Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

История Саранской адвокатской палаты и прокуратуры в лицах

1920-1960-е годы

← Назад    Модератор: karseral
karseral
Модератор раздела
Краевед-любитель

karseral

Россия, Саранск - Чебоксары
Сообщений: 2329
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 422
Структура судебных органов Мордовии являлась неотъемлемой частью судебной системы Советской России и была в основном типичной для многих российских регионов. Изменения внутренней политики государства обусловливали перестройку судебных институтов в центре и на местах. Первые революционные суды на территории Мордовии создавались стихийно, еще до выхода первых декретов о суде. Формирование новых судов происходило не только через местные Советы рабочих и крестьянских депутатов, часто эти вопросы решались на общих собраниях граждан. Наряду с возникновением революционных судов продолжали действовать старые судебные учреждения, которые рассматривали уголовные и гражданские дела в соответствии с Уставами 1864 г.
С ноября 1917 г. по июнь 1918 г. осуществлялась активная правотворческая деятельность местного населения, которая основывалась на общинном сознании и низком уровне правовой культуры, и обусловливалась не только небывалым подъемом творческой активности населения, неурегулированностью целого ряда вопросов в общегосударственно.м масштабе, но и отсутствием должной связи между центральными и местными органами государственной власти и управления. Многие декреты и постановления ВЦИК, СНК, решения ряда других центральных органов поступали на места с большим опозданием, либо вообще не поступали в связи с нарушением нормальной работы транспорта и почтово-телеграфноЙ связи.
В конце 1920-х - 1930-х гг. проходило оформление мордовской государственности. С образованием в 1928 г. Мордовского округа было реорганизовано и судоустройство. Установилась двухзвенная судебная система: народный суд и окружной суд. Наличие суда в каждом административном районе Мордовского округа давало возможность гражданам обращаться за защитой своих личных, имущественных, трудовых и иных прав и законных интересов, что способствовало поднятию авторитета суда у местного населения. Особое значение в данный период имела политическая составляющая - коренизация судебного аппарата, которая в основном шла по линии укомплектования аппарата нацработниками и перевода делопроизводства на эрзя-и мокша-мордовские языки.
В конце 20-х - начале 30-х годов в стране берется курс на сворачивание у, нэпа и на форсирование темпов индустриализации и коллективизации. Осу ществляется это командно-административными методами, игнорируя эконо мические законы.1 В сложившейся административно-командной системе го сударственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственно го аппарата. Был взят курс па ликвидацию кулачества и массовую коллекти визацию. Раскулачивание (ликвидация кулачества как класса) представляло со бой огромную по масштабам внесудебную репрессию против крупной социаль ной группы. Подпадавшие под эту акцию крестьяне делились на три группы: те, А" кто оказал активное сопротивление коллективизации и подлежал суду; наибо лее богатые кулаки, которые подлежали переселению в другие области; те, кто выселялся в другое село или деревню той же местности с наделением землей. Списки подлежащих раскулачиванию по группам составлялись местными властями, принимались сельскими сходами и утверждались районными властями. Судьбу людей решали «тройки» в составе первого секретаря райкома партии, председателя райисполкома и начальника районного ОПТУ.
Политика коллективизации проводилась зачастую с нарушением принципа добровольности в отношении крестьян, которые не хотели идти в колхозы.
Усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны. Ликвидируются элементы хозрасчета, усиливается налоговое бремя на частные предприятия.1
Для Мордовии конец 1920-х гг. был напряженным и важным периодом в плане оформления мордовской национальной государственности. Многие малые народы России, в частности поволжские, уже обрели статус государственных образований в качестве автономных республик, мордва же своей автономии не имела. Это объяснялось, в первую очередь, ее дисперсным расселением на большой территории, что затрудняло не только консолидацию нации, но и выделение отдельного района с преобладающим мордовским населением для оформления государственности. Данный вопрос решался поэтапно.
