***
Вот так закончилась история «островного владычества» герцогов Соммарива/Соммарипа.
Пишут, что после потери Андроса в 1566 году Соммарипа «с трудом вернулись в ряды остальной латинской знати греческих островов, не пользуясь никакими дополнительными привилегиями по сравнению с другими». В какой-то греческой статье я прочла, что новым местом жительства потомки фамилии выбрали Наксос. Еще доподлинно известно, что при поддержке монаха
собирателя мифов Согера
в 1680-х гг. праправнук последнего официального правителя Андроса Жана-Франсуа,
Антонио Соммарипа, занимавший должность французского консула на острове Родос,
пытался вернуть права на Андрос, для чего обращался к французскому послу и министру военно-морских дел, но – увы.
Утрата привилегий не помешала господам Соммарипа и далее успешно бракосочетаться – в основном, с аристократами – и активно размножаться, благодаря чему их генеалогическое древо обросло многочисленными побегами. Впрочем, древо это грешит неточностями, и я пишу это не только потому, что
в нем НЕТ известных мне Соммарипа из МОЕЙ семьи: в нем отсутствует куча других найденных в разных заслуживающих доверия источниках персон. И это при том, что на островах однофамильцев этой семьи физически быть не могло.
***
Что еще? Пишут, что со временем
многие латиняне «смешались» с греческим населением, если и не кровно (все-таки для некоторых аристократов подобные союзы были табуированы), то, как минимум, в религиозных обрядах, т.е.
сменили свою католическую веру на православие. Причина могла быть чисто практическая: латинских священников по старой памяти на островах не жаловали, и порой даже служить мессы было некому. Да и османское правительство считало католическую церковь враждебной из-за частых венецианско-турецких войн, а потому какую-никакую поддержку оказывало только православной вере. Результатом такого смешения, в частности, стала
«эллинизация» латинских имен и фамилий: Джорджио стал Георгосом, фамилия Маноли превратилась в Манулиса и т.п.
И об бывшем островном хозяйстве нашлись карапули. К примеру, с середины XVII века
Парос стал этакой базой для пиратов, а в конце века еще и большим ТРЦ, в котором они сбывали свои «приобретения». В 1647 и 1699 гг. на острове бушевали эпидемии, чумы и оспы соответственно. Тут можно предположить, что и соседние острова мадам с косой не преминула посетить… В 1699 году окончилась длительная Критская война (1645-1699), и на Кикладские острова хлынул поток беженцев, среди которых были и представители венецианских семей. А в начале века на Паросе обосновались консулы Англии, Франции и Нидерландов, что, по словам источника, в котором я это прочла, свидетельствовало об интересе иностранцев к острову.
Поскольку смена власти на
Андросе произошла с согласия жителей (фигня, что они потом слезно просили вернуть «всё как было»), остров получил особые привилегии от османского правительства. Андрианцы платили фиксированные налоги, были защищены от любых турецких вмешательств; на острове процветала свободная торговля и были гарантированы права наследования. В XVIII веке на Андросе открылись греческие школы, также в церквях и монастырях священники и монахи преподавали греческий язык и «ценности западного Просвещения».
В общем, жизнь шла своим чередом, без особых перемен и потрясений, до III четверти XVIII века, когда
в Архипелаге вдруг появились русские...