Малороссийские дела. Из исторических источников.
Выписки из воспоминаний, дневников, исторических и литературных произведений.
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | Наверх ##
8 января 2022 10:50 http://litopys.org.ua/rizne/star08.htmДНЕВНИКЪ ПЕТРА ДАНИЛОВИЧА АПОСТОЛА. (май 1725 г. — май 1727 г.).[Кіевская старина. — 1895. — Т.50. — №7/8. — Отд.2. — С.100-155.] СлЂдуетъ думать, что Петръ Апостолъ взятъ былъ въ Петербургъ въ качест†заложника, когда правительство, заканчивая счеты по Мазепинскому дЂлу, нашло нужнымъ принять нЂкоторую осторожность и по отношенію къ миргородскому полковнику Данилу Апостолу. ПослЂдній, какъ извЂстно, принималъ /101/ горячее участіе въ мечтаніяхъ Мазепы. Орликъ свидЂтельствуетъ, что Апостолъ, ободряя гетмана въ его замыслЂ, еще въ 1707 г. говорилъ ему: „Очи всЂхъ на тя уноваютъ, и не дай Боже на тебя смерти, — мы останемся въ такой неволЂ, что и куры насъ загребутъ!“ — Когда Мазепа пошелъ 21 октября 1708 г. изъ Батурина, за нимъ пошелъ въ числЂ прочей старшины и Апостолъ. Какъ дЂйствовалъ онъ въ первое время послЂ соединенія Мазепы со шведами, видно изъ слЂдующаго письма Апостола, которое онъ писалъ 16 ноября 1708 г. изъ м. Красноколядина къ своему обозному Василію Онисимовичу: „Мой велце ласкавый пріятелю, п. обозный полку нашого и на мЂстцу нашомъ зостаючій. Отпускаючи сторожовъ нашихъ до Сорочинецъ, ознаймуемъ в. мсти о томъ, же войска шведскіе, почавши отъ самой Борзни, всюды по городахъ и селахъ для защищенія отчизни нашой отъ наступленія московскаго ажъ до самого Ромна постановлены на станціяхъ. Самъ зась найясн. король въ РомнЂ свою станцію имЂтиметъ, гдЂ и мы съ ясн. добр. его м. п. гетманомъ завтрЂшнего дня, цЂле 17 число сего мЂсеца, прибити сподЂваемся, а оттоль не обявляючися скоро ку Гадячу ясн—ый добродЂй съ 10 тысечма шведовъ поспЂшати будетъ... Пилно прекладаемъ, абысте прислухаючи о поворотЂ реіментарскомъ, гдЂ обрЂтатимется, якъ скоро его в-ть до Гадяча прибудетъ, такъ заразъ в. м-ть съ п. судіею нашимъ и зъ п. п. сотниками для отданя поклону его м. п. гетману туди до Гадяча приЂздЂте. А если бы тамъ мЂлъ хто зъ грамотами государскими и нового гетмана Шкоропадского просмЂкатися, теди таковихъ ловЂте и до насъ ихъ присилайте 1)“... Бант.-Каменскій полагаетъ, что письмо это Апостолъ писалъ по принужденію Мазепы, такъ какъ черезъ недЂлю послЂ этого (21 ноября) Апостолъ писалъ уже изъ Сорочинецъ къ новоизбранному гетману Скоропадскому, поздравляя послЂдняго съ полученіемъ „превысокого степени гетманства“. 1) Съ копіи, находящ. въ бумагахъ М. О. Судьенка въ б-кЂ Кіевскаго Университета. Подлинникъ письма находится въ моск. архи†мин. иностр. дЂлъ, см. Ист. Мал. Россіи, III, примЂч. 134. Тутъ /102/ же Апостолъ просилъ у Скоропадскаго предстательства передъ царемъ за свою измЂну: „покорне упрошаю о таковой на мене респектъ, абы велможность ваша... многоважную свою за мною до пресвЂтлЂйшого монархи нашого внести рачилъ инстанцію, дабы его царское величество не мЂлъ на мене... якого гнЂву и не похотЂлъ карати, же при измЂннику царского величества бувшому гетману МазепЂ до тихъ часъ обавилемся, поневажъ усиловне зъ онимъ затягненъ будучи, жаднимъ способомъ отъ него не моглемъ высвободитися и той его измЂнЂ (которая и неявна намъ била) сопротивитися 1)“... 1) Тамъ же, въ бумагахъ М. О. Судьенка, въ копіи, а подлинникъ въ Моск. арх. М—ва иностр. дЂлъ. Отпущенный Мазепою для переговоровъ съ царскими совЂтниками о возвращеніи къ царю самого Мазепы, Апостолъ повинился передъ царемъ въ своемъ невольномъ будто бы уходЂ съ Мазепою къ шведамъ и затЂмъ ревностно служилъ полковничью службу противъ шведовъ до Полтавскаго сраженія. А когда шведы были прогнаны и когда русское правительство стало судить Мазепиныхъ сторонниковъ, Апостолъ оказался настолько обЂленнымъ своимъ поведеніемъ послЂ возвращенія отъ Мазепы къ Скоропадскому, что правительство не могло уже привлечь его къ суду и ограничилось одною предосторожностью — взятіемъ малолЂтняго сына его въ заложники... Такъ объясняемъ мы извЂстіе Антоновскаго о „взятіи Петра Апостола ко двору монаршему“ и о порученіи его въ надзоръ Меншикову. Долго ли оставался юный Апостолъ заложникомъ мы не знаемъ, но полагаемъ, что въ Моск†(или въ ПетербургЂ) провелъ онъ всю свою юность, потому что вернулся онъ въ Малороссію съ полнымъ знаніемъ трехъ европейскихъ языковъ — французскаго, нЂмецкаго и итальянскаго, какъ это видно изъ печатаемаго здЂсь его дневника. Можно догадываться, что своимъ образованіемъ Петръ А—лъ всецЂло обязанъ Меншикову, который, воспитывая въ это время своего сына, — могъ поставить около послЂдняго товарищемъ, для большей охоты въ занятіяхъ, юнаго заложника... Освобожденъ изъ заложничества Петръ А—лъ могъ быть послЂ того, /103/ когда въ к. 1723 г. былъ вызванъ въ Петербургъ его отець по дЂлу Полуботка. ИзвЂстно, что будущій гетманъ Данило Апостолъ принималъ, въ числЂ прочей старшины, горячее участіе въ томъ протестЂ, который начатъ былъ по смерти Скоропадскаго черниговскимъ полковникомъ Павломъ Полуботкомъ противъ реформъ Петра В. въ Малороссіи, выразившихся въ учрежденіи глуховской коллегіи. Апостолъ, будучи старЂйшимъ полковникомъ, считалъ себя первымъ кандидатомъ на гетманство и потому горячо настаивалъ на разрЂшеніи приступить къ избранію гетмана. Въ сентябрЂ 1723 г. были отправлены изъ Глухова въ Петербургъ извЂстныя „коломацкія челобитныя“, вызвавшія посылку А. И. Румянцова въ Малороссію для слЂдствія о происхожденіи послЂднихъ. Результатомъ этого слЂдствія былъ арестъ и отправка въ Петербургь нЂсколькихъ лицъ изъ старшины въ томъ числЂ и Апостола 1). 1) Прилож. къ „Кіевск. Стар.“ 1890 г., 102—110, и „Русск. Арх.“ 1880 г., I, 196, 206. июль 3. Въ польскомъ пра†есть три основанія, по которымъ нельзя исполнять должность судьи, именно: рожденіе, право, полъ. По рожденію — тотъ не можетъ быть судьей, кто находится въ бЂшенствЂ, безуменъ, лунатикъ, вЂмъ, слЂпъ, глухъ и моложе 21 года. По праву исключаются изъ судебной должности — отлученные отъ церкви (maudits), банниты, схизматики, евреи, безчестные люди, незаконнорожденные, такъ какъ неприлично облекать какимъ-либо достоинствомъ человЂка, чЂмъ нибудь запятнаннаго. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | Лайк (1) |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | Наверх ##
8 января 2022 11:56 ДНЕВНИКЪ ПЕТРА ДАНИЛОВИЧА АПОСТОЛА. (май 1725 г. — май 1727 г.).
1725
ОКТЯБРЬ
15. 35 в. С.-Петербургъ. Благодаря Бога, нашелъ своего отца въ добромъ здравіи. Жураковскій, Лизогубъ, Валькевичъ, Корецкій, Грабянка навЂстили моего отца.
16. Мы были у князя Меньшикова. Прибылъ мой багажъ.
17. Утромъ мы посЂтили Бассевича. Оттуда я пошелъ передать письма князю Меньшикову. ПослЂ обЂда насъ посЂтили Корецкій, Валькевичъ, обозный черниговскій, Лаврентій Ханенко, Вишневскій, МатвЂй…
НОЯБРЬ
2. Былъ у князя. Мировичъ, пришедши къ намъ, провелъ ночь въ нашей квартирЂ.
ДЕКАБРЬ
1. Никуда не выходилъ. Вечеромъ приходили къ намъ Мировичъ и Стефановичъ; первый поужиналъ съ нами.
7. Отдалъ визитъ Лизогубамъ, у нихъ былъ еще генералъ Головинъ.
18. Былъ у Лизогуба.
19. Слушалъ обЂдню въ церкви князя; послЂ нея былъ допущенъ къ рукЂ княгини. ПослЂ обЂда Лизогубъ и Жураковскій посЂтили моего отца.
Годъ отъ Р. X. 1726.
ЯНВАРЬ
16. Слушалъ обЂдню въ церкви Пушкина; по возвращеніи пригласилъ обЂдать Борзаковскаго, Стаховича и Мировича. ПослЂ обЂда духовникъ Ея Величества, Лизогубъ, Жураковскій и Данило Перехристъ навЂстили моего отца. ПослЂднему (Данилу) я сдЂлалъ визитъ вечеромъ. Максимовичъ ужиналъ и ночевалъ у насъ.
17. Написалъ письма домой и передалъ ихъ Ливену. По возвращеніи отъ князя засталъ у себя на квартирЂ Якимовича и Мировича младшаго, (Яков Фёдорович) которыхъ я пригласилъ обЂдать. Подвергся ужасной зубной боли. Максимовичь провелъ ночь у меня. ФЕВРАЛЬ
27. Пошелъ съ отцомъ къ Ширяеву, гдЂ пробыли до полудня. Вернувшись, обЂдали дома. На обЂдЂ присутствовалъ старшій Мировичъ. (Пётр Фёдорович) ПослЂ полудня отправился къ Якубовичу, у котораго оставался около часу.
АПРЕЛЬ
6. РЂка Нева вскрылась, о чемъ было извЂщено тремя пушечными выстрЂлами съ крЂпости. Я прогулялся вдоль рЂки ПослЂ обЂда былъ у Кочубея вмЂстЂ съ своимъ шуриномъ и Иваномъ Мировичемъ, пріЂхавшимъ въ этотъ день изъ Сибири. (Иван Васильевич Мирович, сводный брат Стефана Васильевича)
10. СвЂтлое Воскресенье. Былъ въ гостинницЂ (dans une hôtellerie) вмЂстЂ съ Андреемъ и Мировичемъ.
МАЙ
3. Ея Величество въ сопровожденіи кн. Меньшикова совершила прогулку по Не†на яхтЂ. Игнатій ссудилъ мнЂ 20 р. Передъ вечеромъ были у насъ Кочубей, Обидовскій и оба Мировича. (Пётр и Яков Фёдоровичи)
8. Былъ съ отцомъ у кн. Меньшикова, оттуда отецъ послалъ меня къ Бассевичу. Мировичъ уЂхалъ въ Сибирь. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | Наверх ##
26 марта 2022 10:01 Строчки из недавнего стихотворения А.Розенбаума подвигли меня на давно задуманное, но всё откладываемое дело - описать, хотя бы кратко, всех предков, которые были военными, воевали или просто служили, погибли или выжили.
"Моя родня из Нежина, лежит В изнеженной ярилом Украине".
А.Розенбаум
Розенбаум затрагивает, по понятным причинам, тему холокоста, но и моя родня, русская и малороссийская, лежит там, и не только на полях Украины.
По одним имеются подробные сведения, по другим очень мало. По мере появления новых сведений буду дополнять.
1. 1638 год. Восстание Остряницы против поляков.
МИРОВИЧ NN
Остряница и ещё бывших с ним 37 человек полковников и сотников были схвачены и отвезены в Варшаву и там преданы казни, которая «была ещё первая в мире и в своём роде и неслыханная в человечестве по лютости своей и варварству...» Среди казнённых сотников, прибитых гвоздями к доскам, облитым смолою и сожжённых медленным огнём, был и Мирович. Имя его неизвестно.
История Русов. Украинская литература XVIII ст., Киев, Наукова думка. 1983, стр.60
2. 1706 год Северная война 1700-1721 против шведов
МИРОВИЧ ИВАН, Полковник Переяславский (г.р. ок.1660- ум.1706), полковник в 1692 – 1706 г.г.. Взят «в неволю шведцкую на службе Его Царского Пресветлого Величества, в тот час будучого в союзе з Кролевским Величеством, напарож короля шведц(к)аго, в осаде Ляховицкой в панстве Корони Полской, в року 1706 мця мая 1, которий зо всем полком запроважен за море до места Готтебурку, и там в великой нужде, многие скорби терпячи скончился в день святой Велико Мученицы Варвари (4(17) декабря), и похоронен есть там же, под зборищем лютерским од своих полчан соплеников»
РГБ, Помянники киевских монастырей: Софийского и Иоанно-Богословского [Рукопись]. - [Б. м.], нач. 1690-х с приписками до кон. XVIII в. л. 54
3. МИРОВИЧ СТЕПАН ВАСИЛьЕВИЧ, (г.р. 1723 (26?) - ум. 1786), сотник компанейского полка (служба 1751-1768)
4. ЕРЕМЕЕВ МИХАИЛ ФРОЛОВИЧ, (гр.1792- ум. 1845), полковник, служба (1812-1836)
Награды Имеет: орден Св. Анны 4 ст. - За отличие, в сражении против Французов 19 февраля 1814 года, при удержании неприятеля при переправе через реку Урно при местечке Елен-Форт в 25 день мая 1814 года Всемилостивейше пожалован Кавалером орденом Св. Анны 4 степени.
Имеет серебряные медали: в память 1812г, за взятие города Парижа 19 марта 1814г, и за турецкую войну 1828-1829 годов.
Отечественная война 1812 года против французов
Полковник Михайло Фролов Еремеев в службу вступил юнкером во 2-ой Украинский казачий, что ныне Уланский полк – 01.08.1812г. - Произведен в корнеты – 21.02.1813г. - Произведен в Поручики – 23.09.1813г Участвовал в сражениях ( в сокращении, в деле о дворянстве подробно) Во время службы своей в походах и делах против неприятеля находился: - 06.11.1812г – в Герцогстве Варшавском против французских войск. - 16.12.1812г – при местечке Лейбах. - с 01.03.1813г по 6 мая 1813г - в прусских владениях при блокаде крепости Глосау. И др. - 17 августа участвовал при совершенном разбитии и истреблении неприятельского корпуса по местечке Лионберг. - 23-го был в Саксонии и м. Люцин, а 24-го при селе Бальмоверде, 25 при селе Жимбах, 28-го при блокаде крепости Дрезден. И др. - 22 декабря 1813г переправясь при м. Кадобах через реку Рейн вступил во Французские владения, где участвовал в сражениях. - 19 февраля при удержании неприятеля при м. Еленефурт на переправе через реку Урну в сражении. - 18 марта 1814г. при городе Париже и взятии онаго. - Потом обратно через Францию, Рейнский союз, Баварию, Княжество Виртембергское, Саксонию, Богемию, Пруссию, Царство Польское в пределы России возвратился.
