Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ф. 241

Верхне-Имбатская Успенская церковь

← Назад    Вперед →
Ryslaniys

Ryslaniys

Красноярск
Сообщений: 413
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 577
Ф. 241 "Верхне-Имбатская Успенская церковь Туруханского уезда, Енисейской губернии Благочиния г.Туруханска" 1726-1920 гг., 112 дел.
Манифесты императрицы Екатерины II, указы Синода, Тобольской духовной консистории, Туруханского духовного правления; манифесты имераторов; указы Енисейской духовной консистории; предписания благочинного священника; метрические книги; исповедные росписи; богослужебные журналы; доходно-расходные ведомости; клировые ведомости; план часовни в селе Верхнеимбатском.
Историческая справка на 1916 год:
Верхне-Инбацкий Успенский приход получил свое начало в 1719 году. До того времени он, по всей вероятности, входил в состав прихода города Мангазеи (ныне упраздненного) что на реке Таз, и города Туруханска, как пунктов, которые впервые возникли при заселении Туруханского края русскими (город Мангазея возник в 1601 году, а становище при устье реки Турухана - в 1607 году). В 1719 году в Туруханский край прибыл Высокопреосвященный Митрополит Тобольский и Сибирский схимонах Феодор, сколько для обозрения церквей, столько, или ещё более того, - для Евангельской проповеди между язычествующими инородцами, по собственному желанию и во исполнение самодержавной воли Петра 1-го. Узнав, что остяки, живущие в соседстве с русскими, находятся ещё в язычестве, святитель предложил им слово о Христе, присовокупив к сему, что все новокрещенные получают и царские милости: рубахи и кафтаны при св. крещении, трехлетнюю льготу от платежа ясака и безмездную выдачу из казны хлеба. И Господь отверз двери слышащим. Более 400 душ восприняли св. крещение. Архипастырь для большего утверждения новообратившихся к св. вере и распространения её между коснеющими в язычестве, в то же время, как гласит предание, дал им священника и благословил постройку св. церкви, избрав для оной зимовье Верхне-Инбацкое, названное так по р. Инбаку, как сборный пункт инородцев. Постройка первой церкви, по распоряжению правительства, производилась "казенным коштом", "церковь была снабжена всем необходимым. Посвящена она была имени Божией Матери честного и славного Ея Успения". Первая церковь и вторая (обе деревянные) последовательно одна за другой сгорели вместе с утварью и архивом.
Село Верхне-Инбатское расположено на правом, довольно высоком берегу реки Енисей, при впадении в него реки Инбак. Местность нельзя назвать вполне здоровой. Страшные морозы зимой, доходящие до -60 градусов, резкая перемена погоды весной, летом и осенью, способствуют болезням: ревматизму и параличу ( инсульты ). Впрочем, суровость климата смягчается обилием хвойных деревьев; ель, кедр, пихта, изредка сосна, лиственница. Туберкулезных заболеваний наблюдается мало. Село Верхне-Инбатское расположено в 1028 верстах от Красноярска, 707 верстах от Енисейска и в 377 верстах от Туруханска. В селе имеется почтово-телеграфное отделение и фельдшерский пункт. Летом останавливаются пароходы.
В составе прихода входят, кроме Верхне-Инбатского 20 деревень.
Вниз по Енисею:
деревня Алинская в 23 верстах
деревня Кангатова в 45 верстах
деревня Зырянова в 77 верстах
деревня Нижне-Инбатская в 100 верстах
деревня Маркова в 120 верстах
деревня Ямская-Верещагина в 142 верстах
деревня Бакланиха в 167 верстах
деревня Новинская в 192 верстах
деревня Татарская в 209 верстах
деревня Пупковская в 229 верстах
деревня Баиха в 242 верстах
деревня Новозалесинская-Сухая Тунгуска в 274 верстах
деревня Костинская в 290 верстах
деревня Мельничная в 307 верстах
Вверх по Енисею
деревня Искуль в 16 верстах
деревня Бородина-Долгоостровская в 25 верстах
деревня Чулкова-Сургутская в 55 верстах
деревня Новоселовская в 75 верстах
