⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Ремесла, традиции и праздники Псковской губернии. О ремеслах, ремесленникам, отходниках из Псковской губернии.
|
← Назад Вперед → | Модератор: weright |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | По данным на 1864 год у мастеров во Пскове насчитывалось 183 ученика. Государственный архив Псковской области По данным на 1864 год в Пскове у мастеров насчитывалось 183 ученика. Детали можно получить при прочтении «Ведомости Псковской городской полиции о числе ремесленников в г. Пскове» (ГАПО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 26. Л.13 – 14.). Наибольшее количество таких учеников было у сапожников, портных и кузнецов. Кстати, иногда самих мастеров было меньше, чем тех, кто перенимал у них опыт. Возьмем, к примеру, сапожников, как мы сказали бы сегодня, экспертов, мастеров своего дела — 27, а на них приходится 49 «продолжателей традиций». Или у портных — 21 мастер и 22 ученика. Или золотых и серебряных дел мастера — 8 и 13 соответственно. А знаете, кого было больше всего в Пскове в то время? И у них, кстати, не было учеников! Извозчиков! 186 человек! |
Лайк (2) |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | Торопецкие забавы в старину «Жители Торопца, — писал в XVIII в. священник Иродионов, — любят праздность и всякие веселости: посему здесь много выдумано способов, которые их прихоти удовлетворяют». Развлечения и забавы издревле в Торопце были следующие: субботки, посиделки, ночные прогулки по улицам города, камедь или театр, дивинье, танцы, общественные гулянья вокруг церквей, гульбища в рощах, т. е. за городом, кулачные бои и т. п. Все эти игрища и потехи с течением времени, разумеется, должны были потерпеть значительные изменения, старые песни обезобразились новейшими вставками, другие совсем вышли из употребления, но, вообще говоря, торопецкие забавы, торопецкие песни, наконец, обычаи Торопца, сравнительно с внутренним бытом других городов, лучше сохранили в себе особенности, интересные для исследования старины. Субботками называются сборища девушек по вечерам с первого дня Рождества Христова до Крещения. Вокруг стен избы, нанятой артелью девушек под субботку, намащиваются скамейки ряда в три, один ряд над другим; среди комнаты вывешивается о четырех или шести свечах фонарь, оклеенный шпалерами; прежде фонарю отводился красный угол, для него выносили из избы образа. Как встарь, так и нынче — честь субботицам, если фонарь их щеголевато убран лентами и цветами. Девушки разряжены в наилучших нарядах, сидят на скамейках, причем так, что богатые помещаются внизу, победнее наверху. Развлечение субботиц состоит в песнях и в балагурстве с парнями, которые толпами обходят в течение каждого вечера все избы в городе, над которыми только светятся (на высоких жердях) фонари; это знак, что в этой избе субботка. За вход платят: для сбора добровольных вкладов сидит каждую субботку девочка с тарелкой или коробочкой в руках. Песни преимущественно состоят в обыгрывании, т. е. в воспевании вошедших молодцов; есть основания думать, по рассказам торопчан, что в старину на субботках пелись, между прочим, песни особые, субботочные; таковые песни были преисполнены обращеньями и упоминаньями о божках языческих. С прекращением субботок начинаются посиделки; они продолжаются ежедневно от Крещения до великого поста и потом в великом посту по воскресеньям. Посиделки бывают обыкновенно в тех же избах, где были и субботки; но подмостки заменены обыкновенными лавками, фонаря нет, изба освещается одной или двумя свечками, девушки собираются в платьях обыкновенных, притом в будни — с работой, в праздничные дни — без нее. Ныне в городе до 20 посиделок; на каждой из них бывает обыкновенно от 15 до 25 девушек; легко себе представить, как много бывало посиделок в старину, когда население города было вдвое и втрое больше. Работа и песни на посиделках перемежаются хороводами, а в последнее время, кроме хороводов, игрою в фанты да загадыванием загадок. Достойно внимания, что пляски вообще весьма мало в ходу у торопчан и торопчанок (разумею низший слой городских жителей, т. е. ремесленников, мещан и купцов мелкой стати), и только в последние годы на посиделках под звуки балалайки две-три пары решаются отхватить «чижика», «русскую» или «французскую», переложенную на торопецко-мещанские нравы. Посиделочницы в течение вечера имеют еще немалое для себя удовольствие: со своими миляхами, так называются поклонники каждой из девушек-посиделочниц, отправляются по городу и с звонкими песнями обходят камедчиков. В старинные годы камедчиков, т. е. людей, которые «спущали камедь тенями да куклами», было несколько. Торопчане, люди торговые, бывавшие в Неметчине, Польше, Литве, бывавшие ежегодно в столицах и важнейших торговых городах России, втянулись во вкус к театральным зрелищам. Таким образом, страсть к театру отличает торопецких мещан и купцов с давнего времени; несколько десятков лет тому назад в городе «спущали камедь», т. е. мещане вперемежку с солдатами устраивали театральные зрелища. Что за камедь была, как неживая, так и живая, в чем состояли куплетцы, остроты и разговоры«лицедеев» — это другой вопрос; важно только то, что потребность в театре, любовь к театральным зрелищам отличали торопчан с давнего времени, и эта особенность в характере его жителей не стерлась и доныне, несмотря на общее обеднение горожан и полный упадок города, как в торговом, так и в промышленном отношениях. Камедчиков ныне в Торопце два; один «спущает камедь» куклами, другой — тенями. То и другое крайне незатейливо. Куклы выпускаются из-за простыни (она разделяет избу на две половины: сцену и место для зрителей), двигаются куклы по столику с прорезами для проволоки; бумажная же камедь состоит в том, что на простыне показывает камедчик тени вырезанных из сахарной бумаги фигур, члены которых двигаются на ниточках. Дерганье кукол и бумажные фигуры сопровождаются игрою музыкантов, спрятанных за простыней; пилит скрипач, трещит бубен, бренчит балалайка да слышатся песня, шутки, балагурство камедчика. Содержание шуток и разговоров, которые ведет за всех своих кукол один и тот же камедчик, весьма напоминает известных раечников; песни же обыкновенно состоят из пародий на общеупотребительные романсы, нередко же походят по форме на духовные песни, вообще же довольно сальны и для печати неудобны. Впрочем, во всей этой шумихе слов, шуток, запевок и припевок встречаются иногда злые и острые выходки против местных личностей: купцов, чиновников, мещан, духовных и т. п. или осмеивается тот или другой из местных пороков. Подобные выходки камедчика встречаются зрителями с большим удовольствием. За вход — копейка; у входа сидит жена или хозяйка камедчика с пряниками и другими лакомствами. В воскресенье, меж 1-й и 2-й неделями поста, после обеда, торопчанки собираются на рынке, гуляют без песен; потом идут на посиделки, на них немного попоют и рано расходятся со своими миляхами. С ними до бела света девушки стоят, обнявшись, «на воротах», т. е. у ворот своих домов. Ночные беседы торопчанок зимой «на воротах», летом «на лесах», то есть под городом, в рощах, называются «дивить». Обычай дивить коренной, ведется в Торопце исстари. Матери и отцы редко бранят за это дочерей: требуется одно, чтобы девушки ужинали с семьей, да днем работали бы, что следует. А где и с кем дивят дочки, родители о том не беспокоятся: в свое время и сами дивили. Любопытно, что, даже нанимаясь в услуженье, девушка-торопчанка выговаривает себе ночи: «дни ваши, ночи мои», т. е. нанимающие не должны препятствовать ночному дивенью служанки с возлюбленным. Дивят торопчанки по два, по три года, нередко все девство свое до самого замужества с одним и тем же; нас уверяли, что в старину подобное дивенье исполнено было целомудрия. Ныне не то: «Народ больно слабок стал», — говорят торопецкие старики и старухи. Как бы то ни было, но ныне, как и встарь, девушка-торопчанка, не заведшая себе миляху, подвергается в кружку подруг жестоким насмешкам и осуждению. С весенним теплом, на Святой неделе, в старину посиделки вытеснялись танцами. До этого еще годов двадцать, тридцать тому назад в некоторых дворах более зажиточные хозяйки-девицы строили поближе к воротам балаганы из тесу. Входы балаганов обращены были к улице; стены обтягивались шпалерами; помостье для сиденья устраивалось в два, в три ряда амфитеатром, пол устилался ельником. Подруги хозяйки вносили, каждая что может, на устройство подобного балагана; затем с первого же дня Пасхи, по вечерам, часов с пяти ежедневно, а после Святой по воскресеньям сходились на танцы девушки, каждая в своей артели, усаживались в нарядных платьях и головных уборах на скамейках и распевали песни, подобно тому, как распеваются они на субботках. С течением времени танцы (нужно заметить, что на них, кроме песен, ничего не