Русско-турецкая война 1828-1829 года
- в 1828 году переправясь через реку Дунай в Булгарию, дошел 28 мая до крепости Кистенджи и участвовал в атаке оной в сражении с турецкими войсками. - В июне 1828г по 12 участвовал при блокаде той крепости и взятии оной.
и т.д дописать
- Сверх настоящих обязанностей был по воле начальства с 1 июня 1829г по 15 апреля 1830г Комендантом в городе Бабадаге, должность сию исполнял без упущения. - За примерное мужество и неустрашимость и отличное усердие оказанные в продолжении осады крепости Варна 2 сентября 1828 года объявлено Благоволение Его Императорского Величества.
5. ЕРЕМЕЕВ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ
6. ЕРЕМЕЕВ МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ
дополнить
--- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | Наверх ##
28 марта 2022 7:46 Соловьёв Сергей Михайлович Публичные чтения о Петре Великом С.М. Соловьева Оригинальное название: Публичныя чтенiя о Петрѣ Великомъ С.М. Соловьева Издательство: Университетская типография Место издания: М. Год издания: 1872 Количество страниц: 144 с.https://runivers.ru/lib/book8913/477483/стр.116
   --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | Наверх ##
31 марта 2022 11:34 «Атамани i гетьмани, попал я в ваши обмани»
[ Феофан Прокопович. Запорожец кающийся. Украинская литература 18 ст., Киев. Наукова думка. 1983.]
«И гетманы союзами с неверными, никакого добра народу и войску не учинили, а только досталь отчизну свою и благочестие на правой стороне искоренили и завели многое множество братии своей в вечную неволю бусурманскую...»
[ Костомаров. Исторические монографии и исследования. Т.15. Руина.]
Из книги М.Озерской "Открытое море". --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | Наверх ##
25 октября 2022 14:21 Календарь Черниговской губернии на 1892 год високосныйhttps://elib.rgo.ru/safe-view/...MwLlBERg==Отдел II Авгиасова Конюшня. Журнал ежедневных занятий подполковника Луки Иванова Дудицкого-Лишнястр.101/кадр 160 ...внесено с 1816 года Октября 13. Черниговской губернии, Мглинскаго повета село НивноеКончена 1834 года сентября 16 Описаны история, природа, сельское хозяйство, обычаи местных жителей и т.п. Со стр.154/к.200 БОГОСЛУЖЕНИЕ - НАБОЖНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ Церковь в селе Нивном, по всему вероятно, от несколько сот лет должна существовать. В г.Мглине имеется чудотворный образ Богоматери, в 1 1/4 длины и 1 арш.ширины, обделанный серебром с позолотою; на нем в низу, славянским наречием, написано: "Король Польский Казимир, в 1662 году, нашел сию икону между Дроковым и Нивным, на урочище Слище". Здесь разуметь должно старый, а не новый Дроков. Предание гласит, что он некогда был городом. ... Новый же Дроков оселен не в давних временах жителями старого. Место, где старая церковь была, находится посреди села Нивнаго. Дядя мой Федор Андреевич Дудицкий своевольно позволил на том месте выстроиться бывшему священнику Якову Цитовичу, а я, из почтения к дяде, того не оспаривал и так, с сим местом, должно произойти то, что с протчею уружною, т.е. церковною землею, последовало: три Свянцицкие, дед, отец и сын, будучи постепенно один за другим священниками, завладели все принадлежащею церкве землею. ... Новая церковь деревянная, дедом моим выстроенная, и в нутри, с немалым иждивением, отделанная, расположена в верху села, на прекрасной возвышенности; она вмещает в себя близ тысячи человек людей, двупрестольная, с двумя приделами; престолы: в честь Рождеству Богородицы 8 сентября и в приделе, на левой стороне, Николаю Чудотворцу 9 мая празднуется. Деревни: Крiомов, Стружанка, Придачь, Свянцицкаго Гута или Крутояр и хутор при нижней Мельнице были Невлянского приходу; но покойный дядя мой коллежский асессор Михайло Андреевич Дудицкий-Лишень выстроил церковь в Крiомове; к ней отошли Стружанка и Придачь. Невлянская церковь имеет теперь прихожан обоего пола до двух тысяч душ. И ещё много интересного. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | Наверх ##
19 апреля 2024 18:24 https://history.wikireading.ru/316415История Малороссии - 4 Маркевич Николай АндреевичXXVII. Увещательная Государева Грамота к Малороссийским Старшинам и Козакам, предавшимся Шведской стороне: о возвращении их в домы свои, под смертною казнию и проклятиемОт Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Нашего Царского Величества подданным Малыя России городовым и охотницким и полковым и Запорожским Куренным Атаманом и Ясаулом и рядовым козаком и всему поспольству Наше Царского Величества милостивое слово. Известно Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, учинилось, что ваше поспольство, по верных своих Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, и радетельных службах, которыя по Нашему Царского Величества изволению, а по своему усердному радению, имели над неприятели Нашими над Свейскими войски с полководцы своими под Печерами и под Ригою немалое время, и получа Наш, Царского Величества, Указ о возвращении своем в домы, призрев тое свою службу и радение, а Нашу Государскую к себе милость, от регимантарев своих отлучились и отечество свое оставили и в домы свои не пошли, и пристали к другой стороне неведомо для чего, и Нам, Великому Государю, слышать о том прискорбно; однакож Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, вас Атаманов и козаков и все поспольство милостию Нашею Государскою и сею Грамотою увещаваем, дабы вы, пропомня Бога, и крестное свое целованье, и службы предков своих, и свои верные труды и отечество свое, возвратились по прежнему в домы свои безо всякаго сумнения; а Наша Великого Государя, Нашего Царского Величества, милость к вам никогда отъемлема не будет; а буде в Нашей Государской милости и за службу свои и за военные труды восприимите Наше Царского Величества щедрое жалованье; того ради сею Нашею, Царского Величества, грамотою вас призываем, и Нашею Государскою милостию обнадеживаем и обещаем. Буде же кто сию Нашу Государскую милость призрит и по прежнему в дом свой не возвратитца, и те лишены будут Нашие Государские к себе милости, а восприимут смертную казнь, безо всякие пощады, а отечество и наследие их в вечном проклятии да пребудет. Писана Государствования Нашего во Дворе, в царствующем велицем граде Москве, лета 1702, Генваря в 9 день. https://runivers.ru/doc/histor...&ID=479412ЖУРНАЛ «ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК» Я.А. Лазарев «Глаза и руки ли государевы?» Роль резидентов при гетманском дворе в контексте российско-украинских отношений в 10-е гг. XVIII в.Появление института резидентов при гетманском дворе стало одним из следствий «кризиса доверия» со стороны царского правительства к элите Гетманской Украины после измены И.С. Мазепы. В связи с этим вполне закономерной стала отправка к гетману представителя российского царя. В источниках этот представитель мог именоваться как «резидент» / «министр при гетмане» / чиновник, находящийся «при господине гетмане … для ево Великого Г[о]с[у]д[а]ря делех». Несмотря на устоявшуюся традицию, в историографии нет единого мнения относительно времени появления данной институции14. По нашему мнению, первым представителем царской власти при гетмане стал в 1709 г. ближний стольник А.П. Измайлов, который был посланником («министром») при датском дворе, однако был заменен В.Л. Долгоруким. Вероятно, в этом кадровом перемещении определенную роль сыграл дядя последнего — Г.Ф. Долгорукий, которого сам Измайлов просил «переменить от Дацкого двора»15. В связи с определением к гетману А.П. Измайлова для него был подготовлен официальный наказ, «каким образом ему поступать в советах, находясь при гетмане», от 18 июля 1709 г. за подписью канцлера Г.И. Головкина. Наказ состоял из десяти пунктов, по которым А.П. Измайлов должен был «обще с господином гетманом»: 1. Охранять Гетманскую Украину от «возмущений» со стороны изменников и в случае чего писать в «Посольскую походную канцелярию» (п. 1). 2. Не допускать никаких контактов с Запорожской Сечью (п. 2). 3. С прибывшими посланцами к гетману поступать по указу царя, дополнительно отправив копии с их посланий (п. 3). 4. Смотреть за тем, чтобы гетман без монаршего указа и «общего совета» старшину со своих постов не снимал и не казнил (пп. 4, 6). 5. Составить ведомость всех изменнических «маетностей», причем без указа Петра гетману нельзя было жаловать и отбирать землевладения (п. 7). 6. Следить за тем, чтобы на «уряды» не назначались неподданные российского царя (в том числе поляки) (п. 8). 7. Объявить, что налогом в российскую казну «2 ефимка» облагались «в наказание той измене своей» города Полтавского полка, поддержавшие изменников (п. 9). 8. «Требовать» от гетмана и полковников «известия» о доходах, которые были при гетманах для «заплаты компанейским и сердюцким полкам», но так, чтобы «учинить порядок, без отягчения народа малороссийского» (п. 10)16. https://drevlit.ru/docs/ukrain...i_1689.phpМОСКОВСКИЕ СТАТЬИ ГЕТМАНА ИВАНА МАЗЕПЫhttps://drevlit.ru/docs/russia.../text9.php1720 года Повседневная записка делам князя Меншикова Поездка Меншикова на Украину.Прим. 261. Запорожская Сечь была упразднена Петром I в 1709 г. в связи с изменой запорожской старшины и переходом ее на сторону Карла XII. Запорожские земли были приписаны к Миргородскому полку. Запорожские казаки поселились на землях Крымского ханства в Алешках. Но вскоре некоторые из них самовольно вернулись на родину. В 1714 г. 350 таких запорожцев правительство поселило у Глухова и Конотопа (Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. Киев. 1957. С. 340). Документы свидетельствуют, что в это время все украинские казачьи полки носили название Запорожских войск его царского величества. 268. Город Глухов на р. Есмань — центр Глуховской сотни Нежинского полка. В 1708 г. в Глухов из Батурина была перенесена гетманская резиденция. Здесь находилась генеральная старшина и чиновники гетманской администрации. В 1748 г. Глухов сильно пострадал от пожара, сгорели все церкви и монастыри, а также дом гетмана и канцелярии (Лазаревский Ал. Указ. соч. Т. 2. Киев. 1893. С. 430-437). --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | Наверх ##
22 апреля 2024 16:26 https://azbyka.ru/otechnik/Ist...-17-veka/2архидиакон Павел АлеппскийПутешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII векаВыпуск 2. От Днестра до Москвы На другой день поутру, в субботу 10 июня (1654 г.), мы подъехали к берегу великой реки Нистроса (Днестра), которая составляет крайний предел страны молдавской и начало границы земли казаков. Мы переправились через реку на судах. Навстречу ему вышли тысячи народа, в несметном множестве (Бог да благословит и умножит их!). То были жители города, по имени Рашков. Это очень большой город, построенный на берегу упомянутой реки; в нем есть крепость и деревянный замок с пушками. Накануне четвертого воскресенья по Пятидесятнице мы отстояли у них вечерню, также утреню поутру, а затем обедню, затянувшуюся до полудня. Тут-то впервые мы вступили в топи и борения, и настало для нас время пота и труда, ибо во всех казацких церквах до земли московитов вовсе нет стасидиев (сидений), даже для архиереев. Представь себе, читатель: они стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, беспрестанно кладут земные поклоны и все вместе, как бы из одних уст, поют молитвы; и всего удивительнее, что во всем этом принимают участие и маленькие дети. Усердие их в вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! как долго тянутся у них молитвы, пение и литургия! Но ничто так не удивляло нас, как красота маленьких мальчиков и их пение, исполняемое от всего сердца, в гармонии со старшими. Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами. Как мы приметили, в этой стране, то есть у казаков, есть бесчисленное множество вдов и сирот, ибо со времени появления гетмана Хмеля и до настоящей поры не прекращались страшные войны. В течение всего года, по вечерам, начиная с заката солнца, эти сироты ходят по всем домам просить милостыню, поя хором гимны Пресвятой Деве приятным, восхищающим душу напевом; их громкое пение слышно на большом расстоянии. Окончив пение, они получают из того дома (где пели) милостыню деньгами, хлебом, кушаньем или иным подобным, годным для поддержания их существования, пока они не кончат ученья. Вот причина, почему большинство из них грамотно. Число грамотных особенно увеличилось со времени появления Хмеля (дай Бог ему долго жить!), который освободил эти страны и избавил эти миллионы бесчисленных православных от ига врагов веры, проклятых ляхов. А почему я называю их проклятыми? Потому, что они выказали себя гнуснее и злее, чем лживые идолопоклонники, мучая своих христиан, думая этим уничтожить самое имя православных. Да увековечит Бог царство турок во веки веков! ибо они берут харач159 и не входят ни в какие счеты по делам веры, будет ли она христианская или нусерийская160, еврейская или самарянская. Но эти проклятые не довольствовались харачем и десятиной с братьев Христа, которых они держали в рабстве, а отдавали их во власть врагов Христа, жестоких евреев, как мы впоследствии об этом расскажем по достоверным данным. Оно не только препятствовали им строить храмы и удаляли священников, знающих тайны веры, но даже совершали насилия над их благочестивыми и непорочными женами и дочерьми. Бог, видя их надменность, коварство и жестокость к их братьям христианам, послал на них своего верного служителя и раба Хмеля, который отмстил им, нанес решительный удар их кичливой гордости, и их несчастием порадовал врагов их, подверг их унижению и презрению, как мы впоследствии расскажем обо всем, их касающемся. ............................................................................................................................................. Покорив всю землю казаков, они не довольствовались харачем и десятиной с них, но стали отдавать их во власть евреям и армянам и под конец дошли до насилий над их женами и дочерьми, так что казаки, быв государями и властелинами, сделались рабами проклятых евреев. Это первое. Вторым было то, что издревле у ляхов существовало установление обращать 40.000 казаков в (регулярное) войско, дабы они стерегли их от татар. Однако дело дошло до того, что ляхи совершенно отменили это установление, дабы не оставлять у казаков силы. Затем они все увеличивали свое тиранство, и наконец казаки должны были слушать обращенные к ним речи священников-иезуитов, вернее, езидов170, которые стремились всех (православных) искоренить и сделать подобно им, франкам, последователями папы. Сорок лет тому назад они дошли до того, что разрушили все их церкви и прекратили у них священство, и довели свое безбожие и тиранство до такой степени, что сожгли митрополита земли казаков вместе с одиннадцатью его епископами и священниками, изжарив их в огне на железных прутьях, думая этим устрашить и запугать казаков, – нечестие и ужасы, каких не совершали в свое время идолопоклонники. ............................................................................................................................................. Бог, видя их высокомерие, гордость и клятвопреступление, разгневался на них и воздвиг верного раба своего Хмеля для отмщения им и освобождения избранного своего народа от рабства и неволи ляхам, даровал ему крепость и помог уничтожить их всех мечом и пленением, как сказано: «когда народ превозносится, Бог даст над ним власть другому, чтобы искоренить его». ........................................................................................................................................ Всякий базар и местечко в земле казаков обилуют жителями, в особенности маленькими детьми. Каждый город имеет, может быть, до 40, 60 и более тысяч душ; но дети многочисленнее травы и все умеют читать, даже сироты. Вдов и сирот в этой стране множество; их мужья были убиты в беспрерывных войнах. Но у них есть хороший обычай: они женят своих детей юными, и по этой причине они многочисленнее звезд небесных и песка морского. ............................................................................................................................................. В