⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Балта Подольская губерния, Балтский уезд, г. Балта
|
Вперед → | Модератор: Irena1607 |
Irena1607 Модератор раздела Москва Сообщений: 85 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 298 | Балта – уездный город, расположен при запруде болотистой речки Кодымы, впадающей в Буг и разделяющей город на две части. По народонаселению (по переписи 1897 г. 23.393 жителя) и по торговле – один из значительных городов губернии. В средней части города вымощенные улицы представляют ряды хороших каменных двух и одноэтажных домов, крытых жестью и гонтой. Далее к окраинам идут еврейские лачуги, а на склонах холмов, справа и слева вдоль по течению реки, ютятся мещанские жилища, большей частью крытые соломой; среди них виднеются паровая мельница, мыловаренный и винокуренный заводы, маслобойня, кирпичные заводы, очистной водочный склад, склад земледельческих орудий и тому подобное. В лучших домах помещаются правительственные и городские учреждения. Среди пёстрой массы домов высится несколько православных храмов. С восточной стороны город соединяется с сёлами – Бендзарами и Андрияшевкой, с западной же – с приписным к собору селом Миронами. Балта соединена почтовый дорогой с городом Ольгаполем и шоссейной с станцией «Балта» Елисаветградской ветки на протяжении семи верст; от губернского города в расстоянии 319 верст. Климатические условия города Балты с скученным народонаселением не могут быть благоприятны для здоровья. Очагом разных болезней, часто посещающих город, служит речка Кодыма: она после весенних половодий образует в более глубоких местах озёра, которые зарастают летом камышом, покрывается плесенью издают зловоние. Почва возвышенных мест и окрестных полей состоит из смеси чернозёма с песком. Балта – город не древний. В первой половине 18-го века владелец обширных земель на Побережье (юго-восточной части Брацлавщины, князь Иосиф Любомирский, основал на левом берегу реки Кодымы замок и поселение под именем «Юзефгрода». На противоположном (правом) берегу, принадлежавшем к турецким владениям, образовалась также поселение, называвшееся Балтой и прославившиеся тем, что было поводом к русско-турецкой войне. Во время Барской конфедерации в 1768 году отряд конфедератов, убегая от русских войск, посланных русским правительством для усмирения внутренних междоусобий Польши, укрылся в турецком поселении Балте. Русские войска, в погоне за конфедератами, вошли в Балту и сожгли поселение. Это послужило поводом к первой русско-турецкой войне, бывшей при императрице Екатерине II. При присоединении Подолии к России в 1793 году, город Юзефгрод с другими землями был куплен казной у владельца князя Любомирского, и в 1795 году Юзефгрод и Балта соединены в один город под названием Еленска, который и стал уездным городом бывшей Вознесенской губернии; но в 1795 году Вознесенская губерния была упразднена, а город Еленск присоединен к Подольской губернии, с восстановлением прежнего название Балты для всего города, и тогда же назначен уездным городом, каким состоит и доныне. Мещан в настоящее время до 3000 душ обоего пола; они, не владею землей, ведут торговлю съестными припасами, кожами, свиньями и свиным салом, которым снабжают город Одессу. Сапожное (в большинстве), кузнечное, столярное и кушнирское ремёсла преобладают в Балте над другими. Земледелием занимается меньшинство, снимая в аренду городские земли. Годовая ярмарка (в конце мая) некогда славилась пригонявшимися сюда табунами лошадей. В числе жителей есть много и раскольников, поселившихся здесь ещё в 18-м веке. Они здесь имеют свою часовню святого Макария, несколько молелен и своего лже-епископа. В Балте два прихода, разделённых рекой Кодымой: на левой стороне приход соборной церкви, на правой – Николаевской церкви. 1. Собор. Существующий ныне соборный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы заложен в 1803 году, по благословению Архиепископа Подольского Иоанникия, старанием настоятеля собора, протоиерея Товстицкого и церковного старосты Иоанна Томпофольского; окончен и освящен в 1816 году. Здание крестообразное, с одним куполом. Справа устроен придел во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Колокольня при церкви до 1830 г. была деревянная, затем построена существующая в настоящее время колокольня каменная, на коей восемь колоколов (наибольший весом в 65 пудов). Раньше, до постройки нынешнего собора, была в другом месте деревянная церковь во имя святого Архистратига Михаила, построенный в 1730 году. На месте бывшего храма ныне находится ветхая деревянная каплица. В настоящее время предположено строить новый соборный храм, на что есть уже и суммы. К собору состоит приписным Покровский храм села Миронов – деревянный, однокупольный, с пристроенной к нему в 1895 году колокольней. Купола и крыша крыты жестью. Земли церковной соборной 33 десятины (наделена