https://yandex.ru/archive/cata...северскогоПО ДОРОГАМ СЕВЕРНОЙ УКРАИНЫ
После Льгова и Рыльска уже чувствуется близость Украины. Белые хаты по краям дорог. Высокие стебли кукурузы. Широкие степи, над которыми кружатся коршуны. Все это было милым, родным, обильным и красочным, как сама природа Украины. Но по этим краям прокатилась волна немецкого нашествия. По этим краям отходил немец. И что сталось с нашей Украиной! Какой мор посетил ее! Сожженные села, мельницы с перебитыми крыльями, бесконечный поток беженцев...
Украина изранена, обожжена, измучена немцем, но она не потеряла воли к жизни и возрождению. Еще светится большая печаль в глазах женщин, но это отблеск минувшего, как свет затухающего пожара на глади озера.
Глухов - городок тихий и неприметный. Но тут делались громкие и славные дела. Мы встретили здесь прославленных партизан, перед которыми трепетали немцы. На участке железной дороги Глухов - Рыльск летело под откос не менее трех эшелонов в неделю. Партизан Р. рассказал нам, что в их краях были целые районы, в которых сохранялась советская власть. На границе одного села партизаны вбили столб с надписью «СССР». За пределы этой «границы» немцы попробовали было сунуть карательный отряд, но из карателей никто обратно не вернулся.
Здесь нас познакомили с человеком, возвратившимся с далеких Карпат. Это был местный крестьянин, увезенный на каторжные работы в Германию. Он бежал из лагеря, долго скитался по лесам, пробрался в горы к партизанам, борющимся в глубоком немецком тылу, а оттуда, подкрепив силы, пошел по Западной Украине к родным местам. Горькие вести принес он с той стороны фронта. Крестьян Западной Украины закабалили немецкие помещики. Во Львове совсем не слышно украинской речи: украинцев выселили, превратив город в солдатские казармы.
Пришелец с Карпат поведал также о том, как томятся в немецкой неволе его земляки и сородичи. С гневом и возмущением слушали эти рассказы глуховцы. У каждого из них увезены на чужбину дочь или сын, брат или сестра.
Нет на Северной Украине ни одного села, из которого немцы не угнали бы на каторгу сотни людей. Письма, которые каким-то чудом прорываются через немецкую цензуру, полны отчаяния и ужаса. Крестьянская девушка
Маланья Сырокваша из деревни Кулики показала нам письма от ее брата и сестры, увезенных в Германию. Одно из этих писем заканчивается словами: «Убегайте куда угодно, только не езжайте сюда. Лучше смерть...».
Мы приехали в эту деревню в тот час, когда на сельской площади происходила колхозная сходка. Перед односельчанами выступал старый колхозник Кумеда, отпущенный по увечью с шахты в Эссене. Он бил себя кулаком в грудь, говоря:
- Мы знаем теперь, что такое немец. Немец - это смерть, рабство. Я сам был в Германии и видел, как лютует немец над нашими сынками и дочками. Каждую ночь мы с нетерпением ждали, когда прилетят английские самолеты. Мы кричали
от радости, когда падали бомбы. Боже ты мой, а что же будет, когда наступит час вызволения! Пусть ослабли наши руки, но они еще дотянутся до горла немца.
Немец опустошил украинские села, спалил хаты, вырубил сады, прирезал скот и птицу. От села к селу шли немецкие факельщики и поджигали все, что может гореть, а то, что не поддается огню, взрывали. Горела, как свеча, Украина, и больно смотреть сейчас на ее пепелища, на хмурых женщин, копающихся в золе, на детей, разучившихся смеяться. Это на Украине там, где с песней вставали и ложились с песней!
Ничто не сравнится сравнится с горем, которое вселяюсь в каждый дый дом после массовой «вербовки», проведенной немцами на Украине. Немцы безжалостно разлучали семьи, оставляя на произвол судьбы детей. Угон населения в рабство принял здесь такие размеры, что обезлюдели целые села.
В деревне
Шабалтасовке колхозница
Проня Ирха показала нам письмо от своей сестры, живущей сейчас в Ланнендорфе. Сестра пишет: «Встаю стаю со слезами, ложусь со слезами, и поговорить не с кем, одинока я и все рвусь к своим».
В этом селе половина жителей носит фамилию Ирха. *И у всех - одна судьба. Мы прошли по нескольким избам, и на вопросы о родственниках нам неизменно отвечали: в Германии, в Германии, в Германии...
* (в МК по Шаболтасовке действительно есть фамилия Ирха -прим.Озерская)В списке немецких злодеяний это неслыханное опустошение украинских сёл будет на самом видном месте. Никогда не простится немцу чудовищное "переселение" миллионов людей проводившееся под барабанный бой, чтобы не было слышно стонов и плача разлучаемых.
Мы переехали Десну. Машина въехала в узкое ущелье, потом резко поднялась вверх, и перед нами, будто из-под земли, возник
Новгород-Северский - один древнейших городов Украины.
Город этот, основанный еще князем Игорем, претерпел на своем веку не одно вражеское нашествие. На стенах его восьмисотлетнего монастыря бились с неприятелем монахи-воины. Город выдержал долгую осаду польских войск и не сдался на милость чужеземцев. Отсюда ушло народное ополчение на шведа. Триумфальная арка, открывающая въезд в город, вечно напоминает о боевом прошлом Новгород-Северского.
Немцы не пощадили и его, как не щадят они всего, что связано с великим и славным прошлым и настоящим России. Они разграбили и исторические ценности Новгород-Северского, а здания, покрытые пылью времен, взорвали.
Они разграбили также дом-музей
Николая Щорса, находившийся в городе, носящем имя этого легендарного полководца. В доме расположился немецкий сельскохозяйственный комендант, выбросивший все уникальные материалы о герое украинского народа. Видно, крепко сидят в печенках немцев боевые дела Миколы Щорса, что даже память о нем пугает германских вояк.
Повсюду на дорогах Северной Украины оставили немцы следы своего погромного временного владычества. Суровая кара ждет тех, кто руководил этим, им, исполнителей и тех, кто служил им приспешниками в кровавом деле.
По широкому шляху, очищенному от немецких мин, проехали мы в
Чернигов. Мы долго стояли молча, не веря глазам своим. Был город, и нет его. Мы видели немало разрушенных немцами городов, но руины Чернигова ни с чем не сравнимы. Его немцы назвали украинской Помпеей, и это очень точное определение. Немцы били его бомбами, снарядами, начиняли толом, обливали бензином, пока цветущий город с тысячелетним прошлым не превратился в прах и пепел.
Здесь нас познакомили с некоторыми из немецких «новых порядков», насаждавшихся на Украине. Немцы начали с того, что разрушили большинство памятников старины, чтобы ничто не напоминало украинцу о его национальности. Разрушен Спасский собор, построенный еще в XI столетии, сожжены или взорваны Борисоглебский собор, знаменитая Екатериновская церковь, библиотека с древними рукописными книгами - все, что так свято оберегалось черниговцами. Из музея Михайлы Коцюбинского немцы вывезли все ценности, картины Репина и Сурикова, а известный портрет Богдана Хмельницкого изрешетили пулями.
Город окружен могилами, в которых схоронены десятки тысяч жителей Чернигова. Территория шерстяной фабрики Бобровица, Яцево, район старого Белоуса, села Коты, Подусовки, Малеево, Кургана Дача, Рощевщина - все это места массовых казней ни в чем по повинных мирных советских жителей. Полностью истреблено еврейское население, причем немцы сами цинично заявляли, что они уничтожают евреев «до третьего поколения». Вслед за евреями немцы расстреляли всех цыган. Особенно свирепствовали гитлеровцы перед своим отступлением. Они врывались в уцелевшие дома, в подвалы, щели и стреляли во всех, кто попадался им на глаза.
За два года немецкой оккупации обильно полита украинская земля кровью мирных жителей. Густо посыпана пеплом сожженных городов и сел. Но не падают духом наши люди в беде, а, засучив рукава, берутся за созидательный труд.
Прошло немного времени с тех пор, как очищена Северная Украина, а на ее землях уже снова торжествует жизнь. Энергично взялись за восстановление родного города глуховские партизаны. Повсюду полным ходом идет осенний сев. И каждый город, каждое село, соревнуясь друг с другом, налаживают помощь фронту.
Сейчас Северная Украина готовится достойно встретить праздник Великого Октября. Хозяйки белят хаты, горожане очищают улицы, достают красные флаги. Их сохранили до радостного дня!
А грохот орудий слышен уже за Днепром. К праздничному торжеству освобождения приобщается и Правобережная Украина.
СЕВЕРНАЯ УКРАИНА.
Ю. ДОБРЯКОВ, С. ИНДУРСКИЙ.
(Специальные корреспонденты «Московского большевика»).
Московский большевик, 1943, № 261
4 ноября 1943