Один из этапов (1928 - 1930 гг.) связан с районированием Среднего Поволжья, в процессе которого 14 мая 1928 г. постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР была образована Средне-Волжская область, а 16 июня Президиум ВЦИК утвердил разделение области на 9 округов, в том числе был утвержден Саранский национальный округ, переименованный 16 июля в «Мордовский», с центром в г. Саранске . В него был включен ряд уездов и волостей с мордовским населением, относившихся ранее к соседним губерниям. 71,5 % территории Мордовского округа составили районы, входившие ранее в Пензенскую губернию, 21 - в Симбирскую, 7,5 % - в Нижегородскую губернию.
С образованием Мордовского округа произошла и реорганизация судоустройства. Судебные органы Мордовского округа были организованы и действовали на основании и в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 г.3 В соответствии с ним на территории РСФСР устанавливалась следующая система судебных органов: 1) народный суд; 2) губернский суд (в автономных республиках - главный суд); 3)Верховный Суд РСФСР.
В краевых и областных административно-территориальных объединениях вместо губернских судов действовали краевые (областные) и окружные суда. Соответственно в Мордовском округе устанавливались два звена судебной системы: 1) народный суд; 2) окружной суд.
Положение устанавливало основные задачи суда: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; защита интересов и прав трудящихся и их объединений; укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся; осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан.
Народный суд являлся судом первой инстанции и рассматривал большинство гражданских и уголовных дел с участием народных заседателей. Его приговоры и решения могли быть обжалованы в кассационном и надзорном порядке в окружном суде.
Народные суды Мордовского округа были избраны в каждом из 23 районов сразу после его образования. Сеть участков народного суда района устанавливалась окружным исполнительным комитетом и утверждалась Средне-Волжским областным исполнительным комитетом. В Мордовском округе было создано 44 участка народных судов .
Мордовский окружной исполнительный комитет как высший исполнительный и контролирующий орган власти обладал большими полномочиями в области судоустройства и судопроизводства. В пределах своей компетенции и в соответствии с положением «О краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах» он осуществлял: избрание состава окружного суда и его представление через областной суд на утверждение областного исполнительного комитета; избрание и отзыв в установленном порядке народных судей, а также утверждение по представлению окружного суда народных следователей; утверждение списка народных заседателей окружного суда;
Судебная система Мордовской автономной области в 1930-е гг. развивалась в русле советской судебной системы. Классовый подход к комплектованию судебного корпуса - это основной принцип построения суда рассматриваемого периода. Деятельность судебных учреждений в рассматриваемый период отличалась крайней противоречивостью при назначении мер уголовной ответственности и предъявлением излишне жестких санкций к обвиняемым. В 1930-е гг. наблюдалось явное усиление карательной политики народных судов.
Мордовская АССР в административном отношении делилась на 20 районов, в которых имелось четыре городских, три поселковых и 598 сельских Советов, в том числе мордовских - 215, татарских - 34, русских - 332 и смешанных- I71.
Постановлением ВЦИК «О новой сети районов Средне-Волжского края и Мордовской АССР» от 25 января 1935 г. было установлено новое административно-территориальное деление республики2. В ее составе было выделено 23 района: Ардатовский, Атяшевский, Большеберезниковский, Дубенский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Большеигпатовский, Инсарский, Ичал-ковский, Ковылкинский, Кадошкинский, Кочкуровский, Краснослободский, Лямбирский, Ромодановский, Рузаевский, Рыбкинский, Саранский, Старо-шайговский, Теньгушевский, Темниковский, Тобреевский и Чамзинский.
Вместо областного суда был избран Главный суд МАССР, а районные и Саранский городской народные суды включены в судебную систему республики. Это решение было принято на заседании Президиума Центрального Исполнительного комитета Мордовской АССР 13 января 1925 г.3
Главный Суд являлся высшим судебным органом республики, осуществлял надзор за деятельностью всех судебных органов республики, был кассационной инстанцией в отношении народных судов и судом первой инстанции в отношении дел, отнесенных законом к его ведению .
