Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
0_16c1e7_ffe89db8_L.png

🌲 ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ и Новогодние "Елки"

Здесь живет Детство

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 ... 102 103 104 105 106 107 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, valcha, Tasha56, dimarex
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12573
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37079
file.php?fid=629934&key=653328863

ny1.png ny10.png ny8.png ny7.pngny9.png ny2.png

Бог великодушен, он дает человеку детство: золотое, солнечное, волшебное! Когда все в первый раз. Когда сквозь тучи и ненастье видно радугу на небе, на далекой звезде выращивает Розу Маленький Принц, и ученый Кот рассказывает сказки про Лукоморье…Наверное, только в детстве нам позволено быть по-настоящему счастливыми, ибо радость еще не омрачена неудачами, а вера торжествует над опытом, и ребенок знает то, о чем успели позабыть мы, взрослые.
Пролистывая страницы историй елочных украшений, истории празднования Нового года и Рождества, вспоминаешь о самом сокровенном, что хранится в глубинах нашей души, нашей памяти: о детстве, беззаботных играх, любимых игрушках, о маме, когда она еще была молодой, о строгом, но чаще добром отце, о теплых объятиях бабушек и смешных морщинках дедов…
Эта тема – привет из глубин детства, из «рая детского житья», как написала вслед уходящей беззаботности шестнадцатилетняя Марина Цветаева.
Приглашаю всех в ней поучаствовать!


ВЫБЕРИ СЕБЕ ПОДАРОК НА НОВЫЙ ГОД (Лотерея 2023 г.) >>>
ВЫБЕРИ СЕБЕ ПОДАРОК НА НОВЫЙ ГОД >>>> (Лотерея 2024 г.)
file.php?fid=663887&key=285990419
ВЫБЕРИ СЕБЕ ПОДАРОК НА НОВЫЙ ГОД >>>>> (Лотерея 2025 г.)
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (10)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12573
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37079
Только тот, кто друг попов,
Ёлку праздновать готов.
Мы с тобой враги попам,
Рождества не надо нам!
(Частушка 20-х г.)


file.php?fid=661785&key=639132261

«Отечественные записки», № 1 за 2003 г.
Статью читайте здесь

Легенда о человеке, подарившем елку советским детям.


file.php?fid=661786&key=2055327677

http://magazines.russ.ru/authors/d/dushechkina/

file.php?fid=661787&key=1451410381

Передо мной лежит разворот газеты «Правда» за 28 декабря 1935 года. На нем помещен материал, вполне ординарный для тех лет: левая страница целиком занята докладом С. С. Лобова на Пленуме ЦК ВКП(б) о вопросах лесной промышленности в связи со стахановским движением; на большей части правой — окончание доклада Лобова; внизу слева — статья А. П. Розенгольца «Советский торговый флот растет и крепнет»; в правом нижнем углу — телеграмма делегации американских армян, адресованная товарищу Калинину. Американские армяне сообщают «всероссийскому старосте», что они «покидают территорию СССР с незабываемыми прекрасными воспоминаниями», благодарят за гостеприимство и выражают «глубокое чувство удовлетворения от того, что увидели». В середине, чуть-чуть сбоку, — совсем небольшая заметка, едва занимающая шестнадцатую часть страницы: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» И короткая подпись внизу: П. Постышев. Приведу этот текст полностью:

Сейчас трудно себе представить те чувства (радости, недоумения, настороженности, растерянности), которые в конце декабря 1935 года должна была вызвать у читателей эта заметка. За несколько дней до наступления Нового года главная газета страны, орган ЦК ВКП(б), вдруг не только разрешает, но рекомендует устройство елок в детских учреждениях, что на языке тех лет означало повеление, приказ. Свидетельство этому — соответствующая стилистика: в заглавии и в заключительной фразе понуждающее к действию «давайте» («давайте организуем…») и несколько повторяющихся конструкций, выражающих обязательность, необходимость свершения рекомендуемого действия: «следует положить конец…», «должны устроить…», «везде должна быть…», «должны помочь устройству…»

Елка, на которую со второй половины 1920-х годов был наложен запрет как на «дикарский» и «поповский» обычай; елка, с которой яростно боролась пресса, называя ее «религиозным хламом», «религиозным дурманом» и «глупым делом»; елка, про которую писали, что именно с нее «начинается религиозность детей», — вдруг была не только разрешена, но настоятельно рекомендована.


file.php?fid=661788&key=1553989281
Газетный шарж на Павла Постышева в шубе Деда Мороза. 1936 г.

В жизни Постышев не был Дедом Морозом. С 1937 года он - секретарь Куйбышевского обкома ВКП (б). На этой должности приобрёл печальную известность массовым поиском «врагов народа», а также кампаниями по поиску с лупой «фашистских символов» на школьных тетрадях, пищевых продуктах и т. д.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12573
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37079
Автор статьи - Душечкина Е.В.
24452801.jpg

4ncpdyqtomem7wcy4nhpdd3y4nhnbwfh4nhpdbgoz5emzwf64n37bqgtthopdygtoxeadwcb4n7pbxsozropdrqozxemiwfa.png

Тема моей сегодняшней лекции − “История и мифология русской елки”. Речь пойдет о том, как еловое дерево стало использоваться русскими в роли новогоднего, или рождественского символа. Елка представляет в этом отношении очень удобный показательный ритуальный объект. Возникнув в современной ее функции рождественского новогоднего дерева относительно недавно, она дает возможность проследить, во-первых, историю ее укоренения в России, борьбу за нее и против нее, во-вторых, процесс насыщения ее, главным образом, с помощью литературы символическими значениями, в-третьих, изменения, которые претерпевал этот символический объект на протяжении своей истории в России и, наконец, в-четвертых, многозначность этого образа, когда для одних она выступает в одной функции, в то время как для других – в прямо противоположной или же вообще не имеет отношения к первой.

В настоящее время наряженная елка, стоящая в доме на Новый год, кажется нам столь естественной и само собой разумеющейся, что обычно не вызывает никаких вопросов. Подходит Новый год и мы, по усвоенной с детства привычке, покупаем елку, устанавливаем ее, украшаем, зажигаем на ней свечки или лампочки и радуемся ей. А между тем, обычай этот возник у нас относительно недавно. В последние десятилетия он начинает распространяться по всему миру и постепенно усваивается даже нехристианскими народами, в том числе и живущими на территории нашей страны.

Процесс принятия елки в России был долгим, противоречивым, а временами даже болезненным. Этот процесс самым непосредственным образом отражает настроения, пристрастия и состояние различных слоев русского общества. В ходе завоевания популярности, елка ощущала на себе восторг и неприятие, полное равнодушие и вражду. Прослеживая историю
русской елки, можно увидеть, как постепенно меняется отношение к этому дереву, как в спорах о нем возникает, растет и утверждается его культ, как протекает борьба с этим культом и за него, и как елка, наконец, одерживает победу, превратившись во всеобщую любимицу, ожидание которой и явление которой в рождественский сочельник или новогодний вечер становится одним из самых счастливых и памятных переживаний ребенка.

Прежде всего, я обращу ваше внимание на то, что елка – это дерево, значит, она является растительным символом и рассматривать ее следует именно с этой точки зрения. Одухотворение и почитание деревьев, вера в то, что деревья являются живыми существами, в которые перешли души умерших, издревле было свойственно всем народам. Дерево всегда воспринималось носителем жизненных энергий, связывающих в единое целое мир человека, природы и космоса. В зависимости от географических и климатических условий, а также укоренившихся традиций, возникал культ дерева определенной породы, а вместе с ним и обычаи, поддерживающие этот культ. Особое почитание обычно отдавалось вечнозеленым деревьям, поскольку, согласно бытовавшим верованиям, наполненность вечной силой проявляется в них в большей степени, чем у опадающих на зиму лиственных. Стремясь получить от дерева поддержку, люди совершали различного рода обряды, в которых проявлялось поклонение дереву и почитание его. Иногда эти ритуальные действа совершались вне дома, за пределами своего домашнего пространства.

Люди шли в лес, в поле или же на берега водных источников, где росло почитаемое ими дерево или группа деревьев, которые могли служить предметом культа в течение многих лет или даже десятилетий. В других случаях культовое дерево срубалось, уносилось с места его произрастания и использовалось в праздничных процессиях или дома. В результате само дерево погибало. Но уверенность в том, что его использование, по существу, участие в церемонии благотворно скажется на судьбе людей, побуждало из года в год повторять данный обряд.

Культовое отношение к деревьям обычно связывалось с определенным праздничным сезоном. Основой для возникновения обычая рождественской елки послужило издревле свойственное всем народам почитание деревьев, зажигание на них огней и украшение их, а также представление о ставшем основой миропорядка мировом древе.

Теперь поговорим об образе ели в мировой мифологии. Ель – вечнозеленое хвойное дерево семейства сосновых с конусообразной кроной и длинными чешуйчатыми шишками – у многих народов использовалось в качестве культового дерева. История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не установлена. Наверняка установлено лишь то, что
это случилось на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже –рождественским растительным символом.

Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершали соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки, сахарные изделия и облатки. Возникновению культа ели как
символа не умирающей природы способствовал и ее вечнозеленый покров, позволявший употреблять ее во время зимнего праздничного сезона. После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, ее стали использовать в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в рождественский Сочельник – 24 декабря. После этого она и получила название рождественского дерева – Tannenbaum.

24452844.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12573
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37079
Продолжение статьи...

file.php?fid=661789&key=1102764210

По поводу того, где и когда елка была использована в качестве рождественского дерева, существует множество мнений. По одним сведениям это случилось в Эльзасе в первой половине XVI века, по другим – это случилось в других местах Германии. Однако чаще всего начало использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера, хотя в XVI веке, когда он жил, этот обычай еще не получил в Германии широкого распространения. Лютеру же приписывается и введение рождественского дерева в дом (хотя исторические свидетельства этого факта отсутствуют).