в 1828 году.) и 32 дес. пахотной земли приписного к собору села Миронов. Кроме пахатной, собору принадлежат: а) усадебной пустопорожней 2 десят.; б) усадьба, пожертвованная женой чиновника Беляевой, около 85 кв. саж.; с) усадьба бывшего Балтского Духовного Правления, в количестве 1200 кв. саж., где построен на попечительскую сумму дом для настоятеля собора 1867 году. На погосте собора находится два каменных дома, которые заняты квартирами диакона и псаломщиков. Кладбищ два, отстоят от собора на расстоянии 1/2 версты, обнесены деревянной оградой и на них выстроены деревянные домики для сторожей. В 1880 году при соборе открыта церковно-приходская школа. Она, просуществовав четыре года, была закрыта, а 21 ноября 1896 года было вновь открыта; помещается ныне в одной из комнат церковного дома. В приписном к собору селе Миронах церковно-приходская школа с 1849 года. Эта школа помещается в собственном деревянном крытом гонтою доме, в котором, кроме классной комнаты, есть помещение и для учителя. 2. Приход Николаевской церкви города Балты занимает южную часть города, отделенную от соборного прихода рекой Кодымой. Почва прихода песчаная, а хлебопахотные поля – чернозёмные и суглинистые. Отсутствие леса иногда вредно сказывается для полевого хозяйства; особенно при летней жаре ничем не защищенные поля подвергаются «запалам». По присоединении города Балты к России, в Николаевском приходе население было очень незначительное. Так, в 1815 году было всего 111 душ мужского и 97 женского пола; ныне населения православного 849 мужского и 773 женского пола, раскольников 1470 обоего пола, евреев 2340 обоего пола, католиков 63 обоего пола. Раскольники живут замкнутой жизнью, чуждаются других национальностей и иноверных лиц; все почти принадлежат к секте поповцев, разделившихся с 1847 года на два толка: часовенных и молельных, или иначе - приемлющих окружное послание лже-епископа Антония и не приемлющих такового. Безпоповцев есть две-три семьи, живущих особняком и не соединяющихся с раскольниками других толков. Поповцы часовенные имеют у себя благоустроенный храм, совершенно схожий по внешнему виду с православным. У раскольников неокружников есть тоже свой молитвенный дом. Устроенный в том же дворе обширный дом, предназначеный-было для молитвенного храма, правительством не разрешен. Раскольники имеют здесь своих лже-священников, а у неокружников есть даже лже-епископ, живущий в Бершадской слободе. Члены иерархий у раскольников нисколько не отличаются от своих пасомых ни образом жизни, ни степенью умственного образования, ни даже внешним видом. Николаевская церковь кирпичная, построена в 1824 – 1828 годах по благословению Архиепископа Подольского Ксенофонта, усердием священника Феодосия Левицкого и церковного старосты Петра Соколова. До построения настоящего храма, на том же месте, только несколько восточнее его, стояла раньше деревянная церковь, построенная в прошлом столетии, но за ветхостью, по окончании постройки нового, разобрана; на месте престола поставлен каменный крест. Нынешняя церковь зданием кирпичная, однокупольная, с колокольней, покрыта железом. Иконостас 1869 года; с правой стороны стоит в киот древняя икона святителя Христова Николая, чтимая народом, как благодатная. Кладбище отстоит на 1/2 версты от прихода в южном его направлении, обнесено дощатой оградой. На кладбище устроена церковь во имя Всех Святых, кирпичная. Первоначально здесь была каплица, устроенная полковником Л. Лабунцовым над погребенным здесь его сыном; каплица эта переделана в церковь 1869 году. На кладбище покоится бывший священник Николаевской церкви Феодосий Левицкий, известный своей благотворительной и просветительной деятельностью. Памятник на его могиле представляет четырёхугольную продолговатой формы каменную плиту с стоячим чугунным решетчатым крестом. Церковные земли 36 д. 1800 с.; дом для священника на погосте, устроен с 1850 году на церковные средства. На кладбище устроен дом для помещения двух псаломщиков. Церковно-приходская школа с 1878 года, помещается в церковном доме. Имеет строится собственное помещение школы, на что уже есть средства. В 1898 году умерший Балтский второй гильдии купец Николай Краснокутский завещал на школу 6676 р. в память священника Феодосия Левицкого и кроме того свой дом с усадьбой, имеющий поступить в ведение школы после смерти вдовы Е.С. Краснокутской. В приходе находится Странноприимный дом имени священника Феодосия Левицкого, обеспеченный недвижимым имуществом и капиталом. 1901 г. Источник – Труды Подольского Епархиального историко-статистического комитета (выпуск 9) «Приходы и церкви Подольской Епархии» Каменец-Подольск 1901 г. |
Лайк (3) |
Вперед → | Модератор: Irena1607 |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Irena1607 » История и география родных мест предков » Балта [тема №113714] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |