Фамилии бывают разные: достойные, прикольные, редкие и просто ужасные.
Интересна история самого слова «фамилия». Как известно, фамилия – это наследственное семейное именование, употребляемое вместе с личным именем. То есть она передаётся из поколения в поколение, от старших членов семьи – младшим.
Человек слышит свое имя много раз в день, свою фамилию – пусть реже, чем имя, но тоже часто. И неизбежно возникает вопрос: что означает мое имя и как мне досталась такая фамилия? Вопросов по фамилии может быть еще больше, ведь история фамилии – это история рода, это история наших предков, знать которую должен каждый человек, уважающий свою Родину. Наша Родина многочисленна и разнообразна национальностями. Среди огромного количества населения проживают чуваши. Лингвисты дают обозначение слову «чуваш» , как спокойный, мирный, тихий, скромный. [3]
Чувашские фамилии давно смешались с исконно русскими и украинскими, а может быть, это другие нации заимствовали некоторые из них у чувашей? Историческое прошлое этого народа очень интересно. Именно этой теме мы уделим сегодня внимание, рассмотрим подробнее фамилии и имена чувашей, а также историю их происхождения. Кто такие чуваши? Когда-то давным-давно, предположительно в 7-8 веке, одна из орд Булгарских племен двинулась на восток, дошла до района среднего русла Волги и Камы, и обосновалась тут, смешавшись с финно-угорскими племенами. Позднее здесь образовалось Волжко- Булгарское царство, население которого составляли тюрскоязычные племена болгар, эстель и берсула. Чуваши считают себя потомками булгар, сувар и савиров. Слияние в Волжской Булгарии христианских, мусульманских, языческих культурных традиций нашло свое отражение и в именах. Исконно славянские чувашские имена и фамилии соседствуют с мусульманскими, несмотря на то, что их носители одной национальности. Где и как живут чуваши? Почти половина всех чувашей проживают на территории современной Чувашской республики, которая входит в состав Российской федерации. Также чувашские фамилии можно встретить по всей территории России. Много чувашей проживает в Украине, Казахстане, Узбекистане. Основное вероисповедание современных потомков булгар - православное христианство, но многие из них сохраняют приверженность мусульманству или поклоняются традиционным языческим верованиям. Чувашский язык – это уникальная ветвь тюркской языковой группы. Имена в язычестве. [4] До первой половины 18 века основной религией среди волжских булгар было язычество, при котором наречению новорожденного именем отдавалось большое значение. Чувашские фамилии, как таковые, в те времена не существовали. Это не особенность тюркского языка, такой порядок наречения был свойственным большинству народов по всему миру. Языческие имена обозначали силы и явления природы, качества, которыми родители хотели одарить своего ребенка.После принятия православия при обряде крещения чуваш получал новое православное имя и фамилию, которая чаще всего образовывалась от имени отца и служила фактически отчеством: отец – Никита Иванов, сын Фома Никитин, внук Алексей Фомин. Такое наречение вносило путаницы в документообороте, тогда правительством России был принят закон, обязывающий носить фиксированную фамилию, которая будет передаваться детям по отцовской линии. Тогда и стали появляться фамилии, преобразованные с помощью окончания, от кличек, профессий и рода занятий, черт характера и внешности. Часто человек имел два имени – одно старое языческое в обиходе, и новое, с фамилией, для официальных документов. Чувашская или русская фамилия? У чувашей и русских основная часть фамилий образована окончанием « -ов» или «-ова» для женщин. Это словообразование принято у предков чувашей – болгар. После включения территории волжских булгар в состав Российского государства произошло взаимное обогащение культур разных народов. Многие русские высокопоставленные чины приходили на службу в Чувашию, принимая традиции этого края. В свою очередь, чуваши становились христианами, меняли на российский лад имена и чувашские фамилии.
Фамилии, производные от имени отца, вносили в документы немалую путаницу. Поэтому в 1888 году был опубликован специальный указ Сената, гласивший: «…Как обнаруживает практика, и между лицами, рожденными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения и даже иногда злоупотребления… Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».
(Палаты 3 января на основании Указа Правительственного Сената 6 сентября 1888 г. № 194 .)
После Октябрьской революции начался еще массовый этап по перемене фамилий. Декрет СНК «О праве граждан изменять свою фамилию и прозвище» от 4 марта (19 февраля) 1918 года позволил каждому гражданину РСФСР по достижении им 18-летнего возраста свободно, по желанию менять фамильное или родовое прозвище. В фондах волостных исполкомов сохранились документы, в которых зафиксированы эти факты.
…Из сообщений заведующего отделом ЗАГС Ядринского уисполкома в Шуматовский волисполком: «…гражданин дер. Верхних Сунар Петр Андреев, 18 лет, меняет свою фамилию на «Мудрецов»; «…гражданин дер. Прошкино Егор Феодорович Соловьев, 19 лет, холост, меняет свою фамилию на «Комиссаров».
Из заявления гражданина деревни Эзенкасы Николая Максимова Данилова:
«Я заявлю о своем желании переменить свою фамилию «Данилов» на фамилию «Грозный»…» Прежние свои фамилии граждане меняли не только на грозные и созвучные времени. В 1918–1921 годах некоторые прозвища людей – Упа (Медведь), Юман (Дуб), Мулкач (Заяц) и другие – были узаконены и стали родовыми фамилиями (Медведев, Юманов или Дубов, Мулкачев или Зайцев). Но свободная перемена фамилий, появление их из бывших прозвищ привели к тому, что нередко члены одной семьи имели разные фамилии.
По этой причине в начале 1922 года свободная перемена фамилий была прекращена окончательно.
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ФАМИЛИЯ У ЧУВАШЕЙ
В наше время фамилия не играет роли показателя принадлежности к знатному роду или благородной профессии. Она не предоставляет информации об образовании человека. Фамилия просто есть, и никто не обращает на нее внимания. А если кому-то она не нравится, ее можно легко изменить. Любой ЗАГС поменяет ее за пару месяцев и небольшую государственную пошлину. Однако так было не всегда. Изначально фамилии указывали на качества человека. Они предоставляли информацию о человеке больше, чем он сам мог бы рассказать.
Функцию фамилии выполняли прозвища и отчества, образованные от личных имен отца. Это кстати самая распространенная форма образования фамилии. Например, у крестьянина по имени Иван родился первенец, ориентируясь по святцам, священник дает новорожденному имя Кузьма и так у нас становится «Кузьма Иванов сын». Так и появилась всеми знакомая фамилия «Иванов».
Один из способов образования фамилий столетия назад состоял в отличительных чертах человека (по характеру или внешности). Если человек прихрамывал, то у него могло возникнуть прозвище Хромой, которое впоследствии стало его фамилией.
Образовывались фамилии и от рода деятельности (Сапожников, Гончаров, Кузнецов), названий городов и сел (Калугин, Черкасский), а также по признаку принадлежности крестьян помещику. Так, обладатель такой знатной фамилии, как Голицын, далеко не обязательно происходит из знатного и богатого дворянского рода, он запросто может происходить из среды крепостных. Дело в том, что помещики частенько записывали всех своих крестьян под своей фамилией.
У чувашей, как впрочем и у других народов нашей огромной страны, понятия «фамилия» не было. Разве что выделим такой регион, как Урал. Родовые имена и фамилии в этих краях начали фиксироваться в начале XVII в. и связано это с тем, что большинство крестьян не были крепостными.
Чувашские фамилии могли иметь такие же формы происхождения, которые описаны выше. Но не стоит забывать, что чуваши до принятия христианства в первой половине XVIII в. были язычниками и у них были языческие имена. Они включены в «Алфавитный список древних исторических имен, преимущественно встречающихся в исторических и юридических актах и служащих к объяснению названий населенных местностей Казанской губернии» Николая Ивановича Золотницкого (с уточнениями Илиодора Александровича Износкова), а также в список «Чувашские языческие имена» (встречается название «Чувашские традиционные имена») Василия Константиновича Магницкого. Поэтому у чуваш могут встречаться фамилии производные от языческих имен.
