесенъ наперсный крест и, кроме того, поднесена икона Спасителя, собственноручно написанная одними, священниеком, родственником юбиляра.
Послесловие. Не уверена, что заметка о юбиляре относится к обозначенному роду Виртуозовых. Однако и сей пастырь заслуживает должного внимания. О нем имеются сообщения в следующих номерах ПЕВ:
Виртуозов Алексий священник Суворово Мокшан. 1903 11 63 офиц. Виртуозов Алексий священник Суворово Мокшан. 1903 14 96 офиц. Виртуозов Алексий протоиерей Суворово Мокшан. 1907 14 195 офиц. Виртуозов Алексий протоиерей Суворово Мокшан. 1909 11 297 офиц. Виртуозов Алексий протоиерей Суворово Мокшан. 1913 5 141 офиц. Виртуозов Алексий протоиерей Суворово Мокшан. 1913 20 563 офиц
[/q]
интересно. думаю подать в ГАПО запрос по Клировым на Алексея Андреевича Виртуозова, и сопоставить был ли он сыном дьячка Андрея Иосифовича. но не уверен в этом. а так по данным с/х переписи я нашел несколько различных Виртуозовых, у кого духовническое сословие, которое хочется проверить по родству. --- Ищу сведения о:
Пеньковских, Ястржемских (с.Поляки, Седлецкой губернии), Карташовых, Аллагуловых, Дубровских
Духовенство - Добронравовы, Снежницкие, Виртуозовы, Преображенские, Дубровские, Славины, Смирновы, Засецкий
Генеалогия церковного прихода с. Блохино
(Пензенская, Тамбовская губернии) | | Лайк (1) |
karseralКраевед-любитель  Россия, Чебоксары Сообщений: 2512 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 460 | Наверх ##
27 июля 2022 17:33 27 июля 2022 17:35 gutta57 написал: [q] Именъ первыхъ пономарей ни народная память, ни церковные документы не сохранили. Съ 1783 года на пономарской должности значится сын іерея Петра Иванова-Андрей. Дальше грамматическаго класса онъ не пошелъ, па должность опредѣленъ почти отрокомъ и въ теченіе 15 лѣтъ служилъ вмѣстѣ съ отцомъ; умеръ въ 1809 г., предварительно сдавши свое мѣсто сыну Николаю. Послѣдній нигдѣ не учился, служилъ въ приходѣ до 1848 года. Въ этомъ году былъ уволенъ за штатъ, хотя не лишился права пользоваться доходами какъ земельными, такъ и братскими. Чрез три года онъ сдалъ мѣсто зятю дьячку Виртуозову, умеръ въ глубокой старости въ 1865 году. С 1857 года три года онъ сдалъ место зятю дьячку Виртуозову, умеръ въ глубокой старости въ 1865 году.
[/q]
т.е. Иван Андреевич Виртуозов был женат на дочери Николая Андреевича Иванова (внук протиерея Петра Иванова) Марии Николаевне??! --- Ищу сведения о:
Пеньковских, Ястржемских (с.Поляки, Седлецкой губернии), Карташовых, Аллагуловых, Дубровских
Духовенство - Добронравовы, Снежницкие, Виртуозовы, Преображенские, Дубровские, Славины, Смирновы, Засецкий
Генеалогия церковного прихода с. Блохино
(Пензенская, Тамбовская губернии) | | Лайк (1) |
|