Главный Суд действовал в составе президиума, коллегий по гражданским и уголовным делам и специальной коллегии, а также имел свой технический аппарат. Состав этих подразделений устанавливался штатным расписанием, утверждаемым ЦИК МАССР.
Высшим судебным центром республики был пленум Главного Суда, чьи пленарные заседания созывались не реже двух раз в месяц, причем на них обязательно присутствовал прокурор республики или его старший помощник. Пленум Главного Суда имел право истолковывать законы по вопросам судебной практики, рассматривать в порядке надзора представления прокурора республики или председателя Главного Суда, а также председательствовавших в заседаниях кассационных коллегий Главного Суда и прокуроров этих коллегий об отмене вошедших в законную силу приговоров и решений народных судов.
Президиум Главного Суда Мордовской АССР распределял членов Главного Суда по коллегиям, назначал председателя в выездных сессиях, предварительно просматривал и обсуждал материалы, а также проекты инструкций и циркуляров, подлежавших внесению на обсуждение пленума, рассматривал представленные коллегиями характеристики народных судей .
Судебные коллегии Главного Суда в составе одного постоянного члена и двух народных заседателей разбирали уголовные и гражданские дела по первой инстанции, а кассационные коллегии из трех постоянных членов рассматривали кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения народных судов.
Специальная судебная коллегия была создана в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. для рассмотрения дел о государственных преступлениях, расследованных органами НКВД, за исключением дел об измене Родине, шпионаже, терроре, диверсиях, которые были подсудны военным трибуналам2. Так, заслушав доклад о работе спецколлегии за 1935 г., Президиум Главного Суда МАССР констатировал следующее. Спецколлегия в основном правильно проводила карательную политику по рассматриваемым делам. Благодаря внимательному подходу при приеме к производству и при рассмотрении дел, спецколлегия имеет высокий процент утверждаемое приговоров Верховным Судом РСФСР (93,5 %). Вместе с тем, Президиум отметил некоторые недостатки, допущенные в работе спецколлегии. В частности, неправильное составление ряда судебных приговоров; по двум делам проведена неправильная квалификация преступлений и определение мягкой меры наказания и, как результат - отмена этих приговоров по протестам Прокуратуры Верховным Судом РСФСР. Но основной недостаток - это медленность рассмотрения дел (50 % дел рассмотрено в срок свыше 1 месяца), что объясняется, во-первых, неукомплектованностью состава спецколлегии (должно быть 4 единицы, а работают лишь 2) и, во-вторых, частным срывом судебных заседаний вследствие иедоставления из мест лишения свободы заключенных - обвиняемых в районы, к месту судебного разбирательства1.
Народных заседателей для участия в заседаниях судебных коллегий Главного Суда и выездных сессиях утверждал Президиум ЦИК МАССР. Порядок их призыва и обязанности устанавливал Главный Суд республики.
Главный Суд МАССР был обязан дважды в год представлять отчет о своей деятельности в ЦИК и НКЮ Мордовской АССР, а также в Верховный Суд и НКЮ РСФСР.
Основу судебной системы Мордовской АССР составляли народные суды, которые избирались районными исполкомами, а в городах - горсоветами сроком на один год и не могли быть отозваны без ведома Главного Суда респуб-лики . На территории Мордовской АССР было избрано 24 народных суда .
С принятием в 1936 г. Конституции СССР и в 1937 г. Конституции РСФСР начался новый этап в истории развития судоустройства МАССР. Республика была выделена из Средне-Волжского края и включена в состав Российской Федерации на правах автономной. Принятая 30 августа 1937 г. Конституция МАССР узаконила систему судебных органов, призванных осуществлять правосудие на территории Мордовии, расширяла и укрепляла демократические принципы организации и деятельности советского суда, закрепляла новый порядок выборов судей на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Тем не менее данный период характеризуется бурной деятельностью органов внесудебных репрессий: Особых совещаний, «троек» и «двоек» при НКВД, которые рассматривали дела о политических преступлениях.
В рассматриваемый период на территории Мордовии широкое распространение и признание получили суды общественной самодеятельности как одна из форм активного участия трудящихся в управлении государством, укреплении социалистической законности и правопорядка.

