Шимолины: из Буткинской слободы - в Шимолино
Путь Шимолиных за Уралом
| Travers Модератор раздела
Сообщений: 66 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
3 декабря 2022 17:24 3 декабря 2022 17:25 Пока самое раннее известное мне место проживания Шимолиных – д.Смолина Буткинской слободы Тобольского уезда, 1710 год. Там отмечены два двора оброчных крестьян – Григория Иванова Шимолина, чей сын Савелий (Савва) Григорьев с семьей позже оказался на Алтае, а его потомки основали д.Шимолину, и Микиты Федосеева Шимолы. С большой вероятностью, это родственные семьи. Таким образом, одна из веток Шимолиных из Смолиной протянулась в Томскую губернию, позже – на Алтай. По сведениям, которыми щедро поделился со мной corian55, в декабре 1749 Василий Григорьев Шимолин, записной раскольник, попросился с сыном Иваном на поселение в Куртамышскую слободу (позже это Челябинский уезд Оренбургской губернии, ныне Курганской области) в д.Коновалову. Следы Шимолиных есть в 5 Ревизии по этой деревне – семейство Григория Евстафеева, которое, однако, чуть ранее, в 1790, перебралось в д.Сетовную этой же слободы. Это второе направление миграции Шимолиных из Буткинской слободы. Как я понимаю, документов середины 18 века небогато – какие достоверно сгорели, какие пропали в смутное время, так что проследить связи особо пока не получается. Что у нас на сегодня? В моей фамильной теме Шимолины Konstantin Ivanov разместил результаты поиска по фамилии среди реабилитированных жертв массовых политических репрессий. Там 32 человека. Почти треть из них проживала в Алтайском край, столько же – в Нижне-Куртамышском районе Курганской области, еще столько же – в Зыряновском районе Восточно-Казахстанской области. Мне доподлинно известно, что алтайские Шимолины, проживавшие и проживающие в дд. Малышевой, Паклиной, Овечкиной, Шимолино, - потомки Шимолиных из д. Смолиной. На просторах Куртамышского района Курганской области по-прежнему живут потомки Шимолиных, так же как и в Бутке – ныне село Талицкого района Свердловской области, родине первого Президента России Б.Н. Ельцина, как сообщил vitutin. Шимолины – жители Восточно-Казахстанской области, возможно, прибыли туда из Алтайского края. В МК Форпоста Боровых соленых озер мне встречались фамилия Шимолин. Может быть, кто-то переместился южнее. | | |
| Travers Модератор раздела
Сообщений: 66 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
12 июня 2023 11:36 Залесский С. И. Отчет о командировке, состоявшейся летом 1893 г. по предложению господина Томского губернатора Фрагмент.
Шимолина содержит дворов 74, жителей около 350, почти исключительно старожилов и, по преимуществу, старообрядцев. Новоселов приписных нет, неприписных, по паспорту, домов 6. Принимать чужих, и особенно «российских», не хотят, считая их «народом упрямым, никого не слушающим». «Раз бы их приняли, отбою бы не было». Живут хорошо и зажиточно: водки и кабаков не терпят. Деревня расположена по обоим берегам реки Кулунды, достигающей здесь 6 аршин глубины. Дно песчаное. Вода местами отдает немного камышом и тиною, но в общем хороша. Употребляется круглый год, т.е. и зимою, и летом , для питья, пищи, чая и домашних животных. Зимою не вымерзает до дна. Льду на два аршина. Для стирки белья отведена так называемая старица, т.е. старое русло реки с сохранившейся в нем водой. Старица лежит как бы отдельно, тут же возле деревни. Воды из нее для питья и пищи не берут.
Колодцев в деревне только три, на глубине около 6 аршин; в двух их них вода отдает запахом гниющего сруба, один в удовлетворительном состоянии. Воды в них достаточно. Идет почти исключительно для водопоя скота зимой, так как гнать его к реке с задних частей деревни, где колодцы, далеко. Холеры здесь не было. В лесе ощущается сильный недостаток; ближайший красный лес в 120 верстах; тощий, истребленный березняк для отопления – верстах в 5. Луга и пастбища для скота имеют. В сене нужды нет. Живут скотоводством, для развития которого место здесь привольное. | | |
| Travers Модератор раздела
Сообщений: 66 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
30 июня 2023 22:06 Еще кусочек информации о д.Шимолиной и ее жителях. В мои руки попало дело из РГИА Ф1284 - Оп220 - Д14 за период 1875 – 1877гг. «По прошению доверенных от крестьян Томской губернии Барнаульского округа Нижне-Кулундинской волости деревни Шимолиной Климентия Овечкина и Жаровой Ефима Холкина о разрешении им свободно отправлять богослужение по расколу и вписывать себя с детьми в метрические книги раскольников». А там! В апреле 1875 года крестьяне деревень Жарковой и Шимолиной обратились с просьбой на имя министра внутренних дел. Называя себя «издавна состоящими в расколе безпоповщинской секты», они просили «о дозволении отправлять богослужения по нашим обрядам в часовне, устроенной нашими предками … около ста лет при деревне Жарковой». Часовня много лет остается запечатанной. Крестьянин Холкин дважды, в 1864 и в 1867 гг. подавал прошения, которые до сего времени остались без ответа: «ни разрешения, ни положительного отказа», как написано в деле. Просители отмечают, что они родились в расколе, никаких Таинств не принимают, ни в каких церковных книгах не записаны, а если и записаны – лишь потому, что, боясь гонений, венчались в церкви. По той же причине – из страха гонений – не объявили себя принадлежащими к расколу в 10-ой народной переписи. Дети их крещены по обрядам предков, хотя и вступали в брак по православному обряду, остаются в расколе. Крестьяне просят разъяснить некоторые правила записи браков и рождений раскольников в метрические книги. К прошению прилагается доверенность с перечислением ее подписавших – жителей деревень Нижне-Кулундинской волости. Настоятели Баевской Вознесенской и Леньковской Николаевской церквей приложили списки прихожан, которые, именуя себя раскольниками, приобщались Таинств Святой церкви не однократно, как они писали в прошении, а не раз. На этом основании губернатор Томской губернии Андрей Петрович Супруненко счел правильным оставить прошение «без уважения», позже в ответе из Министерства внутренних дел будет написано, что данное «домогательство удовлетворено быть не может». Чем нас обогащает это дело? 1) Подтверждает, что многие жители Шимолино, изначально бывшие раскольниками, сохранили принадлежность к вере своих предков как минимум до конца 19-ого века; 2) В д.Жарковой находилась их часовня, на момент подачи прошения запечатанная; 3) Дело содержит списки доверителей; 4) Дело содержит информацию о семейных событиях доверителей, которые составили священники Леньковской и Баевской церквей для доказательства принадлежности перечисленных крестьян к православию. И главное: найти это дело стало возможно благодаря работе, которую проводит Nick_Kourpan по набору описей https://gen.kurpan.ru/volonter...-eretikam/ Присоединяйтесь, кстати! | | |
| Travers Модератор раздела
Сообщений: 66 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
18 октября 2023 21:24 В первом посте я осторожно написала: Шимолины – жители Восточно-Казахстанской области, возможно, прибыли туда из Алтайского края. В МК Форпоста Боровых соленых озер мне встречались фамилия Шимолин. Может быть, кто-то переместился южнее. Конечно! Но не то что бы переместился  , а просто пришел туда и жил! В 18-19 вв. (период, который меня интересует) современная Восточно-Казахстанская область была частью Томской губернии, и в ее составе - Бухтарминская волость и соседние территории, куда в 18 веке переселялись от гонений старообрядцы. И среди них - да! - были Шимолины! Мамсик Т.С. Хозяйственное освоение Южной Сибири: механизмы формирования и функционирования агропромысловой структуры, Новосибирска, 1989, с.91. “К числу многодворных селений относилась д.Середчиха. [...] В долину реки Белой будущие жители Середчихи пришли с р.Тихой, впадающей в Катунь. Здесь они имели еще в 1790 г. три избы и кузницу. Это были выходцы из Бердского острога Околевы - Акуловы, они же Ершовы (по официальному документу 1792г.) - отец Андрей с сыновьями Кононом и Петром; Данило Шимолин - Шималин с сыном Венедиктом, крестьяне Кулундинской слободы; и какой-то не названный по фамилии крестьянин с сыном. Через два года Шимолины и Ершовы оказались занесенными в “Роспись” Л.Феденева как жители шестидворной Середчихи, расположенной на одноименной реке, притоке р.Белой. Конону в это время было около 40, Петру и Венедикту - по 30 лет. С Венедиктом теперь жил 26-летний Петр Шимолин, дроворуб Сузунского завода, младший брат. Оба показаны женатыми, но при них ли были семейства, из “Росписи” неизвестно”. Кто такие Данило (поколенная роспись 7.4), Венедикт и Петр Шимолины? Судя по 5 Ревизии, это, на самом деле, родные братья. Венедикт - старший, ок.1762, потом Данило, ок.1765, потом Петр. Про Венедикта там так и сказано - ушел в Бухтарминское ущелье с женой и дочерью. Данило Фадеев отмечен и в 1795, и в 1834 как житель д.Овечкиной. Петр Фадеев - житель д.Шимолиной - умер между 1834 и 1845. Так что среди жителей Восточного Казахстана, наверняка, есть потомки Венедикта Фадеева Шимолина. Может, и еще кто-то из его родственников там обосновался. | | |
| Travers Модератор раздела
Сообщений: 66 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
23 октября 2023 22:14 В 90-х гг.19 века на Алтай прибыла следующая волна Шимолиных-переселенцев. Практически все они родом из Пермской губернии, т.е. дальняя-предальняя родня алтайским (теперь уже) Шимолиным. Вот некоторые из них:
Шимолины Меркул и Ефим Петровы из д.Нижний Катарач Смолинской волости - в Касмалинскую волость заселок Травный Шимолин Поликарп Перфильев оттуда - туда же Шимолин Галактион(?) Петров, запасной рядовой из крестьян, оттуда - туда же Шимолин Петр Алексеев оттуда - туда же Шимолин Степан Семенов(?) Смолинская волость д.Буткинско-Озерская - в заселок Травный Шимолин Максим Ларионов из Шадринского же уезда Буткинской волости д.Непейной - в Усть-Мосиху
Еще с десяток Шимолиных “второй волны” выявлено в процессе работы с делами ГААК по переселенцам.
За одним найдены и внутренние мигранты:
Терентий Аристархов Шимолин из д.Жарковой Нижне-Кулундинской волости - в Николаевскую Касмалинской волости Михаил Ефимов Шимолин из Новотюменцевой в Шимолину, обе Нижне-Кулундинской волости Ефтифей Поликарпов Шимолин - в Нижнюю Суетку Нижне-Кулундинской волости Никита Ларионов Шимолин из д.Тоурак Алтайской волости - в Нижнюю Суетку Нижне-Кулундинской волости | | |
| Travers Модератор раздела
Сообщений: 66 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
10 декабря 2023 13:05 По РС 1748 года Шимолины отмечены лишь в Малышевской слободе (кто знает больше - поправьте). Там жил первый Шимолин на этой земле Савва (Савелий) Григорьев со старшим сыном Софроном (приехавшим с отцом из д.Смолиной) и младшими детьми Иваном (ок.1740) и Фадеем (Фотеем) (ок. 1747). Жены во 2-ой ревизии не указаны, но, по ИР 1737, Савелий Григорьев был вдов, а в 1748 имел малолетних детей, очевидно, что женился второй раз на Татьяне Сергеевой, матери Ивана, Фаддея, Григория (ок.1749) и Пахома (ок.1756).
1755 г. Софрон Савельев - стабильно в Малышевой слободе. В д.Поротиковой - Иван Савельев с женой Маврой Емельяновой и сыном Родионом, где остальные - пока не найдено.
В 1769 старший сын Савелия Софрон с сыновьями Кондратием (+ Анна Маркова и сын Федор), Иваном (+Екатерина Фомина (Александр, Степанида)), Филиппом (Ефимия Александрова) так и проживают в Малышевой слободе. Остальные Савельевичи - Фадей (+ Евдокия Васильева), Григорий (+ Параскева Федорова и сын Василий), Пахом - с матерью Татьяной Сергеевой живут уже в Овечкиной. Тут же обитает старший из младших Иван Савельев Шимолин (ок.1730?) (+Марфа Степанова\Мавра Емельянова и дети Родион (+Марья Васильева), Петр и Агриппина).
В 1772 - в Малышевой слободе все те же. В Овечкиной - те же: разросшиеся семейства Фаддея Савельева с женой Евдокией Васильевой и сыном Венедиктом, вдова Татьяна Сергеева Шимолина с женатыми уже младшими сыновьями Савельевичами - Григорием с женой Параскевой Федоровой и Пахомом с женой Еленой Ивановой.
Смотрим десять лет спустя, 1783 год. Малышевская слобода - те же, включая патриарха Софрона Савельева, только Кондратий Софронов овдовел, да детей у всех прибавилось.В Овечкиной - Иван Саввин Шимолин с семейством, Фадей Саввин Шимолин с семейством, Григорий и Пахом Саввины с семьями одним хозяйством с матерью Татьяной Сергеевой.
На рубеже веков, в 1801 году, в Малышевой слободе не остается Шимолиных. Дети старшего сына Савелия перебрались в д.Паклину: Кондратий, Филипп и Иван Софроновы с семьями. По прежнему в Овечкиной живут Иван Савинов, Фадей Савинов, уже без сына Венедикта, ушедшего к бухтарминским каменщикам. Пахом Саввин не указан в этой ИР, но судя по более поздним документам, остался в Овечкиной.
В следующем году часть овечкинских жителей уже записана крестьянами д.Шимолиной. Это уже очень пожилой Иван Саввинов и Фаддей Саввинов с сыновьями Петром, Софроном и Спиридоном и внуком Игнатием Венедиктовым. Его старший сын Венедикт приписан в Бухтарминской волости в д.Сенной, Данило то ли оставался в Овечкиной, то ли, по сведениям Т.Мамсик, тоже наведывался к старшему брату в Бухтарму. Григорий Саввин отсутствует в ИР 1802, но в 1808 он сам и сыновья записаны крестьянами д.Шимолиной.
Таким образом, в начале 19-ого века Шимолины, покинув Малышевскую слободу, обосновались в Паклиной (потомки Софрона Саввина\Савельева), в Овечкиной (потомки Фаддея и Пахома Саввиных) и в Шимолиной (Иван Саввин с семейством и младшие сыновья Фаддея - Софрон, Петр, потомки Григория).
Есть еще бухтарминская линия, Венедикт Фадеев и, возможно, его сын Игнатий, но до нее я пока не добралась. | | Лайк (1) |
| tengrikhan | Наверх ##
2 февраля 2024 15:52 Если интересуют Шимолины Бухтарминской волости, пишите, в какой-то степени родственники по боковым линиям. | | Лайк (1) |
|