Илиодор Износков отмечает, что в списке некрещеных чувашей Цивильского уезда встречаются имена с русскими прозвищами (Ильган Абрамов, Мигадюк Никифоров и пр.), и предполагает, что или отцы инородцев были крещеные, или же влияние русских было когда-то велико, что у инородцев-язычников появились и русские имена. А в списке имен чувашей Чебоксарского уезда, в частности, встречаются имена, напоминающие собачьи клички (Моська, Борзой, Кутька и пр.). Это объясняется обычаем чувашей – если в семье умирали подряд два ребенка, то третьему вместо имени давали кличку собаки в надежде, что он останется живым.
После принятия крещения бывшие чуваши-язычники получили новые православные имена и отчества с функцией фамилии. Так, некогда Тоскар Ахшеев стал при крещении Лука Иванов, а его сын уже будет иметь фамилию «Лукин».
Уже после революции начался массовый этап по перемене фамилий. Согласно декрету Совнаркома РСФСР «О праве граждан изменить свою фамилию и прозвище» от 4 марта 1918 г. каждый гражданин молодой Советской Республики, достигший возраста 18 лет, мог свободно поменять свою фамилию или родовое прозвище. В фондах волостных советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и их исполнительные комитеты Государственного исторического архива Чувашской Республики такие факты зафиксированы.
В период с 1918 по 1921 год некоторые прозвища, такие как «Упа» (медведь), «Юман» (дуб), «Мулкач» (заяц) и другие, были преобразованы в официальные фамилии (Медведев, Юманов или Дубов, Мулкачев или Зайцев). В результате свободной смены фамилий и их появления из прозвищ случалось, что члены одной семьи носили разные фамилии. По этой причине в начале 1922 г. свободная перемена фамилий была прекращена.
Окончательно же у всего населения Советского Союза фамилии появились только в 30-е годы XX в. в эпоху всеобщей паспортизации.
Конечно, каждая фамилия имеет свою уникальную историю, которая позволяет проследить историю рода. Документы могут рассказать о предках, их занятиях, месте жительства. В некоторых случаях это можно узнать до XV–XVI вв., а кому-то может повезти узнать закодированную историю происхождения семьи далее вглубь веков.
Сообщение заведующего Ядринского уездного отдела ЗАГС в Шуматовский волисполком о прошении гражданина д. Верхние Сунары Андрея Максимова об изменении фамилии на «Ятманов». Июль 1920 г. ГИА ЧР. Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 87. Л. 5. Подлинник.
Сообщение заведующего Ядринского уездного отдела ЗАГС в Шуматовский волисполком о прошении гражданина д. Верхние Сунары Андрея Максимова об изменении фамилии на «Ятманов». Июль 1920 г. ГИА ЧР. Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 87. Л. 5 об. Подлинник.
Сообщение заведующего Ядринского уездного отдела ЗАГС в Шуматовский волисполком о прошении гражданина д. Паймурзино Ивана Никандрова об изменении фамилии на «Розанов». 19 июля 1921 г. ГИА ЧР. Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 87. Л. 9. Подлинник.
Сообщение заведующего Ядринского уездного отдела ЗАГС в Шуматовский волисполком о прошении гражданина д. Верхние Сунары Петра Андреева об изменении фамилии на «Мудрецов». 5 августа 1921 г. ГИА ЧР. Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 87. Л. 14. Подлинник.
Сообщение заведующего Ядринского уездного отдела ЗАГС в Шуматовский волисполком о прошении гражданина д. Верхние Сунары Петра Андреева об изменении фамилии на «Мудрецов». 5 августа 1921 г. ГИА ЧР. Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 87. Л. 14 об. Подлинник.
Сообщение заведующего Ядринского уездного отдела ЗАГС в Шуматовский волисполком о прошении гражданина д. Прошкино Егора Феодоровича Соловьева об изменении фамилии на «Комиссаров». 7 сентября 1921 г. ГИА ЧР. Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 87. Л. 15. Подлинник.
Сообщение заведующего Ядринского уездного отдела ЗАГС в Шуматовский волисполком о прошении гражданина д. Паймурзино Александра Арсентьевича Арсентьева об изменении фамилии на «Белов». [8] сентября 1921 г. ГИА ЧР. Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 87. Л. 16. Подлинник.