OZVfoF_71MA.jpg?size=2560x1858&quality=95&sign=c69c2d0db8902d18192cb320625a8b3b&type=album
Работники Саранской коллегии адвокатов, прокуратуры и Верховного суда МАССР

Слева направо.
Сидят на полу: Лизикова Антонина Павловна - адвокат, Голович - член Саранского Губернского суда, Карташова Варвара Ивановна - секретарь коллегии адвокатов МАССР
1 ряд: Митрофанов Павел Васильевич - адвокат, Жарова Анастасия Федоровна - член Верховного суда, потом адвокат, судья, Девятков Сергей, член Верховного суда, потом адвокат, судья, Буртаев - председатель Губернского суда МАССР, Калинин - член Губернского суда МАССР, Гусев - член Губернского суда МАССР, Макаров - член Губернского суда МАССР, потом нотариус.
2 ряд: Розанова Людвика Александровна - адвокат, Родионов Евстафий Родионович - адвокат г. Ардатов, Сокольский Виктор Александрович - адвокат (племянник Т. А. Мизерского), Салямов - милиционер, потом адвокат, ...., Ананьин Пётр Григорьевич - адвокат (ранее работал в милиции), Беляков Александр Петрович - член Верховного суда, потом нотариус, Андриевская (дев. Кубанцева) Екатерина Ильинична - секретарь Верховного суда, Соловьев Виктор Иванович - адвокат, потом член Верховного суда РСФСР
3 ряд: Мизерский Геннадий Алексеевич - первый председатель коллегии адвокатов МАССР, Симилейский Алексей Сергеевич - адвокат, Лизиков Иван Осипович - адвокат, был вторым председателем коллегии адвокатов, Сенин Иван - член Верховного суда, ... - нотариус.
Фото 1934-1935 год

Из личного архива С. А. Карташова.

V1w_VL-uCP0.jpg?size=1589x1015&quality=95&sign=0dedd86aee50f021aa07c5ce4a3fad27&type=album
Работники Саранской коллегии адвокатов


Слева направо.
1 ряд: Шуляк, Иванов, Просвирин, Болдов В. В., ..., Ветчинкина А. Н.
2 ряд: Болдов, Демченко, Венедактова, Карташова Варвара Ивановна, Воинова О. В.
Фото 1927 год.

Из личного архива С. А. Карташова

wDgWg4RrlO4.jpg?size=1791x1269&quality=95&sign=5fe699cd905405f9bf647d4eadc7beb4&type=album
Работники Саранской коллегии адвокатов


Слева направо.
1 ряд: Батраков, Карташова Варвара Ивановна, Шуляк, Ветчинкина Александра Николаевна.
2 ряд: Мищерский Геннадий Алексеевич, Митрофанов Павел Васильевич, Сорокопудова Александра, Балакурин Константин, Болдеев Владимир Васильевич.
3 ряд: Тулов Василий, Болдов Борис, Ермолов Петр Васильевич, Гласков Тихон, ...., Щетинин, Наумов Николай Иванович, Демкова Мария Михайловна.
Фото лето 1927 года

Из личного архива С. А. Карташова

BPbtOZXAUqU.jpg?size=2560x1844&quality=95&sign=7d67638c7b2edd4d73cfac4f669464a6&type=album

Работники коллегии адвокатов

Последний ряд 3-я справа Карташова Варвара Ивановна
Также на фото:
Зав. Гор ОКО –Власов с женой, рядом с Храмовым – крайний Хоревников П. И.,

Из личного архива С. А. Карташова

Nrksewu5uso.jpg?size=1408x1862&quality=95&sign=d2507072f25a5e67aac33e3a6e17bf81&type=album
Работники коллегии адвокатов


Слева направо.
1 ряд: Карташова Варвара Ивановна «Вик», Ветчинкина Александра Николаевна «Ван», Акишин Степан Андреевич «Аса».
2 ряд: Скворцова-Николаевская Маргарита Сергеевна, Тарасов Петр Иванович «Пит»
Фото 25 августа 1926 года

Из личного архива С. А. Карташова

unewmEn-HY4.jpg?size=1049x1604&quality=95&sign=e781c8f1df5d9effe3fcddb8942506c3&type=album
Работницы коллегии адвокатов


1 ряд в центре Карташова Варвара Ивановна.
Фото 20 июня 1927 года

Из личного архива С. А. Карташова
← Назад    Модератор: karseral
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник karseral » Саранск в лицах » История Саранской адвокатской палаты и прокуратуры в лицах [тема №129770]
Вверх ⇈