Метрики, ревизии, исповедки и другие документы учета
|
В России первые сведения о переписях населения относятся ко времени татаро-монгольского нашествия; они проводились для того, чтобы больше собирать дани. Первая перепись, произведенная татарскими «численниками», относится к 1245−1246 гг., она охватывала южную часть Руси. Вслед за ней было произведено еще три переписи. Налоги брали «со двора», «с сохи», «с мужа», «с дыма». От дани освобождались только служители религий. С конца XV века на Руси, сначала в Новгородских землях, а позднее по всему Московскому государству распространяется новый вид учета — сошное письмо (по количеству сох в хозяйстве). Наибольшее развитие такой учет получил в XVI—XVII вв., когда переписи становятся постоянными. Генеральная перепись всего Российского государства — «Большое письмо», проводилась долго, в 1590-х, 1620-х — 1630-х, 1646-м, и 1676−78 годах. Помимо описи всех дворов, обязанных платить налоги, в начале XVII века (перепись 1620 — 1630 гг.) были составлены так называемые «Дозорные книги», где описывались хозяйства, пострадавшие и разоренные в Смутное время. Дозорная книга — разновидность писцовой (иначе межевой) книги. Термин «дозор» означает «проверку», «обход», «осмотр». Дозорные книги составлялись писцами («дозорщиками») в XVI—XVII веках в России, по челобитью местного населения Писцовые, переписные и дозорные книги составляли в 16-17 веках. Они содержат посемейные списки мужского налогооблагаемого населения, с указанием возраста. Для начала определимся с понятиями - документы XVII-XIX веков
1. Метрики (метрические книги - МК) Это книги регистрации рождений, браков и смертей, которые велись в Российской империи в XVIII – начале XX веков. Записи в этих книгах делали обычно служители той конфессии, к которой относилась семья: священник, пастор, мулла или раввин. Все метрические книги включают в себя три раздела: о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Записи о рождении вносились в 1-ю часть метрической книги во время крещения. Они содержат дату крещения, имя ребенка, родителей (либо только отца) и восприемников — крестных родителей (во многих случаях это были родственники, что может быть очень полезно в генеалогических поисках). Во 2-ю часть книг вносились данные о бракосочетавшихся с указанием возраста брачующихся, их вероисповедания, кол-ве браков и фамилии поручителей по жениху и невесте, коими могли быть и родственники. В 3-ю часть вносились записи об умерших, с указанием возраста и причины смерти, а также место погребения. Подробнее о ведении метрических книг разных конфессий и их особенностях можно почитать в интернете.
2. Ревизии (ревизские сказки - РС) Это переписи податного (то есть обязанного платить налоги) населения, которые составлялись в XVIII – середине XIX веков. Переписи — ревизии — проводились для учета населения, их результаты фиксировались в специальных документах — ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных. Ревизские сказки составлялись на определенный населенный пункт или его часть (если в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи, имя того, кто ее проводил (помещик или староста) и секретаря. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец — его полное имя и чин. Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.
3. Исповедки (исповедные росписи - ИВ) Это ведомости (посемейные списки с указанием возраста), которые ежегодно составляли православные священники для учета прихожан, бывших в этом году на исповеди и причастии. Похожие по форме списки прихожан встречаются среди документов, связанных с католиками и лютеранами. Каждый православный христианин должен был хотя бы раз в году исповедаться и причаститься Святых Тайн (обычно это происходило во время Великого Поста перед Пасхой, а если по какой-то причине прихожанин не мог быть на исповеди в этот период, он должен был исповедаться во время Петрова или Успенского постов). В исповедные росписи все прихожане записывались по сословиям. Для каждой семьи приводился полный ее список: глава семьи, его жена, их дети, внуки и другие люди, с ними живущие. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось вдовство оставшегося. В росписях велась сплошная нумерация людей, раздельная для мужчин и женщин. Без номера в исповедные ведомости вносились неправославные члены семей.
Не все документы перечисленные выше сохранились до нашего времени в идеальном порядке, некоторые совсем не сохранились. Поэтому, если сохранились все три вида за нужный год - считайте, что Вам повезло несказанно. Сейчас, по некоторым архивам, появилась возможность просматривать эти документы не выезжая в сам архив, но таких - единицы.
| |
Текущий рейтинг темы: Нет |
|