деревня Бахта в101 версте
деревня Мирная в 121 версте
Все деревни заселены давно, лет 150-200 тому назад. По сведениям, полученным от местных старожилов, можно полагать, что жители деревень потомки ссыльных губерний и областей Европейской и Азиатской России. Пути сообщения в приходе удобны только зимою по льду Енисея. Весной и осенью всякое сообщение, в течении месяца и более прекращается из-за распутицы и ледохода. Сухопутных дорог не существует. Летом езда на лодках (против течения бечевником на собаках, а по течению на гребнях) крайне неудобна из-за частых ветров и бурь.
Нынешний храм в селе Верхне-Инбатском окончен постройкой в 1803 году (нижний этаж), после второго деревянного храма, сгоревшего в 1789 году. Церковь зданием каменная, двухэтажная с такой же при ней колокольней. Построена стараниями прихожан русских и инородцев, с помощью доброхотных жертвователей по сборным книжкам. Престолов в ней два; в нижнем этаже - во имя Св. Николая, а в верхнем - во имя Успения Богоматери. Церковь выстроена не сразу. В 1803 году закончен постройкой и освящен лишь только нижний этаж - во имя святителя. Николая. Главный престол во имя Успения Богоматери, находящийся в верхнем храме освящен в 1834 году. В архиве церкви сохранились сборные книжки на строительство храма:
1. По указу Ея императорского Величества Самодержицы Всероссийской и по благословению преосвященейшего Варлаама Епископа Тобольского и Сибирского, из Тобольской духовной консистории, дана сея за шнуром и печатью книга, по прошению Енисейского купца Григория Скорнякова, Туруханского заказа в Инбатскую волость к церкви Успенской для собрания дателей прикладов на строение в оной волости вновь возводимой в то именование каменной Успенской церкви, которой сбор чинить самим оной церкви церковнослужителем, или кому о них из прихожан надежному заведомому команды их при письменном виде вверен будет.... впредь от нижеписанного месяца и числа через четыре года в Тобольской епархии, а по улицам, ярмаркам, гульбищам с образом и со свечами не волочиться под штрафом февраля 1 дня 1791 года. Следуют подписи.
2. В 1799 году, февраля 4 дня за №193 из Тобольской Духовной Консистории, выдана вторая сборная книжка на тот же предмет на три года.
3. В 1823 году из Тобольской Духовной Консистории по рапорту Туруханского Духовного Правления, на имя Верхне-Инбатского прихожанина, крестьянина Степана Давидова сына Щеглова, выдана книга для сбора пожертвований «во единой единственной Тобольской Епархии на достроение и поправку каменной Успенской церкви в селе Верхне-Инбатском на три года».
Пожертвования боголюбивых христиан - сибиряков полились обильной рекой и дали средства к постройке прекрасного каменного храма, ласкающего взор своею легкой изящной архитектурой и чистотой отделки. Особенно много пожертвований поступило от остяков, жертвовавших на построение пушнину: белок, горностаев и др. В храме и в архиве старинных икон нет: пожар первой и второй церквей все уничтожил. Из церковной утвари сохранились оловянные сосуды. Из старинных богослужебных книг следует отметить:
1. Рукописная тетрадь - «Выписка молитв из требника Петра Могилы, напечатанного в граде Киеве". Кто и когда переписал эти молитвы неизвестно, так как первых и последних страниц нет; судя по особенностям письма и грамматики, переписку молитв можно отнести к половине XVIII века.
2. Служебник, изданный 1693 года 1 января «повелением Благоверных Великих Государей наших царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, всея великия и малыя белыя России Самодержавцев.
3. Минея за сентябрь, октябрь, ноябрь - без первых листов, а потому неизвестно время напечатания её, внизу же написано следующее «Книга глаголемая минея священника Иоанна Матвеева сына Вырынаева, подписал своею рукой сего 1725 года, 27 августа.
4. 11 миней месячных, издания 1710 и 1711 гг. (за ноябрь нет).
5. Псалтырь старинной печати и бумаги, издание — неизвестно.
6. Устав издания 1802 г.
7. Книга поучений изд. 1783 г. 10 апреля.
8. Книга Деяний Св. Апостол 1789 г.
9. Псалтырь 1763 г.
При церкви хранятся печатные Императорские Манифесты, Синодские указы с 1712 года, но далеко не все. Многие документы погибли от пожаров или же пропали. Из грамот и актов более примечательны:
1. Грамота на постройку церкви в Инбатском селении во имя Успения Пресвятой Богородицы от Высокопреосвященного Антония, Митрополита Тобольского и Сибирского от 6 октября 1726 года.
2. Грамота на построение церкви вместо сгоревшей от Митрополита Тобольского от 2 декабря 1844 года за № 1717.
3. Акт, составленный Архимандритом Лаврентием и данный на имя священника Никиты Кожевникова на принятие устроенной церкви во имя Успения Богородицы в селе Верхне-Инбатском от 1 сентября 1732 года.
4. Царская и Патриаршая грамота об утверждении св. Синода с изложением православного Исповедан. Восточн. Кафолич. Церкви, печат. в Москве 1739 г.
При храме ведется церковная летопись с 1862 года. Ничего интересного, выдающегося из жизни прихода с означенного времени не написано. При церкви имеется довольно солидная и содержательная библиотека...
В приходе шесть часовен с алтарями, в которых совершается Божественная литургия на переносном Антиминсе.
1. Старейшею из часовен является св.-Георгиевская в деревне Ямской-Верещагиной, она построена и освящена в 1866-1867 гг.
2. За нею следует Петро-Павловская часовня в деревне Бахте, построенная в 1872 году семьей местных крестьян — Хохловых. Петр Хохлов за постройку и украшение часовни имеет благословение святого Синода.
3. Часовня в д. Чулковской, во имя святого Иннокентия Иркутского, построена в 1896 году и 1897 г. на средства общества местных крестьян, при руководительстве священника отца Михаила Прозоровского.
4. Свято-Митрофаниевская часовня в деревне Мирной, построена в 1908 году.
5. Часовня в честь Трех Святителей в деревне Зыряновой закончена и освящена в 1907 году.
6. Баишинская св.-Михайловская часовня начата постройкой в 1895 году и освящена в 1899 году.
В приходе одна церковно-приходская школа в селе Верхне-Инбатском. Помещение - собственное, выстроено в 1902 году на средства прихожан. В помещении школы имеется квартира для учителя, состоящая из трех комнат. В 1914-1915 учебном году числилось 33 человека детей обоего пола.
Причт состоит из священника и псаломщика. Жалование священнику 582 рубля, псаломщику 196 рублей, от Миссионерского комитета в 1914 году получено священником 450 рублей и псаломщиком 250 рублей, на разъезды причта из казны отпускается 50 рублей в год. Священнику от Миссионерского комитета положено получать за выслугу в Туруханском крае, после каждого пятилетия по 40 рублей в год. Кружечных доходов получается около 500 рублей в год. С доходного билета Щеголевой получаются в пользу причта проценты в сумме 3 руб 33 копейки в год. Причтовых домов два - для священника и для псаломщика. Оба дома с их надворными постройками очень ветхие. Земли при церкви состоит усадебной вместе с церковным погостом 3 десятины и сенокосной 10 десятин. По суровости климата земля не приносит никаких доходов. Церковный капитал в сумме 3963 рубля хранится частью в казначействе, а часть взаимообразно отдан комитету по постройке Доходного дома - 600 рублей. Причтовых капиталов нет.
Население прихода состоит из русских и инородцев. В 1914 году русских насчитывалось 940 душ мужчин и 986 душ женщин. Русское население прихода - потомки бывших ссыльных из разных губерний России, Европейской и Азиатской. Жители прихода занимаются рыбной ловлей, звероловством, торговлей и очень в ограниченных количествах - скотоводством.
Некоторые дела:


Метрические книги и исповедные росписи Верхне-Имбатской Успенской церкви в других фондах ГАКК:
← Назад    Вперед →
Вверх ⇈