Окончательно на территории Германии рождественская елка была освоена только к середине XVIII века. К началу XIX столетия этот обычай начинает распространяться по другим странам Европы. Первыми переняли у немцев рождественское дерево жители северных европейских стран. Большинство народов Западной Европы начало активно усваивать традицию рождественского дерева только в середине XIX столетия.

В Европе елка была принята и церковью, пользуясь особым почетом в лютеранских кирхах, где она выжигается во время обрядового богослужения. Распространяясь по Европе крайне неравномерно, особенно трудно рождественское дерево прививалось в странах православного вероисповедания.

Но прежде чем поговорить о том, как рождественское дерево было усвоено в России, скажем несколько слов о мифологии ели на Руси, которая была характерна для того времени, когда елка еще не была рождественской. Посмотрим, как воспринимали еловое дерево русские до этого времени.

Являясь одним из самых распространенных деревьев средних и северных широт российской территории, ель широко использовалась в хозяйстве. Ее древесина служила топливом. Она употреблялась в строительстве, впрочем, всегда считаясь материалом не самого высокого качества. Упоминание о ели в древнерусской письменности носит, как правило, чисто деловой характер – дровяной ельник, еловец (строевой еловый лес) и тому подобное. В образе ели люди древней Руси не видели ничего
поэтического. Еловый лес, ельник – большой, глухой – из-за своей темноты и сырости отнюдь не радовал глаз. Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, называвшихся в ряде губерний елками, это дерево с темно- зеленой колючей хвоей, неприятным на ощупь шероховатым и часто сырым стволом, с которым иногда сравнивалась кожа Бабы-Яги, не пользовалось
особой любовью.

Без симпатии вплоть до конца XIX века изображалась ель, как и другие хвойные деревья, и в литературе. Тютчев, например, писал:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень
Как иглы ежа
Хоть век не желтеет,
Но ввек несвежа.


А Владимир Яковлевич Пров говорил по этому поводу: “Темная буроватая ель и сосна в русском фольклоре не пользуется особым почетом, может быть и потому, что огромные пространства наших степей и лесо-степей их не знают". Деревья еловой породы оказались наделенными у русских сложным комплексом символических значений. Эти значения во многом отражают
эмоциональное восприятие ели русскими. Внешние ее свойства и места ее произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии: чертями, лешими и прочей лесной нечистью. В частности, это отразилось в пословице: “Венчали вокруг ели, а черти пели”, которая указывает на родство образа ели с нечистой силой. Вспомним стихотворение Федора Сологуба “Чертовы качели”, которое содержит следующие строки:

В тени косматой ели,
Над шумною рекой
Качает черт качели
Мохнатою рукой.


Слово “ёлс” стало одним из имен лешего, черта: “А коего тебе ёлса надо?”, а “еловой головой” стало принято называть глупого и бестолкового человека.

Ель традиционно считалось у русских деревом смерти. Существовал обычай: удавившихся и вообще самоубийц зарывать между двумя елками, поворачивая их лицом в землю. В некоторых местах проживания восточнославянских народов был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти мужского члена семьи. Ель наряду с осиной считалась деревом, из которого запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались, да и до сих пор широко используются, в погребальной практике. Ими выстилается путь, по которому идет похоронная процессия, их бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами.

Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель стала характерной деталью официальных могильников, прежде всего мавзолея Ленина, около которого, как все мы помним, были посажены серебристые норвежские ели. Как писал поэт Леонид Шершер:

Ели наклоняются старея
Над гранитом гулким мавзолея.


В последствии эти елки около Мавзолея стали соотносится с Кремлевскими новогодними елками, как в стихотворении Якова Хилемского:

Сединою тронутые ели,
У Кремля равняющие строй,
В этот снежный полдень молодея,
Новой восхищаются сестрой.


Названая здесь “новая сестра” – это елка в Большом Кремлевском Дворце, главная елка страны советов.

Два противоположных символических значения ели (исконно русский – смертный и усвоенный с запада – рождественский) здесь вдруг соединились, создав новое символическое значение преемственности ленинских идей в празднике советской детворы. Но об этом еще скажем позже. Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах. “Смотреть под елку” означает тяжело болеть, “угодить под елку” значит умереть. “Еловые деревни”, “еловая домовина” так называют гроб. “Пойти, или прогуляться, по еловой дорожке” – умереть. Звуковая перекличка спровоцировала сближение слова “елка” с рядом нецензурных слов, что также повлияло на восприятие русскими этого дерева. Характерен и елочный эвфемизм, широко употребительный и в наши дни: “елки-палки”, “елки-моталки” и прочее.

В настоящее время связь ели с темой самоубийства или насильственной смертью, как кажется, утратилась, и на кладбище она превратилась в один из символов вечной памяти. Посаженные у могилы елочки теперь часто можно увидеть на многих русских кладбищах. Считаясь смертным деревом, ель наряду с этим в некоторых местах, видимо, по причине колючести хвои, использовалась и в качестве оберега. Ее вечнозеленый покров, отразившийся во многих загадках (“зимой и летом – одним цветом”, “осенью не увядаю, зимой не умираю”), стал основанием использования елки на свадьбах в качестве символа вечной молодости. Так, например, в Ярославской губернии и в ряде других российских губерний, когда девушки идут к невесте на девичник, то одна несет впереди елку, украшенную цветами; и называют эту елку “девья краса”.

Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закрепленный за елью в русском сознании, не давал, казалось бы, оснований для возникновения ее культа, превращения ее в объект особого почитания. Но, тем не менее, это произошло. Вениамин Иоффе, исследуя "литературную флору" (как он пишет) русской поэзии XIX – XX веков и говоря о нестабильности ботанического инвентаря, отмечает возрастание популярности ели с конца XIX века. Это, по-видимому, объясняется тем, что ель в сознании русских к этому времени уже крепко связалась с положительным символом рождественского дерева.


file.php?fid=661790&key=1421183736
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6732
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5907
http://www.epochtimes.com.ua/r...00692.html

В городе Клавдиево-Тарасово, который расположен недалеко от Киева, находится старейшая фабрика ёлочных украшений в Украине. Здесь руки мастериц создают игрушки, которые в новогодние праздники будут радовать и детей, и взрослых.


экскурсия по фабрике


[
Изображение на стороннем сайте: f5cd62ce2bf6.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: 858113267ec6.jpg ]




Комментарий модератора:
Лена, спасибо большое за яркую экскурсию!
Обратила внимание, что стеклодувы и художники
на фабрике елочных игрушек, в основном, женщины.

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6732
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5907





* * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena

PElena

Луганск
Сообщений: 6732
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5907
http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=148

Елочные украшения компании Komozja

История польских стеклодувных мастерских

По данным, полученным в результате изучения археологических находок, польские мастера выдували изделия из стекла уже в 10-м веке, однако первый письменный документ о существовании на территории Польши стеклодувной мастерской датирован 1310 годом. Известно, что в городе Шклярска-Поремба (Szklarska Poreba), расположенном в Нижнесилезском Воеводстве, в 1366 году был открыт стекольный завод, который выпускал бытовые изделия из стекла и удивительные по красоте витражи. Стоили эти витражи очень дорого, и, чтобы избежать поломки изделий, куски витражей упаковывали в солому и перевозили в деревянных ящичках – таких же, в какие сегодня упаковывают ёлочные игрушки мастера фирмы KOMOZJA.

gallery_2_11_35303.jpg gallery_2_11_48183.jpg

В 16 веке в Польше насчитывалось около тридцати действующих стеклодувных заводов. Мастерство польских стеклодувов к началу 17 века достигло очень высокого уровня - посуда, зеркала и витражи польского производства были широко известны и востребованы во всех странах Европы. Однако бесконечные переделы территорий и войны привели к упадку некогда процветающие польские ремёсла. Страна, лишённая внутренних ресурсов, не имеющая ни налоговой службы, ни таможни, ни регулярной армии, ни сколько-нибудь дееспособного центрального правительства обречена была служить игрушкой для сильных соседей. После очередного (третьего по счету) раздела территорий по договору, заключённому между Россией, Пруссией и Австрией, в 1795 году Польша как государство была ликвидирована (официальное независимое Польское государство было воссоздано только в ноябре 1918 года). К началу 18 века почти все стеклодувные предприятия в Польше были закрыты, а многие стеклодувы иммигрировали в США и преподавали там своё искусство в течение многих десятилетий. Только в конце 19 века польские мастера вновь приступили к производству изделий из стекла. В 30-х годах 20 века количество стеклодувных предприятий в Польше возросло до семидесяти.

Kozak - Mostowski - Zjawiony (KO-MO-ZJA)

На юге Польши в Верхней Силезии в городе Ченстохова (Czynstochowa) существовал небольшой стеклодувный заводик, принадлежащий семье Rylskich. До начала второй Мировой войны на этом заводе производили стеклянную посуду и очень красивые ёлочные украшения ручной работы. Однако в послевоенный период для восстановления лабораторий при больницах, на химических заводах и в лабораториях университетов и институтов требовалось так называемое лабораторное стекло – колбы, мензурки, пробирки и т.д. В 1945 году завод изменил профиль, перейдя с выпуска стеклянных украшений на производство необходимой стране продукции.

gallery_2_11_120844.jpg gallery_2_11_42780.jpg

А теперь представьте, каково было художникам, многие годы создававшим настоящие произведения искусства из стекла, день за днём выдувать безликие колбы, пусть даже так необходимые стране в данный момент?! И тогда мастер-стеклодув по фамилии Kozak решил возобновить в одной из мастерских производство ёлочных украшений. Вместе с семьёй другого мастера по фамилии Mostowski они открыли новое предприятие. Для названия своего завода предприниматели использовали первые слоги фамилий создателей (девичья фамилия жены г-на Mostowski была Zjawiony). Получилось Kozak - Mostowski - Zjawiony (KO-MO-ZJA).

gallery_2_11_10506.jpg gallery_2_11_15797.jpg

Стекольный завод начал в больших количествах производить мундштуки, флаконы и стеклянные ёлочные украшения. Продукция предприятия KOMOZJA за короткое время приобрела огромную популярность, изделия из стекла даже начали экспортировать в Соединенные Штаты Америки. Надо полагать, что завод приносил владельцам немалую прибыль, что, конечно, сразу же привлекло внимание коммунистических чиновников. Частный бизнес и так был у них, как кость в горле, особенно если этот бизнес являлся процветающим. В 1949 году постановлением правительства завод был закрыт, потому что частное предприятие согласно директивам могло иметь не более 50 сотрудников, на заводе KOMOZJA работали 86 человек (!).

gallery_2_11_37445.jpg gallery_2_11_53853.jpg

Владельцы процветающей компании не могли позволить, чтобы так просто было разрушено дело всей их жизни. В этом же 1949 году они открывают новое частное предприятие под названием RECORD. Но и эту компанию власти вскоре отобрали – в 1952 году стеклодувный завод RECORD был национализирован. Чтобы не создавать безработицы, правительство разрешило создать при заводе кооператив по производству стеклянных ёлочных игрушек. Семья Mostowski понимала, что это единственная возможность сохранить любимый бизнес, поэтому в течение почти 30 лет практически все члены этой семьи занимались изготовлением ёлочных игрушек и стекляруса для вышивания узоров на народных костюмах.

В 1980 году сыновья г-на Mostowski Александр и Роберт начали добиваться от правительства решения о возврате законного семейного бизнеса. Целый год был потрачен на переписку с чиновниками и сбор необходимых документов. В 1981 году разрешение было получено, и два фаната-стеклодува в подвале собственного дома начали делать ёлочные игрушки по своим эскизам. Каждый из них выполнял все операции от начала и до конца: и выдувал, и серебрил, и лакировал. Их жёны занимались росписью готовых игрушек.

gallery_2_11_44580.jpg gallery_2_11_14416.jpg

В 1989 году вся семья Mostowski – сыновья, дочери и их мужья объединили свои усилия (и капиталы), чтобы построить собственный семейный завод. Вот так 40 лет спустя, имя стеклодувной компании KOMOZJA было восстановлено.


Как создаются елочные игрушки в компании Komozja
http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=23

Галерея. Польский производитель стеклянных игрушек KOMOZJA S.A.
http://www.christmasheaven.ru/...*&st=0



Комментарий модератора:
PElena
Не игрушки, а маленькие шедевры - отдельные сценки из жизни.
101.gif И образ Деда Мороза очень узнаваем....
А ведь среди мастеров елочных украшений тоже, поди, были свои династии умельцев...
Спасибо за интересные ссылки.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
Sonnenstrahl
Долгожитель форума

Sonnenstrahl

Москва
Сообщений: 475
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 504
Я была на елке 1947 г. в Колонном зале Дома Союзов. Билет-игрушка жив, но без конверта, рассыпался от ветхости - это был почтовый конверт со знаками зодиака. А помню только большую елку с красной звездой в полутемном огромном зале, мама далеко за ограждением, меня держит за руку говорящий кот....А потом салют (видимо зажгли елку!) и я под этой необыкновенной елкой с подарком в руках..
Спасибо всем кто делал эту елку!
---
Ищу любых Мюрат (Россия и СНГ, (особенно г.Бронницы), Фере,Госин, жителях села Троице-Зотово Моск.губ. (Орловы, Гуськовы); выпускниках Белостокского реального училища 1913-1916 гг.,, предков Серг. Иосиф. Фролова (Сарат. губ.)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12573
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37079
Sonnenstrahl
[q]
Я была на елке 1947 г. в Колонном зале Дома Союзов. Билет-игрушка жив, но без конверта
[/q]



[ Изображение на стороннем сайте: aadc5628c960.jpg ]


Пригласительные билеты на "Новогодние елки"
с 1946 по 1966 гг.

http://www.artantique.ru/item.phtml?id=4496

1946 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1946 г. Программа Новогодней елки в Колонном Зале Дома Союзов.
1947 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1947 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1947 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1948 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1948 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1949 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1950 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1951 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1952 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1954 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.
1956 г. Новогодняя елка в Большом Кремлевском дворце.
1966 г. Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов.


Картонажная елочная игрушка

Ёлочные украшения из картона изготовлялись из тонкого древесного картона хорошего качества. Они условно делились на три группы:

1) штампованный картонаж,
2) клееный картонаж,
3) хлопушки, флажки и фонарики.

Штампованный картонаж изготовлялся штамповкой в металлических формах. Каждое изделие состояло из половинок, склеиваемых после штамповки и высечки. Некоторые сложные игрушки (например, птицы и др.) имели ещё дополнительные детали. Для придания игрушкам более нарядного вида картонные листы перед пуском в производство оклеивались алюминиевой или бронзовой поталевой бумагой. Иногда оклейка производилась белой бумагой с последующей окраской, Для подвески на ёлку в игрушку вклеивалась небольшая петелька из плотных цветных ниток. Для окраски штампованного картонажа употреблялись анилиновые порошковые краски, растворённые в спиртовых лаках или нитролаках. Окраска производилась распылителем, только некоторые детали подрисовывали вручную (глаза, плавники, рты и пр.). Дополнительным отделочным материалом служили целлофан, цветная бумага, плющенка. В ассортимент штампованного картонажа входили следующие изделия: звёзды, кометы, раковины; животные и птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся; фигуры людей и различные персонажи из сказок; предметы транспорта (дирижабли, самолёты и пр.); предметы быта (часики и пр.).


Клееный картонаж вырубался по контуру раскроя высечками и склеивался светлым столярным клеем. Отделочный материал наклеивался в виде полосок, складочек и плиссе. Отделочным материалом служила бумага разных сортов — поталевая, креповая, глянцевая, папиросная, а также текстиль ярких расцветок — шёлк, плюш, бархат, сатин и ситец, ленты, бумажные кружева, сутаж, рельефные картинки и мишура. В ассортимент клееного картонажа входили разнообразные изделия: домики разные, мебель, домашняя утварь и игрушки, декоративные корзиночки и бонбоньерки, фонарики разные, фигурки животных, предметы транспорта. Все изделия из клееного картонажа должны были иметь подвески для крепления, кроме корзиночек и бонбоньерок, в которых для подвески могла быть использована ручка.

Хлопушки изготовлялись путём оклейки картонного цилиндра бумагой разных видов и целлофаном, отделывались бумагой разных видов и целлофаном, отделывались бумажным кружевом по концам цилиндра у обоих его краёв и плотно затягивались. В хлопушки разных размеров вкладывались сюрпризы в виде колпачков, полумасок, фартучков и других изделий из бумаги.

Фонарики разных форм изготовлялись из гофрированной бумаги. Гофрировка делалась в виде гармошки, чтобы фонарики могли складываться. Донышки и ободок делались из картона. К верхнему ободку прикреплялось проволочное ушко.

Флажки изготовлялись из цветной бумаги или из бумаги, на которой был отпечатан рисунок в несколько красок. Флажки нанизывались на нитку или тесьму в гирлянды, состоящие из равного количества флажков. Каждая гирлянда должна была иметь свободные концы ниток или тесьмы длиной не менее 15 см с каждой стороны. Сложенные гирлянды связывались в пачки и заклеивались бумажной бандеролью.


[ Изображение на стороннем сайте: 44247e5ed9df.jpg ]



Прикрепленный файл: 44247e5ed9df.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (2)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12573
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37079
СУЕТА ВОКРУГ ПИРАТОВ
Новогоднее воспоминание о приключениях новогоднего сценария 1964 г.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И РАССКАЗЧИКИ:
Александр Курляндский (А.К.), Эдуард Успенский (Э.У.) -- сценаристы;
Борис Левинсон (Б.Л.) -- режиссер-постановщик;
Маргарита Файбушевич (М.Ф.) -- художественный руководитель творческой мастерской по работе с детьми Москонцерта.

ТЕНИ ПРОШЛОГО:
дамы в буклях....комендант Кремля....Леонид Ильич и другие.


[ Изображение на стороннем сайте: 2f00616cb471.jpg ]


А.К. На мою детскую долю пришлись Елки послевоенные, бедные. Помню, как отец вырезал звезду для новогодней елки из консервной банки и порезался. Важным был сам факт праздника. Отец инсценировал приход Деда Мороза, который приносил мешок с подарками. «Только что был здесь и ушел, -- говорил он, -- жаль, что ты его не застал». Я верил и расстраивался. Потом я вырос и сам стал придумывать Дедов Морозов.

Но сначала, как и мои будущие соавторы, я учился на инженера. Пройдя школу КВН, мы стали писать для эстрады. Новый год для нас с Аркадием Хайтом обычно начинался осенью: мы сочиняли праздничные программы для эстрады. Вот и в 1964 году, выполняя один такой заказ, работали в Смоленске. Вдруг прикатывает к нам Эдик Успенский, возбужденный такой, и говорит: «Срочно надо писать Кремлевскую елку». Хрущевская форточка еще не успела захлопнуться, мы были молодые, рьяные и решили совершить елочный переворот: никакой революционно-елочной идеологии!

Э.У. В Москонцерте нас уже считали надежными авторами. Поэтому, когда ВЦСПС, сотрудничавший с Москонцертом, озаботился подготовкой очередной Кремлевской елки, нам предложили сделать сценарий. Однако, учитывая нашу молодость, никакого договора с нами не заключили -- слишком много чести для мальчишек. Как ни странно, именно это обстоятельство предоставило нам свободу творческого маневра. Срок сдачи назначили в октябре. Начиная с сентября нам стали звонить «ответственные лица» из ЦК профсоюзов, ЦК ВЛКСМ, ЦК партии, из комендатуры Кремля: покажите сценарий. Его у нас не было. Снова звонили. Например, секретарша из ВЦСПС: «С вами хочет встретиться товарищ Парамонов». -- «Зачем?» -- «Он хочет прочитать сценарий». -- «Срок сдачи 1 октября». -- «Покажите, что уже есть». -- «Не хотим». -- «Вы что, не хотите встретиться с товарищем Парамоновым?!» -- «Нет». -- «Так ему и передать?» -- «Так ему и передать».

А.К. До этого в представлениях обязательно должны были принимать участие крейсер «Аврора», революционные матросы, космонавты и другие культовые персонажи. У нас действовали Змеи Горынычи, пираты, роботы... А главным героем был мальчик, которому не нравилось наше время: нет в нем никаких приключений. И мы отправляли его в путешествие по временам и сказкам. С таким вот сценарием мы и пришли в ВЦСПС. Там был художественный совет -- пожилые дамы в буклях...

sun.gif

Э.У. На первое чтение в Колонном зале Дома Союзов -- вотчине профсоюзов -- набежало человек 15 начальников. Когда прослушали текст, все пришли в ужас. В нашем действии одному ребенку было скучно и Дед Мороз его развлекал. Нам заявили: «Советским детям не может быть скучно». -- «Нет, им может быть скучно». -- «Но почему?» -- «Потому что у них все есть: и бесплатное образование, и школы, и дворцы пионеров, и Артек. А они этого не ценят». По-другому спорить с этой публикой было невозможно. Они говорили, что мы недопонимаем всей ответственности дела. На одной из читок мне, автору, как провинившемуся школьнику, даже предложили выйти из зала -- за «несерьезное» поведение.

Нам накидали штук пятьдесят замечаний. Потом еще. И это длилось до бесконечности. Нам говорили: «Вы думаете, что вы пошутите и это все сойдет? Вы отдаете себе отчет, где вы собираетесь шутить? В Георгиевском зале! Рядом Верховный Совет. В зал может войти Брежнев или кто-нибудь из ЦК. А там -- пираты...» При этом у профсоюзных начальников явственно волосы становились дыбом.

В очередной раз они стали нас учить: «Зачем вы пишете ерунду? Вот перед этим у нас была тематическая Елка, посвященная большой химии, а еще раньше -- Елка о кукурузе». Аркадий Хайт возмутился: «Раз так, мы забираем сценарий». -- «Да как вы смеете? У вас же договор!» -- «У нас как раз нет никакого договора».

Б.Л. Нас без конца спрашивали: «Где полезные пионерские дела, тимуровцы, борьба за урожай?» Мы же старались доказать свое, апеллируя к аргументам, как нам казалось, доступным им: Георгиевский зал Кремля -- великолепная декорация именно для сказки!

Все мыслимые сроки уже прошли -- и сценарий каким-то чудом утвердили! Хотя это было еще не все...


[ Изображение на стороннем сайте: 8d7f74fd6be9.jpg ]


Э.У. Потом была читка в Кремле для его коменданта Веденина. В самом начале зазвонил телефон и его куда-то позвали. Он извинился, что уходит, но сказал: «Я сценарий не знаю, но я сделаю свои замечания». Замечание оказалось следующим: надо, чтобы елка зажигалась залпом «Авроры».


[ Изображение на стороннем сайте: 2d177d5db318.jpg ]


Б.Л. Когда комендант Кремля заявил: «Мы дадим салют из пушек -- и залп «Авроры» запалит огни на елке», ему возразили: «А вы не боитесь, что дети перепугаются?» Комендант ничего не боялся и во время репетиций ходил по залу как хозяин. Хотя... Как-то раз подскакивает, хватает меня за руку, да так больно: «На нас смотрят». Там, вдали, стоял Леонид Ильич. «Ну и что? Я репетирую». -- «Репетируйте, репетируйте». Из грозного генерала он вмиг превратился в простого прапорщика.

Завтра Елка -- и вдруг очередные приемщики из ЦК: «Все сойдет, но фонограмму надо сменить». Причина та же, по которой терзали сценарий -- перебор шуток в ущерб идейному содержанию. Делали месяц -- сменить в один день! Я говорю: «Завтра Елка не состоится». Мой помощник толкает меня: «Не спорь, не спорь». Всю ночь с двумя магнитофонами мы переделывали фонограмму: вырезали особенно раздражавшие начальство места, но, на свой страх и риск, никакой идеологии добавлять не стали.


[ Изображение на стороннем сайте: 94514fc5dffb.jpg ]


Б.Л. Георгиевский зал вновь открыли для Елки. Это было замечательно! Но мы стали и свидетелями картин, которые омрачали дело. Представляете, в ампирный зал с инкрустированным дорогостоящим паркетом и бесценными хрустальными люстрами втаскивают многотонное дерево! Подвески звенят, пол страдает... Чтобы укрепить новогоднее дерево, стали вбивать в паркет огромные гвозди. Это было варварство.

М.Ф. Тем не менее паркет берегли другим образом: детей на представлениях предупреждали, чтобы в хороводах они ходили не в ногу. А получалось (может, именно из-за предупреждения!) как раз наоборот -- они каждый раз ходили только в ногу.

Б.Л. У меня генеральная репетиция, 120 детей собрались. Прихожу в зал и вижу -- наряжают елку. «А вы, -- говорят, -- успеете». Пришлось переносить репетицию на ночь.

М.Ф. Эта Елка запомнилась на всю жизнь, хотя условия оказались очень сложными. Затрудняло постановку то, что балет располагался посередине зала. Зато дорого стоило непосредственное общение героев представления с детьми.


[ Изображение на стороннем сайте: 1391a50810c5.jpg ]


Б.Л. Сценарий оказался как будто специально написанным для Миши Кислярова. Это был мальчик лет шести-семи. Он танцевал, чудно пел, дирижировал оркестром. Я сам по три раза в день ходил на представление, даже когда все уже было сделано, -- не мог оторваться от Миши. Как жалко, что тогда еще не было видео. У Миши все спрашивали, кем он хочет быть, наверное, актером? «Нет, режиссером», -- отвечал он. Так и случилось -- он стал режиссером, балетмейстером. На этой Елке у нас впервые применялись радиомикрофоны. С ним обращаются так: сказал свой текст -- выключи. Наш Дед Мороз, актер Хвыля, забыл как-то это сделать и где-то за кулисами стал очень откровенно жаловаться на что-то басом, да еще с матерком. Бросились его искать, а он затерялся во Дворце, еле его нашли. Он считался неким государственным Дедом Морозом, но был уже стар, попивал, иногда путал текст. Раз, помню, шла речь о революции, он и говорит про нее: «Эти страшные, ужасные годы». Да так выразительно, зловеще! К счастью, из власть имущих его никто не услышал.

А.К. Я сам раньше никогда не был в Георгиевском зале. Мне дали билеты, штук 10 -- 15, я раздавал их, как Дед Мороз, детям своих лучших знакомых. Теперь они уже взрослые, а Елку эту помнят и говорят, что тот пригласительный билет стал для них самым дорогим подарком.

Вместо эпилога, или два года спустя
«Представление «Дорогой отважных» идет в огромном зале ЦСКА.
В этой героической сказке перед ребятами проходят 49 лет жизни страны: от взятия Зимнего до наших дней. И нет предела восторгу маленьких зрителей, когда в финале священные огни истории приносят к ним на Елку Матрос с крейсера «Аврора», Рабочий Магнитки, Космонавт...»
«Огонек», № 2, 1967 г.



Статья из журнала "Огонек" №52.
http://www.ogoniok.com/archive/1997/4534/51-20-27/
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12573
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37079
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ДЕДОМ МОРОЗОМ


[ Изображение на стороннем сайте: 3469cd352fe3.jpg ]


Многим нашим артистам приходилось на время новогодних праздников превращаться в Дедов Морозов. Во Дворце съездов в течение многих лет им был актер Малого театра Р. Филиппов, а в Доме Союзов -- заслуженный артист РСФСР Н. Рубан. И того и другого организаторы представлений считали самым лучшим Дедом Морозом. Но для детворы любой Дед Мороз -- волшебник.

Дмитрий НАЗАРОВ, артист Театра Российской Армии (Дед Мороз со стажем. Был преемником Романа Сергеевича Филиппова на Кремлевской елке, работал в Колонном зале Дома Союзов, на новогодних представлениях во Дворце ЦСКА и на Васильевском спуске):

-- Трудно ли быть Дедом Морозом? Да нет. Вот только... у меня рост под два метра, и не всегда удавалось подобрать штаны по моему размеру. И шубу. И валенки. Зато, когда оденешься и выйдешь на люди, как приятно услышать: «Какой красивый Дед Мороз!» Ну, расчувствуешься и погладишь, пользуясь «служебным положением», какую-нибудь хорошенькую мамочку по головке...


[ Изображение на стороннем сайте: aa446ea4fef4.jpg ]


Самым трудным было дойти до елки. Дети обступали нас со Снегурочкой плотным кольцом, старались потрогать, чтобы проверить, из чего мы сделаны, так что двигаться было просто невозможно. Приходилось расчищать дорогу посохом.

И еще страшно тяжело было «морозить» с родной дочерью. У меня две взрослые дочери-красавицы, и однажды я взял старшую «снегурить». Она вьется вокруг, подтрунивает, подначивает, щебечет, а ты должен фасон держать, авторитет отцовский поддерживать.

Юрий ФЕДОРОВ, известный исполнитель русских романсов:

-- Дед Мороз и русский романс -- все-таки очень далекие друг от друга вещи. Но однажды мне предложили стать Дедом Морозом на благотворительных Елках в Колонном зале Дома Союзов. И тут я лишний раз убедился, что многие «елочные» сценаристы ошибочно полагают, что дети все «скушают», им нужно что-то попроще и поглупее. На самом деле дети -- народ отзывчивый, они прекрасно понимают импровизацию, юмор и настоящую актерскую игру.


Журнал "Огонек". №52. 2008 г.
Тему номера подготовили
Ольга БИРЮЗОВА, Александр БОНДАРЕНКО, Вадим БОНДАРЬ
http://www.ogoniok.com/archive/1997/4534/51-20-27/
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 ... 102 103 104 105 106 107 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, valcha, Tasha56, dimarex
Генеалогический форум » Разговоры » Салон друзей » 🌲 ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ и Новогодние "Елки" [тема №46172]
Вверх ⇈