Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Лазаренко

Украинские переселенцы из Роменского уезда Полтавской губернии в Приморье

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: max shestyora
max shestyora
Модератор раздела

Сахалин -> Москва
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 273
История про репрессированного предка
16.02.2019 г.

Родословной я занимаюсь больше 15 лет. В самом начале я расспрашивал своих бабушек о корнях. Бабушка мне тогда, в 2005 году, рассказывала, что ее деда и соответственно моего прапрадеда Андрея Лазаренко не стало зимой 1943 года, когда на него упало дерево в их деревне в приморской глубинке. Ей так сказала ее мама, и она этому верила. А я записал эти слова и долгое время к этому не возвращался.

Уже намного позднее, в 2017 году, я искал сведения о моем прадеде по другой линии, которого "забрал" черный воронок в 1937 году (со слов моего деда, родившегося в 1936 году и выросшего без отца). Вроде бы нашел человека, который мог быть его отцом, но это нужно проверить и пока не уверен. В интернете много информационных баз и очень много людей в этих списках, поэтому я решил посмотреть по другим ветвям своей родословной, пострадали ли семьи моих родственников от репрессий.

И тут я обратил внимание на репрессированного Андреяна Лазаренко из баз lists.memo.ru и ru.openlist.wiki:

[q]
Лазаренко Андреян Ефимович
Родился в 1890 г., Полтавская губ.; украинец; малограмотный; б/п; Столяр в колхозе. Проживал: Михайловский р-н, с. Сандуганка.
Арестован 25 мая 1938 г.
Приговорен: Тройка при НКВД 10 августа 1938 г., обв.: в антисоветской агитации..
Приговор: ВМН. Расстрелян 29 сентября 1938 г. Место захоронения - г. Уссурийск. Реабилитирован 28 декабря 1989 г. на основании Указа ПВС СССР
Источник: База данных о жертвах репрессий Приморского края
[/q]

Он был из той же деревни Сандуганка, где жили и мои предки. Я подумал, что это родственник моих предков. Тогда семьи переселенцев с Украины в Приморье были большими, поэтому подумал, что это кто-то из братьев моего прапрадеда, на которого упало дерево в 1943 году. Хотя, промелькнула мысль, что как-то странно: и имя созвучно, и год рождения примерно совпадает, и деревня, и "странное" падение дерева. Созвонился с бабушкой, рассказал об этом, и она допустила, что вполне это мог быть наш предок, но все же склонялась к той версии, которую ей рассказывала моя прабабушка.

Мне захотелось узнать, что произошло тогда, с репрессированным А.Е. Лазаренко и как он приходится нам родственником. В ноябре 2017 года хотел пройти в читальный зал Приморского УФСБ, чтобы ознакомиться с его делом. Перед визитом к ним прочитал материалы в интернете, где в том числе обнаружил и пункт, что любой человек, показав паспорт, может ознакомиться с делом репрессированного, если с момента репрессии прошло 75 лет. Если было бы меньше этих 75 лет — нужно доказывать родство, а в моем случае это проблематично из-за того, что не сохранилось и так и не было найдено свидетельство о рождении моей прабабушки 1920 года рождения. Зашел к ним в здание, никого из сотрудников на входе не было. Минуты 4 не понимал, куда идти, пока голос по приемнику меня не спросил, с какой целью я к ним пришел. Когда я ответил, они сказали, что вот телефон, там есть номера, звоните и узнавайте. Позвонил по этому телефону в архивный зал, ответила девушка. Говорю, «хочу ознакомиться с делом, предполагаю, что это мой репрессированный предок, но не могу доказать родство», а также про то, что прошли эти самые 75 лет. И она мне сказала, «да, 75 лет давности прошли, но нас это не касается, у нас тут ведомственные приказы». В общем, меня развернули, я не стал спорить и ушел.

Но я не смирился и решил отправить на электронный адрес Главного архива ФСБ в Москве письмо. В письме указал, что в базе репрессированных есть А.Е. Лазаренко и он мог предположительно являться моим прапрадедом, но информации из базы не достаточно для установления этого факта, а также невозможно доказать родство из-за отсутствия некоторых документов. Попросил выслать мне основную информацию и состав семьи, привел данные моей прабабушки (ФИО, дата и место ее рождения). Ответ намечалось ждать 30 дней (стандартный срок для рассмотрения обращений граждан в госорганы), но они в итоге это письмо перенаправили в Приморье, и все это затянулось на три месяца — ответ получил в феврале.