бывало, т. е. о танцах не было и помину) в Торопце вывелись, без сомнения потому, что устройство балаганов сопряжено было с хлопотами и издержками, народ же значительно обеднял. Исчезли танцы, но во всей силе остались общественные гулянья. Зимой они производятся в храмовые праздники вокруг праздничных церквей. Храмовых праздников насчитывается в Торопце до 60-ти в году. Самое интересное на общественных гуляньях — это то, что торопчанки являются во всем блеске своих затейливых, весьма своеобразных нарядов. Наряд торопчанки разделяется на доброе, поддоброе, третье и т. д. Разумеется, вся разница в ценности платья и головного убора, а не в общем его характере. Вот эти наряды: сарафан (зимой на вате) иногда из парчи, а то штофный или атласный сарафаны не глухие, но распашные, на золотых или серебряных пуговицах; сарафан застегивается ими повыше грудей; сарафаны на проймах, подпоясаны золотым поясом или широкой лентой. Спереди, сверху до низу, сарафаны обшиты золотым газом в четверть ширины; у некоторых юбка покрыта длиннейшим, до самых ног цветной материи передником; передник обхватывает сарафан кругом и только сзади остается небольшой промежуток. Головы девушек покрываются венцами. Так называются высокие шапки из картона в виде усеченного конуса; венцы обтянуты серебристым глазетом, низ обшит золотым газом и высажен жемчугом, к краям пришиты рясы, они закрывают половину лба; в ушах жемчужные, четырехугольные с камушками серьги; с венца ниспадает на спину белый платок, нередко шелковый, шитый золотом: чтоб платок шире лежал по спине, под него кладется накрахмаленный плат или особая картонная подкладка; платок подвязан под подбородком узлом. Девушки беднейшего класса являются в сарафанах, в больших шерстяных, шелковых или даже кисейных передниках, голова обвязана таким же платком. Лет пять, десять тому назад девушки-торопчанки, выходя на улицу, либо в гостях и на свадьбах, закрывали лица платками или махальцами (веерами). Наряды замужних женщин главным образом отличаются от нарядов девушек головными уборами; венец, с выходом торопчанки замуж, заменяется кокошником; верх и затылок его из золотой парчи, передняя часть высажена жемчугом и шишками, числом до тридцати и более, наибольшая шишка посреди лба, наверху каждой шишки крупная жемчужина; окраину кокошника составляют жемчужные рясы. Подобные шапки у некоторых торопчанок стоили в старинные годы от 2-х до 7000 рублей серебром. На кокошник нанизывается белый шелковый или тюлевый, шитый золотом платок; как и у девушки, платок этот ровным, широким клином спускается на спину, под ним подложен накрахмаленный плат. Рукава рубашек у девушек и женщин вышиты, около рукавов манжеты из кружев. Ворот и манжеты стягиваются золотыми или жемчужными запялами, запонами или широкими лентами. На шее бусы из нескольких ниток жемчуга. У вдов сарафан, платок и ленты черные; по торопецкому обычаю, вдовы носят траур три года, а нередко и всю жизнь. У женщин-торопчанок, вне каких бы то ни было собраний, словом в обыденное время, малый плат с его накрахмаленною подкладкою заменяется большою фатою, в старину ею закрывали лица; ныне сшитые нередко из шести обыкновенных платков, они ниспадают с головы на спину. Шугайчики меховые или на вате зимние, из парчи или шелковой материи обыкновенно носятся весьма коротенькие, талию не покрывают; края обшиты белой или лиловой лентой. В старые годы торопчанки не расставались со своими тяжелыми жемчужными кокошниками. Из книги «Торопец. Уездный город Псковской губернии. 1016-1864 г.г.» Автор М. И. Семевский. Год издания 1864 Цитируется по https://smolbattle.ru/threads/...%B5.31584/ |
Лайк (2) |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | Отхожие промыслы крестьян Торопецкого уезда из книги https://viewer.rusneb.ru/ru/rs...heme=white Наймарк, Иван Яковлевич. Хуторское расселение на надельных землях Торопецкого уезда в связи с организацией агрономической помощи хуторянам / И.Я. Наймарк. - Псков : Псков. губ. земство, 1912. - [4], II, 68, 20 с., 3 л. карт., пл.; 27 |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | РУССКАЯ МАЙОЛИКА Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. Неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, если бы не ордынское иго. По мнению историков, несмотря на позитивный момент «собирания земель» и установления единой государственности на Руси, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремесла, такие как перегородчатая эмаль, стекло, полихромная керамика, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе. Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков пишет в своей книге «Ремесло Древней Руси»: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя». Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был Псков. Поливные изразцы. Псков В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора старинные плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII — началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще. Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды. Керамиды — это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги — с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели старинных керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году. Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки По материалам https://www.russian-mayolica.r...y-izrazec/ |
Лайк (3) |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | В Детской художественной школе Пскова открылась выставка работ студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского-Корсакова. Здесь представлены дипломные работы выпускников колледжа 2021 года в различных техниках — батик, пэчворк и других, а также работы учащихся старших курсов. Выставка будет работать до 18 декабря. 📍 Адрес выставки: ул. Конная, 30 |
Лайк (1) |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | Хороший репортаж о работах Владимира Бердышева с его мастер- классом по батику https://youtu.be/au_GJCHVfWw Художника уже нет с нами, но в его работах сохранились и архитектура и природа Пскова и Псковского края. Бердышев- многогранный и интересный мастер. Он писал и работы- размышления ( человек уходит, а на его месте остаются столбы и бурьян). Им написано много работ. Вот бы собрать их на выставке... Последняя была вроде бы в 2018 году уже после ухода мастера . |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | Ремесла История Пскова – это жизнь торгового и ремесленного города. Под защитой псковских укреплений строили свои дворы торговые люди и ремесленники. Они снабжали жителей города и Псковской земли своими изделиями и привозными товарами, которых не могло дать натуральное хозяйство. На протяжении XVI-XVII вв. Псков был одним из самых богатых и культурных городов Московской Руси Для первого этапа характерно становление и развитие ремесел. Уже в Х-ХII вв. Псков был достаточно крупный центр торговли. Этим и объясняется специфика ремесел рассматриваемого, да и последующего периодов. Для Х - ХI вв. характерно развитие растениеводства, в частности выращивание льна, который был и объектом торговли и сырьем для производства тканых изделий. Главной причиной быстрого развития города был рост производительных сил, достигнутый благодаря отделению ремесла от сельского хозяйства: сельское население кормило жителей города и посада, получая от них взамен орудия труда и предметы быта. Но на специфике развития города отразилось его существование как пограничного. Под защитой псковских укреплений строили свои дворы торговые люди и ремесленники. Они снабжали жителей города и Псковской земли своими изделиями и привозными товарами, которых не могло дать натуральное хозяйство. Для XIII - XIV веков характерны кузнечные, кожевенные, гончарные ремесла, ткачество, зарождение псковской школы живописи и архитектуры. Изделия той поры просты, строги и лаконичны по форме XV - XVII века можно назвать «золотым веком» Псковской земли, развития ремесел и торговли. Для начала этого периода характерно укрепление самостоятельности Пскова и окружающих его земель. Бурно развиваются торговля, ремесла, растет город. Совершенствуется мастерство каменщиков, кузнецов. Среди ремесленников того времени можно отметить также: литейщиков, замочников, сапожников, рукавичников, шляпников, рыбников, гончаров и многих других. Летопись отмечает, что в Пскове в это время среди прочего торговали железными и гончарными изделиями, серебряными вещами. В XVI в. Псковский торг занимал обширную территорию и делился на множество рядов, их насчитывалось около сорока. Среди них были кузнецкий, сапожный, льняной, соляной, ведерный, суконный, серебряный и рукавичный. Владельцами многих лавок были сами ремесленники. В лавках же делали жестяную посуду, одежду, ножи, кошельки и т.д. В хлебных лавках торговали блинами, солодом, калачами. В Пскове жили выдающиеся колокольные мастера, известные далеко за пределами Псковской земли, литейщики, медники, а также представители редких ремесленных специальностей - серебряники, замочники, иконники Особое значение в то время в Пскове придавали производству и обработке льна. В 1666 году в Пскове насчитывалось 40 видов ремесел, которыми занято посадское население, в том числе серебряное мастерство, сафьянное дело, медное, кузнечное и многие другие. Серебряное дело не получило в Пскове особенно широкого развития, серебряники занимали сравнительно скромное место среди населения посада, но их произведения также значительны и самобытны, как и памятники живописи и архитектуры Пскова. Мастерство псковских серебряников отличают своеобразные достижения, присущая им свежесть и сила орнамента, его особенности, основанные на глубоких традициях народного творчества. Большой красоты и своеобразия псковичи достигли в изготовлении различной церковной утвари и особенно блюд, для которых характерна резьба по серебру. Широта вариантов орнамента, мотивы различных сцен, обрамление бусинами, цветами, розетками, звездами, плетением и различными надписями создают исключительно выразительную, неповторимую красоту. Изучение серебряного дела Пскова современными мастерами может дать новые темы в оформлении изделий, может способствовать созданию высокохудожественной своеобразной продукции На протяжении всего XVI века псковские колокольники не только лили колокола для Пскова и Псковской земли, но и работали для крупнейших русских монастырей. Среди русских колоколов, сохранившихся к концу XIX - началу XX в., особенно многочисленными и наиболее древними были произведения литейщиков XVI в. Для отливки колоколов требовалось высокое мастерство и значительное количество металла, это делало колокола большой материальной и художественной ценностью, колокололитейное дело почетным ремеслом. Исследователи древнерусского искусства и ремесла неоднократно обращали внимание на своеобразные орнаменты, покрывающие псковские колокола, отмечали их специфичность и характерность. Орнаменты и рельефы колоколов XVI в. исключительно разнообразны и могут быть в настоящее время использованы в других различных видах прикладного искусства (роспись по дереву, на гончарных, шерстяных, тканых изделиях). В XVIII - начале XIX века роль Пскова уменьшается из-за строительства Петербурга. Псков становится как бы «пригородом» растущего города. Многие ремесленники, работные люди переселяются в Петербург на новые земли. Для XIX - начала XX веков характерно развитие различных видов ткачества, вязания, плетения, а также всех видов ремесел, характерных для натурального крестьянского хозяйства Первые земские попытки к изучению кустарных промыслов в Псковской Губернии относятся к 1896 г., когда был создан Псковский Губернский Кустарный комитет. После первых исследований можно было судить только лишь о существовании тех или иных промысловых гнезд в губернии. При более поздних исследованиях, наряду с подворной регистрацией промысловых занятий отдельных членов семьи, собирались и краткие сведения, касающиеся истории возникновения промысла и его технических и экономических условий. Произведенной в 1912 г. переписью в губернии было насчитано около 150 разновидностей кустарничества. Из них наиболее распространенными были лесные, производства барок, саней, телег, бондарный промысел, изготовление корзин, гончарный промысел. Также были распространены столярный промысел, валяльный промысел, промыслы по механической обработке дерева, ткачество, сете-вязальный промысел и др. Всеми кустарными промыслами в губернии было занято около 7000 крестьянских хозяйств, что составляло 4% всех хозяйств губернии. Кустарные промыслы служили подспорьем для крестьян: около 5% населения таким образом зарабатывали дополнительные средства для семьи Кустарные промыслы в Псковской губернии были распространены далеко не равномерно. Более распространенные производства были сгруппированы густыми пятнами или гнездами в немногих местах. Причинами, вызывавшими такую группировку кустарничества, были условия, благоприятствовавшие развитию тех или иных промыслов, к которым можно отнести наличие сырья, его дешевизна и легкие условия приобретения, существование рынков сбыта и путей сообщения. Остальные производства были рассеяны по всей губернии. Кустарные хозяйства Псковской губернии, прежде всего, были земледельческими. И хотя по степени земельного обеспечения кустари находились в одинаковых условиях с остальными хозяйствами той же местности, семьи кустарных дворов были мощнее, сильнее остальных хозяйств, не занимающихся кустарными промыслами. Являясь выражением наиболее прочной оседлости населения, кустарничество создавало наиболее прочную обстановку сельского хозяйства. Некустарные хозяйства оказывались более расшатанными и были вынуждены прибегать к побочным, главным образом, внедомашним и отхожим заработкам, хотя для крестьян они были невыгодными. По причине недостаточной грамотности крестьян, в крупных городах на их долю оставался исключительно труд чернорабочих. Это явление вносило развал в местную сельскохозяйственную жизнь и вызывало со стороны земств стремление удержать население от ухода на случайные заработки в города. Следствием этого были мероприятия, обеспечивающие развитие местной сельской промышленности При таких условиях кустарные промыслы для Псковской губернии приобретали особо большое значение. Местным кустарным комитетам ставилась задача способствовать развитию кустарничества, поддерживать всеми мерами те промыслы, которые пустили глубокие корни и имели все подходящие условия развития, продукция которых имела массовый спрос. Но в начале века организованная помощь в виде кооперативов или земского содействия для заготовки сырья, облегчения кредита, рациональной постановки сбыта была в зачаточной форме. Кустарничество стояло на низкой ступени технического развития и удовлетворяло лишь местные потребности. Кустарные промыслы в Псковской губернии развивались неравномерно. Одни промыслы угасали, другие бурно развивались. Огромное влияние на развитие кустарных промыслов оказал технический прогресс: многие кустарные производства заменили промышленными. В Псковской губернии не было художественных промыслов, поставленных на промышленную основу. Изготавливались преимущественно изделия для домашнего обихода. Но такие широко распространенные в качестве домашнего занятия женские ремесла, как ткачество, вышивка, вязание, кружевоплетение, лоскутное шитье, несли в себе большую художественную и смысловую нагрузку. Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. Местные жители всегда заботливо украшали предметы домашнего обихода, будь то незатейливый наличник на окне, прялка, глиняная чашка или кованая решетка. Материалом для творчества служило все, что их окружало: камень, глина, ткань. Самые простые предметы жители Псковского края старались сделать нарядными, внести праздничность в повседневность. Умение украсить вещь, мастерство отделки передавались из поколения в поколение, непрерывно совершенствуясь с течением времени https://pskov.ru/region/kultura/remesla |
Лайк (2) |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | http://www.pskovkid.ru/2013/08/blog-post_7158.html Псковские традиции и обычаи «Родной земли душа и память» Сегодня мы совершим путешествие в прошлую жизнь псковичей, узнаем, как жили наши предки, как они отдыхали и работали. Календарь крестьян состоял из рабочих и нерабочих дней, будней и праздников. В будни они были заняты разнообразной работой, а вот в праздники работать было нельзя, грех. «Праздничная работа впрок не идет», - гласила народная мудрость |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | Традиционный способ гнутья санных полозьев на фасаде дома. С.Великая Губа. Фотография К.к. Романова, 1912 год. «Российская провинция глазами фотографов конца XIX – начала XX века». Ю.Б. Шелаев, Е.П. Шелаева, Санкт-Петербург, 2013 г. |
Лайк (1) |
weright Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 15864 | Псковская губерния в 18-19 веках. Указ Екатерины II К 18 веку относится административное становление Псковской земли. По указу Петра I псковские земли включены в состав Ингерманландской губернии, переименованной в 1710 году в Санкт-Петербургскую. Указом Екатерины II в 1727 году Великолукская и Псковская провинции приписаны к Новгородской губернии. В 1772 году Сенатом было объявлено об образовании Псковской губернии, что было узаконено указом императрицы от 24 августа 1776 года. В составе губернии существовали уезды. По сути, еще в 18 веке были очерчены границы псковской земли, которые сохранились до наших дней. На протяжении 18-19 веков Псковская губерния развивалась как сугубо аграрная, с небольшим количеством городского населения. Некоторые изменения начали происходить уже в начале 20 века. По данным Всероссийской переписи населения 1897 году, в губернии числилось 1 122 317 жителей, 93 % из которых проживали в деревне. В губернии в 1890 году имелось 45 льнотрепальных предприятий. Наличие льнообрабатывающих производств понятно: в «льняной» губернии они, естественно, должны были занимать одно из ведущих мест. Лён проходил в губернии лишь первичную обработку, а затем вывозился в другие губернии России или за границу. Одной из причин слабого развития промышленности в губернии являлось отсутствие ценных полезных ископаемых. По этой причине металлообработка, например, была представлена главным образом кузницами. Наиболее крупным металлообрабатывающим предприятием являлся литейно-механический завод А. К. Штейна в Пскове, основанный в 1895 году. Завод изготовлял части машин, но впоследствии главным его назначением становится сооруже ние артезианских колодцев. Довольно широко была представлена другая отрасль, связанная с пере работкой сельскохозяйственного сырья, — кожевенная. Этому способствовали сравнительно высокое развитие в губернии скотоводства и гарантированный рынок сбыта изделий. Крупнейшим являлся кожевенный завод в Пскове, основанный в 1880 году. Небольшие кожевенные заводы были в уездных городах — в Порхове, Опочке, Великих Луках, Новоржеве. На отраслевой структуре промышленности сказывалось наличие лесных и других природных богатств. Деревообработка была представлена преимущественно лесопильными заводами, которые в большом количестве имелись во всех уездах. Наличие запасов глины обусловило существование кирпичных, черепичных, гончарных производств. Старейшим среди них являлся кирпичный завод «Луковка» близ Пскова, основанный еще в 30-х годах XIX века. В 90-е гг. он стал производить не только кирпич, но и легкую огнестойкую черепицу; в начале XX века по численности рабочих он был в этой отрасли крупнейшим -115 человек. В Изборской волости Псковского уезда, где имелись залежи известняка, действовали алебастровые заводы; в Новоржевском уезде имелся крупнейший стекольный завод «Лезавичи» (занято около 900 рабочих). Источники минеральных вод в Порховском уезде использовались существовавшим здесь Хиловским курортом. Вязание сетей на Талабских островах Одним из характерных для Псковской губернии промыслов было рыболовство, в первую очередь — лов снетка. Он в начале XX века вёлся по всему Псковско-Чудскому водоему, им было занято население Талабских островов. Всего в 1914 году в губернии действовало 1 270 промышленных заведений, но около 1 000 из них были мелкими, насчитывающими менее 5 рабочих. Бурное железнодорожное строительство, развернувшееся на территории губернии во второй половине XIX — начале XX в., в значительно большей степени повлияло на развитие торговли, чем на промышленное развитие. Из губернии по железной дороге всё больше вывозилось льна и леса. Строительство железных дорог привело к появлению ряда новых станций и посёлков, значительно увеличилось число железнодорожников, которые становятся самой многочисленной группой рабочих в губернии. Так, в Пскове в начале XX в. их насчитывалось свыше 1 000, в Великих Луках вместе с Новосокольниками — около 4 000. Еще об одной особенности Псковской губернии стоит упомянуть. В аграрной Псковской губернии со слаборазвитой промышленностью, с немногочисленным рабочим классом до январских событий 1905 года почти не происходило забастовок, демонстраций или крупных антиправительственных выступлений. Правительство и местные власти считали губернию спокойной, не подверженной революционному брожению, а Псков играл «роль свалочного места при очистке Петербурга от политически неблагонадежных элементов». Среди находившихся под надзором полиции были социал-демкраты, народники. Сюда же в 1900 году после сибирской ссылки приезжает будущий создатель коммунистической партии В. И. Ленин, который прожил в Пскове 83 дня до отъезда за границу. Он работал в статистическом отделе и даже принял участие в проводимом обследовании губернии, выезжая в Изборск. Но главным образом его пребывание в Пскове было заполнено нелегальной работой по подготовке к изданию общерусской марксистской газеты «Искра». https://pskov.ru/region/istoriya/18-19vv |
Лайк (2) |
← Назад Вперед → | Модератор: weright |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Татьяны (weright) » Ремесла, традиции и праздники Псковской губернии. [тема №125323] | Вверх ⇈ |
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |