⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Херсон 1900-1917 Занимательный исторический очерк.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед → Модератор: Avtenieva |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Векслер Иосиф Наумович Херсон и его жители Исторический очерк (на правах рукописи) Экземпляр рукописи из личного архива М. А. Шорра 1963 г. Хранится в Херсонском областном краеведческом музее. Многоуважаемый гражданин директор! Пишет Вам коренной житель г. Херсона, врач-пенсионер товарищ Векслер Иосиф Наумович. Мне 72 года. Волею судьбы я проживаю в Харькове, но всегда с удовольствием вспоминаю мой родной город Херсон, а свои воспоминания изложил в очерке «Херсон и его жители». Прошу Вас принять его от меня в подарок. Здесь много интересного материала по истории города. В Херсоне много жителей, приехавших в город в течение последних 20–30 лет. Они не знают истории города. Здесь имеются материалы по истории гражданской войны, участником которой я был – эти материалы интересны для музея Революции, если такой имеется в Херсоне. Здесь имеются материалы из жизни Общественной библиотеки (не знаю, как она теперь называется). Имеются очень интересные материалы по истории Городского театра. Эти материалы никому не известны. Если этот мой скромный труд получит Вашу положительную оценку, то я буду Вам очень благодарен, если Вы мне сообщите Ваше мнение. С уважением, Векслер Иосиф Наумович 8 июля 1963 года. Часть 1-я Херсон предреволюционный Исторические районы Известно, что в 1778 году Ивану Ганнибалу сыну Абрама (Ибрагима) Петровича (арапа Петра Великого) было поручено построить крепость Херсон на месте устаревшего небольшого укрепления Александр-Шанца. Через три года на месте глухой «фортеции» аннинского времени раскинулся большой город с военной гаванью, адмиралтейством, верфью и арсеналом. При строительстве города были отдельные районы, форштадты: Северный форштадт, который включал в себе Богоугодную улицу, возле Богоугодного заведения (1-я Советская больница); затем 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Форштадтскую улицы; Военный форштадт, где были военные учреждения, крепость с собором Екатерины. За Панкратьевским мостом находилась балка, и район за этой балкой назывался «Забалка», а за ней «Сухарное», где в свое время сушили сухари для армии. За «Сухарным» – «Казенный сад», где находилось сельскохозяйственное училище, ныне Сельскохозяйственный институт. Затем центр, и по другую сторону Говардовской улицы продолжение Северного форштадта – «Мельницы». |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Поминки у христиан Столкновений среди учеников на национальной или религиозной почве не было. У нас в классе было 40 учеников, из них 5 евреев, и столкновений у нас с русскими мальчиками не было. Помню, как-то, такой случай был. Умер от туберкулеза ученик Богашев, он был в 5 классе. Вся семья – это были учителя, отец, брат, сестра, и все потом умерли от туберкулеза. Весь класс со священником Зыковым пошёл его хоронить. Этим гимназическая администрация хотела выразить своё уважение семье учителя Богашева. Похоронили мальчика на русском кладбище, как это полагалось, а потом начали расходиться, и получилось как-то так, что все русские мальчики успели уйти, а мы, 5 еврейских мальчиков, ещё не успели уйти. И тут отец умершего подошёл к нам и попросил не уходить, а отправиться к ним домой откушать, и пришлось евреям принять участие в поминках. Этот христианский обычай пришёл в христианство от древних языческих славян. Только те язычники устраивали поминки на могиле, а современные, культурные христиане – дома. Ужасно глупый обычай. Люди забывают, что умер близкий человек, хорошо закусывают и выпивают, и настроение делается совсем не кладбищенское. * Среди педагогов были антисемиты. Одни не высказывались открыто, а другие не скрывали своего антисемитизма. Был в Реальном училище учитель Осьминский. Своего антисемитизма он не скрывал. Был там ещё священник. Он возмущался тем, что когда его еврейский мальчик встречает, то плюется, и его нельзя было переубедить, что мальчик мог случайно плюнуть. Во II Женской гимназии был священник Синицын. И он, и его дочь, ученица этой же гимназии, были антисемиты. Священники гуляют Церквей было много, и там занимались одурманиванием верующих. Святые отцы не были верующими, они были духовными чиновниками, которые проводили свою работу в соответствии с теми инструкциями, которые они получали от своего духовного начальства, и работали хорошо. Но эти священники были такими же людьми, как и все, со всеми страстями и желаниями. Зарабатывали они много, и денег у них было много. И если им уж так захотелось проветриться, отдохнуть самим от своего духовного угара, то можно было взять достаточную сумму денег и приехать в Херсон. И в гостинице, на Потемкинской улице угол Ганнибаловской, устроить себе отдых на несколько дней с вином и женщинами. Благо, в те годы проституция процветала, и эта категория женщин была очень доступна. |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Публичные дома В Херсоне были кроме вольных проституток ещё публичные дома. Так, на Потемкинской улице, между 2‑й и 3‑й Форштадтскими улицами был публичный дом Гольдштейна. Была знаменитая Анна Леонтьевна. Извозчики знали все эти злачные места и при желании могли отвести клиента за 20 копеек куда угодно. Этой теме писатель Шолом‑Алейхем посвятил пьесу «Бог мести». Хорошо описал публичный дом Куприн в романе «Яма». Добрые пастыри Среди священников были люди, которые любили труд и занимались трудом в свободное от своих обязанностей время. Священник Горянов По Ришельевской улице была старообрядческая церковь. При церкви был огромный двор и там священник Горянов, который имел свою квартиру при церкви, разводил виноград. Он много возился с ним и ежегодно собирал большой урожай винограда. У него было 2 сына. Оба окончили в Херсоне духовное училище. Старший сын Ваня потом закончил в Петербурге духовную академию и стал священником, а младший сын Кира, поступил в Харьковский ветеринарный институт и стал ветеринарным врачом. Это была симпатичная семья. Священник из Чабурды Вспоминается еще священник в селе Чабурда, за Алешками (ныне Цюрупинск). Он работал как обыкновенный крестьянин. Когда же нужно было идти в церковь для отправления своих духовных дел, он надевал рясу и шёл на свою работу в церковь, а в остальное время рясы не носил. Он пользовался большим уважением среди местных крестьян. |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Национальная политика после революции 1905 г. Революция 1905 года всколыхнула все классы и группы населения. На Украине, в Белоруссии и Литве, где было сконцентрировано еврейское население, там происходили погромы. На Волге происходила аграрная революция, на Кавказе в революционном движении включились народы Кавказа, грузины, армяне. Для отвлечения масс от революции, правительство натравливало одни группы населения на другие, в особенности мусульман на христиан. Царское правительство открыло персидскую границу и впустило 3.000 курдов, которые устроили знаменитую армянскую резню, во время которой было убито 30.000 армян. Царское правительство проводило политику угнетения всех малых национальностей или национальных меньшинств. Так народы среднеазиатских республик узбеки, таджики, казахи, киргизы и др. шли под общим официальным названием «Сарты», что означает «собака». Великодержавный шовинизм выдвигал на главное место в обществе лиц русской национальности, а остальные национальности находились в бесправном положении. Поэтому среди народов Кавказа, в особенности среди грузин и армян было сильное революционное движение. Царское правительство расправлялось с лицами, имеющими отношение к революционному движение, происходили массовые аресты и ссылки в отдаленные малонаселенные и необжитые места, преимущественно в Сибирь. Ко времени революции 1917 года в Сибири было огромное количество ссыльных политических, которые после своего освобождения активно включались в дальнейшее развитие революции. После поражения революции 1905–1907 гг. наступил спад в революционном движение, временное затишье. Стало тихо, наступило успокоение. Можно было ходить ночью спокойно и безопасно по улицам. Началась подготовка к новым революционным выступлениям. Революционные кружки ушли в подполье и вели агитационно-пропагандистскую работу. Постепенно революционные настроения, как протест против существующего режима нарастал. |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Полковник Давыдов из дисциплинарного батальона. В Херсоне был дисциплинарный батальон. Это была тюрьма для провинившихся солдат. Режим был там сверх строгий, зверский. Начальником этого батальона был полковник Давыдов, он же начальник гарнизона. Этот человек был грозой для арестованных, и они чувствовали на себе жесткое руководство. В один из дней, когда весь штат был построен, из рядов вышли пять солдат с винтовками и всадили ему в живот штыки. У него хватило сил, чтобы добраться до канцелярии и написать верноподданническую телеграмму царю. Солдат этих, конечно, повесили, а Давыдова перевели в Феодосию и дали ему чин генерала. Это событие сильно повлияло на его психику. Ему периодически мерещились враги, и он приходил в состояние сильного нервно психологического возбуждения, в каждом человеке ему мерещились убийцы, и ему представлялось покушение на него. Его дочь окончила в Петербурге институт восточных языков, знала древне-еврейский язык и литературу, и по приезду в Феодосию начала брать уроки музыки на пианино у Семёна Харитоновича Векслера, самого младшего из 9-ти братьев Векслер. Однажды, когда он пришел на урок к Давыдову, его встретил Давыдов с револьвером, в состоянии крайнего нервного возбуждения. Он не узнал учителя своей дочери. Но все же у этого зверя были иногда проявления гуманности. Так, во время его проживания в Херсоне была задержана группа революционно настроенной молодежи, и среди них был Абрам Волковир, ученик реального училища. Ему было тогда 16 лет. Давыдов вызвал мать Розалию Ефимовну Волковир, жену Соломона Харитоновича Векслера, и в присутствии матери отчитал его как мальчишку и отпустил. Революционное движение в рабочих массах В крупных городах страны, где были крупные производства с большим количеством промышленного пролетариата, в революционное движение постепенно вовлекались массы рабочих, а в таком городе как Херсон, где не было промышленных предприятий или же было мало, революционная пропаганда не охватывала всех слоев населения. Промышленные предприятия Херсона Были мелкие производства кустарного или полукустарного типа. Было несколько производств уже более крупных, но, во всяком случае, большого количества рабочих там не было. Были большая паровая и вальцевая мельница Тиссена за Панкратьевским мостом на Панкратьевской улице (она же Рабочая ул.), мельница Оленова. Её позже разобрали и она была переделана в прядильную фабрику или текстильный комбинат. Была мельница Вайнштейна, управляющий там был инженер Неймарк. Его сын Изя Неймарк стал профессором терапевтом где-то в медицинском вузе. Был лесопильный завод Рабиновича. В его доме-особняке, по Соборной улице разместилось Ч.К. /Г.П.У./. Были на берегу судоремонтные мастерские Вадона, на базе этих мастерских был развернут судостроительный завод имени III Коминтерна. * Были ещё производства с незначительным количеством рабочих. Кое-кто из них занимался революцией. Эти занятия выражались в том, что собирались кружки, там занимались политическим самообразованием, писались прокламации. Общего единства не было. Были группы социал-демократического направления, были социалисты-революционеры /эсеры/. Среди евреев было сильное националистическое, сионистское течение. |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Сионисты Люди изучали еврейскую историю, и еврейские языки /древнееврейский, израильский язык/, готовились к организации еврейского государства в Палестине. Палестина находилась в руках Турции и турецкое правительство благосклонно относилось к еврейской колонизации в Палестине. В то время Палестина была пустыней где жили кочевники арабы. Когда в России начались еврейские погромы, то началась массовая эммиграция евреев, главным образом в Северную Америку /США/ и Палестину. Обер-прокурор святейшего Синода Победоносцев, махровый черносотенец, организатор всей царской политики, сказал: «В России три миллиона евреев. Один миллион крестится т.е. перейдет в православие, один миллион перебьют, а один миллион эмигрирует». Он умер незадолго до февральской революции. Партия «Бунд» Среди евреев была еще партия «Бунд», эта была еврейская социал-демократическая рабочая партия. Бундовцы требовали равноправия для евреев в России. Была небольшая группа территориалистов, которые предлагали организовать еврейское государство где угодно необязательно в Палестине. Эту идею пропагандировали в Англии. Английское правительство предлагало организовать еврейское государство в Уганде, в Центральной Африке среди диких племен в климате совершенно не подходящем для еврейских переселенцев. И этот проект скоро отпал. Нужно отметить, что те евреи, которые эмигрировали в эти погромные годы, в 1904–1905 и последующие годы, хорошо успели. Среди херсонцев, в Палестине стал министром Моше Шерток. |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Гражданские права евреев в России Евреи, как нация в России, не пользовались никакими гражданскими правами и некоторые лица, чтобы устроиться, занять какое-нибудь положение в обществе, крестились т.е. шли в церковь. И священник там совершал обряд крещения и выдавал документ о принадлежности к православной церкви. Православная церковь была господствующей, государственной. Всякие отклонения от этой государственной православной церкви, всякие баптисты, молокане и др. преследовались и потому они иммигрировали в США и Канаду, где никто не мешал им молиться, как они хотели. Крещение евреев Крещение евреев имело большое значение, т.к. такой еврей получал все права, какими пользовались русские, он становился русским, и уходил совершенно от своей еврейской среды. Он женился на русской, и дети его считались русскими. Среди еврейского общества он считался ренегатом (отщепенцем), и о нем говорили с презрением. Уход в православие означал уход в противоположный враждебный лагерь, в лагерь врагов своего народа. При тех нравах, если в какой-нибудь еврейской семье человек крестился, то это было большим семейным несчастьем, большим грехом. Все родственники сильно переживали. Так, например, в Херсоне была семья Коган. Молодой человек Кубка Коган, чтобы поступить в Одесский университет крестился и поступил в университет. Но он сглупил, нужно же было ему надеть на шею крестик. Ночью, когда он спал, мать захотела его укрыть и обнаружила на его шее крестик. Его православие обнаружилось. Это было большим ударом для семьи. Был в колонии для душевнобольных (7 верст от Херсона) врач Гутштейн. Он был крещённым евреем, был женат на русской и имел двух детей. При крещении ему дали имя Савва Андреевич. На семейной жизни это, конечно же, могло отразиться. В Херсоне на Ришельевской улице, угол Соборной ул. был дом Криличевского. Он был присяжный поверенный. Он был евреем. Но во время погрома его жена на окне выставила икону, чтобы видели, что здесь живут русские. В Херсоне жил бывший правитель канцелярии губернатора, действительный статский советник Чирьев. Его сын Коля Чирьев женился на еврейской барышне из Елисаветграда, и с ней прижил двух сыновей. Жил с ней очень хорошо. Интересно, что в такой чисто русской аристократической семье, сын женился на еврейке, и вся семья к ней хорошо относилась. Её звали Людмила, но все называли ее Белочкой. У них был по Эрдельевской улице собственный дом и там был еврейский хедер, и так как Коля Чирьев во дворе общался с еврейскими мальчиками, то он научился говорить по-еврейски. Интересно, что позже, когда он был врачом, то вращался только в еврейском обществе. Были и такие, которые с переходом в лагерь врагов становились активными врагами своего народа. Известно, что когда Николаю I донесли, что некоторые евреи крестятся, но придерживаются ещё своих старых обычаев, как, например, по субботам кушают фаршированную щуку, Николай I ответил: «Это неважно, дети их уже будут русскими». |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Затишье после 1907 года После подавления генеральной репетиции революции 1905–1907 годов, наступила до некоторой степени затишье. Отношение между населением и властями установилось хорошее. Вспоминается такой факт. Когда нужно было уехать за границу для продолжения образования, так как в русские университеты трудно было попасть, нужно было написать прошение на имя Его превосходительства господина губернатора, для разрешения на выезд за границу и выдачу заграничного паспорта. Писалось это прошение на большом, двойном листе хорошей белой бумаге, наклеивались две гербовые марки по 75 копеек. Губернатор в 12 часов дня входил в приемную, где выстраивались все просители с прошениями в руках. Его сопровождал начальник или правитель канцелярии губернатора. Губернатор обходил всех просителей, вежливо выслушивал каждого, принимал прошение и тут же накладывал резолюцию и передавал правителю канцелярии. Прошение потом поступало в полицию, полиция собирала сведения о политической благонадежности. Через 1–3 недели нужно было явиться в канцелярию полицмейстера, и там из рук помощника полицмейстера получить паспорт. Всё это носило культурный, вежливый характер. Все эти начальники выполняли политику и инструкции из Петербурга от своих министров, но когда к ним обращались, то они принимали вежливо, культурно, и отвечали своевременно без волокиты. Вспоминается такой факт. С началом войны в 1914 году огромная масса студентов заграничных университетов евреев осталась не у дел, без возможности продолжать образование. Городская Дума в Херсоне решила ходатайствовать перед правительством за своих граждан о предоставлении им возможности учиться. Каждый из нас, студентов, написал на имя Городского Головы прошение. Официальных часов приема у него не было. Швейцар доложил обо мне, и я вошёл в кабинет и подал прошение. Городским Головой был Блажков (его после революции в Ч.К. расстреляли). Из всей этой затеи ничего не получилось, но всё же известное внимание и старание было проявлено. Ещё один случай из жизни молодежи г. Херсона. Из-за начала войны огромное количество студентов евреев, обучавшихся в заграничных университетах, не могло продолжать своего образования, так как из-за еврейской национальности их в российские университеты не принимали. Херсонская молодежь организовалась и послала делегата Фому Медведовского, толкового парня (позже при Советской власти он был профессором, зав. кафедрой в медицинском институте в Ростове на Дону) в Петербург к председателю Государственной Думы Родзянко и другим прогрессивным деятелям хлопотать о представлении нам возможности продолжать образование. Родзянко был крупным помещиком Екатеринославской губернии, был большим благотворителем. Министром народного просвещения был Кассо, махровый черносотенец изгонявший из университетов всех прогрессивно настроенных профессоров (позже он умер от рака; его оперировал харьковский профессор Трилиссер). Когда Медведовский беседовал с Родзянко, тот ему ответил, что сейчас очень трудно что-нибудь сделать, пока у руководства министерством стоит человек, которому ни один порядочный человек не подаст руки. Очень сочувственно к нам отнеслись Коновалов и, в особенности, Шингарев. Но переделать царскую политику они не могли. После Октябрьской революции, когда Шингарев и другой прогрессивный депутат Государственной Думы Кокошкин лежали в больнице, ворвались разъяренные матросы и убили их. Когда после Кассо в 1915 году министром народного просвещения стал граф Игнатьев, он целым рядом приказов дал возможность всем студентам «заграничникам» евреям поступить в университет. Это был наш светлый ангел в то кошмарное время. После Октябрьской революции он с семьей иммигрировал в Канаду и купил там ферму и стал фермером. Все херсонцы в 1915 году хлынули в Одессу и поступили в Одесский университет. Это было чрезвычайное происшествие. Никогда в медицинском факультете не было такого количества студентов. На I курсе было всегда 120 студентов, а стало 600. |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Антисимитизм Отношения между различными слоями и национальными группами до 1905 года были вполне удовлетворительными, но они ухудшились в связи с той антисемитской пропагандой, которая началась для отвлечения масс от революции, отношения ухудшились и обострились. По мере нарастания революционного движения и революционной активности усиливался и антисемитизм. Казалось бы, в чем евреи могли мешать другим народам? В России евреев был 1%, своими действиями и работой они ни кому не мешали, ни с кем не конкурировали, никому не мешали жить, но они были ответственны за то, что когда-то, 2000 лет назад распяли не существовавшего Христа. Кроме того, они хотели сбросить царя. Лозунг «За Веру, Царя и Отечество» вдалбливался в мозги русского народа, и народ с детства воспитывался в неприязненном отношении к другим народам страны. Этот антисемитизм имеет глубокую историю, и его всегда правящие круги использовали для отвлечения рабоче-крестьянских масс от революции. Известно, что великая французская революция 1789 года ознаменовалась сильными еврейскими погромами во Франции. Во Франции прокатилась сильная волна антисемитизма во время знаменитого «Дела Дрейфуса», когда французского офицера, еврея Луи Дрейфуса обвинили в шпионаже и передаче секретных документов другой державе. В результате процесса Дрейфуса посадили в тюрьму на «Чёртовом острове» где он просидел, пока писатель Эмиль Золя не выступил со знаменитой статьей: «Я обвиняю». Началось дело Эмиля Золя и кончилось тем, что Дрейфус был освобождён. Виновниками были австрийский майор Эстергози и некоторые военные работники французского генерального штаба, главным образом полковник Никар. После его разоблачения, чтобы уйти от суда он перерезал себе горло бритвой. Об антисемитизме много написано в сочинениях Фейхтвангера (еврей Зносс и др.), у Вальтера Скотта в романе «Айвенго» из периода средних веков в Англии. Антисемитизм был той злокачественной язвой, которая разъедала организм общества. Культурная часть русского общества критически относилось к пропаганде антисемитизма, хотя и не выступала открыто против. Но все же пропаганда антисемитизма постепенно проникала в сознание населения, и в той или иной степени оставляла свои следы. Так, например, в Херсоне на Привозной площади, где при Советской власти была открыта швейная фабрика, против дома Скарлато был мануфактурный магазин Родченко. Мадам Родченко очень активная женщина, с большим вниманием относилась к молодым людям и любила общество молодых людей, и у неё собиралось культурное общество. Две дочери её учились играть на скрипке, и позже стали концертирующими скрипачками. Среди гостей преимущественно были евреи, и когда все расходились домой, то комната проветривалась и прокуривалась, чтобы вышел еврейский дух. Своим легкомысленным поведением она довела своего мужа до банкротства, и он умер, а дело лопнуло. Ещё пример. В Херсоне на 3-ей Форштадтской улице №14 в доме Векслера жила семья чиновника Медведкова. Моя мать у них бывала, её мило принимали и угощали. Была там девочка 3-х лет. Как-то девочка во время детской игры оказалась возле нашей квартиры, и мать позвала её и насыпала ей в карманчик передника конфеты и орешки. Когда девочка вышла во двор, её мать увидела, что та выходит из нашей квартиры с угощением, все эти лакомства выбила, высыпала на землю с возгласом «брось, брось». Она не могла допустить, чтобы девочка могла получить угощение в еврейском доме. Между прочим, вспоминается такой случай. В 1917 году я переезжал в поезде из Румынии в Киев. Вагон был переполнен пассажирами, по преимуществу военными. Было много офицеров и дам офицерского общества. Было много споров о положении в стране, о неудавшемся наступлении в июле 1917 года и эта, так называемая культурная и интеллигентная публика обвинила во всех бедах евреев большевиков. Помню одна молодая дамочка, блондинка говорила: «Конечно там все евреи. Троцкий еврей, Ленин – еврей». Ленина тоже сделали евреем. Был там один военный техник латыш, он всё время спорил с одним офицером русским. Латыш по своим убеждениям склонялся к большевизму, а офицер к белогвардейщине. |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | После Октябрьской революции было объявлено о равноправии всех наций, и антисемитизм преследовался. Проявление антисемитизма рассматривалось как контрреволюция, и за проявление антисемитизма можно было попасть в Ч.К. и лишиться жизни. Воспитание, которое дети получали в школе в новых условиях, носило интернациональный характер, но антисемитизм, который был у родителей, передавался детям. Все же до 1941 года уже проявления антисемитизма не было. Смешанные браки между русскими и евреями были частыми явлениями. Еврейские мужья ценились по сравнению с русскими. Евреи – народ трезвый, пьяниц среди евреев почти не бывает; евреи отличаются верностью своим жёнам. Оформляется брак уже не в церкви, а в ЗАГСе. Но во время войны врагу было необходимо расколоть единство советского народа и шпионы, агенты германского правительства пробирались через Иран и Афганистан и распространяли всякие слухи подрывного характера, и затухающий антисемитизм снова возродился с громкой силой. Причем этот антисемитизм имел место не только в тылу, но и на фронте. Некий Митя Сафрис, житель Харькова был во время войны разведчиком. Один из его группы в разговоре некрасиво отозвался о евреях. Тут Сафрис, у которого брат уже погиб на фронте, пришел в ярость, схватил этого антисемита и выбросил в окно. Тот упал и сломал себе ногу. Комиссар части вызвал Софриса для объяснения и тот сразу спросил комиссара, будем ли мы поощрять антисемитизм. Пришлось комиссару «проглотить пилюлю» и замолчать. Как можно идти на опасное дело в разведку с врагом, который может послать пулю в затылок! Нужно отметить, что до Первой империалистической войны, в перерыве между погромами, антисемитизм активно не проявлялся. Это было искусственно насаждаемое явление. Каждая национальность жила своей жизнью и не мешала жить другим нациям. |
Лайк (1) |
Avtenieva Модератор раздела Россия, Самара Сообщений: 218 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 214 | Часть 2-я Как и чем жили люди в Херсоне? Городской клуб Некоторые представители крупной и средней буржуазии по вечерам собирались в городском клубе (Городское собрание; при советской власти там был организован клуб союза «Металлистов»). Там проводили время за игрой в карты. Была определенная группа людей, которая систематически, ежевечерно отправлялась в клуб, для игры в карты. Играли в азартные игры. Можно было либо выиграть несколько тысяч рублей, либо проиграть. Чаще всего проигрывали. Постоянным посетителем был нотариус Куликовский, аристократ, барин. Его нотариальная контора находилась на Суворовской улице, возле Потемкинской улицы. Он выигрывал или проигрывал большие суммы денег. Была мадам Роговская, жена полицмейстера Роговского, ярая картежница. Полицмейстер Роговский был тихий, спокойный человек, за день до погрома 1905 года он подал в отставку. Этот факт характеризует его как порядочного человека. Он имел небольшой домик на Северном форштадте и спокойно проживал на пенсию. Приходится только удивляться, где у людей хватало сил ежедневно или правильнее ежевечерно просиживать за картами до 3–5 часов утра. Были люди, которые делали из картежной игры профессию. Был некий Шур, человек больной туберкулезом, от туберкулеза он и умер. Семья его жила из того, что он играл в карты. |
Лайк (1) |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед → Модератор: Avtenieva |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Avtenieva » Херсон 1900-1917 [тема №121040] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |