selena59Модератор раздела  Самара, Россия Сообщений: 78 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 167 | Наверх ##
1 марта 2021 13:29 4 марта 2021 8:40 Моя бабушка, Быкова (Мельникова) Степанида Николаевна,
родилась 12 ноября 1894 г в селе Спиридоновка Куйбышевской области. Прожив 94 года, умерла 23 ноября 1988-го в Куйбышеве (теперь Самара). Ее отец, Николай Афанасьевич Быков, и мать, Анастасия Васильевна Гузненкова, поженились в 1891 г. Стеша была третьим ребенком, но первым оставшимся в живых. Нам она никогда не рассказывала о том, что у нее были старшие брат и сестра. Мы узнали об этом из записей в метрических книгах. К 1916 году из 14 рожденных в семье Быковых детей в живых осталось только пятеро: Степанида, Никита (1898), Александра (1900), Сергей (1908) и Клавдия (1911).
Быковская порода наделила их небольшим ростом и худощавым телосложением. Стеша была русоволосой, нос прямой с едва заметной горбинкой, глубоко посаженные серо-голубые глаза. Сестра Александра в замужестве стала Евлампиевой, а младшая Клаша - Самариной.
Про бабушкино детство мы знаем немного, да она и не была многословной. Очень доброй, очень любящей, но в эмоциях и разговорах сдержанной.
Любимый бабушкин рассказ
Как подростком, лет в 14-15, Стешутку забрала в Самару подруга ее бабушки. По семейной легенде, это была Мария Гавриловна Аржанова, жена известного самарского купца. Её собственные сыновья вроде бы уже выросли и разлетелись. Девочку из деревни взяли не только и не столько в услужение, сколько с благим намерением выучить грамоте, ведению хозяйства и удачно выдать замуж в Самаре. Бабушка рассказывала, что поначалу и на честность проверяли, вроде невзначай оставляли колечко на видном месте, но за Стешу в этом плане можно было не волноваться, чужого не возьмет. И все шло хорошо, городская жизнь нравилась, Стеша заневестилась, и паренек появился, которому она приглянулась. Так мало на долю нашей бабушки выпало в жизни романтики, что и в старости она вспоминала и нам рассказывала про знаки внимания от того паренька, какие-то пустяковые ленточки-орешки.
А дальше случилось непредвиденное. По семейной легенде, умерла Стешина мать, и нужно было возвращаться домой, чтобы смотреть за малыми сестрами-братьями. Конечно, возвращаться из чистой «культурной» самарской жизни к тяжелому деревенскому быту совсем не хотелось, но выбора не было. Как не было выбора и в деле замужества. Очень скоро Стешу сосватали за ровесника, спиридоновского парня Егора (Георгия Ильича) Демидова, который ей нисколько не нравился. Совсем недавно до нас дошел рассказ о Стешиных безутешных девичьих слезах, о том, как младшая Шура пыталась вступиться за любимую сестру, помешать свадьбе, кричала родителям, что нельзя выдавать замуж Стешу за нелюбимого. Так бушевала, что ее заперли в кладовке да пригрозили выпороть. А историю рассказала Шурина внучка, с которой мы познакомились совсем недавно, в процессе поиска.
И вот еще что выяснилось, когда мы стали исследовать метрические книги: семейная легенда о возвращении в деревню из-за смерти матери оказалась неверной. Стеша вышла замуж за Егора в июле 1913 года, и после этого ее мать Анастасия Васильевна родила еще дважды. К сожалению, эти дети не выжили. А дату смерти Стешиной матери мы пока не нашли.
В 1914 году у молодых Демидовых родилась дочь Вера, в 1915 – Настя, в 1921 – Александра, 1926 – Евдокия, 1931 – Лиля, 1935 – Нина, моя мама. Сколько всего было детей, точно мы тоже пока не знаем. Из метрик известно, что в 1918 родилась девочка, но прожила недолго. Был единственный сын Иван, подростком разбился, случайно упав с грузовика. После революции началась чехарда с метриками, и найти пока удалось пока далеко не всё.
О семейной жизни Стеши и Егора до революции, а скорее, до 1935 года (до рождения моей мамы) известно немногое. Но есть один рассказ, который забыть невозможно. С конца весны 1921 года в Поволжье, в том числе и в Самарской губернии, разразился катастрофических масштабов голод. Осенью 1920 года продотряды выгребли у крестьян весь хлеб, не оставив даже семенного зерна – неприкосновенного запаса, который употреблять в пищу испокон веков считалось кощунством. Весной 1921-го не всем хозяйствам, но выдали сколько-то пшеницы для посева. Зима была бесснежная, весна и лето – без дождей, осадков не было более 80 дней. Разве вырастет брошенное в безводную землю зерно, все посевы сгорели. В Самарской губернии вместо обычных 70 миллионов пудов хлеба к осени было собрано всего 2,7 миллиона пудов. Плюс в Самаре началась эпидемия холеры.
Из информационной сводки Самарской губернской ЧК
27 декабря 1921 г. «...Последнее время сильное истощение крестьянства привело к людоедству, как, например, в Бузулукском уезде, Ефимовской и Андреевской волостях, в селе Ефимовка женщина зарезала свою дочь 10 лет и часть съела. В селе Андреевке умерла женщина, гражданин с Андреевки начал её есть. Граждане-людое¬ды содержатся под арестом...»
И вот в том голодном 1921 году, когда у Демидовых было уже трое по лавкам (в январе родилась дочь Александра), ночью из кладовки подчистую украли и без того небогатые съестные припасы. Это была трагедия, это была угроза смерти и себе, и детям. Питались подножным кормом, чего только не добавляли в муку: и лебеду, и крапиву, и картофельную шелуху. Ранней весной детей посылали в лес за конским щавелем, да и вообще за любой травой, которая шла в болтушку из ржаной муки. Пропала тогда бабушкина русая коса. От голода, от нехватки витаминов, от жуткого стресса у людей выпадали и волосы, и зубы. Моя мама родилась на 14 лет позже, но и она запомнила бабушкин рассказ в деталях.
Пик голода пришелся на осень 1921-весну 1922 гг. в Поволжье умерло более 5 млн человек. Официальной причиной трагедии была объявлена двухлетняя засуха 1920-1921 года.
Степаниде и Егору было по 27 лет - дети, по нынешним меркам. А сколько уже всего пришлось пережить: Первая Мировая, революция, разруха, гражданская война, продразверстка, голод. А скоро, в 1932 г. добавится «Указ о колосках», потом Вторая мировая, послевоенная разруха, работа в колхозе за палочки. Сколько на их долю выпало. Фотографий за всю совместную жизнь у них две: 1937 и 1951 года. Немолодые, усталые, бедно одетые, но такие родные и любимые мои бабушка и дедушка
         --- Голубевы (д. Речки, Себежский район, Псковская область), Демидовы, Быковы, Мельниковы, Гузненковы (с. Спиридоновка, Самарская обл.) |