И опять благодаря статье я нашла сведения о Валентине - дочери Иосифа Игнатьевича Садлуцкого и Луизы Карловны Нерво (её родители Карло Нерво и Анна Бужьяни). После чего опять связалась с Викторией Кейль, а та подтвердила, что Валентина была замужем за Владимиров Андреевичем Полторацким, у них были дети Борис и Елена (1902-1994 г.г.). Елена Владимировна Полторацкая вышла замуж за Стрелецкого Сергея, в этом браке родилась Наталья Сергеевна Стрелецкая (по мужу Левицкая). Мне, к сожалению, не удалось застать Наталью Сергеевну в живых, но с её сыном Василием Левицким мне удалось пообщаться, у него очень много разрозненных записей мамы, касающихся семьи Садлуцких и Полторацких, но пока у него не доходят руки разобраться и систематизировать эти записи. Я знаю, что они бесценны. И очень надеюсь, что когда-нибудь эти записи увидят свет.
В этой статье рассказано о судьбе Валентины Иосифовны Садлуцкой (Полторацкой), её дочери Елене Владимировне (по мужу Стрелецкая) и внучке Наталье Сергеевне (по мужу Левицкая).
В гостях у родственницы Анны КернАвтор: Елена Николаевна Егорова
"...Когда моя книга «“Я вас любил...” Пушкин в доме Олениных» вышла в свет, мне захотелось встретиться с потомками моих героев. В музее-усадьбе “Приютино” мне дали адрес Натальи Сергеевны Левицкой, которая приходится прапраправнучатой племянницей моим героиням Анне Керн и Анне Олениной.
Предварительно договорившись по телефону, спешу по указанному адресу. Это обыкновенная многоэтажка на окраине Москвы и ничем, на первый взгляд, не примечательная квартира. Дверь открывает приветливая невысокая женщина преклонных лет - Наталья Сергеевна. Знакомимся, я дарю ей свою книгу, передаю приветы от сотрудников музея “Приютино”. Она с любопытством рассматривает мой подарок и рассказывает, что очень интересуется своими предками, их характерами, судьбами и внешностью, пишет семейную хронику рода Полторацких. Наталья Сергеевна является так же, как Анна Керн и Анна Оленина, потомком Марка Федоровича Полторацкого, родоначальника большой культурной семьи, получившего дворянство за ревностное служение руководителем придворной певческой капеллы при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II.
Наталья Сергеевна приносит свои работы, семейные фотоальбомы и начинает увлекательный рассказ о предках, упоминая о себе лишь по моим просьбам. Особенно подробно повествует она о жизни своей матери Елены Владимировны Полторацкой (1902-1994). Она была прапраправнучкой Павла Марковича Полторацкого, с сыном которого Алексеем Павловичем Пушкин встречался в Петербурге и Кишиневе. Прадедом Елены был другой сын Павла Марковича - Александр Павлович Полторацкий, который служил начальником Петрозаводского пушечного завода. Один из его сыновей, Владимир Александрович Полторацкий (1828-1886) был известным боевым генералом, губернатором Семипалатинской области. Некогда Полторацкие были очень состоятельны, но потом обеднели. Дед Елены Владимировны, Андрей Александрович, работал воспитателем в Воронежском военном корпусе, получал небольшое жалование. Его сыновья Владимир и Виктор в детстве зимой гуляли по очереди: у них было одно пальтишко на двоих. К началу XX века большинство родственников зарабатывали на жизнь наемным трудом или военной службой. Виктор и Владимир Полторацкие приехали служить в Тифлис в Мингрельский полк, рано женились, но их жены не ладили между собой, поэтому семьями они не общались. Виктор Андреевич умер в 1911 году, не успев вырастить своих троих детей Виктора, Николая и Татьяну. Жена его Зинаида Петровна позднее вышла замуж за известного в городе врача Рубена Абгаровича Бекзадяна, который очень ее любил и помогал ей воспитывать детей.
Владимир Андреевич Полторацкий перешел на службу в Тифлисское юнкерское училище. В Первую мировую войну он воевал на Турецком фронте. Он был женат на Валентине Иосифовне Садлуцкой, внучке известного в Тифлисе театрального художника итальянского происхождения Карла Нерво,В начале XX века Елена, как и подобает юной дворянке, училась в гимназии. Особенно увлекалась она литературой, искусством, переписывала в свои тетрадки стихи Тютчева, Фета, Соллогуба, а позднее Северянина, Агнивцева и Блока. В свои 17 лет она была весьма привлекательной, если судить по старинному фотопортрету: чуть удлиненное лицо, прямой нос, высокий лоб, изящные брови, красивые задумчивые глаза, хотя и не такие большие, как у Анны Керн. Не только внешностью походила Елена на свою знаменитую прародительницу. “Обеим были свойственны повышенная эмоциональность, романтическая чувствительность со склонностью к страданиям, особенно в делах сердечных,”- пишет Н.С. Левицкая в своей хронике. Как и Анна Керн, Елена Полторацкая отличалась естественным кокетством, была очень влюбчива и ради любви могла порой изменить на какое-то время долгу перед родными.
Однажды в живописном городском саду, расположенном на левом берегу Куры, на том месте, где был позднее построен “Дом книги”, гимназистка Елена познакомилась со своим двоюродным братом Виктором, но обстоятельства сложились так, что их дружба была недолгой. Виктор Викторович переехал в Баку.
После Октябрьской революции Владимир Андреевич Полторацкий вынужден был эмигрировать сначала во Францию, а потом в Югославию. Скончался он в Загребе в 1942 году. Елена Владимировна с матерью (Валентина Иосифовна Полторацкая умерла в 1921 году, через несколько месяцев после рождения внучки Наташи, которую успела втайне от зятя окрестить - прим. автора) и братом Борисом осталась в Тифлисе. Она успешно закончила гимназию и позднее, получив профессию стенографистки, работала в различных советских учреждениях. Елена Владимировна рано вышла замуж по взаимной любви. Ее супругом стал Сергей Николаевич Стрелецкий, происходивший из незнатной дворянской семьи: его предок был священником Стрелецкой церкви в Москве. Отец Сергея служил полковником русской армии. Несмотря на свое происхождение, юноша увлекся революционными идеями, пошел служить в Красную Армию. В 1921 году он вступил в коммунистическую партию. Вскоре его назначили председателем военного кооператива. Во время служебных поездок по Грузии Сергей Николаевич не раз был свидетелем жестокого подавления выступлений крестьян против новой власти. В 1923 году он подвергся необоснованному аресту органами ОГПУ, его грубо допрашивали, били, но через три дня освободили за полной невиновностью. Эти обстоятельства так потрясли Сергея Николаевича, что он вскоре вышел из партии. Его сняли с руководящей работы, но все же оставили в Красной Армии. Демобилизовавшись, Сергей Николаевич работал преподавателем географии в средних школах Тбилиси, в Закавказской пехотной школе, был одним из основателей туристического бюро в Тифлисе и экскурсоводом по городу и окрестностям.
Брак Елены Владимировны и Сергея Николаевича, отца Натальи Сергеевны, оказался непродолжительным. В 1931 году он вместе с дочкой переехал в Ленинград, где работал преподавателем в сельскохозяйственном институте. Однако вскоре Наташа вернулась к матери в Тбилиси. В подростковом возрасте она включилась в интенсивную культурную жизнь Елены Владимировны, которую окружали интересные люди. Возможность общаться с известными литераторами, учеными, политиками Елене Владимировне давала профессия стенографистки. Помимо записи речей на съездах Компартии Грузии, конференциях и заседаниях в различных советских учреждениях, где она работала, Елена Владимировна по приглашениям стенографировала научные доклады, выступления писателей, поэтов. Интересно, что тогда же в Тбилиси работала стенографисткой ее троюродная сестра Нина Алексеевна Полторацкая. Молодые женщины были знакомы, но даже не подозревали о своем родстве: родственные связи в бывших дворянских семьях зачастую были оборваны, т.к. люди старались скрывать свое происхождение от властей..."
Здесь можно прочесть статью полностью
https://proza.ru/2008/08/28/523