городе две деревянные церкви: во имя Успения Богородицы и св. Михаила, величественные и высокие, с куполами и открытыми высокими колокольнями, которые мы видели издалека. Нам случалось посещать величественные церкви зимние и летние, с многочисленными, сердце веселящими, стеклянными окнами; все они выстроены недавно, со времени правления гетмана Зиновия Хмеля (да продлит Господь жизнь его!). Имена у казаков, мужчин и женщин, все даются в честь самых уважаемых святых. Священники их имеют особый знак: они носят колпаки из черного сукна с черной меховой опушкой, не отличающиеся от бархатных. У богатых из них колпаки из черного бархата с собольим мехом. Протопоп носит суконную шляпу с крестом; богатые – черную бархатную. Пред архиереями они стоят с открытой головой, равно и в церкви. .......................................................................................................................................... Каждый город непременно имеет три деревянные стены, содержимые в исправности: внешняя связана из отдельных частей, чтобы конница не могла ворваться; две другие, со рвами между ними, находятся внутри города. Непременно бывает крепость с пушками, так что, в случае если жители будут побеждены неприятелем, который проникнет чрез все три стены, то они могут уйти в крепость и в ней обороняться. Подле городской стены находится большое озеро воды, наподобие огромного рва, и дорога проходит чрез него по узкому мосту. При великой опасности мост разрушают и потому не боятся врага. ............................................................................................................................................. О, неверные! О, нечистые люди! О, жестокие сердца! Что сделали женщины, девицы, дети и младенцы, чтоб их убивать? Если у вас есть мужество, идите воевать со старцем (да продлится его жизнь!), который сделал вас посмешищем мира, избил ваших вельмож и князей, истребил ваших храбрецов и отважных мужей и обратил вас в предмет презрения и посмеяния смотрящего. Его имя Хмель. Какое это прекрасное имя: ловкий! Сами ляхи назвали его Хмелем, а слово «хмель» у них значит: ловкий. Так его назвал краль. Они применили к нему это прозвище «Хмель», по имени растения, которое у них произрастает; оно похоже на фасоль цветами и листьями, но вьется по деревьям подобно лефляфэ . Этот род лефляфэ они сеют во всей этой стране в своих огородах и садах, где оно вьется по длинным жердям, которые они ставят для сей цели. Его плоды собирают после увядания цветов, которые испещрены зелеными пятнами, и кладут их в кипящую жидкость, которую они обращают в спиртной напиток, именно (кладут) в отвар овса (семени, похожего на пшеницу), из коего выгоняется крепкий спирт]. Зимою оно обыкновенно вянет и засыхает, а когда наступает весна на Пасхе, оно дает росток и поднимается. Поэтому они и сравнивали с ним Хмеля, ибо во время поста он прекращаете войну и битвы, слагает меч и ведет мирную жизнь у себя дома. Тогда являются те, у которых лет ни главы, ни веры, жгут, разоряют и убивают вплоть до Пасхи, а он сидит спокойно. Но когда наступит светлая Пасха [с ее цветами], он поднимается и к нему собирается 500.000 бойцов, воителей за веру православную, ратующих до самопожертвования по любви к Господу их, а не из желания получать содержание или иные выгоды. Хмель теперь может гордиться этим пред царями всей земли, ибо у него более 500.000 ратников, которые служат без всякого содержания. По его зову они являются к нему на помощь со своим запасом съестного и всего им необходимого. И они все, и он, от праздника Пасхи до великого заговенья, обитают в степях, в разлуке с женами и детьми, в целомудрии и совершенной чистоте. В таком положении они находятся из года в год до сих пор, вот уже восемь лет. Какой это благословенный народ! Как он многочислен! Какая (строго) православная вера! Как она велика! Столько тысяч их убито [в сражениях или при нечаянном нападении], столько тысяч татары увели в плен, и все-таки они теперь насчитывают такое огромное множество войска (да будет благословен их Творец!). Но сколько ляхов перебили казаки! сотни тысяч с женами и детьми, не оставляя из них ни единого. Мы усматривали дворцы их вельмож и правителей, находящиеся внутри крепостей, с большого расстояния, по той причине, что их высота с куполами и решетками громадна. Кто их осматривает и входит туда, восхищается их изяществом и устройством, а также их каптурами, кои много выше кипарисов; это места для огня, который разводят зимою. Теперь эти дворцы в развалинах, безлюдны и служат убежищем собакам и свиньям. Что касается породы жидов и армян, то их вконец истребили. Красивые дома, лавки и постоялые дворы, им принадлежавшие, теперь сделались логовищем для диких зверей, ибо Хмель (да будет долга его жизнь!), завладев этими многочисленными городами, истребил в них целиком все чужие народы, и теперь эта страна занята чисто-православными казаками. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | https://drevlit.ru/docs/russia...1_1734.phpУказ императрицы Анны Ивановны правителю Малороссии князю Шаховскому — о браках малороссов.Секретнейшей к князю Шаховскому. Понеже мы убедились, что смоленская шляхта с малороссийскими жителями в свойство вступает, и со обоих сторон сыновей женят, и дочерей выдают, что кажется противно нашему интересу, а за пристойнее и полезнее разсуждаетца, дабы оной малороссийской народ охоту имел своитца, и в свойство вступать с нашим великороссийским народом (как было особливое намерение к тому их привесть блаженныя и высокодостойныя памяти Государя Дяди Нашего (Т. е. императора Петра перваго), того ради повелеваем вам, дабы вы по вашему искуству секретно под рукою особливо трудились малороссиян от свойства с Смоляны и с поляки и з другими зарубежными жителями отводить, а побуждать их и искусным образом приводить в свойство с великороссийскими, и пристойными разсуждении дабы они своилисъ и в свойство вступали более с нашими великороссийскими подданными, и сие содержать секретно. Анна. Генваря 31, 1734 года. (Моск. Арх. м-ства юстиции, № 79/1806). Сообщ. Вл. П-ко Текст воспроизведен по изданию: Указ императрицы Анны Ивановны правителю Малороссии князю Шаховскому — о браках малороссов. // Киевская старина, № 10. 1905 --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
ozerskayaМодератор раздела  Калининград Сообщений: 4016 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3569 | https://drevlit.ru/docs/ukrain...v/text.phpЗаписка члена Малороссийской Коллегии, Григория Николаевича Теплова, составленная в царствование Императрицы Елисаветы Петровны: “О непорядках, которые происходят от злоупотребления прав и обыкновений, грамотами подтвержденных Малороссии”Предисловие издателя Знаменитый Георгий Кониский, а вслед за ним и некоторые другие писатели Малороссийские обвинили Теплова в злобном расположении к Малороссии. Но в предлагаемой записке его не видно никакой злобы. Теплов, напротив, любил Малороссию: иначе — он не старался бы выставить перед Государыней Елисаветой Петровной злоупотреблений Малороссийских старшин и вообще панов, от которых страдало большинство населения края. Записка его дышит желанием общей пользы, в том смысле, как он, по своему времени, понимал общую пользу. Записка Теплова обнаруживает перед нами внутреннюю испорченность административных форм, известных нам под именем Гетманщины, и естественную необходимость их изменения. ... стремления старшин совершенно расходились с пользами народа, и как каждый из высших действовал для себя и никто для общества, то Малороссияне естественно угнетали друг друга, угнетали кто кого мог, и довели наконец край до совершенной безурядицы. Все интересы их ограничивались личными выгодами и преимуществами; идея нации исчезла; образовались только дома и связи. Пользуясь знатным родством и опираясь на богатство, паны Малороссийские сделались, в отношении к мелким владельцам и простолюдинам, чем-то вроде феодальных баронов; и не только знатный человек с простым поселянином, но даже пан с паном позволял себе и имел возможность сделать самое вопиющее насилие. Эти слова могут показаться преувеличенными, но Малороссийские архивы XVIII века подтверждают их самыми грустными примерами. Например, сохранилась ревокация пана Корженского, в которой он смиренно рассказывает, что он, бывши на пиру в поважном доме Андрея Горленка, осмелился напомнить хозяйке о старом долге, что пан Горленко подал на него в полковой суд жалобу и что суд заставил его отречься от своего требования и сознаться, что он в доме Горленка якъ пес своею губою брехавъ. Этого мало: из дела видно, как эта ревокация вынуждена была у подсудимого: ибо пан Коржевский “за опорочение чести так поважной персоны, был наказан публично на рынку.”
Таких случаев было множество, и приведенный мною представляет явление, в тот век весьма обыкновенное. Что касается до злоупотребления старшин в отношении к козакам, мещанам и поселянам, то вот одно из множества архивных свидетельств. Новгород-Северский сотник Лисовский до [173] такой степени всех их угнетал, что гетман Скоропадский призвал его к себе и взял с него письменную ассекурацию прекратить угнетения. Но едва сотник вступил снова в должность, как начал опять “людей своей сотни ганити (позорить), озлобляти и утесняти, грунта (земли) их власные (собственные) отнимати, боем грозити, а инших и окрывати (колотить), урядников городовых, цеховых и сельских по своей хоти переменяти, миськими (городскими) людьми и подводами отбувати в себе роботизну” и пр. В те времена понятие о честности в приобретениях до такой степени утратилось, что [174] гетманша Скоропадская, по смерти своего мужа, присвоила себе даже войсковую казну и те пожитки, которыми гетманы пользовались друг после друга преемственно (Материалы для Отечественной Истории, т. I, стр. 23.). Гетманщина с одной стороны представляла беспрепятственное поприще для всякого рода злоупотреблений власти и силы, с другой — была школою ябедников и сутяг, которых расплодилось в ней множество. Записка Теплова доказывает это фактами, которым нельзя не верить, потому что они не разногласят ни с документальными преданиями, ни с воспоминаниями Малороссийских старожилов. О народе, о его благосостоянии и о его человеческих правах не было никакого помышления у самых образованных людей того века. Все, что стояло выше простолюдинов, смотрело на них, как на источник своего обогащения, и что только допускалось хитроизвитыми юридическими формами, или могло пройти безнаказанно, все считалось законным во мнении тогдашнего общества. --- Г. Кролевец, коз.Лисогор, с.Спасское: коз. Говоруха,Городиский,Гудим,Шовкомуд, с.Божок, двор.Еремеев,Мирович,Коропчевский, Майбородов; Стародуб: священ.,учителя Озерский,Соловьянов, купцы Скабертины. | | |
|