Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Введение

издание 2-е, переработанное и дополненное

← Назад    Модератор: gbyudby
gbyudby
Модератор раздела

gbyudby

Москва
Сообщений: 1751
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 947
Если у Вас в роду были старообрядцы (раскольники), то весьма вероятно, что изучение их жизнедеятельности будет проходить так: smile_030.gif

Рассмотрим подходы к розыску раскольников вообще и в частности крестьян в Москве, Московском и Коломенском уездах.
Вот тут множество ссылок на источники в ЦГАМ https://forum.vgd.ru/462/47257/0.htm

Первичную регистрацию актов гражданского состояния раскольников осуществляла полиция, в сельской местности подключались и уездные правления; велись метрические книги - не церковные, а полицейские;
куда делись (львиная доля) те книги по Москве и губернии? несколько лет на данном ресурсе высказываю гипотезу - сгорели в демократических пожарах марта 1917, когда революционеры заметали следы... пока никто меня не опроверг и не вступил в полемику a_003.gif
1. Метрические книги церковные - для раскольников это был факультатив, т.е. вроде надо, но непонятно где; бессмысленно искать метрические записи старообрядцев в книгах господствующей церкви, в том числе и единоверческих приходов, там записывали только присоединение из раскола...
1.1. по Москве и губернии (на примерах Московского и Коломенского уездов) до 1839 включительно церковных метрических книг раскольников нет совсем; с 1840 доступны книги Рогожского старообрядческого кладбища РГБ ф.246;
при бракосочетаниях, например, составлялись заявления, в них типовая фраза:
"... обязуемся в 2-х недельный срок записать свой брак в установленную законом 1874 года полицейскую метрическую книгу."
1.2. с 1907 года доступны церковные метрические книги старообрядческих общин, зарегистрировавшихся по Высочайшим Правилам от 17 октября 1906 года, по Москве это ЦГАМ в основном ф.1472, также ф.1574, по губернии - книги местечковых общин можно найти в архивах нынешних муниципальных образований.
Важно - ЦГАМ ф.16, 17, 46, 54, 179 и возможно в других встречаются дела о раскольничьих моленных, иногда в них попадаются списки прихожан, но не более. Никаких книг те моленные не вели, там собирались раскольники, и грамотные из их числа читали вслух церковные книги.
2. Исповедальные ведомости господствующей церкви. ЦГАМ ф.203 оп.747 (основная масса)
2.1. По Московской губернии, вплоть до 1865 года (примерная граница массовой сохранности этих ведомостей). если в приписанных к приходу населенных пунктах жили раскольники, то в исповедальной ведомости они так и записаны отдельно, с подзаголовком "того ж села раскольники", в Москве - "дома раскольников".
2.2. Период позже 1865, в отдельных разрозненных исповедках списков раскольников практически нет, только общее число в конце ведомости.
Например - ИВ ц.Вознесенской у Серпуховских ворот Замоскворецкого сорока. Мне стало известно с какого периода и какой дом в этом приходе мои раскольники арендовали целиком. В 1907, 1911, 1914 дом в ведомостях записан, и там живут православные прихожане, а в 1916 году после вселения раскольников дом из ведомости пропадает - некого там поименно переписывать.
3. Исповедальные книги церквей Рогожского кладбища, там же - РГБ ф.246. Очень узкий диапазон дат вообще: 1840-1851 и 1893-1901. Возможно, будут полезными для истории раскольников Москвы мещанского и купеческого сословий. Крестьяне часто вообще записаны по одиночке. Кроме того, мой крестьянин, к примеру, кое-какие записи об актах гражданского состояния совершил, а вот в ИВ никак не отметился.
4. РГАДА ф.1501, заслуживает отдельного упоминания. Имеются исповедальные ведомости 1855-1917, но фрагментарно. Имеются брачные обыски 1861-1889, лично мне не пригодились, хотя один нужный брак в этот период точно был.
Есть там и книги записи погребений на Рогожском кладбище за период 1920-1928, в них лично мне удалось найти дату и номер актовой записи о смерти, которая затем без труда была найдена в ЦГАМ ф.Р-3830 ЗАГС 1918-1925.
5. Ревизии. В них в основном раскольники записаны как и другие граждане. Однако, мне попалась таки девиация.
ЦГАМ Ф.51-8-434 Ревизия фабричных людей Звенигородского уезда по 9-й ревизии 1850
как ни странно - там есть Ревизская сказка Московской губернии Коломенского уезда вотчины коллежского асессора Петра Маркеловича Мещанинова сельца Лукерьина, деревни Леонтьевой, сельца Хорошова и села Гололобова при посессионной суконной фабрике состоящих крестьян 13 октября 1850 года
В конце той сказки - Свидетельство от Коломенского исправника на основании Предписания Его Превосходительства г-на Московского Гражданского губернатора от 29 сентября 1850 года за № 1054 и вследствие поданного 25 октября прошения от старосты г-на Мещанинова крестьянина Ивана Павлова в том, что в имении г-на его Коломенского уезда сельца Лукерьина с деревнями как значится из списков Земского суда состоят крестьяне РАСКОЛЬНИКИ приемлющие Священство, имянно сельца Лукерьина (всего 129 семей) сельца Хорошова (всего 61 семья) деревни Леонтьевой (всего 69 семей), свидетельство выдано для представления в Коломенскую ревизскую комиссию.
Родственные связи в том списке указаны, а возраст - нет. И, конечно, очень "логично" искать селения Коломенского уезда в ревизии Звенигородского уезда.
6. Подворные переписи 1869-1871 годов, ЦГАМ ф.184 оп.10, по волостям уездов. Раскольники вместе с остальными сельчанами, с посемейными списками, кому сколько лет, кто куда когда отлучился и т.п. Чудесный источник о крестьянах.
6.1. В фондах волостных правлений ЦГАМ фрагментарно встречаются подворные переписи и более поздние, например в Нагатинском волостном правлении ф.8 оп.1 д.57 за 1890 год, по описи числится как "деревни Батюнино", фактически - всех деревень Нагатинской волости кроме Батюнино. Имеются пометки об актах состояния, случившихся уже в 20-м веке.

На этом, примерно к 1870 году, заканчиваются массовые и регулярные источники о раскольниках из крестьян. Как, впрочем, и о крестьянах вообще.

7. Источники полиции и других органов государственной власти.
7.1. метрические книги (книги регистрации) по Московской губернии, очень мало ЦГАМ ф.54 оп.176 и 177, но за период после 1907 года
7.2. то же ЦГАМ ф.483 московское уездное полицейское управление, описи 1 и 5, фрагментами за период примерно 1875-1890
7.3. то же ЦГАМ ф.492 коломенское уездное полицейское управление опись 2 - совсем плохо, всего несколько дел за 1880-е и начало 1890-х; возможно, в других уездах дела обстоят лучше
7.4. Списки. Ведомости о раскольниках. Разношерстный материал, в основном похожий на ревизские списки.
ЦГАМ ф.46 описи 1, 2; с 1852-не позднее 1880 года. Исключительно по частям Москвы, о раскольниках всех сословий, имевших жительство в Москве.
ЦГАМ ф.17 оп.98 - то же, что и ф.46 за период примерно 1839-1853
ЦГАМ ф.16 вообще отдельные дела в разных описях, за первую половину 19 века. Полагаю, речь также шла о живших в Москве. Исключение ф.16 оп.6т.3 д.5372 именные списки старообрядцев по Московской губернии июнь 1820 без лит – 271 л; полноценная ревизия, более древних источников не припоминаю.
РГАДА ф.1501 оп.1 д.90 Именные списки «раскольников», состоящих в приходах г. Коломны и Коломенского уезда. [1850-е гг.] – 93 л: полный аналог ф.16 оп.6т.3 д.5372, но за другой период и только по одному уезду.

Таким образом, крестьянин раскольник, родившийся примерно в 1850-х годах, и "осевший" в Москве года так с 1880, мог быть сам записан в книгах Рогожского кладбища, там же мог быть брак его родителей в период 1840-1850, там же мог записать и своих детей. Но брак его, в силу РГБ ф.246 Картон 120 д.3 л.97 "с 1854 года у старообрядцев священников не имеется и книг не ведется никаких о браках. Показание давал в 1871 году конторщик Рогожского кладбища Иван Кручинин" скорее всего нигде не отложился.

