Рузанов Михаил Афанасьевич
Михаил родился в Воскресенском в ноябре 1895 года.
Обучился, стал грамотным.
Женился в ноябре 1913 года, когда ему исполнилось 18 лет и два дня, на Пискановой Агапье (Агафье) Стефановне (Степановне).
Через год с небольшим у молодоженов родилась дочка, Анастасия.
В августе 1915 года он был в Воскресенском и стал крестным отцом. Потом, видимо, был мобилизован в императорскую армию, так как второй ребенок, сын Иван, родился у пары только в сентябре 1918 года, через четыре года после первенца. Следующее дитя, снова Анастасия, родилась через два года после Ивана, в декабре 1920. Скорее всего, перерыв получился из-за мобилизации в Красную армию.
Потом родились Мария (1924), Анна (1926), Александр (1931), всего шестеро.
До 1917 года Михаил занимался сельским хозяйством вместе с братьями, а потом – самостоятельно. Числился середняком вплоть до декабря 1930 года, когда под нажимом вступил в колхоз.
На войне
В 1915-16 годах рядовой Михаил Рузанов служил в императорской армии.
В 1918-1922 служил в Красной армии ординарцем у военкома на колчаковском фронте. В начале 1920 года, видимо, получил отпуск и побывал в Воскресенке. Сын Иван родился в декабре после побывки отца.
В лишенцах
Война кончилась, надо было приспосабливаться к новой мирной и советской жизни. Михаил приспособился так, что в 1929 году стал членом сельсовета, а в 1930 году колхозником.
Он недолго побыл колхозником: вступил в декабре 1930 года, и был «вычищен» из колхоза через пару недель, в январе 1931, как виновный в «эксплоатации». На него завели «дело», которое можно почитать в Самарском областном архиве [61] и многое узнать или предположить.
Долой кулака из колхозаРисунок 28 – Советский агитационной плакат 1930 года
В феврале 1931 года, на второй год раскулачивания, когда настоящих кулаков в селе не осталось, а план по ликвидации кулачества надо было выполнять, на сельском сборе бедноты Михаила переквалифицировали из середняка в кулака и постановили выселить за пределы Самарского края:
Выписка из Протокола №
Заседания Группы Бедноты при Воскресенским с/совете состоявшееся 9/II-31 года
Присутствовало 21 челов
Под Председательством Погодина
секретаря Малыхина
Повестка дня:
1.) Выявление кулацких хозяйств
2.) Разное
Слушали: Выявление кулацких хоз-в
Прения: Самарцев И. Ф., Нечина Елизавета, Хорошев Фед, Чучелин Пав. Ив., Малыхин Алексей, Погодин Пав, Нечин Сергей, Загоринский Потап котрыя останавливались на следующих гр-н:
Рузанова Михаила Афанасьева
До революции имел вечныя участки совместно с братьями имел годовые работников до 1929 года
Постановили признать кулаком выселить
Председатель заседания Погодин
Секретарь Малыхин
… выписка верна
Делопроизводитель
Чучи ...неразборчивая подпись...
Тогда же его заодно лишили избирательных прав (Рисунок 29).
Дана настоящая справка в том что гр-н Рузанов Михаил Афанасьевич лишен избирательных прав за эксплоатацию наемного труда Воскресенским с/сов 9 февраля 1931 г. … Зав. Столом Лишения ДаровскаяРисунок 29 – Справка: Рузанов Михаил – лишенец
Через месяц, 14 марта, Михаила, его жену и четверых младших детей внесли в список на выселение из края.
Ему было 35 лет.
Машина репрессий работала напряженно, но неожиданно что-то резко изменилось. Возможно потому, что председателем сельсовета стал бывший его секретарь Малыхин.
В тот же день, 14 марта, когда Михаил попал в список на выселение, Малыхин написал социально-экономическую характеристику на Михаила, в которой назвал его не кулаком, а середняком, и отметил, что решением сельсовета Михаила уже вернули в колхоз.
В малыхинской характеристике утверждалось, что пятеро Рузановых-братьев владели до 1917 года 100 десятинами земли, двадцатью лошадьми, двенадцатью коровами, пятьюдесятью головами мелкого скота и нанимали 50 батраков для сезонных работ.
ОГПУ работало одновременно с Малыхиным, но в противоположном направлении. Поэтому в социально-экономической характеристике, которую написал уполномоченный ОГПУ 31 марта – через две недели после малыхинской – он утверждал, что у пятерых братьев до 1917 года было не 100 десятин, а 120 гектаров земли, не двадцать, а двадцать пять лошадей, не двенадцать, а пятнадцать коров, не пятьдесят, а семьдесят голов мелкого скота, не 50, а 150 сезонных батраков (это в три раза больше, чем в малыхинской характеристике). И – главное – Михаила вновь причислил к кулакам.
Получилось, что четырнадцать лет назад братья были гораздо богаче, чем считали односельчане и они сами. И «разбогатели» они благодаря «линии партии» всего за две недели.
Видимо, числа, подчеркнутые красным карандашом, и были составом «вины»Рисунок 30 – Фрагмент социально-экономической характеристики на Михаила 14 марта 1931 года
Где Малыхин и уполномоченный ОГПУ брали эти числа? Если Малыхин был воскресенским старожилом, то он мог опираться на свою память, а потом округлять. Районный уполномоченный знать не знал про хозяйство Рузановых четырнадцать лет назад, поэтому он мог только выдумывать.
ОГПУ готовило выселение: 31 марта к характеристике добавили справку, что Михаил и члены семьи находятся в Воскресенке (т. е. не скрылись).
3 апреля президиум сельсовета с председателем Малыхиным решил восстановить Михаила в правах голоса. Это спасло Михаила от массового выселения, которое прошло в мае 1931 года.
Районная же власть знала пока только о февральских сельсоветских решениях. Поэтому 19 апреля президиум Самарского райисполкома подтвердил февральское решение сельсовета и лишил Михаила избирательных прав.
26 апреля Малыхин и уполномоченный ОГПУ пришли, надо полагать, к соглашению. В третьей социально-экономической характеристике, которую они подписали оба, Михаил стал середняком, а дореволюционное имущество братьев они «усреднили» между малыхинской и огпушной оценками. По земле вернулись к оценке Малыхина в 100 десятин. Количество лошадей еще более увеличили до тридцати. Количество коров взяли из оценки уполномоченного в пятнадцать голов. Мелкий скот вернули к малыхинской полусотне. Количество сезонных батраков назначили равным 100, т. е. средним между 50 и 150.
25 августа та же самая группа бедноты, которая в феврале постановила «раскулачить и выселить», получив очередные разъяснения из центра, и на основе данных о службе Михаила в Красной армии, прежде известных, решила восстановить его в избирательных правах.
Выписка из Протокола № 12
Собрания группы бедноты при Воскресенским с/совете состоявшегося 25 августа 1931 г.
Присутствовало 30 человек
Председательствует Малыхин
Секретарь Лобачев
Повестка дня:
1.) Пересмотр дел лиц лишонных избирательных прав
2.) Разное
Слушали: Вопрос о пересмотре материала о лицах лишонных избирательных прав в разное время. Руководитель группы тов Малыхин пояснил, что дело возвращенное для пересмотра не только по Воскресенскому с/совету а и по друг. с/советам для окончательной их проверки, т.-к. в некоторых делах имеются разно-речевые данныя, которые мы должны проверить и в последний раз безпрестрастно сказать свое веское слово.
Заслушав информацию тов. Малыхина общее собрание
Постановило: гр-на Рузанова Михаила Афанасьевичь. Восстановить в правах гражданства, принимая во внимание службу его в Красн армии, которая в период его лишения было упущено из вида тогда как из материала видно что он был в боях против Колчака.
Председатель с/сов. Малыхин
Секретарь Лобачев
…
12 ноября 1931 года Самарский райисполком утвердил ходатайство сельсовета о восстановлении Михаила в правах:
Выписка из протокола заседания Самарского райисполкома от 12/XI-31 протокол № 44
ПО ВОСКРЕСЕНСКОМУ СЕЛЬСОВЕТУ
СЛУШАЛИ:
64. Ходатайство Воскресенского сельсовета от 25/VIII-31 г. протокол № 12 о восстановлении избирательных правах РУЗАНОВА Михаила Афанасьевича 35 лет села Воскресенски лишеннаго избирательных прав Сам. Риком от 14/IV-31 г. протокол № 14 по причинам эксплоатации до 18 года 6 год<вых>. 100 сезонных батраков при наличии 100 дес. посева 30 лош. 15 коров 50 голов мелкого скота ветряной мельницы. –
ПОСТАНОВИЛИ:
Учитывая, что Рузанов М. А. до революции хозяйство вел совместно с братьями, а все последующее время самостоятельно заключающего в 8 га посева 3 лош. 1 кор. эксплоатацией 1 год<вых>. 10 сезонных батрак<ов> что в <неразборчиво> ухода в Красную армию сроко<м> с 18 по 22 год на колчаковский фронт. Состоял членом сельсовета в 29 г. – в избирательных правах восстановить.
…
Надолго ли? Советская власть вела «борьбу с кулаками» до 1936 года, ей нужны были все новые и новые враги.
В апреле 1933 года руководители Средне-Волжского крайкома и крайисполкома написали Сталину докладную записку [62] с просьбой выселить из края еще 7 тысяч семей:
«Срочно
Ц.К. ВКП(б) - т. СТАЛИНУ.
После речи т. Сталина на январьском пленуме ЦК, после решения пленума ЦК и Сессии ЦИК борьба с кулачеством по С.В. Краю резко усилилась. После первого января по всем районам края дополнительно выявлено и вычищено из колхозов 3000 кулаков. К вычищенным местные органы, как правило, применяют все виды взысканий: индивидуальное обложение, новые задания по мясу, хлебу, штрафы по 61-й ст. и т.д. Однако эти мероприятия далеко недостаточны для настоящей ликвидации кулацкого влияния.
В большинстве вычищенные из колхозов кулаки (за исключением арестованных ГПУ за вредительство) остаются в своих селах, что дает им громадную возможность для подрывной работы.
…
В связи с наступлением лета не исключена возможность организации банд из кулацкого элемента.
…
Крайком и Крайисполком считают совершенно необходимым провести изъятие и выселение за пределы края в текущем году в течение мая-июня не менее 6-ти тысяч кулацких хозяйств и 1 тыс. хозяйств наиболее разложившихся единоличников, почему просит ЦК разрешить произвести указанное выселение.
Секретарь Средне-Волжского крайкома ВКП(б) В. Шубриков
Зам. Председатель Средне-Волжского крайисполкома К. Вашл<неразбоч>».
23 апреля 1933 г. Политбюро ЦК согласилось с предложением Средне-Волжского крайкома [63].
В мае решение было отменено, поэтому в июне секретарь крайкома Шубриков запросил в ЦК новых указаний [64]:
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
тов. СТАЛИНУ
Средне-Волжскому краю было намечено к выселению 7 тысяч кулацких хозяйств, после же сокращения выселено было одна тысяча хозяйств, остальные 6 тысяч хозяйств приготовлены к выселению, но были распущены. Отобраны были действительные кулаки, выявленные и вычищенные за 1932-33 г. из колхозов, совхозов и МТС. После роспуска это кулачество, раскулаченное и выброшенное из колхозов, надо как-то пристроить, потому что в совхозы и на заводы мы их принимать не можем, наделять землей также, поэтому часть из них и ушло в бандгруппы и воровские шайки, семьи же по селам нищенствуют.
Мы считаем необходимым создание в районах края по 1-2 поселка, куда и расселить означенное кулачество, для чего выделить менее удобные земли и часть излишествующего инвентаря, таким путем предоставив им возможность трудового существования.
Просим Ваших указаний».
Поэтому вполне возможно, что Михаил попал под новую выселенческую кампанию.