История почти детективная, моё первое завершенное исследование судьбы человека «от колыбели до могилы», в ней есть исчезнувшие из памяти родственников люди, эмиграция, и даже наследство.
Началось все с фотографии. В семейном архиве, доставшемся мне от прабабушки, было фото с подписью «Т
атьяна Ювеналиевна и Николай Михайлович Обухов». Татьяной звали мать прабабушки, сестра Татьяны была замужем за Александром Михайловичем Обуховым. Но о Николае никто из родственников вспомнить не смог. Зная год смерти моей прапрабабушки Татьяны (1905), я предположила, что фото сделано в начале 1900х. Внешний облик Николая Михайловича напоминал классического студента-разночинца, от этого и решено было отталкиваться.
Поскольку вся родня в дореволюционные годы проживала в Москве, поиск начался со штудирования оцифрованных описей
фонда 418 (Московский Императорский университет) ЦГА Москвы. В описи за 1893 г. обнаружился Обухов Николай. И его дело оказалось кладезем информации.
Из дела Николая Михайловича я выяснила, что 8 июля 1873 в Новочеркасске, в семье Титулярного Советника Михаила Степановича Обухова, из потомственных дворян Войска Донского, и Александры Васильевны Крыловой, родились близнецы Николай и Владимир. Обладая талантами в естественных науках и «древних языках», Николай с серебряной медалью окончил Новочеркасскую гимназию, и в 1892 г. поступил в Императорский Университет Св.Владимира в Киеве, на физико-математический факультет. Желая, вероятно, получить более серьезное образование, в 1893 г. он перевелся на 3й семестр физико-математического факультета математического отделения Императорского Московского Университета, и окончил его в 1896 г. Предметы, которым он обучался, не входят в круг моих познаний гуманитария, я просто их перечислю: дифференциальное исчисление, интегрирование дифференциальных уравнений, теория детерминантов и аналитическая геометрия на плоскости, механика точки и механика системы, гидродинамика, сферическая астрономия, всего около 30 предметов.
Теперь в моем распоряжении были даты, студенческое фото, данные о семье и общее представление о человеке. Поиском по сети я обнаружила сайт «Некрополь российского научного зарубежья», со страничкой о моем Обухове
http://www.russiangrave.ru/person?prs_id=291. И тут многое стало ясно – в 1919 г. он эмигрировал в Харбин, затем в США. Потому в семье о нем и «забыли», помнить было опасно. Оставалось прояснить промежуточные этапы. В этом помогли открытые источники (упоминания в мемуарах, оцифрованные справочники и пресса) и архивные дела. Для исследователя-непрофессионала, вроде меня, такой путь оказался наиболее продуктивным. Находить зацепки в открытых источниках, получать конкретику из архивных материалов.
Николай Обухов продолжил образование в Харьковском Технологическом Институте Александра III, втором по значимости высшем учебном технологическом заведении РИ, и получил диплом в 1904 году. Затем отправился в традиционный для дореволюционного студента-дворянина «образовательный» тур по Европе и Средиземноморью – Швейцария, Англия, Бельгия, Италия, Австрия, Германия и Египет, изучал проблемы навигации по Нилу и проблемы ирригации в Палестине. В 1909 году закончил Высшую Электротехническую школу в Париже, и занялся научной и преподавательской деятельностью.
В 1914-1918 гг. был приват-доцентом в Екатеринбургском горном университете, Иркутском университете и Томском технологическом институте, затем стал профессором Владивостокского политехнического института. Как пишут иностранные справочники «Кто есть кто», в 1907-1914 гг. Н.М. также путешествовал по Египту, Палестине и Манчжурии, проводя культурологические и социологические исследования.
А потом – революция. В 1919 году Николай Обухов эмигрировал в Китай (Харбин), и пропал из поля зрения родственников. Документы и фотографии были уничтожены в семьях в период репрессий (один из братьев Николая, Александр Михайлович, дядя моей прабабушки, был расстрелян в 1937м). Но в оцифрованной серии справочников «Весь Харбин» я его нашла – «Обухов Ник.Мих., инженер-электрик и учитель, Большой проспект, 105».
В Харбине Николай Михайлович продолжил преподавать – с 1921 по 1927 был профессором физики и электротехники Харбинского политехнического института. Я нашла мемуары его бывших студентов, по их рассказам можно судить о том, какой это был интересный, образованный и мягкий человек. Вот одна цитата:
«Теперь хочется особо поговорить об ученом, профессоре Николае Михайловиче Обухове. По образованию он был: инженером-механиком, инженером-гидравликом, инженером-электриком! — окончил три института! Вскоре после приезда из России он был назначен деканом Электромеханического отделения. У нас читал: Теоретическую механику, Гидравлику и гидравлические двигатели, Электротехнику слабых и сильных токов. Блестяще эрудированный лектор! Вне стен института мне пришлось слушать его лекцию о р. Ангаре, в исследовании которой он принимал непосредственное участие. Лекция была в 1922 году, и теперь нужно просто поражаться всем данным и особенно его прогнозам о будущем этой реки! Тогда же все было просто откровением! Деликатный и обаятельный человек — таким он остался в нашей памяти!»Благодаря неоценимой помощи
Надежды Егоровой из фондов библиотеки Дома Русского зарубежья я получила сканы страниц журнала «Политехник», издававшегося бывшими харбинцами, с информацией о харбинском периоде жизни Николая Михайловича.
В 1921-26 гг. Николай Обухов по-прежнему путешествовал, теперь уже по Китаю и Японии, изучая местные быт и нравы, писал статьи для научных журналов. Его наследие – более 40 научных работ различной тематики, множество патентов в области электротехники и электромеханики, зарегистрированных в Российской Империи, Франции, Великобритании, Канаде и США. Для примера – несколько названий статей из Харбинского университетского журнала: «Наивыгоднейшая волна. Применение её к определению коэффициента рассеяния электро-магнитных волн. Наивыгоднейшая высота антенны в некоторых случаях»; «Нагревание цилиндрических и некоторых призматических тел. Распределение температуры внутри этих тел», (все на русском яз.); «О генераторе трансформаторе токов высокой частоты» (на немецком языке). Были и другие, более "глобальные" работы: «Генератор - альтернатор средней частоты для радио - телеграфного передатчика с неподвижным разрядником для ударного возбуждения затухающих колебаний и для передачи музыкальных (тональных) сигналов (его теория, расчёт, проектирование и опытное исследование)» и «Генератор - альтернатор высокой частоты для передатчика незатухающих колебаний (расчёт и проектирование его обмотки переменного тока и главных размеров статора и ротора)». В 1924 г. он женился в Харбине на Нине Агишевой, уроженке г.Екатеринбург.
К концу 1920х Харбин стал не слишком уютным местом для русских эмигрантов. 9 мая 1927 г. Николай Михайлович с женой на канадском лайнере «Императрица России» прибыли в Канаду, откуда отправились в США. Их имена я нашла в оцифрованных судовых ролях и иммиграционных документах. Защитив в 1929 г. докторскую диссертацию при Калифорнийском технологическом институте, Николай Михайлович Обухов был принят на должность профессора электротехники в Сельскохозяйственном и механическом колледже Оклахомы, г.Стиллуотер.
Отмечу, что не имея привычки к поиску эмигрантов, поначалу продвигалась я не быстро, не сообразила, что вариантов транскрипции русской фамилии может быть очень много. Как оказалось, в найденных мной документах и прочих письменных источниках фамилия Обухов встретилась не менее, чем в пяти вариантах: Oboukhov, Obouhov, Oboukhof, Obouhoff, и даже стилизованной под ирландскую - O`Boukhov.Сайт университета Оклахомы оказался бесценным источником информации. В университете издавали свою газету и ежегодники, все это оцифровано. По текстам публикаций я выяснила, как и чем жил в Оклахоме Николай Михайлович.
Параллельно с преподаванием он продолжал научную деятельность, изучал философию и социологию, состоял членом научных сообществ, делал доклады на собраниях Оклахомской Академии наук, в 1941 г. был избран ее вице-президентом, писал статьи самой разной тематики. Например, в Юго-западном социологическом журнале - статья «Racial Origin of the Russian People», в Ежемесячном Бюллетене Оклахомского колледжа – «Relations of technology to humanism in Goethe's Faust and in the works of Saint-Simon». Научной деятельностью и публикациями он занимался вплоть до последних дней жизни. Одна из последних работ – «Empirico-logical and teleological factors in engineering», запись его доклада в Гарварде.
Очевидно, что человеком Николай Михайлович был крайне эрудированным, увлекающимся, прекрасным преподавателем и серьезным ученым. И даже музыкантом - состоявшимся пианистом, обладавшим прекрасным баритоном. В студенческой прессе не раз упоминалось его имя в программах концертов. В университете он считался главным специалистом по истории России (студентом имел счастье посещать лекции самого Ключевского). Уехав из России, он никогда о ней не забывал. Регулярно выступал с открытыми лекциями в студгородке, как на исторические, так и на политические темы, особенно в период 1941-1945 гг. К сожалению, у них с женой Ниной детей не было… Не знаю, пытался ли он связаться с оставшимися в СССР родственниками. В иммиграционных документах постоянным адресом указана квартира его родителей в Москве. Профессор Обухов скончался 30 июля 1950 г., в возрасте 77 лет, в Стиллуотере, штат Оклахома. Жена Нина пережила его на 6 лет, и скончалась в 1956 г., они похоронены рядом.
Через год после смерти Николая Михайловича студенты и преподаватели вручили Нине памятный знак, так из студенческой прессы я получила фотографию Нины. После смерти Нины, по ее завещанию, наследство в размере 17 тысяч долларов отошло ее сестре, Александре Николаевне Смоленской, жительнице г. Свердловск, об этом тоже написали в университетской газете. Что стало с прочей собственностью, я не знаю. Но в архиве университета Оклахомы хранится коробка с личными вещами профессора Николая Михайловича Обухова, мне известен даже номер стеллажа. Надеюсь, однажды и эту последнюю тайну мне удастся узнать – что же оставил профессор будущим поколениям…