Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Историко-биографическая документация в фондах

Историко-биографическая документация в фондах ГКУ ГАНО, г. Балахна

← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Domitian
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25544
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7793
Историко-биографическая документация в фондах ГКУ ГАНО, г. Балахна http://archiv.nnov.ru/?id=6146

Историко-биографические и генеалогические исследования в последние годы получили значительное распространение, как в научной среде, так и среди обычных граждан, интересующихся своими корнями.
Предметом историко-биографических исследований является изучение исторических процессов в стране через призму изучения жизни отдельного человека, его деятельности. В рамках генеалогических поисков устанавливается родство, родословные связи (как минимум представителей двух поколений рода), изучается сама история рода в истории страны. Однако человек не может, последовательно проследив родословную цепочку, не заинтересоваться установлением основных биографических сведений и фактов о деятельности, социальном статусе и судьбах конкретных представителей рода. Поэтому оба этих направления находятся в тесной взаимосвязи.
Деятельность государственных архивов традиционно связана с указанными исследованиями. Работа здесь ведется по двум линиям: исполнение запросов и организация работы читального зала, где пользователи могут заниматься самостоятельным поиском.
В ГКУ ГАНО, г. Балахна биографическая и генеалогическая информация представлена в ряде архивных фондов, которые условно можно разделить на 2 основных блока.
Первыми среди них следует назвать источники собственно генеалогической информации, относящиеся к дореволюционному периоду. Во второй блок вошли документы советского времени, содержащие сведения биографического характера о конкретных людях – субъектах исторического процесса. Остановлюсь на нескольких наиболее информативных в этом отношении группах фондов.
Всего видов документов, содержащих генеалогическую информацию дореволюционного периода, насчитывается более сотни[1], однако в ГКУ ГАНО, г. Балахна количество их невелико и ограничивается лишь метрическими книгами. Этот важнейший источник для генеалогических исследований представлен в архиве двумя фондами – фонд № 570 «Нижегородская духовная консистория» (опись 559б) и фонд № Р-1898 «Отдел ЗАГС администрации Балахнинского района».
Метрические книги являются достоверными источниками сведений о рождаемости, брачности, смертности граждан, а также дают информацию о социальной структуре населения России, т.к. метрические записи фиксировали сословную принадлежность человека. По принципу документирования и места хранения метрические книги делятся на приходские и консисторские экземпляры. Приходской экземпляр – это изначальная форма метрической книги, которая хранилась в церкви. Приходской экземпляр включает записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет, в зависимости от его численности. Консисторский экземпляр представляет собой копию метрических записей за истекший год с приходского экземпляра. Он включает в себя сброшюрованные метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города.
Само название фонда – «Нижегородская духовная консистория» говорит, что в его составе хранятся консисторские экземпляры метрических книг. Этот фонд имеет несколько описей дел и состоит на учете в ГКУ ЦАНО, на временном хранении в г. Балахне находятся документы только по одной описи, в состав которой входят 1765 ед.хр. – метрические книги Нижегородской губернии с записями о рождении, бракосочетании и смерти с 1750 г., в основном, по 1859 г. (вкл.).
В ГКУ ГАНО, г. Балахна имеются также на хранении приходские экземпляры метрических книг церквей г. Балахны и сел Большое и Малое Козино, Бурцево и Суховатово Балахнинского уезда (это территория современного Балахнинского района) за период с 1858 г. по 1918 г. Документы в количестве 63 ед.хр. поступили в архив в 2001 г. из отдела ЗАГС администрации Балахнинского района.
Документы обоих фондов активно используются исследователями в читальном зале и архивистами при исполнении запросов.
Источники информации для историко-биографических и генеалогических исследований по документам советского периода изучены недостаточно и в настоящее время пока мало востребованы. Среди основных причин такого положения называются: незаинтересованность в данной информации советской науки, исследовавшей масштабные явления (классы, народы, государства, биографии выдающихся деятелей) и как следствие, отсутствие комплексного анализа видового состава фондов и документов, фиксирующих биографические и генеалогические сведения о жизнедеятельности человека в советский период истории.[2]
Биографическая и генеалогическая информация в документах советского периода находится во многих фондах ГКУ ГАНО, г. Балахна. Среди них можно выделить документы нескольких основных видов, различных по характеру представленных сведений.
Одним из этих видов являются документы, фиксирующие гражданское состояние человека (рождение, бракосочетание, смерть). В дореволюционной России в документной системе, связанной с актами гражданского состояния, основная роль принадлежала метрическим книгам, относящимся к церковной документации. После революции с принятием в декабре 1917 г. декретов ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака», а на их основе советского семейного кодекса, в области семейных отношений произошли коренные перемены. Церковь была отделена от государства. Единственной формой брака для всех членов общества, независимо от их вероисповедания, стало заключение гражданского брака в государственных органах. Новый кодекс при фиксировании актов гражданского состояния исключил принцип сословности и соблюдения религиозных обрядов, характерных для дореволюционной России.
Документы самих отделов ЗАГС, функционирующих согласно семейному кодексу, на хранение в архив не поступали. Косвенная информация, подтверждающая факты рождения и бракосочетания в 1920-е гг., встречается в фондах волисполкомов. Так в фонде Хвостиковского волисполкома Семеновского уезда Нижегородской губернии обнаружены свидетельства о рождении детей по селениям волости за 1922 г., которые в документах значатся как «Объявления о рождении детей». Свидетельства представляют собой полностью рукописные, реже отпечатанные бланки, заполненные вручную. В них по графам указаны: дата рождения ребенка, его пол, имя и фамилия, далее занесены сведения по каждому из родителей – имя, фамилия, род занятий, вероисповедание, национальность, число брака, в каком родился ребенок, адрес проживания (т.е. название селения), кроме того, для матери указано общее количество рожденных детей, в том числе умерших[3].
В этом же фонде имеются выписки из метрических книг о рождении с обязательным указанием родителей, реже и восприемников, заказанные гражданами в 1926 г. для получения удостоверений личности.[4]
Документы, подтверждающие факт бракосочетания, представлены справками, выданными сельсоветами гражданам, желающим вступить в брак. В справках удостоверялось, что гражданин или гражданка не состоят в зарегистрированном браке, т.е. подтверждалась сама возможность вступления их в законный брак. На обороте каждой такой справки была выписка из метрической книги о рождении данного лица для подтверждения достижения им брачного возраста.[5]
Следующим видом историко-биографической документации советского периода являются, несомненно, автобиографии, анкеты, личные карточки, заполняемые гражданами для различных целей – для получения льгот и компенсаций, при устройстве на работу и т.д.
Интересную информацию о судьбах советских граждан, ставших участниками Первой мировой и гражданской войн, содержат фонды уездных коллегий по делам пленных и беженцев и районных комиссий по оказанию помощи семьям бывших красноармейцев и красных партизан.
В фонде № Р-52 «Балахнинская уездная коллегия по делам пленных и беженцев» имеются многочисленные именные карточки на получение пособия и билеты бывших советских военнопленных, прибывших на Родину из-за границы. В карточку заносились основные биографические сведения о человеке: ФИО, возраст, национальность, образование, семейное положение (без указания имен членов семьи), род занятий и место постоянного жительства до войны, а также сведения воинского характера – звание, воинская часть, дата и место пленения, страна, где солдат находился в плену, иногда описывался характер полученных ранений.[6] В фонде содержится также информация об умерших в плену русских солдатах: похоронки и выписки о смерти из метрических книг церквей при госпиталях и больницах. В них приводятся сведения для идентификации личности и дальнейшего фиксирования факта смерти человека на родине: указаны дата и место рождения, профессия, вероисповедание, семейное положение, адрес семьи (иногда приводятся имена родственников), время и место пленения, причина смерти, а также указываются имена священника, совершившего погребение, и свидетелей, констатирующих смерть. Кроме того, в документах фонда находятся именные списки умерших русских военнопленных, «присланные в волисполком для широкого оповещения и розыска родственников на предмет вручения им официальных свидетельств о смерти». В данных списках указывается возраст, звание, место и дата смерти пленного.[7] Аналогичные виды документов имеются и по факту нахождения в плену на территории Балахнинского уезда иностранных солдат.[8]
Состав документов фонда комиссии по оказанию помощи семьям бывших красноармейцев и красных партизан при Балахнинском райисполкоме в большинстве своем представлен личными делами самих солдат, а также членов семей погибших красноармейцев, за 1931-1935 гг. В личное дело входили: заявления, автобиография, анкеты, удостоверение с фотографией. В анкетах можно найти сведения о ближайших родственниках (состав семьи, возраст, род деятельности). Документы личного дела бывшего красноармейца или красного партизана подробно описывают период его службы: наименование отряда и фамилия командира, район деятельности отряда и места боевых действий.[9]
Персональные данные содержат также документы по личному составу организаций и предприятий, наиболее информативными в этом отношении являются личные дела уволенных работников. К сожалению, личные дела имеются не во всех фондах архива, зачастую состав документов по личному составу ограничивается приказами, ведомостями, личными карточками. А ведь основная биографическая информация на момент поступления человека на работу содержится в его автобиографии и анкете – неотъемлемой части личного дела при его формировании.
В 2009 г. из ведомственного архива организации в связи с истечением 75-летнего срока хранения, с целью включения в дальнейшем в состав фонда № Р-685 «Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат», поступили личные дела первых работников предприятия еще на стадии начала его строительства в 1925 г. В делах имеются «Служебные карты», заполненные лично работниками, где в форме «вопрос-ответ» указаны основные сведения личного и служебного характера. Карта дает подробную информацию об образовании работника (приводится перечень учебных заведений и год их окончания), нахождении за границей, военной службе, а также приводятся сведения о стаже работы «с момента первого самостоятельного заработка».[10] Предоставление сведений о составе семьи работника бланк карты не предполагал.
Одним из источников сведений о драматических страницах истории России 1930-х гг. через документы непосредственных участников событий являются личные дела граждан, лишенных избирательных прав. Личные дела находятся в архивных фондах райисполкомов и горисполкомов. В анкетах и заявлениях о восстановлении в избирательных правах, содержащихся в делах «лишенцев», как правило, указаны: возраст или дата рождения, социальное положение, род занятий до революции и в настоящее время, состав семьи.
Важнейшим источником историко-биографической и генеалогической информации являются похозяйственные книги селений, имеющиеся в архивных фондах сельсоветов. Самые ранние из них относятся к 1934 г. Первоначально похозяйственная книга заводилась ежегодно, позднее появился новый формат документа, рассчитанный на три года. В книгах имеются персональные сведения о всех членах семьи с указанием ФИО, даты (или года) рождения (иногда смерти), а также отношения родства к главе хозяйства. Формуляр похозяйственных книг предполагает описание рода занятий каждого члена семьи с отметками о его возможном изменении, включающее сведения о профессии, образовании, месте работы или учебы, должности, пребывании на пенсии. Графа похозяйственной книги «Об отсутствующих членах хозяйства» позволяет зафиксировать периоды отсутствия человека в хозяйстве и его причины (учеба в райцентре, работа за пределами сельсовета, нахождение в армии, в т.ч. на фронте в годы Великой Отечественной войны, переезд на другое место жительства). Кроме сведений личного характера о каждом члене семьи, похозяйственные книги дают информацию об имущественном положении хозяйства: перечень имеющихся построек с годами их возведения, о количестве земли, посевах, наличии скота. К сожалению, достоверность и полнота информации в документах зависела от прилежания и грамотности лица, заполнявшего книги, поэтому сведения из них не всегда могут совпадать с информацией из других источников.
Таким образом, историко-биографическая документация советского периода в истории страны находится во многих фондах архива, однако возможность ее использования в исторических и генеалогических исследованиях требует комплексного изучения видового состава и содержания этих документов.
Материал подготовлен Е.Г. Камкиной, начальником отдела использования архивных документов и ИПС Государственного архива Нижегородской области, г. Балахна
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Domitian
Вверх ⇈