И тут пришел ответ. Письмо было коротким, в шапке биографии дублировались сведения из общедоступных баз, но они привели список его семьи, имена жены (кстати, я точно не знал, как звали прапрабабушку) и его детей. И это были знакомые имена: моя прабабушка и ее младшие брат и сестры. Только двое не были указаны, поскольку им уже исполнилось в 1938 году 18 лет. Позвонил бабушке и сказал о присланном письме, она молча выслушала. По разговору было понятно, что это ее расстроило.

Я подумал, что моя прабабушка, если в молодые годы она работала налоговым инспектором и комсомольским активистом, то в послевоенное время — только поваром и уборщицей. Бабушка моя закончила школу в хрущевский период и без проблем поступила в вуз, который окончила с красным дипломом и была направлена по распределению на Сахалин. На предприятии она дослужилась до руководящей должности, но это уже было на исходе Советского Союза. Она не верила тому, что говорили в то время, годы перестройки, про Сталина, в КПСС не состояла, но была сторонником СССР и считала, что это было справедливое общество. Хотел бы отметить, что прапрадеда реабилитировали лишь в 1989 году, когда приморское КГБ решило изучить эти дела. Но никого из его потомков они «как бы» не нашли, пока, через почти 30 лет, я не сделал запрос по этому делу.

Позднее в августе я был в гостях у бабушки и моей тети. И как-то бабушки не было дома, я разговорился с тетей на эту тему. Она вспоминала то время (как раз в 1989 году она поступила учиться в вуз), что в стране была гласность, и заговорили о репрессиях. Тетя, да и другие в семье догадывались, что с гибелью их предка было что-то не так, и она спросила в 1990 году у своей бабушки (и моей прабабушки), а что случилось с прадедом. И она ей сказала вполголоса (даже в то время она этого боялась), что его забрали в 38-м и они его больше не видели. Когда тетя сказала про это моей бабушке, та отмахнулась. Ответ из ФСБ, о котором я ей рассказал, стал как бы последней инстанцией, что это было так. Она очень расстроилась, но, думаем, что она считает "зачем прошлое ворошить". Вообще это право знать правду о том, что случилось, даже через 3 поколения. Хотя эта боль уже притупилась, она не так остро ощущается нами спустя столько времени, как ощущалась женой и детьми прапрадеда, которого они видели, при котором они росли и которого в один момент забрали.

Правда была установлена, но мне хотелось большего — знать, а за что? В интернете много материала на эту тему, но признаюсь, когда их читаю — это как-то видится абстрактно, приводятся общие слова, и порой даже передергивание (вообще, крайность что в одну сторону, что в другую). Мне хотелось знать конкретно, почему моего предка расстреляли. Также хотел посмотреть, что из себя представляет дело репрессированного. В этот раз я написал письмо в октябре 2018 года, и тут уже оно было более решительнее. В письме сослался на точную формулировку закона про 75 лет давности и попросил выслать копии материалов дела. Они нашли придраться к тому, что я повторно не выслал на их электронный адрес копию моего паспорта, хотя год назад отправлял им. Ожидание затянулось на 3 месяца, с учетом новогодних каникул, получил в 20-х числах января 2019 года. Надо отметить, что выслали максимально возможно полный перечень копий документов.
---
Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко
Лайк (1)
max shestyora
Модератор раздела

Сахалин -> Москва
На сайте с 2017 г.
(продолжение)

Дело не очень большое, тоненькое (хотя допускаю, что имеется не рассекреченный до наших дней пласт документов дела). Состоит из: постановления о предъявлении обвинения, ордера и протокола обыска, квитанции об изъятом имуществе, анкеты арестованного, протокола допроса, обвинительного заключения, выписки из протокола заседания тройки НКВД, акта об исполнении наказания, справки и протокола реабилитации.

Прапрадед был арестован 25 мая 1938 года по печально известной 58-й статье. Обратил внимание, что у оперуполномоченного указана только фамилия (в последующих документах у других персонажей тоже самое). Система была безликой. К ордеру прилагалась справка, где было указано о том, что прапрадед был кулаком, в 1933 году хозяйство было раскулачено, приводится перечень имущества (дом, сарай, два вола, лошадь, корова), сообщается о судимости за невыполнение хлебопоставок и факте суда за срыв весенней посевной. Во время обыска было изъято дробовое ружье (в тот период в Приморье была необходимая вещь из-за обитания в местных лесах многочисленных различных хищных зверей — волков, тигров, медведей). Содержался под стражей в городе Уссурийск (тогда назывался Ворошилов).

26 мая 1938 года состоялся допрос. Протокол допроса совсем небольшой, размером с тетрадный лист. Содержание можно посмотреть на представленных фото. Может показаться, что это была беседа из разряда «разговор по душам», но чувствуется, что показания выбивали силой.

29 мая 1938 года было утверждено обвинительное заключение.

10 августа 1938 года тройка УНКВД по Дальневосточному краю вынесла вердикт — ВМН.

29 сентября приговор был приведен в исполнение. От ареста до расстрела прошло 4 месяца.

Из всего этого я выписал следующие факторы и причины, которые послужили ответом на заглавный вопрос:
  • осуждение за невыполнение государственных обязательств по хлебопоставкам и срыв посевной компании в 1935 году;
  • раскулачивание хозяйства в 1933 году;
  • факт якобы принадлежности к контрреволюционной повстанческой группировке в 1929 году;
  • негативное отношение к организации колхозов и положительное — к дореволюционным порядкам с их единоличными хозяйствами;
  • сочувствие к таким персонажам, как Каменев, Зиновьев, Ягода, Троцкий;
  • признание реального факта, что колхозники были на положении рабов и что тогдашние руководители не умели управлять (кстати, про Сталина он ничего не говорил, только про кандидатов в ВС СССР, но притянули за уши дискредитацию правительства и вождя партии);
  • отрицание версии советской печати про японо-китайскую войну;
  • негативное отношение к лесозаготовкам, что для нужд армии, а не крестьян.

Дело было пересмотрено лишь через полвека. На основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» мой прапрадед 28 декабря 1989 года был реабилитирован. Но ему это уже было неважно, он уже 50 лет как лежал на окраине Уссурийска под лесной опушкой. Гораздо важнее было то, что Советское государство признало свое действие ошибкой и преступлением.

Но это еще не все. В заключении о реабилитации есть пункт «данные о родственниках», где перечисляются дети, родившиеся после 1920 года, включая и мою прабабушку, и что «проведенной проверкой установить родственников не представилось возможным». У дочерей указаны девичьи фамилии, да и у моей прабабушки стоит неправильно год, они считали по полным годам (она родилась в самом конце 1920 года, а у них указан 1921 год). Все перечисленные дети были живы в тот момент, да и его жена, моя прапрабабушка, прожила до 1971 года. Но дочери поменяли фамилии, выйдя замуж, в Сандуганке, переименованной после конфликта на Даманском в Калёновку, уже лет 40 как никто не жил из этой семьи (хотя жили поблизости — в Ивановке и Уссурийске), да и деревня сама опустела совсем: в 1930-е в ней жило 700 человек, а в 1980-е в ней оставалось меньше 100. Справка о реабилитации так и не была выдана, а дети так и не узнали, что случилось с их отцом.

По 58 статье за контрреволюционную деятельность в Приморском крае было расстреляно 9 тыс. человек. Из Сандуганки было расстреляно трое (согласно базам данных): двое осенью 1937 года и мой прапрадед осенью 1938 года. Можно встретить также мнение, что свою лепту в этих репрессиях сыграли доносы. После прочтения этого дела, я бы не совсем согласился бы с этим мнением. Склоняюсь к тому, что по каждой административной единице существовали разнарядки, как в плановой системе, сколько человек нужно расстрелять или отправить в лагеря. Кандидаты для применения этих разнарядок определялись по заранее определенным спискам: кто был осужден за что-то уже, кто не хотел вступать в колхоз, кто имел свое мнение, про что знали чекисты на местном уровне.

Главным результатом исследования стало установление исторической правды касаемо судьбы моего прапрадедушки, что случилось с ним на самом деле. Это актуально сейчас, в 2010-е годы, поскольку идет негласная политика оправдания тогдашнего руководства страны. Дела репрессированных до сих пор хранятся в архивах органов госбезопасности и не были переданы в региональные архивы, не говоря уж о том, чтобы что-то там рассекречивать. На своем примере увидел, что проблематично ознакомиться, что это до сих пор закрытая система и нужна настойчивость.

Прикрепленный файл: 4_Обложка.jpeg5_Обвинение.jpeg, 114648 байт13_Протокол допроса.jpeg, 138656 байт14_Протокол допроса.jpeg, 159289 байт15_Протокол допроса.jpeg, 165939 байт16_Обвинительное заключение.jpeg, 209383 байт17_Протокол заседания тройки.jpeg, 89219 байт19_Реабилитация.jpeg, 103179 байт20_Реабилитация.jpeg, 76852 байт
---
Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко
max shestyora
Модератор раздела

Сахалин -> Москва
На сайте с 2017 г.
Метрическая запись о рождении моего прапрадеда
Николаевская церковь с. Москалевка Роменского уезда Полтавской губернии (ныне Роменского района Сумской области)

Запись 12 муж. Родился и крещен 5 мая 1890 г. Андриан.
Родители: козак Евфим Иванов Лазоренко и законная жена его Васса Стефанова, оба православного исповедания.
Восприемники: козак Михаил Минин Нудьга и козачка Евдокия Стефанова Моголевец.

Прикрепленный файл: 1890 Адриан Лазаренко.jpg
---
max shestyora
Модератор раздела

Сахалин -> Москва
На сайте с 2017 г.
Переселение семьи Чернуха

Одесские списки 1900 г.
РГИА ДВ. Ф. 98. Оп. 1. Д. 270.

Лист 139
Список переселенцев, отправленных во Владивосток на пароходе Доброфлота «Петербург» 14 июня 1900г. Прибыл 26 июля 1900г.

Лист 140
Полтавской губернии

Лист 151 оборот
Хорольского уезда
66. Чернуха Феофилакт Харитонов 35 число душ 9
Его жена Мария 36 каз. сч.
Дети Василий 5
Екатерина 14 каз. сч.
Марфа 9 каз. сч.
Ефросинья 3
Ирина 1 – умерла в пути

Лист 152
Хорольского уезда
Принятая в семью Панкина Наталья 20 каз. сч.
Ее дочь Мария 2 каз. сч.

Прикрепленный файл: РГИА ДВ. ф. 98. оп. 1. д. 273. л. 151об. - 152. Чернуха.jpgРГИА ДВ. ф. 98. оп. 1. д. 273. дело обложка Одесские списки 1900 г..jpg, 511626 байтРГИА ДВ. ф. 98. оп. 1. д. 273. л. 131. Пароход Петербург.jpg, 384471 байтРГИА ДВ. ф. 98. оп. 1. д. 273. л. 140. Полтавская губ..jpg, 476436 байт
---
Лайк (1)
max shestyora
Модератор раздела

Сахалин -> Москва
На сайте с 2017 г.
Расчётные ведомости деньгам переселенцев, отправленных на пароходе Русского общества пароходства и торговли. Одесса. 1900-1902 г.
РГИА ДВ. Ф. 98. Оп. 1. Д. 270.

Расчетная ведомость деньгам переселенцев, отправленных на пароходе Добровольного флота «Петербург». С 14 июня 1900 г.

Полтавской губернии Хорольского уезда

66. Чернуха Феофилакт число душ в семье 9
Сумма переселенческих денег, полученная Агентством Доброфлота 650 руб.
На уплату за доставку переселенческого багажа по железной дороге до Одессы 19 коп.
За провоз переселенцев на пароходе от Одессы до Владивостока 160 руб.
За провоз переселенческого багажа на пароходе от Одессы до Владивостока 6руб.50 коп.
Всего 166 руб.69 коп.
Всего причитается к выдаче 483 руб. 31 коп.
Число женщин, составляющих излишек против числа мужчин в семьях переселенцев, которые перевозятся за казенный счет, а также следуемая Доброфлоту от казны перевозная плата за них: душ 3 и 2, сумма 320 руб.

Партия 1900 г. 6-ой эшелон. Прибыл 26 июля 1900 г.
Расчетная ведомость деньгам, розданным переселенцам, прибывшим на пароходе «Петербург»
Раздача произведена 5 августа 1900г.

66. Чернуха Феофилакт удержано за выгрузку багажа 43 коп. Подлежит к выдаче 482 руб. 88 коп.
---
max shestyora
Модератор раздела

Сахалин -> Москва
На сайте с 2017 г.
Списки лиц, имеющих дома и постройки, и сведения об общественных постройках в деревнях Никольск-Уссурийского уезда. 1912 г.
РГИА ДВ. Ф. 415. Оп. 1. Д. 15, часть I.

Лист 225

Ведомость о числе мужских душ, жилых и нежилых построек и их стоимости в деревне Сандуганка Ивановской волости к 1 января 1912 г.

Лист 227

26. Фиофалакт Чернуха число мужских душ 2, 1 дом без фундамента, крытый железом стоимость 100 руб., 1 дом без фундамента, крытый тесом стоимость 50 руб.; 2 сарая, крытых соломой стоимость 100 руб.

28. Ефим Лазаренко число мужских душ 5, дом без фундамента, крытый железом стоимость 100 руб., 1 дом без фундамента, крытый тесом стоимость 50 руб. Амбар крытый тесом 200 руб., 1 амбар крытый соломой 150 руб., 1 клуня крытая соломой 150 руб., 1 сарай крытый железом 50 руб., 3 сарая крытых соломой стоимость 150 руб., 1 омшаник крытый железом 50 руб., 1 погреб крытый соломой 50 руб.

Прикрепленный файл: РГИА ДВ. ф. 415. оп. 1. д. 15. ч. I. дело обложка Списки домовладельцев 1912 г..jpgРГИА ДВ. ф. 415. оп. 1. д. 15. ч. I. л. 225. Список д. Сандуганка.jpg, 282223 байтРГИА ДВ. ф. 415. оп. 1. д. 15. ч. I. л. 227..jpg, 418196 байт
---
max shestyora
Модератор раздела

Сахалин -> Москва
На сайте с 2017 г.
Переселение семьи Лазаренко

Ведомости и переписка с учреждениями об организации санитарно-административного надзора за переселенческим движением на Сызрано-Вяземской железной дороге за февраль-сентябрь 1900 г.
ОГАЧО. Ф. И13. Оп. 1. Д. 313.

Лист 340
Список-счёт 5-ой Уссурийской партии

Лист 341
44. Лазаренко Евфим
Число душ в семье: взрослых 7, малолетних 1
Число отпущенных порций на обед и ужин: горячей пищи (щи с мясом) 10,5, ржаного хлеба 10,5, детских 1,5, сахара 7
Заготовительные цены обык. порции с половиной: ржаного хлеба 10

Прикрепленный файл: 341.jpg1.jpg, 496627 байт340.jpg, 31970 байт
---
Лайк (1)
Lanovlyuk
Новичок

Артем
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 3

max shestyora написал:
[q]
Списки лиц, имеющих дома и постройки, и сведения об общественных постройках в деревнях Никольск-Уссурийского уезда. 1912 г.
РГИА ДВ. Ф. 415. Оп. 1. Д. 15, часть I.

Лист 225

Ведомость о числе мужских душ, жилых и нежилых построек и их стоимости в деревне Сандуганка Ивановской волости к 1 января 1912 г.

Лист 227

26. Фиофалакт Чернуха число мужских душ 2, 1 дом без фундамента, крытый железом стоимость 100 руб., 1 дом без фундамента, крытый тесом стоимость 50 руб.; 2 сарая, крытых соломой стоимость 100 руб.

28. Ефим Лазаренко число мужских душ 5, дом без фундамента, крытый железом стоимость 100 руб., 1 дом без фундамента, крытый тесом стоимость 50 руб. Амбар крытый тесом 200 руб., 1 амбар крытый соломой 150 руб., 1 клуня крытая соломой 150 руб., 1 сарай крытый железом 50 руб., 3 сарая крытых соломой стоимость 150 руб., 1 омшаник крытый железом 50 руб., 1 погреб крытый соломой 50 руб.
[/q]

у вас только эти страницы есть? отец проживал ранее с Калёновке ,умер давно, расспросить некого,но родители его или еще дедушка с бабушкой его переселенцы точно в Каленовку,потом сам в Снегуровке жил и отец,но в живых из старших никого нет совсем
max shestyora
Модератор раздела

Сахалин -> Москва
На сайте с 2017 г.

Lanovlyuk написал:
[q]
у вас только эти страницы есть?
[/q]

Да, только эти
---
chuzhaya_koshka

chuzhaya_koshka

Уссурийск
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 648
Здравствуйте! Смею предположить, что запись в МК Флоро-Лаврской церкви села Ляличи (37 муж.) к Вашей семье переселенцев относится.
Данные из архивного отдела администрации Михайловского района Приморского края.

Прикрепленный файл: лазаренко оборот.jpegлазаренко.jpg, 167152 байт
---
Мекшун, Примак, Скидан, Граб (Прим. край, Черниг. губ. Черниг. уезд )
Ивченко, Голобородько (Прим. край, Киев. губ. Каневский уезд)
Зиновьевы (Прим. край, Пристень (с. Ржава) Курская губ. Обоянский уезд)
Скоробач, Мелет(Прим. край, Полтавская губ Гадячский уезд)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: max shestyora
Вверх ⇈