Никаких книг о раскольниках любых сословий, живших в Москве, за период позднее 1880 года - нет. Если наш крестьянин с 1880 продолжал жить у себя на малой родине, следы его могут случайно отыскаться в фондах уездных полицейских управлений.

8. Персональные дела в профильных фондах о раскольниках, о крестьянах
РГИА Ф.1284 ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩИХ ДЕЛ МВД по расколу описи 195-222
РГИА Ф.577 министерский экземпляр уставной грамоты, малоперспективен в части списков крестьян
ЦГАМ ф.66 оп.3 губернский экземпляр уставной грамоты, коллеги говорят списки крестьян встречаются, лично мне с владением Мещанинова не повезло
также в ЦГАМ ф.66 могут быть и иные дела, к примеру в настоящий момент возлагаю надежды на одно дело 1875 года про моего крестьянина о рекрутской недоимке с его семейства (!).

9. Случайные находки в непрофильных фондах. Лично мне повезло и нашелся состав торгового дома моего крестьянина в ЦГАМ ф.3 оп.2.
Лайк (2)
gbyudby
Модератор раздела

gbyudby

Москва
Сообщений: 1751
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 947
Рассмотрим теперь совокупность находок об одном семействе, на основе которых и была составлена заметка выше.

Из рассказов было известно, что в Москве у Ивана Михайловича Трубина и жены его Александры Николаевны было 8 детей с 1901 по 1912 годов рождения - 6 сестер (одна из них - моя бабушка 1912 года рождения) и два брата.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, за рождение и воспитание 6 детей, Трубина Александра Николаевна награждена медалью «Материнство» I степени (Вечерняя Москва № 295 от 18 декабря 1945 г.)
В древнем альбоме имелись фото, из которых следовало, что Иван Михайлович - сын Трубина Михаила Семеновича.
Свидетельства о рождении моей бабушки никто никогда не видел, даже она сама.
В паспорте ее местом рождения было указано село Лукерьино Коломенского района, а в своих мемуарах (увы, не очень объемных) бабушка указала, что родилась она на самом деле в Москве, а запись в паспорте - это место рождения отца.
В переводе на административно-территориальное устройство до "исторического материализма" - Московской губернии Коломенского уезда Сандыревской волости сельцо Лукерьино, фабричных (а затем временнообязанных) крестьян посессионной суконной фабрики коллежского асессора Петра Маркеловича Мещанинова.
В справочной литературе (Вся Москва, Книги выдачи купеческих и промысловых свидетельств, Свод общей оценки недвижимых имуществ в Москве на 1902) был найден собственный дом Михаила Семеновича в Москве по адресу Стремянный переулок, 10.
Из той же литературы были найдены еще Трубины, проживавшие в доме Трубина М.С.:
Семен Михайлович
Елена Панкратьевна

Если бы речь шла о прихожанах господствующей церкви, не составляло проблем изучить метрические книги Коломенского уезда и Замоскворецкого сорока Москвы. Но мы - раскольники.

ЦГАМ Ф.54-104-31
29 марта-25 апреля 1907 года группа крестьян Лукерьино, Хорошово и Леонтьево создает Лукерьинскую старообрядческую общину (приемлющих Белокриницкую иерархию, но не приемлющих Окружное послание), по известному Указу Николая II.
В руководстве общины крестьяне сельца Лукериьно:
председатель - Трубин Григорий Семенович,
почетный председатель и доверенный Лукерьинского старообрядческого общества - Трубин Михаил Семенович, штаб-квартира Общины расположена в его доме в Москве по Стремянному переулку, 10
В списке подписавших учредительное прошение - старший сын Иван Михайлович

Первое погружение в такие источники по Коломенскому уезду, как ИВ и подворная перепись 1869 года, было неудачным. 99,99% лиц - без фамилий. Кого искать?
Очевидно, что Григорий и Михаил Семеновы (без учета фамилии) были братья.

Трубин Григорий скончался 1 декабря 1907 года от порока сердца в возрасте 55 лет [1852 ? год рожд], как указано - на родине, в браке состоял, похоронен на Лукерьинском старообрядческом кладбище [Архивный отдел Администрации городского округа Коломны Ф.86-1-139 МК Лукерьинской старообрядческой общины]
В тех книгах Лукерьинской общины, которые велись с 1907 года и далее по 1919 включительно, не обнаружено никаких записей, связанных с Михаилом и/или его страшим сыном Иваном.

Второе погружение в бесфамильные источники оказалось неточным - не было такого Семена Михайлова, у которого в числе прочих сыновья Михаил и Григорий, был Семен Михайлов вдов и очень стар, и без детей вообще.

В определенный момент возникли "еретические" сомнения - а не было ли переселения и записи в крестьянское общество сельца Лукериьина...
Многочисленные источники о предпринимательской деятельности - Вся Москва, купеческие книги, ЦГАМ ф.179 дела о проверке торгово-промышленных заведений, дали не только сведения о размахе и ассортименте торговли, но и тот факт, что уже в апреле 1881 года Михайл Семенов Трубин уже служил приказчиком 1-го класса в доме Медведева у Чугунного моста.

Луч света "пробился" из ЦГАМ Ф.3-2-3040 книга записи торговых домов 1908 (и за 1909) годы, 192об-л.193: с 17 октября 1908 года открыт Торговый дом Трубина М.С., его старшего сына Иван и Ко, в образе Товарищества на вере, в собственном доме по Стремянному пер..
Учредители - Михаил Семенович и его старший сын Иван, крестьяне Коломенского уезда, на складочный капитал 10 000 руб, в равных частях
С участием вкладчиков: жены Михаила Трубина – Елены Панкратьевны, и сыновей его Леонтия и Семена Михайловичей Трубиных, и жены старшего сына Ивана – Александры Николаевны Трубиной

Таким образом, в бесфамильном периоде следует искать любого Семена, у которого в числе прочих детей близкие по возрасту сыновья Михаил и Григорий.

ЦГАМ Ф.203-747-1906 ИВ села Андреевского ц.Успенская за 1865
среди раскольников сельца Лукерьина за № 189 вдова Устинья Петрова, а дочери ее Настасьи Марковой муж - Семен Федоров, и у них таки сыновья Михаил и Григорий.
Проверка ИВ той же церкви за 1856, 1855 и 1853 и сопоставление показало, что Михаил старше, Григорий - младше, а разница между ними 3 года.

РГБ Ф.246 Картон 98 д.1 книга для записи браков, совершенных в церквах Рогожского кладбища за 1841 г. – 320 л; 19 мая крестьянин сельца Хорошова Семен Федоров 19 лет взял в жены сельца Лукерьина крестьянскую девицу Настасью Маркову 19 лет. Оба раскольники с рождения.
Вот так Семен Федоров сменил приписку и оказался "в примаках".

РГБ Ф.246 Картон 114 д.1 книга для записи крещения детей в церквах Рогожского кладбища за 1852 г. – 405 л; 5 сентября у Семена Федорова и жены его Настасьи Марковой родился сын Михаил, будущий московский предприниматель и домовладелец.

Запись о рождении Григория Семенова утрачена, поскольку в книге за 1854 год нет записи, а с 1855 года нет книг аж до 1883 года.

Стало понятно, как читать подворные переписи.
ЦГАМ Ф.184-10-2218 Подворная перепись селений по Сандыревской волости (1869 — 1871); все без фамилий; за № 59 наш Семен Федоров, с тещей и женой, а Миша и Гриша по состоянию на июнь 1869 получили годичные паспорта и убыли заниматься торговлей.
ЦГАМ Ф.184-10-2355 Подворная перепись селений по Сандыревской волости (1883); снова почти все без фамилий; это уже скудный вариант описи, только по хозяевам дворов, Семен Федоров на месте, и не в одиночестве. Согласно ИВ у Семена Федорова были еще и сыновья и дочери.

Надо полагать что фамилия Трубин прикрепилась именно в связи с отъездом. Для Михаила известны граничные даты: не ранее июня 1869 и не позднее апреля 1881. Сложнее у Григория, первое его появление с фамилией Трубин замечено в феврале 1889, в московской церкви, где Григорий Семенович выступил поручителем на свадьбе.

Поскольку Трубин Михаил Семенович вс апреля 1881 уже в Москве приказчиком, вряд ли жена его Елена Панкратьевна жила и детей их рожала в Лукерьино.
РГБ Ф.246 Картон 120 д.7 книга для записи крещения детей в церквях Рогожского кладбища за 1885 – 52 л; 11 июня у Михаила и Елены родился сын Леонтий.
РГБ Ф.246 Картон 121 д.3 книга для записи крещения детей в церквях Рогожского кладбища за 1886 – 67 л; 15 июля у Михаила и Елены родился сын Семен.
Однако, в записях о крещении и браке в книгах Рогожского кладбища, за весь доступный период, ни разу не встретил указания места жительства лиц, поэтому не удалось узнать точное место проживания Трубиных в Москве в 1880-е годы.

Иван, старший сын Михаила (что установлено составом торгового дома), по семейным рассказам родился в 1882 году, потому что умер он в 1918 от туберкулеза на Липецком курорте минеральных вод, в возрасте 36 лет, со своим младшим сыном Геннадием, предположительно 1903-1904 года рождения.
Это значит, что запись о его рождении тоже была в книгах Рогожского кладбища, но утрачена, поскольку в нашем распоряжении книги начиная с середины 1883 года.

Не существует и записи о браке Михаила Семеновича и Елены Панкратьевны, как показано выше - с 1854 и по 1883 брак в церквях Рогожского кладбища не записывали.

По семейным рассказам брак Ивана Михайловича с Александрой Николаевной Головиной, крестьянской девицей Перервинской слободы, был заключен в 1900 году, однако в книгах Рогожского кладбища его нет, а других церковных мест для такой записи - тоже нет. Родители Александры к моменту ее брака уже оба были в расколе.

Видимо, в связи со сменой власти в Лукерьинской старообрядческой общине, Михаил Семенович подал 19.12.1910 г. заявление на выход из Общины, где указал причину "состоять в Общине более не желаю". К тому же в этот период в Московском коммерческом суде слушалось дело о его несостоятельности (банкротстве).

Кроме записи о браке Ивана и Александры должно было бы быть еще 8 записей о рождении их детей. Нашлась только одна.
ЦГАМ Ф.1472-1-1 МК Замоскворецкой старообрядческой общины 1910-1913; 10 февраля 1910 года родилась дочь Антонина.
Что же другие дети?
Евгения родилась в 1908, Клавдия - в 1912, за эти годы книги Замоскворецкой общины утрачены.
Иван Иванович, первенец, родился в 1901, далее Анна в 1902, Александра в 1905, между Анной и Александрой - Геннадий, и Зинаида в 1906, т.е. все до 01.01.1907 года, когда началась запись во вновь зарегистрированных общинах старообрядцев. В книгах Рогожского кладбища этих записей нет.

ЦГАМ Ф.184-12-849 Оценочные страховые ведомости по обязательному страхованию Сандыревской вол. Коломенского уезда 1895-1900
Обнаружена в сельце Лукерьино усадьба с деревянными постройками, принадлежавшая братьям Михаилу и Григорию Семеновичам Трубиным



В СПИСКЕ ЛИЦ, имеющих право участвовать в избрании членов Государственной Думы от г.Москвы 1907 год крестьяне братья Трубины есть:
Михаил Семенович – по первому разряду, ценз по недвижимому имуществу – собственный дом в Пятницкой части
Григорий Семенович – по второму разряду, ценз по личному промысловому налогу, жительство Хамовническая часть в доме Толкачева, в Б.Крестовоздвиженском переулке

ЦГАМ Ф.Р-3830-2-39 Замоскворецкий ЗАГС записи о смерти за 1919 год л.367 запись № 1057 Леонтий Трубин умер 21 марта 1919 в 1-й Градской больнице от воспаления сердечной мышцы, дворник [вот так вот, а был соучредителем предприятия], 34 лет [1885 ? год рожд], холост, проживал в кв.1, похоронен на Рогожском старообрядческом кладбище, заявила уже известная нам Елена Трубина, проживавшая в той же квартире, то ли еще жена, то ли уже вдова...

ЦГАМ Р-3830-10-95 Замоскворецкий ЗАГС записи о смерти за 1922 год
Трубина Елена умерла 3 января 1922 года, по адресу Стремянный переулок 10 кв.1 [бывший собственный дом], вдова, возраст 55 лет [1867 ? год рожд] сообщил о смерти Трубин Зосима (гор Кременчуг 25-я Стрелковая - она же Чапаевская - дивизия); Однако, по некоторым семейным преданиям Иван Михайлович, старший сын, родился в 1882 году, что не очень стыкуется с 1867 годом рождения его мамы....

РГАДА Ф.1501-1-40 Книга записи погребений на Рогожском кладбище 1920 г. апрель – 1925 г.
Трубина Елена умерла 3 января 1922 в возрасте 55 лет от хронического миокардита и похоронена 6 января 1922; документ № 69 Замоскворецкого ЗАГС

Там же, на Рогожском кладбище, похоронена умершая в 1954 году Александра Николаевна - жена Ивана Михайловича и мама 8-ми детей.

Советский период жизни бывших владельцев дома Трубина в Стремянном переулке немного раскрыт в ЦГАМ Ф.Р-2433-4-846 Стремянный пер., 10.
В протоколах собраний жильцов за период с 30.12.1921 по 18.05.1925 в квартире 1 фигурируют, в разное время: и Елена Панкратьевна, и Зосима Михайлович 30 лет на 15.04.1924 (бухгалтер завода Москвошвея),
а также пока таинственные Трубины:
Анастасия Михайловна 24 года на 30.12.1921 и 27 лет на 15.04.1924 (кустарь на дому); действительно, сохранилось фото от 22.12.1946 на котором Анастасия в возрасте порядка 50 лет с дочкой Люсей, с надписью моей бабушки "родная сестра отца", что и эквивалентно дочери Михаила Семеновича...
Иван Михайлович 19 лет на 30.12.1921 и 21 год на 15.04.1924 (безработный) - конечно, это не старший сын...

На этом сведения из источников учета населения заканчиваются. Далее - о том, что изучалось и где ничего не было обнаружено.

Прикрепленный файл: Лукерьино Кусов-Яндекс 2022.JPG
gbyudby
Модератор раздела

gbyudby

Москва
Сообщений: 1751
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 947
И вот что получается...по 4-м установленным местам длительного проживания
1) С 1894 и до покупки собственного дома в 1899 местом жительства Трубина М.С. указан дом Григорьева (Николая Григорьевича, купца, крупного производителя колбас) № 10 в Большом Кадашевском переулке, по геопозиции и по записям в МК это - приход ц. Воскресенской в Кадашеве; последняя ИВ этой церкви - за 1870 год
2) собственный дом в Стремянном переулке 10 - приход ц. Скорбященской в Ямской Коломенской слободе (Фрола и Лавра), ИВ после 1860 годов нет совсем
3) Преображенская в Наливках (аренда дома Машковского во 2-м Спасоналивковском переулке в 1910-х годах) - единственное подававшее надежды дело ф.203-766-551 ИВ Преображенской в Наливках за 1906 оказалось - таблицами на 2-х листах, количества исповедовавшихся по группам населения по церквям Спасоналивковского... Благочиния
4) Вознесенская у Серпуховских ворот (аренда дома Долговой по Б.Серпуховской ул.) - также все плохо, ф.203-772-140 ИВ Вознесенской у Серпуховских ворот за 1915-1916 - дело оборвано по концам дат, списков раскольников и итоговых листов с числом людей и домов нет;
ф. 203-772-139 ИВ Вознесенская у Серпуховских за 1911 и 1913 + ф.2121-1-1695 ИВ той же церкви за 1911, по совокупности - в 1911 в доме Долговой другие люди, в 1913 дома Долговой нет, 1914 год - без начала и соответственно без дома Долговой, раскольников мужчин 8 и женщин 13; перечня раскольников нет нигде.
Лайк (1)
← Назад    Модератор: gbyudby
Вверх ⇈